и приняли Иудеи на себя и на детей своих, и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня... каждый год,... во все роды,... и, чтобы... память о них не исчезла у детей их… Непрерывное совершение евреями от древних времен до настоящих дней праздника „Пурим“ в память избавления от злобы Амановой 975 служит несомненным доказательством истинности событий, описанных в книге Есфирь. Замечательны обряды, с которыми совершает праздник Пурим новейшая синагога. «Утром 14-го дня Адара раввины собираются в синагогу и читают книгу Есфирь, писанную на еврейском языке, на свитке пергаментном, подобно древним рукописям. Каждый из присутствующих должен разом, не переводя дыхания, прочитать имена десяти сыновей Амана. Они радуются, что последний имел такое незначительное потомство, что перечислить его можно, не переводя дыхания; между тем, всякий раз, как произносится имя Амана, в синагоге происходит ужасный шум. Все слушатели, от малого до большого, бьют молотком или топчут изображение этого врага народа Божия, которое повешено бывает на чем-нибудь, подобном виселице; и все это происходит для того, чтобы унизить память Амаликитянина (Вугеянина). После этого, высылаются друг другу дары, состоящие из съестного, и даются праздники, на которые приглашаются знакомые и бедные. В Талмуде предписывается в этот день напиваться до такой степени, чтобы никто не мог сказать, кто достоин проклятия или благословения, – Аман или Мардохей (предполагая, что Есфирь, для снискания себе Ассуирова благоволения, старалась напоить его пьяным). Накануне этого праздника бывает пост, который называется постом Есфири. Воздержание от всякой пищи продолжается только от восхождения до захождепия солнца» 976 . Глава 10. Объяснение сновидения Мардохеева а) Наложение подати царем Артаксерксом на землю и острова морские (ст. 1). б) Замечание о подробном описании дел этого царя и о возвышении Мардохея в книге дневных записей царей индийских и персидских (ст. 2–3). в) Объяснение сна Мардохеева, замечание о вечном праздновании Пурим, принесение письменного документа, насчет этого праздника в Александрию некиим священником Досифеем, при Птоломее и Клеопатре, и истолкование этого документа Лизимахом (без счета стихов).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Дом и имущество казненного Амана, по распоряжению царя, были конфискованы и переданы во владение Есфири и Мардохея. Есфирь же испросила у царя отмену выхлопотанного Аманом эдикта об истреблении евреев. Вместо этого эдикта написан был, скреплен царским перстнем и разослан по областям персидского царства эдикт об истреблении иудеями их врагов в тринадцатый день двенадцатого месяца – Адара ( Ecф. VIII, 1–12 ). Конфискация имущества преступников была одним из общеупотребительных в персидском царстве наказаний 122 . Естественнее всего было передать дом и имущество Амана Есфири, приобретшей необычайное благоволение у царя. О значении царского перстня в государственных бумагах персидских царей было уже говорено при обозрении III. 10. Как предыдущие царские эдикты, упоминаемые в книге Есфирь (I, 21. III, 12), так и этот были написаны на разных языках подвластных персидскому царю народов. Эдикт повезли быстрые царские гонцы, между прочим, на дромадерах и на мулах. В еврейском тексте первое животное называется: achaschteranim (ахаштэраним) и соответствует персидскому слову kschatrana – господство, царство, а потому нынешними толковниками переводится: царские придворные кони 123 . Это, вероятно, те быстрые царские почтовые кони, о коих с необычайным удивлением говорил Геродот (см. выше: Ecф. III, 15 ). Второе животное называется в еврейском тексте: ramakim (рамаким), производится