Давайте посмотрим, что сказано о Дне Господнем в Ветхом Завете. У пророка Амоса говорится: «На всех улицах будет плач и на всех дорогах будут восклицать: «увы! увы!» и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях – плакать. И во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь. Горе желающим Дня Господня! Для чего вам этот День Господень? он – тьма, а не свет ... и нет в нем сияния» ( Амос 5,16–20 ). А вот ужасная картина Дня Господня у пророка Исаии: «Рыдайте; ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего ... Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим... Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа в день пылающего гнева Его...» ( Ис 13,6–16 ). Полна страшных описаний Дня Господня книга пророка Иоиля: «Наступит День Господень, ... День тьмы и мрака, день облачный и туманный ... И покажу знамения на небе и на земле; кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит День Господень, великий и страшный». Вновь и вновь мы встречаем в Ветхом Завете такие картины ужаса. День Господень наступит ошеломляюще внезапно. Прежде чем придет Бог – Судия мира, творение поколеблется от разрушения, законы природы будут уничтожены. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами возник своеобразный жанр популярной литературы, так называемые Апокалипсисы , что значит «откровения». Эти книги представляли собой мечты и видения людей о том, что произойдет в День Господень и в непосредственно предшествующие ему дни. В них использовались образы и картины из Ветхого Завета и приводились все новые и новые детали и подробности. Но нужно особо подчеркнуть, что все эти книги представляли собой мечты и видения. Это были попытки изобразить неподдающееся изображению и выразить невыразимое. Это была скорее поэзия, а не проза; это были видения, а не наука; это были мечты, а не история. Никто никогда и не предполагал считать их произведениями футурологов и видеть в них предначертания грядущих событий. Мы увидим, что для каждой детали 13-й главы Евангелия от Марка можно найти параллели в видениях Ветхого Завета и в литературе, созданной в эпоху между двумя Заветами. Иисус использовал язык, образы, весь аппарат апокалиптической литературы, пытаясь донести людям Свои мысли. Он оперировал лишь теми идеями и понятиями, которые были известны людям, причем Он и они понимали, что это всего лишь художественные, образные полотна и никто из них не ожидал, что когда Бог непосредственно вмешается в историю, все будет именно так буквально.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Итак, из самого короткого обзора ветхозаветных пророчеств нельзя не видеть, что Божественным Провидением были приготовлены самые верные признаки, по которым люди могли узнать родившегося им Спасителя, и что признаки эти осуществлены именно на Лице Иисуса Христа. Как безответны по сему все те люди, которые при всей очевидности исполнения этих признаков на Иисусе Христе, не хотели прежде и не хотят еще теперь видеть в Нем истинного Искупителя мира! Кроме рассмотренных нами пророчеств, в Писании находится, можно сказать, бесчисленное множество других предсказаний об Иисусе Христе, которые все в точности сбылись на Нем. Таковы, например: предсказание пророка Осии о воскресении Христовом, и именно в третий день: исцелит ны (оживит нас) по двою дню, в день третий воскреснем, и живи будем пред Ним (т.е. Мессия Своим тридневным воскресением дарует жизнь и всем людям (Oc. 6, 2); предсказание пророка Давида о вознесении Иисуса Христа на небо и седении одесную Отца: Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человека, так, чтобы и из противящихся могли обитать у Господа Бога ( Пс. 67:19 ); сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс. 109:1 ); Давидово же предсказание о предателе Иисуса Христа: даже человек, мирный со Мною, на которою Я полагался, который ел хлеб Мой, поднял на Меня пяту ( Пс. 40:10 ) 168 ; предсказание пророка Иоиля о том, что Христос, вместо Себя ниспошлет на землю Духа Святаго: и будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноши ваши видения увидят ( Иоиль 2:28 ) и другие. Но для нас достаточно знать и немногие пророчества для того, чтобы видеть и благоговеть пред Божественным домостроительством нашего спасения. Урок 27-й Третий член Символа веры (окончание): Признаки, по которым благоразумные из людей узнали именно Иисуса Христа, как Спасителя, в то время, когда Он родился и жил на земле (различные знамения и откровения, сопровождавшие, по воле Божией, рождение и жизнь Иисуса Христа; высота собственного учения Христова, и особенно чудеса, совершавшиеся Его же собственным Лицом); учение о том, каким образом Сын Божий совершил наше спасение; в частности – о спасительности учения и жизни Христовой Лице Иисуса Христа, как действительного Мессии, как Спасителя мира, люди могли узнать по тем пророчествам, о которых мы говорили в предыдущем уроке и которые все с точностью исполнились именно на Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

