Эcф.10_3l  В четвертый год царствования Птоломея и Клеопатры Досифей, который, говорят, был священником и левитом, и Птоломей, сын его, принесли в Александрию это послание о Пуриме, которое, говорят, истолковал Лисимах, сын Птоломея, бывший в Иерусалиме.] Греческий текст дает к сему особое 7-е добавление, предлагая в нем изъяснение приведенного в начале книги сна Мардохея (см. 1-е добавление – Эсф.1:0 ), становящееся вполне понятным после описания всей этой истории, послужившей основанием к установлению праздника Пурим. Изъяснение сна усвояется самому Мардохею, вспомнившему этот сон по его оправданию происшедшими событиями. Добавление заключается упоминанием об ознакомлении с обстоятельствами установления Пурим египетских иудеев через особое «послание», под которым можно разуметь саму книгу Есфирь, в более или менее близком к настоящему виде. Это ознакомление произошло лет сто спустя после написания книги, в совместное царствование Птоломея XII и сестры его и жены, знаменитой Клеопатры (52–30 гг. до Р.Х.). Праздник Пурим ( 2Мак 15.37 ) Μαρδοχακ μρα – «день Мардохея») доныне с особенной торжественностью празднуется в синагогах 13-го адара, канун праздника бывает днем поста. Вечером этого дня начинается сам праздник – прочтением всей книги Есфирь. При этом чтец произносит очень бегло место Есф 9.7–9 , где приводятся имена Амана и его сыновей, насколько возможно – не переводя дыхания, чтобы обозначить, что все они были повешены вместе. В это время присутствующие поднимают невообразимый шум, как и при каждом провозглашении имени Амана, показывая этим всю грозность своего негодования. Утром 14-го адара чтение повторяется, и вечер дня проводится в большом веселье. Доныне соблюдается также обычай – обмена взаимными подарками, и непременно особой формы маковыми коржиками, известными под наименованием «Гамана ухо». Время празднования Пурима падает обыкновенно на последние числа нашего февраля или на первые марта, делая его как бы еврейской масленицей. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Есфири. 4-38 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава I Я очень рад всех вас приветствовать. Общее название нашего цикла – Книги Царей, но предваряем мы этот цикл беседами, озаглавленными: «Руфь-моавитянка, прабабка царя Давида». Книга Руфь является как бы вступлением к повествованию Книг Царей (1–4). Книга Руфь, на мой взгляд, очень актуальна и современна, потому что мы сталкиваемся здесь, с теми же проблемами, с которыми сталкиваются многие люди именно в наше время, социально и нравственно тяжелое время. В этой книге рассказывается о трагической судьбе нескольких женщин, говорится о женском одиночестве и о том, как Господь может использовать человеческие немощи, чтобы возвысить людей через те или иные испытания. Книга Руфь рассказывает нам историю семьи Елимелеха, который вместе со своими двумя сыновьями и женою Ноеминь отправился из страны Израиль в землю моавитян. Надо сказать, что в Библии есть две книги, которые названы женскими именами: Книга Руфь и Книга Есфирь. Есть христианские богословы, которые говорят, что эти книги и были написаны именно этими женщинами. Таким образом, мы устанавливаем, что среди авторов Библии были две женщины, а, как известно, Писания никогда не изрекались по воле человеческой, но изрекали их мужи, а в данном случае – жены Божии, движимые Духом Святым 1 . Книга Руфь начинается словами: « В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских » ( Руф.1:1 ). Когда в Священном Писании пропадает имя человека, когда говорится о человеке и не называется его имя, то так высказывается Божественное неудовлетворение поведением людей, о действиях которых говорится, но их имена не называются. И напротив: мы устанавливаем, что когда в Священном Писании упоминается имя человека, особенно когда дважды подряд, – это особое Божье одобрение. Помните случай Самуила, который был мальчиком-прислужником в переносном храме? Когда Господь призвал его, Он призывал его дважды, называя имя: «Самуил, Самуил!» Ребенок, просыпался, бежал босыми пятками к первосвященнику Илии и спрашивал: «Ты меня звал?» Илий говорит: «Нет». Мальчик возвращался назад, ложился спать – и опять: «Самуил, Самуил!» Он опять бежит босыми пятками к своему наставнику. И тогда старец, первосвященник Илий, понял, что это Бог зовет его 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

