Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного Огня накануне Праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую Субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой Пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. Само схождение Благодатного Огня происходит в Великую Субботу днем. Храм Гроба Господня заполнен так, что люди в Субботу утром стоят вплотную друг к другу, причем даже в самых отдаленных местах Храма. Не попавшие внутрь Храма заполняют площадь и всю ближайшую территорию. По самым скромным подсчетам, вместительность Храма Гроба Господня до 20 тысяч человек, площадь около Храма и ближайшие окрестности Храма вмещают еще около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и Храм, и площадь перед Храмом, и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного Огня. Так было, по описаниям русских паломников, и сто, и двести, и девятьсот лет назад. Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах. Вот как он описывает это событие: «И когда наступило семь часов дня субботнего [около 12—13 часов современного времени. — Авт.], пошел король Балдуин [Храм в то время принадлежал крестоносцам. — Авт.] со своим войском к Гробу Господню из дома своего, все шли пешие. Король прислал гонцов в подворье монастыря Саввы Освященного и позвал игумена и монахов, они пошли к Гробу, и я, худой, пошел с ними. Пришли мы к королю и поклонились ему.

http://pravoslavie.ru/4942.html

Тот большой вклад, который с помощью России смогли внести греческие насельники в восстановление храма Воскресения, позволил им укрепить и расширить свои права на эту общехристианскую святыню. «Это единственное в мире место, которое сосредоточивает в себе столько различных обрядов; здесь греческий священник, францисканский монах, немецкий пастор, англиканский пресвитер, а также пресвитеры: армянский, коптский, абиссинский, сирийский и др. встречаются между собой для одной и той же цели, в одном и том же месте» 37 , – писал один из русских церковных публицистов. Но исторически сложилось так, что к началу XIX в. самые чтимые места в храме Воскресения – Гроб Господень и Камень помазания тела Господня – принадлежали римокатоликам, а вообще храм был разделен на сферы влияния между представителями восьми христианских исповеданий: католиками, греками, армянами, маронитами, коптами, сирийцами, эфиопами и грузинами. После 1812 г. благодаря материальным средствам и влиянию православной России греки добились того, что католики уступили им часть Гроба Господня, который с того времени был разделен на три части: одна принадлежала грекам, другаякатоликам и третья – армянам. Такое ненормальное деление Гроба Господня продолжалось до Крымской войны (1853–1856), со времени которой межконфессиональное соперничество у Гроба Господня стало немного ослабевать. После Крымской войны особым решением было поставлено, чтобы в храме Воскресения ни одна из христианских общин более не претендовала на места общего поклонения. Со времени войны 1812 г. права на восстановленный храм Воскресения остались только у представителей четырех Церквей: Римско-Католической, Иерусалимской, Коптской и Армянской. Те места поклонения, которые раньше принадлежали маронитам, сирийцам, эфиопам и грузинам с этого времени перешли к грекам, умело использовавшим возросшее влияние России на Ближнем Востоке. «Три главные нации обладают храмом Святого Гроба: греки, латинцы и армяне, – писал в 1835 г. известный русский публицист и востоковед А. С. Норов . – Копты, сириане и абиссинцы малочисленны и пользуются малыми правами. Неоспоримо, что права греков должны быть выше прав других народов: им принадлежит создание храма в древности, – и греки одни воздвигли его из пепла после последнего пожара» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Тот большой вклад, который с помощью России смогли внести греческие насельники в восстановление храма Воскресения, позволил им укрепить и расширить свои права на эту общехристианскую святыню. “Это единст­венное в мире место, которое сосредоточивает в себе столько различных обрядов; здесь греческий священник, францисканский монах, немецкий пастор, англи­канский пресвитер, а также пресвитеры: армянский, коптский, абиссинский, сирийский и др. встречаются между собой для одной и той же цели, в од­ном и том же месте” 37 , — писал один из русских церковных публицистов. Но исторически сложилось так, что к началу XIX в. самые чтимые места в храме Воскресения — Гроб Господень и Камень помазания тела Господня — принад­лежали римокатоликам, а вообще храм был разделен на сферы влияния между представителями восьми христианских исповеданий: ка­толиками, греками, армянами, маронитами, коптами, сирийцами, эфиопами и грузинами. После 1812 г. благодаря материальным средствам и влиянию православной России греки добились того, что католики уступили им часть Гроба Господня, который с того времени был разделен на три части: одна принадлежала грекам, другаякатоликам и третья — армянам. Такое ненормальное деление Гроба Господня продолжалось до Крымской войны (1853–1856), со времени ко­торой межконфессиональное соперничество у Гроба Господня стало немно­го ослабевать. После Крымской войны особым решением было поставлено, чтобы в храме Воскресения ни одна из христианских общин более не претендовала на места общего поклонения. Со времени войны 1812 г. права на восстановленный храм Воскресения остались только у представителей четырех Церквей: Римско-Католической, Иерусалимской, Коптской и Армянской. Те места поклонения, которые раньше принадлежали маронитам, сирийцам, эфиопам и грузинам с этого времени перешли к грекам, умело использовавшим возросшее влияние России на Ближнем Востоке. “Три главные нации обладают храмом Святого Гроба: греки, латинцы и армяне, — писал в 1835 г. известный русский публицист и востоковед А. С. Но­ров. — Копты, сириане и абиссинцы малочисленны и пользуются малыми правами. Неоспоримо, что права греков должны быть выше прав других народов: им принадлежит создание храма в древности, — и греки одни воздвигли его из пепла после последнего пожара” 38 .

