На древних ересиархов анафемы изречены - факт, но эти мужи-свидетели - дадут ли ответ за предков своих, или каждый за себя даст ответ? Потерпим же немного, Господь в Своё пришествие рассудит! Только бы нам самим не с поникшей главой явиться на Суд. Люди меняются от поколения к поколению, пребывая в одних и тех же Церквах, и при этом сохраняется ли идентичность вероучения, равны ли чада отцам их? Ответ не очевиден. Если нынешние копты, по сравнению с Диоскором и др. за века шаг за шагом удалились от исходной ситуации и до Православия им один шаг, то Бог даст, воссоединятся с нами вскоре. А об убиенных мужах, о качестве их веры - один Бог - судия. Если не открывает нам о них Бог по нашей слабой молитве, если не имеем ясной критериологии для принятия решения, вернее всего будет " не принимать и не отвергать " . Пусть это будет тайна. Себе будем внимать. Потерпим, и всё откроется - жить-то осталось каждому из нас лично едва ли более 100 лет! Господи, помилуй нас! Галина 30 марта 2015, 19:17 Читаешь комментарии и убеждаешься, что сердца наши " спят " у многих превалирует разум, а он, как мы знаем - лукав. Когда надо сочувствие, сопереживание, начинаем рассуждать. Помоги нам Господи,умягчи сердца. Жаль погибших и их родственников, лешившихся кормильцев:отцов и братьев, сыновей. Помолимся о их ДУШАХ. И о своих,чтобы обходило нас горе и разочерования, чтобы Господь даровал нам и обогатил ЛЮБОВЬЮ, Тишина моря 27 марта 2015, 18:12 Патриарх при встрече с покойным патриархом Шенудой, сказал, что у нас с коптами, армянами и сиро-яковитами нет никаких канонических разногласий, и мы должны с ними восстановить полное евхаристическое общение безо всяких для них прещений. Как видно, кто-то считает себя большим богословом, чем патриарх... Вот у коптов такое услышать вряд ли возможно. Копты ведут историю своей Церкви от апостола Марка, армяне -от апостола Иакова От апостола Марка. То есть, копты уже были, когда " правильных православных " еще не было. Как известно, к закону начинают взывать, когда утрачивается Любовь. На Святой Земле довелось услышать высказвание одного " правильного православного " : " Хорошие, дескать, копты,- надо нам их только вернуть!.. " На удивление, реплика принадлежит совсем не тому, от кого бы можно ожидать: с неофитским задором вернуть коптов хочет... представитель американской автокефальной церкви.)

