На вопрос недоумевающего Пророка Исполин отвечает: да, Я исполнен истоптания, или – Я совершенно весь покрыт брызгами от истоптания, и только Я один, ибо не было со мною никого другого при этом деле. Но это истоптание совершилось не над виноградом, а над людьми – врагами... В ярости моей Я попирал их и втоптал их в прах, а кровь их низвел в землю; при этом и все одежды свои намочил в крови врагов, как бы при топтании винограда в точиле. – Все это совершилось так потому, что настал день воздаяния врагам и подоспело время избавления угнетенных ими сынов Божиих (ст.16–18), подобно тому, как в определенное время года снимают зрелый виноград, в назначенный день складывают его в точило и вытаптывают из него сок. 5–6. Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня: и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их». (И воззрех, и не бе помощника: и помыслих, и никтоже заступи: и избави я мышца моя, и ярость моя наста: и попрах я гневом моим и сведох кровь их в землю). В таком великом и трудном деле, как одоление и истребление врагов Церкви, Исполин-ратоборец был один: Он обозревал мир, но не нашел в нем Себе помощника, и размышлял о том, но никто не заступил (поддержал) Его, как некогда Моисею помогал Аарон и заступал (поддерживал) его перед Фараоном, и как Моисею и Аарону помогал Ангел Иеговы, истребляя первенцев Египетских (ст.9). И вот, только своею силой Он совершил дело своего гнева – одолел врагов Церкви, попрал их ногами своими, а кровь их излил на землю, подобно тому, как кровь животных, заколаемых на жертвеннике всесожжений, изливалась на землю. Таким образом, народы враждебные Церкви Божией, явились жертвой гнева Божия. Так все это совершил Сам и один только Исполин – Победитель, ибо Он есть Сам Господь Спаситель (ст.9), Бог крепкий, владычество Его на раменах Его и умножению владычества Его нет предела (гл.9:6–7). 7–8. Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих. Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для них Спасителем. (Милость Господню помянух, добродетели Господни во всех, имиже нам воздает: Господь, судья благ дому Исраилеву, наводит нам по милости своей и по множеству правды своея. И рече: не людие ли мои? чада, и не отвергнутся. И бысть им во спасение от всякия скорби их).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но и Бог, знающий их сокровенный образ мыслей, тем большую премудрость обнаружит в противлении им, так что против Него уже никто не придумает средств, ни у кого не достанет сил защищаться. Он наведет жестокие бедствия, во исполнение своего слова, которое изрек через пророка (гл.30:2–3,7–17). Он восстанет против злых, т.е. озлобленных противников Его слова и против домов или родов и семейств их; Он восстанет и против тщетной надежды их, а именно – против Египтян, и покажет, что они, несмотря на свою храбрость и вооружение, суть люди, и, следовательно, слабы и смертны; а также и кони их суть плоть, а не дух, и, следовательно, легко погибают или от палящего солнца, или от знойного ветра... И вот Господь наведет руку свою на них – на коней и всадников, а именно – действием своего могущества, посредством молнии или жгучего ветра, или землетрясения поразит их так, что все они изнемогут и погибнут, как защитники египтяне, так и защищаемые иудеи (гл.30:27–28,30–31,33). Это грозное слово пророка легко могло напомнить обличаемым слушателям то отдаленное, но достопамятное событие, когда Господь простер руку Свою на Красное море и потопил в его пучине Фараона со всем войском его – с конями и всадниками. А воспоминание об этом должно было поколебать надежду евреев на Египтян и укрепить упование на Бога. 4. Ибо так сказал мне Господь: как лев, как скимен, ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнется и множеству их не уступит, – так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его. (Занеже тако рече мне Господь: якоже возревет лев, или львичищь о ловитве, юже имет, и возопиет над нею, Дóндеже наполнятся горы гласа его, и победишася и множества ярости убояшася: тако Господь Саваоф снидет на гору Сионю и на горы его воевати). Когда лев выходит на добычу, устремляется на выбранное им животное, хватает его с яростью, становится на него передними лапами и страшно ревет над жертвой своей кровожадной алчности, так что этим ревом оглашает окрестность и переливающимся эхом наполняет горы; то бедное животное, схваченное его когтями, замирает в его лапах от одного страха и делается неизбежной добычей страшного хищника, не смотря на крики многих пастухов, ибо лев совсем их не боится.