Св. Иустин Философ рассуждает о том, зачем на Предвечного Бога должны были сойти дары и силы Духа Святого, о которых говорит пророк Исаия ( Ис. 11, 1–3 о семи дарах Духа Святого). Дары Духа, тот или другой, имели ветхозаветные пророки, как Соломон, Даниил, Моисей и другие. С пришествием Христа дары Духа перестали действовать в Израиле, почему и не стало у них больше пророков. От Иоанна Крестителя и доныне (начало XXI века) у иудеев больше не было и нет пророков – одни раввины. Но во Христе явился не один какой-то дар Духа Святого, как у древних пророков, а вся полнота их, и теперь Он раздает эти дары Духа в церкви уверовавшим в Него. Св. Иустин: «Итак, силы Святого Духа почили, т.е. перестали действовать [в Израиле. – Г.Ф.] с пришествием Того, после Которого, во время этого домостроительства, совершенного Им между людьми, они должны были удалиться от вас, и опочивши на Нем, снова, согласно с предсказанием, сделаться дарованиями, которые Он от благодати силы того Духа, дает верующим в Него, смотря по достоинству каждого. Что было предсказано, что это будет исполнено Им после Его вознесения на небо, я уже говорил... и будет после этого то, что Я излию Дух Мой на всякую плоть и на рабов Моих и на рабынь Моих, и они будут пророчествовать. И можно видеть среди нас и женщин, и мужчин, имеющих дары от Духа Божия» Разг. с Трифоном иудеем, пп. 87–88]. Иные языки, пророчества, толкования, исцеления – всё в изобилии было у христиан времен св. Иустина. Св. Ириней Лионский описывает исполнение пророчества Иоиля о сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы: «Когда потом Дух Святой сошел на учеников, так что все пророчествовали и говорили языками 103 , и некоторые смеялись над ними, как над упившимися вином, то Петр сказал, что они не пьяны, т.к. был третий час дня, но это есть то, что сказано пророком: Будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать ( Иоиль 2:28 ). Итак, Бог, через пророка обещав послать Духа Своего на род человеческий, Он-то и послал» против ересей, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слова же: «и я пришел по словам твоим» имеют следующий смысл: после того, как ты начал чрез добрые дела, слезы и пост призывать милосердие Божие, также и я получил повод предстать пред Богом и молить о тебе. Дан. 10:13 . Но князь царства персидского стоял против меня двадцать один день. Как мне кажется, это тот ангел, которому вверена Персия, согласно с тем, что мы читаем в Второзаконии ( Втор. 32:8 ): «Егда разделяше Вышний языки и рассея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих». Это те князья, о которых и апостол Павел говорит: «Премудрость... глаголем в совершенных... юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» ( 1Кор. 2:6, 8 ). Стоял же против него князь, то есть ангел персов, действуя в пользу вверенной ему страны, чтобы не был отпущен из плена весь народ. И хотя с первого дня, как пророк расположил сердце свое к уразумению, он был услышан Богом, но, может быть, потому и не был послан к нему ангел Божий для возвещения ему милости Божией, что в течение двадцати одного дня против него стоял князь персидский, перечислявший грехи народа иудейского [в доказательство того], что он справедливо удерживается в плену и не должен быть отпущен. И вот Михаил, один из первых князей, пришел на помощь мне. Когда ангел персов противустоял молениям твоим и тому, чтобы был послан в тебе я, приносивший пред Богом молитвы твои, ко мне на помощь пришел ангел Михаил, охраняющий народ израильский. Под первыми же князьями мы разумеем архангелов. И я оставался там при царе персидском. Царем персидским называет ангела, то есть князя, и дает знать, что он оставался несколько времени подле Михаила, говорившего против князя персидского. Дан. 10:14 . Но я пришел, чтобы возвестить тебе то, что будет с народом твоим в последние дни. О чем Даниил молился, это он удостаивается услышать, [именно]: что будет с народом израильским не в ближайшее время, а в последние дни, то есть при кончине мира. Дан. 10:16 . Господин мой! от видения твоего ослабели суставы мои (или повернулись во мне внутренности мои) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Слово же Apedno сложное, и если его разделить, то можно понимать его, как θρονου ατο, то есть престола своего. Смысл же следующий: и поставит шатер свой и престол свой (или шатер престола своего) между двумя