Цель этого прорыва не ясна: то ли попытка прорваться к основной массе куфийцев, не принимавших участия в бою, и повести их за собой, то ли отчаянный порыв человека, измученного жаждой. Тема жажды Хусайна в этот день популярна в житийной литературе, и до наших дней в Ираке в «ашура» на бачках с водой, выставляемых для общего потребления на улицах, можно видеть надпись: «Пей и вспоминай жажду Хусайна». Однако наиболее надежные источники эту тему не затрагивают. Жажда упоминается только раз, и то в связи с тем, что его ранили в момент, когда он открыл рот, чтобы напиться; не сообщается и о том, что кони были не поены перед боем. Но позже в том же материале так переставляются акценты и изменяется порядок изложения, что эта тема получает особое звучание. Уже Абу-л-Фарадж ал-Исфахани в первой половине X в. в книге «Убиения талибидов» переместил ночную вылазку Аббаса к воде накануне боя на день боя и этим совершенно изменил всю картину, не искажая текста сообщения 652 . По-видимому, к моменту возвращения Хусайна с дамбы относится рассказ о том, что Хусайн оказался отделен от шатра, где помещались его жены и вся кладь, Шамиром с десятком пеших воинов. Он устыдил Шамира за попытку войти в шатер и потребовал: «Избавьте мою семью и кладь от вашего сброда и невеж!» Шамир внял его призыву и увел людей от шатра 653 . После этого снова повествуется о том, что Хусайн отбил нападение пехотинцев и они отступили. Вряд ли это было возможно сделать в одиночку. Это подтверждается рассказом о переодевании Хусайна в ожидании гибели, когда у него осталось три или четыре человека: он надел штаны (саравил), предварительно продырявив их, чтобы никто не соблазнился снять с убитого, оставив позорно лежать с обнаженным срамом. Возникший при этом спор, что лучше надеть, показывает, что оставшиеся не участвовали в этот момент в бою. Конечно, с четырьмя и даже десятью соратниками нельзя было надеяться на спасение. И его врагам было ясно, что после гибели сыновей и братьев Хусайн не сдастся и его придется убить, но все-таки убить этого израненного, фактически беспомощного человека никто не решался. Все надеялись, что это сделает кто-то другой. Наконец Шамир не выдержал и закричал: «Эй, вы! Что вы смотрите на этого человека, чтоб вас потеряли матери, убейте его!» Несколько воинов из его сопровождения бросились на Хусайна. Зyp'a б. Шарик (упоминаемый в истории только единожды в связи с этим поступком) замахнулся мечом, Хусайн закрылся рукой, и меч отсек ему кисть левой руки; тут же Синан б. Анас (один из тех, кто с Шамиром намеревался войти в шатер Хусайна, и кого участник этой битвы, Хумайд б. Муслим, характеризует как придурковатого поэта) пронзил его копьем и приказал Хаулию б. Йазиду отрезать голову. У того так дрожали руки, что он ничего не смог сделать, тогда Синан сам отрезал ее.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

314 Согласно ал-Куфи (т. 4, с. 153), Хасан вышел из Куфы с войском «в сорок с небольшим тысяч»; после посылки двенадцатитысячного заслона у него должно было остаться около 30 000 человек. Численность армии в 40 000 человек вроде бы подтверждается раздававшимися позже упреками Хасану, что он отдал власть, имея за собой 40 000 воинов [Куфи, т. 4, с. 164; И. Абу-л-Хадид, т. 2, с. 262], но предвзятость этих утверждений не вызывает сомнений, тем более что упрекавшие называли и совершенно невероятную цифру – 100 000 [Пс.-И. Кут., т. 1, с. 260], а численность авангарда возрастает до 40 000 [Таб., II, с. 8]. 318 Исфах., М., с. 41. Этот текст воспроизведен также у Ибн Абу-л-Хадида (т. 2, с. 265) с концовкой: «…в чем любовь его и одобрение, если захочет Аллах» (в сокращенном виде см.: Динав., с. 230). Краткий вариант ал-Куфи: «О люди, вы ведь присягали мне, что будете в мире с теми, с кем буду в мире я, и будете воевать с теми, с кем буду воевать я. И, клянусь Аллахом, я явился, не питая ненависти ни к кому из этой общины ни на Западе, ни на Востоке. Подлинно, то, что вам было ненавистно в язычестве, и дружелюбие, и безопасность, и взаимное согласие (ислах зат ал-байн) лучше раскола, и страха, и взаимной ненависти, и вражды, которые вам нравятся. И мир» [Куфи, т. 4, с. 154]. 