В результате «Ассур – он будет царем его, потому что они не захотели обратиться [ко Мне]» (Ос. 11: 5). Защитить их может один Бог, Который ими оставлен, Который ими забыт, но Который их не забыл и их не оставил. И вот призыв к покаянию в конце концов в результате выливается в пророчество о будущем благословении, которое представляется не просто как избавление от всех врагов, но уже снова переходит на другой план, начиная звучать как пророчество об избавлении, исцелении от смерти. « От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? Ад! Где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13: 14). И в самом конце Господь говорит: « Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росою для Израиля, он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан» (Ос. 14: 5–6). Как видим, восстановление разрушенного союза и исцеление Израиля от всех грехов снова связывается не только с возвращением из плена, когда израильтяне действительно отстали от идолопоклонства, но и со временем Нового Завета, суть которого в победе над адом, в избавлении от смерти, в обильном излиянии благодати Божией. Последние слова книги: « Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14: 10) – свидетельствуют о том, что пророк говорит о неясных для современников событиях будущего. 25.2. Книга пророка Иоиля О времени написания книги . На примере данной книги мы можем увидеть, насколько сложна проблема научной датировки книги, не имеющей в тексте прямых указаний на то, когда она была написана. Приведу пример того, как решается этот вопрос у разных авторов. Некоторые говорят, что Иоиль – это один из самых ранних пророков, по крайней мере современник Амоса и Осии, о чем говорит и то, что его книга в каноне поставлена между книгами этих двух пророков. Другие же говорят, что это, наоборот, самый поздний из пророков, который пророчествовал уже позже всех – в эпоху второго Иерусалимского храма, возможно, только чуть раньше, чем Малахия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Дан. 12:8–10 . И я слышал это, но не понимал, и сказал господин мой! Что же после этого будет? И отвечал он: иди, Даниил, ибо сокрыты и запечатаны слова до времени исполнения (consummamionis). Многие будут избраны, и убелятся и подвергнутся испытанию как бы в огне: нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а сведущие (docti) уразумеют. Пророк хочет понять то, что он видел или, скорее, что слышал, и желает знать истину относительно будущего. Ибо он слышал о различных взаимных войнах и битвах царей и о разнообразных событиях, но не слышал имен каждого из них. Но если пророк слышал и не понимал, то что могут сделать те, которые книгу запечатанную и остающуюся по времени исполнения полною темноты и неясностей объясняют по догадкам ума? Когда же, говорит, придет конец, тогда нечестивые не уразумеют, а следующие в учении божием будут в состоянии уразуметь. «Ибо злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повинном греху» ( Прем. 1:4 ). Дан. 12:11 . Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения [пройдет] тысяча двести девяносто дней. Порфирий говорит, что эти тысяча двести девяносто дней исполнились во время Антиоха, и именно во время того запустения храма, о котором, как мы сказали 44 , и Иосиф, и книга Маккавейская свидетельствуют, что оно продолжалось только три года. Отсюда ясно, что эти три с половиною года относятся ко временам антихриста, который в течение трех с половиною лет, то есть тысячи двухсот девяноста дней, будет преследовать святых и после того падет на горе славной и святой. Таким образом со времени [прекращения] νδελεχισμοv, что мы перевели чрез ежедневную жертву (juge sacrificium), когда антихрист, овладев землею (или городом), запретит служение Богу, до умерщвления его исполнятся три с половиною года, то есть тысяча двести девяносто [дней]. Дан. 12:12 . Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трех сот тридцати пяти дней. Блажен, говорит, тот, кто сверх предназначенного числа ожидает, по умерщвлении антихриста, еще сорок пять дней, в которые Господь и Спаситель придет в Своем величии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И в Апокалипсисе Иоанна была видима книга, запечатанная седмью печатями внутри и отвне. И так как никто не мог снять печати ее, то я, говорит Иоанн, много плакал. И дошел до меня голос, говорящий: «не плачися: се, победил есть лев, иже сый от колена Иудова, корень Давидов, разгнути книгу и разрешити... печати ее» ( Апок. 5:4, 5 ). Раскрыть эту книгу может тот, кто знает тайны Писаний, и понимает загадки и темные, по причине великой таинственности слова, и истолковывает притчи, и убивающую букву обращает в дух животворный. Дан. 12:5, 6 . И увидел я, Даниил, и вот как бы двое других стояли: один с этой стороны на берегу реки и другой с той стороны, на другом берегу реки. И сказал я мужу, одетому в льняные [одежды], который стоял над водами реки: когда будет конец этих чудных событий? Даниил увидел двух ангелов, стоящих с той и другой стороны на берегу реки вавилонской, и так как она здесь не называется по имени, то я, на основании предшествующего видения, полагаю, что это Тигр, называющийся по-еврейски Eddecel. Однако он не вопрошает тех, которые стояли на обоих берегах, а того, которого он видел в начале ( Дан. 10:5 ) и который был облечен в льняные или виссонные [одежды], что по-еврейски называется baddim. Также и этот ангел стоял над водами реки вавилонской, попирая их ногою своею. Отсюда следует заключать, что вышеупомянутые два ангела, которых он видел стоящими на берегу и которых не спрашивает и не считает нужным расспрашивать (sciscitatione condignos), это ангелы персидский и греческий; а последний – это тот благой ангел, который приносил пред лицом Божиим молитвы Даниила в то время, когда против него стоял ангел персидский. Спрашивал же его [Даниил] о том, когда совершатся те чудесные [события], о которых говорится в настоящем видении, что Порфирий по своему обычаю объясняет в отношении к Антиоху, а мы в отношении к антихристу. Дан. 12:7 . И слышал я, как муж, одетый в льняные [одежды] и находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, поклялся Живущим во веки, что это до времени, и времен и полувремени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Благодать необходима нам для достижения спасения; она призывает человека ко спасению и содействует ему на пути спасения. Иисус Христос учит: Никто же может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его. Есть писано во Пророцех: и будут вси научени Богом ( Ин. 6:44, 45 ). И привлечение человека к вере в Иисуса Христа, и научение его спасительным истинам совершается действием Святого Духа, о чем предсказано было чрез пророка Иоиля. Устами пророка Бог говорил: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши ( Иоил. 2:28 ). Также Иисус Христос говорит: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин. 3:5 ). То есть не возрожденный благодатию святого крещения не может быть членом земной церкви Христовой; а потому не может наследовать и царствия небесного. Силою Божественной Благодати верующий в Иисуса Христа разрешается от грехов, оправдывается пред Богом, обновляется в жизни, то есть, отвергнув жизнь греховную, начинает жить благочестиво и свято, повинуясь заповедям Божиим, и ожидает вечной жизни. Так учит апостол Павел: когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, – Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления святым Духом, которого излил на нас обильно, чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни ( Тит. 3:4–7 ). Тот же апостол в другом послании пишет: такими (т. е. порочными людьми) были некоторые из вас: но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Только при содействии Благодати Христовой можем мы проводить жизнь благочестивую и добродетельную, и таким образом достигать вечной жизни; а без помощи Благодати не можем мы делать ничего доброго для спасения своей души и не наследуем царствия небесного. Иисус Христос учит: как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. ( Ин. 15:4, 5 ). Это совершается силою Благодати, или действием Святого Духа. Это Господь раскрыл, говоря: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, яко же рече Писание ( Ис. 12:3 ; Иоил. 3:18 ), реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующие во имя Его ( Ин. 7:37–39 ), присовокупил евангелист. 3) Благодать всем предлагается, но получают её только достойно принимающие

