Когда Екатерина I узнала, как проводит время в Париже молодой Строганов, она потребовала его немедленного возвращения, а его гувернеру был запрещен въезд в Россию. Строганов вернулся, его отправили в деревню под строгий надзор матери и запретили появляться в Петербурге. Со временем он излечился от своих якобинских пристрастий, хотя французскую жизнь перед революцией вспоминал охотно 276 . Друзья Александра I и составили знаменитый Негласный комитет, начавший действовать с лета 1801 года. Обер-прокурором Святейшего Синода император назначил князя А.Н.Голицына, друга своей юности. Тот был не очень религиозен и даже сделался покровителем разных мистических сект. Немудрено, что в России оживились иезуитские и масонские круги. К иезуитам князь Голицын относился с особенным сочувствием: он даже находил между собою и ними какую-то таинственную связь. «Нечто божественное соединяет нас», – писал он иезуиту Березовскому. Голицын вместе с покровителем иезуитов герцогом де Ришелье принялся хлопотать о развитии иезуитских школ в Одессе, вместе с маркизом Паулуччи способствовал пропаганде иезуитов в Риге. Но особенно успешной была деятельность иезуитов в самом Петербурге. «В иезуитском пансионе, заведенном аббатом Николя, получают воспитание наиболее видные представители русской аристократии: князья Юсуповы, Голицыны, Гагарины, Волконские, графы Орловы, Нарышкин, Бенкендорфы и многие другие... Здесь юные представители древних родов молились по-латыни, по-латыни же читали Евангелие, учились Закону Божиему по латинскому катехизису и во время латинской мессы аколитами прислуживали священнодействующим патерам. При таком воспитании... они тайно переходили в католицизм или искали удовлетворения религиозным потребностям в мистицизме» 277 . Полное незнание основ родной религии делало русское высшее общество весьма податливым новым течениям. В Петербурге – после того как конференц-секретарь Академии художеств и недавний историограф Мальтийского ордена А.Ф. Лабзин открыл ложу «Умирающего сфинкса», в которую среди прочих вошли князь Г. П. Гагарин, священник М. М. Сперанский, П. Г. Беляев – отец декабриста, – одна за другой начали организовываться или оживлять свою деятельность другие ложи.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

При составлении своего труда мы руководствовались следующими источниками и пособиями: I.                Источники: 1 .     «Patrologiae cursus completus, series graeca et latina». Какими томами греческой и латинской патрологии мы пользовались, это видно из самого исследования. 2 .     Творения св. Отцов в рус. переводе, издававшиеся при Москов. Дух. Академии. 3 .     Писания Мужей Апостольских, св. Иустина Мученика и Иринея Лионского , переведенные священником (впоследствии протоиереем) П. А. Преображенским. 4 .     Творения Киприана и Иеронима, переведенные при Киевской Духовной Академии. 5 .     Полное собрание творений св. Мефодия Патарского , пер. под ред. Е. Ловягина . Спб. 1871. 6 .     Творения св. Иоанна Златоуста , переведенные при Спб. Духовной Академии. 7 .     Thomae Acvinatis, summa totius theologiae, pars. III. 8 .     Nicolai Methonensis Anecdota, pars. I, Frankfurt, 1825. 9 .     Formula Concordiae v. Walch herausgegeb. 1780. Jena. 10 .  Apologia Confessionis. 11 .  Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной. Спб. 1819. 12 .  Послание патриархов Восточной Кафолической Церкви о православной вере. 13 .  Christianae ortodoxae theologiae, eadem serie ас methodo, qua Theophanes Procopowicz usus est in academia Kiowienzi. vol. III, Lipsiae. 1792. 14 .  Православное учение или Сокращенная христианская богословия митр. Платона. 15 .  Слова и речи митр. Филарета. 16 .  Пространный христианский Катехизис, его же. 17 .  Догматическое Богословие, прот. П. Терновского. 18 .  Православное Догматическое Богословие митр. Макария. Спб. 1850. 19 .  Православное Догматическое Богословие Филарета, архиеп. Черниговского. 20 .  Опыт Православного Догматического Богословия еп. Сильвестра, т. IV, Киев. 1889. II. Пособия 1 .     1. Опыт Православного Догматического Богословия еп. Сильвестра, т. IV. Киев. 1889. 2 .     Иезуита Дионисия Петавия De theologicis dogmatibus, издавшего свой труд в Париже 1644 г. Мы пользовались 5 и 7 его томом, собственно той их частью, которая озаглавливается «Tractatus de incarnatione Verbi».