1 . Действительно ли апостол Петр занимал особое положение среди апостолов, и в чем заключалась эта особенность? 2 . Если Петр действительно занимал особое положение, можно ли, исходя из Писания, говорить о некой особой должности, которая передается от человека к человеку, или особое положение Петра было связано исключительно с уникальными качествами его личности? 3 . Где в Писании учреждается так называемая “должность Петра”, впоследствии оформившаяся в папскую власть? 4 . Есть ли у нас сегодня достаточные основания утверждать, что апостол Петр бывал в Риме, и, тем более, что он занимал должность первого Римского Папы и умер в Риме? Что бы ни говорили о роли Петра среди апостолов, католики так и не смогли дать библейски и исторически обоснованного ответа на остальные два вопроса. Если мы согласимся ограничиться лютеровским принципом Sola Scriptura и будем основываться только на Библии, можно с уверенностью сказать, что никакой “должности Петра”, передающейся от человека к человеку, в Новом Завете не существует. О том, что отличало Петра и прочих 11 апостолов, написано в Деян. 1:15–26 . Все апостолы принадлежали к числу “тех, которые находились с нами [т. е. апостолами] во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его” ( Деян. 1:21, 22 ). По этой самой причине даже апостол Павел не был принят в число двенадцати, хотя его призвал на апостольство Сам Иисус Христос , и он видел Христа после Его воскресения. Таким образом, сегодня никто не может претендовать “должность Петра”, даже если бы Петр действительно ее занимал и на правах апостола руководил из Рима всеми христианскими церквями в Римской империи. Поскольку даже католическая церковь не может на основании исторических документов представить полную и непрерывную линию преемственности папской власти, попытки НАЦ скопировать католическую иерархию и на этом основании ввести должность Первоапостола выглядят просто безнадежными. История НАЦ со всеми ее расколами и сомнительными учениями заставляет усомниться в том, что ее апостолы, не говоря уже о Первоапостоле, призваны свыше. Это чисто человеческая организация. А потому череда заблуждений, которым следовали многие Первоапостолы, в особенности Бишоф, объясняется чисто человеческой природой их служения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoapos...

– Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест – никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но главное заключается в том, чтобы крест носили, не снимая, и он был бы православным и освященным. 19.9. Можно ли носить крестик на цепочке? – Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался. 19.10. Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака? – Нательный крест – знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты – свидетельства о приверженности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2Кор. 6:14–16 ). 19.11. Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый? – Можно. Крест – это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил. 19.12. Как отличить православный крест от католического? – Православная Церковь исповедует, что Христос был распят не тремя, а четырьмя гвоздями. Поэтому на православном кресте Спаситель изображен распятым четырьмя гвоздями, а на католическом – тремя (обе ноги – одним гвоздем). На обороте православных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». 19.13. Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать? – Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь или освятить и носить (если нет своего), или отдать тому, кто будет его носить. 19.14. Можно ли носить неосвященный крестик? – Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Но лучше все-таки попросить священника освятить крестик. 19.15. Надо ли снимать крест при мытье в бане?