36. Покровец «Агнец Божий». 1730-е гг. Музеи Московского Кремля В конце XVII в., не только в светлице Акулины Бутурлиной, но и в других мастерских, где сохраняются старинные приемы шитья, в той или иной степени сказываются новые веяния. Примерами могут служить два кремлевских покрова с изображением митрополита Алексия, выполненные на рубеже вв. Один из них переложен на новый бархат, на котором шита вкладная надпись с именем Степана Романовича Траханиотова и датой – 1713 г. (кат. 150), другой – безымянный (кат. 149). Покровы имеют много общего. Традиционные одежды митрополита – крестчатый саккос (ставропигий) и клобук – шиты золотными нитями. Саккос по каймам украшен цветочными гирляндами, жемчугом и драгоценными камнями, как на царицыных и некоторых более ранних покровах. Однако в отличие от других в композицию второго покрова на верхней кайме включено изображение Спаса Нерукотворного. Палеография литургических надписей на каймах обоих произведений утратила классические признаки XVII в., а дата на покрове Траханиотова приводится в новом летосчислении. Несколько иначе, чем прежде, трактуются лики. На первом покрове – тонкие полосы, окружающие глаза и идущие к кончику носа, при отсутствии обычных притенений, придают лику объемность и новую выразительность, не свойственную XVII в. На втором покрове эта объемность лепится стежками в разных направлениях, а также крупной «скобкой» усов. В конце XVII – начале XVIII в. появляются также перегруженность и усложненность композиций, когда, например, сюжет «Христос во гробе», как на упомянутом воздухе Ивана Гурьева, превращается в многофигурную сцену (кат. 130); на сударях «Агнец Божий» под ногами стоящих у дискоса ангелов появляются облака (кат. 138, 161, 164); иногда – летящий к дискосу херувим с кадилом в ручках 306 , почти реалистически трактованный голубь или символы евангелистов; пышные гирлянды цветов на каймах и даже среднике (кат. 170). Как уже говорилось в главе о Царицыной мастерской палате, в иконописную традицию проникают барочные элементы и чрезмерная динамичность движений (ил.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Покров (греч. καλυμμα) – так называют и судари-покровцы на потир и дискос, символизирующие пелены Христа, и надгробное покрывало – символ покрова Божия над усопшими. Обычно на гроб возлагали покров с изображением креста с орудиями Страстей (Голгофский крест): на гробы святых, кроме подобных покровов, – также покровы с изображением прямоличной, в рост, фигуры святого с песнопениями по каймам (обычно тропарь и кондак святому). Покровов на мощи святого могло быть несколько. Их клали внутрь раки, поверх нее, вешали на стену рядом, торжественно выносили по праздникам. Покровы с изображением святого иногда называли плащаницами – кат. 14, 17, 18, 19, 34, 35, 36, 37, 58,79, 101, 102, 103, 106, 112, 113, 119, 120, 121, 122, 128, 149, 150, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 173. Поручи (греч. επιμνιχια) стягивают рукава нижней одежды священников и дьяконов. Должны напоминать об узах, которыми были связаны руки Христа, ведомого к Пилату, и одновременно символизируют силу, которой он победил врагов своих. Поручи архиерейские, священнические и дьяконовские различаются количеством пуговиц – кат. 77,146. Саккос (от греч. σκκος – мешок) символизирует одежду смирения, скорби, багряницу Христа, в которой он принял поругание. Изначально был одеждой византийских императоров и назывался далматикой, с XI–XII вв. – облачением константинопольских патриархов, а с вв. архиереев, заменив священническую одежду – фелонь. В России в XVII в. право служить в саккосах имели только патриархи, а другие архиереи только по пожалованию царя или патриарха. Саккосы делались из дорогих тканей, украшались шитыми орнаментами, крестами в кругах (полиставрий), некоторые имели лицевые изображения, которые располагались на оплечье и зарукавьях, на передниках или сплошь покрывали ткань саккоса – кат. 107, 108, 