Мандеизм , синкретическое религ. направление гностического характера, сочетающее черты иудаизма, христианства и традиц. персид. верований, по данным на 2005 г., насчитывает ок. 8 тыс. приверженцев. Зороастризм , являющийся древнейшей религией И., исповедуют, по разным подсчетам, от 15 до 40 тыс. чел., хотя в нач. XX в. количество его сторонников доходило до 800 тыс. чел. В нек-рых источниках (напр.: Barrett. 2001. Vol. 1. P. 379) встречаются цифры, отличные от офиц. статистики, значительно завышающие количество зороастрийцев, численность к-рых приближена к 2 млн чел., что, однако, маловероятно. Новые религиозные движения представлены адептами бахаизма (см. Бахаи религия ), численность которых составляет от 300 до 400 тыс. чел. Религиозное законодательство Кафедральный собор Армянской Апостольской Церкви во имя Христа Всеспасителя в Исфахане. 1655–1664 гг. Кафедральный собор Армянской Апостольской Церкви во имя Христа Всеспасителя в Исфахане. 1655–1664 гг. Согласно ст. 12 Конституции И., гос. религией И. является ислам джафаритского мазхаба. Конституция 1979 г. закрепила положение об обязательном соответствии всех принимаемых законов основам джафаритской школы мусульм. права. Др. ислам. мазхабы, в частности ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский и зейдитский, пользуются «полным уважением». Их приверженцы свободны в исполнении религ. обрядов, организации системы религ. образования и принятии решений по делам, касающимся персонального статуса (брака, развода, наследства, завещания). В ст. 4 утверждается, что все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, адм., культурные, военные и другие законы и постановления должны быть основаны на принципах шариата. Соответствие законов шариату определяют исламские правоведы (факихи) Совета по охране Конституции и исламских норм. Правовой статус немусульман в обществе регламентирован в различных сферах иран. законодательства. Деятельность религ. меньшинств в И. курируется Орг-цией культуры и исламских связей, а также Мин-вом разведки и безопасности. Мин-ва совместно осуществляют контроль над бытовыми, религ. и культурными аспектами жизни немусульман в И.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Собор, каменный, с такою же колокольнею и оградою, построен в 1835 г. на средства правительства и освящен во имя святителя Николая, мирликийского чудотворца. Метрические и исповедные книги хранятся с 1810 г. Неизвестно, где первоначально совершалось богослужение для православных жителей Перекопа: вероятно, оно совершалось в крепости, где, кроме военных чинов, были и арестанты. Да и самый клир первоначально состоял из одного только лица: это был протоиерей Мартиниан Тертацкий, состоявший в ведомстве армейского духовенства, и только уже в 1825 г. назначен был псаломщик епархиальным начальством. В клировой ведомости за 1810 год сказано: « Церковь соборная святителя Николая – в ветхом каменном дворце (Императрицы Екатерины II, устроенном в 1787 г.), в одной его половине; в ней от ветхости сильная течь.» – В соборе и доселе хранится икона святителя Николая, перенесенная из церкви путевого дворца Императрицы: икона в серебряной ризе, устроенной прихожанами в 1835 г. Причт: протоиерей из окончивших курс в семинарии, диакон и псаломщик. Содержание – от казны 372 р. Помещение в домах бывшего соляного управления. Приход – город Перекоп. Прихожан 601+648=1249. Дух. 4 л. женского пола. В приходе несколько семейств католиков и 230 евреев об. пола. Для католиков построен небольшой костел бывшим чиновником соляного управления, статским советником Офрейно, а для евреев – синагога. Самый выгодный предмет здешнего промысла – соль, добываемая из перекопских озер. Но добывание соли требует от солепромышленника значительного капитала, а перекопские жители большею частью бедны; выволочка соли