Чтобы судить о воззрениях Филарета на тот или другой предмет, – для этого нужно взять не одно его сочинение, а все. Односторонность и, поэтому, некоторую блазненность «Изложения разностей» Филарет и сам сознавал и без поправок не хотел издавать своего сочинения, писанного на скорую руку и в такое время, когда он только что вступал в жизнь и находился под влиянием своего учителя – благодетеля м. Платона, в катехизисе которого о предании не говорится. В каком же порядке излагать догматическое учение м. Филарета? Как на этот вопрос, так и на тот, как вообще излагать догматическое учение Филарета, нам хотелось бы сказать и, по мере возможности, выполнить то, что сказал и что сделал сам святитель, говоря в праздник Рождества Христова, вместо своего слова, слово Григория Богослова . Вот что говорил он тогда, приступая к произнесению слова св. Григория: «Я буду только служитель трапезы, а угоститель ваш – святой Григорий: мои уста, его слово» 19 . Нашим угостителем будет не Григорий Богослов , а Филарет, сравниваемый с знаменитым вселенским богословом. В основу догматической системы, составляемой нами по сочинениям Филарета, мы положим его собственный план, написанный им для преподавания Догматического Богословия в С.-Петербургской дух. академии. Этот план находится в «Обозрении богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах» 20 . Понятно, нам нельзя следовать этому плану рабски, во всех его мельчайших подробностях. Порядок частных мыслей догматической системы необходимо должен определяться тем отношением их, в каком они находятся в сочинениях самого Филарета, также и тем, в каком вообще удобнее находиться им в стройной системе. Самостоятельность наша главным образом в этом и будет проявляться. 1 См., напр., письма Филар. к Парфению Черткову : 11, 14–15, 17, 22–24, 27, 34, 36–40. «Скудные и и в ранних летах силы, при немалых трудностях служебной деятельности, не обещали мне поздних лет», говорил восьмидесятипятилетний старец. Слова, изд. 1885 г., 5–579. 9 См., напр., письма его к Муравьеву: 8, 43, 55, 67, 97, 112, 113, 140, 188, 189, 205, 284, 286, 288, 301, 307, 314, 333, 355, 375, 386, 404, 431и 446. Читать далее Источник: Догматическое богословие по сочинениям Филарета, митрополита московского. Казань: Типография Губернского правления, 1887 год. Содержание: VIII, 303 страниц Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В конце жизни ему все же удалось выполнить задуманное: осуществить полный перевод на русский язык Библии 2 декабря. ПРАВМИР. Церковь чтит память святителя Филарета, митрополита Московского. Святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов) родился в семье коломенского диакона (впоследствии священника). Первоначальное образование будущий Святитель получил в Коломенской семинарии, затем, с 1800 г., в Троицкой Лаврской семинарии, и вскоре, проявив большие способности к проповеди и языкам, обратил на себя внимание ее устроителя митрополита Платона (Левшина). С 1803 г. Василий Михайлович уже сам здесь преподавал. Вскоре митрополит Платон убедил молодого семинарского учителя в необходимости принять монашество. Постриг с именем Филарета (в честь праведного Филарета Милостивого) совершился в Свято-Духовской церкви Лавры 16 ноября 1808 г. В 1809 г. Святителя (уже в сане иеродиакона) перевели в Петербург, в том же году совершилось рукоположение во иеромонаха. В 1811 г., в сане архимандрита, он становится ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и остается в этой должности до 1819 г. Здесь он блестяще преподает различные богословские дисциплины. В это же время им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако в деле перевода он встречал постоянное противодействие, в том числе и со стороны ряда иерархов; спустя несколько лет Библейское Общество оказалось закрыто, и дело перевода Священного Писания было приостановлено. Тогда Святитель уже занимал Московскую митрополичью кафедру (начиная с 1826 г.). В то время его часто обвиняли в неправославии, и даже составляемые им катехизисы подвергались обязательной правке. И тем не менее влияние святителя Филарета на жизнь и Русской Церкви, и государства было весьма значительно. Митрополита Московского любили и почитали духовенство и миряне не только из его епархии, но и из отдаленных мест,– за высокий духовный настрой, за благоговейное служение, за внимание к людям и – далеко не в последнюю очередь – за высокую образованность. К его мнению прислушивались, за помощью и советом к нему обращались императоры Николай I и Александр II.