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Образована Комиссия духовных училищ, первое центральное учреждение при Синоде, ведавшее духовным образованием в государстве. Специально образованный Комитет разрабатывает план новой организации всего духовного образования и план изыскания средств для создания капитала духовного ведомства. Начало реформы духовных училищ. Открытие в Петербургском округе ряда учебных заведений, преподавание в которых велось по новому, разработанному комитетом, плану. Образование Грузинского экзархата в составе Русской Православной Церкви. Князь А.Н. Голицын открывает в Петербурге русский филиал Британского и Иностранного Библейского общества. Преставление митрополита Платона (Левшина). Образование Кишиневской епархии. Устроение церковного управления во вновь приобретенной Бессарабии. Издание уставов духовных школ. Русский филиал Британского и Иностранного Библейского общества преобразуется в самостоятельное Российское Библейское общество. Начало работы по переводу Священного Писания на русский язык. Преобразование Московской духовной академии и перевод ее в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Положено начало Забайкальской миссии. (правильно оформлена в 1862 г.). Возобновление Осетинской миссии (к 1832 г. число обращенных из разных народностей достигло 60900 человек; осетины обращены почти все). В Тифлисе учреждена грузино-имеретинская синодальная контора под председательством экзарха Грузии. Указ царя об изгнании иезуитов из Санкт-Петербурга и Москвы, вызванный их все усиливающейся активностью, приведший к переходу в католичество членов многих аристократических семейств. Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа С.С. Уваров впервые вводит обязательное преподавание Закона Божьего (катехизиса и священной истории) во всех семи классах столичной гимназии и предлагает распространить эту программу на все гимназии России. Начало перевода Священного Писания на русский язык под руководством ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрита Филарета (Дроздова) . Манифест Александра I о создании Министерства духовных дел и народного просвещения, во главе которого становится князь А.Н. Голицын.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Мундир преподавателя Московского университета в кон. XVIII в. Гравюра. 1794 г. Мундир преподавателя Московского университета в кон. XVIII в. Гравюра. 1794 г. В 4-м параграфе проекта об учреждении Московского университета его авторы Ломоносов и Шувалов, практически цитируют петровский указ 1724 г.: «Хотя во всяком университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется Святейшему Синоду» (ПСЗ. Т. 14. 10346). Богословский фак-т Московского ун-та упоминается и в проекте устава, составленном в 1767 г., а также в распоряжениях Екатерины II от 1765 и 1773 гг. Идею создания богословского фак-та поддержали и нек-рые члены Синода, но она не была реализована ( Андреев, Цыганков. 2016. С. 47). Указ Екатерины II от 29 янв. 1786 г. утвердил, что «по правилам, от предков Наших принятым и от Нас свято наблюдаемым, учение Богословия присвоено Училищам Духовным» (ПСЗ. Т. 22. 16315). В связи с этим только Петр Алексеев, протоиерей Архангельского собора, лексикограф (член Российской АН с 1783), с 1759 г. и до своей кончины в дополнение к обязанностям священника университетской церкви являлся преподавателем Закона Божия и катехизиса для обучавшихся в гимназии и Благородном пансионе при ун-те. Благодаря его деятельности возникла традиция назначать настоятелем университетского храма священника, склонного к научным трудам и способного возбудить интерес паствы к богословским вопросам. Появление в ун-те по уставу 1804 г. фак-та нравственных и политических наук предусматривало создание 2 церковно-богословских кафедр: догматического и нравоучительного богословия, а также толкования Свящ. Писания и церковной истории. В Московском ун-те преподавание церковной истории началось в 1810/11 уч. г. Лекции читал ординарный проф. М. М. Снегирёв, сын священника, выпускник Троицкой лаврской семинарии и Московского ун-та, воспитанник митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина). В качестве пособия по своему курсу Снегирёв подготовил «Руководство к Церковной истории», но все ее экземпляры сгорели в 1812 г., а др. материалов о содержании курса не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Во-вторых, эпитропия