1546, работа мастера Феофана Критского). Подписывание имен святителей в этой композиции начинается не позже рубежа XVI и XVII вв., напр. на иконах «Успение Пресв. Богородицы» кон. XVI в. (частное собрание) или ок. 1661 из Соловецкого мон-ря (ГМЗРК). Среди избранных святых И. представлен на иконе «Достойно есть» (1602, ГТГ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 156, 159; Chatzedakes M. Ic  nes de St. George des Grecs. Venise, 1962. Nr. 114. Tf. 60; Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 2. С. 80, 259. Кат. 692; Treasure of Icons: VI to XVII Cent. N. Y., 1966. Pl. 23, 35; Менолог. С. 324, 347, 365. Сл. 232, 262; Novgorod Icons 12th-17th Cent./Ed. V. Laurina, V. Pushkarev. Leningrad, 1980. Pl. 95, 126; LCI. Bd. 7. Sp. 40-41; С. Прилози за ucmopujy hajcmapujer охридског сликарства// Idem. Одабрани чланци и cmyдuje: 1933-1978. Београд, 1982. С. 119; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. Кат. 50, 53. С. 280-282, 286-287; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 133, 144. Ил. 202, 215; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. Ил. 436; Пуцко В. Г. Раннепалеологовская иллюминированная рукопись в Москве [ГИМ. Муз. 3648]//ПКНО, 1988. М., 1989. С. 308-330. Ил. с. 310-311; Lidov A. The mural painting of Akhtala. M., 1991. Ill. 10. P. 36-38; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994. Кат. 12, 16. С. 343, 346, 394; она же. Источники Премудрости: Новгородская миниатюра XV в. Милан, 1997. С. 56, 91. Ил. 51, 83; Тодич Б. тема Сионской церкви в храмовой декорации XIII-XIV вв.//Иерусалим в рус. культуре/Сост.: А. Л. Баталов, А. М. Лидов. М., 1994. С. 36-37; La Pala d " Oro: Il Tesoro di San Marco/A cura di H. R. Hahnloser e R. Polacco. Venezia, 1994. Tav. 34; ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. 10, 61; Kourkoutidou-Nikolaidou E., Tourta A. Wandering in byzantine Thessaloniki. Athens, 1997. P. 47. ill. 46; Ο Θησαυρο το Αγου Ορους: Εκονογραφημνα χειργραφα. Θεσσαλονκη, 19972. 2.72. Σ. 141; Царевская Т.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Лит.: Погодин М. П. Образцы славяно-рус. древнеписания. М., 1841. Т. 2. С. 10; Повесть о начале и основании Псково-Печерского мон-ря/Изд. архим. Ириней [Климентьевский]. Псков, 18492. С. 48-49; Князев А. С. Ист.-стат. описание псковского кафедр. Троицкого собора. М., 1858. С. 26-29; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 19132. С. 89, 132, 136; Мысливец И. К иконографии рус. святых//Bsl. 1932. T. 4. Vol. 2. S. 426; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 391. С. 46; Сизов Е. Е. Рус. ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности//ТОДРЛ. 1966. Т. 13. С. 272-273; Постникова-Лосева М. М. Серебряное дело Пскова XVI-XVII вв.//ДРИ. М., 1968. [Вып.]: Худож. культура Пскова. С. 157-173; Цюрик Л. В. Новодевичий мон-рь. М., 1974. С. 16; Бобров Ю. Г. Новооткрытый деисусный чин из ц. Сергия Радонежского в Изборске//ПКНО, 1978. М., 1979. С. 267-273; Гордиенко Э. А. Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам)//НИС. 1984. Вып. 2 (12). С. 219-220; Гордиенко Э. А. , Трифонова А. Н. Кат. серебряных окладов Новгородского музея-заповедника//Музей-6. М., 1986. [Вып.]: Худож. собр. СССР. Кат. 25.3. С. 248-249; Удралова Н. В. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске//ДРИ. М., 1989. [Вып.]: Худож. памятники Рус. Севера. С. 193-202; Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 148. С. 316; Ткачева Н. М. Псковские иконы кон. XVI - нач. XIX вв. на сюжет сказания о Видении Дорофея// Белецкий В. Д. Псковский Кремль в планах и изображениях XVII-XIX вв. СПб., 1997. С. 36-47; она же. Образец шитья сер. XVI в. в собр. Псковского музея-заповедника//Древности Пскова: Археология. История. Архитектура. Псков, 1999. С. 261-270; Полякова О. А. Архитектурные фоны на иконах рус. святых//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 74-85; она же. Шедевры древнерус. искусства XVI-XIX вв. в собр. музея-заповедника «Коломенское». М., 1999. Кат. 9. С. 161; Квливидзе Н. В. Фрески ц. Троицы в Вязёмах: Программа и иконография в контексте идейных движений эпохи: Канд. дис. М., 1999. С. 123.