123,124, 166. Сударь (греч. σουδpιον – платок, которым отирали пот) – небольшой, почти квадратный плат, символизирует повязку, которой была обвита голова Христа во время положения его во гроб. В Древней Руси (в надписях на предметах и в документах) сударями называли и покровы на голову святого и два малых покрова (в новое время называемых покровцами) на священные сосуды (потир и дискос), сверху покрываемые третьим, большим – воздухом – кат. 1, 4, 5, 8, 13, 40, 41, 42, 46, 47, 49, 50, 53, 54, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 67, 81, 82, 86, 87, 114, 117, 118, 136, 137, 138, 139, 140, 145, 161, 162, 164, 165, 171, 172.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

12, стр. 1 и ФПС I, 68 ФПС III стр. 46 16, стр. 2 дело 84 Кат-АМ (обновл.) Кат-ЯВ III, стр. 54–55 Кат-ЕС 1, стр. 11, 60 «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год» стр. 318–319 Am 27.05.1915 traf Evdokim Mešerskij in Nordamerika ein und versuchte, das kirchliche Leben der verschiedenen Nationalgruppen zu organisieren. Für die Syro-Araber konsekrierte er В Aftimios. Auch die kirchlichen Institutionen hat er reorganisiert. Das Waisenhaus in Brooklyn wurde nach Springfield, Vermont verlegt, an dessen Stelle das Woomen-College eröffnet. Ebenso war er stark an St. Platons’ Seminary in Tenafly, N.Y. interessiert. Am 06.08.1917 kehrte er nach Rußland zurück. M. Antonij (Chrapovickij) tadelt seinen Lebenswandel in einem Brief an ihn: «Es ist für Sie jetzt schwierig, nicht auf Schritt und Tritt Ihre früheren geheiligten Überzeugungen preiszugeben. Da Sie Konkubinen und illegitime Kinder haben, sind Sie gezwungen, sich nach allen Seiten umzuschauen und ständig vor Entlarvung, Absetzung und Armut zu zittern» (N. Rklickij, izneopisanie VI, 132–133). Als Vorsitzender des von den Erneuerern geschaffenen «heiligen Synod» sandte er nach dem Tode Lenins ein Beileidsschreiben an die Sowjetregierung, das durch seine übertriebene Kriecherei vor den Sowjets viel Empörung bei den Gläubigen hervorgerufen hatte (Christianin 1924, Juni, Nr. 1, S. 6). Werke Naši zadai in: Christianin 1 (1924) 1, 185 Otkliki na smert’ V.I. Lenina ebda. 6 Sobornyj razum ili edinovlastie ebda. 2 (1924) 2/3, 1–5 Literatur Prav. Rus’ 1955, 18, 9 5 (1962) 24 Regel’son 303, 312, 330, 347, 355 A.Levitin – V.Šarov, Oerki po istorii I, 168 f., 170–174, 178, 214 M. Poskij Novye mueniki I, 149 Joh. Chrysostomus Kirchengeschichte I, 204, 205, 216, 223, 275, 304, 307, 319; II, 36–38, 79, 80, 285 Orthodox America 1794–1976 (Syosset N.Y. 1975) Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Присутствовал на, 3-м Всерос. (обновленч.) соборе с решающим голосом. С 1927 года – председатель Украинского Св.Синода. Присутствовал на заседании расширенного Пленума Св.Синода от I-ro октября 1928года. В феврале 1935 года уволен за штат. С переходом в православие в том же году (1935) определен архиепископом Подольским и Брацлавским. Скончался в 1942 году. Примечание : Организатор Украинских Соборов 1925 и 1928 гг. на которнх проводил антиобновленческие постановления и аннулировал в своей Украинской Церкви установленную Поместным Собором 1925 года равночестность белого и монашеского епископата. За нежелание подчиниться единому руководству Св.Синода Прав.Церквей в СССР узолен от должности председателя Укр.Св.Синода 16 февр.1935года. Ввел монашеский епископат и запретил второбрачие. Труды: «Буддийское учение о страдании сравнительно с христианским учением о том же». (Кандидатское сочинение). «Прав.Собес. » 1901, декабрь, стр.24. «Речь при наречении его во епископа Бакинского». «Приб. к «ЦВ» 1911, 9, стр. 374. Литература: «Церк.Ведом.» 1911, стр.15. -“- 1912, стр.237. -“- 1911, стр.481. -“- 1915, стр.59. -“- 1915, стр.71. “Приб. к «ЦВ» 1911, стр.368–370, 393–394. -“- 1914, 21, стр.970. “В.Св.Син.Пр.Р.Ц.” 1926, 6, стр.4. -“- 1927, 5, 6, стр.3. -“- 1928, 10/33, стр.5, 7. «Церк.Обновл.» 1925, 5, 6 и 7, стр.33, 55. «Укр.