Мы, слушатели, в числе ли сего святого собора, или нет, то я сказать не умею: понеже сия вещь снаружи судима быть не может. «Не всяк то глаголяй ми, Господи, Господи, внидет в царство небесное» ( Мф.7:21 ), «много званных, мало же избранных» ( Мф.20:16 ). В пшенице есть и плевелы: в неводе церковном есть рыбы, которые назад извержены быть достойны: в теле церковном есть и гнилые уды: есть, которые взявши уды Христовы сотворили уды блудничи. Но от сего нас благость Божия да избавит. Мы пребегшии ятися за предлежащее упование, ничем от нашего Христа да не разлучимся: только надобно знать, что церковный состав, имеющий главу Христа, никаких скверн и баззаконий не терпит. Иначе ежели согрешим, то да знаем, что на самого Христа согрешаем. Моя ежели болит рука, нога, или другая часть, то не страждет ли и все тело? Не мучительно ли и главе? Равным образом ежели я своим грехом самой высочайшей досажду главе, то не согрешаю ли во Христа, то есть, не бываю ли столько виноват, сколько тот, который бесчестит Христа? Здесь я более не говорю: а и братия наша одного тела члены не вредятся ли премного нашим грехом, когда наша язва и на них переходит, и мы своим грехом и других заражаем? Мы с Христом соединяется чрез веру: так да блюдем, братие, веру, которая состоит в том, ежели полную сердца своего надежду на Божию милость чрез заслуги Христовы нам подаемую положим: сами между собою друг с другом да связуемся любовью, которая состоит в том, ежели мы о всех других телесном паче же душевном добре, так как о своем, постараемся. Без веры прерывается наш о Христе союз: без любви раздираем на части тело Христово: о прочем, по Божией воли, поговорим в будущие недели. Вы только, слушатели, заднее не забывайте, а в переднее простирайтесь: я Бога молю, чтоб в вас Его благодать силу свою, просвещением вашего ума, и произведением в добро, оказала, а чрез вас и прочим всем. Аминь. Сказывано 15 Марта. Читать далее Источник: Катехизис или первоначальное наставление в Христианском законе./сочинение Платона, митрополита Московского./Том 8. Печ.: в Сенатской типографии Гиппиуса. 1781. – 373 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л. Анисов XIII глава Впервые в Тверскую епархию преосвященный Платон приехал 15 мая 1771 года, минуя карантины, поставленные на дорогах из-за свирепствовавшей в Москве моровой чумы. 119 «Встреча была у Вознесенья, и оттоль, облачившись, изволил итить в собор для служения литургии. Оный день была Пятидесятница», – запишет в дневнике один из тверских купцов 120 . Вступив в должность, архиепископ Платон обратился ко всем жителям с пастырским посланием, призывая соблюдать благочестие. Послание было зачитано во всех церквах. Владыка ревностно занялся устройством епархии. Для благочинных издал «Инструкцию», как управлять вверенною им частью. Благочинных он намеревался сделать активными проводниками мер, направленных на улучшение дел на местах. Для ставленников Платон составил сокращенный Катехизис с приложением церковных правил из Кормчей книги и «Духовного регламента» и написал «Присягу на священнослужительские чины (должности)». Для детей издал два кратких Катехизиса в вопросах и ответах и написал христианское нравоучение для первой русской Азбуки, изданной для народных училищ: буди благочестив, уповай на Бога и т.д. 121 В архиерейском загородном доме, называемом Трехсвятским, который так нравился ему (дом деревянный, с большим садом и прудами), Платон устроил консисторию, разобрал архив и принялся приводить расстроенные дела в порядок. Удалившись от двора и Синода, архиепископ особо начал входить в дела паствы. В управлении ею единственное его намерение состояло в том, чтобы исправить духовенство, «производя сколько возможно лучших священников, а худых или исправляя, или неуправляемых лишая звания» 122 . В производстве дел прямодушный, чуждый мздоимства архиепископ Платон не взирал ни на просьбы, ни на слезы, если то находил