http://pravenc.ru/text/155468.html

[ПСТБИ] [Лавринов. С. 163.] СЕРАФИМ (Андреевский) Епископ Чувашский Родился 30/IX-1879 года. В 1909 году сдал испытание на звание учителя при Винницкой учительской семинарии. С 1897 по 1910 г. учитель в Подольской губернии. В 1911 г. окончил Московские пастырские курсы. Пострижен в монашество. С мая 1911 г. по 1921 г. священствовал на Дальнем Востоке. С 1921 г. жил в Николо-Уссурийском монастыре на Дальнем Востоке. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. С 1926 по 1931 г. был игуменом в одном монастыре Подольской области. В 1931 г. возведён в сан архимандрита. В 1932 г. хиротонисан во еп. Якутского. С июля 1932 г. – еп. Ижевский. 21/XII-1933 г. уволен от управления Ижевской епархией «за недостаточную твердость и осведомленность в обновленчестве и принципиальную неустойчивость». С декабря 1932 г. – еп. Чувашской епархии. С июня 1935 г. – настоятель Спасо-графской церкви г. Ростова Ярославской губернии. С июля 1933 г. – настоятель церкви с. Ратницкого Александровской епархии Ивановской митрополии. С 2/VII-1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 178. Кат-АМ 292. Кат-ЯВ С. 118. [Кат-ГУБ. С. 989.] СЕРАФИМ (Афанасьев [Серафим Афанасьевич]) Епископ Яранский, викарии Кировской епархии Образование получил домашнее. Хиротонисан в 1923 г. во еп. Бирского, Уфимской епархии, ставленник Андрея (Ухтомского). Упоминается еп. Девлекановским, еп. Аскинским, вик. Уфимской епархии, еп. Стерлитамакским, вик. Уфимской епархии и еп. Яранским, вик. Кировской епархии. В 1932 г. уклонился в обновленческий раскол. ЛИТЕРАТУРА: ФПС I 155. ФАМ 1. С. 35, 36, 81, 82, 95. Кат-АМ 293. См. Мануил. 6.38. [Кат-ГУБ. С. 989.] Родился около 1879 г. в Новгородской губернии. Окончил реальное училище. 02/IV-1923 г. хиротонисан во еп. Давлекановского, вик. Уфимской епархии (ставленник Уфимского еп. Андрея (Ухтомского). 30/VI-1923 г. был арестован и осуждён. До 17/Х-1928 г. – еп. Бирский, вик. Уфимской епархии. С 1928 г. – временно управляющий Вятской епархией. 05/Х-1928 г. прибыл в Вятку. Не позднее 28 ноября вступил во временное управление Иранским викариатством Вятской епархии. Позднее– еп. Стерлитамакский, вик. Уфимской епархии, еп. Иранский, вик. Вятской епархии, с 09/IX-1930 г. – временно управляющий Вятской епархией. С 09/III-1932 г. – еп. Великоустюжский. В 1932 г. уклонился в обновленческий раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

С 29/IV-1931 г. – архиеп. Владимирский. С 29/VII-1931 г. уволен на покой. С сентября 1931 г. – архиеп. Корсльский. С октября 1931 г. – архиеп. Череповецкий. С 4/VII-1936 г. по докладу митр. Ленинградского уволен за штат. С 5/VIII-1936 г. – архиеп. Тамбовский. С 21/IV-1937 г. уволен за штат. Примечание: По Кат-ЕС в 1921 году хиротонисан Свят. Патр. Тихоном во епископа. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. 5–6. С. 14. ФАОС дело 69. Кат-АМ 83. Кат-ЯВ. С. 33–36, п/п 69. Кат-ЕС 1. С. 3, п/п 14. [Кат-ГУБ. С. 967.] ВИТАЛИЙ (Введенский [Владимир Лаврентьевич]) Бывший митрополит обновленческий Архиеп. Димитровский, вик. Московской епархии и председатель миссионерского Совета при Св. Синоде. Родился в 1870 году. Окончил Курскую, по другим сведениям, Тульскую духовную семинарию со званием студента. В 1890 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидат богословия. Но другими биографиями его пребывание в академии вообще оспаривается. С 1891 г. – священник женского монастыря в г. Белеве Тульской области. Священствовал до 1920 г. и одновременно с 1903 г. был законоучителем Белевского реального училища. В 1917 г. – член Поместного Собора 1917–1918 гг. В 1918 г. – председатель церковного совета Тульской епархии. В 1919 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита и назначен на должность настоятеля Белевского монастыря. Хиротонисан 15/VIII-1920 г. во еп. Епифанского, вик. Тульской епархии. Уклонился в обновленческий раскол и возведён в сан архиепископа. С 19/IX-1922 г. – архисп. Тульский. Был участником II обновленческого т. н. «Всероссийского Поместного Священного Совета» 1923 года, на котором позорно подписал постановление собора о лишении сана и монашества Св. Патр. Тихона (см. « Дeяhuя II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 2-го мая 1923 г. С. 6–7). С 15/IV-1925 г. – митр. Тульский. 