322 Там же, с. 1. Л.Вечча-Вальери считает это высказывание Хасана при присяге свидетельством изначального намерения Хасана пойти на соглашение с My'abueй [EI2, т 3, с. 248]. 324 Согласно ал-Исфахани, Кайс после измены Убайдаллаха напомнил оставшимся воинам о злоупотреблениях Убайдаллаха и его трусливом бегстве из Йемена, а потом спросил их, предпочитают ли они сражаться без имама или готовы подчиниться неправедному имаму. Воины предпочли первое и атаковали сирийцев Видя упорство Кайса, My'abuйa начал переговоры с Хасаном. После отречения Хасана Кайс возвратился в Куфу, но отказался присягать My'abuu [Исфах., М., с. 42–43]. По другим сведениям, Кайс, узнав о ранении Хасана, воздерживался от боевых действий [Куфи, т. 4, с. 156–157]. Согласно ад-Динавари, воины Кайса предпочли присягнуть My'abuu, после чего Кайс возвратился в ал-Мадаин [Динав., с. 235]; об отказе воинов Кайса от сражения сообщает также Авана [Таб., II, с. 4].

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Так, часть хумса из добычи, взятой в 27 г. х. при походе на Ифрикийу, стоимостью сто или двести тысяч динаров Усман подарил Марвану б. ал-Хакаму, на дочери которого незадолго до этого женился 786 , а его отец получил в подарок верблюдов из садаки, собранной Марваном с бану куда’а 787 . Усман не обездоливал этим своих выборщиков: аз-Зубайру «он подарил 600000 дирхемов из дани Исфахана 788 , Талха получил от него в общей сложности 200000 дирхемов. Вероятно, и другие получали значительные подарки, которые просто не отражены в источниках. Вряд ли можно провести точную границу, за которой правление Усмана стало вызывать всеобщее неодобрение и даже озлобление. Во всяком случае, это началось до операции по обмену землями. Когда в 29 г. х. Усман разрушил старую мечеть, сложенную при Умаре из сырцового кирпича, с деревянными колоннами и крышей из пальмовых листьев и возвел более просторную из тесаного камня, с каменными колоннами, многие стали упрекать его за то, что он изменил сунне пророка 789 . Расширение площади хима тоже вменялось ему в вину, хотя его предшественника за то же самое никто не упрекал. Усман добавил к двум призывам на молитву третий – и это тоже осудили как вредное новшество 790 . Даже невинное распоряжение об уничтожении голубей в Медине, которых развелось слишком много, вызывало раздражение: «Приказывает убивать голубей, а изгнанным посланником Аллаха покровительствует» 791 . Все это были поводы для выражения недовольства тем, что высшая власть сконцентрировалась в узком кругу родственников Усмана и что тот же узкий круг родственников и друзей беззастенчиво доит общественную казну. Да и как иначе могли оценивать люди сложившуюся ситуацию, если, например, Аббас, сын доисламского компаньона Усмана, Раби’и б. ал-Хариса, прибыв в Басру для участия в войне, получил от Усмана дом и 100000 дирхемов на обзаведение? 792 Особое возмущение в Медине вызывал Марван б. ал-Хакам, ставший правой рукой Усмана. Некоторые сообщения рисуют его человеком совершенно беспардонным.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В этих условиях попытку легализировать К. путем компромисса с догматиками предпринял Абуль Хасан аль-Ашари (873-935), эпоним новой школы К.