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но неверие и лицемерие Ахаза очевидны. Если он так твердо помнит закон Божий, то для чего же так страшится царей – язычника Раассона и законопреступного Факея, и заботится о средствах защиты? Впрочем, Ахаз не говорит, что не желает видеть знамения для своего успокоения, он только не решается просить того, что запрещено законом, а желание видеть знамение еще как будто кроется в его сердце… 13. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? (И рече [Исаиа]: слышите убо, доме давидов: еда мало вам есть труд даяти человеком, и како даете Господеви труд?) Ахаз был встревожен, взволнован и озабочен так, что никто не мог его успокоить: начались приготовления к защите города и совещания князей о средствах обороны, являлись планы заключить союз с могущественной Ассирией. Но все это только порождало новые и большие затруднения ( 2Пар.28:16,20–21 ). Желая вывести царя из этих затруднений, пророк от имени Божия предлагает ему знамение, для уверения, что замыслы врагов-союзников ничтожны. Царь не принимает знамения и таким образом затрудняет даже Бога, в лице Его пророка, которому при этом уже трудно успокоить царя. Но Господь, утешая народ и обличая царя, открывает через пророка, всему «дому Давида», что обетование Божие Давиду об «устроении его дома, упрочении царства и утверждении престола на веки» ( 2Цар.7:11–16 ), останется неизменным и при настоящих тревожных обстоятельствах, как бы они опасны ни были. Пророк изрекает знаменательное и утешительное откровение о том лице, которому будет принадлежать царственная власть над народом Божиим впоследствии, когда действительно прекратится род царей из «дома Давидова» и отойдет скипетр от колена иудина ( Быт.49:9–10 ). 14. Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. (Сего ради даст Господь сам вам знамение: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя ему Еммануил). Ахаз не просит знамения, но, обличая лицемерное нежелание царя, Господь Сам дает знамение, насколько утешительное для «дома Давидова», настолько же и грозное для Ахаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но при этом не подумай, что я говорю это по тщеславию или самонадеянности; я говорю это потому, что желаю показать тебе, какое великое значение ты имеешь для меня, ибо я предпочитаю подвергнуться опасным нападениям людей ученых, чем отказать в чем–либо тебе, когда ты настоятельно просишь. Потому заклинаю тебя, чтобы ты объяснял поспешностью работы, а не отсутствием знания те места, в которых речь моя явится неискусной и слог мой не обнаружит обычной легкости и красоты, и чтобы ты передал один список девственнице Христовой Принципии, которая просила меня составить толкование на книгу Песнь Песней; от этого труда я был удержан продолжительной болезнью и теперь возлагаю надежду на будущее. Если ты возьмешь на себя обязательство (hac te lege constringens) доставить ей то, что написано для тебя, то и она также в своем книжном шкафу уменьшит [для тебя] то, что должно быть написано мной потом для нее. КНИГА ПЕРВАЯ Глава I. — Стих 1: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. — У пророка Исайи мы читаем: род Его кто изъяснит? Не будем поэтому думать, что евангелист [или : Евангелие] противоречит пророку в том смысле, что евангелист начинает излагать то, что, по слову пророка , изложить невозможно; потому что у первого, — пророка, — говорится о рождении по божеству, а у второго, — евангелиста, — о воплощении. А начал он с плотской стороны для того, чтобы через человека мы начали говорить о Боге. Стих 2: Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его. — Здесь порядок такой, в котором предки следуют за потомком; но здесь евангелисту необходимо было сделать перемену. Действительно, если он сначала поставил Авраама, а потом — Давида, то ему снова нужно было повторить Авраама, чтобы далее показать порядок происхождения. Вот почему он, пропустив остальных, назвал Спасителя первоначально сыном только этих [двух], потому что только этим двум дано обетование о Христе, — [именно]: Аврааму говорит: и благословятся в семени твоем все народы и Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем . Стих 3: Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама. Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона. — Необходимо обратить внимание на то, что в родословной Спасителя не указывается ни одной святой женщины, а упоминаются только такие из них, которых порицает Священное Писание, чтобы показать, что Пришедший ради грешников, происходя от грешников, изгладил грехи всех. Поэтому и в следующих стихах указывается на моавитянку Руфь и Вирсавию (Bethsabee), жену Урии. Стихи 4–8 : Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама. — Вышеупомянутый Наассон есть родоначальник племени Иуды, как мы читаем в книге Чисел .