Евгений Кривицкий. Для «организации в Кременце украинской церковной жизни» в город в нач. авг. 1943 г. был послан отрекавшийся от сана при большевиках свящ. Александр Витенко (ГА Ровенской обл. Ф. Р-281. Оп. 1. Д. 3. Л. 67). Последним важным приобретением для УАПЦ стал Николаевский собор в Корце, перешедший к автокефалистам 16 июня 1943 г. К нач. 1943 г. в юрисдикции «Ровенско-Кременецкого епископа» УАПЦ Платона (Артемюка) числились 157 приходов, расположенных в южной части Ровенской обл., на Кременетчине и в северной, «волынской», части Хмельницкой обл. (Там же. Оп. 2. Д. 1. Л. 38). К маю 1943 г. приходов было 170, причем в Дубенском р-не число храмов УАПЦ уменьшилось с 31 до 26 (Там же. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-5). После гибели митр. Алексия и усиления террора со стороны националистов число общин УАПЦ на Ровенщине и на Кременетчине стремительно выросло за счет автономистских приходов: к нач. 1944 г. в Ровенско-Кременецкой епархии УАПЦ насчитывалось 208 приходов. Летом-осенью 1943 г. немцы усилили террор против мирного населения Волыни. 2 июля 1943 г. в с. Губков были убиты свящ. Венедикт Корницкий и псаломщик Петров. 14 июля 1943 г. в с. Малин Острожского р-на в церкви были сожжены жители села. Массовые расправы над духовенством и представителями интеллигенции, связанными с ОУН, имели место после серии покушений в Ровно на чиновников рейхскомиссариата Украина. 15 окт. 1943 г. в урочище Выдумка на окраине Ровно были расстреляны свыше 30 узников ровенской тюрьмы, среди них - секретарь администратуры УАПЦ и клирик луцкого собора прот. Николай Малюжинский, клирик Воскресенского собора Ровно прот. Василий Мисечко и др., а также благочинный Дубровицкого окр. Автономной УПЦ прот. Андрей Пинькевич. Следующими жертвами нем. карателей стали находившиеся в ровенской тюрьме клирики Автономной УПЦ: свящ. Владимир Перебийнос из с. Коростова Острожского р-на (казнен 19 нояб. 1943) и свящ. Наркисс Ковалевский из с. Вел. Окнины Збаражского р-на Тернопольской обл. (казнен 3 дек. 1943). После активизации националистического подполья на юге Ровенской обл.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Славу Острожскому центру принесли укр. писатели и полемисты, богословы-самоучки Г. Смотрицкий, Иоанн (Вишенский) , Василий Суражский , Клирик Острожский , протопоп Игнатий (Мицко отождествляет его с Клириком Острожским), свящ. Дамиан Наливайко и др. Основным содержанием их произведений, изданных преимущественно в Остроге, была борьба против унии и католич. прозелитизма. Г. Смотрицкий написал труды «Ключ Царства небесного» и «Календарь римский новый» (изданы в Остроге в 1587 одной книгой). Управитель имений О. а. Василий Суражский в полемической «Книжице о единой истинной православной вере» («Книжица в шести главах») (1588) вел дискуссию со Скаргой и Бенедиктом Гербестом , а также с протестантами. В Остроге подготовлено анонимное соч. «Ектезис...» («Ekthesis...»), изданное в 1597 г. в Кракове. Оно направлено против Брестского униат. Собора в защиту Брестского Собора православных, содержит ряд решений последнего. В 1598 г. Острожская типография издала антиуниат. «Книжицу в десяти разделах», в которую вошли изложение правосл. веры, многочисленные послания патриарха Мелетия Пигаса, в т. ч. с критикой григорианского календаря, Брестской унии, произведение Иоанна (Вишенского), другие сочинения. Сборник сыграл большую роль в борьбе против католицизма и унии. В Остроге расцвел талант полемиста Клирика Острожского (псевдоним). В 1598 г. в Острожской типографии было напечатано его соч. «Отпис на лист... Ипатия, Володимерского и Берестейского епископа». В 1599 г. написан, но не опубликован его ответ - «На второй лист... Ипатия епископа». В Остроге шла работа по переводу греч. сочинений. Во 2-й период существования О. а. в Острожской типографии были опубликованы переводы на церковнослав. язык трудов отцов Церкви: «Книга о постничестве» свт. Василия Великого (1594), «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста (1595). Цель этих изданий - способствовать исправлению образа жизни православных. В книгах содержались обращения издателей к читателям с призывом придерживаться благочестия. В 1611 г. неизвестный ученик О.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