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Третья без оглавления и начала. Почему неизвестен состав ее. Есть от 4-й главы до 78-й. Она духа беспоповщинского (как и вторая) и в целом должна быть весьма обольстительна: подрывает основы видимого устроения Церкви. И в ней свидетельства древних и новых учителей, но не противные, а всегда так: после древних с сим согласуют или тожде умствуют и новии учители. То и другое в одной главе. Во всех трех – места приводятся из Св. Писания В(етхого) и Н[ового] Завета, просто или с толкованием; из Соборов Кормчей, Номоканона, просто или с толкованием из Зонары и Аристена; из св. Отец – прямо из них, или из Соборников; из богослужебных книг; из житий святых – Четь-Миней, прологов, патериков. Приводятся также Иосиф Волоколамский, Никон Черногорец, Зерцало, или беседа души с телом, Лексикон Памвы Берынды, Бароний и проч. Собственно раскольнические книги, служившие источником, суть: большой и малый катехизис, книга о вере Кириллова, слова Максима Грека , книга Аафа, диаконовы ответы... (Дорога выписка из сих последних, ибо их нет ни в семинарской библиотеке, ни в соборе, ни в городе Петрозаводске, как слышу). Свидетельства новых учителей браты из Жезла, Увета, Пращицы, Щита, Обличения, Камня веры, Розыска, Богословия и Увещания митр[ополита] Платона, книжицы о блаженствах. Богословия Макария (прежнего), Регламента, книги о должностях приходских священников, катехизиса, изданного] при патр[иархе] Адриане, Скрижали, сочинений святителя Тихона. Кроме сих – еще рукопись служб: 1) Корнилию, Даниилу, Андрею и Семену (так! – Ред.); 2) Геннадию, иноку Соловецкому; 3) на преставление Корнилия, марта в 1-й день; 4) служба исповедникам, от нововводителей пострадавшим за древнее предание; 5) служба общая – новым российским страдальцам (в стихирах поминаются Павел, Аввакум, Федор, Никита, Лазарь и проч.). Службы написаны недурно, но не все равного достоинства. Есть также копия с жалобного послания Саввы, бывшего справщиком книг и сосланного за противление в Кириллов Белозерский монастырь, – писанного в 1668 году к царю Алексею Михайловичу. Здесь выставляются очень многие отступления новых книг от старых – большею частию в словах. В трех книгах, говорит, Псалтири, Триоди и Святцах малых более 200 ошибок. – Дух челобитной – кроткий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Между тем, если мы припомним из обозрения Тверского и Ярославского периода проповеднической деятельности Филарета, уже в 1820 году в Синоде поднят был вопрос о лучшей постановке дела катехизических поучений. В руководство для составления их тогда же рекомендованы были, между прочим, катехизисы Петра Могилы, Димитрия Ростовского , а из древних – Кирилла Иерусалимского 76 . Но не только эти катехизисы, а гораздо позднее их составленный и до последнего времени употреблявшийся катехизис митрополита Платона во многом не соответствовали потребностям времени, как в отношении учебном, так и в отношении к составлению поучений по руководству их. Давно сознанная потребность составления нового катехизиса назрела к рассматриваемому времени, – и вот, по предложению Святейшего Синода, святитель Филарет решился удовлетворить этой потребности. Нелегкое дело составления катехизиса Филарет совершил в ту же свою бытность в Петербурге в 1822–1823 году. История составления и судьба катехизиса Филаретова, как пространственного, так и краткого, подробно рассмотрена нами в другом нашем исследовании. 77 Мы теперь отметим лишь ту особенность того и другого, что тексты Священного Писания в них, согласно обстоятельствам того времени, приведены в русском переводе. Между тем Филарет, по составлении катехизисов и по одобрении их высшею церковною и высочайшею Властью, а также по завершении других дел синодальных, имея в виду духовные нужды своей епархии, испросил себе разрешение отправиться в свою епархию «на два года» и, по получении этого разрешения, отправился в Москву в августе 1823 года. 78 Это отбытие Филарета из Петербурга, продолжившееся потом, помимо его воли, и еще на два года, имело роковое для него значение. Уже с 1821 года начавшаяся глухая борьба против Библейского общества и против главнейшего дела его, которое было делом и Филарета, – перевода Библии на русский язык, теперь усилилась еще более. Страсти, сдерживаемые в присутствии сильного умом, словом и делом защитника мысли о переводе Библии – Филарета в Петербурге, не имели для себя никакой задержки в его отсутствие, хотя до времени все дело, по-видимому, шло в прежнем порядке. Перевод продолжался не только в 1823, но и в 1824 году; равно так же продолжаемы были и отчеты, и известия Библейского общества как в центральном управлении последнего в Петербурге, так и в провинциальных отделениях его, между прочим, и