Перед посланиями Ап. Павла везде помещены сказания и оглавления Евфалиевы, а перед посланием к Евреям, сверх того, и замечание о его подлинности. Во всех сих книгах толкование тоже самое, какое и в рук. 96. Но в расположении слова текста против сего списка иногда соединяются, иногда разделяются, не соответственно толкованию. В книге Деяний толкование на 13:4–15, 36 и от 17 гл. до 28:11. опущено, как и там. В Соборных посланиях, по местам, внизу приписаны после те дополнения к толкованию сп. 96, какие находятся в сп. 97. В 11-й гл. 1-го послания к Коринфянам пропуска в толковании нет. Правописание Русское, с некоторою примесью Болгарского. Часто употребляются юсы. Другие особенности: л. 15. 24. (вм. воскреси), 16 об. тысщ, 159 об. о 133 об. 99 (по преж. кат. 9) Апостол с толкованием , в лист, полууставом, переходящим в скоропись, XVI в. 624 л. По листам, начиная с 12, шла длинная подпись, но она счищена; потом почерком XVII ст. подписано: л. 18. л. 33. асютина. Л. 1. – тоже самое, в том же порядке, и с теми же в конце прибавлениями, как и в рук. 97 л. 12 об.–20 об. Затем толкование л. 8 на Деяния Апостольские, л 127. на Соборные послания: Иакова, 148 первое Петра, 168 второе, 178 первое Иоанна, 195 второе, 196 об. третье, 198 об. Иуды; – впереди всех сих посланий предисловие Евфалия, и потом перед каждым – оглавление и сказание. Л. 204. Слово прьвое павла апла, предъначииаемо книгамъ, л. 210 и пр., как всё это читается в рук. 95 л. 1–10. С л. 215. толкование. Подобные предисловия (сказания) и главизны Евфалиевы предшествуют и прочим толкованиям л. 284 об. 1Кор., 351. 2Кор., 398. Гал., 425. Еф., 452. Флп., 473. Кол., 489 об. 1 Сол., 507. 2 Сол., 517 об. 1Тим., 540 об. 2Тим., 556 Тит., 564 Флм., 569 к Евреям. Толкование на книгу Деяний и послания тоже самое, какое и в 96-м. В тексте Деяний Ап. нет пропусков, замеченных в 96 и 98-м, именно 13:4–15, 32 и гл. 17–28:11. В 1-м послании к Коринфянам, л. 323., от слов 11:3. глава жен мжь, до ст. 17 пишется один текст, без толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла предыдущая статья следующая статья печать библиотека 5 , С. 385 опубликовано: 31 июля 2009г. Иван Матвеев, иконописец, работавший в кон. XVII в. в Угличе. Ориентировался на традиции иконописной мастерской Оружейной палаты. В 1696 г. написал иконы местного ряда для иконостаса ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери угличского Богоявленского мон-ря ( «Благовещение» ныне в ГТГ). Иконы были исполнены по заказу казначея Троице-Сергиева мон-ря Пахомия Барташева, чье имя было упомянуто в авторской подписи на иконе «Свт. Николай» (не сохр.). Лит.: Исмарагда (Воскресенская), игум. Угличский Богоявленский жен. мон-рь. Ярославль, 1875. С. 14; Успенский А. Царские иконописцы. Т. 1. С. 219-220; Олсуфьев Ю. Вопросы форм древнерус. живописи//Сов. музей. 1936. 1. С. 64-66; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 978. Н. И. Комашко Рубрики: Иконописцы и реставраторы Зарубежные иконописцы и реставраторы Ключевые слова: Бобылев Иван Матвеевич, иконописец, кон. XVII в. Иконописцы угличские Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/149435.html