http://pravoslavie.ru/77486.html

Иаковиты веруют в происхождение Св. Духа от одного Отца и весь символ Никейско-константинопольский содержат с весьма незначительным изменением в словах, отно­сительно восьмого и последнего членов. Пресвятую Деву называют и исповедуют Богородицей, а не Христородицей. Трисвятую песнь поют подобно Армянам, по преданию Петра Фуллона, или же Гнафия, почему в конце ее и прибавляют то распныйся за нас, то воскресый из мертвых, то рождейся от Девы, и т.д., судя по дню, когда она поется. 29 Народонаселение Иаковитов трудно определить со статистической точностью, за неимением официальных сведений; да и при этих сведениях, едва ли когда можно найти искомую цифру, по множеству затруднений и разного рода препятствий, неизбежных в деле народных переписей. Впрочем, если принять за основание, показанное в иных епархиях, число домов или семейств, а в других число душ: то общего итога достигнуть не трудно. Итог этот будет, конечно, не точен, однако же и не так далек от объективной истины, чтобы отказать ему в вероятии, особенно, если взять во внимание умственно-нравственную сторону лиц, которыми сооб­щены эти сведения о численности Иаковитов по епархиям, и которые имели неоспоримую возможность также хорошо знать, как и верно передать об этом. I. Епархии, в коих народонаселение обозначено домами, или семействами: 1 Мардинская, в ней домов Мосульская Дамасская Орфийская Харпутская Диарбекирская Шюм-шюмская Пширийская Битлисская Ески-мосульская Низибийская Месопотамская Всего домов – 13.200 Определив дома душами, и положив приблизительно по 8 душ в каждом доме 30 будем иметь, в сих 12 епархиях душ 105.600. ΙΙ. Епархии, в коих народонаселение означено душами: 1 Шесть епархий Джубель-тур-ель Абединских: в них душ около 12.000 Четыре епархии Индийские, до 60.000 В Константинополе около что составит душ 72.300 В епархии Иерусалимской число Иаковитов неопределено ни семействами, ни душами, потому что тамошние Иаковиты, находясь в тесном общении с Коптами и Абиссинами, на взаимной близости их исповедании, считаются с ними в общем итоге, и потому числà их означить особой цифрой нельзя. Впрочем, во всяком случай, там можно полагать собственно Иаковитов не менее 1.000 душ. Приняв показанные числа как данные для статистики, будем иметь христиан сего исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Но в целом идея всё та же: всем на свете в доисторические времена владели русские, они же «арийцы». Потом их кто-то отовсюду выпер, кто непонятно, но думаю, что без жидокатоликов не обошлось. И сегодня только отдельные великие умом мужи прозревают перспективы для территориальных претензий: «Сена помнит всё. Сена помнит русов Меровея, загадочного князя-волхва, основателя династии Меровингов». О Меровингах, впрочем, написал и давний мой оппонент — православный философ В.И.Карпец, насколько, конечно, можно назвать православным человека, по уши погруженного в ветхозаветную гематическую мистику. Проще сказать, философ поклоняется некой «священной крови», текшей-де в жилах русских царей от Меровея до Ивана Грозного. Что самое анекдотичное, он попадает (и как сам не приметил?) в полный унисон с таким исчадьем ненавистного ему Запада как Дэн Браун. Но отодвинем пока философа, дадим еще несколько слов фантасту: «Прообразом «древнегреческого» Геракла послужил герой-богатырь русов Ярослав. Впрочем, и по «греческим» мифам Геракл-Ярослав тесно связан со скифами, а скифы, как ни крути, наши прямые предки. Сейчас мало кто знает об этом…» Да отчего ж мало кто? Задорнов знает, Карпец знает (или ошиблась — Карпец знает лишь о том, что наши прямые предки — Меровинги?) Но о скифах также известно вполне повсеместно. Ими, скифами, плотно занимается сейчас еще один исследователь, убежденный, что «единым языком всего человечества некогда был русский язык». Horresco referens: фамилья у него Чудинов. Собственно говоря, этот мой однофамилец (землю буду есть, что не родня) и подытоживает всё, сказанное предыдущими мыслителями (хотя в первом случае, русских, конечно, надо заменить армянами, но прочее остается. Доводилось мне также слышать и то, что основными арийцами были таджики. По странному стечению обстоятельств, я от таджиков такую версию и слышала). Но, так или иначе, был некий великий арийский народ. Всем прочим народам не чета. Когда он был? Вот это уже интересный вопрос. «От Яровой Руси отпал сначала (в неолите) регион из нынешней Греции и Югославии (Живина Русь), — повествует Чудинов, — затем (в эпоху бронзы) север Африки (Египет, населенный коптами, то есть «закопченными», загорелыми людьми). Потом отпала Аравия (Ярова или Арова Русь, или в «акающем» произношении Арава), далее — Палестина, потом, в античности, — север Италии».

http://azbyka.ru/fiction/mechet-vasiliya...

арабских племен, на литургию (Two Commentaries on the Jacobite Liturgy by George Bishop of the Arab Tribes and Moses Bâr Kê phâ, Together with the Syriac Anaphora of St. James and a Document Entitled «The Book of Life»/Ed. R. H. Connolly, H. W. Codrington. L.; Oxf., 1913. P. 11-23) лежит несторианский комментарий Гавриила Катрайи) и с XII в.- католиков. Из различных монофизитских традиций в исследовательской лит-ре только сиро-яковитская была описана на предмет истории развития богословия Е. (см.: Vries W., de. Sakramententheologie bei den Syrischen Monophysiten. R., 1940. P. 139-180. (OCA; 125); Yuhanna I. G. The Sacrament of Eucharist in Syrian Orthodox Church of Antioch//Syriac Dialogue: 6th Non-official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition. W., 2004. P. 49-63), но и эти описания нельзя назвать исчерпывающими. Помимо того что в монофизитском мире формулировались позитивные учения о Е., между отдельными традициями возникали и евхаристические споры. Наиболее пререкаемыми были вопросы о составе хлеба для Е., приведшие к целой серии споров: во-первых, между армянами, совершавшими таинство на опресноках, и др. монофизитами, использовавшими для Е. квасной хлеб (эти споры начались уже в VI в., если верна предложенная Л. Мак-Коуллом интерпретация трактата Иоанна Филопона «О Пасхе»; об их истории в VIII-XII вв. см.: Hanssens. 1930-1932. § 283-295; с арм. обычаем использования опресноков для Е. полемизировали также и правосл. авторы, см.: Ibid. § 272-280); во-вторых, между сирийцами, добавлявшими в тесто для евхаристического хлеба елей и соль, и коптами, отрицавшими этот обычай (споры происходили в XI в., см.: Ibid. § 296-299; на рубеже X-XI вв. данная сир. практика также обсуждалась в ходе дискуссий между православными и сиро-яковитами, см.: Ibid. § 281-282). Полемику вызывала и арм. практика служить на неразбавленном водой вине (см.: Ibid. § 472-479), не имевшая никаких соответствий во всем христ. мире (тогда как обычай служить литургию на опресноках впосл.