несообразным с законною справедливостью. Этим пользовались враги Платона, опасавшиеся его ума и влияния. Было время, когда только дружба с Г. А. Потемкиным спасала его от царской опалы. Заняв запущенную кафедру, он показал, что обладает не только даром проповедника, но и талантом администратора. Образование духовенства, его материальная обеспеченность, благолепие храмов, благоустройство обителей стало предметом неусыпных забот архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Источники отмечают низкий спрос на кириллические издания типографии в 1-й пол. XVIII в., что отчасти объяснялось их высокой ценой. Финансовое положение Московской типографии осложнялось тем, что она вынуждена была отправлять в С.-Петербург для создаваемых Синодом новых типографий свою продукцию, оборудование, материалы, к-рые приобретала на собственные средства, а также отпускать туда своих сотрудников. Работа типографии изменилась в 40-х гг. XVIII в. благодаря деятельности архим. Новоспасского мон-ря Антония (Илляшевича) , который с 1741 г. занимал пост суперинтенданта типографии. Он наладил выпуск лит-ры, пользовавшейся спросом, снизил себестоимость изданий, провел ремонт в помещениях типографии. С 1744 г. типография стала каждые полгода издавать реестры выходивших книг с указанием цены. К сер. XVIII в. ее оборотный капитал превышал 70 тыс. р., причем основной статьей расходов было не жалованье, как в предыдущие десятилетия, а затраты на материалы и инструменты. К кон. 50-х гг. XVIII в. типография работала на 20 печатных станах, вводились в действие еще 6 и планировалось дальнейшее увеличение их числа. В 1759 г. Синод принял решение об открытии торговых лавок типографии за пределами Москвы - в С.-Петербурге, Казани и Тобольске. В 1747 г. началась перестройка помещений типографии, завершенная к 1760 г. Б-ка при типографии была перенесена в новый корпус, построенный на месте приобретенного в 1761 г. дома гр. П. Б. Шереметева. В типографии трудились крепостные. К сер. XVIII в. относится появление новых служб, акафистов, Житий святых, составленных не только духовными, но и светскими лицами. Московской Синодальной типографией было издано большое количество «Слов» различных проповедников: архим. Гедеона (Криновского) (1760), епископов Парфения (Сопковского) и Георгия (Конисского) . Продолжалось печатание богослужебных книг, выходили отдельные издания житий святых и служб им, в т. ч. русским. Издания мн. служб было приурочено к тем или иным военно-политическим событиям. Значительное место среди изданий XVIII в. заняли творения Ростовского митр. свт. Димитрия (Савича (Туптало)), в особенности новое исправленное издание Четьих-Миней (1756-1759). В 1779 г. издано «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета» (в XIX в. неоднократно переиздавалось как «Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета») еп. Амвросия (Подобедова). Важной частью продукции типографии во 2-й пол. XVIII в. были труды митр. Платона (Левшина). Так, «Начальное учение человеком, хотящим разумети писания», в этом столетии выдержало 16 изданий, «Сокращенный катехизис для священнослужителей» - 14 изданий. Печатались также книги гражданской печати, в т. ч. памятники древнерус. лит-ры («Летописец Новгородский» (1781), 1-я публикация «Сказания о осаде Троицкого Сергиева монастыря» (1784)), учебники и др.