Так пророк говорит, что саранча нанесла большой вред виноградным лозам и другим плодовым деревьям: она объела кору на них, обломала и погрызла нежные их ветви (1:7, 10:13). Но это вполне приложимо к естественной саранче, а не к неприятельским нападениям. Правда, Иоиль называет саранчу сильным и бесчисленным народом с львиными зубами, но это нисколько не может говорить за аллегорическое понимание его речи. Пророк здесь употребляет метафору, желая сказать, что опустошение саранчи столь велико, что как будто произведено не саранчой, а неприятелями или даже львами. 2) Правильность буквального понимания доказывается также сравнением саранчи с войском. „Вид ее, говорит пророк, как вид конницы, и скачут они, как всадники..; они, как сильный народ, выстроенный к битве..; как борцы бегут они, и как храбрые воины восходят на стену, и каждый идет своею дорогою, и не сбивается с путей своих; не давят друг друга, каждый идет своею стезею, и нападают на копья, но остаются невредимы; пробегают по городу, лезут чрез стены, входят в дома, влезают в окна, как вор“ (2:4–5, 7–9). Защитники аллегорического понимания на такое описание саранчи, обыкновенно, указывают как на одно из доказательств своего взгляда. Но здесь находится доказательство не аллегорического, а буквального понимания. В самом деле, если бы пророк под саранчой разумел войско неприятелей, то он сравнивал бы войско с войском, т. е. предмет сравнивался бы с самим собою, что невозможно. Таким образом, под саранчой необходимо понимать действительную саранчу, которую Иоиль сравнивает с неприятельским войском; и должно заметить, что к ней, как увидим при объяснении 2-ой главы, образ войска вполне приложим. 3) Наконец, за буквальное понимание говорят слова 2-ой гл. 20-го ст.: „и этого северного пришельца удалю (лицо говорящее Иегова) от вас, и прогоню в землю безводную и пустую: переднее полчище его в море восточное, а заднее в море заднее; и пойдет от него зловоние и поднимется от него смрад“. – Очевидно, пророк не мог бы выражаться так, если бы говорил о неприятелях, потому что было бы непонятно, как враги евреев могут погибнуть в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Весьма важной и заслуживающей особенного внимания представляется также, по нашему мнению, перемена в понимании одного из атрибутов Божества, именно: наименование Эль Шаддай, которую можно усмотреть, сравнивая его значение в Пятикнижии и других ветхозаветных книгах, – даже таких древних как, например, книга пророка Исайи. Эта перемена устанавливает между Пятикнижием и книгой Исайи длинный промежуточный период, состоящий из целого ряда веков. Какую перемену я имею в виду, уяснится из нижеследующих соображений. В 6-й главе кн. Исход, в стихах 2-м и 3-м читаем: и говорил Бог Моисею, и сказал ему: Я Господь (). Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог всемогущий« ( ): а с именем Моим »Господь» () не открылся им. Правильное понимание этого места, весьма важного по своему значению и по вытекающим из него выводам, зависит от определения точного значения употребленных здесь наименований Божества. Производство и значения имени «Иегова», издавна привлекавшего к себе внимания толкователей и догматистов, можно считать достаточно установившимся: смысл его удовлетворительно разъясняется во всех учебниках но догматическому богословию и потому мы не будем повторять то, что вам об этом давно известно 87 . Не так обстоит дело с именованием «Эль Шаддай». Известные нам экзегеты и гебраисты, при определении его производства и значения, руководствуются исключительно данными позднейших книг, именно: Исайи и Иоиля. В 13 главе Исайи ( Ис.13:6 ) говорится: рыдайте, ибо день Господа близок, идет, как разрушительная сила от Всемогущего (почти буквально то же повторяется у Иоиля ( Иоил.1:15 )). Выражение разрушительная сила от Всемогущего заключает в подлиннике непереводимую игру подобозвучных слов: (разрушение) (от Всемогущего). На этом основании, «шод» и «Шаддай» производят от глагола – разрушать, опустошать, уничтожать, поступать с кем или с чем насильственно. От этого основного значения, через целый ряд промежуточных, переходных моментов, доходят до понятия непреоборимой и всесокрушающей силы, которая преодолевает и уничтожает все препятствия, – и придают слову «шаддай», как атрибуту Божества, значение «Всемогущий», которое в настоящем случае употреблено и в русском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Вместо Галилеи в еврейском написано Galiloth, что Акила перевел Θνας, а Симмах пределы: Θνας же, то есть песчаные холмы, мы можем отнести к берегам Палестины, а не к Галилее Филистимлян 86 , которой вовсе не существует. Иоил. 3:7, 