Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. Ответы на вопросы (беседы в паломническом рейсе). [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПУТИ И ОШИБКИ НОВОНАЧАЛЬНЫХ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (БЕСЕДЫ В ПАЛОМНИЧЕСКОМ РЕЙСЕ) Священник Анатолий Гармаев [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Оглашение и воцерковление совершает Господь В этой беседе я попробую рассказать о том пути оглашения и воцерковления, который проходит каждый из нас, когда вступает в церковную ограду и обретает отношения с Господом. Всякий раз буду задерживаться на двух вопросах. Первый — с чем приходится на этом пути встречаться, и второй — над чем нам необходимо работать. Мы живем в мире, устроенном Богом в определенном порядке и последовательности, в силу чего значит, и в нашем духовном развитии каждый из нас может предположить существование некоторых закономерностей. Большое счастье родиться в такой семье, в таком роду, где духовное преемство сохранялось непрерывно. Нет ничего более драгоценного, чем живое дыхание Духа Божия, которое совершается в семье, в поступках верующего человека. Те же, кто с детства не были воспитаны в спасительной ограде Православной Церкви, кому не посчастливилось родиться в семье, непрерывно хранившей во многих поколениях христианскую веру, наверное, помнят тот момент своей жизни, когда они впервые обратились к Богу. Мы много сейчас читаем. По милости Божией ныне издается большое количество книг. В связи с этим для читающего человека открывается возможность узнать об опыте Церкви очень много, от самых простых вещей и до самых глубин сокровенного церковного жительства. Но узнать об опыте и узнать сам опыт — это разные вещи. Каждый христианин, даже самую малость времени пребывающий в Церкви, знает, что опыт чтением не берется. Более того, в каких-то случаях чтение может оказаться даже неполезным. Стать действительно церковным человеком — значит стать человеком, несущим в себе Христа, Его нрав, Его характер. Поэтому для того, чтобы жить и действовать по Христу, должно иметь еще что-то помимо книг. Что же? Необходимо живое участие Бога, то действие благодати, которым Господь призывает к Себе всякое сердце, пробудившееся к вере, и наставляет его непосредственно Сам. Но, кроме непосредственного благодатного опыта, не менее важны встречи с живыми людьми, которые живут этим дыханием духа. Без них порой невозможно узнать, что такое милосердие, или что такое терпение, или что такое великодушие. Это может открыться только благодаря встрече с человеком, много лет пребывающим в Церкви, много потрудившимся в молитве и приобретении Христова нрава.

http://zavet.ru/garmaev/ways01.htm

Александра Соколова - Две моих свечи. Дочь Иерусалима. Повесть о православном воспитании. [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ. ЧАСТЬ II. ДОЧЬ ИЕРУСАЛИМА. Александра Соколова [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Глава 13. Святая Моника Святая Моника — это мать блаженного Августина (354-430), Епископа Гиппонского, автора прекрасных книг о вере и Церкви. Она очень популярна на Западе и почти не известна у нас. О жизни своей матери блаж. Августин рассказал в девятой книге " Исповеди " . Я не буду пересказывать ее биографию. Я просто приведу целостный фрагмент из книги блаж. Августина. Речь в нем пойдет не о молитвах св. Моники за сына, заблудившегося в манихейской ереси. Слова св. Амвросия Медиоланского к матери, плачущей об отвергающем Христа Августине: " Не может погибнуть сын стольких слез " , известны и у нас. А вот как эта удивительная женщина жила со своим мужем-язычником? Что принесла она в этот брак из воспитавшей ее христианской семьи? Вот поучительный и вполне современный рассказ об этом: " За старательное воспитание свое она не столь хвалила мать свою, сколь некую престарелую служанку, которая носила еще отца ее на спине... За это, за ее старость и чистые нравы пользовалась она в христианском доме почетом от хозяев. Потому и поручена ей была забота о хозяйских дочерях, и она старательно несла ее. Полная святой строгости и неумолимая в наказаниях, когда они требовались, была она в наставлениях разумна и рассудительна. Она, например, разрешала девочкам, не взирая на жгучую жажду, пить даже воду только во время очень умеренного обеда за родительским столом. Она остерегала их от худой привычки разумным словом: " Сейчас вы пьете воду, потому что не распоряжаетесь вином, а когда в мужнем доме станете хозяйками погребов и кладовок, вода вам может опротиветь, а привычка к питью останется в силе " ... И, однако, незаметно подползла к матери моей... страсть к вину. Родители обычно приказывали ей, как девушке воздержанной, доставать вино из бочки. Опустив туда через верхнее отверстие сосуд, она, прежде чем перелить это чистое вино в бутылку, краем губ чуть-чуть отхлебывала его: больше она не могла, так как вино ей не нравилось. И делала она это вовсе не по склонности к пьянству, а от избытка кипящих сил, ищущих выхода в мимолетных проказах; их обычно подавляет в отроческих душах глубокое уважение к старшим.