требует большого труда, к чему они большею частью не способны. Оттого и занятие их состоит только в том, что одни служат у солепромышленников приказчиками (вахтерами), а другие перевозят соль от озер к станциям железной дороги или к пристаням Днепра; некоторые же занимаются хлебопашеством и овцеводством. Сельские храмы и приходы 1. Армянский Базар или Армянск – предместье Перекопа, в 5 верстах от него, на почтовой дороге между Симферополем и Перекопом. Чрез Армянск же проходит и чумацкая дорога к соляным озерам, из которых ближайшее к нему в 9 верстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

ж) 1664 г, Декабря 18. Допрос протопопа Михаила ключаря Иова, священников и дьяконов боярином князем Никитой Ивановичем Одоевским, по делу о приходе патриарха Никона , 18 Декабря 1664 г., в Успенский собор Да боярин же князь Никита Иванович Одоевский протопопа Михаила и ключаря Иева и священников и диаконов допрашивал. Ведая они, что Никон патриарх патриаршеский свой престол оставил самовольно, а ныне пришёл к Москве в соборную церковь Успения пресвятой Богородицы без ведома великого государя и всего освященного собору, – и они для чего к патриарху к благословению ходили? И протопоп с братией сказал: том де они перед великим государем виноваты, что у Никона патриарха у благословения были они простотой своею, потому что митрополит Иона пошёл к благословению прежде их. „Протопоп Михаил руку приложил“. Да дьякон Михайло сказал: у патриарха ж де Никона у благословения были чёрные власти: Из Ярославля Спасского монастыря архимандрит. Патриарший домовой казначей. Да он же де слышал от ключаря Фёдора, что в соборной же церкви была в то время Вознесенского монастыря уставщица, старица Олена Хрущова. „Поп Перфирей руку приложил, поп Василий Фёдоров руку приложил, поп Киприан руку приложил, дьякон Михайло руку приложил, дьякон Трофим руку приложил“. з) 1664 г. Декабря 18. Допрос стрельцов в стрелецком приказе и допросные их речи по поводу приезда патриарха Никона в Успенский собор 18 Декабря 1664 г. И того же числа указал великий государь допросить в стрелецком приказе стрельцов, которые стояли на карауле по Земляному и по Белому городу у Никитских и у Смоленских ворот про приезд Никона патриарха , как он в город въехал и как на караулах сказывался. И в стрелецком приказе стрельцы допрашиваны. А в допросных их речах написано: 173 года, Декабря в 18 день, в стрелецком приказе полковника и головы стрелецкого Артемона приказу Матвеева стрельцы, которые стояли на стенном карауле по Земляному городу у Никитских ворот, и по Белому у Смоленских ворот, и по Кремлю у Отводной башни, и у Троицких ворот распрашиваны: видели ли они то, как патриарх въехал в город, и в котором часу, и как они у караулов окликали, и он им как сказывался?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Убиение царевича Димитрия. Есть во всех. 20 . Обретение мощей митр. Алексия. Есть во всех. 23 . Обретение мощей епископа Ростовского Леонтия. Есть во всех. 24 . Память преп. Никиты, столпника Переяславского. Есть во всех. 28 . Преставление епископа Ростовского Игнатия. Есть во всех.  Июнь 1 . Преставление преп. Дионисия Глушицкого. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть. 9 . Преставление преп. Кирилла Белозерского. Есть во всех. 25 . Петра и Февронии Муромских. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. Июль 5 . Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 8 . Преставление преп. Прокопия, юродивого Устюжского. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть. 10 . Память преп. Антония Печерского. В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг., перенесенная с 7 Мая 490 . 11 . Преставление вел. кн. Ольги. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 15 . Преставление вел. кн. Владимира, Есть во всех. 24 . Память князей Бориса и Глеба. Есть во всех. 25 . Преставление преп. Макария Унженского. Есть во всех.  