в Москве, где вице-президентом был, по принятому порядку, на место митрополита Серафима, Филарет. Не чувствуя за собою лично никакой вины и глубоко убежденный в важности и великости дела перевода Библии на русский язык, как наилучшего и ближайшего способа к уразумению ее, Филарет с спокойною совестью деятельно споспешествовал ходу дела сего и дел Библейского общества вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Пособием учителю в сем изъяснении могут служить катехизические поучения, первее всего св. Кирилла Иерусалимского , потом знаменитых пастырей нашей церкви митрополитов Платона и Михаила; а лучшим образцом изложения истин веры в такой степени ясности и простоты, что их могут понимать и самые незрелые умы, многие части сочинений святителя Тихона Воронежского. б) После такого изъяснения, в правильном уразумении которого учитель должен тут же удостовериться посредством спроса нескольких учеников, урок катехизический должен быть заучиваем наизусть по руководству. Это нужно как потому, что в учении церковном самые слова и выражения имеют особенную важность, и своевольная перемена их может вести к неправильной мысли; так и потому, что такое изучение приучит учеников к церковному языку и будет полезно и необходимо для них впоследствии, при слушании система Богословских. Нужно помнить, что как изучение на память, без надлежащего разумения, вредно; так и привычка говорить о высочайших истинах веры, как попало, еще более вредна. А) Догматика, или система вероучения православно-кафолической церкви. Почитаем излишним говорить здесь о содержании и составе догматического богословия. Составляя существенный и главный предмет семинарского и академического образования, оно более других наук обработано в наших школах, и наша духовная литература имеет замечательные и удовлетворительные образцы систематического изложения догматов веры. Обращаемся к способу преподавания догматов веры в семинариях. «Догматы и учение нашей восточной церкви еще древне исследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены святыми и вселенскими соборами, прибавлять к ним, или отнимать от них что-либо непозволительно». (Послание патриархов восточно-кафолической церкви и православной веры). Посему знать догмат значит а) твердо помнить и правильно разуметь самое церковное определение его; б) уметь правильно раздробить церковное определение догмата на частные понятия, входящие в состав его, и вывести правильно вытекающие из него следствия, а вместе указать, какие возможны и были действительно ложные представления в понимании догмата, с правильным изъяснением тех изречений свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Филарет Московский, свт. - житие Святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов) родился в семье коломенского диакона (впоследствии священнника). Первоначальное образование будущий Святитель получил в Коломенской семинарии, затем, с 1800 г., в Троицкой Лаврской семинарии, и вскоре, проявив большие способности к проповеди и языкам, обратил на себя внимание ее устроителя митрополита Платона (Левшина). С 1803 г. Василий Михайлович уже сам здесь преподавал. Вскоре митрополит Платон убедил молодого семинарского учителя в необходимости принять монашество. Постриг с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого) совершился в Свято-Духовской церкви Лавры 16 ноября 1808 г. В 1809 г. Святителя (уже в сане иеродиакона) перевели в Петербург, в том же году совершилось рукоположение во иеромонаха. В 1811 г., в сане архимандрита, он становится ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и остается в этой должности до 1819 г. Здесь он блестяще преподает различные богословские дисциплины. В это же время им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако в деле перевода он встречал постоянное противодействие, в том числе и со стороны ряда иерархов; спустя несколько лет Библейское Общество оказалось закрыто, и дело перевода Священного Писания было приостановлено. Тогда Святитель уже занимал Московскую митрополичью кафедру (начиная с 1826 г.). В то время его часто обвиняли в неправославии, и даже составляемые им катехизисы подвергались обязательной правке. И тем не менее влияние святителя Филарета на жизнь и Русской Церкви, и государства было весьма значительно. Митрополита Московского любили и почитали духовенство и миряне не только из его епархии, но и из отдаленных мест, - за высокий духовный настрой, за благоговейное служение, за внимание к людям и - далеко не в последнюю очередь - за высокую образованность. К его мнению прислушивались, за помощью и советом к нему обращались императоры Николай I и Александр II.