- ашаризма. Крупнейшими представителями этой школы были аль-Бакиллани (ум. в 1013), аль-Джувайни (ум. в 1085), аш-Шахрастани (ум. в 1153) и Фахр ад-Дин ар-Рази (ум. в 1209). Этот этап в развитии К. аш-Шахрастани характеризовал как эпоху его упадка. Хотя ашариты демонстративно противопоставляли себя мутазилитам и шли на компромисс с ханбалитами, они продолжали общую рационалистическую линию мутазилизма, и между мутазилизмом и ашаризмом не существовало непреодолимой идейной границы: аль-Ашари вышел из среды мутазилитов, Абд аль-Джаббар, с деятельностью к-рого связана активизация мутазилизма при Бундах, вначале примыкал к ашаритам. С XIII в. начинается сближение К. с фалсафа - с вост. перипатетизмом школы Ибн Сины , к-рое было подготовлено творчеством мутакаллимов аш-Шахрастани и Фахр ад-Дина ар-Рази, фаласифа Насира ад-Дина ат-Туси. В результате, по выражению Ибн Хальдуна, у «позднейших [мутакаллимов]» «вопросы калама и вопросы фалсафа смешались так, что эти науки стали неразличимыми». Этот этап в истории К. представлен трудами эль-Байдави (ум. в 1286), аль-Исфахани (ум. в 1349), аль-Иджи (ум. в 1355), ат-Тафтазани (ум. в 1390), аль-Джурджани (ум. в 1413), ад-Даввувани (ум. в 1501), ас-Сиялкути (ум. в 1657). Наряду с основными школами К. существовала школа матуридитов - последователей Абу Мансура аль-Матуриди (ум. в 944). К., объективно подрывавший авторитет факихов , подвергался нападкам с их стороны, особенно со стороны ханбалитов и захиритов, как дисциплина, которая, по выражению Ибн аль-Джаузи, «привела большинство [мутакаллимов] к сомнению, а некоторых - к безбожию [илхад]». Вместе с тем ашаритский К. находил сторонников среди шафиитов, учение аль-Матуриди распространялось в ханафитских кругах, а мутазилизм - среди зайдитов . В Новое и Новейшее время К., прежде всего мутазилизм, вдохновлял в мусульм. мире рационалистов, старавшихся не подвергать сомнению основы мусульм. вероучения. К ним относятся мусульм. реформаторы (Джамал ад-Дин аль-Афгани, Мухаммад Абдо), либеральные мыслители (Ахмад Амин, Заки Наджиб Махмуд), «исламские левые» (Хасан Ханафи).

http://pravenc.ru/text/1319913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религиеведение ЕЛИСЕЙ БЕН АВУЯ (род. не позже 70 г.), евр. мудрец эпохи таннаев 1-го поколения; впосл. отошел от иудаизма и считался в ортодоксальных кругах еретиком и отступником ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ЗАХИРИТЫ последователи правовой школы (мазхаба) Дауда бен Али аль-Исфахани по прозвищу аз-Захири (ум. в 883) ЗЕВС в Древней Греции религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов ЗУРВАНИЗМ совокупность древнеиран. религиозно-философских концепций, в основе к-рых лежит представление о главенстве бога времени и судьбы Зурвана ИБН РУШД Абу аль-Валид Мухаммад (1126 - 1198), исламский философ, богослов и ученый, комментатор сочинений Аристотеля ИБН СИНА Абу Али аль-Хусейн [Авиценна] (980 - 1037), выдающийся исламский ученый-энциклопедист, философ, богослов, медик ИБН ЭЗРА (1089 или 1092 - 1164 или 1167), иудейский философ, богослов, толкователь ВЗ, поэт, грамматик, астроном, математик и врач ИДЖМА согласие, единодушное мнение (решение) авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу; один из источников мусульм. права - фикха ИЕШИВА религ. высшее учебное заведение в иудаизме, где изучают Талмуд и проч. традиц. евр. дисциплины, а также готовят кадры для раввината ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма ИЛЬИНЦЫ [Десное братство, еговисты-ильинцы, Сионская весть, субботники], секта, сочетающая элементы христианства и иудаизма

http://pravenc.ru/rubrics/122520_8.html