Прав. Благовестник» 1925, 16, стр. 12. «ЖМП» 1932, II-12, стр.5. «Прав.Собес.» 1901, февраль, стр.96. -“- 19O1, декабрь, стр.24. «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк. Иерархии на 1917 год», стр.248–249. Булгаков, стр.1399. ФПС I, 36, стр.2. ФAMII, 34, стр.3. ФАОС дело 62. Кат-АМ 288 (обновл.). Кат-ЯВ 234, стр.115, 116. Дополнен, к Кат-ЕС. Nach F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 68f, war Pimen der Gegenspieler des ukrainischen Kulturministers und Verfechters der Ukrainischen Autokephalen Kirche, Ivan Ohienko. Als Präsident des Allukrainischen Konzils hatte Pimen großen Einfluß auf die Gläubigen. Als im September und Oktober 1920 Ohienko zum Hauptbevollmächtigten des «Direktoriums” eingesetzt wurde, ließ er EB Pimen verhaften. 40 Tage saß dieser im Proskorover Gefängnis.– Zu den Obnovlency soll er unter Druck übergetreten sein, doch hatte dieser Schritt große Auswirkung auf die podolische Ep.: Von sechs Vikarbischöfen sind ihm vier aus persönlicher Treue nachgefolgt. Für eine ukrainische Autokephalie setzte er sich ein, weil er innerhalb der Obnovlency eine konservative Linie einhalten wollte. Er entließ drei verheiratete Bder Obnovlency sowie zum zweiten Mal verheiratete Priester aus ihren Ämtern. Schließlich war, abgesehen von dem Gegensatz in der Verfassung, ein Unterschied zwischen der Patriarchatskirche und der Autokephalen Kirche der Ukraine nicht mehr zu verspüren (ebda 102f).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На среднике по малиновой камке вышит лежащий во гробе Христос. Перед гробом – сложенная в виде горки плащаница. Над гробом – херувим и два летящих ангела. У каждого ангела по две рипиды с изображением херувима. На фоне надписи: хс, херувимъ, агглъ//гнь (дважды). Внизу под гробом пряденой золотной нитью вязью в две строки вышита вкладная надпись: лта, зрз=1598] г. возду(х) дала въ храмъ соборъ архистратига михаила п блговрномъ цр и великомъ кнзе едоре иванови(че)//всеа самодержце господарыне царицы и велика кнгини инка алекъсанъдра. На каймах, обрамленных с двух сторон жемчужной обнизью и золотной «веревочкой», по голубой камке жемчугом с золотной «веревочкой» вязью шит кондак пасхального канона: во гробе плотьскы и во ад же с дшею//ко бгъ в раи же с разбоиникомъ//и на престол бше хе со тцемъ и дхом вс исполн неписанныи. Надпись начинается на левой кайме, переходит на верхнюю, затем на нижнюю и правую. Буквы на первых двух каймах направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. Личное шито тонким некрученым шелком песочного цвета «атласным» швом «по форме» с небольшими оттенениями серым шелком. Волосы шиты коричневым, черты ликов и контуры рисунка – крученым темно-коричневым шелком; подкрылья ангелов и херувимов – крученой голубой и зеленой нитями. Нимбы шиты волоченой золотной нитью, гроб и покров – сканым золотом с шелком песочного и коричневого цветов; одежды и крылья – прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметными двойными шелковыми прикрепами (швы – «черенок», «ягодка», «перышки», «клетчатый городок»). Все контуры и детали обнизаны жемчугом, в том числе и рельефный золотный орнамент на нимбах ангелов. В нимбе Христа – два рубина и два изумруда в золотых оправах, в нимбах ангелов – по два более мелких изумруда и одному турмалину. Подкладка из зеленой камки с крупным растительным узором. На подкладке черными чернилами в три строки написано: НА СЕМЬ ВОЗДУХЕ//ВСЕГО ЖЕМЧУГА СОЧТЕНО//10250 ЗЕРЕН. 1857 43–6. 36. Воздух составляет комплект с сударями «Агнец Божий» (кат. 62) и «Богоматерь Воплощение» (кат. 63).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Лит.: Успенский А. И. Церковно-археол. хранилище при Московском дворце в XVII в.//ЧОИДР. 1902. Т. 3. С. 53, 54; Христианские реликвии в Московском Кремле: Кат./Ред.