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Вызваны были иеромонахи Варлаам Лящевский и Гедеон Сломинский, которым и суждено было закончить многолетнюю и сложную работу – Блонницкий работал с ними только до 1748 г. В общем плане они ближе всех прежних комиссий сошлись с первой комиссией Феофилакта – стараясь держаться ближе к старому славянскому тексту, они принимали в расчет, кроме текста LXX, и другие тексты греческие, латинский и еврейский, по которым составлен старый славянский перевод, вновь перевели с греческого книги Товита и Иудифь, 3 Ездры исправили по Вульгате, сделали много новых исправлений, перечислили все исправления в особой рукописи и отчасти в предисловии к Библии с историей всего исправления и снабдили свой труд краткими изложениями содержания каждой библейской книги. Наконец, в 1751 г. новая Библия была напечатана по одному только исправленному тексту и пущена в продажу по 5 р. Нужда в ней так была велика, что за первым изданием скоро понадобились другие (1756,1757,1759 гг.). Известнейшие представители богословской науки и проповедничества во 2-й половине XVIII в. Со времени имп. Елизаветы началось быстрое оживление духовной литературы, при имп. Анне совсем подавленной. Оживилось проповедное слово, разразившееся обличениями прошедшему тяжелому времени и восхвалявшее Елизавету. Лучшими ораторами этого времени были Амвросий Юшкевич, Димитрий Сеченов, Гедеон Криновский , ректор Троицкой семинарии Кирилл Флоринский, Стефан Калиновский, Симон Тодорский и другие. В Московской академии между тем на смену прежних ученых из малороссов готовилось выступить на поприще церковной науки и проповеди новое поколение ученых великороссов. В 1750 х гг. в академии впервые раздалось и тогда уже увлекательное слово молодого учителя Петра Девшина, после митрополита Платона, который был тогда назначен своим академическим начальством говорить публичные катехизические поучения. Как при Петре в начале истории духовного просвещения мы встречаем имя св. Димитрия, так при Екатерине во главе церковных учителей стоит имя другого святого отца Русской церкви, святителя Тихона (Соколова, 1724–1783), епископа Воронежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Последнее время состояние науки Нравственного Богословия характеризуется стремлением к свободе от влияния какой бы то ни было философии, ввиду глубокого принципиального различия методов Нравственного Богословия и нравственной философии. В России христианское нравоучение долгое время было предметом не специальной богословской науки Нравственного Богословия, а излагалось в духовно-назидательных творениях великих подвижников и аскетов, обладавших богатым даром высочайшей духовной мудрости. В XV веке преп. Нил Сорский , один из замечательнейших русских святых, столп северного пустынничества, по духу своему равняющийся Макарию Великому (по определению архим. Гавриила), – составил Монастырский Устав, который представлял собою первую русскую православную Аскетику, т.е. высшую часть Нравственного Богословия, трактующую о совершеннейших добродетелях и способах их достижения. Большая часть других русских сочинений о нравственности до XVIII века была посвящена описанию внутреннего духовного совершенства. Эти сочинения носили таинственные наименования: духовных мостов, лествиц, лугов, цветников и отличались большей частью аллегорическим изложением. Лучшее из этих сочинений – «Сокровище духовное от мира собираемое» св. Тихона Задонского , епископа Воронежского (ум. 1783 г.); Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского (ум. 1709 г.), как и другие его сочинения, также дают богатейший материал для изучения христианской нравственности. Что касается систематического изложения христианского нравоучения, то кратко и в порядке катехизическом оно было предложено в «Православном исповедании» митрополита Петра Могилы (ум. 1646 г.), в «Катехизисах» митр. Платона (ум. 1812 г.), митр. Филарета (ум. 1867 г.), митр. Антония (ум. 1938 г.), а частично в русских православных духовных журналах. Школьные систематические курсы Нравственного Богословия появились в России с XVIII в. Из них наиболее известны: Феофана Прокоповича , архиеп. Феофилакта Горского, архим. Илариона, архим. Мефодия, иеромонаха Макария. Большинство из них и им подобных составлялись сначала по католическим и протестантским образцам. Так, напри-мер, труд еп. Иннокентия Пензенского (ум. 1819 г.) «Об обязанностях христианина» – был составлен по Буддею и Мозгейму. В сочинениях «О Богопознании и Богопочитании» Никольского, «Об обязанностях домашнего общества» Мансветова, в книге прот. Кочетова (1824 г.) – «Черты деятельного учения веры», богатых текстами Св. Писания, – сказалось влияние Библейского Общества, учрежденного в 20-х годах XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