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

Израиль (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Израиль Из всех святых мест Палестины здесь указаны лишь те, в которых находятся святые мощи, чудотворные иконы, а также гробницы ветхозаветных патриархов, праведников и пророков. Наибольшее число святынь в Палестине находится в храмах и монастырях Иерусалимской Православной Церкви. ИЕРУСАЛИМ. Собор Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) (поделен между православными, католиками, армянами, коптами, эфиопами и яковитами): Православный монастырь Св. Константина и Елены (около храма Гроба Господня). Мощи и икона: Православный Монастырь Великой Панагии (Иерусалим) (около храма Гроба Господня). Мощи и иконы: Яковитский храм Св. Апостола Марка в Старом Городе : Армянский собор Святого Иакова (Иерусалим) (открыт с 6 до 7.30 и с 15 до 15.30). Мощи: Синагога на горе Сион : Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Елеон) : Монастырь св. Марии Магдалины (Иерусалим) . Мощи и икона: Монастырь Вознесения Господня (Иерусалим) (православный женский монастырь): Православный монастырь Св. Пелагии на горе Елеон : Иосафатова долина : Собор Святой Троицы (Иерусалим) (Русская Духовная Миссия): Горненский монастырь (район Эйн-Карем): БЕЙТ-ЛАХМ (ВИФЛЕЕМ) (Палестина) : Храм Рождества Христова (Вифлеем) : Церковь Николая Чудотворца (Бейт-Джала) : Мужской монастырь прп. Саввы Освященного , закрыт для женщин. Мощи: Монастырь Феодосия Великого (Палестина) . Мощи: ЭЛЬ-ХАЛИЛЬ (ХЕВРОН) (Палестина) : гробница Махпела (принадлежит иудеям и мусульманам). Мощи и святыни: Монастырь Святой Троицы (Хеврон) (Русская Духовная Миссия): гробница прав. Руфи и Иессея (принадлежит иудеям). ХАЛЬХУЛЬ (ок. 7 км. к северу от Хеврона): БАНИ-НАИМ , близ Хеврона: ТЕЛЬ-АВИВ. Горненский монастырь , подворье праведной Тавифы (район Яффо): ПАЛЬМАХИМ , близ Ришон-ле-Циона: КЕФАР-САВА (ок. 25 км. к северо-востоку от Тель-Авива): БЕЙТ-ШЕМЕШ (ок. 20 км. к западу от Иерусалима): Православная Фаранская Лавра ( Скит св. Харитона Исповедника (Вади Фара) ) (Палестина, к юго-западу от Иерихона). Мощи: Монастырь св. Георгия Хозевита (Вади Кельт) (Палестина, к юго-западу от Иерихона). Мощи: НАБЛУС (СИХЕМ) : ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ СВ. ФОТИНИИ САМАРЯНКИ (близ Наблуса, на колодце Иакова). Мощи: Д. АВАРТА , близ Наблуса: КИФЛ-ХАРЕС (Палестина, близ Сальфита): Монастырь Преображения Господня (гора Фавор) (православный греческий женский монастырь) (к юго-востоку от Назарета): ТИВЕРИЯ. гробница Праматерей (принадлежит иудеям). Мощи: Д. МАШХАД (Северный округ). Мечеть Наби-Юнус. Мощи: ХОЛМ ТЕЛЬ-КЕДЕШ, Северный округ: ЦЕФАТ. Синагога Сима и Евера : Кладбище: Мужской монастырь прп. Герасима Иорданского (православный мужской монастырь) (к северу от Иерихона). Мощи и иконы: Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Израиль_(святы...

