Обедал у именинника Ивана Ивановича Иванова. Царство Мое (Церковь) не от мира сего, говорил Господь, Царство Мое не отсюда [ Ин. 18, 36 ]. По этому одному признаку справедливо можно узнать и доказать, что церкви католическая, лютеранская и англиканская не истинные и не Православные Церкви, ибо они от мира сего: в них совершенно мирской дух. Церковь же Греко-Восточная не от мира сего – это духовное Царство, и то обстоятельство, что она в гонении, под чужим игом, служит большим доказательством, что она истинная Церковь . Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь [ Мф. 7, 14 ]. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы [ 2Тим. 3, 12 ]. 26 мая Воскресенье. Ранняя обедня. Сегодня во время обедни, молебна в церкви и на молебнах в приходах я вытерпел скорбь и тесноту ужасные, небывалые, и опять за ядение и питие с гостем-священником вечером (сардинки с прованским маслом, вино, чай сладкий). Диавол привел меня в ужасную скорбь, тесноту, уныние, бессилие из-за неполучения мною обещанной в прошлом году директором гимназии награды орденом святой Анны III степени. Но если я стоил награды здесь и не награжден, то наградит сторицей Господь в день оный страшный, и о сем надо радоваться, а если не стоил и не награжден, и об этом надо радоваться, ибо если бы я был награжден, хотя и не стоил, – то тем больше наказание за свои грехи получил бы от Бога: Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей, сказано [ Откр. 18, 7 ]. И если мы за всё здесь будем награждены, то не за что нас будет награждать Богу. Но един Бог есть праведный Мздовоздатель. Странно, крайне странно, что мы за все свои дела, окупаемые жалованием с избытком, ожидаем еще награды на земле. Беспристрастно говоря, не за что мне получать награду – не стою. Теснота и скорбь ужасные, смертельные мне приключились из-за обеда у Ивана Иванова купца с товарищами его: Николем Сидоровым, Михаилом Гужовым, Николаем Семеновым, и из-за чоканья рюмками. Мертвецкий запах у него в комнате.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Папская схизма в XV b. была ликвидирована на Констанцском соборе в 1417 году постановлением Мартина V. Линия Мартина V бесперебойно продолжается по сей день. Но можно ли с римско-католической точки зрения считать это постановление законным? Ведь Констанцский собор стоял на «еретических» позициях, признавая за соборами право низлагать пап. Все это говорит о том, насколько шатки позиции римо-католиков, ссылающихся в оправдание чрезвычайной власти пап на преемство от Петра. По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную единоличную власть над Церковью, которой обладают сейчас в Римо-католической Церкви папы. Подтверждением этого римо-католические богословы находят в нескольких местах Евангелия: 1) Евангелие от Матфея 16,13–19: Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. По римско-католическому толкованию этого текста, Церковь создана на Петре, в тем смысле, что без Петра нет истинной Церкви. Верно ли это? Это верно в тем смысле, что не состоявшие в общении с Петром, но состояли в общении с истинной Церковью, находились вне её, точно так же, как не являлись членами истинной Церкви то, которые не состояли в общении с Иоанном Богословом, Иаковом и другими апостолами, точно так жо как не находятся в истинной Церкви то, которые не состоят сейчас в общении с законными апостольскими преемниками, законными православными епископами. В этом смысле Петр (вместо с другими апостолами) является основанном Церкви. Но это неверно, если мы будем мыслить Петра в отрыве от других апостолов и от самого тела Церкви. Петр поскольку является основанием Церкви, поскольку он сам принадлежит к лику апостолов и находится в Церкви. Поэтому истинная Церковь Христова но может называться или считаться Церковью «петровской», она называется и является Церковью апостольской. «Стена города, — сказано в Апокалипсисе, — имеет 12 оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» (Откр. 21, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Петра главою апостолов и церкви до смерти своей Если Папство, как верховное вероучительное и управительное в Церкви начало, есть догмат, то ясно, что оно должно иметь Христово установление» апостольское осуществление, и церковное принятие его. А так как Папство свой генесис связывает с личностью св. ап. Петра, будто бы получившего верховную власть в лике апостолов, а потом и во всей Церкви, и передавшего ее римским епископам, то все суждения о папском приматстве сводятся к тому – установил ли Христос вообще в Своей Церкви единоличную верховную власть в лике апостольском–управлять и учить, и был ли св. ап. Петр облечен таковою властью в среде апостолов и в Церкви вообще. При рассмотрении этих вопросов мы пока не будем останавливаться на местах Евангелия – Мф.16:18 ; Ин.21:15–17 и Лук.22:32 , приводимых папством в подтверждение своего достоинства; укажем потом смысл этих обоснований, вытекающий из общего смысла решения поставленных вопросов Словом Божиим и практикою Церкви. Так как Христос основал Свою Церковь на крестной смерти, а фактическое свое начало она ведет с сошествия Св. Духа на Апостолов, то, естественно, что Спаситель еще до Своей смерти мог говорить и говорил о Церкви, как будущем Своем учреждении, и обо всем, что касалось последнего, как о Своих желаниях, предначертаниях. С этой точки зрения, само собою возникает вопрос – выражал ли Христос определенное, твердое желание учредить в Церкви Своей верховную власть в лице ап. Петра. Для положительного решения этого вопроса мы в Евангелии не находим никаких твердых данных. Правда, Ев. Матфей приводит слова Христа, на которые, как на фундамент для своего папского приматства, опирается Католическая Церковь . На вопрос Христа ко всем апостолам: «вы за кого почитаете Меня? Симон Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я тебе говорю: Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (16:15–19).