морями на горе славной и святой. Это место Симмах так перевел: κα εκτανει τς σηιος το ιπποστασου ατο μεταξ τν Θαλασσν ει-)σ τ πος τς δυνμςως τ γιον, και ξει ω_Σ κπου αυτο, что по-латыни означает: и раскинет палатки конницы своей между морями, на святой горе силы, и дойдет до вершины горы. Феодотион: «и поставит шатер свой в Афедане (in Aphedano), между горами, на горе святой Саба, и дойдет до части ее». Акила: «и поставит свой шатер главнокомандующего (plantabit tabernaculum praetori sui) в Афедане (in Αφαδαν) между морями, на горе славной и святой, и дойдет до части ее». Одни LXX, освободив себя от всякого вопроса об имени, перевели: «и поставит тогда шатер свой между морями и святою горою воли, и придет час кончины его». Последовав за ними, и Аполлинарий совсем умолчал об имени Apendo. Это я потому изложил подробно, чтобы показать и уловки Порфирия, который всего этого не знал или притворялся незнающим, и трудность святого Писания, понимание которого без благодати Божией и без наставления старших приписывают себе лишь люди самые невежественные. Нужно заметить, что буквы ne (p) нет в еврейском языке и что вместо нее он употребляет фе (phe), которое имеет звук греческого φ. Но в этом месте у Евреев хотя и написано фе, однако оно произносится как ne. А что Антихрист дойдет до вершины горы святой и славной и там погибнет, об этом подробнее говорит Исайя: «низвергнет Господь на горе святой лицо властителя тьмы над всеми племенами и властелина над всеми народами, и помазание мазью против всех народов». 42 Глава XII Дан. 12:1–3 . И восстанет в то время Михаил, великий князь, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время, какого не бывало с тех пор, как народы начали существовать, до этого дня. Но в это время спасется народ твой, всякий, кто найдется записанным в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, а другие для поругания, чтобы вечно видеть его. И образованные (docmi) будут сиять, как блеск тверди, а научившие многих правде – как звезды во веки вечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Страшный Суд, кстати, будет происходить здесь же, неподалеку. Сколько глаз хватает, склон Масличной горы в Иерусалиме покрыт известняковыми плитами. Под ними покоится прах тысяч людей живших сотни лет назад – мусульман христиан, иудеев. Когда наступит Страшный суд, покойники вылезут из под пыльных надгробий, облекутся плотью и предстанут перед Всевышним. Платятся большие деньги, чтобы забронировать себе последнее пристанище в библейской “долине мертвых”. Предполагается, что это должно обеспечить лучшее место в раю. За год, в связи с обострением ситуации в соседнем Ираке, цены на кладбищенские участки выросли до запредельных высот. Долина Иосафата, это узкая лощина между Елеонской (Масличной) горой, и зубчатыми стенами Старого города Иерусалима. Несмотря на распри, все три мировые религии сходны в том, что Страшный суд будет происходить именно здесь. “Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд”, – говорит в “ат-Таурат” (Ветхий Завет, Библия) Господь устами пророка Иоиля. Накануне на Елеонской горе Иисус Христос второй раз спустится на землю. То есть там же где Он и вознесся на небо. Как в согласии с Библией пишет Коран: “И сказал Господь: “О Иса, поистине Я заберу (умерщвлю) тебя и вознесу к Себе, удалю тебя от тех, кто не веровал, и возвеличу Твоих последователей (то есть христиан) над теми, кто не верует в Судный День”. Второй раз Иисус придет уже, чтобы судить мир. Мусульмане, как и христиане, ожидают Второго Пришествия Христа, ибо Он не умер м пребывает живым у Господа Своего, и согласно Корану вернется на землю до Конца Света и Дня Воскресения. Причем, как говорится в Библии: “И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской” ( Зах.14:4 ), что возвышается над долиной Суда. И тогда: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк.16:16 ) Это ли не лучшее свидетельство для того, чтобы принять крещение, то есть стать христианином? Для сомневающихся же поговорим подробнее о том, почему спасение и вечная жизнь возможны только через принятие Иисуса Христа как Сына Божия, и не иначе. Признаваемая Кораном данной от Бога книга Инджиль (Евангелие) сообщает: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасен был мир через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия” ( Ин.3:16-18 ).