Так напр. патриарх Поликарп (1808–1827) исключительно на средства патриархии возобновил храм Воскресения после страшного пожара 1808 года; патриарх Кирилл II (1845–1872) много положил труда на другие улучшения в святых местах, а еще раньше того патриарх Досифей II (1669–1707), составитель известной «Истории патриархов Иерусалимских», едва не всю жизнь свою посвятил разнообразным заботам о том, чтобы ни одна пядь святой земли, находившейся в заведывании патриархии, не уступаема была инославным исповеданиям, особенно же латинству, хотя для этого ему приходилось не раз вести борьбу не только на религиозно-церковной почве, но и на политическом поприще 17 , и т.д. Единство власти и принципа, строгая последовательность в достижении определенной цели и вообще в действовании, послужили наилучшей гарантией сохранения православной патриархией (со времен Германа II) того, что досталось ей и осталось у нее от времен древних из её исконных прав, хотя с другой стороны, никак нельзя одобрить стремления патриархов из греков на исключительное, с решительным устранением представителей из арабов и других национальностей, право занимать престол патриарший 18 . Как бы то ни было однако же, а указанное нами положение дел за все истекшее до 1840 года время служит, по нашему мнению, наилучшим доказательством того, как мало остается прав за другими, кроме православного, исповеданиями христианскими, на преобладание в святой земле. В настоящее время обладание святыми местами в Иерусалиме и Палестине делится между следующими главными христианскими исповеданиями: православными (греками и арабами, а также и грузинами), латинами т.е. римско-католиками (и униатами разных национальностей), армянами и коптами или христианами Египетскими – монофизитами. Не вдаваясь в подробности относительно других исповеданий инославных, главное внимание мы обратим на римских католиков, или латинян, с их притязаниями и правами на обладание святыми местами в Иерусалиме. До начала крестовых походов западные христиане, как и христиане всех других исповеданий и стран, были только временными пришельцами, паломниками в святой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В том же письме я просил Любимова учинить милостивое распоряжение касательно выдачи мне денег, какие причитаются оной миссии за сентябрьскую треть прошедшего года. Тогда же Любимов получил от меня другое письмо, в котором испрашивалось состоящему при мне студенту Соловьеву вознаграждение за его ученые и художественные труды и отличное поведение в Иерусалиме выдачей ему годового жалованья (500 руб.) и предоставление ему приличного места. P.S. Наставник Московской Духовной Академии Горский (не монах), состоящий в духовном звании и не имеющий никакого чина, награжден орденом св. Владимира 4-й степени. По примеру его можно бы наградить и студента Соловьева орденом св. Анны 3-й степени. В тот же 29 день. Управляющему министерством иностранных дел Льву Григорьевичу Сенявину представлен был отчет о действиях моих в Иерусалиме при письме. NB. Смотри сей отчет в переплетенной книге и деловые записки о Российской духовной миссии в Иерусалиме 15 . Третья часть его, о сношениях с католиками, протестантами, армянами, коптами, сиро-иаковитами и мусульманами, не была написана, потому что Сенявин торопил меня, дабы поскорее наградить меня пенсией. Февраль. День 3. Сегодня был у меня архангельский епископ Антоний, земляк мой, и поведал, что в некоторых церквах его епархии нет риз, а потиры и дискосы – свинцовые и что церковь от церкви отстоит на 200 верст, да и приходским деревням до них далеко и потому крестьяне не ходят в них. Слышно, что один дежурный чиновник св. Синода хотел было ночью выдать раскольникам отобранные у них книги; но часовой солдат, увидев его с ящиком, окликнул его. Окликнутый испугался, бросил ящик и убежал. А взял он с раскольников 2000 руб., или эти деньги были обещаны ему. Таким образом книги остались в Синоде. Еще слышно, что обер-прокурор Синода Протасов, зная проделки синодских секретарей, замедлявших дела и уведомлявших о ходе их ради корысти своей, решился сменить их всех. Но смерть его остановила это справедливое и благое дело. День 7. Директор азиатского департамента Н.И. Любимов записочкой просил меня побывать у него сегодня в департаменте, потому что ему нужно сказать мне два слова по поводу пущенной о мне и о бывших при мне лицах бумаги к исправляющему должность обер-прокурора св. Синода или прислать в департамент студента Соловьева, чем раньше, тем лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Помимо православного духовенства, Миссия должна быть в дружеских отношениях с армянской иерархией и католиками, у которых надо отдавать предпочтение францисканцам, поскольку они не занимаются прозелитизмом среди православных, а через них можно кое-что узнавать и о пропаганде Валерги с клевретами. Близость Миссии к армянам и католикам, возможно, будет смягчать обострение отношений всех исповеданий около святых мест. Все пожертвования из России для Гроба Господня будут передаваться через начальника Миссии, а этот получать будет их при посредстве генерального консула. Получая свои деньги через Миссию, греки будут тем самым оказывать ей свое большее внимание, а при взаимном внимании с нашей стороны этим будут укрепляться добрые взаимоотношения. I) своей внутренней жизни Миссия должна обращать особое внимание па богослужение, совершать его как можно торжественней и благолепней, установить у себя ежедневное служение и, по возможности, чаше участвовать в литургиях, совершаемых на Гробе Господнем, на Голгофе и в Гефсимании, но чтобы это не являлось состязанием с католиками и армянами. Очень скромное место отводилось Миссии в деле обслуживания паломников. Шестой параграф предписывал начальнику Миссии только нравственное наблюдение за ними, а в чем оно должно было выражаться, ничего не говорилось. Из практических вопросов в этом отношении было только пожелание, что если греки отдадут нам Крестный монастырь, то в нем было бы хорошо устроить богадельню. Конкретно же опять ничего не было сказано. О желании иметь больницу и полное попечение о наших паломниках говорилось также и в специальном письме Министра иностранных дел князя Горчакова к епископу Кириллу от 17 октября 1857 года. Поручалось начальнику обдумать на месте все это и прислать свои соображения 5 . Четыре пункта предписывают Миссии не ограничиваться одним только Иерусалимом, но распространять свои действия на соседние патриархаты (Александрийский и Антиохийский), Синайскую гору, устанавливать тесные контакты с яковитами в Сирии и с коптами в Египте. В Антиохийском Православном Патриархате предполагалось, что благодаря наездов туда членов Миссии и раздачи книг и милостыни сто тысяч православных арабов воздержатся от унии. В Петербурге было желательно, чтобы обладание святыми местами оставалось без изменений, а если начнется дело о починке купола над Гробом Господним, то начальник Миссии должен будет склонять греков не препятствовать и другим христианам участвовать в этом, так как починка здания, ввиду страшной ветхости его, совершенно необходима.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