http://pravicon.com/info-3574

Для них печаталось Св. Писание в соответствие лютеранскому библейскому обществу (20 июля 1863 г.), переводились богослужебные книги на эстский и латышский языки открытым для этого 22 июня 1850 г. комитетом, в состав которого входило и ныне входит несколько священников, хорошо знающих местные языки 253 , печатались катехизисы на том и другом языке 254 , распространялся межу эстами и латышами журнал «Училище Благочестия», издававшийся при рижской духовной семинарии с основания ее по 1865 г. (сперва на трех языках: русском, эстском и латышском, а потом на двух последних). Специально назначавшийся для распространения духовного просвещения в православном народе Лифляндии – в духе православной церкви, писались и издавались в свет 255 на местных языках, для народного употребления, особые сочинения, касающиеся учения и обрядов православной церкви; таковы сочинения на латышском языке о православной вере, о постах, о молитвах, о почитании св. икон – протоиерея Иоанна Поспелова. При этом преосвященный Платон требовал, чтобы как законоучителя учебных заведений 256 ревностно преподавали своим питомцам Закон Божий, так и священники усердно проповедывали своим прихожанам здравое учение веры и нравственности христианской, не оставляя без внимания того тяжкого положения, в котором находится православная церковь в Лифляндии. Скорбное положение в ней чад православной церкви требовало со стороны пастырей всевозможных усилий – поддержать в них твердость в исповедании содержимого ими учения 257 и благодушное перенесение всякого рода несправедливости от иноверцев 258 . Такая усиленная заботливость со стороны лифляндских пастырей православной церкви о поддержании веры и благочестия в юных чадах ее особенно потребовалась в 60-х годах. В это время многие из родителей, вопреки общему закону в России, стали отказываться крестить в православной церкви детей, происходивших от их смешанных браков. В это же время стало усиливаться между православными эстами и латышами желание снова возвратиться в лютеранство.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

(Десницкий Матвей Михайлович; 8.11.1761, с. Топорково (Богородское) Богородского у. Московской губ.- 24.03.1821, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Сын пономаря Казанского храма с. Топоркова, к-рый скончался через неск. дней после рождения Матвея. Когда Матвей выучился грамоте, мать представила его архиеп. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой утвердить пономарем. Но архиерей решил направить отрока в семинарию, оставив за ним пономарское место «для пропитания его матери». В Троицкой семинарии (в Троице-Сергиевой лавре), где Матвей учился на казенном иждивении в 1776-1782 гг., он получил фамилию Десницкий. Затем был принят в учрежденную московским «Дружеским ученым обществом» в 1782 г. Переводческую (Филологическую) семинарию. (Один из основателей об-ва, кн. Н. Н. Трубецкой, московский мартинист из круга Н. И. Новикова, в 70-х гг. XVIII в. владел с. Топорковом.) Под влиянием И. Г. Шварца, профессора Московского ун-та, мартиниста, сформировались религ. мистицизм Десницкого и понятие о «внутреннем человеке». Десницкий слушал лекции в Московском ун-те и Славяно-греко-латинской академии. Подружился с А. Н. Колоколовым, буд. протоиереем Троицкого собора г. Осташкова, духовным писателем и переводчиком. По настоянию матери отказался от намерения принять постриг. Женился на дочери священника московской ц. св. Иоанна Воина на Якиманке и в 1785 г. был рукоположен во иерея, служил в этой церкви. По поручению митр. Платона (Левшина) проповедовал в московских соборах. Красноречие свящ. Матвея «обратило на него внимание всей Москвы». В 1790-1792 гг. перед литургией «по примеру Древней Церкви» он преподавал «Пространное катехизическое учение». Проповеди, прочитанные им в 1790-1796 гг., составили цикл «Труд, пища и покой духа человеческого» (СПб., 1799-1801. 7 т.). Свящ. Матвей украсил главный придел храма св. Иоанна Воина новым иконостасом, созданным по проекту архит. В. И. Баженова (разобран в сер. XIX в. по распоряжению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) ). Десницкий был известен цесаревичу Павлу Петровичу, к-рый, взойдя в кон. 1796 г. на престол, вызвал его в С.-Петербург и включил в штат придворного духовенства. С 1798 г. свящ. Матвей публиковал сборники своих проповедей, произнесенных в Москве. После того как он похоронил жену, 27 нояб. 1799 г. в церкви Гатчинского дворца в присутствии представителей имп. двора пострижен в монашество с именем Михаил.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