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Обширностью книги пророка Иеремии преодолевается наше намерение говорить хотя кратко, но много. И настоящая шестая книга Толкований на Иеремию будет содержать обетования таинственные которые, по мнению Иудеев и наших иудействующих, исполнятся в кончину мира, так как они не могут доказать, что они исполнились еще при Зоровавеле. Мы же, следуя авторитету апостолов и евангелистов, и в особенности апостола Павла, показываем, что все, что телесно обещается народу Израильскому, духовно исполнилось и теперь исполняется на нас. Между Иудеями и христианами нет иного разногласия кроме того, что тогда как и они и мы веруем в обетованного Христа, Сына Божия, мы думаем, что будущее исполнилось во Христе, а они – что еще исполнится. Поэтому мы, верующие, что Христос уже пришел, необходимо должны признавать, что предсказанное о времени Христа исполнилось и что мы те сыны Авраама, о которых написано: может Бог от камения сего воздвигнути ми чада Аврааму ( Мф. 3, 9 ), которому было обетование: и благословятся о семени твоем вси языцы, говоря об исполнении какового обетования во Христе сосуд избранный сказал: не глаголет: и семенем, яко о мнозех, но яко о едином: и семени твоему, иже есть Христос ( Гал. 3. 16 ). Помолись же, брат Евсевий, Господу Иисусу Христу, чтобы с тем же трудолюбием и благодатию Духа, с какими истолковали мы обетования и других пророков и в особенности Исайи, мы смогли изъяснить и обетования сего пророка, который сколько представляется простым и легким в выражениях, столько же весьма глубок в величии мыслей. Гл. XXX. Ст. 1–3. Слово, которое было Иеремии от Господа, говорящее: так говорит Господь Бог Израилева: напиши себе все слова : которые Я говорил тебе, в книгу. Ибо вот приходят дни, говорит Господь, и Я возвращу народ мой, Израиля и Иуду, говорит Господь, и возвращу их (или посажу) в землю, которую дал отцам их, и будут владеть ею. Тогда как лжепророки в Вавилоне обещали, что народ, взятый в плен с Иехониею, скоро возвратится, и тогда как Анания, сын Азура, тоже проповедывал в Иерусалиме, пророк Иеремия утверждал, что хотя это исполнится, но не в течение двух лет, как они лгали, а по окончании семидесяти лет. В это время пророку Иеремии повелевается написать в книге и передать потомству, что Господь предвозвещает в будущем. Этим показывается, что вовсе не близко время пророчества, но спустя много времени исполнится то, когда Израиль и Иуда возвратятся в землю свою и совершится предсказание Иезекииля, что два жезла будут соединены и будет управлять ими царь Давид, о котором он пишет: и раб мой Давида, князь в среде их, и пастырь един будет всех (Иезек. 37, 24). Поэтому то, что мы сказали о том пророчестве, тоже должно разуметь и относительно настоящего места, особенно когда Иезекииль в Вавилоне, а Иеремия в Иерусалиме пророчествовали об одном и том же и в одно и тоже время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Они думали, что так отделив народ от Иерусалима и его храма, можно обеспечить свою независимость и увеличить могущество. Посеянное ими зло сильно привилось к Израилю, глубоко пустило корни в его жизнь и быстро расцвело: уже при Ахаве идолослужением Ваалу и Астарте увлеклось почти все царство Израильское... Зло принесло свои естественные плоды – бедствия, а заботливое распространение его умножило и усилило эти бедствия. Не замедлило наступить и время жатвы – собирания плодов «иноверного насаждения " … Но в день собирания получилось не обилие жатвы и не великая радость о таком обильном сборе плодов, напротив – бесчисленное множество бедствий и лишений, а соответственно тому, и скорбь жестокая: вместо самостоятельности и благоустройства настали всеобщий плен народа и совершенное разорение страны. К тому неизбежно привели забвение о Боге и Его храме, непокорность преемника престола Давидова и союз его с Сирией. Однако это бедственное время было как бы ночью, после которой, по обетованию пророка, наступит радостное утро благословенного дня, когда Израиль насеет добрые семена – начала истинной веры – и уже несомненно соберет добрые и обильные плоды, настолько обильные, что оставит их в наследие своим отдаленными, потомкам. 12–13. Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды. Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им и они далеко побежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря. (О, люте множеству языков многих! аки море волнующееся, тако смятетеся, и хребет языков многих яко вода возшумит: аки вода многа языцы мнози, аки [шум] воды многия нуждею носимыя: и отвержет его и далече поженет его, аки прах плевный веющих противу ветра, и яко прах колесный буря возносящая). Бедствия народа быстро наступают; враги не медля близятся… Близкое будущее для пророка является как бы настоящим: он уже слышит наступление войска: ему слышится шум, это обращает его внимание; шум от движения многих народов возбуждает тревожные опасения; враждебные племена ревут, как сильные воды, это грозит непреодолимым, беспощадным разрушением и производит в душе жестокую скорбь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Под воздействием Духа Божия, пророк говорит так, как бы говорил Сам Бог: Дух Божий и дух пророка, слово Божие и слово пророка нераздельны. Свыше вдохновенный пр. Исаия ясно представляет будущее, как бы видит настоящее, он умственными очами созерцает воплощение Бога от Девы из дома Давидова, и обрадованный тем торжественно произносит величественное слово, содержащее в себе судьбы веков «Се»... вот – событие действительное, вечно истинное, непреложное как вечный Божий совет «Дева во чреве приимет»... Совершению знамения Божия послужит совершеннолетняя и целомудренная Дева. Если сия Дева послужит Богу для исполнения знамения, то Она, как посвященная Богу, уже не должна знать мужа. Как дева и без мужа, Она зачнет не отвне, а во чреве, – по непосредственному воздействию творческой силы Всевышнего на чистую природу Девы. «И родит сына»... От чистейшего и совершеннейшего существа Девы, по действию силы Всесовершенной, родится существо совершеннейшего пола сын. Сей Сын Девы и Сын Божий, как лицо чрезвычайное по рождению, совершеннейшее по свойствам, божественное по природе, будет наименован знаменательно. «И нарекут имя Ему: Еммануил». Имя Емманулл по еврейскому произношению Имм ану эль, что значит: С-нами–Бог, точнее: в союзе с нами Бог, определяет богочеловеческую природу благодатного Сына Девы и знаменует верность Бога своему завету с домом Давида: Бог всегда пребудет в союзе с домом и царством Давида, поточу, что в царственном племени Давида от Девы родится Богочеловек – Спаситель и Владыка всего мира. 15. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе. (Масло и мед снесть, прежде неже разумети ему изволити злая, или избрати благое). Чрезвычайный и знаменательный Сын Девы по природе и имени, будет и воспитан необыкновенным и знаменательным образом: в младенчестве своем Он будет питаться молоком и медом, – тем, что совершенно чисто по составу, а не вином и мясом, в чем есть нечто нечистое и чем не питался первозданный Человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Поэтому, дает понять Рапсак, Езекии и подданным его предстоит неизбежное рабство; и в этом заверяет более всего неуверенность в себе и надежда на помощь египтян, на их коней и всадников. 10. Да разве я без воли Господней пошел на землю сию, чтобы разорить ее? Господь сказал мне: пойди на землю сию и разори ее. (И ныне еда без Господа приидохом на страну сию, воевати на ню? Господь рече ко мне: взыди на землю сию и погуби ю). Надеясь окончательно поколебать мужество Езекии и народа и довести его до отчаяния, Рапсак с решительностью заявляет, будто сам Господь повелел ему идти на Иудею и разорить её. И это, по-видимому, подтверждалось тем, что ассирийцы действительно разорили укрепленные города Иудеи и овладели теми (ст.1). Однако несомненно, что Рапсак говорил неправду, так как вскоре потом Господь сам, через пророка Исаию, обличает его и определяет страшное наказание (гл.37:23–24,33–36). Но Рапсак знал произнесенное ранее задолго до этого пророчество Исаии о том, что Иудея будет опустошена ассирийцами (гл.7:17–25; 8:7–8). При общении иудеев с ассирийцами, Рапсак легко мог узнать это пророчество и, видя его точное осуществление, мог признать и объявить себя посланником Божиим; а при этом, как бы из уважения к Богу, произносил слова повеления Божия на священном еврейском языке (ст.11), что всегда нравилось и народу; говоря так, Рапсак придерживался отчасти даже подлинных выражений пророчества Исаии (ср.гл.8:7–8). 11. И сказал Елиаким и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что мы понимаем, а не говори с нами по-иудейски, вслух народа, который на стене. (И рече к нему Елиаким и Сомнас книгочий, и Иоах: глаголи к рабом твоим Сирски, разумеем бо мы: а не глаголи к нам Иудейски: и Вскую глаголеши во ушы человеком седящим на стене?) При общении иудеев с ассирийцами, Рапсак легко мог узнать иудейский язык – то наречие, на котором говорили в Иерусалиме и которое, вероятно, представляло собой еврейский язык в более чистом и правильном виде (как язык книги пророка Исаии), нежели тот же язык в говоре населения северных областей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пророк, покорный воле Божией, нарушает обыкновение и в течении трех лет ходит «нагим и босым» (ср.