Август 2 . Преставление блаж. Василия, юродивого Московского. Есть во всех. 3 . Преставление преп. Антония Римлянина. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 4 . Проявление мощей митр. Петра. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 21 . Преп. Аврамия Смоленского. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 24 . Перенесение мощей митр. Петра. Есть во всех. 30 . Преставление преп. Александра Свирского . Есть во всех. В служебнике 1655-го года находится 57 памятей. Б служебнике 1656-го года не достает против служебника 1655-го 27-ми памятей, а всех – 30 памятей. В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг. против служебника 1656 г. лишних 18 памятей, а всех – 48 памятей. Из святых, канонизованных к общему празднованию, находятся не во всех святцах: 7 Сентября Иоанн, архиепископ Новгородский, 19 Сентября князья Ярославские Феодор, Давид и Константин, 27 Сентября Савватий Соловецкий, 23 Декабря митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Усопшие, не канонизованные ни к общему, ни к местному празднованию, но записанные в некоторых святцах: 16 Сентября митр. Киприан, 27 Мая митрр. Киприан и Фотий, 24 Августа митрр. Феогност, Киприан, Фотий и Филипп. Святцы устава Успенского собора дают нам знать, что и в самом этом соборе совершаемы были празднования не всем Русским святым, несомненно канонизованным к общецерковному празднованию. В святцах устава нет этого класса святых: 19 Сентября Иосифа Волоколамского, 17 Марта Макария Колязинского, 19 Мая Корнилия Комельского, 11 Июля вел. кн. Ольги 489 .  Список святых второй группы святцев В служебниках 1658-го, 1667-го и 1668-го годов во всех трех одни и те же святцы, так что в пяти служебниках – особых святцев трои, именно в служебнике 1655-го года, в служебнике 1656-го года и в служебниках 1658–1668-го годов.  Сентябрь 7 . Преставление Иоанна, архиепископа Новгородского. Нет в служебнике 1656 г., в остальных есть (в служебнике 1655 г. не 7, а 6 числа). 19 . Память Ярославских князей Феодора, Давида и Константина. Есть в служебнике 1655 г.; в остальных нет. 20 . Страдание князя Михаила и болярина его Феодора. Есть во всех. 25 . Преставление преп. Сергия Радонежского. Есть во всех. 27 Преставление преп. Савватия Соловецкого. Нет в служебнике 1656 г.; а в остальных есть (в служебнике 1655 г. не 27, а 29 числа).  Октябрь 4 . Обретение мощей Гурия и Варсонофия Казанских. В служебнике 1666 г. нет; в остальных есть (в служебнике 1655 г. не 4, а 5 числа). Трех святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы. В служебнике 1656 г. нет; в остальных есть. 29 . Преставление преп. Аврамия Ростовского. Есть во всех.  Ноябрь 6 . Преставление преп. Варлаама Хутынского. Есть во всех. 11 . Преставление Максима, юродивого Московского. Есть в служебнике 1655 г.: в остальных нет. 17 . Преставление преп. Никона Радонежского. Есть во всех. 22 . Убиение вел. кн. Михаила Ярославича Тверского. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 23 . Преставление вел. кн. Александра Ярославича Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В тот же день патриарх Никон привез в валдайский монастырь частицы мощей трех московских святителей и чудотворцев – Филиппа, Петра и Ионы, которые были положены в специально изготовленный для них серебряный ковчег 88 . 