Жизненный путь ученого Иван Николаевич родился в 1849 году в семье бедного церковнослужителя Тульской епархии. Начальное образование он получил в местном духовном училище, затем продолжил его в Тульской духовной семинарии, которую закончил в 1870 году. Отличные успехи в учебе и разносторонние дарования обратили на него особое внимание начальства и он был отправлен на казенный счет в Московскую духовную академию. В 1874 году он закончил академию первым в своем курсе в звании магистранта богословского отделения и 26 июля того же года получил назначение на должность преподавателя греческого языка в Тульскую духовную семинарию 1 . Это назначение было не случайным: оно исходило из научных интересов молодого ученого. Будучи студентом академии, он слушал курс греческого языка у знатока этого предмета ректора академии протоиерея Сергия Смирнова (1818–1889). На четвертом курсе эту же дисциплину он выбрал для чтения пробных лекций 2 . Изучением греческого языка и словесности он занимался всю дальнейшую жизнь; итогом этой деятельности стало написание докторской диссертации Несмотря на то, что в Туле его способности были высоко оценены и уже через 2 года он был назначен на должность смотрителя Тульского духовного училища, этот провинциальный город не позволял полностью раскрыться всем талантам Ивана Николаевича – особенно на поприще научной деятельности. Поэтому, когда еще спустя 2 года, в 1878 году, в Московской духовной академии оказалась вакантной должность библиотекаря, он подает прошение о занятии этой должности, и в 1879 году избирается и утверждается Советом академии в желаемом статусе 3 . На новом месте он проявил огромную энергию и новаторство. У академической библиотеки не было подробного каталога, поэтому большинство книг пылились на полках, будучи недоступны преподавателям и студентам. Иван Николаевич предпринял титанический труд, собственноручно описав 11455 названий книг библиотеки и издав «Систематический каталог книг Московской духовной академии» в 5 выпусках с указателями (с 1882 по 1889). Первый выпуск был посвящен книгам по изучению Священного Писания и включал 1997 наименований 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (ММКВЯ, ВВЦ 3-8 сентября, пав. 20, 57), издательство «Нарния» предполагает провести круглый стол «Книги про «особых детей»: социальный заказ или нравственная необходимость?»     В рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (ММКВЯ, ВВЦ 3-8 сентября, пав. 20, 57), издательство «Нарния» предполагает провести круглый стол «Книги про «особых  детей»:  социальный заказ или нравственная необходимость?» Речь на нем пойдет о художественной и документальной литературе о детях с особыми потребностями, с инвалидностью  и тяжело больных детях, — словом обо всех тех, кому долгое время почти не находилось места на страницах детских и подростковых книг. Международный опыт показывает, что сейчас подобная литература активно участвует в современном читательском процессе.      Как обстоит дело в России? Предыстория такова . В 1995 году Нина Демурова подготовила аннотированный каталог «Спасательные книги»: что читать детям в трудных ситуациях жизни». В 2001 году, при поддержке посольства Швеции, вышла книжка М. Вэнблад «Птенчик Короткие Крылышки», а в 2002-2003-м, стараниями Нины Демуровой и Ольги Мяэотс,  издательство О.Г.И. совместно со Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы при поддержке фонда «Открытое общество» выпустило серию «Мы вместе» ( http://www.tolerinst.ru/news/2003/18_11.html ) В нее вошли восемь книг об «особых» детях и подростках — семь художественных, в том числе ранее известная русскому читателю повесть Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи»,  и одна документальная, написанная бабушкой девочки по имени Кушла,  – о том, как ребенка, родившегося со множеством генетических отклонений и обреченного на физическую и умственную отсталость,  «вытащили» книги.          По условиям грантодателей книги распространялись бесплатно, в основном, по библиотекам, социальным институтам, лечебным и реабилитационным центрам, поэтому о них мало, кто знал.  Тем не менее, они вызвали многочисленные, хотя и  противоречивые отклики читателей и критиков. Полярность оценок,  несомненно, свидетельствовала о том, что эта «точка» в обществе болит, и оно не может понять, как относиться к людям с ограниченными возможностями и как о них писать. 

http://pravmir.ru/priglashenie-k-razgovo...