В библейском и святоотеческом понимании символ – это не знак, просто указывающий на нечто, от него отличное, не образ, назначение которого заключается в максимально точном воспроизведении изображаемого. Символ – это некоторый фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен 112 . Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это «то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии. Это язык Бога, Который все более и более посвящает нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ» 113 . При этом символы являются выражением не идей или концептов, как, например, в философии Платона, а самих Божественных действий. «Происхождение того, что выражается символически, всегда заключено в самой Божественной речи, запечатленной Святым Духом. Святой Дух образует все более и более тесную связь между символом и означаемой им реальностью, так что на границе между ними символ смешивается и отождествляется с этой реальностью» 114 . Такой способностью приобщать духовной реальности, несомненно, обладает и наш Символ веры , ибо он был составлен духоносными свв. отцами I и II Вселенских Соборов, действовавшими по наитию Святого Духа 115 . Если мы обратимся к тексту Никео-Цареградского Символа веры , то увидим, что он имеет не много общего с богословским трактатом. Перед нами, с одной стороны, ряд кратких, выверенных богословских формул и набор ярких, хорошо запоминающихся образов – с другой. Можно сказать, что Символ веры по своему жанру ближе к поэтическому, нежели к чисто богословскому произведению. Не случайно за богослужением в Православной Церкви Символ веры поется, тогда как петь, например, главы из «Точного изложения Православной веры» св. Иоанна Дамаскина никогда никому в голову не приходило. Назначение Символа веры не только в том, чтобы сообщить нам некоторую сумму знаний о Боге и Его домостроительстве, но в том, чтобы возвысить наш ум и сердце к созерцанию Бога, приобщить духовной реальности. Поэтому Символ веры – не просто вероучительный документ, под которым в знак согласия надо ставить свою подпись, а неотъемлемая часть молитвенного правила любого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Существовавшее в Академии до 1775 года обыкновение толковать Катехизис и сказывать проповеди по воскресным дням продолжалось с успехом; в том и другом примером и образцом был Платон, который, как мы уже видели, прославился на этом поприще. Он давал направление юным проповедникам. Опыт убедил его, что отвлечённое, схоластическое и сухое изложение учения о догматах и добродетелях в проповеди мало приносит пользы слушателям, если проповедник силою собственного убеждения и силою живого слова не возбуждает в сердцах любви к добродетели и потом не укрепляет их в вере. Прочитав проповеди одного из проповедников, Мельхиседека Заболоцкого, Платон писал к Преосв. Августину: «скажите, чтобы он теоретических и догматических мыслей подалее себя вёл, чтоб не заблудиться, а более держаться нравоучения». Действительно, когда неверие в западной Европе довело натуралистов и атеистов до явного восстания против добродетелей, предписанных Словом Божиим; когда во имя равенства, братства и свободы, под предлогом восстановления прав человечества, полились потоки крови человеческой во Франции; когда алтарь Христов и престол Государев были ниспровергнуты: тогда необходимо было проповеднику не только вооружаться против неверия, суеверия и расколов, но, утвердив истину догматов, раскрывать высоту нравственного учения, вникать в жизнь человеческую и разнообразные её отношения, согреть неверующее сердце любовью к добру, которое составляет цель жизни, и