заметила, что труд митрополита Паисия в некоторых местах, отмеченных в рукописи, удаляется от истинного понимания предмета, что все согласно признают следствием той поспешности, с какой труд был исполнен. Однако, все такие места необходимо исправить прежде печатания книги, чтобы не было какого-либо порицания автора произведения или какого-либо упрека церкви и вообще, не был дан верующим предлог для соблазна. Из всех представленных замечаний вытекает, что труд кесарийского митрополита Паисия должен быть переработан и исправлен самим автором, еще раз рассмотрен рецензентами, знающими турецкий язык и сведущими в богословии, и потом уже может подлежать печатанию. Свой отзыв о труде кесарийского митрополита вместе с рукописью и замечаниями эпитропия представила на усмотрение патриарха Григория и священного синода, которым и принадлежит право окончательного по делу суждения 36 . Доклад Центральной церковной эпитропии о труде кесарийского митрополита Паисия был предложен на рассмотрение и оценку священного константинопольского синода, по определению которого 12 июня 1838 года была отправлена кир Паисию патриаршая и синодальная грамота следующего содержания. Патриарх и синод, говорится здесь, были душевно обрадованы, получив труд кесарийского иерарха, составляющий перевод на простой турецкий язык катехизиса знаменитого Платона, сделанный на пользу духовной его паствы и вообще всех православных христиан Малой Азии. Кесарийскому митрополиту в заседании синода были выражены справедливые похвалы за ревность в просвещении народа и за благородные его усилия в осуществлении достойного всякой похвалы дела. Патриарх и синод, исполняя просьбу кесарийского митрополита, охотно и немедленно сделали бы распоряжение о печатании его труда, если бы не предстояла необходимость подвергнуть его рассмотрению и замечаниям существующей при патриархии Центральной церковной эпитропии, на обязанности которой лежит рецензировать и разрешать к печати все греческие издания, особенно церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Борисов-Жегачёв), архиеп. Астраханский. Портрет. XIX в. (РГИА) Виталий (Борисов-Жегачёв), архиеп. Астраханский. Портрет. XIX в. (РГИА) (Борисов-Жегачёв Василий; 1779, Калужская губ.- 4.12.1840 (по др. данным, 23.01.1841), Астрахань), архиеп. Астраханский и Енотаевский. Из семьи сельского священника. Обучался в Калужском ДУ, затем в Калужской ДС, по окончании к-рой продолжил образование в МДА и одновременно слушал лекции в Московском ун-те. По окончании МДА назначен учителем в Калужскую ДС. В марте 1812 г. принял монашеский постриг. 5 мая назначен настоятелем Троицкого Лютикова мон-ря, возведен в сан архимандрита. С 1814 г. профессор философии и инспектор Калужской ДС, присутствующий консистории Калужской епархии, с янв. 1815 г. ректор Калужского уездного ДУ, с 4 марта 1815 г. ректор Мещовских уездного и приходского уч-щ. В 1817 г. по предложению экзарха Грузии Феофилакта (Русанова) В. был переведен ректором в открывшуюся Тифлисскую ДС. По состоянию здоровья вскоре покинул Грузию и в 1818 г. определен инспектором в Ярославскую ДС с поручением преподавать философские науки. 26 авг. 1819 г. переведен в Полтавскую ДС ректором и профессором богословских наук. В окт. 1819 г. назначен настоятелем лубенского Преображенского мон-ря. 28 февр. 1826 г. в Киеве В. был хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. В том же году Харьковское об-во наук наградило архиерея дипломом за «знания и любовь к наукам». 12 марта 1832 г. В. был переведен на Астраханскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Попечением архиерея в Астрахани открылись уч-ще для детей канцелярских служащих, ин-т для воспитания девиц благородного и купеческого звания (1836), публичная б-ка (1838), а также церковные школы в селах Фёдоровском и Образцове Астраханского у. и 6 приходских уч-щ в казачьих станицах Енотаевского у. В 1838 г. в Астраханской ДС был создан класс калм. языка. Преподаватели и ученики ДС перевели на калм. язык Свящ. историю, Катехизис, составили русско-калм. и калмыцко-рус. словари. В. ежегодно жертвовал средства попечительству о бедных, благотворительствовал вдовам и сиротам. Награжден орденом св. Анны 1-й степени (1836). В. принадлежала большая б-ка книг по богословию, истории и философии. Погребен в нижнем храме астраханского Успенского кафедрального собора в приделе во имя св. Платона.

