Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. 2011 г. Свято-Никольский монастырь г. Клинцы Свято-Никольский храм был построен как надвратная часовня при входе на Вознесенский погост. Для исследователя изучение его истории неминуемо становится вратами в мир недавнего духовного прошлого. По тем местам, где сегодня стоит Святой Престол и возносится Бескровная Жертва, проходили сотни и тысячи богомольцев. Культура Православия и Старообрядчества не воспринимаются в его истории как противоречия, и лучшие черты моральной жизни русского человека здесь проявляются воочию. Попытка представить в сознании Вознесенский храм и вообще исторический облик старых Клинцов заставляет вспомнить традиционный старообрядческий апокриф про невидимый град Китеж, Беловодье. Невидимое для глаз грешников место, где денно и нощно совершается по правильному чину богослужение, звонят невидимые колокола, стройно идут сонмы монашествующих с четками в руках. Постороннему наблюдателю, взирающему на небольшой храм трудно вообразить, что за ним скрывается яркая история, свои загадки и свои чудеса. В 1780 году старообрядцами-поселенцами посада Клинцы на самой высокой точке берегового склона реки Туросна (сейчас она сильно обмелела и называется Московкой) было завершено строительство одного из двух деревянных храмов – Храма в честь Вознесения Господня. От храма в сторону нынешнего центра города устремлялась одноименная Вознесенская улица (ныне Краснознаменная). До 1780 года на этом месте стояла Вознесенская часовня – одна из первых построек прибывших со Стародубья первопоселенцев. Первый же храм (в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца) в Клинцах был построен в 1760 году, но сгорел в пожаре 1776 года (по мнению краеведа Р.И. Перекрестова, Большая Вознесенская часовня была освящена как Свято-Сергиевский храм). Вознесенский храм строился два года, жертвователями были все крупные семейства Клинцов. В трапезной части храма стали проходить собрания прихожан, на которых решались практически все вопросы городской жизни.

http://sobory.ru/article/?object=10834

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Шапошников Андрей Родионович; нач. XIX в., посад Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (совр. г. Клинцы Брянской обл.) - 11.11.1868, старообрядческий Успенский муж. мон-рь в с. Слава в Добрудже (совр. с. Слава-Русэ, Румыния)), «епископ странствующих христиан, экзарх некрасовский», управляющий Славской епархией старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в мещанской семье, в молодости был женат на вдове. В 1826 г. оставил семью и удалился в старообрядческий («поповщинского» направления) Лаврентьевский муж. мон-рь в Стародубье , где принял постриг с именем А., в 1832 г. избран настоятелем. В настоятельство А. в Лаврентьевском мон-ре жили Павел (Великодворский) , Аркадий (Дорофеев ; впосл. архиеп. Славский), Онуфрий (Парусов ; впосл. еп. Браиловский), старообрядческий писатель И. Г. Кабанов (Ксенос) и др. После закрытия Лаврентьевского мон-ря в 1839 г. А. переселился в старообрядческий Успенский муж. мон-рь в с. Слава. А. участвовал в обсуждении возможности принятия в «древлеправославие» нестарообрядческого епископа для организации старообрядческой иерархии, первоначально не поддержал эту идею, однако вместе с др. старообрядцами встречал митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , еще не присоединившегося к старообрядчеству, в г. Сулина (совр. Румыния) в апр. 1846 г. После прочтения «Соображения о верах», составленного Павлом (Великодворским), А. стал сторонником присоединения митр. Амвросия к старообрядчеству. На соборе в Славском мон-ре в окт. 1846 г., где обсуждалась форма чиноприема митр. Амвросия (см. Присоединение к Православию ), А. высказался за «третий чин», без повторения над митрополитом таинства Миропомазания, однако собор решил принимать митрополита «вторым чином», через проклятие ересей и Миропомазание. 20 июля 1847 г. в Славском скиту на собрании старообрядцев-некрасовцев, признавших новоучрежденную Белокриницкую иерархию, были избраны 3 кандидата для поставления соответственно во епископа, священника и диакона. А. был выдвинут кандидатом во епископа, но, ссылаясь на 18-е прав. святых апостолов, запрещающее рукополагать женатого на вдове, объявил о своем недостоинстве принять священный сан. После настойчивых просьб участников собора А. согласился с избранием во епископа. Однако митр. Амвросий на прошение об архиерейской хиротонии А. ответил отказом, решение митрополита не изменилось и после повторного рассмотрения кандидатуры А. уже на соборе в Белой Кринице, участники к-рого, во многом под влиянием инока Павла, повторили прошение Славского собора. Во епископа был рукоположен инок Аркадий (Дорофеев), к-рого первоначально предполагалось возвести в сан священноинока. А. из Белой Криницы возвратился в Славский мон-рь. В последующие годы А., обладавший большим авторитетом среди некрасовцев, активно помогал архиеп. Аркадию (Дорофееву) в управлении Славской епархией.