Слово на Рождество Христово. О том, что Христос обитает посреди любви христианской. I, 28. Слово на новый год. О покаянии. I, 32. Слово о сырной седмице. Как провождать оную по должности христианской. I, 37. – Тож: III, 241 (§ 404); I, 11 (V). Слово на освящение храма во имя св. апостол Петра и Павла. О том, как то в дом Божий входити подобает и как на месте святом стоять. I, 61. Слово в день Успения пресвятыя Богородицы. О том, что есть вера и каковы ея плоды, и от чего приобратается и умножается вера. I, 63. Слово в день Успения пресвятыя Богородицы. Из слов: блюдите, кат опасно ходите. I, 72. Слово о хищении. I, 77. Слово о любви к Богу и о любви к ближнему. I, 82. Слово Божие. I, 179, 47 (сл. 6); II, 1–12, 22 (§ XXXII), 23 (§ XXXV), 24 (§ XLII), 34 (§ LVIII), 41 (LXXIII), 49 (§ XC-XCI); III, 180 (гл. 2), 404 (гл. 14); IV, 56–63 (§ 30–31); V, 143 (§ 18–19), 246; I, 96 (Увещание). Случай и духовное от того разсуждение (како от всякаго случая и от всякаго видимаго создания к невидимым можно разсуждение обращать.. и тако духовно пользоваться). II, 15–108. При Случае подобное поминается. IV, 381. О Слушании и чтении Божья слова. III, 180. Слепой и видящий при нем (грешник и всевидящей Бог). IV, 151. Слепой удерживаемый (о служении погибающему брату). IV, 88; II, 318–321 (§ 258). См. еще о Любви к ближнему. О слепоте человеческой. II, 128 (гл. 3); IV, 56 (§ 29). О Смерти. II, 219; IV, 283 117); V, 188 (сл. 10-е.) См. еще о Кончине, или смерти христиан, и: Всегда к исходу или смерти готову быть. Смирение и гордость. I, 140; II, 156, 238, 33 (§ LV), 59–60 (§ CV-CVII), 72 (§ CXVII); IV, 178, 197 104), 367 151); V, 84 (пис. 69), 90 (пис. 77), 99–102 (пис. 90–92), 103 (пис. 95), 209 (сл. 22). Соблазн. I, 136; IV, 146 (Моровая язва); V, 334 (пис. 37). О Совести. V, 197 (сл. 16-е), 87 (пис. 73); IV, 360 147); II, 36 (§ LXIII); III, 205 (§ 380–381). См. еще Покой. Совет, как в монастыре жить. I, 221. См. еще к Иноку. Совет мой и наставление некоему брату. I, 225. Совать некоему иноку, страдавшему от духа уныния. I, 237.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Те, с которыми случилось непроизвольное ночное (искушение), также да последуют своей совести и да испытают самих себя, находятся ли от сего в сомнении, или нет; подобно тому, как о пище говорит апостол: сомневающийся, если ест, осуждается, и в сем случае всякий, приступающий к Богу, да имеет добрую совесть и благодерзновение по собственному помышлению. (Дионисия Александр. пр.4). V. Сущность содержания нравственного закона, или о главном начале христианской деятельности Главное начало истинной нравственной деятельности заключается в любви к Богу, ближнему и самому себе. Что значит, что десять заповедей разделены были на две скрижали? Сие значит, что в них заключаются два вида любви, т.е., любовь к Богу и любовь к ближнему и посему предписываются два рода должностей. Не говорит ли о сем чего Иисус Христос ? На вопрос: какая наибольшая заповедь в законе? – Он ответствовал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:36–40 ) Кат.94. Не заключается ли в десяти заповедях и должностей к самим себе? Сии заповеди заключаются в заповедях о должностях к ближним, потому что ближнего любить должно так же, как самого себя. Кат.96. Как могут быть десять заповедей, когда Христос Господь наш только две утвердил? Две сии заповеди суть общие и главные, на коих все прочие основываются. Посему то оные десять заповедей разделяются на две скрижали, из коих на первой изложены заповеди, предписывающие нам любовь к Богу, а на второй те, которые поучают нас, каким образом мы должны любить ближнего. Итак, Христос, утвердив сии две заповеди, утвердил и узаконил все десять. О сем законе Он говорит: скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет ( Лк.15:17 ). Испов., III, отв. на вопр.48. Заповедей Божиих десять; но в сих заключаются и другие. Испов., III., отв. на вопр.46.