-сост.: А. М. Лидов, И. А. Стерлигова. М., 2000. Кат. 36. С. 134-135; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собр. Псковского музея//Ставрографический сб. М., 2003. Вып. 2. С. 2-38. М. А. Маханько Почитание М. в древней славянской традиции представлено лишь краткими памятями, в т. ч. синаксарным (проложным) Житием в составе Пролога под 23 мая (перевод XI-XII вв.), древнейшие рукописи датируются XIII-XIV вв. (издание по одному из южнослав. списков см.: Пролог бр. 72/Изд. подгот.: В. Десподова и др. Ckonje, 2006. С. 272). Житие содержит немного исторических деталей: только название епископии М., время его подвижничества при императоре-иконоборце Льве V, осуждение на изгнание без указания конкретного места. Греческий оригинал слав. Жития был близок редакции, помещенной в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 472). В пространной редакции Пролога (древнерус. переработке кон. XII в.) исторические сведения о М. представлены шире, вероятно, на основании синаксарного Жития сподвижника М.- исп. Феофилакта, еп. Никомидийского (в Прологе под 8 марта), где сказано, что М. был монахом в созданном патриархом Тарасием мон-ре на Босфоре (по-славянски называвшемся Суд), а затем поставлен митрополитом в Синаде. Проложное Житие из пространной редакции вошло в состав Великих Миней-Четьих митр. Макария (ВМЧ. Май. Дни 9-23. Л. 613 об.-614; изд.: Die grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Uspenskij spisok. Mai/Hrsg. E. Weiher, S. O. Šmidt, A. I. Škurko. Freiburg i. Br., 2009. Bd. 2. S. 1226-1227). Сказание о М. в составе Стишного Пролога, переведенного юж. славянами в XIV в., прославляет его борьбу с еретиками, в особенности с имп. Львом, называемым «зверем злоименитым», к-рому М. дерзко отвечает, отказываясь подчиниться приказу отречься от почитания икон (ВМЧ. Май. Дни 9-23 мая. Л. 643 об.). Греч. оригинал этого сказания находится в греч. Минеях под 23 мая, а также в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 703-704).

http://pravenc.ru/text/2563612.html

Лихачевские науч. чтения, 24-25 мая 2001 г. СПб., 2001; Рождественская М. В. Поэтика древнерус. лит-ры в трудах Д. С. Лихачева//ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 8-15; Лихачев Д. С.//Пушкинский Дом: Мат-лы к истории, 1905-2005. СПб., 2005. С. 470-471; Творогов О. В., Рождественская М. В. Отдел древнерус. лит-ры//Там же. С. 230-246; Акад. Д. С. Лихачев: Диалог с XX веком: Кат. выставки. СПб., 2006; Год Лихачева/Сост.: А. В. Кобак, О. Л. Лейкинд. СПб., 2006; Ендольцев Ю. Д. С. Лихачев и Петербургский ун-т//Нева. 2006. 1. С. 231-234; Енишерлов В. П. Тревожная совесть//Наше наследие. М., 2006. 79/80. С. 36-46; Д. Лихачев и его эпоха: Восп., эссе, док-ты, фотографии/Сост., предисл.: Е. Г. Водолазкин. СПб., 20062; Морев В. Русский интеллигент тоталитарного периода//Нева. 2006. 11. С. 248-256; Мухина Е. А. Проблемы худож. времени и пространства в концепции Д. С. Лихачева//Наука, культура, общество: К 100-летию со дня рожд. акад. Д. С. Лихачева: Сб. докл. Петрозаводск, 2006. С. 62-73; Понырко Н. В. Хранитель культурного наследия России: К 100-летию со дня рожд. акад. Д. С. Лихачева//Вестн. РАН. М., 2006. Т. 76. 11. С. 1020-1026; Бобров А. Г. Время Лихачева//Вестн. истории, лит-ры, искусства. М., 2007. Т. 4. С. 497-507; он же. «Нравился он мне чрезвычайно»: (Д. С. Лихачев и Великий Новгород)//Новгородский край в рус. лит-ре. Новг., 2009. С. 831-839; он же. Д. С. Лихачев как исследователь новгородских летописей: (Дис. «Новгородские летописные своды XII века»)//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 128-141; Запесоцкий А. С. Д. Лихачев - великий рус. культуролог. СПб., 2007; Лобакова И. А. Д. С. Лихачев об ист. памяти//Архивист и историк: Сотрудничество в контексте совр. науки и культуры: Мат-лы междунар. науч. конф. СПб., 2007. С. 15-23; Робинсон М. А., Сазонова Л. И. Д. С. Лихачев: жизненный путь и научная судьба: К 100-летию со дня рождения//Славянский альманах, 2006. М., 2007. С. 394-422; Шмидт С. О. Наш великий современник: Статьи об акад. Д. С. Лихачеве, 1976-2006/Сост.: А. В. Кобак. СПб., 2007; Прозоров Ю.