http://pravenc.ru/text/76048.html

На проводы явилось старообрядцев несчетное число, всю улицу запрудили. И вот Герасим Алексеевич 38 , узнавши, поехал к прокурору, но тот отозвался, что не имеет от следователя уведомления, то Герасим Алексеевич поехал в Клинцы к следователю, и затем в Сураж. Возвратясь в Стародуб к прокурору, тогда прокурор уже признался по правде, что никакого залога не могу принять, так как Черниговская Консистория обвиняет его как политического (!) преступника, но прокурор и жандармский полковник этого преступления не находят. Вчерашний день Бушев Е. Е. и Гребенников Иван Гордеевич поехали в Клинцы и в Сураж. Что будет далее? – Бог весть. Но все-таки Герасим сильно принимается за дело, хочет взять верную справку от следователя, поехать в Киев в Судебную Палату обжаловать сперва окружному суду действия следователя, а потом в Палате старшему председателю Судебной Палаты: может что и поможет. А тут Субботин Н. И. в Братском Слове криком-кричит: не пускать Швецова из рук, а то разобьет православную церковь !» Почтенный стародубец говорит об нас совершенную неправду. Где же отыскал он в «Братском Слове» эти слова, которые нам приписывает!? Такой нелепости, что Швецов «разобьет православную церковь », которую не только еретик-Швецов, но и самый ад со всеми его силами одолеть не может, по не ложному слову Христову, – такой нелепости мы никогда не говорили, и не могли говорить. Мы говорили, говорим и будем говорить, что над Швецовым, как и над каждым преступником закона, должно наконец совершиться правосудие. А что он преступник, нарушитель законов, злонамеренный и неисправимый, это доказывает вся его противозаконная деятельность, особенно воспрещенное законом печатание сочинений в заграничных и подпольных типографиях и распространение этих сочинений. Личность Швецова для нас не имеет никакого значения; для нас важно то, чтобы раскол, всячески издевающийся над церковью, по крайней мере не издевался вместе с этим и над действующими в Российской империи законами, как будто обязательными только для православных, и совсем не обязательными для раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Следует помнить, что до перехода России в феврале 1918 года на новый стиль (григорианский календарь) Новый год приходился на святки, то есть не был связан с привычными для нас постовыми ограничениями. 1 января по официальному календарю Российской империи – как и теперь в «старый Новый год» 14 января, то есть 1 января по церковному (юлианскому) календарю – Церковь отмечала великий праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого, поэтому под Новый год вечером служилось праздничное всенощное бдение (о котором будет часто говориться в цитируемых нами текстах). Первое упоминание о ночном новогоднем молебне мы встречаем в епархиальном журнале за 1896 год. В разделе «Иноепархиальные известия», где публиковались обзоры церковной и светской прессы со всей империи, была напечатана заметка о встрече Нового года в посаде Клинцы Черниговской губернии (сейчас это город, районный центр Брянской области). В самом начале текста затрагивался вопрос, актуальный и сейчас: «С давних пор интеллигенцией всего мира принято за обычай встречать Новый год в большом обществе и веселом препровождении времени на основании суеверной мысли, что как проведешь время первый день Нового года, так проведешь и целый год: танцы, игра в карты, маскарады, веселые попойки и кутежи – обычная встреча Нового года» А далее описывался – как новое, пока еще непривычное начинание – ночной новогодний молебен: «В посаде Клинцы первый шаг в новом направлении встречи Нового года сделан настоятелем православного Петропавловского храма. Желая противодействовать общепринятым нехристианским обычаям, он в последнюю литургию пред Новым годом, по окончании ее, пригласил своих прихожан встретить наступающий Новый год в храме молитвой. Ночью 31 декабря в 11 1/2 часов начался звон в большой колокол; в несколько минут храм, блестяще освещенный, наполнился народом. Ровно в 12 часов царские врата отворились и в них показался настоятель со святым крестом в праздничном облачении, поздравил прибывших с Новым годом и пригласил помолиться о ниспослании всех благ. Затем отслужен был молебен обычный в день Нового года с возглашением многолетий царствующему Дому, епархиальному преосвященному, прихожанам и всем православным христианам. По окончании богослужения все находившиеся в храме остались, как бы ожидая чего-то; тогда снова вышел отец настоятель, еще раз поздравил присутствовавших с Новым годом, а те, поздравив его, стали поздравлять друг друга и разошлись из храма все веселые и довольные, будто получили большие подарки. В числе молившихся было немало не только единоверцев, но и старообрядцев, и все отзывались об этом новшестве с большой похвалой. По сообщению «Русского слова», так же встречали Новый год и жители города Нежина»