2, 6–7). Захария, «помнящий Господа своего», многообразный в пророчествах, созерцает Иисуса, облеченного в запятнанные одежды (Зах. 3, 3), и тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей (Зах. 3, 9), и светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее (Зах. 4, 2–3). И после видения коней вороных, черных, белых и пегих, и рассеянных колесниц от Ефрема, и коня от Иерусалима провидит и предсказывает бедного Царя, сидящего на жеребенке, сыне подъяремной ослицы. Малахия открыто в заключение всех пророков говорит об отвержении Израиля и о призвании язычников. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву (Малах. 1, 10–11). Кто может понять или изложить учения Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила? Из них первый, кажется мне, писал не пророчество, а Евангелие. Второй видит ореховую трость и котел, кипящий со стороны севера, и барса, лишенного пестрот своих; и различными метрами составляет четырехкратный алфавит (книга Плача). Третий (Иезекииль) в начале и конце своих пророчеств содержит так много прикровенного, что у евреев эти главы, равно как начало книги Бытия, не позволено было читать до тридцатилетнего возраста. А последний из четырех пророков, знающий времена и всего мира, ясной речью провозвещает о камне, без помощи рук оторвавшемся от горы и ниспровергшем все царства. Давид — наш Симонид, Пиндар и Алкей, также Флакк, Катулл и Серений — звучит о Христе на лире и на десятиструнном псалтири вызывает Его воскресение из гроба. Миролюбивый и боголюбезный Соломон исправляет нравы, изучает природу, соединяет Христа с Церковью и воспевает сладостную брачную песнь святого супружества. Есфирь, прообразуя собой Церковь, избавляет народ от опасности и, вследствие убиения Амана, имя которого значит «беззаконие», доставляет потомству жребий в пиршестве и день празднества.

http://pravoslavie.ru/2718.html

4:17). И Есфирь молилась Господу, Богу Израилеву, и говорила: Господи мой, Царь наш (Есф. 4:17). Примерами второго выражения служат следующие места. У Даниила: И став, Азария молился, открыл свои уста среди огня и говорил (Дан. 3:25). И в книге Товии: И в печали я молился, и сказал: Праведен, Ты, Господи, и все дела Твои; и все пути Твои милость и истмна, и судом истинным и праведным судишь Ты вовек (Тов. 3:1—2). Так как вышеприведенное место из Даниила снабжено обелисом (надстрочным знаком, обозначавшим в «Гекза–пах» Оригена пропуск в еврейском тексте. — Прим. ред.) в знак того, что в еврейском тексте его нет, и так как книга Товии иудеями не признается за каноническую, то приведу я место об Анне из первой книге Царств: И молилась она и горько плакала. И дала она обет, говоря: Господи воинств! Если Ты призришь на скорбь вдовы твоей и т. д. (1 Цар. 10:11). И у Аввакума: Молитва Аввакума пророка для пения. Господи, я рассматривал Твои дела и ужаснулся. Посреди двух животных познан будешь, при приближении лет откроешься (Авд. 3:1—2). Но преимущественно именно этой молитвой доказывается данный в ее определении признак, согласно которому хвалебная молитва сопровождается прославлением Бога. Но и у Ионы говорится: И помолился Иона Господу, Богу своему, из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и течения окружили меня (Ион. 2:2—4). Для третьего выражения находим примеры у апостола [Павла], который по всей справедливости молитву считает нашим делом, а ходатайство — делом Святого Духа, своим могуществом и право–стыо превосходящего того, о ком ходатайство Он принимает на Себя, ибо мы знаем, говорит апостол, о чем должны молиться и как надлежит молиться; но Сам Дух ходатайствует за нас пред Богом воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией (Рим. 8:26—27). Дух ходатайствует и вступается за нас, а мы молимся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