http://pravenc.ru/text/2110621.html

XIV в.//ДРИ. М., 1974. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 2. С. 70-99; она же. Русская книжная миниатюра XI-XV вв.//ДРИ. М., 1983. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 3. С. 9-73; Anderson J. C. An Examination of Two 12th-cent. Centers of Byzantine Manuscript Production. Ann Arbor, 1975; idem. The Seraglio Octateuch and the Kokkinobaphos Master//DOP. 1978. Vol. 36. P. 84-114; Лихачева В. Д. Искусство книги: Константинополь, XI в. М., 1976; она же. Византийская миниатюра. М., 1977; Укр. книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Кат. изд., хранящихся в ГБЛ. М., 1976-1990. Вып. 1-2. Ч. 2; Spatharakis I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976; idem. Corpus of Dated Illuminated Greek Manuscripts to the Year 1453. Leiden, 1981; Вздорнов Г. И. Исслед. о Киевской Псалтири: Киевская Псалтирь 1397 г. М., 1978; он же. Искусство книги в Древней Руси: Рукоп. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV вв. М., 1980; Der Serbische Psalter: Faks.-Ausg. d. Cod. Slav. 4. Wiesbaden, 1978-1983. 2 Bde; Hahn C. The Creation of the Cosmos: Genesis Illustration in the Octateuchs//Cah. Arch. 1979. Vol. 28. P. 29-40; Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. W., 1979; Живкова Л. Четвероевангелисто на цар. Иван Александър. София, 1980; Brubaker L. The Tabernacle Miniatures of the Byzantine Octateuchs//Actes du XVe Congrès Intern. d " études byzantines. Athènes, 1981. T. 2. P. 73-92; Неволин Ю. А. Новое о кремлевских художниках-миниатюристах XVI в. и составе б-ки Ивана Грозного//СА. 1982. 1. С. 68-70; J. Српске мuhujamype. Београд, 1983; Popesck-V û lcea G. Un manuscris al voievodului Ieremia Movil. Bucureti, 1984; Cutler A. The Aristocratic Psalters in Byzantium. P., 1984. (Biblioth. d. Cah. Arch.; 13); Huber P. Hiob: Dulder oder Rebell? Byzant. Miniaturen zum Buch Hiob in Patmos, Rom, Venedig, Sinai, Jerusalem u. Athos. Düsseldorf, 1986; Смирнова Э. С. Миниатюры Псковского Апостола нач. XVI в.//Древний Псков: История. Искусство. Археология: Новые исследования. М., 1988.