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Защитники миссии указывали на то, что заповедь Спасителя: «идите, научите все народы» нужно понимать в связи с следующими словами Его: «Я буду с вами во все дни до окончания века». И тогда ясно становится, что заповедь Спасителя о миссии к язычникам должна быть относима не к апостолам только, а ко всем верующим вообще. Защитники Лютера отвечали на это, что такое понимание слов Спасителя есть абсурд, так как нельзя же думать, чтобы Спаситель хотел всех верующих обратить в языческих миссионеров, чтобы все европейские христиане оставили свою Европу и отправились в Америку обращать в христианство языческих негров. «Апостольское служение, – говорили они, – есть личная привилегия только апостолов, которые для того в день Пятидесятницы получили и особые дары, как, напр., дар языков, чего не удостоены все верующие; а так как апостолы уже возвестили Евангелие во всем мире, то вместе с ними прекратилось и апостольское (т. е. миссионерское) призвание Церкви. За пастырями осталась лишь церковная проповедь, цель которой – не возвещение учения Христова, а только разъяснение его, – да управление жизнью церкви. Нужно верить тому, что говорят евангелисты, а Марк ясно говорит об апостолах «они пошли и проповедали везде» ( Мк.16:20 ). Ап. Павел также свидетельствует, что на апостолах исполнилось в точности пророчество Давида: «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их». ( Рим.10:18 ). Что же касается последующих и нынешних пастырей, то пределы их деятельности определены ясно: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним». ( 1Пет.5:2 )». На возражение Беллярмина, что если протестантство не должно распространяться по вселенной, то оно не имеет самого существенного признака церкви – быть вселенским, а, следовательно, оно не есть церковь , защитники Лютера отвечали: «распространение по всему свету не есть признак церкви, что первенствующая апостольская церковь не переставала быть истинною церковно и тогда, когда ограничивалась пределами одного Иерусалима; что же касается нашего времени, то церкви прилично не распространять себя по всему развращенному миру, а, подобно апокалиптической жене бежать в пустыню, где приготовлено для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней( Откр.12:6 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Учение Соловьева о эволюции догматов, которое мы выше изложили, не согласно с учением святой Православной Церкви. Православная Церковь твердо стоит на убеждении, что до Второго пришествия Христова не будет никаких новых откровений. Это подтверждается такими словами Божественного Откровения: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15); «но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8). Мы уже видели из изложения Соловьева, что он католические новшества пытается оправдать разумным исследованием и углублением догматов. Он стоит на убеждении, что все догматы Христианской Церкви развились из одного основного догмата – догмата о Богочеловеке, путем рационального углубления и исследования. Православная Церковь учит, что ограниченный человеческий разум не имеет никакой части в происхождении догматов, он может иметь часть только в понимании догматов. Догматы есть произведение совершенного разума Божия. Неверна также мысль, будто все догматы развились из одного. Вселенские соборы с помощью Святого Духа провозглашали те истины о догматах, которые были в Церкви с самого начала. Все христианские истины изначально были в Церкви. Напомним, что приведенное выше ясно всякому, кто хотя бы немного знаком со Священным Писанием. Из изложенного видно, что «эволюция догмата» не касается догмата как истины, которая пребывает в Церкви изначально и которая определяется с помощью Духа Святого на Вселенских соборах, но касается нашего осмысления и понимания догмата. Иными словами, нет эволюции догматов, есть эволюция нашего понимания догматов. Священномученик Лука Цермничский Перевел с сербского Юрий Максимов Цермница находится в юго-восточной части старой Черногории, граничит со Скадарским озером. Лука свештеномученик. Сабрана дjeлa. 2002. Т. 1. С. 36. См.: Иоанн Восторгов, священномученик. Берегись обманных речей!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Среди многочисленных проектов, которые Собор подготовил для обсуждения, только два были частично доведены до завершения: первая часть проекта о католической вере (Догматическая конституция Dei Filius), во второй части которой говорилось о разных подробностях, касающихся догмата, – и основная часть проекта о Церкви Христовой (I Догматическая конституция Pastor aeternus [ХВ 466–485]). В четырех главах Dei Filius и в соответствующих догматических канонах Церковь уточняет свое учение в противовес основным заблуждениям XX в., таким, как материализм, рационализм и пантеизм 36 , а кроме того, перед лицом таких опасных тенденций, как традиционализм и фидеизм 37 . Главы, во всем том, что они утверждают прямо, а также каноны, являются безошибочным учением. Глава 2: Откровение В главе 1 говорилось о Боге Творце [ХВ 252–254]; глава 2 излагает истины, определяющие