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Взойди на высокую гору, благовествуй Сиону! Возвысь с силой голос твой, благовествуя Иерусалиму! Возвысь, не бойся, скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот Господь Бог грядет с силою, и мышца Его с властью. Вот награда Его с Ним, и воздаяние Его пред лицом Его. Как пастырь будет Он пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей» ( Ис. 11:1–2, 9–11 ). Рассмотрение пророческих книг в хронологическом порядке Для большей ясности изложения мы рассмотрим пророческие книги в хронологическом порядке. Мы поговорим о пророках, живших в период от 9-го до 6-го столетия до Р. Х. – Иоиле, Ионе, Амосе, Осии, Исаии и Михее. В центре этого первого периода находится Исаия, книгу которого надо считать расцветом пророческого дара. Взор пророков этого периода был обращен на падение Израильского царства, которое произошло в 722 году до Р. Х. Заканчивается этот первый период преследованием и истреблением пророков царем Манассией. Книга пророка Иоиля В хронологическом порядке Иоиль является первым пророком, оставившим нам запись своих проповедей. Свое пророческое служение Иоиль проходил в Иудее, вероятно, при иудейских царях Иоасе и Амасии, лет 800 до Р. Х. Иоиль называет себя сыном Вафуила. То были годы сравнительного спокойствия и благоденствия. Иерусалим, Сион, храм Иерусалимский, богослужение – постоянно на устах пророка. Однако, в бедствиях, постигших Иудею, – засухе и, в особенности, страшном нашествии саранчи, пророк видит начало суда Божия над еврейским народом и всеми людьми. Главный порок, против которого выступает пророк Иоиль – механическое, бездушное исполнение обрядового закона. В то время благочестивый царь Иоас стремился восстановить религию в Иудее, но достиг успеха, главным образом, во внешнем ее проявлении. Пророк видит впереди еще большее усиление языческих суеверий и последующее наказание Божие, и призывает евреев к искреннему покаянию, говоря: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Глава ΧΧΧVIII. – Стих. 1–3. В те дни заболел Езекия даже до смерти. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: распорядись на счет дома своего, потому что ты умрешь, а не останешься в живых. И обратил Езекия лице свое к стене, и помолился Господу, и сказал: умоляю, Господи, вспомни, прошу, как ходил я пред Тобою в истине и с сердцем совершенным, и делал доброе пред очами Твоими. И плакал Езекия плачем великим. – егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет ( Притч. 3:12 ). Чтобы после неимоверных триумфов и победы среди плена сердце Езекии не превозносилось, он посещается болезнию тела своего, и слышит, что он умрет, для того чтобы обращение к Господу отвратило приговор Его. Это именно мы читаем и у пророка Ионы и в угрозах против Давида, о которых говорится, что они сбудутся, но которые не сбылись, не потому что Бог изменяет приговор, а потому что Он призывает человеческий род к познанию Его. Ибо Он есть Господь, каяйся о злобах (2 Пар. молитва Манассии ст. 6. Иоиля 2, 13. Ионы 4, 2). И обратил Езекия лицо свое к стене, ибо к храму идти он не мог, и именно к стене храма, подле которого Соломон построил дворец; или вообще к стене, чтобы не казалось, что он выставляет свои слезы на показ присутствующим; или, по крайней мере, по Иеремии, который словом cir , то есть стеною называет сердце: к сердцу своему , чтобы всем умом умолять Господа. И говорит: умоляю, Господа, вспомни, прошу, как ходил я пред Тобою в истине и с сердцем совершенным, и делал доброе пред очами Твоими . Слыша, что он умрет, не просит жизни и очень многих лет, а предоставляет суду Божию, что угодно будет даровать, ибо знал, что Соломон тем был угоден Богу, что не просил многих лет жизни: но имея идти ко Господу, говорит о делах своих, как ходил пред Ним в истине и с сердцем совершенным. Счастлива совесть, которая во время огорчения воспоминает добрые дела: ибо блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ) И так как в другом месте пишется: кто похвалится чисто имети сердце ( Притч. 