Если сопоставить крупные очаги напряженности с этноландшафтными рубежами, то многие исторические эпицентры конфликтов расположены на тройных конфессиональных границах мировых цивилизаций: - западнохристианской, православной и исламской (Балканы, Левант, Крым); - исламской (арабской, тюркской), индийской и китайской (Афганистан, Таджикистан, Пенджаб); - православной, китайской и японской (Маньчжурия). В многомерном пространстве Еврамара стратифицировались природные, геополитические, конфессиональные, экономические, этнические, культурные и другие рубежи. Великая Евразийская суперэтническая зона есть результат " пограничных состояний " многомерного пространства, образующего коммуникационные полюса высокой энергетики. И главный евразийский рубеж проходит через души людей. В многомерном коммуникационном пространстве Еврамара возник духовный микрокосмос мировых религий и расположены их центры (Иерусалим, Рим, Мекка, Медина, Исфахан). Здесь сосредоточены мировые полюса философской мысли (Древняя Греция, Китай, Германия), исторические центры международной торговли. Интенсивный информационный обмен, обусловленный ускорением оборачиваемости торгового, промышленного и финансового капитала, способствовал благоденствию народов и рождению мировых религий на социокультурных рубежах, но здесь же возведение " железных занавесов " сопровождалось наиболее кровопролитными этнонациональными и этноконфессиональными конфликтами. В XX веке Еврамар был эпицентром двух мировых войн, в которых погибли 60 млн. человек - больше, чем за все предшествующие войны человечества. И это же столетие завершилось очередным цивилизационным разломом. На евразийских рубежах цивилизаций человечество впервые получило ответ на вечную проблему политического и социально-экономического выбора. Этот ответ красной нитью проходит через Библию, в которой пророки отдали приоритет не восточным и западным моделям развития, а духовности, чистоте нравственной жизни народа. Этот путь проходит через совесть. Необходим, как призывали пророки и мыслители, бросок на Юг и Восток к колыбелям мировых цивилизаций, к истокам духовной жизни. Бросок души, а не плоти в кирзовых или других солдатских сапогах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Мацька слушали с напряженным вниманием, но многие не знали толком, о чем идет речь, кому Витовт собирается помогать, с кем воевать, поэтому некоторые стали спрашивать: – Да скажите же толком, с кем война? – С кем? С Тимуром Хромым, – ответил Мацько. На минуту воцарилось молчание. До слуха западных рыцарей часто доходили названия Золотой, Синей, Азовской и прочих орд, но про татарские дела и междоусобные войны они мало что знали. Зато по всей тогдашней Европе не нашлось бы человека, который не слыхал бы о грозном Тимуре Хромом, или Тамерлане, чье имя повторяли с не меньшим страхом, чем некогда имя Аттилы. Ведь это был «властитель мира» и «властитель времен», повелитель двадцати семи завоеванных царств, владетель Московской Руси, владетель Сибири и Китая до самой Индии, Багдада, Исфахана, Алеппо, Дамаска, тень которого через аравийские пески падала на Египет, а через Босфор – на Греческое царство, губитель рода человеческого, чудовищный созидатель пирамид из человеческих черепов, победитель во всех битвах, неодолимый «властелин душ и тел». Это он посадил Тохтамыша на трон Золотой и Синей Орды и признал его своим «сыном». Но, когда владычество «сына» простерлось от Арала до Крыма и земель у него стало больше, чем их было во всей остальной Европе, он захотел стать независимым владетелем, за что грозный «отец» «одним пальцем» сверг его с трона, и тот, взывая о помощи, бежал к литовскому правителю. Именно его и вознамерился Витовт вновь вернуть на трон, но для этого надо было сперва сразиться с властелином мира Хромцом. Вот почему имя Хромца произвело сильное впечатление на слушателей, и после минутного молчания один из старейших рыцарей, Войцех из Яглова, сказал: – Драться с таким врагом дело нешуточное. – Только вот за что драться? – живо возразил Миколай из Длуголяса. – Что нам из того, будет там, за морями, за долами, править сынами Велиала Тохтамыш или какой-нибудь Кутлук? – Тохтамыш принял бы христианскую веру, – сказал Мацько. – То ли принял бы, то ли нет. Разве можно верить собакам, которые не признают Христа?