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Подчиненность «светского меча» «духовному» обосновывалась словами ап. Павла: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. (...) начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое ( Рим. 13:1–4 ). Преимущество «меча духовного», находящегося во власти предстоятеля католической церкви, обосновывалось цитатой из Евангелия от Матфея: Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою. (...) И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16:18–19 ). В 1159 г. епископ Иоанн Сэлисберийский в трактате Policraticus («Книга государственного деятеля») выдвинул идею необходимости свержения светских тиранов, которые нарушают Божьи законы и угнетают католическую церковь , а папа Иннокентий III уже не только писал, что «Dominus Petro non solum universam Ecclesiam, sed totum reliquit seculum gubernandum – Петру была дана Господом не только Вселенская Церковь , но и весь мир, чтобы править им», – но и следовал своим заявлениям на практике. Смещать князей, освобождать подданных от клятвы верности, активно подстрекать к бунту (как против Фридриха II), отнимать земли (как Южную Францию), раздавать короны, угрозами церковных наказаний требовать дань, наказывать еретиков пожизненным заключением или передавать их светским властям на верную смерть, вторгаться в сферы гражданского суда, аннулировать гражданские законы (как было с Великой хартией вольностей), – все эти прерогативы были реально присвоены папством. К учению «о двух мечах» обращались и сторонники императора. Так, нотариус имперской канцелярии монах Готшальк из Аахена (середина XI – начало XII в.), о котором говорят, что именно он формировал политику Генриха IV в споре об инвеституре, в 11 полемических посланиях (из них наиболее известен «Вормсский манифест» против «монаха Гильдебранда», направленный Генрихом папе Григорию VII в завершение Вормсского рейхстага в январе 1076 г., с финальным призывом: «Спустись, спустись! – Descende, descende!»), ссылаясь на папу Геласия I и Евангелие от Луки, трактовал «два меча» как самостоятельные власти (poteslales distinctae). Оспаривая тезис о принципиальном подчинении одной высшей власти (imperium или regnum) другой (sacerdotium), Готшальк говорил о существовании на земле по воле Божией двух высших (или равновысоких) властей: имперской и папской (церковной). Толкование светской и церковной властей как potestates distinctae не казалось современникам натяжкой: метафора меча, в том числе и в формуле gladius spiritualis et gladius materialis, употреблялась в разных значениях и могла обозначать также власть Церкви «вязать и решить», карать и принуждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Разделение» Рима и Константинополя в 1054 году не было обусловлено разногласиями в области догматической, т. к. они существовали до этого времени и не мешали общению Рима и Константинополя, каким бы непрочным оно ни было. Разделение произошло не только в силу церковно-политических причин, но в большой степени явилось результатом психологии действующих лиц [этой драмы. Следует добавить, что разделение Рима и Константинополя было оправдано;] 66) однако, оно не достигла той цели, ради которой прекращается общение: способствовать преодолению догматических разногласий. Наоборот, это разделение вызвало почти полную изоляцию обеих церквей и ослабление, а затем полное прекращение любовных уз, которые должны связывать церкви. Думать, что устранение догматических разногласий является условием объединения церквей, равносильно тому, чтобы утверждать себя в разделении 67). Современное церковное сознание как православной, так и католической церкви, за очень редкими исключениями, воспринимает разделение церквей, как болезненное состояние, как грех перед Любовью. Усилием любви, несмотря на различия, общение между церквами может быть возобновлено и объединение православных и католической церквей может быть восстановлено. «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор 13: 2). Через усилие этой любви православная церковь может восстановить общение с католической церковью, несмотря на догматические разногласия с нею, не требуя от католической церкви отказа от тех учений, которыми она отличается в настоящее время от православной, т. к. «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» (1 Кор 13: 4). Если православная церковь находилась бы в братском общении с католической 68) до первого Ватиканского собора, то она могла бы, не принимая решения собора, не прерывать своего общения, покрывая правдою Любви неправду догмата. Католическая церковь может, если для нее божественная правда выше [воли] человеческой, согласиться на то, чтобы не требовать от православной церкви принятия новых догматов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3725...