8 . Вот Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу возмездие ваше на голову вашу, и продам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдаленному, потому что Господь сказал. LXX: Вот Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу возмездие ваше на головы ваши. И продам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их в плен народу, далеко отстоящему, потому что Господь сказал. Еврейское слово Sabaim, которое Акила и Симиах перевели так, как оно написано, LXX перевели плен, но оно, скорее, означает пленных. Савеями же называется народ по ту сторону Индии, из которого была и царица Савская, приходившая слушать мудрость Соломона ( 3Цар. 10 ). О них и Исаия говорит: «Саваимстии мужи высоцыи к тебе прейдут» Ис. 45:14 ). Страна эта считается доставляющею благовонные курения, как говорит Виргилий: ...и его алтарей Дымятся Савойским куреньем 87 , хотя некоторые предполагают, что савеи – это арабы. Иудеи питают надежды или, скорее, грезят, что в последнее время они будут собраны Господом и возвращены в Иерусалим. Не довольствуясь этим счастием, они утверждают, что сам Бог предаст в их руки сыновей и дочерей римлян, чтобы иудеи продали их не персам, ефиоплянам и другим соседним народам, но савеям, народу весьма отдаленному; потому что Господь сказал, и Он отмстит за обиды, нанесенные Его народу Так вместе с ними говорят и наши иудействующие, ожидающие для себя тысячелетнего царства в пределах Иудеи, и золотого Иерусалима, и кровавых жертв, и сыновей и внуков, и неимоверных наслаждений и ворот, украшенных различными драгоценными камнями. Но мы скажем, что Господь и поднял после Своего пришествия, и ежедневно поднимает и будет поднимать тех, коих различные заблуждения удалили из пределов их. И прекрасно сказал «подниму», как бы лежащих и упавших, чтобы те, кои погружены были в ереси, восстали в церкви, воздавая еретикам то, что они сделали, предавая сыновей и дочерей их, наставленных ими в таинственном и плотском учении, в руки сынов Иуды, в руки тех, кои стояли во главе церкви, и облечены в доспехи апостольские и имеют щит и копье Ветхого и Нового Завета (Iustrumenti). Взяв сыновей и дочерей их, они продадут их савеям и сделают их пленниками, чтобы удалить их от пределов их, и чтобы они, сделавшись лучшими, начали подчиняться догматам церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Достигши этого, они не будут более предаваться на поругание народам, о которых апостол говорит: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем [и] к миродержателем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф. 6:12 ). Также пришедшего с севера, о котором Иеремия говорит: «от лица севера возгорятся злая на всех обитающих на земли» ( Иер. 1:14 ) и о котором Соломон пишет: «северный ветер самый суровый», Я удалю от вас и изгоню его в землю непроходимую и пустынную, которая не имеет познания о Боге и в которой не обитает Дух Святый. Образ (facies) его будет в море первом и в море последнем, в тех, кои открывают ему дверь грехов и у которых они остаются до последнего времени жизни, и зловоние от него и смрад поднимается также в тех, кои питают великие надежды и падают чрез гордость, ибо никогда человеческая немощность не бывает в безопасности, и чем более мы возрастаем в добродетелях, тем более должны опасаться ниспадения с высоты. Соответственно буквальному смыслу, стаи саранчи более приносятся обыкновенно с юга, нежели с севера, то есть они приходят не из холодных стран (ех frigore), а из теплых; но так как [пророк] говорил об ассириянах, то, уподобляя их саранче, он назвал их севером, чтобы мы разумели не действительную саранчу, приходящую обыкновенно с юга, но чтобы под саранчею понимали ассириян и халдеев. Иоил. 2:21–27 . Не бойся, земля; радуйся и веселись: ибо Господь совершит великое (magnificacit, ut facerem). Не бойтесь, животные страны, ибо краса (speciosa) пустыни произрасла, ибо дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он дал вам учителя правды и будет ниспосылать на вас дождь ранний и поздний, (как) в начале. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся точила вином и елеем, и воздам вам за те годы, которые пожирала саранча, черви, ржа и гусеница, великая сила Моя, которую Я послал на вас. И вдоволь будете есть и насыщаться и восхвалять имя (Господа) Бога вашего, который дивное соделал с нами (вульг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иоил. 2:1–11 . Трубите трубою на Сионе, вопите, на горе святой Моей, да придут в смятение все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо близок день тьмы и мрака, день облачный и бурный: как утренняя заря (mane) распространяется по горам народ многочисленный и сильный; подобного ему не было от начала и после него не будет в роды родов. Перед ним огонь пожирающий, а за ним палящее пламя; перед ним земля, как сад наслаждения, а позади его пустынная степь, и никто не убежит от него. Вид их, как вид коней, и они будут скакать, как всадники; они будут скакать по вершинам гор как бы с шумом колесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, готовый к битве. При виде их будут испытывать мучение народы, у всех лица сделаются подобными горшку. Как храбрые будут бегать они и как воители влезли (или будут взлезать) на стену; каждый будет идти своею дорогою, и не уклонятся от путей своих. Никто не будет давить брата своего, каждый будет идти своею дорогою. Они будут падать чрез окна, но останутся невредимы; они будут входить в город, бегать по стене, взлезать на дома, проникать чрез окна подобно вору. Пред ними пришла в сотрясение земля, поколебались небеса, солнце и луна помрачились и звезды потеряли свой свет. И Господь дал глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его; оно могущественно и исполняет слово Его. Ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? LXX: Трубите трубою на Сионе, возглашайте на горе святой Моей, да придут в смятение все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо близок день тьмы и мрака, день облачный и туманный, как утренняя заря распространится по горам народ многочисленный и сильный; подобного ему не было от начала и после него не будет в роды родов. Перед ним огонь пожирающий, а за ним палящее пламя; перед ним земля, как рай наслаждения, а позади его как поле пустынное, и никто не спасется от него. Вид их, как вид коней, и они будут преследовать подобно всадникам; они будут скакать по вершинам гор как бы с шумом колесниц и как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, и как многочисленный и сильный народ, готовый к битве. Пред ним будут сокрушены народы, всякое лицо будет подобно обожженному горшку. Как борцы будут бегать они и как воители будут влезать на стены, и каждый будет идти своею дорогою, и не уклонятся от путей своих, никто не отступит от ближнего своего; они пойдут, отягченные оружием своим, будут падать на копья свои и не погибнут; они возьмут город и будут бегать по стенам, влезут на дома и войдут чрез окна подобно ворам. Пред ними придет в смятение земля и поколеблется небо, солнце и луна помрачатся и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред силою Своею, ибо весьма многочисленно полчище Его и могущественны действия слов Его. Ибо велик день Господень, велик и весьма славен, и кто может выдержать его?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иоил. 3:14, 15 . Народы, народы в долине избиения, потому что близок день Господен в долине избиения. Солнце и луна померкли, и звезды потеряли блеск свой. LXX: Звуки слышны в долине суда, ибо близок день, Господен в долине суда. Солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой. В том месте, где мы поставили «народы, народы» и где LXX перевели звуки слышны, в еврейском тексте написано: amonim, amonim, что означает, без сомнения, множество и толпы тех, кои подлежат суду, а также шум и звуки. Затем, там, где мы, следуя переводу Акилы, Симмаха и пятого издания, сказали «в долине избиения» LXX и Феодотион перевели: τς δικης και τς κρσεως, то есть суда и решения, вместо чего в еврейском тексте написано harus, что, по мнению евреев, означает не только избиение, но также и золото, потому что в долине суда, означающей, как они полагают, геенну, останется, по очищении от нечистоты греховной, чистое золото. Соберутся же народы, о которых мы выше говорили, в долине суда или избиения для того, чтобы быть истребленными и пасть и подвергнуться суду Господню. На скорбь этого дня и на мучения погибающих даже солнце, луна и звезды не будут в состоянии взирать, но потеряют блеск свой и не осмелятся видеть строгости судящего и воздающего каждому по делам его. Это не означает того, что они более милосерды, нежели суды Божии, но это потому, что всякое творение при мучениях других страшится суда над самим собою. Иоил. 3:10–17 . И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свои из Иерусилима, и содрогнутся небеса и земля, и [будет] Господь надеждою народа Своего и силою сынов Израилевых, и узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей, и будет Иерусалим святым, и не будут уже чужие проходить чрез него. LXX: Но возгласит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима, и содрогнется небо и земля, и пощадит Господь народ Свой, и укрепит сынов Израиля, и узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, святой горе Моей, и