Так было во времена древние; это было предсказано св. апостолами, ибо вот что говорит св. апостол Пётр во втором своём соборном послании: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» ( 2Пет.2:1–2 ). Также и св. ап. Павел предупреждал христиан Ефесских: «Я знаю, что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:29–30 ). Уже тогда, в эти древние времена апостольские, начались разделения в Церкви Христовой, появились, по словам святых апостолов, лжепророки и лжеучители. И многие последовали за их нечестием, многие погибли смертью вечной. А ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорил и молился о том, чтобы Церковь Его святая была единой. Вы много раз слушали то Евангельское чтение, в котором Господь говорит о Себе: «Аз есмъ пастырь добрый, и знаю Моя и знают Мя Моя» ( Ин.10:14 ). Эту речь Свою Он закончил словами: «И будет едино стадо и един Пастырь» ( Ин.10:16 ). Он хотел, чтобы было единое стадо под Его единым пастырским руководством. Он молился и в Своей первосвященнической молитве Отцу Своему: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). А где же теперь это единство Церкви? Церковь терзают еретики и лжеучители. Церковь единая разделилась ещё в древние времена, в 1054 г. на Церковь Западную, католическую, и Церковь Восточную, греческую, православную, к которой мы принадлежим. Это разделение Церкви было вызвано больше всего гордостью и притязанием пап Римских на нераздельное господство в Церкви, которой они хотели управлять единолично. А святыми апостолами заповедано, чтобы не было единоначалия в Церкви, чтобы Церковь управлялась Соборами, а не одним лицом, именующим себя наместником Христа на земле. Мы не виновны в этом разделении Церкви, мы сделали всё, чтобы предотвратить разделение её, но Господь попустил быть этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Таким образом, хлысты «сами для себя готовят скорую погибель», они крайне вредно действуют и на православный приход, в котором существуют. Во-первых, они вносят в религиозную жизнь прихода нежелательное разделение; от этого разделения предостерегает христиан апостол Павел, когда говорит: «Умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Во-вторых, предосудительные поступки и деяния хлыстов часто служат соблазном для православных. «Умоляю вас, братия, – говорит апостол Павел, – остерегайтесь производящих соблазны вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим.16:17 ). Слово к христианам православным 1. В последнее время среди православных христиан появились люди, которые стали оставлять св. православную веру и принимать веру католическую. Эти несчастные жалкие отступники хотят оправдать свое уклонение от св. православной веры и говорят, что между Православием и Католичеством нет никакого различия, что католики также правильно веруют как и православные. Нет, православные братия, не верьте тому, будто православие и католичество – одно и тоже. Было когда-то время, когда и православные и католики составляли одну Церковь Христову, но время то прошло. Вот уже почти тысяча лет как католики отпали от св. Соборной и Апостольской Церкви и перестали считаться ее верными чадами и возлюбленными сынами. Как некогда блудный сын оставил своего отца и ушел «на страну далече», так и католики оставили свою матерь св. Соборную Церковь и стали жить своим особым католическим обществом, которое не имеет с нами ни согласия, ни единения. Но блудный сын, когда уходил от отца, по крайней мере, не хулил его, а католики прокляли св. Православную Церковь и доныне всех православных христиан называют схизматиками, т. е. раскольниками. За что же оставили католики св. Соборную Православную Церковь ? За то, братия, что Православная Церковь , свято веруя учению Господню и апостольскому, не захотела подчиниться римскому папе и признать его верховным главою над всеми христианами на земле. А папы этого требовали и добивались. Господь Иисус Христос, когда основал на земле Свою Церковь , т. е. общество христиан, поставил в этом обществе пастырями Своих апостолов, при этом Он заповедал, чтобы все апостолы были равны между собой, т. е. имели равную власть, и не было бы между ними ни старшего, ни младшего. «Вы знаете,– говорил Христос апостолам, – что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Церковь соборна и в своей целостности, и в каждой части. «Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов» . Слово «Καθολικη» встречается у Аристотеля и означает общее, что существует в частных проявлениях. В славянском языке слово «католический» передано словом «соборный». Этот термин «соборность» относится и к целому, и к частям. Каждая часть Церкви обладает всей полнотой, как и вся Церковь, как в каждом Лице Святой Троицы – вся полнота Божества. Если кафоличность Церкви – данность, то вселенскость – заданность. Церковная соборность не имеет внешнего авторитета. Соборность Церкви обусловлена Христом, а не ее членами. Апостольство Церкви отражает не только иерархичность организации, но посланничество каждого члена Церкви. В православии иерархия не противопоставляется мирянам, как в католичестве. Литургия совершается как общественное служение всеми членами Церкви, а не одними священнослужителями. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ). Служение Самого Господа Иисуса Христа – служение апостольское. Апостол Павел пишет: «Бог послал (e’xape/steilen) Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4-5 ). Сама Церковь послана в мир, чтобы мир привести ко Христу. То есть Церковь апостольская прежде всего по цели бытия. Но она апостольская и потому, что ее члены «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:20 ). Церковь в ее эсхатологии – как город, стена которого «имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Таким образом, апостольское Предание, благодатные дары Духа Святого, полученные апостолами, непрерывное иерархическое преемство, имевшие место в век апостольский  должны сохраняться и в эсхатологической перспективе.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

В деле спасения одинаково необходимо как посредство богоучреждённой иерархии между Богом и человеком, так и свободное, живое и деятельное отношение между самим человеком и Духом благодати. Благодатные дары подаются через иерархию; но от мирян требуется, чтобы они принимали их свободно. По прекрасному выражению Хомякова, Церковь не знает духовного илотства; она есть живой организм, в жизни которого каждый из отдельных членов Церкви принимает соответствующую долю участия, по мере своего значения в общем составе организма. Как тело имеет много членов, по слову св. апостола Павла, и все члены, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос (т. е. Церковь ). Ибо единем Духом мы ecu во едино тело крестихомся и ecu единем Духом напоихомся. Но тело не есть один член, а совокупность многих. Глаз не может сказать руке: ты мне не подобна, или голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. Бог так устроил тело, чтобы в нём не было разделения, а все члены одинаково заботились друг о друге ( 1Кор.12:18–17 ), и чтобы соразмерным действием каждого члена совершалось возрастание члена (Церкви) для его назидания в любви ( Еф.4:16 ). Поэтому-то восточные патриархи, определяя отношения между иерархией и паствой, писали папе: «мы не имеем никакого светского надзирательства или, как говорит его блаженство (папа), священного управления, а только соединены союзом любви и усердия к общей Матери нашей в единстве веры» (§ 16 окружн. послан. восточн. патриархов, в русском переводе. 1850). Иначе смотрит на Церковь римское католичество. Для уяснения католических воззрений на Церковь важное значение имеет сопоставление их с протестантскими. Основная характеристическая черта католического воззрения на Церковь  – крайний объективизм. Основная, существеннейшая черта воззрения протестантского – крайний субъективизм. Католичество поставляет человека в чисто внешние отношения к Духу благодати, и в этом его объективизм. Протестантство не допускает других отношений между христианином в Искупителем, кроме внутренних, и в этом его субъективизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

В Катихизисе на вопрос, почему Церковь есть едина, дается ответ: «Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа, и одушевляется одним Духом Божиим». Церковь это не масса единиц, а одно органическое целое, в котором есть свои функции, свои члены – об этом очень много написано у ап. Павла. Когда говорится, что Иисус Христос глава Церкви, то Дух Святой можно тоже отождествить с органом человека – с сердцем. «Едино Тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех» ( Еф.4:4–6 ). По-русски это звучит так: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех, и во всех». Учение о том, что Иисус Христос есть единая глава единой Церкви В Новом Завете есть образ Церкви как здания Божия; а Иисус Христос есть краеугольный камень этого здания: «основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:9–11 ). Иисус Христос есть единый краеугольный камень Церкви, если Церковь рассматривать в виде строящегося здания в нашем мире и построенного в вечности. У тела Христова (Церкви) может быть только одна глава – Господь наш Иисус Христос. Обычно это употребляется как аргумент против папизма, (главой Церкви в Римско-католической Церкви является папа). Сама Западная Церковь приземленная и поэтому там должен быть обязательно видимый орган главенства – папа. Поскольку Церковь по обетованию Спасителя должна пребывать во все роды века, то требуется одна Глава, Которая всегда пребывает; эта глава Господь наш Иисус Христос. Посему и Апостолы называются не более как «служителями Церкви» ( Кол.1:24–25 ). Вот что говорит Сам Господь наш Иисус Христос: «вы не называетесь учителями: ибо один у вас Учитель Христос; все же вы братья» ( Мф.23:8 ). Господь еще подчеркивает, каково должно быть наше послушание Апостолам – оно должно быть таким же, как Ему Самому: «слушающий вас – Меня слушает и отвергающий вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Конечно, это высказывание распространяется не только на апостолов, но и на их преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В следующем вопросе священномученик начинает разбирать