http://pravenc.ru/text/158830.html

С 1806 г. Василий Михайлович Дроздов делается известным и как проповедник. Первое слово было им произнесено 12 января, на день освобождения обители преп. Сергия от нашествия поляков и литовцев в 1612 г. Проповедь эта по распоряжению митр. Платона была напечатана, а автор ее был определён проповедником при Лавре, причем вскоре митр. Платон открыто признал его превосходство пред собою. 16 ноября 1808 г. Василий Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарета, а 21 ноября посвящен в иеродиакона. В конце того же года Филарет был вызван в Петербург и назначен инспектором Петербургской семинарии, а затем (1812 г.) ректором Петербургской Духовной академии. Своей проповедью при погребении М. И. Кутузова (1813 г.) Филарет, тогда уже архимандрит, обратил на себя внимание высшего столичного общества и как проповедник. В следующем году он был приглашен для служения и проповеди в дворцовую церковь, но своей проповедью “О любви к миру,” в которой нелицеприятно обличил суетность придворной жизни, навсегда закрыл себе доступ ко дворцу. В 1817 году Филарет был посвящен во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии, с оставлением в звании ректора Академии. Через два года он получил самостоятельную Тверскую кафедру, звание архиепископа и члена Св. Синода. Наконец, в 1821 г. он был перемещен на кафедру первопрестольной Москвы, где, возведенный в 1825 г. в сан митрополита, оставался до самой смерти в 1867 году. Ученая, учебная, административная и общественная деятельность митр. Филарета так широка и замечательна, что не только церковная, но и гражданская история России XIX века будет неполна без должного упоминания его имени. Он обращал неусыпное внимание на состояние духовенства, пристально опекал Духовную Академию, занимался вместе с другими учеными богословами переводом Св. Писания на русский язык, составил катехизис, положил начало водворению мира и единения московских старообрядцев с Православной Церковью и при всем том неустанно проповедовал. На этой последней стороне деятельности Московского Святителя мы преимущественно и остановимся. Митрополит Филарет как проповедник

http://azbyka.ru/propovedi/istoriya-prop...

А. Протасов  (1790 г.) заявляет  в  своей латинской оде, что Платон  Московский превзошёл и Тацита, и Ливия, и Сенеку, и Цицерона, и Ксенофонта, и Саллюстия, и Сократа, и Аристотеля, и Платона... Учитель Перервинской семинарии С. Некрасов  обращается к  Платону с  таким  стихотворением  (1807 г.): Живёшь–и жить даёшь другим ... He Божество ли ты какое?– Лишь сродно Божествам  одним Чудотворение такое... A в  тон  ему ученик  риторики А. Поморцев  (в  том  же году) поёт: Пастырь священный, Мудрости светом К  нам  ты блестишь. Дух  утомлённый Горним  советом Греешь–живишь. Нет  сомнения, что во всех  этих  излияниях  было много искренней, настоящей любви и признательности со стороны авторов  к  Платону, как  попечителю духовно-учебных  заведений. 13 Митрополит  Платон  как  проповедник Ещё в  бытность свою учеником  низших  классов  Славяно-греко-латинской Академии Платон  хорошо ознакомился с  самым  выдающимся проповедником  христианской Церкви–св. Иоанном  Златоустом. Это знакомство наложило печать и на проповеди самого Платона. Читая его проповеди, невольно припоминаешь себе великого оратора древней Церкви, с  которым  y Платона есть значительное родство и в содержании поучений, и в  манере их  составления. Оказали на Платона влияние, несомненно, и наши выдающиеся проповедники, в  особенности же Гедеон  Криновский, который Платову представлялся идеалом  церковного проповедника. Знакомство с  языческими ораторами классической древности, и прежде всего с  Цицероном, также играло значительную роль в  проповедническом  развитии Платона. Наконец, на складе его проповеди сказалось влияние и наиболее выдающихся французских проповедников,– главным образом  Боссюэта. Первыми проповедническими произведениями Платона являются катехизические беседы, говорённые им в бытность его учителем  Славяно-греко-латинской Академии и стяжавшие ему большую известность среди московского населения. Всех  этих  бесед –34, и они помещены в 8 и 9 томах  собрания сочинений Платона в  том  порядке, в  каком  были сказаны. Первые шесть бесед  посвящены изъяснению учения о Церкви вообще, историю которой он при этом представляет  в  кратком  виде. Замечательно, что свои катехизические беседы Платон  отличает от  проповедей в  собственном  смысле: он  указывает  на то, что проповеди пишутся по отдельным  пунктам  христианского веро- и нравоучения, a катехизические беседы должны раскрыть христианское учение–от  начала и до конца. Поэтому он  в  этих  первых  шести беседах  излагает  последовательно историю Церкви: первобытной, патриархальной, подзаконной и новозаветной. Далее Платон  приступает  к  толкованию символа веры , которое и ведёт слово за словом .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