от персидского словагатак – стадо и означает стадо, табун 124 , вообще множество почтовых коней, сменявшихся, по рассказу Геродота, на каждой станции. Названия указанных животных в русском переводе не точны. Как бы, впрочем, ни понимали еврейские названия нынешние толковники, одно несомненно, что эти названия персидского происхождения и объясняются из персидского языка. Гонцы отправились с царским эдиктом скоро и поспешно. Объявлен был указ и в Сузах. И Мардохей вышел от царя в царском одеянии яхонтового и белого цвета, и в большом золотом венце, и в мантии виссонной и пурпуровой. У иудеев всюду, как в Сузах, так по другим городам, было веселие и многие из иноплеменников из страха пред ними принимали иудейство ( Ecф. VIII, 13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

избивали Иудеи всех врагов своих... В Сузах, городе престольном, умертвили Иудеи и погубили пятьсот человек; и ... десятерых сыновей Амана... Умерщвленные были, конечно, из тех, которые, подобно сыновьям Амановым, хорошо были известны Иудеям, как их преимущественные и отъявленные враги и зложелатели, может быть, неоднократно обнаружившие на деле свой фанатизм и свою нетерпимость. Прошедшие обиды и оскорбления теперь все были припомнены. Можно предположить, что Иудеи, перед наступлением 13-го числа Адара, вперед наметили лиц, которые должны быть казнимы; но, как эти лица не знали, что они, именно, а не другие должны погибнуть, то и не скрылись из столицы. Иудеи, вероятно, держали в величайшем секрете, кто должен пасть от их мести. Когда царю донесли о числе убитых в его столице руками Евреев, то он не только не почувствовал какой-нибудь жалости или смягчения, напротив – предложил Есфири, не нужно ли еще продолжить кровавую расправу, хотя был уверен, что в отдаленных провинциях погибло огромное число от руки Евреев 970 . В этом диком и необузданном гневе есть что-то роковое и неотвратимое. Царь персидский, как бы, увлекаемый некоей невидимой силой, делается бичом своих подданных. Кто не увидит здесь руки Промысла, карающего врагов народа Божия?!... Ст. 13–15. …И сказала Есфирь:... пусть бы позволено было Иудеям, которые в Сузах, делать то же и завтра (т. е. 14-го Адара), что сегодня, и десятерых сыновей Амановых пусть бы повесили на дереве. И приказал царь сделать так;... и умертвили в Сузах еще триста человек... Из всего этого открывается, каким сильным и энергическим характером обладала Есфирь, а, тем более, Мардохей, под влиянием которого она, очевидно, действовала. Но достойна ли одобрения суровая просьба Есфири пред царем персидским? Писание просто передает только факт, как он был, не присоединяя к нему ни осуждения, ни одобрения и, следовательно, ни к чему нас не обязывает ни в том, ни в другом отношении. Но, во всяком случае, справедливость требует о деяниях и намерениях Есфири и Мардохея судить по тому времени и по тем обстоятельствам, среди которых они жили, и по тому кодексу нравственных законов, который действовал в ветхом завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне (Ион. 5:39)… Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он написал о Мне» (Лук. 5:46), — говорил Господь иудейским законникам.   Еще яснее и подробнее раскрывал эту истину Господь Своим ученикам, явившись им по воскресении, как свидетельствует ев. Лука: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании…И сказал им: вот то, о чем Я говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:27,44).   