http://pravmir.ru/molitva-v-novogodnyuyu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Никольский (1866 - 7.12.1937, г. Клинцы Орловской (ныне Брянской) обл.), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Сведения о жизни и церковном служении И. не сохранились. В окт. 1937 г. был арестован, заключен в тюрьму г. Стародуба, затем тайно переведен в Клинцы. Проходил по одному следственному делу со священномучениками прот. Александром Левицким и священниками Алексием Тютюновым, Корнилием Удиловичем и Митрофаном Корницким . 22 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Орловской обл. приговорен к расстрелу в числе др. обвиняемых. Был казнен вместе с ними, похоронен в безвестной общей могиле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 6 окт. 2005 г. Лит.: Определение Свящ. Синода//ЖМП. 2005. 11. С. 7; Пострадавшие за Христа: 24 нояб. ст. ст. Память новомучеников и исповедников Российских ХХ в. на сегодня//http://pstgu.ru/news/martir [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/469143.html

культуры вносит региональная общественная орг-ция «Православное просвещение». Архиереи Еп. Михаил (Рубинский; 26 дек. 1946 - 12 мая 1947), еп. Феодосий (Коверницский ; 12 дек. 1947 - 15 марта 1949), еп. Евстратий (Подольский; 17 марта 1950 - 27 дек. 1951), еп. Иларион (Прохоров; 27 дек. 1951 - 17 нояб. 1953), еп. Иннокентий (Леоферов; 13 дек. 1953 - 28 авг. 1958), митр. Нестор (Анисимов; 9 дек. 1958 - 4 нояб. 1962), еп. Игнатий (Демченко; 16 нояб. 1962 - 25 мая 1965), Боголеп (Анцух; 25 мая 1965 - 6 окт. 1977; с 9 сент. 1974 архиеп.), еп. Севастиан (Пилипчук; 16 окт. 1977 - 13 сент. 1989), Василий (Васильцев; 1 окт. 1989 - 5 нояб. 1998; с 28 июля 1994 архиеп.), Пантелеимон (Романовский; 5 нояб. 1998 - 10 февр. 2011; с 28 июля 2009 архиеп.), Иоасаф (Губень; с 10 февр. 2011; с 9 июля 2012 архиеп.). Монастыри Действующий: кировоградский Свято-Елисаветинский (муж., Кировоград, основан в 2007, с 2013 имеет Троицкий муж. скит в с. Созоновка). Упраздненные (в пределах Кировоградской обл.): Чечелевский Иоанно-Предтеченский (жен., существовал в с. Чечелеевка Александрийского у., ныне с. Вел. Чечелиевка Новгородковского р-на, основан в 1874 как скит, в 1899 преобразован в мон-рь, закрыт в 1921-1922), Чернолесский Преображенский скит (муж., находился в окрестностях совр. с. Дмитровка Знаменского р-на, основан в 1760, упразднен в 1767). В. Г. Пидгайко Старообрядчество на Кировоградщине Старообрядцы, преимущественно беглопоповцы , начали селиться в Новой Сербии (в 1764 стала частью Новороссии) в сер. XVIII в., после «выгонок» Ветки и разгрома старообрядческих скитов в Стародубье . Крепость Св. Елисаветы была основана в 1754 г. на месте старообрядческого поселения. 12 апр. 1755 г. старообрядцы подали рапорт коменданту крепости А. И. Глебову о желании обосноваться в Новой Сербии. В Елисаветграде старообрядцы разных согласий составляли большую часть населения города, они жили на Беспоповской, Преображенской и Перспективной улицах, имели собственные церкви. В относительной близости от крепости староверы создали значительные и богатые селения Клинцы, Калиновка, Красный Яр, Знаменка, Плоское, Никольское, Золотарёвка и Злынка. Впосл. выходцы из сел Клинцы, Красный Яр, Плоское, Калиновка Елисаветградского и Александрийского уездов Херсонской губ. переселились в Тирасполь, где появились Красноярская и Клинцовская улицы, Красноярская балка. В 1819 г. в процессе учреждения военных поселений было решено вывести из Елисаветградского у. всех старообрядцев, не хотевших получать статус военных поселенцев. 794 старообрядца из с. Плоского, 729 чел. из с. Дмитровка, 96 чел. из с. Уховка переселили в Малаешскую вол. В 1821 г. выходцы из Елисаветградщины в Тираспольском у. Херсонской губ. основали с. Б. Плоское, в нач. ХХ в. там насчитывалось 7340 жителей. Остальные выходцы из Елисаветградского у. переехали в села Слободзея, Яска, Троицкое, Беляевка и Калаглея.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