отношения между человеческим разумом и Божественным Откровением: 1 – способность разума к познанию Бога [ХВ 86]; 2 – факт Откровения [ХВ 87]; 3 – его необходимость [ХВ 88–89]; 4 – его источники [ХВ 155–156]; 5 – его толкование Церковью [ХВ 157]. (86, 3004) Та же святая Церковь , Матерь наша, придерживается и учит, что Бог, начало и конец всего, может быть достоверно познан посредством света естественного разума через сотворенное: «Ибо невидимое Его... от создания мира через рассматривание творений видимы» [ Рим 1, 20 ] [ХВ 104]. (87, 3004) Тем не менее, в Его мудрости и благости Ему угодно было Самому явить Себя роду человеческому и открыть вечные замыслы Своей воли другим, сверхъестественным, путем: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» [ Евр 1 , 1сл.]. (88, 3005) Именно благодаря этому Божественному Откровению все люди должны быть способны в нынешних условиях человеческого рода легко, с твердой достоверностью и без примеси ошибки познавать то, что в Божественном само по себе не недоступно разуму 38 . (89, 3005) Однако следует говорить о совершенной необходимости Откровения не по этой причине, а потому, что Бог в Своей бесконечной благости предназначил человека к сверхъестественной цели, к тому, чтобы Он был причастником Божественных благ, которые совершенно превосходят все, что способен постичь человеческий ум. Ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» [ 1Кор 2, 9 ] [ХВ 105–106].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

В этом догмате Римско-Католической церкви выделяются три главных момента: 1) учение о главенстве ап. Петра; 2) о главенстве папы, и 3) о его непогрешимости. Учение о главенстве ап. Петра католики основывают на двух местах Священного Писания. Первое относится к 16 главе Евангелия от Матфея (ст. 13-19): «Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: Ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». В приведенных словах Спасителя ничего не говорится о главенстве ап. Петра или вообще об отношении его к другим апостолам. Здесь Христос говорит об основании Церкви. Но Церковь основана не на одном Петре. Ап. Павел в послании к Ефесянам (2: 20), обращаясь к христианам, говорит: «Вы утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем»; а в первом послании к Коринфянам ( 1Кор.3:10-11 ), говоря о создании Церкви Христовой, ап. Павел выражается так: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». В Апокалипсисе, где Церковь сравнивается с городом, говорится: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (21:14). Но вернемся к главному месту Евангелия от Матфея, по которому католики пытаются доказать главенство ап. Петра над другими апостолами и через него, папы римского над всей Церковью.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Но если она уже была освящена и в ней захоронены верные, то в ней можно отправлять мессу». Однако в случае необходимости это таинство может быть исполнено и в неосвященных и даже оскверненных домах, но только с согласия епископа. Поэтому в том же определении сказано: «По нашему мнению, мессы должны отправляться не всюду, но – только в местах, освященных епископом, или же там, где он это дозволил», но не без освященного епископом переносного алтаря, в связи с чем далее сказано: «В тех случаях, когда церковь опустошена или сожжена, мессы могут отправляться в часовнях с освященным алтарем». В самом деле, освященный алтарь необходим для исполнения этого таинства постольку, поскольку источником святости всей Церкви является святость Христа. Поэтому освящение церкви невозможно без освящения алтаря. Однако подчас алтарь освящается с положением мощей святых, жизнь которых «сокрыта со Христом в Боге» ( Кол. 3, 3 ), без освящения церкви. В связи с этим в том же определении сказано: «Мы желаем, чтобы алтари, на кои не полагались мощи святых, были низвергнуты, по возможности, представляющими те места епископами». Ответ на возражение 3. Церковь , алтарь и подобные им неодушевленные вещи освящаются не потому, что могут воспринять благодать, а потому, что благодаря освящению они обретают особую духовную действенность, что делает их уместными для божественного поклонения, исполняющими человека – даже того, кому недостает почитания, – благоговения и приуготовляющими его к божественным отправлениям. В связи с этим [в Писании] сказано: «На месте сем истинно пребывает сила Божия; Он Сам, обитающий на небе, есть страж и заступник того места» ( 2Мак. 3, 38, 39 ). Именно поэтому такие места перед освящением очищают и экзоцируют, избавляя их от власти врага. И по той же причине вновь освящаются церкви, оскверненные пролитием крови или семени, поскольку за совершенным в них грехом явственно видятся козни врага. Поэтому в том же определении сказано: «Всюду, где обнаруживаете церкви ариан, немедленно освящаете их как католические посредством благоговейных молитв и обрядов».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