25 февраля, в субботу, в соборной церкви патриарх Никон сам переложил святые мощи Иакова Боровичского чудотворца в новоустроенную сребропозлащенную раку 89 . Таким образом, можно заключить, что второе письмо царю Никон написал 27 февраля 1654 . Еще два письма – о проезде через Можайск и прибытии в Москву – относятся к 1655 г. В письме о проезде ночью через Можайск сообщается о прибытии Никона днем 2 февраля в село Кубенское, находившееся в 56 верстах от Москвы (1655 – 3, л, 1). А в другом письме Никон говорит о своем прибытии 3 февраля в Москву после морового поветрия 4, л. 1,2). В июле 1654 г. эпидемия моровой язвы охватила Смоленские земли и Москву. По воле царя Алексея Михайловича, находившегося в то время в польском походе, 24 июля 1654 г. патриарх Никон выехал из Москвы с вверенным ему царским семейством сначала в Троице-Сергиев монастырь 90 , а в конце августа в Калязинский монастырь 91 . К началу 1655 г. эпидемия начала ослабевать 92 , и в начале февраля по Смоленской дороге патриарх Никон вернулся в Москву. Вскоре, 10 февраля 1655 г., в столицу возвратился и царь Алексей Михайлович 93 . В письме 3 февраля Никон упоминает о патриархах Антиохийском и Сербском (имена не названы). По-видимому, первый – это антиохийский патриарх Макарий, который прибыл в Москву 2 февраля 1655 г. за милостыней и для участия в обсуждении на церковном Соборе привезенных Арсением Сухановым книг 94 . Второй – сербский патриарх Гавриил (Раич), который приехал в русскую столицу «на вечное житье» 28 мая 1654 г. 95 и остался в Москве, несмотря на начавшуюся эпидемию. Патриарх Никон благословил его рукополагать священников и диаконов 96 . На основании сказанного можно заключить, что оба письма составлены в 1655 г. – 2 и 3 февраля 97 . К 1656 г. относятся оставшиеся два письма Никона к Алексею Михайловичу – о кончине царского духовника Савватия 5, л. 1) и об отдаче на поруки Романа Боборыкина 6, л. 1). 11 ноября (эта дата без обозначения года есть в письме о Савватии) 1656 г. в Иверском монастыре на Валдае умер царский духовник Стефан Вонифатьев, протопоп Благовещенского собора 98 . Савватий – монашеское имя Стефана: Вонифатьев принял постриг, по мнению историков, либо в основанной им в 1653 г. Зосимо-Савватиевской пустыни в Москве 99 , либо в построенном им в 1655 г. на средства царя московском Покровском монастыре «на убогих домех» 100 – именно в этом монастыре Стефан был погребен после смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подробно о приезде Дамаскина в Россию в 1655 г. см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. 54 Архимандрит Дамаскин прибыл в Смоленск 29 мая 1655 г., в ставку царя в Шклов – 7 июня, в Москву – по-видимому, в начале июля; см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. Л. 7, 16, 74. 56 Приводим ее текст по подлиннику, хранящемуся в архиве Ватопедского монастыря, 16. «Отпуск» Посольского приказа см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. Л. 112–113. 61 Там же. Л. 48. Переведенный из Соловецкого монастыря в Чудов в 1675 г., старец Кирилл в 1683 г. был отпущен на Афон; см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. 3, Л. 44; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России... С. 69–70. 63 Ее черновой вариант: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. 5; см. также: Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. 3. Л. 59–71. 67 Принесенный в 1655 г. архимандритом Дамаскином Животворящий Крест имел, согласно донесения тверского архиепископа Лаврентия царю Алексею Михайловичу (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. Л. 7), следующие размеры: «А мера ... тому животворящему кресту с ковчегом в длину вершков в шесть и болши, а поперег ... тот животворящий крест с ковчегом поменши четверти аршина...», то есть примерно 30x18 см (для сравнения: хранящийся в Ватопеде в настоящее время Крест Константина имеет размеры 106x57 см; см.: ερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. Παρδοση – στορα – τχνη Т. II. γιον, ρος, 1996. Σ. 482). В 70-х гг. XVIII в. Животворящий Крест находился в Успенском соборе Московского Кремля: его подробное описание под 28 приводится Описью Успенского собора 1771–1773 гг. (ОР ГПФ Музея-заповедника «Московский Кремль». Ф. 4. Ед. хр. 