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Так как Иезекииль, Даниил и Захария часто видят себя среди ангелов, то, чтобы они не возгордились и не возмнили о себе, как об обладающих ангельскою природою или достоинством, им напоминается об их бренности и они называются сынами человеческими, чтобы знали, что они люди. Дан. 8:18 . И он прикоснулся ко мне, и поставил меня на место мое, и сказал мне и проч. Пророк, упав вследствие страха. лежал на земле, как четвероногое и с поникшею головою; но при прикосновении ангела он поднимается, чтобы без страха мог слышать и понимать то, что будет говориться. Дан. 8:26 . Но ты запечатай видение, потому что оно исполнится после многих дней. Когда Гавриил изъяснил видение, которое мы рассмотрели, насколько могли, то в заключении сказал: «но ты запечатай видение, потому что оно исполнится после многих дней», словом «запечатай» давая знать, что сказанное сокровенно, и не может быть доступным для слуха многих и быть понято ранее, нежели исполнится на самом деле. Дан. 8:27 . И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней, а когда встал, то занимался делами царя. Это тоже, что мы читаем об Аврааме, который, когда услышал, что Господь говорит к нему, то назвал себя прахом и пеплом ( Быт. 18 ). Таким образом Даниил говорит, что он от страшного видения занемог и заболел, а когда встал, то стал заниматься делами, возложенными на него царем, воздавая всем должное и исполняя оные евангельские слова: «воздадите... яже Кесарева, Кесареви, и яже Божия, Богови» ( Лк. 20:25 ). И я изумлен был видением, и не было никого, кто мог бы объяснить его. Если никто не мог объяснить, то каким образом выше объяснял ангел? Но слова эти означают то, что он слышал о царях, но не знал имен их; знал об имеющем быть, но колебался, недоумевая относительно того, в какое время это будет. Поэтому он делал только то, что мог, – изумлялся от видения и все предоставлял ведению Божию. Глава IX Дан. 9:1 . В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода мидян, владычествовавшего над царством халдейским, в первый (uno) год царствования его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Так перевел Феодотион согласно с тем, что мы читаем в сто втором псалме ( Пс. 102:1 ): «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его». Ибо прежде, нежели мы удостоимся увидеть видение Божие, внутренности наши обращаются ко вне, а когда мы увидим видение Божие, то внутренности наши обращаются в [глубь] нас, мы углубляемся в них, о чем и в другом псалме пишется: «Вся слава дщере царевы внутрь: в ряснах златых» ( Пс. 44:14 ). Дан. 10:19 . И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: говори, господин мой, ибо ты укрепил меня. И он сказал. Ибо если бы не укрепило его прикосновение подобного сыну человеческому и если бы страх не оставил сердца его, то он не мог бы слышать таинств Божиих, и потому он теперь говорит: так как ты укрепил меня, то говори, господин. Ибо ты соделал то, что я могу и слышать, и понимать то, что ты будешь говорит. Дан. 10:20 . Знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским. Слова эти означают следующее: я пришел для того, чтобы сообщить тебе, что молитвы твои услышаны; но я возвращусь, чтобы опять бороться пред Богом с князем персидским, который не хочет освободить народ твой из плена. Ибо когда я уходил, то пришел князь греческий. Я, говорит, уходил от лица Божия, чтобы возвестить тебе то, что будет с народом твоим в последние дни, хотя еще не был спокоен, потому что стоял князь персидский и возражал против твоих молитв и против отправления меня [к тебе]. И вот пришел князь греческий, то есть македонский, и предстал пред Богом, обвиняя князя персидского и мидийского с тою целью, чтобы на их место вступило царство македонское. И по истине удивительны таинства Божии; ибо по освобождении народа иудейского Александр, царь македонский, умертвив Дария, разрушил царство персидское и мидийское, и князь греческий победил князя персидского. Дан. 10:21 . Впрочем, я возвещу тебе то, что начертано в писании истины. Ход мыслей следующий. Дело остается еще в неопределенном положении. Ибо когда ты молился Господу, а я приносил [Ему] молитвы твои, то против [меня] стоял князь персидский, не желавший, чтобы народ твой был освобожден из плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Также сыновья отступников из народа твоего превознесутся, чтобы исполнить