Кроме такого общего заявления, Господь указывает нередко и частные случаи ветхозаветных образов и пророчеств, имевших отношение к Его жизни, учению, крестным страданиям и смерти. Так, напр., он отмечает преобразовательное значение медного змея, повешенного Моисеем в пустыне (Ио.3:14), указывает на исполнение пророчества Исайи о «лете Господнем благоприятном» (Лук. 4:17–21; Ис. 61:1–2), говорит об осуществлении всех древних пророчеств, касавшихся Его искупительной жертвы (Мф. 26:54, Лук. 22:37) и даже на самом кресте, перед Своей искупительной смертью восклицает: «Совершилось!» (Ио. 19:30), указывая, что исполнилось всё то, что «многократно и многообразно было говорено через пророков» (Евр. 1:1). 3. Исторические Книги Содержание: Краткий обзор исторических книг Библии. Значение ветхозаветных пророков. Книга Иисуса Навина. Верою пал Иерихон. Книга Судей. Книги Царств. Иерусалимский храм. Книга Ездры. Книга Неемии. Книга Есфирь. Книга Иудифь. Маккавейские книги. Последние годы до пришествия Спасителя. Хронология. Краткий обзор исторических книг Библии Исторические книги Ветхого Завета охватывают жизнь еврейского народа со времени его вступления в Обетованную Землю при Иисусе Навине (1451 лет до Р. Х.) до периода Маккавеев (150 лет до Р. Х.). В частности, книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие Обетованную землю, еще не были объединены в одно государство, но жили более или менее обособлено друг от друга. Книги Царств и книги Паралипоменон охватывают монархический период в жизни еврейского народа, длившийся около пятисот лет. Заканчивается этот период падением Иудейского царства и вавилонским пленением, за 586 лет до Р. Х. Книги Ездры, Неемии, Иудифь, Есфирь повествуют о событиях после вавилонского плена и о восстановлении Иерусалима. Наконец, Маккавейские книги охватывают последний период ветхозаветной истории еврейского народа во времена его борьбы за независимость, за несколько столетий до Р. Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

    Текст дополнений помещен в следующих изданиях: Fritzche. σθρ. Zьrich. 1848. и: Libri Apocryphi. 1871 г. De-Lagarde. Libr. Vet. Testamenti canonicorum pars prior. 1883. Scholz. Com. ьв. d. B. Esther mit seinen Zusдmzen. 1892 г.     Объяснения на обозреваемые дополнения в западной новой литературе, кроме общих на все неканонические книги, следующие: Langen. Die beiden griech. Texte d. B. Esther. Theol. Quartalschrift. Tьbing. 1860, II. Derselb. Die devterokanonischen Smьcke d. B. Esther. Freib. 1862. Scholz. Com. ьв. d. B. Esther. 1892. Iahn. Das Buch Esther nach d. Septuaginta hergestellt, ьbersemzm und kritisch erklдrm. Leid. 1901.    В русской литературе есть лишь общее текстуальное обозрение книги Есфирь: Рождественский. Книга Есфирь в текстах еврейском-масоретском, греческом, древнем латинском и славянском. Спб. 1885 г. Дополнение во 2Пар.: молитва царя Манассии    Во 2Пар.33:12—13 читаем: «привел Господь военачальников царя Ассирийского и заковали они Манассию… и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лицо Господа… и помолился Ему и Бог преклонился к нему, и услышал моление его.» В той же главе далее в 18—19 стт. читаем: «прочил дела Манассии и молитва его к Богу своему… находятся в записях царей Израилевых. И молитва его, и то, что Бог преклонился к нему… описаны в записях Хозая» (т. е. провидцев). Из этих указаний несомненно, что Манассия в плену составил «молитву (евр. ),» которая сохранилась до времени писателя Паралипоменон в двух исторических памятниках: Записях царей Израилевых и Записях провидцев. В ныне известном еврейском священном ветхозаветном тексте эта молитва не сохранилась. Но в переводе LXX толковников, по александрийскому кодексу, в латинском (отличном по языку от древне-италийского и от Иеронимовского переводов), в сирском, эфиопском и арабском переводах сохранился гимн с надписанием «Молитва Манассии, царя иудейского.» Судя по тесному взаимному сходству этого гимна во всех вышеуказанных переводах, исследователи признают единство оригинала во всех переводах и таким оригиналом признают греческий текст перевода LXX.