89. Л. 149–150). Именно этот крест фигурирует в «Описи выбывших вещей Успенского собора» (ОР ГПФ Музея-заповедника «Московский Кремль». Ф. 4. Ед. хр. 90. Л. 30 об.: «28. Киот серебреной позлащенной, в нем Крест Константиновской») с пометой, сделанной сразу после изгнания Наполеона из Москвы, о том, что «под 28, 29, 31, 32 все ... вещи похищены». Что касается главы св. Иоанна Златоуста , то она до 1988 г. находилась в Музее Московского Кремля и затем актом 13 от 26 мая 1988 г. была передана в Московскую патриархию. Сведения о судьбе Животворящего Креста, главы Иоанна Златоуста и главы Григория Богослова (см. выше прим. 29) в XVIII-XX вв. получены нами от Т. В. Толстой. 68 Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть 3. СПб., 1887. С. 199–200. Читать далее Источник: Чудотворные реликвии Христианского Востока в Москве в середине XVII в. Икона Иверской Богоматери/Фонкич Б.Л. – Москва : «Индрик», 2004. - 24 с. (Серия «Россия и Христианский Восток. Библиотека». Выпуск 5.). ISBN 5-85759-283-6 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

173 (1665) году приемные Пятницкого монастыря Строителя Митрофана, что он отдавал пустоши в Пятницком монастыре, писаны на двух листах, за его Митрофановою рукою. 173 (1665) году книги росписные Воскресенского подворья Строителя Филофея с Священником Сергием, за их руками, писаны на тетради. 168 (1660) году книги росписные Давыдовы пустыни Священника Леонида с Священником Андреяном, за их руками, писаны на семи листах. 171 (1663) году книги приходные и расходные старца Флавиана, да сына Боярского Остафья Глумилова, за рукою старца Флавиана, писаны на двух листах. 172 (1664) году книги расходные Офонасьевского монастыря Строителя Сергия, за его Сергиевою рукою, писаны на 9 листах. 172 (1664) года книги приходные и расходные Понойского промыслу старца Иеремии, за рукою Иеромонаха Мисаила, писаны на трех листах. 172 (1664) году книги приходные и расходные Понойского ж промыслу Иеромонаха Досифея да старца Иова, за его Досифеевою рукою, написаны на пяти листах. 172 (1664) книги приходные и расходные старца Флавиана, что он издержал денег на древяную покупку, за его рукою, писаны на пяти листах. 16З (1665) книги Строителя Иеромонаха Феодосия, за рукою, что он издержал на разные покупки. 173 (1665) году книги приходные и расходные старца Флавиана что он покупал дубовые бревна на деньги и на соль, за его Флавиановою рукою, писаны на четырех тетрадях. 173 (1655) году книги Иконома Иеромонаха Феодосия хлебной покупки в платеж за крестной монастырь, за его Стоителевою рукою, писаны на пяти листах. 173 (1665) году книги старца Флавиана, что он покупал бревна четырех саженные на монастырские деньги, писаны на тетради. 174 (1664) году книги хлебной покупке старца Арсения да старца Иулиена, за рукою Курмышского старца Тимофея, писаны на тетради. 174 (1666) году книги соляной продажи села Рожествена Большова целовальника Федьки Козьмина, за рукою Дьякона Маркела, писаны на трех листах. 174 (1666) году книги соляные села Завидова целовальников Меркушки Григорьева да Федьки Тиханова писаны на двух листах, за рукою Иеромонаха Мисаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

5. Различия между Никоновским служебником 1655 и Венецианским евхологием 1602 годов Итак, патриарх Никон исправлял свой Служебник не по греческим и славянским богослужебным рукописям, а по Венецианскому греческому евхологию 1602 года. Но этот Евхологий есть ли в действительности прототип нашего Служебника 1655 года или он лёг в основание только частию, а в некоторых случаях никоновские справщики пользовались при исправлении его другими пособиями, и какого свойства эта последние? Несомненно, под руками справщиков Служебника 1655 года находился Греческий венецианский евхологий 1602 года, но не исключительно один он только. Самое поверхностное сличение того и другого приводит нас к убеждению, что между ними нет тождества, существуют довольно значительные разности, которые заставляют предполагать существование под руками справщиков других источников. В качестве резко выдающихся примеров данного различия укажем на изображение потира и дискоса в Служебнике московского издания 1655, на размещение частиц на дискосе, на упоминание мучениц на пятой частице, преподобных отец и матерей – на шестой и т.