http://pravenc.ru/text/348067.html

С политической точки зрения, все притязают на Иерусалим, и каждая сторона хочет, чтобы Иерусалим был ее столицей. Но по религиозным представлениям Иерусалим – столица Бога. Мое же понимание я выразил бы так: Иерусалим дышит тремя легкими, христианским, иудейским и мусульманским. И эти легкие дышат в гармонии. Так мы видим будущее Иерусалима. Что вы скажете о проходящих переговорах по поводу договора о налогообложении между Израилем и Ватиканом, которые могут привести к тому, что церковные общины должны будут платить налоги: подоходный, на собственность, местный? Чувствует ли Православная Церковь себя оттесненной на второй план, зная, что если соглашение будет достигнуто, то это будет прецедент для других Церквей? Ситуация с переговорами с Ватиканом куда более сложная. Греческая Православная Церковь не чувствует себя оттесненной поскольку ее юридический статус отличается от ватиканского. Она единственная Церковь, подчиняющаяся законам Иордании. Патриархат – местное учреждение, тогда как Ватикан представляет собой духовную и политическую цельность, поэтому его представители не могут говорить от имени местных христиан. В Интернете появляется множество видеосюжетов о распрях между греками и армянами в храме Гроба Господня. Это постыдно выглядит, и очень непросто понять, как такие стычки могут происходить в святых местах. Как бы вы объяснили эти силовые действия? Истчоник: flickriver.com Автор: И. Максим Я понимаю ваш вопрос, но обычно стремятся свести тему религиозных конфликтов и противоборств к некоторым столкновениям, происходящим между францисканцами, греками и армянами, армянами и сирийцами, коптами и эфиопами и так далее. Но, на самом деле, мы можем взглянуть на дело глубже и спросить себя, в чем существо конфликта между палестинскими мусульманами и израильскими иудеями. Разве не на почве религии? Да. Каково политическое значение Иерусалима? Важен ли он для военных или стратегических планов? Только религиозная ценность, ничего другого. Столкновения здесь только религиозные.

http://pravmir.ru/patriarx-ierusalimskij...

Для обретения долгожданного единства, необходимо, конечно, благословение Божие, которого мы должны испрашивать в молитвах, и человеческая воля, безусловно. Один современный богослов сказал: «Для того, чтобы быть вместе, нужно любить друг друга. Для того, чтобы любить друг друга, нужно знать друг друга. Для того, чтобы хорошо узнать друг друга, нужно однажды встретиться». Я думаю, что вот это ответ на тот вопрос, как же нам обрести единство — нужно однажды встретиться, нужно иметь желание, остальное все приложится. Православная Церковь не выносит суждения о степени повреждения, благодатности таинств в той или иной христианской деноминации, оставляя это на суд Божий. Православному христианину надлежит принимать участие в Таинствах в православных храмах, и нет никакой необходимости идти в католические храмы для поисков чего бы то ни было. О межконфессиональных браках Русская Православная Церковь с пониманием относится к тому, что в современном мире существуют межконфессиональные браки. РПЦ очень четко дала ответ на вопрос о возможности заключения браков с христианами других конфессий или же вовсе с нехристианами в таком основополагающем документе, как «Основы социальной концепции РПЦ». Там очень четко сказано, что Православная Церковь не допускает возможности заключения церковного брака с лицом, не исповедующим христианскую веру, то есть, не христианином, при этом, признавая возможным такой брак и не считая его греховным сожительством, признавая его законным. Однако в таком случае таинство венчания не совершается. Потому что таковое может совершаться над супругами-христианами. РПЦ считает возможным давать разрешение на заключение брака между православным христианином и католиком или же членами древних Восточных Церквей (армянами, коптами и т. п.). Для православных христиан возможен брак с христианином другой конфессии, но, конечно же, с благословения священноначалия, которое дает разрешение на заключение такого брака. Современная практика показывает, что такое случается.

http://pravmir.ru/svyashhennik-dimitrij-...