Греческое слово ανν как у классиков, так и в Н. 3. (ср. Гал. 6, 16 ; 2Кор 10, 13 ; Фил. 3:16 ) означает мерило, правило. Если, сообразно самому существу дела, откровенное учение называлось (ср. Jren. adv. haer. III, 11) ανν, ανν τς πιστεως, ανν τς ληϑεας то легко уже было перенести название учения на самую книгу, которая содержит оное, на состав писаний, которые имели значение правила для веры и жизни как всей Церкви, так и отдельных членов ее. Положительно это сделано было в первый раз Оригеном 1260 ; у Отцов же церкви 4-го века название «Канон» для состава свящ. книг В. и Н. Завета – обыкновенно. Это название указывало как на вдохновение, составление под особенным божественным руководительством, так и на подлинность этих писаний. Как канонические, они служили руководством для веры и жизни, и представляли собою правило, критерий для отличения подлинного от неподлинного в письменных памятниках Откровения, сохранявшихся по преданию. – Многие новейшие ученые, по примеру Землера 1261 , иначе объясняют название: канонические Писания. Они принимают ανν в значении каталога и утверждают, что канон есть состав писаний, назначенных для чтения в церкви и посему внесенных церковный каталог или список книг, назначенных для чтения в церкви, и что этим наименованием вовсе не определяется значение их, как нормы, ее утверждается их подлинность и вдохновение. Но хотя в позднейшее время слово ανν употреблялось в значении каталога 1262 , однако главное значение слова во всяком случае как у классикой 1263 , так и в Н. 3. было regula, norma, и только в этом значении употребили оное древние Отцы Церкви 1264 , почему некоторые в последствии ясно отличали 1265 βιβλα ναγιγνωσμενα от канонических. Поскольку же писания, служившие правилом веры, признанные за подлинные и божественные, считавшиеся критерием подлинности, действительно были читаемы при богослужении, а писания, назначенные для чтения, внесены были в особый список: то конечно скоро название «Канон» могло быть употреблено относительно этого списка или каталога и название «канонические писания» – относительно содержащихся в оном 1266 . А если некоторые древние учители церкви (Ириней, Тертуллиан , Климент Александрийский , Августин) номинально причисляли к каноническим некоторые писания, именно к канонических книгам В. 3. – так называемые апокрифы 1267 , между тем как оные не принадлежали к историческому понятию этого слова 1268 : то это не говорит против правильности понятия, но доказывает только, что те учители церковные, не всегда строгие в учено-критическом исследовании, не совсем всегда ясно прилагали более твердый масштаб для испытания канонического достоинства и святости писания, но иногда, обманувшись его мнимою или действительною древностью 1269 , признавали уже святым писание, если только его содержание согласно было с чистым церковным учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ < автор название > [ тек. блок 01-12.02 06-12.01 04-05.01 03.01 02.01 01.01 ] ИЮНЬ - ДЕКАБРЬ 2001 29.12.01 - Недуг кодобоязни 29 декабря 2001 г. И еще одна характерная черта кодобоязни и сходных с ним состояний: «У меня нет будущего. Зачем мне жить?» Как видите, это «супер-православие» (выражение о. Серафима Роуза), которое на каждой официальной бумажке видит печать антихриста, в каждом компьютере - беса, а в каждой консервной банке - секретную отраву или в лучшем случае идоложертвенную снедь, убивает в христианах волю к жизни и надежду на спасение, убивает живой дух христианской веры, то есть Самого Христа. Под ширмой борьбы с баснословным «антихристом» место в душе человека может прочно занять антихрист самый настоящий. далее... 29.12.01 - Подглядывать подано! Виктор Малухин, заведующий службой коммуникации ОВЦС МП, 29 декабря 2001 г. Служба коммуникации ОВЦС изложила причины, по которым православные верующие в России выступают против телешоу " За стеклом " , " Алчность " , " Слабое звено " , " Последний герой " . далее... 17.12.01 - Проза Максима Яковлева 17 декабря 2001 г. В разделе " Крохотки " представлена проза Максима Яковлева, писателя, сотрудника журнала " Фома " - православного журнала для сомневающихся, автора книги " Фрески " . далее... 17.12.01 - Открылся раздел " Крохотки " 17 декабря 2001 г. В этом разделе мы представляем небольшие художественные произведения и рассказы из жизни, написанные как профессиональными, так и самодеятельными авторами. Рассказы и очерки не обязательно претендуют на литературное совершенство и по большей части являются автобиографическими. Главное, что их объединяет - поиск ответов на вопросы: зачем я живу, в чем смысл моей жизни, что такое настоящая любовь… далее... 10.12.01 - Мысли после терактов в Америке 10 декабря 2001 г. По моему всё началось, когда Маделин Мерей О " Харэ (недавно обнаружили её труп, она была убита) жаловалась на то, что в школах молятся, а она этого не хотела, и мы сказали: «ну, ладно». Потом кто-то сказал, что лучше Библию в школе не читать Библию, которая говорит не убей, не укради, и возлюби своего ближнего, как самого себя, а мы сказали: «ну, ладно»...