будет Иерусалим святым, и не будет уже иноплеменник проходить чрез него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Когда свет солнца, луны и всех звезд померкнет, Господь возгремит с Сиона, подобно рыкающему льву, или возгласит, и голос Его будет столь громким и страшным, что придут в сотрясение края неба и основания земли. Но будучи столь строгим в отношении к тем, кои должны быть наказаны, Он будет благим к народу Своему, и даст силу тем, кои называются сынами Израиля, означающего ум, видящий Бога, или εθτητος Θεο, что мы можем перевести чрез правоту Божию, то есть тем, кои не ходили по неправым путям, но, шествуя по пути Христову, во всем поступали право. Тогда и те, кои будут наказаны, и те, которые будут приняты в славу, узнают, что Господь обитает на сторожевой башне Своей, Сионе, и во Христе, Святой горе Своей, или в том, кто сделал себя достойным обитания Божия. Тогда будет святым Иерусалим, видение мира 88 , от которого и Соломон получил имя, и чужие уже не будут проходить чрез него. Под чужими разумей или демонов, которые чужды Богу, или все злые помышления и грехи, о которых пророк говорит: «от чуждих пощади раба Твоего» ( Пс. 18:14 ) и которые не будут более находить доступа к нам, если мы будем иметь мир Божий, и сердце наше не будет открыто для врагов. Это иудеи и наши иудействующие, как мы сказали, относят к измышлению о тысячелетии, когда, как они полагают, Христос будет обитать на Сионе и когда в украшенном золотом и драгоценными камнями Иерусалиме соберется народ святых, так что те, кои в этот век были угнетаемы всеми народами, будут господствовать над всеми народами. Иоил. 3:18 . И будет в тот день, горы источать будут сладость, и с холмов потечет молоко, и во всех потоках Иуды будет идти вода LXX: И будет в тот день, горы источать будут сладость, и с холмов потечет молоко, и во всех источниках Иуды будет течь вода. Когда Господь будет обитать на Сионе и на святой горе Своей, и когда никто не будет пытаться пройти чрез святой город, тогда всякий, кто будет на той горе и кто достигнет высоты добродетелей, будет источать сладость и мед и из него будут истекать те духовные дары, о которых пророк говорит: «Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим» ( Пс. 118:103 ). Но кто ниже гор и еще не поднялся на высоту совершенства, тот будет называться холмом, и из него будут течь потоки молока, служащего пищею для младенчества о Христе, и те реки вод, которые, по свидетельству Господа ( Ин. 7 ), будут течь из чрева его. Ибо все потоки или источники Иуды наполнятся водою, и не будет в них ничего сухого, потому что все будет исполнено благодати Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Наконец, вследствие множества саранчи, закрывающей небо, солнце и луна помрачатся и звезды потеряют свой свет, потому что облако саранчи, находящееся между ними [и землею], не допускает свет достигать до земли. Господь даст также глас Свой пред столь сильным воинством, потому что многочисленно полчище Его, и могущество силы Его проявляется даже в малых животных. Эго многочисленное и бесчисленное полчище весьма могущественно и исполняет слово Его. Словами этими дается знать, что вавилоняне придут по воле Божией и будут повиноваться велению Его. «Велик , – говорит, – день Господень» , в который будет взят Иерусалим, «и весьма страшен, и никто не может выдержать его» и избежать необходимости плена или смерти. Я не хотел разделить отдел, находящийся в тесной взаимной связи, чтобы не разрывать на части то, что соединено по смыслу. – Перейдем к духовному смыслу, и снова рассмотрим каждый пункт в частности. О звучании труб и рогов не только читаем мы в книгах Левит ( Лев. 23 ) и Числ ( Чис. 10 ), в которых Моисею повелевается сделать две серебряные трубы, чтобы трубили ими те, на коих возложена эта обязанность, в новомесячия, и в седьмой месяц, в первый день месяца, и во время юбилея, и при прочих празднествах и при выступлении на войну, но также написано, что стены Иерихона пали при звуке труб ( Нав. 6 ). И Господь говорит, что Он пошлет ангела Своего с звучащею трубою ( Мф. 24 ), и апостол предвозвещает ( 1Кор. 15 ), что воскресение мертвых произойдет при звуке трубы. Также в Апокалипсисе Иоанна ( Откр. 8 ) мы читаем, что семь ангелов получили по трубе, и в то время, как они по порядку трубили, совершилось то, что описывает Священное Писание. Итак, теперь повелевается священникам и учителям возвысить, подобно трубе, голос свой и исполнить написанное: «На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси... глас твой, благовествуяй Иерусалиму» ( Ис. 40:9 ), чтобы труба трубила на Сионе, то есть в Церкви, что означает сторожевую башню