“Я читаю Библию и молюсь, но, как видите, я же не пришёл к вам. Бог привёл меня в другую церковь! Как вы это объясните?” Ответы были разными: ты был неискренен в молитве (ведь “с искренними Бог поступает искренне, а с лукавыми по лукавству их”); ты недостаточно внимательно исследовал Писание (вот, если с тобою побеседовали бы наши пастыри, то ты бы смог понять всё правильно!) Так значит просто чтения Писания и просто молитвы недостаточно? Должны быть что-то и кто-то ещё? Но, как тогда определить, кто и что? Почему я должен доверять именно этим пастырям и проповедникам, а не другим? Почему должен вверить свою жизнь именно этой общине, а не какой-нибудь другой? Вопрос о критериях истины оставался открытым и всё громче, и громче звучал в моём сознании. Когда я начал изучать историю церкви, знакомиться с православной литературой (чтобы спасти брата от заблуждения), мучивший меня вопрос о критериях истины, начал постепенно проясняться и разрешаться. Вот почему я стал обнаруживать своё собственное заблуждение. Здесь напрашивается ассоциация с притчей Платона о пещере. Там, человек, сидя в пещере видит лишь тени проникающие в пещеру извне и считает, что эти тени и есть реальность. Потом, человек выходит из пещеры и видит подлинную реальность, но она ослепляет его. Вот и мне представилась подобная картина. Только я сидел в пещере при свете костра и теперь решил взять из костра факел и выйти наружу, посветить тем, кто находится там, вне… Вышел с факелом и оказался в реальности, залитой солнечным светом. Результатами своих размышлений и поисков я делился со своими друзьями – членами нашей домашней церкви. Нет, мы так просто не сдавались! Мы составляли перечни вопросов, которые я потом излагал своему, теперь уже православному другу. Он терпеливо и последовательно отвечал на все эти вопросы и этих вопросов становилось всё меньше. Забегая вперёд, скажу, что весь этот набор вопросов не отличается оригинальностью и ответы на них стали уже хрестоматийными. Из них уже давно составляются миссионерские катехизисы.

http://azbyka.ru/way/ja-iskal-istinu/

439 См. старинный чин обручения и венчания в приложениях III и IV. Смысл молитв обручения состоит в том, что благословляется уже составленное брачущимися обручение, то есть гражданский договор, заключенный ими до совершения молитвословия. В таинстве, по верованию церкви, сообщается обручающимся благодатная сила, закрепляющая, освящающая и утверждающая их договор; с получением этой силы, начинается выполнение этого договора, которого супруги без законных причин – не в праве расторгать. В венчании же благословляется самый брак; с определенного момента в венчании начинается нравственное супружеское общение жизни, выражаемое в молитвах, в питии общей чаши, в хождении вокруг евангелия. 440 Любопытно, что в „Богословии» (стр. 64) митрополита Платона так брак определяется: „Брак есть священный обряд, в котором служитель церковный» и пр. Понятие о браке, только как об обряде, не имеет оправдания ни в учении русской церкви, ни в сознании русского народа, ни в истории русского права. Сам Платон в катехизисе заменяет слова „священный обряд» словом „таинство», основывая это название на Ефес. 5:32 . 441 У русских славян во времена язычества брак совершался трояким способом: или умычкою женихом невесты (без согласия родителей и ведома соседей), или религиозными обрядами, в которых принимали участие соседи и родные и при которых жених и невеста вступали в сожитие, – или передачею невесты жениху родителями. Церковь вооружилась против первых двух способов заключения брака, одобряла только третий и настойчиво требовала, чтобы передача невесты жениху завершалась „венчанием». Она не довольствовалась тем, что „ряд» или „сговор» сопровождался церковным „обручением», которое, в первые века христианства, признавалось многими русскими достаточным для вступления в брак, но настаивала, чтобы совершено было над сочетавшимися и „венчание». Она употребляла для этого все свои усилия. Между прочим, введение „венечных памятей» в практику церкви объясняется тем, чтобы церковное венчание браков могло быть в известности и под наблюдением иерархов. В некоторых епитимийных номоканонах положено было духовникам спрашивать супругов на исповеди: венчались ли они при вступлении в супружество (См. „К истории епитимийных номоканонов», С.-Пб. 1874 г., стр. 136). Лиц, живших в супружестве после одного обручения, хотя бы и церковного, но не венчавшихся, церковная власть подвергала своему суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010