таким путём подавить семена лжемудрований кичливого разума. Обнимая умом своим новые пути Философии при свете Евангельской веры, Архипастырь убедился, что «от умозрительных наук более вреда, нежели пользы и что ежели вера ослабнет, а с нею вместе благонравие, то никакой не учинят помощи ни просвещение, ни мужество». В духе обличения писал и сам Архипастырь и академические проповедники против умственной заразы, тем более что проповедники западного учения в России были, по большей части, воспитателями юношества и что проникшие в неё сочинения Энциклопедистов рассевали плевелы в образованнейшем высшем классе народа. Под влиянием сего протектора Академии образовалось много достойных проповедников, каковы например: Макарий Сусальников, Амвросий Подобедов , Серебряников, Протасов, Аполлос Байбаков, Афанасий Иванов, Моисей Гумилевский, Павел Понамарев, Дамаскин, Руднев, Владимир Тредьяков, Моисей Платонов, Августин Виноградский , Аарон Нарцизов и другие. Это был период процветания красноречия духовного 43 . Тогда в публике обнаружилось живое сочувствие к духовному красноречию; аудитория и церковь полны были слушателями, в числе которых находились многие вельможи, университетские Профессора и почётные граждане 44 . Это не могло не служить сильным поощрением для проповедников и не возбуждать в них соревнования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Сей нужный случай не мог укрыться от доброго ока Петрова. И что невозможно Монарху мудрому, тщательному и любимому народом своим? Божия судьба, Которая уже положила прославить Россию, подала Ему случай видеть малой ботик, который в сем месте хранится, и вечно хранен быть достоин. От сего в пространном Петровом уме великие родились мысли. Начал созидать морские плавающие крепости, и составил из них великий Российский флот: великий не числом токмо кораблей, но великий и силою и славою: ибо в своем, так сказать, младенчестве получил он уже победы над теми, которые давно сею славою превозносилися. Но восстань теперь, Великий Монарх, Отечества нашего Отец! Восстань и воззри на любезное изобретение Твое; оно не истлело от времени, и слава его не помрачилася. Восстань и насладись плодами трудов Твоих! Флот, Тобою устроенный, уже не на море Черном, не на Океане Северном. Но где? Он на море Медитерранском, во странах восточных, во Архипелаге, близ стен Константинопольских – в тех, то есть, местах, куда Ты не редко око Свое обращал, и гордую намеревал смирить Порту. О как бы Твое, Великий Петр, сердце возрадовалось, если бы … Но слыши! Мы Тебе, как живому, вещаем, слыши: флот Твой во Архипелаге, близ брегов Азийских, Оттоманский флот до конца истребил. Российские высокопарные орлы торжествуя, именем Твоим весь Восток наполняют и стремятся предстать пред стены Византийския. Сим славным происшествием обрадовано Отечество Твое, а особливо Помазанница Господня, любезнейшая сродница Твоя, по Бозе сию победу Твоему имени посвящает, и нас чад своих привела пред лице блаженных мощей Твоих, прославить имя Твое, а в имени Твоем прославить добродетель, в добродетели же прославить самого Бога. Услыши наши сии к Тебе провозглашения; или паче Ты, Господи Боже, духов и всякия плоти, упокой в недрах Твоих любезную нам Петрову душу, и в радости вечной и сего торжества удовольствие чувствовать ей благоволи. КОНЕЦ 1 Катехизис или первоначальное наставление в Христианском законе, которое толковано Платоном всенародно в Московской Славено-Греко Латинской Академии 1757 и 1758 года, 2 части. Книга сия есть прекрасный плод цветущей его юности.