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Григ. Неокес. прав. 8. б) Отныне клирик да не определяется к двум церквам; потому что это свойственно торговле и низкому своекорыстию, и чуждо церковному обычаю. От гласа самого Господа мы слышали, что никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить или одному станет усердствовать, a о другом нерадеть ( Мф.6:24 ). Итак каждый, по слову Апостола ( 1Кор.7:20 ), к чему призван, в том должен пребывать и находиться при одной церкви; потому что все, что происходит в церковных делах из-за гнусного своекорыстия, чуждо Богу. Для потребностей же сей жизни существуют различные занятия и если кто хочет, пусть при помощи их приобретает потребное для тела; потому что Апостол сказал: нуждам моим и нуждам бывшим при мне послужили руки мои сии ( Деян.20:34 ). Это соблюдать в этом богохранимом городе, а в других местах, по недостатку в людях, можно допустить исключение. VII Вселенск. соб. пр. 15. ...Председательствующие в судебных местах и имеющие власть разбирать дела человеческие должны в совести своей обращать всякое внимание на то, чтобы бедные, вдовицы и сироты не были притеснены противозаконно и неправосудно. Писание говорит к ним: научитесь добро делать, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту; вступайтесь за вдову ( Ис.2:17 ). Если же они о сем ни мало не пекутся, то угнетаемые, алчущие и жаждущие правды получать блаженство, а судей оных постигнет гнев Божий; ибо Писание говорит: Господи, ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. Испов., II, ответ на вопр. 36. См. также (о посильной деятельности V, β) Катих. стр. 106; также (о воровстве) Кат. стр. 114–115; еще (о делах милосердия) Испов., II, отв. на вопр. 41. См. еще ниже немного извлечение из послания III Всел. соб. в) Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после римского епископа, так как Константинополь есть новый Puм. II Всел. соб. прав. 3; срав. I Всел. соб.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. ( Ин1:14–16 ). Ибо во Христе был Дух, как Единосущный Ему по Божеству, Который и исполнял Его мудростью и благодатью, по словам: Младенец возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем ( Лк.2:40 ). Все сие должно разуметь о человеческом естестве Христовом. Испов., I, вопр., и отв. 73. См. выше (гл. III). Испов., I, отв. на вопр. 81. См. выше (гл. XIIб). Кат. с.36. Блаженство сие (3-е) учит, во-первых, тому, чтобы мы являли кротость и послушание пред Богом, пред церковью Христовой, пред высшими себя с охотою и усердием без всякого отлагательства, подражая кроткому Христу, Господу нашему. Испов., II, отв. на вопр.35. См. ниже (во 2-й полов., о любостяжании). Испов., III, отв. на вопр.27. Всякий, изучающий какое-нибудь мастерство. видя, что учитель его усовершается в мастерстве своем через деятельность и опытность, и сам ревнует сделать имеющееся у него под руками подобно ему; а если не в состоянии сделать этого, то не совершен еще в занятии своем. Почему же мы, имеющие учителем Господа нашего Иисуса Христа, не подражаем учению Его? Он из послушания Отцу и по любви к нам, людям, отказался от неги, роскоши, славы, богатства, надмения, мстительности, от матери и братьев, даже от собственной жизни и потерпел не только гонение и бичевания, поношение и осмеяние, но и пригвождение к древу, чтобы спасти покаявшихся иудеев и эллинов. Если же Он для вас отказался от покоя, не постыдился креста, не почел смерть бесславною; то почему мы не подражаем страданиям Его и не отказываемся от собственной жизни своей за Него, когда Он дает нам терпение? Он сделал все то ради нас, а мы делаем оное для самих себя; ибо не Он имеет в нас нужду, но мы нуждаемся в Его милости. Он требует от вас только искренней и добровольной веры, как говорит Писание: если ты праведен, что даешь Ему? Или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому ( Иов.35:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Повеление друзьям Иова: «Идите к рабу Моему Иову... Иов же раб Мой помолится о вас, понеже точию лице его прииму: аще бо не его ради, погубил бы убо вас» ( Иов.42:8 ). Иудеи просят молитв у Самуила, тот отвечает: «...