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Добавления B и E, содержащие текст царских указов, составленных Аманом и Мардохеем (и потому противоположных по смыслу), во многом сходны, поэтому их нередко рассматривают совместно (см., напр.: Ibid. P. 383-386). Оба они развивают сюжет канонической Е. к., при этом добавление Е акцентирует внимание и на богословском аспекте происходящих событий. Про иудеев, к-рых Аман хотел погубить, сказано, что царь нашел их «не зловредными, а живущими по справедливейшим законам, сынами Вышнего, величайшего живого Бога (υος το ψστου μεϒστου ζντος θεο), даровавшего нам и предкам нашим царство...». То, что случилось с Аманом, трактуется как наказание Божие, постигшее его за попытку оклеветать перед царем иудеев: «...он, совершивший это, при воротах Сузских повешен (πρς τας Σοσων πλαις σταυρσθαι) со всем домом, по воле владычествующего над всем Бога (το τ πντα πικρατοντος θεο), воздавшего ему скоро достойный суд». Не только судьба Амана, но и спасение иудеев было совершено по воле Божией: «Ибо владычествующий над всем Бог и вместо погибели избранного рода устроил им такую радость». В тексте указа Артаксеркса присутствуют слова, по-видимому принадлежащие Мардохею и адресованные иудеям, о праздновании Пурима: «И вы в числе именитых праздников ваших проводите сей знаменитый день (πσημον μραν) со всем весельем, дабы и ныне и после памятно было спасение...» Добавление С, содержащее текст молитв Мардохея и Есфири, «имеет двоякое влияние... оно усиливает драматизм истории, делая Мардохея и Есфирь более реальными персонажами и выделяет религиозную составляющую греческого текста Книги Есфирь, позволяя его автору дать полное выражение своим богословским взглядам» (Ibid. P. 391). О Боге Израиля говорится, что Он является Вседержителем (πντων κρατν, букв.- Содержащий все), Праведным (δκαιος ε, κριε), Создателем неба и земли (τι σ ποησας τν ορανν κα τν ϒν), единым Богом, Царем избранного народа (Κρι μου βασιλες μν, σ ε μνος), Царем богов и Владыкой всякого начальства (θλψεως μν κα μ θρσυνον, βασιλε τν θεν κα πσης ρχς πικρατν).

http://pravenc.ru/text/190265.html

К сему должно присовокупить и то, что мы не обвиняем человека, если из любви к отечеству и для устранения опасности, угрожающей отечеству, он принужден бывает употреблять суровые и сильные меры против врагов отечества. В таких, именно, обстоятельствах и находилась Есфирь. Ей, конечно, было небезызвестно, что после кровавой драмы, происшедшей 13-го Адара, в Сузах еще оставалось довольно закоренелых врагов иудейских, которые, без сомнения, теперь еще более были злобны против Иудеев, чем прежде, – и, следовательно, еще более от них могло выйти зла и опасностей для народа иудейского. События так пошли, что неизбежным оказалось полное истребление врагов иудейских; тем более, что такую же точно участь и они готовили Иудеям. Само, по-видимому, правосудие Божие устроило это возмездие. Ст. 16. …И прочие Иудеи, находившиеся в царских областях,... умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч, а на грабеж не простерли руки своей… Нельзя представить, чтобы Персы и другие, жившие в персидских пределах, народы без сопротивления позволяли убивать себя Иудеям. Но, поскольку они действовали раздробленно и боязливо, парализованные царским указом и страшной властью Мардохея у престола царского, между тем, как Иудеи действовали массами и, притом, при содействии самих персидских властей 971 ; то