При этом текст не содержит выпадов ни против учения католич. Церкви, ни против примата папы. Напротив, говорится, что униаты, выступая якобы от имени всех православных, обманули «отца папежа». Завершается произведение обращением к Богу с молитвой об истинном церковном согласии, основанном на евангельском братстве и христ. любви, а не на утиат. понимании единства Церквей. Молитва вложена в уста князя Острожского, к-рый «о такую згоду промышлял, радил, старал, просил». Потей написал ответ на текст К. О., в к-ром выразил возмущение, что автором текста был не князь Острожский, а неведомый аноним, спрятавшийся под «личманом скомороским». Потей упрекал К. О. в недостаточной образованности, отразившейся в его лит. манере. Униат. Владимирский епископ обвинил православных в нарушении общественного порядка в Речи Посполитой и в бунте против власти, чем, по его мнению, были вызваны репрессии против них. 1599 г. датируется небольшой по объему ответ К. О. на 2-е письмо Потея («На второй лист велебного отца Ипатиа, Володимерского и Берестейская епископа»). Письмо не было опубликовано до нач. XX в. Послание не подписано, но сомнений в авторстве К. О. у исследователей нет. Послание состоит из обращения к читателю и текста письма. Важное место в письме занимают обвинения против униат. епископов в нарушении церковных канонов, в связи с чем автор выступает против примата пап. Как и Иоанн (Вишенский) , К. О. противопоставляет гонимую и униженную православную Церковь погрязшему в роскоши гордому католичеству и приходит к выводу о том, что истинной Христовой Церковью является Православие. Автор нарисовал трогательный образ Церкви-Матери как вдовы, горюющей о том, что ее сыновья покинули ее в несчастье (считается, что этот образ был развит Мелетием (Смотрицким) в соч. «Θςηνοε, to jest Lament jedynej sw. powszechnej apostolskiey wschodniey Cerkwie» (Плач Единой Св. Вселенской Апостольской восточной Церкви) (Вильно, 1610)). О реакции Потея на 2-е письмо К. О. неизвестно. Наиболее значительным произведением К.

http://pravenc.ru/text/1841439.html

О. Игумен Антоний, узнав об этом, сказал: «Верно, Батюшка, этого гривенника не заметил, а то он непременно и его бы истратил». И мы думаем также. 46 Ныне Архимандрит и Настоятель Калужской Тихоновой Пустыни и благочинный монастырей Калужской епархии. 47 Это было со Св. Иоанном Милостивым. Однажды, совершая литургию, этот святый муж вспомнил, что один клирик имеет на него неудовольствие, а вместе с тем пришли ему на память и слова Христовы: «Аще принесши дар твой ко алтарю и ту помянеши яко брат твой имат нчто на тя, остави ту дар твой пред алтарем и шед прежде смирися с братом твоимъ» ( Мф. 5:24 ). Отступив несколько от престола Патриарх призвал того клирика и пал к ногам его, прося прощения. Клирик, видя такое смирение Святителя, сам упал ему в ноги и со слезами взаимно просил прощенья. Тогда уже, примирившись с клириком, Св. Иоанн возвратился к престолу и со дерзновением принес Бескровную Жертву. (Четья-Минея 12 Ноября). 50 В 1-й главе приведено было слышанное О. Моисеем в Сар. Пуст. от старца Серафима наставление: «Стоя в церкви, надобно творить молитву Иисусову, тогда будет внятно слышно и церковное богослужение». 53 В Оптиной Пустыни были при О. Настоятеле Моисее в числе братства и полагали начало монашеской жизни: 1) Настоятель Сергеевской Пустыни Архимандрит Игнатий Брянчанинов , впоследствии Епископ Кавказский и Ставропольский, 2) О. Архим. Никодим, бывший настоятель Мало-Ярославецкого монастыря, 3) Архим. Мелетий, бывший экклисиарх Нево-Печерской Лавры, 4) Архим. Моисей, ныне настоятельствующий в Калужской Тихоновой Пустыни, 5) Архимандрит Ювеналий, бывший Настоятелем в Глинской и Коренной Пустынях и впоследствии Наместником Александро-Невской Лавры, 6) Архим. Леонид, нынешний наместник Св. Троицкой Сергеевой Лавры, Отцы Игумены: 7) Антоний, брат О. Архим., бывший Настоятелем Мало-Ярославецкого монастыря, 8) Антоний Бочков, бывший настоятелем Череменецкого монастыря, 9) Геронтий, бывший Настоятелем Тихоновой Пустыни, 10) Пафнутий, ныне настоятельствующий в Николаевском Черно-острожском Мало-Ярославецком монастыре, 11) Исаакий, нынешний Настоятель Оптиной Пустыни и 12) Марк, бывший Наст. Мещовского монас. 