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

В ответ в Тебризе поднялось восстание под рук. представителей городской бедноты Саттара и Багира, к-рых поддержали лидеры социал-демократов. Выдержав 4-месячную осаду, моджахеды (к-рым помогали революционеры Закавказья) осенью заняли др. города Азербайджана, где к власти пришел тебризский анджоман. В янв. 1909 г. шахские силы и племенные дружины блокировали Тебриз, но российские войска подавили восстание. Весной для пресечения активности конституционалистов на побережье Персидского зал. высадился брит. десант. Однако интервенция не могла воспрепятствовать расширению антишахских выступлений. Еще в янв. конституционалисты, к к-рым присоединились бахтиары, поставили под контроль Исфахан, в февр. Решт и весь Гилян оказались в руках коалиции социал-демократов и дашнаков, создавшей здесь свой анджоман. В июле они одновременно двинулись на Тегеран с севера и с юга. После взятия столицы на престол был возведен малолетний сын Мохаммада Али - Ахмад. Восстановив конституцию, либеральные гилянские землевладельцы и бахтиарские ханы образовали временное правительство, к-рое возглавил Сепахдар. Низложенный шах выехал в Россию. Во 2-м меджлисе выделились фракции демократов (левых), ориентированных на Германию и США и «умеренных» (правых) - на Россию и Великобританию. В авг. 1910 г. «демократическому» правительству Мостоуфи-ль-Мамалека, сменившему в июле кабинет Сепахдара, удалось разоружить народные дружины. В нач. 1911 г. премьер-министром вновь стал Сепахдар. В И. прибыли американские финансовые советники во главе с М. Шустером, к-рым были даны широкие полномочия, вплоть до организации собственной секретной полиции. В июле 1911 г. при содействии России Мохаммад Али высадился на юго-вост. побережье Каспия и двинулся на Тегеран, но, потерпев поражение от объединенных сил правительственных войск и добровольцев, снова бежал за границу. В нояб. конфликт Шустера с российскими представителями стал причиной категорического требования С.-Петербурга, поддержанного Лондоном, отправить амер. советника в отставку и впредь не приглашать иностранных консультантов без ведома Российской и Британской империй.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Олджейту Худабанда (1304-1316), брат Газана, продолжал его политику, опираясь на Рашида ад-Дина. В детстве крещенный, позднее он стал мусульманином-суннитом. Однако, придя к власти, Олджейту сделал офиц. исповеданием иснаашаритский шиизм, что вызвало протест улемов и сановников. В 1306 г. была восстановлена джизья, которую отменили при первых Хулагуидах. В 1307 г. к ильханской державе был присоединен Гилян, ранее подвластный мелким полусамостоятельным владетелям. В 1305-1313 гг. возобновилась постройка новой столицы - Султании (неподалеку от Казвина). При Абу Саиде Бахадуре (1316-1335) страной фактически правили временщики эмир Чопан и вазир Тадж ад-Дин Али-шах, расправившиеся с Рашидом ад-Дином, его огромные богатства были конфискованы. Непомерное усиление Чопана вызвало возмущение др. нойонов, к-рых возглавили эмиры-несториане из племени кэрэит - Иринчин и Курмиши, восставшие в Азербайджане и разгромленные в 1319 г. Обострились отношения с Джучидами - основные силы ильханства были брошены на отражение войска хана Узбека. Укрепивший свое могущество после 1324 г. Чопан вступил в конфликт с ильханом и в 1327 г. поднял мятеж в Хорасане, но потерпел поражение и был казнен. После смерти Абу Саида страна превратилась в арену междоусобиц тюрко-монг. кланов, выдвигавших в разных областях марионеточных Чингизидов. Сцена из поэмы Низами «Семь красавиц». Каламкар (ковер из ситца). Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГМИНВ) Сцена из поэмы Низами «Семь красавиц». Каламкар (ковер из ситца). Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГМИНВ) К 1340 г. запад И. поделили между собой племена сулдузов и джалаиров, выдвинувшие соответственно султанские династии Чопанидов и Джалаиридов. В Сев. и Зап. Хорасане от имени боковой ветви Чингизидов властвовали ойраты. В Исфахане и Фарсе самостоятельные султанаты создали арабо-иран. семейства Инджуидов и Музаффаридов. Лурестаном и частью Хузестана управляли местные атабекские роды, в Шебангаре правили Фазлуиды, а в Зап. Гиляне - Исхакиды. Ормузом (с XIII в. главный пункт транзита на путях из Индостана), к-рый в нач. XIV в. стал центром морской державы, раскинувшейся по обоим берегам Персидского зал., правили малики араб. происхождения.