— В таком случае как быть с Солженицыным? — Солженицын не был в подполье. — Практически в подполье. Или Вы не считаете это подпольем? — Солженицын был в эмиграции, а до этого в лагере. Лагерь не подполье: там все ясно. После лагеря он стал официально издаваемым псиателем и даже выдвигался на Государственную премию… — Но ведь он подпольно писал свой «Архипелаг ГУЛАГ»… Прятал его, перепрятывал, передавал из рук в руки… — И это было лишь несколько лет. Вскоре его выслали и тем самым спасли его для нормальной литературной работы. — Каков же, по-вашему, Божий замысел о России? — На этот вопрос у меня нет ответа. — У вас? Нет? — Если бы был, я чувствовал бы себя совсем иначе… Пока же мне приходит в голову лишь плач пророка Исайи: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями! Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими… Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от Очей Моих, перестаньте делать зло» (Ис. 1). — Странно, что Вы цитируете Ветхий Завет. — Что же тут странного? Я воспринимаю Ветхий Завет как органическую и необходимую часть Библии — она не годится лишь в качестве буквального морального руководства для современного человека. Я не люблю, например, когда в Израиле оправдывают свои «превентивные удары» при помощи примеров из книги Есфирь. Ветхий Завет потому и Ветхий, что это — дохристианский мир; оправдание тех людей — в том, что они не знали Христа. Им было так можно, нам — так нельзя. — Далеко ли от консерватизма до национализма? — Очень далеко. Ведь консерватизм христианский — это консерватизм имперского чувства, а империя — как раз и есть исконное противоядие против национализма, потому что может существовать только в том случае, если народ, созидающий ее, не навязывает себя по мелочам всем остальным народам. — Значит, Вы не шовинист? — Что вы, конечно же шовинист! Позвольте мне воспользоваться случаем, чтобы обратить внимание читателей на то, что в интеллектуальных книжных магазинах Москвы появилась книга современного французского историка Пюимежа «Шовен, солдат-землепашец: Эпизод из истории национализма».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2277...

В Сузах избиение продолжалось 2 дня (13 и 14 адара), а на 3-й день (15 адара) иудеи «успокоились и сделали его днем пиршества и веселья» (Есф 9. 18). В проч. областях уже 14 адара началось празднование победы (Есф 9. 17), чем и объясняется в библейском тексте различная дата праздника у иудеев, живущих в городе и «в селениях открытых» (Есф 9. 19). Мардохей разослал по всем областям империи письма, в к-рых иудеям предписывалось установить празднование в честь того, что «превратилась у них печаль в радость, и сетование - в день праздничный» (Есф 9. 22). Поскольку Аман, замышляя погубить народ Мардохея, бросал пур, т. е. жребий, было решено дать новому празднику название Пурим (  , букв.- жребии - Есф 9. 26). Иудеи постановили, что Пурим должен праздноваться каждый год в течение 2 дней и что ни они, ни их потомки не могут этого отменить (Есф 9. 27-28). Царица Есфирь также разослала «ко всем Иудеям в сто двадцать семь областей царства Артаксерксова» особое увещание о необходимости исполнения этих постановлений о празднике Пурим (Есф 9. 29-32). В заключение сообщается о том, что царь возвеличил Мардохея, к-рый стал в Персидской империи «вторым по царе Артаксерксе», а среди своего народа «великим... и любимым у множества братьев своих»; деяния Мардохея и те знаки отличия, которыми его наградил Артаксеркс, были записаны «в книге дневных записей царей Мидийских и Персидских» (Есф 10. 2-3). Основные темы и религиозное содержание Е. к. В зап. библеистике неоднократно высказывалось мнение о том, что Е. к., в каноническом тексте к-рой ни разу не упоминается слово «Бог», не содержит ничего от «специфически иудейской религиозности» ( Talmon. 1963. P. 427). Этим объяснялись обычно как сравнительно позднее включение ее в канон, так и деятельность авторов неканонических добавлений, старавшихся выявить религиозный смысл описываемых в книге событий. Вместе с тем традиц. понимание Е. к. (составляющей часть Писания как у христиан, так и у иудеев) находит поддержку и в нек-рых научных исследованиях, авторы которых полагают, что «трудная проблема, связанная с богословским содержанием книги... может быть разрешена» ( Loader. 1978. S. 417) с использованием принятых «грамматических, исторических и литературоведческих подходов» ( Beller. 1997. P. 1). Промысл Божий