не буди мне, еже отступити от Господа Бога моего, и не вопити о Вас молением» ( 1Цар.7:8 ). И действительно: «...возопи ко Господу о Израиля, и послуша его Господь» ( 1Цар.7:9 ). Пророк Давид взывает в молитве: «Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших» ( 1Пар.29:18 ). В Катихизисе говорится: «Царь и пророк Давид воспоминает Святых в подкрепление своей молитвы, точно также, как и ныне Православная Церковь призывает «Христа, истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых " » (Кат). Апостол Павел просит молитв о себе: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизатися со мною в молитвах за меня к Богу» ( Деян.15:30 ). «Братия, молитесь за нас» ( 1Сол.5:25 ). У апостола Иакова мы читаем: «Много может усиленная молитва праведнаго» ( Иак.5:16 ). Здесь есть один оттенок, который может смутить, потому что в указанных примерах обращение в молитвах идет за помощью к праведникам, которые еще находятся на земле, еще не умерли. А мы говорим о призывании Святых, которые уже на небесах. Мы можем опираться на то, что, поднимаясь к Богу, праведники становятся более прозорливыми, лучше понимают цель молитвы. Они обладают большей благодатью, чем другие люди. Конечно, свойство прозорливости при приближении к Богу усиливается. Поэтому апостол Павел говорит: «...теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан» ( 1Кор.13:12 ). Господь Сам говорит: «сподобившиеся достигнуть того века, умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам, и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:35–36 ). О том, что они знают о наших нуждах, можно прочесть в Евангелии от Луки: «говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Н. Манушина. М., 1983. Кат. 76; Сокровища Киево-Печерского заповедника: Фотопутев. К., 1985. С. 65; Musicescu М. А., Dobjanschi А. Broderia veche româneascâ. Bucur., 1985. P. 33. Pl. 1; Описи новгородского Софийского собора. Новгород, 1988. Вып. 1; 1993. Вып. 2, 3; Patmos: Les trésors du monastère/Sous la dir. A. D. Kominis. Athènes, 1988. Ill. 8-10. P. 19-194; Рус. худож. шитье XIV - нач. XVIII в.: Кат./Авт. вступ. ст.: Н. А. Маясова, И. И. Вишневская. М., 1989. С. 122-123. Кат. 39, 46, 47, 51, 62, 76, 77, 86, 87; В. J., С., В. Nampujapшuja. Београд, 1990. С. 332. Ил. 215; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine/Ed. K. A. Manafis. Athens, 1990. P. 238-239, 252-253. Fig. 13-16; Искусство строгановских мастеров: Реставрация, исслед., проблемы: Кат. выст. М., 1991. Кат. 100; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. М., 1991. Кат. 8, 21, 23. С. 36-37, 70-71, 74-75. Ил. 16-18; Simonopetra: Mount Athos/Ed. S. Papadopoulos. [Athens], 1991. Fig. 127a, 127b-132, 138b. P. 192, 213, 214; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. Кат. 65. С. 267-269; Fotopoulos D., Delivorrias A. Greece at the Benaki Museum. Athens, 1997; Лихачева Л. Д. Произведение шитья Софии Палеолог из Кирилло-Белозерского мон-ря//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 723-729; Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Buzantine Era, A. D. 843-1261/Ed. H. Evans. N. Y., 1997. Cat. 106. P. 159-160; Treasures of Mount Athos: Cat. of Exhibition/Ed. A. A. Karakatsanis. Thessal., 1997. Cat. 11. 6, 11. 7, 11. 8. P. 386, 391-394; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 148; Христ. реликвии в Моск. Кремле: [Кат. выст.]. М., 2000. Кат. 77. С. 218; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2002. С. 85. 35; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 79-81, 88. С.