и вышло вместо обоюдной борьбы простое избиение врагов иудейских. Замечательно, что Иудеи при этом случае довольствовались только умерщвлением своих врагов, но не хотели простирать рук на грабеж имущества избиенных 972 , хотя царь позволил им и это 973 , и, хотя враги иудейские, со своей стороны замышляли не только перебить Иудеев, но и ограбить их имущество 974 . Этим поведением своим евреи показали свое бескорыстие и то главное побуждение, которое заставило их взяться за оружие, т. е. желание обезопасить только и оградить свою жизнь и свои права от злобы врагов своих. Ст. 20–21; 27–28. ...и послал Мардохей письма ко всем Иудеям,... чтобы они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Когда во внешний двор царского дома пришел Аман, чтобы просить царя повесить Мардохея на приготовленном дереве, Артаксеркс спросил Амана, «что сделать бы тому человеку, которого царь хочет отличить почестью» (Есф 6. 6). Поскольку Аман думал, что речь идет о нем самом, он предложил царю одеть такого человека в царские одежды, посадить на царского коня, возложить на его голову царский венец и повелеть «одному из первых князей царских» вывести его с почетом на городскую площадь. Вопреки надеждам Амана царь повелел ему сделать «это Мардохею Иудеянину» (Есф 6. 7-10). Выполнив царский приказ, Аман в печали «поспешил в дом свой» (Есф 6. 12) и пересказал все случившееся жене и своим мудрым друзьям, к-рые предупредили Амана, что ему, вероятно, не удастся пересилить Мардохея, «ибо с ним Бог живой» (Есф 6. 13; эти слова отсутствуют в евр. тексте и имеются только в LXX). Во 2-й день пира, когда Артаксеркс снова предложил Есфири исполнить любое ее желание, она обратилась к нему с просьбой спасти ее народ: «Ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель» (Есф 7. 4). Есфирь сообщила царю, что «тот, который отважился в сердце своем сделать так»,- это Аман, а когда один из евнухов указал на дерево, приготовленное Аманом для Мардохея, царь повелел повесить на нем самого Амана (Есф 7. 5-6, 9-10). После смерти Амана, главного врага иудеев, Есфирь и Мардохей принимают меры для спасения своего народа. Поскольку уже невозможно было отозвать указ об истреблении иудеев, «ибо письма, написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя отменить» (Есф 8. 8), Мардохей разослал от имени Артаксеркса новый указ «к Иудеям, и к сатрапам, и областеначальникам, и правителям областей от Индии до Ефиопии» (Есф 8. 9). В этом указе, имевшем статус закона (Есф 8. 13), говорилось, что «царь позволяет Иудеям... стать на защиту жизни своей»; при этом иудеи могли безнаказанно нападать на жилища всех своих врагов, убивать их с семьями и разграблять их имущество (Есф 8. 10-11). Когда «гонцы, поехавшие верхом на быстрых конях» (Есф 8. 14), доставили списки этого указа в разные области Персидской империи, мн. представители различных народов «сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями» (Есф 8. 17). 13-го числа месяца адара, когда должен был быть исполнен подготовленный Аманом первоначальный указ об истреблении иудеев, «никто не мог устоять пред лицом их, потому что страх пред ними напал на все народы» (Есф 9. 2). При поддержке Мардохея, занявшего видное положение при Артаксерксе («Ибо велик был Мардохей в доме у царя...» - Есф 9. 4), иудеи собрались в городах империи, вооружились и организовали массовое избиение своих врагов (Есф 9. 2, 5). В Сузах ими было убито в общей сложности 800, а по всей стране - 75 тыс. чел. 2 раза в тексте сообщается, что иудеи «на грабеж не простерли руки своей» (Есф 9. 10, 15). По особой просьбе Есфири царь позволил также повесить на дереве «десятерых сыновей Амановых» (Есф 9. 14).