http://pravenc.ru/text/673877.html

После смерти халифа Харуна ар-Рашида престол халифата занял его старший сын аль-Мамун (813-833), к-рого поддержали хорасанские дехкане во главе с Тахиром ибн аль-Хусайном, получившим пост начальника городской стражи Багдада и эмира всего Востока. Ок. 816 г. массовое выступление хуррамитов-сурхалем (краснознаменных) в Азербайджане возглавил Бабак, признанный очередным земным воплощением божества. Изгнав араб. гарнизоны и крупных землевладельцев с территории от Двина до Исфахана, он к нач. 30-х гг. IX в. разгромил 4 крупные правительственные армии. При этом он вступал в военные союзы с крупными христ., зороастрийскими и даже некоторыми мусульм. владетелями. Перелома в ситуации смог добиться преемник халифа аль-Мамуна - аль-Мутасим (833-842), который, мобилизовав все ресурсы державы, вынудил повстанцев отступить в Талышские горы. В 837 г., после более чем годичной осады, пал их последний оплот - Баз. Бабак, к-рому удалось бежать, вскоре был схвачен и казнен в Самарре. С целью обеспечить верность дехканских родов аль-Мамун назначал их представителей наследственными наместниками, что способствовало превращению их в самостоятельных эмиров; при его преемниках власть на местах уже без признания Багдада периодически захватывали т. н. мутагаллибы (насильники). Распространение условного землевладения и военно-ленной системы ускорило дезинтеграцию вост. части Аббасидской державы. Региональные владетели, получая от халифа инвеституру в виде жалованной грамоты и знамени, ограничивались тем, что поминали его в пятничной проповеди (хутбе), чеканили монету с его именем и ежегодно отсылали в столицу подати. Пенал для письменных принадлежностей (каламан). XVIII в. (ГМИНВ) Пенал для письменных принадлежностей (каламан). XVIII в. (ГМИНВ) В Табаристане до 2-й пол. IX в. преобладали зороастрийцы. Они составляли большинство и среди сельских жителей Фарса, где вплоть до сер. X в. оплотами древней веры служили горные замки дехкан. В Кермане и Джибале ислам стал доминировать лишь к концу того же столетия. Наиболее исламизированными уже в сер. IX в. были Исфахан и Хорасан. Важнейшим шиитским центром был Кум, жители к-рого неоднократно восставали против аббасидской администрации (825, 831, 868). В те же десятилетия в Систане находился главный очаг хариджитства. Полунезависимый эмират потомков Тахира в Хорасане, контролировавший Нишапур, Мерв, Герат и Балх, достиг своего могущества при Абдаллахе ибн Тахире (828-844). Покончив с систанскими хариджитами, он занялся налаживанием сельского хозяйства. Новые законы о пользовании ирригационными сооружениями, предоставлявшие ряд льгот податному населению, способствовали экономическому процветанию подвластных ему земель. Тахиридская столица Нишапур притягивала к себе философов, ученых и богословов - носителей преимущественно арабо-мусульм. учености. При этом общий культурный подъем в Ирано-Среднеазиатском регионе создал предпосылки и для зарождения словесности на новоперсид. языке.

http://pravenc.ru/text/673877.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010