http://pravenc.ru/text/209475.html

акростих (текст издан по новгородскому списку кон. XIV в.: Книга Потребник - Требник. СПб., 1879. (ИздОЛДрП; 53). Л. 156 об.- 163), молитва «На отгнание дух неприязненных», да и сам список канонов Шестоднева служебного. Рукопись украшена в древнейшей части киноварной заставкой тератологического стиля (Л. 1) и рядом контурных (с подкраской и без нее) киноварных инициалов того же стиля, иногда с зооморфными элементами. Полное издание текста Г. к. подготовлено в наст. время проф. Г. Биркфелльнером (Мюнстер, Германия). Изд.: Станчев К. , Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 189-210, сн. 14-24 [л. 241-290 об.- Минея общая]. Лит.: Hanke von Hankenstein J. A. Recension der ältesten Urkunde der slavischen Kirchengeschichte, Litteratur und Sprache: eines pergamenten Codex aus dem VIII. Jh. Bdpst, 1804; Dobrovsky J. Institutiones linguae slavicae dialecti veteris. Vindobonae, 1822. Р. XXVII-XXIX, 679-685; Строев С. М. Описание памятников славяно-рус. лит-ры, хранящихся в публ. б-ках Германии и Франции. СПб., 1841. С. 52-55, 22; Воскресенский Г. А. Славянские рукописи, хранящиеся в заграничных б-ках. СПб., 1882. С. 36-39. (СбОРЯС; Т. 31, 1); Соболевский А. И. Очерки из истории рус. языка. Ч. 1. К., 1884. С. 18-20, 5; Smal Stockij S. Über den Inhalt des Codex Hankenstejnianus. W., 1886. S. 601-689. (SAWW; 110); Яцимирский А. И. Описание южнослав. и рус. рукописей заграничных б-к. Пг., 1921. С. 87-89. (СбОРЯС; Т. 98, 2); Birkfellner G. Glagolitische und kyrillische Handschriften in Österreich. W., 1975. S. 321-324. (II/141); Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукоп. кн. Льbib, 1995. С. 218-219, 221 (кат. 31); Йовчева М. Солунският Октоих в контекста на южнославянските Октоиси до XIV в. София, 2004. С. 85-188. (КМС; Кн. 16). А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства

http://pravenc.ru/text/161653.html

Л. 174. Учител агстина книга (на поле: рчное ил книжица) хрта, ил слов бга, имже спениа нбнаг памть бновлетс. Между творениями, несправедливо приписываемыми бл. Августину, известно под названием: Manuale. Patrolog. Т. 40 p. 951 Нач. Понеже посред стей положеин есмы, добн нбнаг Всех 36 глав. Статья эта писана также отличным от предыдущих почерков. Перевод новый. 202 (по преж. кат. 489). Сборник, полуустав., в 4 д., XV в., 350 л. Л. 1. Книгы глмы. корчии. рекше правите дшевныи. Это заглавие объясняется потом в следующих словах: коже бо корабль бе з правлющаго. втромъ брнымъ носимь бе з встно творить и в бдно пристанище приходить. такоже и дша безъ книжнаго. брею злокознаго. и волнами мтежа сего не можеть постигнти пристанища спсена бо книгы. стыи ць великыи исповдникъ мамъ состави. многъ сты ць избравъ словца дшеполезна. и инаже себ е. и наречена (д.б. нарече ) коръмчин. дшамъ наставникъ. же Книга сия делится на три части, или книги. В первой 30 глав, или кратких изречении, с поучениями, или объяснениями глав. Первую главу составляет следующее изречение: краткии нашь животъ. продолженъ. конець. добь блазнима вещь. и недовдомо. – Поучение же состоит в следующем: кратько ре за малое врем и подобс вденью цвтном добраго высот мног и мощн многажды на ни з добо того радми бдно. добраго и злаго . Л. 11 об: Книги. вторы. Глав 60. Первая: Бестртное стртимъ примшено. радость тощно въсдодити. Л. 23 об. Тре т тии кнги . Глав 41. Первая: Вражда законнаго трда бжавши. дасть бес тогоже на тоже Последнее изречение, или глава, состоит в следующем: Накъ зл кончин им. чрев ровъ, – которое в поучении объясняется так: иже в начатокъ пощень чрев рекше. поработивс. на зло доидеть конець. Всё это собрание кратких изречений аскетических известно на Греч. под следующим заглавием: οακιστικ ψυχν ποτπωσις. См. Bandini catalog. Bibl. Mediceae. Т. 1. p. 471. Первое изречение первой книги здесь читается так: υτμητς μν ζω, ντεταμνη τν ρετν χρρεια, υλισθος φσις, κα πκρισις δυσδιγνωστος. В показании глав есть однакоже несогласие между Славянским переводом и Греческою рукописью. Притом, из описания Бандини видно, что в Греческой ркп. нет так называемых поучений, или объяснений. Наконец должно ещё заметить, что на Греч. всё это собрание изречений не приписывается пр. Максиму исповеднику .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010