или высоту, и на святой горе Божией, означающей Христа, чтобы пришли в смятению или в смущение все жители земли и чтобы смущение привело их ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Одебеле сердце людей сих, и ушами своими тяжко слышаша» ( Ис. 6:9, 10 ). Солнце превратилось во тьму, когда оно не дерзало видеть Господа, висевшего [на кресте], и луна – в кровь, что, как мы можем полагать исполнилось буквально, но умолчано евангелистами; потому что не все то, что сотворил Иисус, сообщается в писаниях, и если бы писать о том подробно, то «ни самому мню, всему миру вместити пишемых книг» ( Ин. 21:25 ). Или, может быть, как солнце превратилось во тьму не потому, что оно изменилось во тьму, а потому, что оно окутало мир тьмою; так и луна не превратилась в кровь, но своим кровавым, вечным свидетельством оно осудило иудеев, заклейменных ужасными богохулениями и отрицанием в отношении ко Христу и говоривших: «кровь Его на нас и на чадех наших» ( Мф. 27:25 ). Все это описывается, как имеющее быть прежде, нежели наступит день Господень великий и страшный. Под днем же Господним великим и страшным должно понимать или день воскресения, или, может быть, имеющий быть по истечении долгого времени день суда, который по истине велик и страшен. Но так как далее следует: и будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется, и так как апостол Павел относит это ко времени страдания Господня, то скорее следует относить это ко дню воскресения. Ибо, пиша к римлянам, он говорит: «Несть бо разнствия Иудееви... и еллину: той бо Бог всех, богатяй во всех призывающих Его. Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется. Како убо призовут, в него же не вероваша? Како же уверуют, его же не услышаши? како же услышать без проповедующего? Како же проповедят, аще не послани будут?» ( Рим. 10:12–15 ). Слова же: всякий, кто призовет имя Господне, спасется мы не должны считать не имеющими глубокого смысла; ибо хотя тот же апостол пишет: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ), однако здесь высказывается тоже самое, и должно принимать во внимание не слова, а расположение сердца: «Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется» ( Рим. 10:13 ). Поэтому Павел и Сосфен пишут Церкви Божией, находяшейся в Коринфе: «освященным о Христе Иисусе, званным святым, со всеми призывающими имя Господа Иисуса Христа» ( 1Кор. 1:2 ), согласно с тем, что читаем в Псалмах: «Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Они будут взлезать на стену и на всякое укрепление и, исполняя возложенное на них дело, не уклонятся в другую сторону, но будут жаждать наказания несчастных, и не будут удовлетворяться мучениями их, но каждый будет следить за порученными ему наказаниями грешников. Они будут также входить или падать через окна, или они будут идти, обремененные оружием своим, и на копья их (или свои) будут падать те, коих они получат для истребления. Это те окна, о которых и Иеремия говорит: «взыде смерть сквозе окна ваша» ( Иер. 9:21 ), потому что враги стараются входить чрез все чувства ваши и взять город чистой совести, бегать по нашим укреплениям и разрушать дома, которые мы созидаем для себя добрыми делами. Все же это они делают, входя чрез окна подобно ворам, потому что они не входят открыто, чтобы «состреляти во мраце правыя сердцем» ( Пс. 10:2 ). Пред этим многочисленным и сильным народом земля сотряслася и небеса поколебались. Ибо «небо и земля мимоидут, глагол же Господа пребывает во века» ( Мф. 24:35 ; Ис. 40:8 ). Солнце и луна не будут в состоянии видеть такие наказания несчастных и будут сетовать, не имея оправдания для своих действий, и вместо ясного света покроются ужасною тьмою. Также и звезды потеряют свет свой, потому что даже и святые не могут без страха выносить присутствия Божия. Во время всего этого Господь даст глас Свой пред Своим воинством. Ибо как вавилоняне, наказывающие Иерусалим, называются воинством Божиим, так злые ангелы, о которых написано: «ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми» ( Пс. 77:49 ), называются воинством Божиим и именуются полчищем Его, потому что они исполняют волю Господа. Велик день Господень и страшен, о котором в другом месте написано: «Увы люте желающым дне Господня!.. сей бо есть тма, а не свет» ( Ам. 5:18 ), и весьма страшен, и никого почти не найдется, кто мог бы выдержать его и в ком не находилось бы ничего такого, что заслуживало бы строгого наказания. Иоил. 2:12–14 . И ныне говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании, и раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о зле (praesmabilis super malitia).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010