1/Х-1929 г. награждён преднесением креста при богослужении. С 10/V-1930г. – председатель Св. Синода Православной Церкви в СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Елена Ивановна, дочь боярина Ивана Васильевича Меньшого Шереметева, в 1580–1581 гг. – третья жена царевича Ивана Ивановича, сына царя Ивана IV Грозного, с 1581 г. – инокиня Леонида – с. 39, 54; кат. 35, 36 Иоаким, патриарх Московский и всея Руси (1674–1690) – кат. 76, 125 Иоасаф II, патриарх Московский и всея Руси (1667–1672) – кат. 123 Иов, митрополит Киевский и всея Руси (1586–1589), первый патриарх Московский и всея Руси (1589–1605) – с. 43: кат. 64, 65 Ирина Федоровна (1563(?)–1602), дочь костромского вотчинника Федора Ивановича Годунова, с 1575 (?) – жена царевича (с 1584 г. царя) Федора Ивановича, с 1598 – инокиня Александра – с. 39, 40, 41, 42, 46, 54; кат. 38, 43, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 66, 67, 72, 78, 80, 81, 82, 84, 85, 86, 87, 89, 114, 128, 133, 136, 139, 161, 164, 169 Исаак Шахов (уп. 1562), устюжанин, старец Соловецкого монастыря – с. 16, 18, 63, 64; кат. 23, 24 Колычев Иван Дмитриевич (уп. 1649), боярин, родственник митрополита Филиппа II, был женат на княжне Черкасской – с. 18, 66; кат. 102 Колычев Иван Иванович (уп. 1649), стольник, сын боярина Ивана Дмитриевича Колычева – кат. 102 Мария Ильинична (ум. 1669), дочь боярина Ильи Даниловича Милославского, с 1648 г. – первая жена царя Алексея Михайловича – с. 49, 50; кат. 99, 100, 101, 105, 106 (?), 107, 108, 109, 110 (?), 111, 119, 120, 121, 122, 123 (?), 132 Матфей (уп. 1704), иеромонах Соловецкого монастыря – с. 63, 72; кат. 129, 151 Милославский Илья Данилович (уп. 1668), боярин, тесть царя Алексея Михайловича, в 1656–1662 гг. ведал Стрелецким приказом, затем Большой казной, Иноземным и Рейтарским приказами – кат. 126,127 Михаил Федорович (1596–1645), сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии патриарха Филарета), с 1613 г. – царь всея Руси – с. 10, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 55, 72; кат. 78, 79, 83, 90, 93, 98, 122 Мстиславская Домника Михайловна (конец XVI – начало XVII в.), жена князя Федора Ивановича Мстиславского – с. 15, 18, 66; кат. 88

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Byzantinisches Kreta. Münch., 1983. S. 319; Thierry N. Haut Moyen Age en Cappadoce: Les églises de la région de Çavuin. P., 1983. Vol. 1. Ph. 34. Tabl. 36a, 37a, b, e; Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече//СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418-421; Chadzidakis M. Une icône avec les trois inventios de la tête du Prodrome à Lavra//Cah. Arch. 1988. Vol. 36. P. 85-97; K ü hnel G. The Wall Paintings in Latin Kingdom of Jerusalem. B., 1988; Vocotopoulos P. Un évangile enlumené du début du XIIIe siècle//Студеника и buзahmujcka уметност око 1200. Београд, 1988. С. 377-382; Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, 1990. P. 178. Cat. 52; Biskupski R. Ikony w zbiorach polskich. Warsz., 1991. N 42; S ö rries R. Christlich-Antike Buchmalerei im Überblick. Wiesbaden, 1993. 2 Bde. 46d; Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде//Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 8-10; Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни» кон. XIV в.//ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. C. 149-150; Haustein-Bartsch E. Ikonen: Eine Stiftung für das Ikonen-Museum Recklinghausen. Recklinghausen, 1995. Kat. 6. S. 16-18; Савватеева И. В. Образ Саломеи в изобразительном искусстве: Дис. М., 1996; Schwartz E. C. The Angel of the Wilderness: Russian Icons and the Byzantine Legacy//Bsl. 1997. Vol. 58. N 1. P. 169-174; Κατσιτη Α. Οι Σκηνς της Ζως και ο Εικονογραφικς Κκλος του Αγου Ιωννη Προδρμου στη Βυζαντιν Τχνη. Διδακτορικ διατριβ. Αθνα, 1998; Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписей диаконника ц. Спаса на Нередице в Новгороде//ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь. С. 210-228; Царевская Т. Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999; Маркина Н. Д. Икона-мощевик «Глава Иоанна Предтечи», Москва, 1666 г. Патриарх Никон (?)//Христ. реликвии в Моск. Кремле: [Кат. выст.]. М., 2000. Кат. 97; Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни с житием» из собр.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Его вольное страдание и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, есть совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право без оскорбления правосудия подавать нам грешным прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью . (Святым) благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы ( Кол.1:27 ). Если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дары праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа ( Рим.5:17 ). Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грехи и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. ( Рим.8:1–4 ). Какое дал Иисус Христос ближайшее доказательство того, что страдание и смерть Его спасительны для нас человеков? То, что Он воскрес и тем положил основание и нашему блаженному воскресению. Христос воскрес из мертвых, первенец из мертвых ( 1Кор.15 . (Кат., с.35, 36, 37, 39). β. Иисус Христос в Своей жизни дал нам образец истинной нравственной жизни, которому мы должны подражать 33 . Сколько даров Духа Святого и какие они? Даров семь. О них Писание говорит в Апокалипсисе: и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. ( Откр.4:5 ) Сии дары духа были или, лучше сказать, Сам Дух был во Христе обильнее и совершеннее, нежели во всяком другом человеке, как говорит пророк: и почиет на Нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис.11:2–3 ). Сие подтверждает Евангелист Иоанн, говоря: и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Сие сказано в Символе веры для того, чтобы кто не подумал, что было время, когда Сына Божия не было. Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. (Кат.) «Света от света». Здесь речь идет о подобии, как свет рождается от света, как солнечный луч от самого солнца, как блистание луча от луча света, вот эти все образы положены в основание имени «Света от света». В Символе веры это дается просто как пояснение того, что для нас является неясным, ибо мы не знаем способа рождения Сына Божия от Бога Отца. Все эти образы лишь помогают понять тайну рождения. «Оне подобием видимого света несколько изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света рождается свет, видимый во всей подсолнечной: Но и тот, и другой есть один свет нераздельный, одной природы. Подобно сему Бог Отец есть вечный Свет ( 1Ин.1:5 ); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. (Кат.) «Бога истинна от Бога истинна». Здесь все хорошо сказано в Катихизисе. Важно, что сами эти слова взяты из Священного Писания: «Знаем также, Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей [т. е. Сын Его, Иисус Христос] есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ). «Рожденна, несотворенна». Слова эти даны для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. (Кат.) «Единосущна Отцу». Иначе это можно сказать так: Сын Божий есть единого и того же Божеского существа с Богом Отцом. Иисус Христос говорит о Себе и Боге Отце: – «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ); – «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ); – «И все Мое Твое, Твое Мое» ( Ин.17 , Ю); Можно обратить внимание на одинаковые свойства Бога Отца и Бога Сына: «вечность» ( Ин.1:1; 8, 58; 17, 5 ); «всеведенье» ( Мф.11:27 ; Ин.10:15 ); «всемогущество» ( Ин.5:25; 10, 28 ). Что обычно смущает? Уничижительные места Нового Завета о Господе нашем Иисусе Христе, говорящие о подчинении Сына Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мы природно не едины с Ангелами, но нравственно мы можем быть с ними едины. Об этом нравственном единстве люди знают на собственном опыте и тем более на церковном – как Ангелы заботятся о людях и как они направляют нас к спасению, «...