Их прозрение, вероятно, есть следствие влияния англичан. Думаю, что прошлогоднее вмешательство этих островитян в ссору абиссин с коптами и армянами имеет связь с соглядатайством Раса-Али. Надобно ожидать новых движений сего властителя, если он опять не смежил очей своих. День 29 . Нет теперь дождей в Святом граде; так вместо их льются разные вести. Сегодня посетил меня один православный христианин из Дамаска и рассказал подробно, как произошел мятеж по случаю перестройки старой церкви в тамошней патриархии. Когда новый владыка Иерофей прибыл в сей город и поотчился с духовными чадами своими, эти изъявили ему желание увеличить и украсить сию церковь по той причине, что вновь созданный храм во имя святителя и чудотворца Николая не вмещает всех христиан в большие праздники. Он благословил их на сие доброе дело и уехал в Сайданайский монастырь, после того как они увеличили алтарь, заняв под него соседнее место; но когда возвратился оттуда, христиане попросили у него 40000 пиастров на производство дальнейших работ из числа суммы, оставшейся после покойного предместника его Мефодия. Его блаженство отринул просьбу их, сказав, что он издержал сии Деньги в Константинополе при возведении его на патриарший престол и в дороге. Именитые христиане, надеявшиеся на эту запасную сумму, оскорбились отказом его и, охладев к начатому делу, покинули оное, а прочие и особенно молодые взбесились и, по буйном совещании в одной кофейне, сломали крышу с перестроиваемой церкви, чтобы тем из явить патриарху свое неудовольствие и заставить его выдать просимые Деньги. Изумленный и огорченный такою дерзостию, владыка уведомил о ней нашего генерального консула Базили и просил его погрозить буйным и уладить разладье. Базили приехал в Дамаск и по совещании с тамошним пашею, наказал зачинщиков мятежа кратковременным заключением в тюрьму, а почетным христианам сделал жестокий выговор. Эти обиделись речами и незатаенною раздражительностию его и запальчиво защищали свое правое дело. Произошло взаимное огорчение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

(227, 1300) Во имя Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – Мы с одобрения Святого Вселенского Собора во Флоренции и для того, чтобы все христиане верили и принимали и исповедовали эту истину веры, определяем, что Святой Дух вечно существует от Отца и Сына и что Он имеет Свою сущность и Свое субсистентное бытие одновременно от Отца и Сына и вечно исходит [procedit] как от Одного, так и от Другого как от единого начала и единого дуновения [ХВ 226]. (1301) Мы заявляем, что то, что говорили Святые Отцы и Учители: что Святой Дух исходит от Отца через Сына, дает понять, что это значит, что Сын, как и Отец, является – согласно грекам – причиной, а согласно латинянам – началом субсистенции Святого Духа. И поскольку все, что принадлежит Отцу, Отец Сам дал Единому Своему Сыну, когда Его порождал, все, за исключением Своего бытия как Отца, и это исхождение Святого Духа от Сына Сын вечно имеет от Отца, Который Его вечно породил. (1302) Кроме этого, мы определяем, что Filioque, которое разъясняет эти слова, было законно и разумно добавлено к Символу [ХВ 8/1], дабы осветить истину, и потому, что это было крайне насущно. Булла «Cantate Domino» Папы Евгения IV (4 февраля 1442 г.) Декрет для яковитов Три года спустя после объединения с греками 109 и армянами 110 праздновалось объединение с коптами и эфиопами, или яковитами 111 . Египетские копты, не подчинившиеся решениям Халкидонского Собора [ХВ 313], присоединились к Сирийскому монофизитству. Что касается эфиопов, к которым были посланы епископы из Александрии, они не смогли избежать ереси. Некоторые из них приписывали Богу человеческую (антропоморфную) видимость, другие путали Божественные Лица. Копты и эфиопы отказались от Filioque. Таким образом, надо было решать трудности согласования вероучения. Напомнив обстоятельства, которые привели к объединению, булла изложила римское учение о Троице [ХВ 228–233], а затем особо рассмотрела Сотворение мира [ХВ 248], каноны Писания [ХВ 147], Христа [ХВ 363] и принадлежность к Церкви [ХВ 463].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