http://zavet.ru/bhr0106.htm

П.А. Лавров Пользовавшийся большой популярностью на славянском юге греческий писатель и проповедник Дамаскин Студит известен и в русской литературе. Его сборник θησαυρς интересовал представителей нашей духовной литературы особенно потому, что среди слов его есть одно на поклонение честного и животворящего креста, в котором объясняется троеперстие. В борьбе с расколом признание троеперстия со стороны греческого писателя получало особенное значение и неудивительно поэтому, что именно это слово было помещено в Скрижали, напечатанной в Москве в 1656 г. А. Н. Попов в Описании рукописей Хлудова указал, что в Скрижали это слово напечатано в том именно переводе, который сохранился в собрании Хлудова, до того времени не встречался в других рукописных собраниях и был признан экземпляром, уцелевшем только в одном списке. Просматривая каталог рукописей библиотеки Академии Наук, мы нашли еще одну рукопись, заключающую перевод на русский язык сборника θησαυρς. Этот перевод был исполнен по поручению митрополита Новгородского Иова переводчиком Федором Герасимовым Полетаевым в 1715 г., как видно из записи начального листа: Преведес кнга Дамаскина монаха и нарицаема, сокровище. По со Великаг гдна пресщеннйшаг кръ великоновоградовеликолцка , келейна: С греческаг общаг на зыкъ преводникомъ еодромъ Полтаевымъ. В лто спсителное 1715 1 ). Иов митрополит Новгородский известен покровительством просвещения. В 1706 г. он завел в Новгороде два училища – греко-латинское и славянское для детей всякого чина с помощью известных братьев Лихудов, которые по его просьбе были освобождены из заточения и присланы в Новгород. Вместе с Лихудами для перевода книг вызваны были в Новгород из Москвы и некоторые из старых их учеников. Для печатания этих переводов митрополит Иов имел намерение завести в Новгороде типографию, для которой он хотел воспользоваться так называемой Верхней типографией, заведенной Симеоном Полоцким в царском кремлевском дворце и бывшей без употребления. Но намерение это не осуществилось вследствие каких-то препятствий, а посланный по этому делу Софроний Лихуд был удержан в Москве Стефаном Яровским, как учитель греческой школы при типографии. Митрополит Иов боролся с раскольниками и в опровержение одной тетрадки о рождении антихриста написал Увещательный ответ от писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Ссылки] [Гостевая] < автор название > А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ТЕМЫ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Библия, толкования Апологетика Богословие, догматика Основы православия Наставления, советы, проповеди Жития и жизнеописания Семья, брак, воспитание детей Православие и медицина Религии, ереси и секты Жизнь и смерть Конец света Наука и религия Культура, кино, СМИ О России Козни лукавого Православие и интернет Художественная литература Документы, справочники Разное ХРОНОЛОГИЯ КАТАЛОГ ПО АВТОРАМ КАТАЛОГИ: по темам по названию по авторам по хронологии А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я - СБОРНИКИ БЕЗ АВТОРОВ ИЛИ АВТОР НЕИЗВЕСТЕН Астрология: вводная статья Материал подготовлен на основе книг Кеннета Боа «Лабиринты веры» (М., 1992, с. 143–151), Пола Куртца «Искушение потусторонним» (М., 1999, с. 517–523) и Роберта А. Морея «Астрология и христианство» (Новосибирск, 1997), а также с использованием материалов дискуссии на Интернет-форуме диакона Андрея Кураева (темы 509, 527). Информационно-консультационный центр св. Иринея Лионского Астрология: наука будущего или суеверие прошлого? Статья содержит письмо, автор которого пытается обосновать научность и объективность астрологии, а также возможность совместить ее с Православием, материалы круглого стола в Центре св. Иринея Лионского, а также ответ православной христианки, в течение нескольких лет до своего обращения практиковавшей астрологию. Беременность, воспитание, игра и игрушки [статья] В статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания младенцев и отроков. Советы беременным. Как быть с детьми в Храме. О выборе игр и игрушек для детей. О современных игрушках, компьютерных играх, о требованиях к игрушкам и о многом другом. Великий пост: памятка для христианина. Дьявол и его нынешние лжечудеса и лжепророки. [брошюра]