  Сразу из аэропорта «Внуково-1» Благодатный огонь был доставлен в храм Христа Спасителя, где его ждали Владимир Путин и Дмитрий Медведев с супругами (фото: Екатерина Штукина, " Известия " ) В пасхальную ночь в храм Христа Спасителя из иерусалимского храма Гроба Господня специальной экспедицией Фонда Андрея Первозванного был доставлен Благодатный огонь. В этом году одна из главных православных святынь отправилась почти во все российские епархии - от Калиниграда до Владивостока. Однако Благодатному огню предстоит выполнить еще и " спортивную " миссию - отправиться на Олимпиаду в Пекин, чтобы помочь нашим спортсменам бороться за золото. Корреспондент " Известий " был одним из паломников и наблюдал, что происходило в Иерусалиме в дни великого христианского праздника. Из Иерусалима в Пекин через Россию - Откуда вы? - самый ходовой вопрос на пяточке перед храмом Гроба Господня. По ответам можно изучать географию всего постсоветского пространства - Одесса, Киев, Самара, Николаев, Новосибирск, Ереван, Нижний Новгород. На Пасху в этом году до Святой земли добралось 100 тысяч паломников; половина - из России. В прошлом году россиян было 40 тысяч, а три года назад - 10 тысяч. На русских (как в языковом смысле, так и в национальном) натыкаешься везде - в Гефсиманском саду, монастыре Марии Магдалины, на Елеонской горе. Но, как бы много наших соотечественников ни стремилось освоить Святую землю, правила здесь диктуют не они, а православные греки. Греки вместе с другими конфессиями (армянами, коптами, католиками) управляют храмом Гроба Господня. Президенту Олимпийского комитета Леониду Тягачеву пришлось долго ждать сошествия Благодатного огня Сказать, что попасть в этом году внутрь храма в день схождения Огня было трудно, это не сказать ничего. Узкие улицы хаотично (так по крайней мере кажется) перекрыты где полицией, где другими желающими посмотреть на чудо. Чтобы найти оптимальный путь, приходится шарахаться от Новых ворот Старого города к Яффским и обратно. Система пропусков и опознавательных знаков (делегация Фонда Андрея Первозванного была в трехцветных косынках) не работает без специально представленного к группе полицейского. А попытка прорваться в храм вместе с ним (скорее, вслед за ним) вызывает жесткую реакцию тех верующих, кто лишен такой возможности. Брань и плевки - самое мягкое проявление чувств. Впрочем, беготня по узким улочкам старого Иерусалима в тридцатиградусную жару - это только начало. В самом храме, чтобы занять место, придется поработать локтями.