20:9 ), то это так объясняется, что совершенством сердца теперь называется в нем то, что он истребил идолов, ниспроверг сосуды храма Ваалова, сокрушил медного змея и совершил прочее, упоминаемое Писанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 3:29 . Ибо согрешили мы и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем погрешали. Три отрока, конечно, не согрешили и не в таком были возрасте во время отведения их в Вавилон, чтобы им быть наказанными за свои грехи. Поэтому как они говорят от лица народа, так следует читать и оные слова Апостола: «Не еже бо хощу... творю, но еже не хощу... сие содеваю» ( Рим. 7:19 ), и прочее, написанное в том же месте. Дан. 3:37, 38 . Ибо мы умалены, Господи, паче всех народов и унижены ныне на всей земле за грехи наши, и нет [у нас] в настоящее время князя, и пророка и вождя и проч. Эти слова следует применять в тех случаях, когда церкви за грехи народа испытывают оскудение святых мужей и учителей, наиболее сведущих в законе Божием, и когда во время гонений не совершается жертвы и приношения. Некоторые относят это место к небесному Иерусалиму в том смысле, что души, ниспадшие на землю и находящиеся в месте слез и смешения, оплакивают прежние грехи и прочее, заключающееся в словах пророка; но сего не принимает Церковь Божия. Дан. 3:39, 40 . Но с сокрушенною душою и смиренным духом да будем приняты, как при всесожжении овнов и тельцов и проч. На основании настоящего места и дальнейших слов: «Благословите, духи и души праведных, Господи» ( Дан. 3:86 ), и [написанного] в псалмах: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс. 50:19 ), некоторые утверждают, что дух в человеке, за исключением Духа Святого, отличен от души. Но они должны будут разрешить следующее затруднение: каким образом говорится, что в одном человеке, без плоти и благодати Духа Святого, находятся две субстанции и два внутренних человека. Дан. 3:46 . И не переставали слуги царя, ввергшие их, разжигать печь нефтью (naphta) и паклею. Саллюстий пишет в Историях, что нефть у персов составляет род трута, которым в особенности пользуются для поджигания. Другие полагают, что нефтью называются косточки олив, бросаемые вместе с высушенным масляным отстоем; поэтому она и называется по-гречески πυρνη, как поддерживающая πρ, то есть огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 5:24–28 . Вот писание, которое было начертано: мане, фенел, фарес. И вот значение слов: мане – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; фекел – оно взвешено на весах и найдено (вульг. ты взвешен на весах и найден) очень легким (minus habens); фарес – разделено царство твое и дано мидянам и персам. Только три слова были начертаны на стене: «мане, фекел, фарес», из которых первое означает число, второе – взвешивание и третье – разделение. Поэтому нужно было не только прочитать, но и объяснить прочитанное, именно – что Бог исчислил царство его и положил ему конец, и взвесил на весах суда Своего, и что он прежде, чем придет естественная смерть, будет убит мечом, и царство его будет разделено между мидянами и персами. Ибо Кир, царь персидский, как мы уже прежде сказали, соединившись с дядею Дарием, разрушил халдейское царство. Дан. 5:29 . Тогда, по повелению царя, Даниил был облечен в багряницу и возложили золотую цеп на шею его и объявили о нем, что он имеет власть, как третий [человек] в царстве или над третьею частью царства. Получил он царское отличие, цепь и багряницу, чтобы сделаться более известным Дарию, имевшему вступить на царство, а вследствие известности – более чтимым и не удивительно, что Валтасар, услышав печальное [предсказание], дал обещанную награду. Ибо или он полагал, что предсказанное исполнится по истечении долгого времени, или же, чествуя пророка Божия, надеялся достигнуть помилования; а если не достиг его, то нужно думать, что более важно было поругание в отношении к Богу, нежели чествование в отношении к человеку. Дан. 5:30, 31 . В туже ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и Дарий мидянин вступил на царство, будучи шестидесяти двух лет. Иосиф, в десятой книге Древностей иудейских пишет, что при осаде Вавилона мидянами и персами, то есть Дарием и Киром, Валтасар, царь вавилонский, дошел до такого самозабвения, что устроил знаменитый пир, и пил из сосудов храма и пировал, находясь в осаде. Поэтому действительно могло состояться и то, что он в туже самую ночь был взят в плен и убит; ибо все или находились в страхе вследствие страшного видения и объяснения его, или же веселились и пьянствовали на пиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010