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Филантропия , филантропии, мн. нет, жен. (греч. philanthropia – человеколюбие). Благотворительность, покровительство (обычно из снисхождения) нуждающимся. Заниматься филантропией Филиокве (лат. Filioque – и от сына) христианская формула, интерпретирующая Дух Святой в контексте Троицы как исходящий не только от Бога-Отца, но и от Сына. В первоначальном христианстве не употребляется. Согласно Символу веры , утвержденному первым (Никейским) и вторым (Константинопольским) Вселенскими соборами (соответственно 325 и 381), Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Энциклика – это специальное папское послание Эпитропия (греч. Επιτροπ – комиссия) – в греческом церковном праве, а также в греческом обществе – структура самоуправления. Эпитропия образуется путём выборов. Этнарх (др.-греч. εθνρχης из θνος – народ αρχων – правитель) – начальник, правитель этноса, народа. Титул правителя провинции в Древней Греции и Древнем Риме и лицо, носящее этот титул. 14 ’Aρχιμ Καλλνιο Δελινη, Τ ν το διξι το Πατριαρχιο’ Aρχειοφυλαεου σωζμνα πσημα λησιαστι γγραφα τ αφορντα ες τ σχσεις το Οουμενιο Πατριαρχεου πρς τς λησας ’Aλεξανδρεας, ’Aντιοχεας, ’Ιεροσολμων α Кπρου, σ. 256–257. Κωνσταντινοπολις 1904. 28 Составитель настоящего окружного послания пишет ατλοι (τω+λοι, т.е. долой волков), вместо ατλιοι, и ατλνισμς, вместо ατλιισμς. 35 Труд патриарха Константия носит такое заглавие: «ερ ατχησς ατ’ ’ερωταπρισιν» (Священный катехизис в вопросах и ответах). Он представляет перевод того катехизиса московского митрополита Платона, который помещен в девятом томе собрания его сочинений, содержит довольно полное и отчетливое изложение догматов веры и в своем роде должен быть признан образцовым. 52 Φωτοο πατριρχον Кωνστ-πλεω Νομονων. τ. A′, . Β′. Pλλη α IIοτλ, Σνταγμα, I, 36.Сравн. проф. В.А.Нарбеков, Номоканон константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона. Часть II. Русский перевод с предисловием, стр. 47. Казань 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Платон  известен  не только как  блестящий проповедник, но и как  учёный богослов. Ему принадлежат: 1) «Православное учение, или сокращённая христианская богословия о главнейших  догматах  веры нашею и о заповедях  Божиих», в  десятословии заключённых. Сочинение это, напечатанное в первый раз  в  1765-м  году, потом  неоднократно переиздавалось. 2) «Катихизис, или первоначальное наставление в  христ. законе, толкованное всенародно 1757 и 1758 г.» 2 части. М. 1781 г. Здесь содержатся беседы Платона с  народом, какие он  говорил  в  Славяно-греколатинской академии (срвн. соч. Платона т. 8 и 9-й). 3) «Сокращённый катехизис для священнослужителей с  приложением  мест  из  Слова Божия, правил  св. Апостол  и св. Отец  и Духовного регламента и присяг». М. 1775 г. 4) «Сокращённый катехизис для обучения отроков с  присовокуплением  молитв  и христ. нравоучения» (посл. издание в  1835-м  году). 5) «Краткий катехизис ради обучения малолетних  детей христ. закону.» М. 1775 г. К  учёным  богословским  трудам  должна быть отнесена также его «Краткая церковная российская история» в  2-х  частях, М. 1805-го года (были и другие её издания, с изменениями). Сюда же относятся переводы, сделанные Платоном  с  греческого, a также «Путешествие Высокопреосв. Платона в Киев  и по другим  российским  городам  в  1804 г.» (Спб. 1813) и его же «Путевые записки о путешествии во Владимир  в  1792-м  г.» Богословские произведения Платона весьма высоко ценились не только y нас в России, но и заграницею. Его «Православное учение» было переведено на латинский, греческий, армянский, грузинский, немецкий, английский, голландский и французский языки. Иностранные критики весьма благосклонно отзывались об этом  произведении Платона, и один из них  (Бакмейстер) сказал, что оно составляет  целую эпоху в  истории Церкви, находя при этом, что в  изложении Платона христианское учение более приближается к протестантскому чем к  католическому вероисповеданию. Точно так  же высоко ставили современники Платона и составленную им историю русской Церкви. Но такое отношение к  означенным  произведениям  Платона, кажется может  быть объяснено не только достоинствами их, но также и личностью их  автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010