В 1895 году при Вознесенском храме стараниями купцов Барышниковых открывается церковно-приходская школа для мальчиков. Здание школы располагалось по Вознесенской улице недалеко от Святых ворот, а в 1904 году церковный староста Д.В. Барышников построил на свои средства в северо-западном углу церковного двора 1-этажное здание 2-классной церковно-приходской школы для девочек. С Воскресенским и Михаило-Архангельским храмами связаны судьбы и жизни многих сотен тысяч клинчан не одного поколения. В 1930 году Вознесенский и Михаило-Архангельский храмы были закрыты. Последним покинул закрытый храм церковный староста Г.И. Долгов, вынужденный присутствовать при официальной передаче здания от общины окружному административному отделу. Не скрывая слез, он поцеловал распятие в алтаре и просил прощения у Господа. А у выхода из храма встал на колени и в земном поклоне поцеловал святые доски храма. В тот же день были остановлены часы на колокольне Вознесенского храма, более 100 лет отмерявшие клинчанам время. Дальнейшая история храма – чреда утрат, разрушений, уничтожения, принудительного забвения. От прежнего великолепного архитектурного комплекса храма в честь Вознесения Господня сохранилась Никольская надвратная часовня, переустроенная в 1972 году в храм. Священником был назначен прот. Андрей Жамойтин. Усилиями общины верующих был построен дом-крещальня. Оградили территорию. В январе 1973 года в праздник Крещения Господня совершили первое богослужение. В 1995 году здание храма было передано Брянской епархии РПЦ в качестве подворья Свято-Успенского Свенского мужского монастыря города Брянска. 7 сентября 2005 года по благословению епископа Брянского и Севского Феофилакта была образована женская община во имя святого Николая Мирликийского, Чудотворца. По ходатайству епископа Феофилакта, определением Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2005 года был образован женский монастырь во имя святого Николая в городе Клинцы Брянской епархии. В монастыре гостиницы для паломников не имеется, есть библиотека, садово-огородное хозяйство.

http://sobory.ru/article/?object=10834

В 1895 году при Вознесенском храме стараниями купцов Барышниковых открывается церковно-приходская школа для мальчиков. В 1904 году церковный староста Д.В. Барышников строит на свои средства одноэтажное здание церковно-приходской школы для девочек. В 1922 году храм Вознесения Господня, как и прочие храмы города Клинцы, был лишен икон и богослужебной утвари. В 1930 году храм был закрыт, с него были сбиты купола, а он превращен в склад. О закрытии в 1930 году Вознесенского храма пишет краевед В. Кровко: «Последним покинул поверженный храм церковный староста Георгий Иванович Долгов, присутствующий при передаче храма окружному административному округу. Он плакал, целовал распятие в алтаре, просил прощения у Господа. У выхода из храма стал на колени и земным поклоном целовал святые доски храма. В тот же день были остановлены часы на колокольне Вознесенской церкви, более ста лет отмерявшие клинчанам время». Святыни храма были уничтожены. Колокола и уникальные часы Ефросина были отданы в переплавку. Тогда же проезд на территорию церковного городка под надвратной Никольской часовней был заложен, тем самым получив дополнительное производственное помещение. Здесь стали изготавливать валенки инвалиды из Всероссийского общества слепых. Вознесенский погост за более чем два века своего существования порос липами и кленами-великанами, достигающими до половины колокольни. На ветвях деревьев гнездилось множество птиц - галок. Галок считают обладающими редкими способностями к звукоподражанию. Все прежние годы птицы были наблюдателями церковной жизни. В архиве храма имеется копия решения Исполкома Клинцовского горсовета от 29 сентября 1972 года 873 «О передаче в аренду здания бывшей часовни, расположенной на земельном участке по переулку Богунского полка, 4 церковному совету и общине верующих Троицкой церкви». В решении пишется: «Рассмотрев просьбу церковного совета и общины верующих Троицкой церкви…, учитывая, что здание Троицкой церкви уничтожено пожаром… Исполком решает: 1) Передать в аренду здание бывшей часовни, 2) Просить руководство УПП ВОС передать свободное помещение».