ст.3). Не могло быть странным, что Господь дал такое повеление пророку: необычайный поступок пророка не оскорблял чувство стыда его современников. Вообще говоря, ходить в одной сорочке считалось неприличным, постыдным, но, по необходимости, в разных обстоятельствах, евреи иногда ходили без верхней одежды ( Исх.12:34 ). И пророк Исаия не был совершенно обнаженным, он снял только «вретище с чресл своих». Со времен Самуила, пророки имели обыкновение, вместо верхней одежды, покрывать себя еще «вретищем». Это был широкий плащ из жесткой, иногда власяной, ткани, так называемая милоть. В этой одежде пророки являлись к народу, но дома оставались и без неё. Так о царе Сауле говорится, что он пророчествовал «нагой», т.е. без царской мантии ( 1Цар.19:24 ). О царе и пророке Давиде также говорится, что он, при перенесении ковчега завета на Сион, скакал и играл «нагим», но не в полном значении этого слова: он «был одет в виссонную одежду, на нем был еще и льняной эфод» ( 2Цар.6:20 ; 1Пар.15:27 ) 44 . Так и относительно пророка Исаии надо понимать, что он, вопреки пророческому обыкновению, ходил только в одном нижнем платье – хитоне, без верхнего – без мантии или милоти. Притом пророк ходил и босым – без «сандалий» (обыкновенная кожаная обувь, состоящая из одних подошв, прикрепляемых ремнями к голени ноги). И этого было вполне достаточно для цели – предызобразить народу предстоящую судьбу Египтян и Эфиопов. 3–4. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. (И рече Господь: якоже ходил раб мой Исаиа наг и бос три лета, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и ефиопляном: яко такожде отведет царь Ассирийск плен Египетск и ефиопск, юношы и старцы, наги и босы, откровены во стыдение Египту).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ст. 4. И дам отроков в начальники их. Если от лица пророка говорится: ибо вот Властитель Господь воинств отнимет от Иерусалима и от Иуды сильнаго и сильную: все подкрепление хлебом и все подкрепление водою и прочее: то каким образом теперь тот же пророк говорит: дам отроков в начальники их, и женоподобные будут господствовать над ними? Итак по обычаю пророческому, в то время, как говорит пророк, вдруг Бог вещает чрез пророка от Своего лица и говорит: дам отроков в начальники их; ибо отнявши то, что прежде Я дал им и во гневе лишивши их всего этого, как доброго, теперь наоборот, Я дам им злое. Я отнял старца, и пятидесятника, и дивного советника, и мудрого строителя, и разумного слушателя и проч., вместо них дам им отроков в начальники. Ибо потерявши такого старца, на какого указала предшествующая речь, и каковым и Авраам первый назван был старцем, они справедливо получают юношей в начальники. О них и в Экклезиасте читаем: горе тебе граде, в немже царь твой юн, и князи твои рано ядят. Блаженна ты, земле, ея же царь твой сын свободных ( Еккл. 10:16, 17 ). Таков был царь юноша Ровоам, сын Соломона, последовавший советам молодых ( 3Цар. 12 ), юноша не потому, чтобы он был молод по возрасту, а по мудрости; напротив, повествуется, что он принял царство, имея более сорока лет. И, наоборот, Соломон был двенадцати лет, когда принял власть, но так как имел мудрость, то поэтому не назван молодым. Ибо в нем было великое сердце и обширная мудрость, как песок на берегах моря. Поэтому и апостол пишет к Тимофею: никтоже о юности твоей да нерадит (Тим. 4:12), ибо и юный по летам бывает старым по зрелости. И Даниил, по Феодотиону, прежде суда назван отроком ( Дан. 13 ), а после того как Бог возбудил в нем дух и он произвел суд над старейшинами, он получил достоинство старейшинства. Также и Иеремии, сказавшему к посылавшему его Господу: «кто Ты, Владыка, Господи: вот я не умею говорить, так как я молод» ( Иер. 1:6 ), Господь отвечал: «не говори: так как я молод, ибо прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы матери твоей, Я освятил тебя и поставил тебя пророком между народами». Поэтому, думаю, и апостол повелевает молодым вдовам ( 1Тим. 5 ), чтобы они вступали в брак и были матерями семейства и воспитывали детей своих, так как многие совратились в след сатаны, и впадая в роскошь в противность Христу, желают вступить в брак, подлежа осуждению, потому что отвергли прежнюю веру. Вдова не продовольствуется церковным содержанием, если ей нет шестидесяти лет и если она не имеет зрелости нравов и возраста. Может, кому угодно, думать, что сюда относится и то, что апостол ( 1Тим. 3 ) запрещает новообращенному быть епископом, так как он младенец в вере, чтобы возгордившись не подпал осуждению с диаволом. Осуждение же диавола есть ничто иное, как гордость, вследствие которой он пал с неба. Поэтому и Спаситель говорит: видех сатану яко молнию с небесе спадша ( Лк. 10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010