http://pravenc.ru/text/190265.html

Ст. 8–9. …Пусть принесут одеяние царское,... и приведут коня, на котором ездит царь и проч... Почести, придуманные Аманом в награду человеку, оказавшему царю услугу, хоть и кажутся слишком чрезмерными, но они были совершенно в духе восточных народов, склонных ко всяким чрезмерностям и излишеству. Ст. 12. …Аман же поспешил в дом свой, печальный, и закрыв голову… Покрытие головы было в древности обыкновенным знаком печали и скорби сердечной. Напр., в народе израильском это видно из примеров Давида и Езекииля 968 . Ст. 13. ... И сказали Аману мудрецы его (из друзей его) и Зерешь, жена его: если из племени Иудеев Мардохей, из-за которого ты начал падать; то не пересилишь его, а наверно падешь пред ним, [ибо с ним Бог живый]... Эти, зловещие для Амана, слова жены и друзей его, в высшей степени замечательны сами по себе. Они показывают, что еврейская история, исполненная дивных опытов покровительства и любви Божией к Израилю, не оставалась безызвестной в языческой среде, и понятия о силе и могуществе Иеговы, Бога еврейского, не чужды были этой среде. Внезапное возвышение Мардохея, в то время, как он находился на краю погибели, весьма естественно могло привести жену и друзей Амановых к убеждению, что Мардохей есть избранник Иеговы и, следовательно, непобедимый соперник Амана. Глава 7. Погибель Амана а) Во время пира, Есфирь открывает царю о горькой участи, приготовленной для народа Иудейского злобой Амана (ст. 1–6). б) Раздражение царя, временно удаляющегося в дворцовый сад, и усиление его гнева при виде Амана, припавшего к ложу Есфири (ст. 7–8). в) Повешение Амана на виселице, изготовленной им для Мардохея (ст. 9–10). Ст. 4. ... Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, я молчала бы, хотя враг не вознаградил бы ущерба царя... Т. е., хотя вред и ущерб для царя от продажи стольких верных и преданных слуг, каковы Евреи, превышал бы гораздо денежную прибыль, вырученную от продажи, но все же тогда была бы хоть какая-нибудь польза и выгода для царя, и, следовательно, с этим делом можно бы еще помириться и промолчать перед царем; но когда задумали истребить и уничтожить Евреев без всякого основания и расчета, молчать пред царем о сем ущербе для него и о сей несправедливости, уже не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Часть третья Падение и погибель Амана со всеми врагами иудейского народа. Глава 6. Унижение Амана перед возвеличенным Мардохеем а) Бессонница царя и чтение из книги дневных записей о заслуге Мардохеевой (ст. 1–3). б) Прибытие Амана во двор царский и совещание с ним царя, насчет награды для человека, которого царь хочет отличить почестью (ст. 4–6). в) Царские почести, измышленные Аманом в надежде получить их для себя (ст. 7–9). г) Оказание этих почестей Мардохею через Амана, по повелению царя (ст. 10–12). д) Злость Амана и зловещие, для него, предсказания мудрецов и жены его, насчет Мардохея; отправление на пир Есфири (ст. 13–14). Ст. 2. …И найдено записанным,... как донес Мардохей на Гавафу и Фарру, двух евнухов царских, оберегавших порог, которые замышляли наложить руку на царя Артаксеркса... В прибавлении, предшествующем первой главе книги Есфирь, есть примечание, что из-за этих-то двух евнухов Аман и озлобился на Мардохея, и старался погубить и его, и народ его. На основании этого примечания, заключают, что заговор евнухов задуман был не без ведома Амана, который, по низложении Ассуира, надеялся овладеть его престолом. К счастью Амана, евнухи не выдали его перед царем; но он затаил с этого случая злобу свою на Мардохея и народ его. Впоследствии, царь узнал все-таки (может быть, на пиру у Есфири) о преступных покушениях Амана на свою жизнь, как это видно из его указа, изданного после погибели Амана. И это открытие вполне показало царю, что такое был Аман по отношению к нему. Ст. 3. …И сказал царь: какая дана почесть и отличие Мардохею за это (за открытие заговора)? И сказали отроки царя, служившие при нем, ничего не сделано ему... Хотя Мардохей и получил в награду некоторые подарки 967 , но, вероятно, по незначительности их, а главное, по несоответствию с заслугой Мардохеевой, они признаны придворным хроникером за ничто, а потому, и в книгу дневных записей не внесены. Может быть, здесь тоже была интрига Амана, отклонившего надлежащую награду, которая следовала Мардохею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010