http://pravenc.ru/text/190057.html

Princeton (N. J.), 1955. P. 305-311; idem. Ampoules de Terre Sainte: Monza-Bobbio. P., 1958; idem. Christian Iconography: A Study of its Origins. Princeton, 1968. P. 117; idem. Les voies de la création en iconographie crétienne. P., 1979; Meyer H. B. Zur Symbolik frühmittelalterlicher Majestasbilder//Das Münster. 1961. Bd. 14. S. 73-88; Didron A. N. Christian Iconography: The History of Christian Art in the Middle Ages. N. Y. 1965; Пуцко В. Г. «Maiestas Domini» в рус. миниатюре кон. XIV в.//Bsl. 1979. T. 40. N 2. S. 199-203; Mizio ek J. «Transfiguratio Domini» in the Apse at Mount Sinai and the Symbolism of Light//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1990.Vol. 53. P. 42-60; Кочетков И. А. «Спас в силах»: Развитие иконографии и смысл//Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии/Ред.-сост.: А. В. Рындина, А. Л. Баталов. М., 1994. С. 45-68; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образы Богоматери в произведениях из собр. ГРМ: Кат. СПб., 1995. Кат. 25-26, 28-31, 35-36, 69-73, 76, 83, 104, 151, 161, 164, 189-190, 192, 197; Makseliene S. The Glory of God and Its Byzantine Iconography: MA Thesis/Central European Univ. Bdpst. 1998; Hagstrom A. A. The Symbol of the Mandorla in Christian Art: Recovery of a Feminine Archetype//Arts: The Arts in Religious and Theol. Studies. 1998. Vol. 10. N 2. P. 25-29; Kessler H. L. Spiritual Seeing: Picturing God " s Invisibility in Medieval Art. Phil., 2000; Pearson A. Revealing and Concealing: The Presistance of Vaginal Iconography in Medieval Imagery: The Mandorla, the «Vecisa Piscis», The Rose, Sheela-na-gigs and the Double-Tailed Mermaid: Diss. Ottawa, 2002; Иконы Вологды XIV-XVI вв.: Кат. М., 2007. Кат. 91, 122, 128; Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерус. живописи АМИИ: Кат. М., 2007. Т. 1. Кат. 17, 20, 22, 35-36, 43, 45, 52, 60, 65, 75, 78, 85, 102, 103, 109-111, 116, 141, 154, 164, 189, 195, 201, 205; Иконы Ярославля: XIII - сер. XVII в. М., 2009. Т. 2. Кат. 34, 42-43, 45, 48, 59, 83, 121, 128-129, 142, 145, 147, 162, 178, 184, 185, 197, 199; Самойлова Т.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

внутренних дел с просьбой разрешить обратить жилой дом, пожертвованный Кичиным, в молельню… и другие документы. 22.01.1897–21.09.1906, б/д». Почерк, которым выполнен список, не принадлежит В.Г. Дружинину ; орфография новая. Материалом для рукописи послужили листы в клетку из школьной тетради. 124 Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские иконы XVI – начала XX века с надписями, подписями и датами. Каталог выставки. Л., 1990. С. 21. Кат. 27–30. 125 Лучшева З.А. Старообрядческий лубок из коллекции В.Г. Дружинина (в собрании ГМИР)//Мир народной картинки (ГМИИ им. А.С. Пушкина. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1997». Вып. XXX). М., б. г. С. 87–91; Она же. Старообрядческий рисованный лубок из коллекции В.Г. Дружинина в собрании Государственного музея истории религии. Каталог//Труды Государственного музея истории религии. СПб., 2005. Вып. 5. С. 15–45. 126 См.: Пивоварова Н.В. О коллекции старообрядческих резных «намогильных досок» из фонда Отдела древнерусского искусства Русского музея//Страницы истории отечественного искусства. XVI–XX века. СПб., 2005. Вып. XII. С. 21–31; Она же. О двух старообрядческих иконах из собрания Русского музея//Страницы истории отечественного искусства. Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей. Санкт-Петербург, 2007). СПб., 2009. Вып. XV. С. 28–43; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собрания Русского музея. Альманах. Вып. 217/Концепция и сост. издания Н.В. Пивоваровой. СПб., 2008. С. 24–25. Кат. 3–4; С. 35–36. Кат. 15–16; С. 37. Кат. 18–19. 127 В собрании Русского музея хранятся только две иконы, поступление которых связано с именем В.Г. Дружинина . Это образы «Святой Александр Невский» и «Святые Константин и Елена» из собрания И.А. Шляпкина. На обороте икон сохранились наклейки, указывающие о получении их из Археографической комиссии через В.Г. Дружинина в 1918 г. Иконы опубликованы: Образы и символы старой веры. С. 58. Кат. 47–48. 129 Подробный обзор архивных дел см.: Пивоварова Н.В. Новые архивные материалы по истории собрания В.Г. Дружинина : К 150-летию со дня рождения исследователя русского старообрядчества//Старообрядчество: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010