между пребывающею на земле и небесною Церковию... без сомнения существует (единство), как по отношению их к единой главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и по взаимному общению между тою и другою» (Кат.). Средство общения Церкви земной с небесною Каким образом небесная Церковь участвует в спасении земной Церкви и каким образом земная обращается к небесной? Общее у них это вера и любовь и молитва , основанная на вере и любви. Молитва едина как в Церкви торжествующей, так и в Церкви воинствующей. Уточним эти положения. Со стороны земной Церкви – призывание Святых для помощи нам; со стороны святых – имеется ходатайство за нас. Кроме того, имеется наше ходатайство за усопших (это те постоянные церковные молитвы о спасении тех, которые попали туда, куда бы нам ни хотелось попадать). «Верные, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь Святых, принадлежащих к Церкви небесной: и сии, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Богом молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или невидимою силою, или чрез свои явления и некоторыя другия посредства» (Кат). Например, помощь подается через мощи, иконы. Учение о призывании в молитве Святых Здесь надо понять, почему наше призывание Святых действенно, тем более, что протестанты учат о том, что нет общения между нами и Святыми. Протестантские секты характеризуются не единством вероучения, а одинаковостью интересов. Что мы знаем из Священного Писания? Бог повелел Авимелеху, царю Герарскому просить молитвы за себя у Авраама: «...пророк есть, и помолится о тебе, и жив будешь» ( Быт.20:7 ). Видите в какой древности Бог повелевает просить молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Нравственная жизнь наших прародителей до падения была нормальною: первые люди имели свободу, разум, волю и чувство; им была присуща божественная благодать 26 ; они знали богооткровенный закон любви к Богу, ближнему и самому себе, в осуществлении которого и начала было проявляться их жизнь в раю до падения 27 . Состояние невинности или безгрешности (по свидетельству Свят. Василия в беседе на начало Притчей) двояко. Во-первых, оно есть добровольное удаление от грехов, т.е., когда человек по собственной решимости удаляется грехов, познав зло чрез опыт и долговременный к нему навык. Во-вторых, есть неведение зла или неопытность в нем, когда, т.е., человек не знает зла и совершенно не испытал его или по малолетству или по другим причинам. Невинность или безгрешность в Адаме прежде, нежели он согрешил, была сего второго рода и была соединена с полным совершенством, со врожденною правотою как со стороны ума, так и воли. В уме заключалось всякое ведение; в воле – всякая правота и доброта. Ибо Адам знал Бога совершеннейшим образом, сколько в то время ему даровано было и сколько нужно было; а потому самому, что он знал Бога, знал он и все вещи чрез Него. На сие, между прочим, мы имеем и такое доказательство: когда Бог привел к Адаму всех животных для того, чтобы он дал им имена, то он назвал каждое своим именем. И сие произошло потому, что он знал природу их не по какой-либо науке, но потому единственно, что мыслил и рассуждал о Боге и Его благодати. Что же касается до воли, то она всегда покорялась разуму, хотя всегда была свободна, и человек был властен грешить или не грешить, как говорится в Писании: не говори: “ради Господа я отступил“, ибо что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: “Он ввел меня в заблуждение; ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит и неприятна она боящимся Ею. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду; на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть и чего он пожелает, то и дается ему ( Сир.15:11–17 ). – См. выше, разд.2; Испов., 1, отв. на вопр.23; Кат. с.23 и далее; Кат. с.29, также во II-й полов. извлечения о любви к Богу. XI. Нравственная жизнь человека в падшем состоянии

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010