традиционное католическое обоснование примата папы Римского, производимое через ссылку на апостола Петра как на, во-первых, главу прочих апостолов и главу Церкви и как, во-вторых, на первого епископа Римского, кафедру, место и достоинство которого будто бы наследуют папы. Святой Горазд пишет, что «Господь не установил никого из апостолов наставником всех остальных апостолов; наоборот, Он предостерегал их, чтобы никто из них не называл себя учителем или наставником других апостолов, так как только один для них Учитель – Христос, они же между собой только братья (см.: Мф. 23:8–10 )» (с. 77). Затем он подробно разбирает три евангельские цитаты, на которые обычно ссылаются католики для обоснования своего учения о папе. Первая цитата – слова Христа, сказанные апостолу после того, как он исповедовал Его Сыном Бога Живого: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф. 16:17–19 ). Об этой цитате святой Горазд замечает, что католики объясняют ее так, будто «Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром, то есть камнем, и что на этом камне, то есть на апостоле Петре, Он основал Церковь Свою... [Однако] учение, что Господь основал Церковь на апостоле Петре, неправильно, так как: Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром потому, что на Его вопрос, за кого почитают Его апостолы, ответил: “Ты Христос, Сын Бога Живого”, – и тем выразил твердую, как камень, веру в Божество Господа Иисуса, поэтому в такой связи слово “Петр” означает “человек, который высказал непоколебимую веру”; под камнем, на котором должна быть создана Церковь Христова, подразумевалась не личность Петра, но его вера, что Господь Иисус Христос является Сыном Бога Живого. [То,] что Господь Иисус под камнем, на котором хотел воздвигнуть Церковь Свою, не подразумевал апостола Петра, но веру в Свою Божественность, нам известно из Священного Писания и из Священного устного Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 424 Нельзя сказать, что католический Запад действует согласно духу евангельскому, христианскому. Отделившись от Вселенской Церкви, он перетягивает на свою сторону сначала умы и души, а затем и канонические территории исконно православных народов. Об этом отец Зосима говорил следующее: «Идет путем скорбей Церковь Христова до сего дня. Гонения, ненависть, духовные расколы в Церкви, ненависть к единству Церкви, хоть святые отцы и заповедовали нам: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь " ». 425 «Печаль только за Украину нашу: в сатанинском безбожии, в нищете, в национализме сатанинском пребывает сейчас Украина, во злобе к земле Русской пребывает, антирусская пропаганда несется. Против русского языка восстают, какой-то западенский язык нам навязывают, который и сами они мало понимают, – полупольский, полумадьярский, полу Бог знает какой, полурумынский, смесь какая-то, полунемецкий язык этот. Нападение на веру православную, расколы, тьма какая-то, смерч какой-то над Украиной стоит тяжелый, только лишь надежда на Русь Святую». 426 Проблема еще видится в том, что элита, управляющая государством, удалена от жизненных интересов простого верующего народа, который не только не хочет отделения от Матери-Церкви, но и готов жизнь свою положить за ее единство. Одним из таких ревностных представителей Святой Руси является святой преподобный Лаврентий Черниговский , говоривший: «Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь !» Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не Церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная, Святая Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя Церквами, не Церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монах-немец, объяснявший нам все эти предания старины, старался, впрочем, показать, что сам не придает им особенной веры, а видит в них только благочестивое стремление верующих разыскать и сохранить маленькие следы Евангельских событий. Мы просили его проводить нас в другую католическую церковь , основанную на месте плотничьей мастерской Иосифа-Обручника. Сам патер не мог почему-то исполнить нашей просьбы, а отрядил с нами какую-то кругленькую и проворную, как шарик, монашескую фигуру, подпоясанную веревкой, но без башмаков на ногах и без шапки на седой голове... Старичок бежал впереди нас своими босыми ногами по каменистым крутым переулкам, так быстро, что мы не успевали следовать за ним. Он привел нас в другую латинскую церковь , зависящую от того же монастыря францисканцев... В сущности, мастерская Иосифа не оставила здесь никаких следов, кроме того только, что церковь воздвигнута на ее развалинах. В одной из двух комнат этой «мастерской» висит хорошая картина Христа-ребенка, погруженного в работу. Сама церковь внутри тихого дворика за каменною стеною, в которой пробита маленькая калитка... Чтобы добраться до 3-й церкви, хранящей в себе следы Евангельских событий, нужно было долго и терпеливо лезть наверх, на самый край Назарета... По дороге мы заглянули в древнюю синагогу, по преданию, ту самую, где Христос смутил своим неожиданным откровением мудрецов и книжников не признававшего Его родного города. «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел по обыкновению своему в день субботний в синагогу, и встал читать». «Ему подали книгу пророка Исаии и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустит измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятно». «И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него». Синагога обращена теперь тоже в церковь и принадлежит маронитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Муж благоразумный построил дом свой на камне . И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне ( Мф.7:24-25 ). На сем камне я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют её ( Мф.16:18 ). Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его ( Мф.12:29 ). А Церковь есть дом Божий ( 1Тим.3:15 ), а Христос – как Сын в доме его, дом же Его – мы ( Евр.3:6 ). Отсюда видим, что Церковь неодолима. В прощальной беседе с учениками Спаситель сказал: Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). И именно потому, что Дух истины обитает в Церкви, она есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). И эта истинность Церкви, будучи неодолимой, по неложному обетованию Самой Истины непрерывна: И се Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Мы верим словам Спасителя. Для протестанта любого толка трудно признать эти слова Спасителя в их прямом смысле. В них утверждается незыблемость и истинность той Церкви, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею ( Деян.20:28 ). Для протестанта, который не видит Церкви Православной, согласиться с этим означало бы признать католическую церковь истинной, а это явно не так. Отсюда рождается масса вариантов обхождения прямого обетования Бога. Так П.И. Рогозин пишет: “Церковь является “столпом и утверждением” истины постольку, поскольку она на этой истине утверждается и эту истину как столп “утверждает” в мире. Посему не тот еретик, кто порывает с Церковью и противоречит ее суждениям, а тот, кто уходит от истины Священного Писания и противоречит Слову Божию”. 55 Как видим, это сплетение слов, содержит в себе: 1) противоречие Слову Божию, 2) противоречие в самом себе. Как же мыслит автор, что тот не еретик “кто порывает с Церковью и противоречит её суждениям», если вначале он сам утверждал, что “Церковь действительно является хранительницей истины Божией” (тот же абзац) и верит в то, что Церковь истину утверждает и на ней же утверждается?! Ненужная игра слов. Ведь даже исходя из слов автора, явствует, что тот, кто противится Церкви, неизбежно противится истине, ею утверждаемой, и он же “уходит от истины Священного Писания и противится Слову Божию”. И наоборот: противящийся Писанию неизбежно становится в оппозицию Церкви.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Об основании Церкви говорится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам в том смысле, что “никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3: 11). Апостол Павел обратил особое внимание на то, что Господь Иисус Христос является основанием Церкви, потому, что Церковь в Коринфе начала тогда разделяться на приверженцев Павла, Петра и Аполлоса, и святой Павел указывал, что ни он сам, ни апостол Петр, ни Аполлос, поставленный святым Павлом епископом в Коринфе, не являются основанием Церкви, но Им является единственно Господь Иисус Христос и вера в Его Божественность (см.: 1 Кор. 3: 3–11)» (с. 78–79). А из Священного Предания святой Горазд приводит три святоотеческие цитаты: блаженного Августина, святителя Иоанна Златоуста и святителя Амвросия Медиоланского, говоривших, что евангельские слова о «камне», на котором созидается Церковь, надо понимать как веру, исповеданную апостолом Петром. Также в примечаниях святитель Горазд пишет: «Основанием какого бы то ни было общества, и чисто человеческого, не может служить человек, но оно должно быть основано на определенной идее; тем менее Церковь христианская может быть основана на человеке, хотя бы этот человек был апостолом; наоборот, она могла и должна быть основана на главной идее христианского вероисповедания, то есть на вере, что Иисус Христос есть Сын Бога Живого» (с. 91). Далее святитель Горазд переходит собственно к анализу указанного католического аргумента, замечая, что «Господь Иисус Христос не мог воздвигнуть Церковь Свою на личности апостола Петра по следующим соображениям: 1. Церковь нельзя строить на каком бы то ни было человеке, так как люди, даже будучи святыми, могут ошибаться; 2. Господь вскоре же после Своих слов о создании Церкви на камне, сказал Петру: “Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн” (Мф. 16: 23); 3. апостол Петр три раза отрекся от Господа Иисуса Христа» (с. 80). Слова в той же цитате о даровании апостолу Петру «ключей от Царства Небесного» святой Горазд объясняет как дарование власти «связывать и разрешать, то есть прощать или же оставлять грехи», и напоминает, что эту власть Господь даровал «не только Петру, но всем апостолам, сказав им: “Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Мф. 18: 18; см. также: Ин. 20: 22–23)» (с. 80).

http://pravoslavie.ru/43687.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010