(3052) Так как врата ада поднимаются отовсюду с возрастающей изо дня в день ненавистью к этому фундаменту, заложенному Богом, чтобы ниспровергнуть, если возможно, Церковь , мы считаем необходимым ради защиты, сохранения и возрастания католической паствы, с одобрения Святого Собора, предложить всем верным учение, в которое они должны верить и которое должны поддерживать в своем основании, учение о незыблемости и природе примата Святейшего Престола, на котором зиждутся сила и надежность Церкви, согласно древней и неизменной вере Вселенской Церкви, а также воспретить и осудить заблуждения, столь вредные для паствы Господней. Глава 1: Учреждение Апостольского первенства в блаженном Петре (467, 3053) Мы учим и провозглашаем, следуя свидетельствам Евангелия, что первенство юрисдикции [primatus iurisdictionis] над всей Церковью Божией было обещано и передано прямо и непосредственно блаженному Апостолу Петру Христом, Господом нашим. Ибо именно одному Симону, которому Он сказал: «Ты наречешься Кифа» [ Ин 1, 42 ], после того как тот исповедовал Его, говоря: «Ты – Христос, Сын Бога живаго», Господь обратил такие торжественные слова: «Блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» [ Мф 16 , 16сл]. И именно одному Симону Петру Иисус после Воскресения даровал юрисдикцию главного пастыря и руководителя своей паствы [summi pastoris et rectoris iurisdictionem], говоря: «Паси агнцев Моих» [ Ин 21 , 15сл.]. (3054) Этому учению, как ясно видно из Священного Писания, открыто противостоит ложное мнение тех, кто, искажая форму управления, учрежденную Иисусом Христом, Господом нашим, отрицает, что одному только Петру даровано Христом истинное и собственное первенство юрисдикции [vero proprioque iurisdictionis primatu], по сравнению с другими Апостолами, взятыми отдельно друг от друга или всем вместе; или мнение тех, кто утверждает, что это первенство не было прямо и непосредственно [immediate directeque] передано блаженному Петру, но всей Церкви и тем самым Петру, как ее служителю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Берегитесь их! Знайте, что не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. В Нагорной проповеди Христос объяснил ученикам Своим и другим слушателям цель кратковременной земной жизни человека, указал и средства к достижению этой цели. А в конце проповеди опять напомнил им, что только указанные Им средства, то есть исполнение Его заповедей, добрые дела, могут привести к желанной цели. Апостолы, как первые толкователи слов Иисус Христа, так и понимали изречения Его – не всякий, говорящий Мне… Они учили, что вера тогда только и сильна, тогда только и спасает, когда доказана на деле. Апостол Иаков, в соборном послании своем, говорит: что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его?.. Вера без дел мертва… ( Иак.2:14–26 ). Апостол Павел написал Коринфянам: если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто ( 1Кор.13:2 ). Апостол Иоанн, в первом соборном послании своем сказал: кто говорит, «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины ( 1Ин.2:4 ). Основываясь на приведенных заключительных словах Иисуса Христа и на толковании их Апостолами, Православная Церковь признает, что мы, грешные люди, не можем оправдаться перед Богом одной только верою, что для оправдания себя, для невменения нам в вину наших грехов, мы должны представить свои добрые дела, которые на весах божественного правосудия могли бы перетянуть тяжесть наших грехов, что вера без дел не спасет нас и не откроет нам врата Царства Небесного. Католическая Церковь тоже признает невозможным оправдаться одной верой. Но протестанты, отделившиеся от Католической Церкви, считают, что только вера может оправдать человека, а не дела его. Такое положение своего вероучения они основывают на других изречениях Иисуса, из которых главнейшее: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя! И по вере вашей да будет вам! ( Мф.9:22, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010