http://zavet.ru/book/avt/

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 16  голосов:  2.9 из  5) Предыдущий Следующий Ванга. «Пророчества», политбюро, большие деньги и большой обман Расшифровка видео Документальный фильм «Вся правда о Ванге», «Ванга. Только Россия Спасется», «Ванга. Человек и феномен», «Предсказание», 12-серийная документальная эпопея под названием «Настоящая Ванга» и еще десятки и десятки иных фильмов, репортажей и программ — это огромный массив медийных продуктов, которые раскручивают сегодня образ ясновидящей бабы Ванги, заслуга которой в том, что она разговаривала с какими-то невидимыми существами и они через нее что-то передавали. И всё это на самых центральных каналах России в прайм-тайм с повторами и дублированием в интернете. В этом плотном потоке пиара множество публикаций, статей, книг и даже полномасштабный 12-серийный художественный фильм «Вангелия». Такую колоссальную раскрутку и такой грандиозный пиар не имеет на российских телеканалах ни один герой России, ни один деятель культуры или выдающийся ученый. Предполагаю, что даже тик-токерная молодежь о бабушке вещунье, предсказавшей будущее, знает или слышала не меньше, чем об Илоне Маске, запускающем спутники. Болгарская старушка давно стала весьма прибыльным медийным проектом. Впрочем, культ бабы Ванги и при её жизни был гигантским коммерческим предприятием. На ее Родине в Болгарии говорят, что «Ванга – это болгарская нефть». Она действительно приносила своим популяризаторам поражающие воображения доходы. Но самое любопытное, что делали на ней деньги не ушлые коммерсанты, а вполне себе респектабельные госслужащие советской поры, да еще и при погонах. Вокруг Ванги была создана целая сеть осведомителей из местных таксистов, горничных, продавцов, официантов. Они в основном работали по особым гостям, так сказать, по вип-клиентуре. Советские кинорежиссеры, цыганские бароны, партийная элита и иностранные гости были буквально ошеломлены осведомленностью старушки в их личных делах, не подозревая, что многое из услышанного сами же и разболтали накануне услужливому персоналу. Сотрудники Болгарского КГБ придумали весьма умную схему. Вся эта элита, возвращаясь домой, разносила весть о чудесной бабе Ванге через местные сми или по сарафанному радио. И новые толпы поклонников устремлялись к ее дому.

http://azbyka.ru/video/vanga-prorochestv...

Содержание Традиционная опытная психология Преобразованная, или экспериментальная психология     Ни по какой науке, кажется, не является в печати на русском языке столько книг, как по опытной психологии. Книги покупаются и, нужно думать, прочитываются. Видимо, в нашем обществе существует интерес к психологии. Но кто внимательно следит за этими книгами, тот не может не заметить, как мало в них точных фактических сообщений и более или менее прочно обоснованных общих положений. Человек, ищущий строго научных истин, может даже подумать, что такие книги и читать не стоит, потому что в них не наука, а болтовня. Спрашивается: где причина этого? Будет ли такое положение вещей продолжаться без конца или есть основание надеяться на лучшее будущее? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть способы разработки, или методы, опытной психологии. Опытная психология ставит для себя две задачи. Прежде всего, она стремится распределить душевные явления в таком порядке, чтобы все они, несмотря на своё разнообразие, представляли собою одну стройную систему. Она хочет составить как бы систематический каталог душевных явлений, показав, сколько основных типов, или родов, этих явлений существует, на какие виды делится каждый род и какое отношение существует между отдельными видами и родами. Эта задача известна под названием описания душевной жизни. Но психология хочет не только описать душевную жизнь, а и объяснить её происхождение. Поэтому вторая её задача состоит в том, чтобы определить, при каких условиях душевные явления возникают, изменяются и исчезают, какие из этих условий служат общими условиями, или законами, всей душевной жизни и в чём заключается глубочайшая основа этих законов. Описание и объяснение являются отдельными задачами, если брать их в отвлечении. Если же мы будем рассматривать эти задачи с точки зрения осуществления их в действительности, то найдём между ними самую тесную связь: описание опирается на объяснение и объяснение предполагает собою описание. Ничто так не выражает природы предмета, как условия его происхождения. Поэтому нельзя сделать надлежащего разделения душевных явлений на роды и виды, не зная способа их происхождения. С другой стороны, выяснение причинных отношений между какими-либо явлениями немыслимо без отожествления явлений однородных, но имеющих различный вид вследствие различия внешних условий, при которых они происходят. Вот почему в точных науках, например, физике, рядом с глубокими объяснениями идут рука об руку прекрасные описания явлений. В науках же несовершенных неудовлетворительные объяснения соединяются обыкновенно с поверхностными описаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