Разделы портала «Азбука веры» В католичестве принято считать, что церковь «построена» на Петре и первым папой был также Петр. Считает ли православная церковь подобным образом также? Похожие вопросы 4 Ответа Основа Православной Церкви это Господь и Спаситель наш Богочеловек Иисус Христос. Христос основал Церковь Свою на Кресте, где Он стяжал ее кровью Своею. Также думают и католики, поэтому Вы заблуждаетесь на счёт католической догматики. С православной точки зрения католики придают преувеличенное значение статусу первоверховного апостола Петра, как “начальствующего” в Церкви, а не как “первого среди равных” ошибочно толкуя это место Священного Писания: “и Я говорю тебе: ты – и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ( Мф.16:18 ). Православные абсолютно правомерно указывают, что это указание Христа относится не к самой личности Петра, а к тому исповеданию Христа, которое он Пётр, от лица всех апостолов, произнёс минутой раньше: “ Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах” ( Мф16:15–17 ). Основа и полнота Церкви есть Христос, поставленный Богом над нею главою: Еф. 1:22–23 и все [Бог] покорил под ноги Его [Иисуса Христа], и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем Тут какие разночтения могут быть среди христианских конфессий… Христос. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, Ч. 1, вопрос 85: Нет другого основания Церкви, кроме единого Христа, по слову Апостола: «основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kto-osnova-pravo...

Суть же моего вхождения в Церковь в том, что я не свое воспринимаю как озарение, а Божие откровение становится моим, все церковное наследие начинает восприниматься как личное, не узурпированное мною, но ставшее таковым через мое приобщение к нему. Но то-то и оно, что если мое личное не вплетется во всеобщее, я не смогу к этому всеобщему приобщиться, присоединиться, ибо здесь достоинство и синергия всех и каждого при непосредственном Божием руководстве и формируют это церковное пространство 6 . Основой нашего православного Предания, наряду со Словом Божиим, Священным Писанием, является Предание Литургическое, которое разделяет нас в значительной степени с миром католическим и тем более с миром протестантским, то есть с западной традицией (не говоря уже о мире нехристианском и атеистическом). Не зная Церкви, этот мир не может понять и принять Предания. Но Церковь ощущается, как было уже сказано, изнутри и не может быть воспринята без усилия вхождения: стучите, и отворят вам (Мф 7:7). Мы опознаем Предание через выявление, прочтение Божиего замысла об истории, о мире, который мы определяем как Промысл Божий. Это — Промысл Божий, потому что это событие спасительно, и это событие спасительно, потому что это — Промысл Божий, ибо Господь хочет спасения всякого человека, всего мира. Литургия спасительна, потому что на ней хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя, а ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин 6:54–56). Она спасительна, потому что на ней собирается вся Церковь, как частички вокруг Агнца на дискосе, своей круглой формой символизирующем собрание верующих, экклесию. Эти частички во время проскомидии вынимаются из просфор как за живых, так и за усопших, то есть за всех 7 , а не за часть Церкви, несмотря на то, что наша человеческая память ограничена, и мы не можем во время помина припомнить всех. Собираясь вокруг Агнца, камня, отвергнутого строителями (см. Пс 117:22), они, формируя конус, напоминают известную картину Верещагина, но если у художника груда черепов в пустыне — это Апофеоз войны, то частички на церковном сосуде — это Апофеоз жизни и бессмертия, ибо у Бога — все живы 8 .

http://pravmir.ru/zhiznennost-predaniya/

Таким образом, в современных контекстах часто связываемый с негативными коннотациями обсуждаемый термин основан на христианской ортодоксии (это слово также греческого происхождения: « ρθοδοξα » переведено на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием), понимаемой как Православие апостольского и святоотеческого учений. На этой мысли настаивал и В. С. Соловьёв: «Как член истинной и досточтимой православной восточной или греко-российской Церкви, – пишет философ, – говорящей не устами антиканонического синода и не чрез посредство чиновников светской власти, но голосом великих Отцов и Учителей своих, я признаю верховным судьёй в деле религии того, кого признали таковым святой Ириней, святой Дионисий великий, святой Афанасий Великий, святой Иоанн Златоуст, святой Кирилл, святой Флавиан, блаженный Феодорит, святой Максим Исповедник, святой Феодор Студит, святой Игнатий и т.д., – а именно апостола Петра, живущего в своих преемниках и не напрасно слышавшего слова Господа “ты Пётр, и на этом камне Я создам Церковь мою. – Утверди братьев твоих. – Паси овец моих, паси агнцев моих”» . Католическое учение о первоверховной власти римского епископа имеет сложную и неоднозначную историю, ставшую основой формирования особой модели отношения Церкви и государства – папоцезаризма. Согласно римско-католической экклезиологии, епископы Рима наследуют так называемое преемство первенства от апостола Петра, который объявляется, в свою очередь, обладателем верховной власти над другими апостолами и всей Церковью в результате особого толкования ряда евангельских текстов. Именно эти тексты и цитирует В. С. Соловьёв в вышеприведённом фрагменте. Во-первых, текст обетования Спасителя – основать Церковь на камне-Петре в Евангелии от Матфея: «и Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19). Во-вторых, особое обращение Христа к Петру после Тайной вечери в Евангелии от Луки: «И сказал Господь: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:31-32).