13) О. Строители: Исаия, ныне наст. Покров. Доброго Монас. и 14) Досифей, ныне Наст. Мещовского Георгиевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Алфавитный список Членов Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 года Скачать epub pdf (В этом списке обозначены: а) фамилия, имя и отчество, б) для духовенства и монашествующих – сан, в) должность или постоянное занятие и особое положение на Соборе, г) основание полномочий, д) возраст, е) образование и ж) место постоянного жительства). 1 . Аббати Андрей Иванович – Лесничий Абинского войскового лесничества, Кубанского войска – По избранию – Мирянин от Ставропольской епархии – 34 – Ученый лесовод [Петроградский Лесной Институт] – Станица Крымская, Кубанской области. (Признан выбывшим из состава Собора). 2 . Абрамов Николай Матвеевич – Профессор Донского Политехнического Института – По избранию – Мирянин от Донской епархии – 41 – Инженер Путей Сообщения – Новочеркасск. 3 . Авдиев Александр Васильевич – Псаломщик с. Орехова, Владимирской епархии – По избранию – Клирик от Владимирской епархии – 25 – Кандидат богословия – С. Орехово Покровского уезда Владимирской епархии. 4 . Аверкий – Епископ Острожский, третий викарий Волынской епархии – По приглашению Собора – 39 – Кандидат богословия – Житомир. 5 . Агапит – Епископ Екатеринославский и Мариупольский, Председатель Хозяйственно-Распорядительного Совещания при Соборном Совете [до декабря 1917 года] – По должности – 50 – Кандидат богословия – Екатеринослав. 6 . Агафангел – Архиепископ, с 28-го ноября 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский, Присутствующий в Святейшем Синоде, Член Предсоборного Совета – По должности – 62 – Кандидат богословия – Ярославль. 7 . Агафодор – Архиепископ Кавказский и Ставропольский – По должности – 80 – Студент семинарии – Ставрополь на Кавказе. 8 . Аггеев Константин Маркович – Протоиерей, председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета – Член Предсоборного Совета – 49 – Магистр богословия – Петроград. 9 . Александров Павел Иоаннович – Священник, благочинный Ишимского уезда – По избранию – Клирик от Тобольской епархии – 41 – Духовная семинария – С. Рынки, Ишимского уезда, Тобольской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и. д ректора Одесского университета (19151919), эмигрировал в Сербию через Константинополь (1920), профессор богословского факультета Белградского университета по кафедре церковной истории (19201938), состоял в юрисдикции РЗЦ, член епископского совета при управляющем русскими приходами в Югославии, председатель Общества русских ученых в Югославии (19241938), председатель Русского научного института в Белграде. Соч.: Руководство по истории русской церкви. М., 1887 (переизд.: М., 1999) Прп. Феодор Исповедник и игумен Студийский: В 2 т. Одесса, 19131914. Лит.: Записки Русского научного института в Белграде. Вып. 15. Белград, 1938 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Добрянский Алексий (дата рождения не установлена – 14.12.1951, Нью-Йорк, США), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил духовную семинарию, священник, до 1924 г. настоятель церкви г. Холма Псковской губ., арестован большевиками по делу об изъятии церковных ценностей, сидел 3 месяца в тюрьме в Пскове, перешел в обновленчество, по поручению советских властей прибыл в Германию вместе с живоцерковным епископом Николаем с целью распространения обновленчества среди русских эмигрантов (нач. 1924), обратился к митр. Евлогию (Георгиевскому) с просьбой о принятии в его клир, после покаяния принят в сущем сане еп. Тихоном (Лященко) в Берлине (24.8.1924), назначен настоятелем церкви в беженском лагере Вюнсдорф под Берлином (20.8.19241925), переехал в США, состоял в клире Северо-Американской Русской Митрополии, помощник настоятеля Св.-Николаевского собора в Нью-Йорке. Домбровский Николай Симеонович (29.3.1911, Кременец Волынск, губ. 3.12.1979, Сан-Франциско, США), митрофорный протоиерей. Окончил Кременецкую Духовную семинарию (1933) и православное отделение богословского факультета Варшавского университета (1937), диакон (18.1.1938), священник (19.1.1938), рукоположение совершил еп. Симон Острожский, клирик Полесской епархии Польской Православной Церкви, настоятель церкви в с. Лопатин Пинского уезда (18.1.193812.11.1938), настоятель церкви в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Открыло концерт выступление детско-юношеского хора преподобного Иоанна Дамаскина при соборе Владимирской иконы Божией Матери под управлением Ирины Болдышевой. В их исполнении прозвучали сербские песни и одна композиция, написанная самой Ириной Валентиновной на слова песнопения святому Николаю Сербскому.  