п. Частица в честь св. Иоанна Предтечи полагается на правой стороне (ν τ δεξι μρει το γου ρτου πλησον), а в нашем Служебнике 1655 г. «о левую страну Святаго хлеба». В Греческом евхологии говорится о том, что после священника частицы из просфор вынимает диакон за живых и умерших и за свое недостоинство, но в никоновском Служебнике этого замечания нет, но зато в этом последнем мы имеем возглас диакона: «Господи, спаси благочестивыя», которого греческие обычные чины не знают. Выражения подлинника в Трисвятой песни – λγουσι κα ατο (т.е. священник с диаконом в алтаре) передаётся в Никоновском служебнике так: «глаголют и сами»; κα πρχονται ν τ καθδρ – «и отходита к горнему месту». Замечания «Аще же суть два диакона, то един да глаголет: „Премудрость прости“», та же и «вонмем» в Евхологии 1602 года не имеется, хотя в древнейших венецианских изданиях оно и было с несколько отличным изложением 34 , но вторичного подобного замечания, имеющегося в Служебнике 1655 при произнесении ектеньи об оглашенных: «Аще ли есть второй диакон возглашает и той „Оглашеннии изыдите“» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

1828. Т. 4. С. 84-117. 27 (май 1663) [греч. текст и рус. пер.; на с. 116 - воспроизведение листа с подписями патриархов Дионисия К-польского, Паисия Александрийского, Макария Антиохийского и Н.]). В кон. 1663 - нач. 1664 г. Н., вероятно, встречался с Мелетием Греком в Яссах; известна его приписка на одном из экземпляров вопросоответов от февр. 1664 г., в которой он подчеркивает, что патриарх, как и любой другой архиерей, подлежит соборному суду, а при троекратном отказе явиться на Собор осуждается заочно (РГАДА. Ф. 135. Отд. 3. Рубр. 1. 7). В марте 1664 г. Н. из Ясс отправил Алексею Михайловичу особое послание (получено в нач. 1665), где убеждал его примириться с Никоном и не допускать пагубной практики низложения патриархов царской волей, что в свое время привело к упадку греч. Церковь (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 616 (20 марта 1664); изд. греч. текста с рус. пер.: СГГД. Т. 4. С. 134-141. 37; см. также: Греческо-русские связи сер. XVI - нач. XVIII вв.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст./Сост.: Б. Л. Фонкич. М., 1991. 66; текст написан рукой архидиак. Досифея, буд. преемника Н.), а в апр.- грамоту с просьбой об оказании материальной помощи братии афонских монастырей (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 617 (апр. 1664); изд. греч. текста и рус. пер.: Кузенков, Зубов. 2015). Позиция Н. в отношении патриарха Никона не соответствовала интересам царского правительства. Посланник патриарха был оставлен в Москве на неск. лет и содержался фактически под арестом. Российские власти еще неоднократно приглашали Н. приехать в Москву для консультаций по церковным вопросам, связанным с делом Никона. Одно из таких предложений было передано патриарху в Молдавии в янв. 1665 г. греком Стефаном Юрьевым. Н. после нек-рых колебаний отказался от поездки. Впосл. в Москву приехал его племянник митр. Косма Амасийский, к-рый присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. и подписал решения об осуждении Никона. В ходе подготовки и проведения Московского Собора получили огласку материалы, компрометирующие царского фаворита Газского митр.

http://pravenc.ru/text/2564876.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010