видение, и падут. Во время борьбы Антиоха Великого с вождями Птоломея Иудея, находившаяся между ними, разделялась на различные партии, потому что одни склонялись на сторону Антиоха, а другие на сторону Птоломея. Поэтому священник Ония вместе с весьма многими иудеями бежал в Египет и, принятый с почетом Птоломеем, получил ту страну, которая называлась Гелиополисом, и с дозволения царя построил храм в Египте, подобный иудейскому храму, существовавший до правления Веспасиана, в течение двухсот пятидесяти лет. Но самый город, называвшийся именем Ония, впоследствии, во время войны иудеев против римлян, был разрушен до основания, и не остается никакого следа ни от города, ни от храма. Таким образом, благодаря первосвященнику Онии, в Египет бежали безчисленные толпы иудеев. В то время он наполнился также множеством киринейцев. Ибо Ония утверждал, что он исполняет пророчество Исаии, писавшего: «будет жертвенник Господу в Египте и именование Господа в пределах его» ( Ис. 19:19 ). Об этом именно и говорится теперь: «сыновья отступников из народа твоего», которые оставили закон Господень, пожелав в другом месте, вопреки повелению, приносить жертвы Богу, превознесутся чрез высокомерие и будут хвастаться, что они исполняют видение, то есть заповедь Господню. Но они «падут " ибо и храм и город впоследствии будут разрушены. И когда Антиох владел Иудеею, Скопа Эфол, вождь Птоломеевой партии, посланный против Антиоха, овладел после мужественной битвы Иудеею и, уведши с собою знатнейших из приверженцев Птоломея, возвратился в Египет. Дан. 11:15, 16 . И придет царь северный, и устроит вал, и овладеет городами укрепленными, и не устоят мышцы юга, и восстанут избранные его, чтобы противустать, но не будет силы [у них]. И тот, кто придет на него, будет поступать по своей воле, и никто не устоит пред ним, и будет стоять в земле славной, и она будет обессилена (consumemur) от руки его. Ибо Антиох, желая снова овладеть Иудеею и многими сирийскими городами, вступил в бой с Скопою, вождем Птоломея, близ источников Иордана, где теперь построена Панея, обратил его в бегство и с десятью тысячами войска осадил его, запершегося в Сидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Таким образом и теперь, когда пророк стоял и молился об укреплении и усилении его власти, то Бог вдруг отвечает: Дан. 11:2 . И теперь возвещу тебе истину. Смысл же следующий: так как ты желаешь знать, что будет с царями персидскими, то выслушай порядок событий и узнай то, о чем просишь. Вот еще три царя восстанут в Персии, а четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства греческого. Говорит, что после Кира четыре царя восстанут в Персии: Камбиз, сын Кира, и Смердис Маг, женившийся на Пантапте, дочери Камбиза. Когда он был убит семью магами и когда вместо него вступил в управление Дарий, та же Пантапта вышла замуж за Дария и родила от него сына, Кира, бывшего могущественнейшим и богатейшим царем, который вывел против Греции бесчисленное войско и совершил то, что описывается в историях греков. Ибо он сжег Афины, находившиеся под начальством Каллии; в тоже время происходила война в Фермонилах и морская битва при Саламине, когда пользовались славою Софокл и Еврипид, и Фемистокл бежал в Персию и погиб от выпитой им крови вола. Поэтому напрасно некто пишет, что четвертый царь – это Дарий, побежденный Александром: он был не четвертым, а четырнадцатым царем после Кира и в седьмой год своего царствования был побежден и убит Александром. Нужно также заметить, что перечислив четырех персидских царей после Кира, он опускает девять и переходит в Александру. Ибо дух пророческий не заботился о том, чтобы следовать историческому порядку, но вкратце указывает то, что наиболее достопримечательно. Дан. 11:3, 4 . И восстанет царь могущественный, и будет владычествовать с великою властию и будет действовать по своей воле. Но когда он восстанет, царство его разрушится. Очевидно, говорит об Александре Великом, сыне Филиппа. Ибо он, покорив иллирийцев и фракийцев, победив Грецию и разрушив Фивы, перешел в Азию и, обратив в бегство вождей Дария, взял город Сарды, и после того, покорив Индию и построив город Александрию, погиб от яда в Вавилоне, будучи тридцати двух лет от роду и на двенадцатом году своего царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Четвертое же царство, относящееся, очевидно, к римлянам, подобно железу, все