Ученики 5-го класса школы 252 исполнили песню на сербском языке, юная незрячая певица Полина Шведова - " Аве Мария " Каччини, " Колыбельную России " из репертуара Евгении Смольяниновой и " Тебе поем " на музыку Дивны Любоевич. Группа " Атриум " исполнила песню на слова святителя Николая Сербского, преемником которого часто называют Святейшего Патриарха Павла, и несколько собственных композиций. Был показан документальный фильм о Патриархе Павле, клирик Сербской Православной Церкви аспирант СПбДА иеродиакон Владимир (Палибрк) представил книгу Драгана Лакичевича " Посох Патриарха Павла " , составленную из притч о нем. Отец Владимир прочитал несколько притч. Была среди них и такая: " Один молодой послушник спросил Патриарха Павла, нужно ли отречься от мира, чтобы стать хорошим монахом. " Главное - будь хорошим монахом, - ответил Патриарх Павел, - и мир сам от тебя отречется " . Патриарх Павел (в миру Гойко Стойчевич, 1914 - 2009) - епископ Сербской Православной Церкви; с 2 декабря 1990 года архиепископ Печский, митрополит Белградский-Карловачский, Патриарх Сербский. За время его патриаршества возобновлены и открыты новые епархии и семинарии (Цетинская - 1992 год, Крагуеваце и Духовная Академия святого Василия Острожского в Фоче - 1997 год), создана информационная служба Сербской Православной Церкви.  С 13 ноября 2007 года Патриарх Павел находился на лечении в госпитале Военно-медицинской академии Белграда. 11 ноября 2008 года на заседании Архиерейского Собора рассматривался вопрос о возможности избрания нового Предстоятеля Церкви в связи с прошением Патриарха Павла об отставке . Собор не принял отставку, и после встречи с иерархами Патриарх Сербский Павел согласился остаться главой Сербской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

1 . Единство Истины. 2 . Единство Чаши. 3 . Единство местной традиции. Мы собираемся говорить здесь о первом единстве – единстве Истины, от которой зависит единство Чаши и без которой местная традиция не имеет никакой ценности. Все члены Церкви призваны сохранять догматическое единство и защищать истинное учение Церкви от любого заблуждения и искажения. Мнение некоторых современных епископов, не желающих позволять мирянам заниматься церковной догматикой из страха, что они впадут в ересь, должно быть отброшено как неверное, не имеющее никакого разумного основания, опровергнутое историей (епископское достоинство никогда не было гарантией от ереси), противоположное, наконец, учению Церкви, изложенному в Послании Восточных Патриархов 1848 г., согласно которому весь верующий народ, так же, как и епископат, является хранителем и стражем догмата Церкви. Можно было бы привести многочисленные примеры епископов еретиков и, напротив, некоторые имена мирян, защитников Истины; мы упомянем только троих: монах св. Максим Исповедник , император Иоанн Кантакузин 3 и блаженный Константин, князь Острожский 4 . Член Церкви, кем бы он ни был – епископом, клириком или мирянином, не может допускать ни тени ошибочности, релятивизма или двуличности в области веры. Если он замечает в каком-нибудь уголке земли два противоположных мнения, оспаривающих между собой достоинство истинного догмата Церкви, он не имеет права оставаться в безмятежном состоянии, ища оправдания собственному малодушию в «трансцендентном» и «невыразимом» свойстве Истины, или же перекладывать всю ответственность за единство Истины на плечи других – некоего будущего церковного Собора, епископов, или даже, – horribile dictu 5 , – докторов богословия. Член Церкви, – клирик или мирянин, – никогда не впадет в ересь, если он выполняет три условия: 1) Условие соблюдения местной традиции, без которой получаемая им благодать останется праздной, а сам он останется бесполезным членом Тела Христова. Этот относящийся к благочестию вопрос будет обсуждаться богослужебной комиссией на третьем совещании.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Иоанн, архиепископ Магаданский и Синегорский (Павлихин Александр Владимирович) Дата рождения: 30 августа 1974 г. Дата хиротонии: 12 октября 2011 г. Дата пострига: 31 марта 1995 г. Страна: Россия Биография: Родился 30 августа 1974 г. в Москве в семье педагогов. Крещен в младенческом возрасте. С детства и до поступления в Московскую духовную семинарию был прихожанином храма Воскресения Словущего, что в Брюсовом переулке г. Москвы. В 1991 г. закончил среднюю школу в Москве. В 1991-1993 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1994-1998 гг. учился в Московской духовной академии . Защитил кандидатскую диссертацию на кафедре церковной археологии по теме «Традиции церковного шитья на Руси». 