  разделы   рассылка  распечатать Издательский совет РПЦ МП готовит единый каталог духовной литературы В скором времени может появиться единый каталог духовной литературы на базе Издательского Совета Русской Православной Церкви. Темы внедрения новых технологий, организации межбиблиотечного сотрудничества, оцифровки и доступности редких книг обсудили участники круглого стола " Электронная книга в контексте православного книгоиздания " , который состоялся 4 ноября 2010 года в ЦВЗ " Манеж " в рамках IX церковно-общественной выставки-форума " Православная Русь – к Дню народного единства " . " Книга, печатная и электронная, должны дополнять друг друга " , – отметил в своем выступлении председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент. По его словам, электронная книга приобретает сегодня миссионерское значение. Внедрение новых технологий в сферу православного книгоиздания направлено на то, чтобы вернуть интерес к чтению, потеря которого приводит к " деформации ценностей и утрате мировоззренческих ориентиров " , указал архипастырь. При этом он напомнил, что привычка к чтению закладывается в семье. В настоящее время Издательский Совет проводит работу по формированию единого библиотечного каталога, модернизации архивов духовной литературы, оцифровке редких книг и развитию межбиблиотечного сотрудничества. По мнению митрополита Климента, благодаря формированию электронных каталогов, развитию печати по требованию репринтов редких древних книг приходские библиотеки и духовные учреждения должны превратиться в подлинные духовные центры. Представитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям А.Н. Воропаев отметил, что цивилизованный рынок электронных книг в России существует не более двух-трех лет. Он подчеркнул, что православное книгоиздание идет в ногу со временем и выразил надежду на дальнейшее развитие православных библиографических ресурсов. По материалам:  Благовест-инфо СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Выставка " Православная Русь – 2010 "

http://religare.ru/2_80471.html

В Московскую духовную академию передадут почти 27 тыс. книг из папских университетов Рима и библиотек Италии 19 октября, 2011. Новостная служба Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый С.Медведевой, принял активное участие в поиске этих книг, а также в реконструкции библиотеки Московской духовной академии. «Ее восстановление как одного из важнейших духовно-нравственных и культурных центров России имеет большое значение», — убеждена супруга главы государства. 19 октября. ПРАВМИР. Каталог на 26 739 книг из различных библиотек Северной Италии и папских университетов Рима передан Московской духовной академии супругой президента России Светланой Медведевой. «Эти книги по истории религии, теологии, философии были собраны представителями Московской духовной академии в разных уголках Италии», — сказала она во время передачи сертификата ректору православной академии архиепископу Евгению. Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый С.Медведевой, принял активное участие в поиске этих книг, а также в реконструкции библиотеки Московской духовной академии. «Ее восстановление как одного из важнейших духовно-нравственных и культурных центров России имеет большое значение», — убеждена супруга главы государства. Она напомнила, что в марте состоялось открытие Русского культурного центра в Венецианском университете Ка Фоскари. «Тогда библиотекарь Марчианской библиотеки от лица секретаря по христианскому единству, главного дарителя кардинала Курта Коха передал нам сертификат на книги», — отметила С.Медведева. Сейчас они находятся в Тарквинии, в древней церкви Святого Антония. После каталогизации книг их привезут в Россию, и они будут храниться в библиотеке Московской духовной академии. «Мне очень приятно, что среди выбранных книг есть не только богословские, но и светские. Воспитывая наших детей, очень важно опираться на традиции и опыт предыдущих поколений, на духовные основы православия, и здесь большая роль принадлежит Русской православной церкви», — сказала Медведева.

http://pravmir.ru/v-moskovskuyu-duxovnuy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010