14 См. собственноручную его рукопись этого катехизиса, хранящуюся в библиотеке Московской Духовной Академии под 85. См. печатные экземпляры этого катехизиса в 8 и 9 томах сочинений Платона. Москва, 1781. 15 Мы имели под руками издания Богословия Платона: на русском в 7 томе сочинений Платона изд. 1780 г.; на греческом языке Лейпцигское 1782 г. и на латинском Петербургское 1774 года. 16 См. у Сопикова ч. I, 566; III, 5134; у Снегирева в биографии Платона, ч. 2, стр. 91. Москва, 1856; у Филарета Черниговского в Обзоре русской духовной литературы, ч. 2, стр. 175. Чернигов, 1863 и другие. См. в сочинениях Платона, т. 6. стр. 151 и дальше. Москва, 1780. 17 См. Сопикова, ч. I, 563. У нас под руками были издания Московские: 3-е 1804 и 4-е 1811 года. Из катехизисов Платона с ним сходен особенно «Краткий катехизис». 20 Dux, δηγς. См. подробное заглавие первой части Богословия Платона. И в катехизисах 1786 и позднее, читаем, что к познанию Бога «ведет нас самое естество и откровение» (стр. 1). 21 Стр. 3 изд. 1836 г. срав, стр. 4 изд. 1696 и л. 2 об. изд. 1794. И все дальнейшее катехизическое учение на каждом шагу подтверждается, кроме Священного Писания, и церковным преданием. Срав. Собрание науки о артикулах веры, л. 1 об. цит. изд. 25 Этим мы конечно не говорим о не православии рассматриваемых катехизисов; наоборот они даже прямо, особенно первый, – направлены против заблуждений латинства и протестантства; мы говорим лишь о характере направления их, отличающего их один от другого. Эту существенную разницу между катехизисами Петра Могилы и Платона заметили и заграничные богословы. См. Herzog und Plitt, Real-encyklopädie, B. V. S. 427. Leipzig, 1879. 26 Об этом подробнее см. помещенное выше во сем же томе юбилейного Сборника наше исследование «0 подвигах Филарета по переводу Библии на русский язык». 29 Мефодий был и толкователь Священного Писания, и богослов систематик, и проповедник, и церковный историк, и филолог и т.д. См. о нем у Филарета Черниговского , в Обзоре русской духовной литературы, ч. 2, стр. 190–193 цит. изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Платона, согласно его завещанию, полностью передана в Вифанскую семинарию, но доселе еще не описана в полном объеме; лишь рукописная ее часть описана свящ. Муретовым, при чем приведены и самые пометки, сделанные на рукописях м. Платоном. В библиотеках Московской Духовной Академии, Троице-Сергиевой Лавры, Синодальной и др. находятся рукописи, бывшие в распоряжении м. Платона и носящая критические замечания, сделанные его рукой; замечания эти иногда приводятся в печатных описаниях этих библиотек 1641 , но было бы важно собрать их все вместе 1642 . Из напечатанного литературного наследия м. Платона остаются еще вовсе незатронутыми специальными исследованиями труды по систематическому богословию и исторические. К первого рода трудам принадлежит вышедшее в 1755 г. «Православное учение, или Сокращенная Христианская Богословия» (с прибавлением молитв и рассуждения о. Мелхиседека), с построенными на его основе тремя катехизисами: «сокращенным» – для священнослужителей, с приложением мест из Слова Божия, правил Св. Апо- —208— стол и Св. Отец, Духовного Регламента и Присяг (М. 1775), другим «сокращенным» – для обучения отроков, с присовокуплением Молитв и Христианского Нравоучения, и «кратким» – для обучения малолетних детей Христианскому закону (М. 1775). Обследование этих трудов представляет интерес с двух точек зрения. С.К. Смирнов называет «богословие Платона» «первым опытом решительного изгнания из системы богословской приемов схоластических» 1643 . С другой стороны, труды Платона в этой области вызывали обвинение в причастности протестантскому духу. Особенно любопытно здесь то, что протестанты встретили перевод богословия и катехизиса Платона большим сочувствием и даже прямо указывали наличность будто бы близости воззрений Платона с их собственными. «Один ученый англичанин, сообщает Снегирев, поместив (в Anecdotes of the Russian Empire. Lond. 1784) сокращение его катехизиса, говорит, что «оный во многих местах не только дышит благородным и благочестивым духом, но сочинен с великой “простотой языка и изложения”.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010