разбивающему и сокрушающему. Но ноги и пальцы его отчасти железные, а отчасти глиняные, что в настоящее время весьма ясно подтверждается. Ибо как в начале не было ничего более сильного и более крепкого, нежели римская империя, так в последнее время (in fine rerum) нет ничего более слабого, потому что мы и во внутренних войнах и [в войнах] против различных народов нуждаемся в помощи других, варварских народов. В конце же всех этих царств, золотого, серебряного, медного и железного, оторвался камень, Господь и Спаситель, без содействия рук, то есть без совокупления и семени человеческого, из девственного чрева, и разрушив все царства, сделался великою горою и наполнил всю землю, что иудеи и нечестивый Порфирий относят к народу израильскому, который в конце веков будет, по их мнению, самым сильным и сокрушит все царства и будет царствовать вечно. Дан. 2:45 . Великий Бог дал знать царю, что будет после сего: и верен сон и истинно объяснение его. Снова говорит, что открытие сна не есть дело его заслуг, имея в виду сделать объяснение ясным для царя и показать царю, что единому Богу должно служить. Дан. 2:46 . Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу и велел принести ему жертвы и курения. Порфирий несправедливо порицает это место из-за того, что никогда весьма гордый царь не мог поклониться пленнику, как будто бы и ликаоняне, вследствие великих знамений, не хотели приносить жертв Павлу и Варнаве ( Деян. 14 ). Таким образом заблуждение язычников, которые все то, что выше их, считают за богов, не следует вменять в вину Писанию, которое просто описывает все то, что было. Но мы можем и то сказать, что причины поклонения и принесения жертв и возжения курения сам царь изложил, сказав Даниилу: Дан. 2:47 . Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну. Таким образом он кланяется не столько Даниилу, сколько в лице Даниила Богу, открывшему тайны. Тоже, как мы читаем 10 , сделал и Александр Великий, царь македонский, по отношению к первосвященнику Иоиаде. Если это не нравится, то нужно так сказать, что Навуходоносор, смутившись вследствие великих знамений и изумления, не знал, что делать, так что, познав истинного Господа и Владыку царей, и поклонился рабу Его и возжег ему курение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Это тот Дарий, который вместе с Киром победил халдеев и персов; [говорим это для того], чтобы не считали его за того Дария, во второй год которого был построен храм (как предполагает Порфирий, чтобы расширить годы у Даниила), или за того, который был побежден Александром, царем македонским. Таким образом он присоединяет имя отца и прибавляет [указание на] победу, – так как тот первый из рода мидян разрушил царство халдейское, – чтобы устранить ошибочное чтение вследствие сходства имени. Дан. 9:2 . Я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господнее к Иеремии пророку, что исполнятся семьдесят лет опустошения Иерусалима. Иеремия предсказал семьдесят лет запустения храма ( Иер. 25:29 ), после чего народ снова возвратится в Иудею, и будут построены храм и Иерусалим; но это не делает Даниила небрежным, а более вызывает его к молению, чтобы Бог вследствие его молитв исполнил то, что обещал по Своему милосердию, и чтобы небрежность не породила гордости, а гордость – оскорбления. Поэтому в книге Бытия ( Быт. 6 ) мы читаем, что пред потопом было назначено сто двадцать лет для покаяния; но так как в течение такого времени, то есть в сто лет, [люди] не хотели покаяться, то Он не ждет, чтобы истекли другие двадцать лет, но ранее совершает то, чем угрожал, [как имеющим быть] впоследствии. Посему и Иеремии говорится вследствие жестокосердия народа иудейского: «не моли о людех сих... яко не услышу тя» ( Иер. 7:16 ). И Самуилу: «доколе ты плачеши о Сауле? Аз же отверг его " ( 1Цар. 16:1 ). Поэтому он в пепле и вретище просит, чтобы исполнилось то, что обещал Бог , – не потому, чтобы он не верил в имеющее быть, а потому, чтобы беспечность не породила небрежности, а небрежность – оскорбления. Дан. 9:4 . Молю Тебя, Господи Боже великий и страшный – по отношению к тем, кои презирают Твои заповеди. Хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои. Таким образом не безусловно (statim) сбывается то, что обещает Бог , но Он исполняет Свои обетования в отношении к тем, кои соблюдают повеления Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010