31 марта 1995 г. в Троицком соборе  Троице-Сергиевой лавры  ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным)  пострижен в монашество с именем Иоанн в честь преподобного Иоанна Лествичника. 18 апреля 1995 г. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Верейским Евгением (Решетниковым)  рукоположен во иеродиакона. В годы учебы в МДС нес певческое послушание в хоре МДАиС и регентское послушание в храме Зачатия праведной Анны, что в Углу, в Китай-городе г. Москвы. В период обучения в МДА нес послушание в Церковно-археологическом кабинете при МДАиС. По окончании МДА в 1998-2001 гг. служил в храмах г. Москвы. С 25 февраля 2001 г. — штатный клирик Воскресенского кафедрального собора г. Ровно. 31 марта 2001 г. в Воскресенском кафедральном соборе г. Ровно архиепископом Ровенским и Острожским Варфоломеем (Ващуком) рукоположен во иеромонаха. С апреля 2001 г. — штатный священник Воскресенского кафедрального собора г. Ровно. 15 апреля 2001 г. архиепископом Ровенским Варфоломеем возведен в сан игумена. 11 мая 2003 г., в неделю жен-мироносиц, архиепископом Ровенским Варфоломеем возведен в сан архимандрита. 15 января 2004 г. почислен за штат с правом перехода в Костромскую епархию  согласно поданному прошению. 13 мая 2004 г. назначен наместником Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря г. Костромы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1646214...

Весьма высока степень А. в рус. церковной проповеди, в первую очередь домонг. периода,- среди поучений, посвященных нормам христ. жизни и направленных против пережитков язычества: «Предисловие покаянию» (Поучение к иереям с упоминанием изгойства), «Поучение некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» и т. п. Отчасти их А. можно объяснить утратой имен, показавшихся неавторитетными редакторам и переписчикам при позднейшем копировании и составлении сборников (тексты дошли в списках не ранее XIV в.), но не исключено, что поучения могли быть анонимны исходно, т. к. их авторы нередко выступают (и, вероятно, ощущают себя) как толкователи библейских и святоотеческих речений («Слово от Апостола о бездождии», «Слово святого Григория изобретено в толцех» против язычества и т. п.). Велико число анонимных церковно-дисциплинарных текстов и епитимийников (порой псевдоканонических - «худые номоканунцы»), хотя для XI-XIII вв. представлены (в отличие от позднейшего периода до Стоглава ) и авторские подборки правил: митрополитов Георгия и Иоанна II , Новгородского архиеп. Нифонта (ответы на вопросы Кирика , Ильи и Саввы), Сарайского еп. Феогноста . Исключительно анонимный характер носят переводы домонг. времени, отчасти, возможно, потому, что переводы больших текстов (Пролога, Пандектов Никона Черногорца, повести о Варлааме и Иоасафе и др.) были коллективными. С рубежа XIV-XV вв. малые гимнографические тексты снабжаются порой именами переводчиков: митр. Киприана , Феодора , архиеп. Ростовского, игум. новгородского Лисицкого мон-ря Илариона. С кон. XV-1-й четв. XVI в. (времени деятельности Димитрия Герасимова , прп. Максима Грека ) указание имени переводчика становится правилом, для XVII в. оно уже обычно. С посл. четв. XVI в. в условиях борьбы с унией в Зап. Руси и распространения школьной системы образования правосл. лит-ра здесь окончательно приобрела авторский характер, что сопровождалось появлением псевдонимов, в первую очередь в полемической лит-ре ( Клирик Острожский , Христофор Филалет, Азария). В XVII в., особенно во 2-й пол., этот процесс распространился и на Московскую Русь. Однако здесь продолжало сохраняться анонимное творчество, в т. ч. и среди мирян (сб. проповедей «Статир»). В монашеской среде и у старообрядцев А. в отдельных памятниках продолжала сохраняться и в XVIII-XIX вв. (Житие прп. Феодора Санаксарского, собрания свидетельств из древних памятников в защиту старообрядчества нач. XVIII в., старообрядческие апокрифы и др.), но сфера ее использования в лит. творчестве существенно сузилась.

http://pravenc.ru/text/115656.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010