http://pravoslavie.ru/36688.html

– Стало быть, католики не пустили вас в силу какого-либо договора с греками, по которому в пятницу они одни банятся в храме. И мы имеем подобные условия с ними; вот следующую неделю ми проводим одни в храме и греки не мешаются с нами и не мешают нам. – Я молчал бы, если бы супериор отвечал, что мне нельзя быть в храме в силу договора, но он написал, что мне нельзя войти в храм потому, что их епископ находится там; ради пребывания его в храме отказали даже многим католикам высшего ранга. – Это довольно забавно, сказал патриарх, смеясь. Потом, продолжая разговор, сказал, что греки никогда их не пускают на Голгофу, которая древле принадлежала армянам, но потом, по обстоятельствам, перешла к грузинам и от них к грекам; – на что у нас и документы законные. – Не знаю, почему бы грекам противны были ваши молитвы на Голгофе. По нашему, это священное место есть место для молитвы и покаяния и исправления всех христиан, какого бы не были они вероисповедания. – Вы правы, подхватил патриарх. Вот и мы имеем разницу в вероисповедании и богослужении с коптами, сирианами, однако-же не чуждаемся их и дозволяем им участвовать в нашем богослужении. – Вы правы, ваше высокостепенство. Я помню, что вы сказали мне в первое посещение мое, что братская любовь есть истинный признак того, что мы ученики Христовы. – Верно слово и всякого приятия достойно. Но мы, армяне, много терпим здесь. В прошлом году ужасную обиду сделал нам – кто-же? Русский консул Базили. Услышав это, я остолбенел от изумления. – Как, русский консул Базили обидел вас, армянский народ? – Да, отвечал патриарх. Ужели не слышали об этом? – По чести, ничего не слыхал. Расскажите Бога ради. Любопытно – жалко. – Да, он был причиною, что греки переранили 47 человек из наших около часовни Гроба Господня, и кроме того Базили приходил ко мне и настоятельно требовал, чтобы я выдал ему сначала 500, а потом 80 человек, и он бы заключил их в тюрьму. Я не выдал ему и он через пашу требовал. Паша сказал мне, что Россия сильна, что армянская нация слаба: надобно уступить требованию консула и хоть для виду посадить в тюрьму человек шесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Эти принципы останутся на века образцом для выживания христианских общин под властью ислама. Однако интересно, что Палестина была единственной областью Халифата, где все древние святыни навсегда остались в христианских руках и где православный патриарх считался мусульманами хранителем Святых мест. В конце концов его права будут урезаны другими христианами, особенно латинскими крестоносцами и отчасти армянами и коптами, но не мусульманами. И это - заслуга мудрой политики св. патриарха Софрония. 6. Антиохия пала в том же 638 г., что и Иерусалим. Приморская Кесария продержалась до 639 г. Тем временем мусульмане разгромили Персию. Последний Сассанид, царь Яздегерд III, продержался близ Аму-Дарьи до 651 г., когда он был убит в сражении и мусульмане вышли к предгорьям Афганистана. В декабре 639 г. мусульманский военачальник Амр с 4-тысячной армией вторгся в Египет. Правление халкидонского патриарха Кира было столь ненавидимо коптами, что они массами переходили на сторону мусульман. В 640 г. Амр захватил великую пограничную крепость Пелусий. Там он дождался подкреплений от калифа (12 тыс. человек). После этого он пошел на Вавилон (старый Каир), где сидел имперский гарнизон. В битве при Гелиополисе ромеи были разбиты и отступили в цитадель Вавилона, где они продержались еще год, до 641 г. Тем временем арабы завоевали Верхний Египет. После падения Вавилона Амр пошел на Фаюм и Александрию. Патриарх Кир решил было договориться с Амром и сдать ему город на взаимоприемлемых условиях. Он сообщил об этом Ираклию, однако тот отозвал его в Константинополь и предал суду по подозрению в измене. Но в феврале 641 г. Ираклий скончался. В конце жизни легендарный герой, победитель персов, был дряхлым, нервнобольным стариком, страдавшим от простатита и водянки. Наверное, перед смертью ему вспоминались ставшие пророческими слова убитого им узурпатора Фоки: «Посмотрим, как ты будешь управлять империей лучше». Вдова императора Мартина послала Кира назад - договариваться с Амром. В ноябре 641 г. договор о сдаче Александрии был подписан. Амр вошел в город и гордо написал халифу Омару: «Я взял город, о котором могу сказать лишь, что в нем имеется 4000 дворцов, 4000 бань, 400 театров, 12000 зеленщиков и 40000 платящих подати евреев».

http://sedmitza.ru/lib/text/434775/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010