http://pravenc.ru/text/190265.html

Ввиду приведенных исторических соображений легко понять, почему персидский царь скоро согласился на желание Амана, снял с руки своей перстень и отдал его Аману, чтобы его оттиском скрепить царский указ против иудеев ( Ecф. III, 10 ). Скрепление царских персидских указов оттиском царского перстня очень часто упоминается древними историками 86 . Во исполнение царского повеления, призваны были царские писцы и написан был от имени царя приказ ко всем сатрапам и правителям областей, в каждую область письменами ее на языке ее народа и скреплен был царским перстнем. Этот приказ повелевал в каждой области, в тринадцатый день двенадцатого месяца – Адара, убить, погубить и истребить всех иудеев, малого и старого, детей и женщин, и имение их разграбить. Гонцы быстро отправились с царским повелением. Объявлен был указ и в Сузах; и царь и Аман сидели и пили, а город Сузы был в смятении ( Ecф. III, 12–15 ). Областеначальники, к коим разослан был царский указ об истреблении иудеев, называются у свящ. историка сатрапами – achaschdarfanim – словом персидского происхождения, объясняемым из персидского языка. Оно означает высших сановников, министров, хранителей царских дверей, и с перезвучием соответствует греческому слову ξατρπης, σατρπης– персидско-зендскому: Kschatrap 87 . Возможность жестокого указа об истреблении ни в чем неповинных иудеев оправдывается множеством других подобных же жестокостей, приписываемых древними историками Ксерксу. О них уже выше было говорено 88 . Замечание о быстроте гонцов с царским повелением невольно напоминает общее удивление древних иностранцев к персидским почтовым гонцам и вообще к постановке почтового сообщения в персидском царстве. «Среди смертных существ, говорит с восторгом Геродот, нет такого, которое достигало бы места назначения быстрее персидского вестника; так искусно это устроено персами.... Ни снег, ни дождь, ни жара, ни ночь не могут воспрепятствовать тому, чтобы каждый из них совершал свой путь с возможной быстротой. Первый гонец передает возложенное на него поручение второму, второй – третьему, и таквсе дальше поручение передается до места своего назначения 89 ». Для быстроты и беспрепятственности сообщения известий, из Суз были устроены до других городов целые улицы – почтовые тракты, возбуждавшие общую похвалу и удивление древних историков и путешественников 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 3. Злоба Аманова на Иудеев а) Возвышение Амана и униженное поклонение перед этим царедворцем, заповеданное царем Артаксерксом (ст. 1–2). б) Независимость Мардохея, не покланявшегося перед Аманом, и решимость разгневанного временщика истребить всех Иудеев в государстве (ст. 3–6). в) Избрание Аманом цо жребию 12-го месяца (Адара) для повсеместного избиения Иудеев, оклеветание их перед царем, испрошение указа о поголовном их истреблении и обещание внести за это в казну 10,000 талантов серебра (ст. 7–11). г) Содержание этого указа, рассылка его по всем городам и смятение, произведенное им в Сузах (ст. 12–15). Ст. 1. После сего возвеличил царь... Амана... Вугеянина... В Вульгате слово „Вугеянин” (не находящееся в еврейском подлиннике) переводится, через перемену литер, словом «Агагеянин», т. е. – происходящий из племени Агага и, следовательно, Амаликитянин 956 . Между тем, ниже, Аман называется «Македонянином» 957 . Полагают, что Аман только по месту рождения был Македонянин, ибо отец его, Амадаф, Амаликитянин родом, основал свое местопребывание в Македонии. Другие же полагают, что Македонянином называется Аман, в общем смысле иностранца и врага Персов, а Вугеянином (проис. от Агага) – в смысле врага Иудеев 958 . Ст. 2. И все ...кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц... „Сей поступок Мардохея, если не достоин особенной похвалы, то, по крайней мере, не может быть осуждаем. Если Конон, сохраняя характер свободного человека, не хотел явиться к персидскому царю, дабы уклониться от обыкновенного ему поклонения 959 ; то не имел ли права Мардохей, по чувствованию справедливости и благочестия, отказать в поклонении не царю, коего сан всегда имел в себе нечто священное, но властолюбивому гражданину?» 960 Ст. 4. ... ибо он (Мардохей) сообщил им (служащим при царе), что он Иудеянин… Т. е., что он принадлежит к тому народу, которому воспрещено божеские почести оказывать пред людьми. Ст. 7. …(И сделал Аман совет) в первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса, и бросали пур, т. е. жребий, пред лицем Амана изо дня в день, из месяца в месяц, (чтобы в один день погубить народ Мардохеев, и пал жребий) на двенадцатый месяц, т. е на месяц Адар... Нельзя не видеть благодетельной руки Провидения над Иудеями в том обстоятельстве, что суеверный Аман, не иначе как по жребию рассудил определить день, благоприятный для задуманного им истребления Иудеев, и, что этот жребий на целый год отдалил опасность от народа Божия. В этот продолжительный промежуток и сама опасность была устранена, и замыслы Амана обратились на его же голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем. И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена, — ибо дела царя делались пред всеми знающими закон и права, — приближенными же к нему тогда были: Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан — семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя и сидели первыми в царстве: как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, объявленному чрез евнухов? (Есф 1:13–15). Важно, что и в опьянении царь не теряет разум окончательно, но, вспомнив о своем статусе, желает, чтобы даже наказание, вызванное гневом, согласовывалось с законом или хотя бы имело его вид. Число советников царя равно семи. Это не случайно для персидской культуры: «Семь святых» — Ахура-Мазда, Творец мира в зороастризме, и шесть сопутствующих ему светлых духов — главные благие силы мира. Возможно, именно поэтому уже в первой главе нам встречаются три семерки: семь дней праздника, семь евнухов, семь советников. Мудрый советник указывает на далекоидущие последствия происшествия — теперь жены приглашенных князей, пировавшие с царицей во внутренних покоях дворца, увидев на столь высоком примере, что можно безнаказанно презирать волю мужа, безусловно, перенесут это и в собственные семьи, чего нельзя допустить во имя сохранения мира и спокойствия державы. Как мы можем убедиться, идея, что благоденствие общества начинается с мира в семье, была совершенно очевидна и для древних языческих мудрецов. Из книги «Свитки. Современное прочтение знаковых текстов Библии». — М.: Никея, 2023 Чтобы знакомиться с материалами цикла раньше других, можно подписаться на нашу великопостную рассылку. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/kniga-es...