http://sobory.ru/article/?object=10834

дидактических Слов на время с Недели о мытаре и фарисее до 5-й недели поста включительно. Шесть редакций З., к-рые выделял Орлов, отражают, по мнению ученого, процесс постепенного складывания сборника в XIV-XVII вв. Т. В. Черторицкая высказала мысль, что З. формировался в кон. XV - нач. XVI в. на основе триодного четьего сборника (примером такого сборника может служить ркп. РГБ. Троиц. 9) за счет увеличения числа дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими торжественных гомилий, расширения календаря сборника до конца литургического года ( Черторицкая Т. В. Торжественник - памятник рус. лит-ры XIV-XVI вв.: Лит. история сб.: АКД. М., 1979. С. 22-23). В основе общего прототипа З. и триодных Торжественников, как доказала Черторицкая, лежит группа переводных визант. эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными слав. сочинениями - Словами свт. Климента Охридского, свт. Серапиона Владимирского, др. слав. авторов. Текстология Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Основной состав статей каждой из разновидностей З. достаточно устойчив, большинство Слов на великопостные и приготовительные к Великому посту дни одинаково в З. всех разновидностей. Однако почти в каждом списке памятника можно встретить отклонения от общего типа, выражающиеся чаще в добавлении новых текстов, реже - в пропуске статей. Самыми малочисленными являются списки З. постного. Обычно сборники этого вида содержат ок. 65 Слов: на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботу и воскресенье мясопустной седмицы, на среду, пятницу, субботу и воскресенье сыропустной седмицы, на все дни Великого поста, причем в некоторые дни (в четверг 1-й седмицы, во вторник 2-й седмицы, в понедельник и вторник 3-й седмицы, в четверг и субботу 4-й седмицы, во вторник 5-й седмицы, в четверг 6-й седмицы) читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 16.18.5; ГИМ. Увар. 43/317 и 595/313; РНБ.

http://pravenc.ru/text/199907.html

Все храмы Феодосия Черниговского (47 всего, 47 на карте) Астраханская область Астрахань, город. Астрахань. Казанской иконы Божией Матери, собор (с приделом Феодосия Черниговского) Беларусь, Гомельская область Житковичский район. Житковичи. Феодосия Черниговского, церковь Беларусь, Минская область Минский район. Петришки. Феодосия Черниговского, церковь Брянская область Клинцы, город. Клинцы. Петра и Павла, кафедральный собор (с приделом Феодосия Черниговского) Волгоградская область Волгоград, город. Волгоград. Феодосия Черниговского, церковь Камышинский район и г. Камышин. Умёт. Феодосия Черниговского, церковь Грузия Тбилиси, город. Тбилиси. Феодосия Черниговского, церковь Казахстан Северо-Казахстанская область. Новорыбинка. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Кировская область Свечинский район. Старица. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Яранский район. Сердеж. Петра и Павла, церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Уржумский район. Шевнино. Феодосия Черниговского, церковь Костромская область Судиславский район. Болотово. Василия Блаженного и Николая Чудотворца, церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Кострома, город. Кострома. Рождества Христова (Николы Мокрого) на Дебре (утраченная), церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Краснодарский край Абинский район. Мингрельская. Димитрия Солунского (старая), церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Курганская область Мокроусовский район. Михайловка. Николая Чудотворца (новая), церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Курская область Глушковский район. Попово-Лежачи. Феодосия Черниговского, церковь Московская область Коломенский городской округ. Никульское. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники. Котельники. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Новгородская область Холмский район. Тогодь. Феодосия Черниговского, часовня

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=261

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010