(226, 850) Мы исповедуем с верностью и благочестием, что Святой Дух вечно исходит от Отца и Сына не как от двух начал, но как от одного начала, не как от двух духновений [spiratio], но как от одного-единственного духновения. Именно это святая Римская Церковь , мать и наставница всех верных, всегда исповедовала, проповедовала и учила; это содержится в истинном и непреложном учении правоверных Отцов и Учителей, и греческих, и латинских. Но поскольку некоторые, пренебрегая этой неоспоримой истиной, которую мы уже заявили, впали в различные заблуждения, то Мы, желая преградить путь такого рода заблуждениям, осуждаем и опровергаем, с одобрения Святого Собора, тех, кто отважится отрицать, что Дух Святой вечно исходит [procedit] от Отца и Сына, или кто дерзнет утверждать, что Святой Дух исходит от Отца и Сына как от двух начал, а не как от одного. Флорентийский Собор (XVII Вселенский) (8 января 1438 г. – 7 августа 1445 г.) Флорентийский Собор, состоявшийся при понтификате папы Евгения IV, сначала собрался в Ферраре, а потом в Риме. В то время как Латинская Церковь с трудом выходила из великого раскола, который пошатнул ее устои, и в то же время, что схизматический Собор продолжал работу в Базеле, Флорентийский Собор ставил перед собой задачу воссоединения отдельных Восточных Церквей. Единство веры, которое должно было служить основой сближения, требовало обсуждения тех догматических аспектов, которые Восточные Церкви не признавали. Длительные и трудные дискуссии завершились разными объединительными декретами, в основном с греками, в 1439 г., с армянами, коптами и, наконец, с эфиопами (яковитами) в 1442 г. Булла «Laetentur Coeli» Папы Евгения IV (6 июля 1439 г.) Декрет для греков Первым был подписан декрет для греков. Торжественное чтение после каждой мессы на латинском и греческом языках стало кульминацией Флорентийского Собора. Начавшись с выражения благодарности за союз, этот текст затем определяет, что Святой Дух исходит от Отца и Сына «как от единого начала» и что введение Filioque в Константинопольский Символ [ХВ 8/1] является законным. Это последнее выражение не отвечало греческим традициям. Затем были рассмотрены еще два вопроса: чистилище [ХВ 967], первенство папы и иерархия патриархов [ХВ 432].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

У нас нет никаких документальных свидетельств, указывающих на то, что вероучительный конфликт между Софронием и Константинополем как–то повлиял на поведение иерусалимского патриарха относительно арабов. Он возглавлял и вдохновлял оборону города, пока оставалась хоть какая–то реальная надежда его спасти. В последний момент он отослал реликвию Святого Креста в Константинополь. В конце концов он решил капитулировать, зная, что вооруженное сопротивление штурмующему неприятелю привело бы к гибели и разрушению, тогда как, покорившись, можно было выжить и добиться относительной веротерпимости, определенного религиозного status quo. Существует несколько весьма противоречивых сообщений о сдаче города . Наиболее достоверные из них говорят, что старый христианский патриарх встретился с халифом Омаром на Елеонской горе. Удивленный простотой халифа, сидевшего верхом на верблюде, в одежде из верблюжьей шерсти, с мешком фиников, византийский иерарх поднес ему белый sidonion (обычную одежду патриция). Умар носил ее лишь столько времени, сколько понадобилось, чтобы выстирать его собственную одежду. Войдя в город, мусульманский вождь отказался от приглашения помолиться в христианской базилике Воскресения и вместо этого совершил молитву в сторону Мекки на месте разрушенного еврейского храма. Позже на этом месте была построена знаменитая «мечеть Омара», существующая до сих пор как знак превосходства магометанского откровения над библейским. Более того, большое значение возымел сам отказ Умара помолиться в храме Воскресения: если бы он согласился, базилика была бы превращена в мечеть . Вместо этого в знак признательности за то, что Софроний сдал город, халиф издал документ, гарантирующий сохранность христианских церквей и соблюдение права собственности христиан при условии, что они не будут демонстрировать свою веру на улицах, не станут проповедовать мусульманам, не будут препятствовать обращению христиан в магометанство и будут покорны и лояльны по отношению к завоевателям . Эти принципы и должны были обеспечить выживание христианских общин под мусульманским господством в течение столетий. Следует, однако, отметить, что Палестина—единственная часть халифата, где все древние христианские святыни были неприкосновенны и оставались в руках христиан и где православный патриарх всегда рассматривался мусульманами как официальный хранитель Святых Мест. Позже его права будут урезаны другими христианами, в особенности латинскими крестоносцами и отчасти армянами и коптами, но не святыни все же оказались в руках мусульман, например, построенная в первые века христианской Империи на месте Вознесения Христова, на Елеонской горе, часовня. — Эти сравнительно благоприятные условия объясняются договором между халифом Умаром и мудрым патриархом Софронием. Старый патриарх, доживший почти до девяноста лет, умер год спустя, 11 марта 639г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010