Иудейские толкователи считают, что оба пира были посвящены празднованию по случаю восшествия царя на престол. Описание места для пира также призвано указать на исключительное великолепие персидского двора и безумную расточительность царя, возможно, далеко не привычную, а проявленную по действительно значимому для него поводу. Если ткани навесов были из обычных материалов, то перехватывались они шнурами из драгоценного виссона, материала, используемого, например, для одежд первосвященника (см. Исх 28:39), и пурпура, тоже исключительно дорогого. Иоганн Спилберг — младший. Пир Есфири. Ок. 1644 Таргум указывает, что для представителей иудейской знати радость празднества была омрачена присутствием на трапезе священных храмовых сосудов (см. Свиток Эстер, 30). Безосновательность этого мнения подтверждается библейским рассказом о страшном наказании дерзнувшего пить вино из храмовых сосудов Валтасара — соправителя последнего вавилонского царя Набонида (см. Дан 5:1–31), а также вполне спокойным отношением к иудеям ранних Ахеменидов. Кроме того, если принять соотнесение Артаксеркса книги с Ксерксом I, то к этому времени Второй храм уже был построен в Иерусалиме (в правление Дария Великого) и, согласно Первой книге Ездры (см. 1 Езд 6:1–5), сосуды, вынесенные завоевателями, были возвращены на свое место. И царица Астинь сделала также пир для женщин в царском доме царя Артаксеркса (Есф 1:9). Имя царицы на иврите звучит как Вашти и более не встречается ни в Библии, ни в иных исторических памятниках. Геродот (История, IX, 109–112) и Ктесий упоминают жену Ксеркса Аместриду, чье имя никак не может быть соотнесено ни с Вашти, ни с Есфирью. Разделение на мужскую и женскую половины дома присутствовало у целого ряда народов, здесь же говорится о его соблюдении и на празднике — подобную традицию до сих пор можно наблюдать в традиционных исламских и ортодоксальных еврейских семьях. В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу — семи евнухам, служившим пред лицем царя Артаксеркса, чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива. Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному чрез евнухов (Есф 1:10–12).

http://blog.predanie.ru/article/kniga-es...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010