http://bogoslov.ru/article/4786475

Униат: Ты мне доказательства-то приведи. Православный: Доказываю тебе, что все двенадцать апостолов в равном смысле именуются основанием Церкви из слов Апокалипсиса. Вот как нам описывается Христова Церковь : «Ангел вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий град Святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога... Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» ( Откр. 21:10, 14 ). Согласно с сим и в Евангелии Господь предсказывал Своим апостолам, когда Петр сказал Ему: «се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом, что убо будет нам» ( Мф. 19:27 ), то никакого преимущества не обещал Петру, но сказал: «аминь глаголю вам, яко вы, шедшие со Мною, в пакибытии, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолех, судити обеманадесятема коленома Израилевыма» ( Мф. 19:28 ). Все апостолы – Судии, все основания, все камни здания Церковного, но краеугольный камень един – Христос: «основания, бо иного никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос » ( 1Кор. 3:11 )». Униат: Ты колеблешь главный догмат нашей Церкви, без него разрушается Католическая истинная Церковь . Православный: Если ваша церковь была бы истинной Церковью, то Спаситель так и сказал бы апостолам: «вот вам отец и начальник Петр. Слушайтесь его во всем и потом его преемников»; а Он что сказал им: «вы же не нарицайтесь учители, един бо всем учитель Христос, вы же братие есте» ( Мф. 23:8 ). Видите ли безумие вашего учения? Униат: Теперь и я тебя посрамлю. Слова Спасителя о Петре, сказанные по воскресении Своем: «егда же обедоваша, глагола Иисус Симону Петру: «Симоне Ионин, любиши ли мя паче сих»? Глагола ему Петр: «ей, Господи, Ты веси яко люблю тя». Глагола ему Иисус: «паси агнцы Моя». Глагола ему паки второе: «Симоне Ионин, любиши ли мя»? Глагола Ему: «ей, Господи, Ты веси яко люблю Тя». Глагола ему Иисус: «паси овцы Моя». Глагола ему третие: «Симоне Ионин, любиши ли Мя»?.. И рече Ему: «ей, Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя». Глагола ему Иисус: «паси овцы Моя»» ( Ин. 21:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1 . Действительно ли апостол Петр занимал особое положение среди апостолов, и в чем заключалась эта особенность? 2 . Если Петр действительно занимал особое положение, можно ли, исходя из Писания, говорить о некой особой должности, которая передается от человека к человеку, или особое положение Петра было связано исключительно с уникальными качествами его личности? 3 . Где в Писании учреждается так называемая “должность Петра”, впоследствии оформившаяся в папскую власть? 4 . Есть ли у нас сегодня достаточные основания утверждать, что апостол Петр бывал в Риме, и, тем более, что он занимал должность первого Римского Папы и умер в Риме? Что бы ни говорили о роли Петра среди апостолов, католики так и не смогли дать библейски и исторически обоснованного ответа на остальные два вопроса. Если мы согласимся ограничиться лютеровским принципом Sola Scriptura и будем основываться только на Библии, можно с уверенностью сказать, что никакой “должности Петра”, передающейся от человека к человеку, в Новом Завете не существует. О том, что отличало Петра и прочих 11 апостолов, написано в Деян. 1:15–26 . Все апостолы принадлежали к числу “тех, которые находились с нами [т. е. апостолами] во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его” ( Деян. 1:21, 22 ). По этой самой причине даже апостол Павел не был принят в число двенадцати, хотя его призвал на апостольство Сам Иисус Христос , и он видел Христа после Его воскресения. Таким образом, сегодня никто не может претендовать “должность Петра”, даже если бы Петр действительно ее занимал и на правах апостола руководил из Рима всеми христианскими церквями в Римской империи. Поскольку даже католическая церковь не может на основании исторических документов представить полную и непрерывную линию преемственности папской власти, попытки НАЦ скопировать католическую иерархию и на этом основании ввести должность Первоапостола выглядят просто безнадежными. История НАЦ со всеми ее расколами и сомнительными учениями заставляет усомниться в том, что ее апостолы, не говоря уже о Первоапостоле, призваны свыше. Это чисто человеческая организация. А потому череда заблуждений, которым следовали многие Первоапостолы, в особенности Бишоф, объясняется чисто человеческой природой их служения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoapos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010