http://zavet.ru/book/sokolova15.htm

[ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ЦЕРКОВНОМ ЭТИКЕТЕ Иеромонах Аристарх (Лоханов)                                                                                 [ к оглавлению ] В МОНАСТЫРЕ      Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.      В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил. Духовно-административное устройство монастыря      Возглавляет монастырь священноархимандрит - правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.      Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.      Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.      Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).      Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие. В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

http://zavet.ru/book/etiket01.htm

Н.А. Колосов 10-го декабря 1899 года в Сергиевом посаде скончался от чахотки, на 51 году жизни, ординарный профессор Московской Духовной Академии Иван Николаевич Корсунский . Покойный принадлежал к числу тех людей, которые одинаково умеют служить и церкви, и науке, и обществу. Иван Николаевич был сын бедного псаломщика Тульской епархии. По окончании курса в Московской Духовной Академии в 1874 году, он около пяти лет служил в Туле – в должности сначала преподавателя греческого языка в духовной семинарии, а потом смотрителя духовного училища. И в Туле, он пользовался популярностью в разных классах общества и оставил по себе добрую память. В 1879 году Ив. Ник. перешел на должность библиотекаря в Московскую Духовную Академию. Служба эта, весьма трудная вообще, в то время представляла особые трудности. По новому академическому уставу 1869 года, сумма, отпускавшаяся на пополнение академической библиотеки, была значительно увеличена и книг стало выписываться очень много, но, по разным причинам, они оставались не каталогизированными. Настала неотложная необходимость, как внести в каталоги все эти книги, так составить и общий систематический каталог всех книг библиотеки, из которых, притом весьма многие, были на руках. Труд составления систематического каталога при таких условиях напоминает тот труд, какой несли некогда евреи в Египте при постройке пирамид (тем более, что каждая существующая в библиотеке книга вносится предварительно еще в несколько других каталогов). Но, благодаря своему поистине необыкновенному трудолюбию, Иван Николаевич успел в течение десяти лет составить и напечатать систематический каталог всего громадного богословского отдела библиотеки, составивший пять выпусков. В должности библиотекаря И.Н. пробыл до осени 1884 года, но уже через год, после своего перехода на службу в Академию, он занял в ней еще и должность преподавателя греческого языка и его словесности – сначала в качестве адъюнкта при покойном ректоре Академии протоиерее С.К. Смирнове, а потом и в качестве самостоятельного профессора, и в этой должности состоял почти до последних дней своей жизни – с 1891 года – в качестве экстраординарного профессора, а с 1898 года – ординарного. Преподавание Ивана Николаевича отличалось живостью и интересом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ф. Вигуру (католик) Глава вторая – О каноне 86 Важность изучения канона Богодухновенные писания могут быть признаны таковыми лишь по указанию Церкви. Для нас было бы бесполезно то, что Бог говорил нам, если бы мы не знали верно и непогрешимо, где находится Его слово. Церковь , поэтому, составила каталог, в котором исчислены богодухновенные книги. Этот каталог, или список, получил наименование канона, а книги, в нем заключающиеся, – название канонических. 87 Мы изучим последовательно в четырех отделах: 1) понятие о каноне; 2) канон Ветхого Завета; 3) канон Нового Завета; 4) книги апокрифические, т. е. выдававшиеся за богодухновенные или под именем таковых искавшие себе входа в общество, но не признанные Церковью богодухновенными и действительно не бывшие таковыми. Отдел I. – Понятие о каноне Значение слова „канон“ Канон – κανν – есть слово греческое, которое означало первоначально тростниковую палку или вообще всякую прямую палку, а в переносном смысле то, что служит к сохранению или выражению прямой вещи, правило или, лучше, то, что служит правилом, мерою. 88 Мы читаем слово канон в Новом Завете, где оно означает правило поведения ( Гал.6:16 ), также – область, округ, страну (2Kop.10:13,15:16). Между критиками одни думают, что это слово было употреблено Церковью просто в смысле списка или каталога книг, читавшихся публично в собраниях верующих, другие – только в смысле классической коллекции, по значению, которое давали слову κανν александрийские грамматики, прилагавшие его к коллекциям греческих авторов, рассматриваемых в качестве образцов или классиков. Оба эти объяснения ложны. По основательному мнению большинства ученых, словом канон, на церковном языке, с самого начала хотели выразить, согласно с идеей, даваемой этому слову в некоторых местах посланий св. Павла, правило веры, руководительное начало ее. Доказательством этого служит употребление этого выражения у древних отцов. 89 Слово канон, следовательно, значит, собственно, правило или основной принцип и в применении к священным книгам означает коллекцию, или список книг, которые образуют собою и содержат в себе правило истины, внушенной Богом для научения людей. 90

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

А.А. Романова. «Бабушкинские святцы» В отделе рукописей Библиотеки академии наук в собрании В.Г. Дружинина хранится ряд рукописей, принадлежавших Федору Петровичу Бабушкину (1764–1842) – книжнику, знатоку священного писания, библиографу, киновиарху Выговского монастыря в 1830–1842 гг., деятельность которого подробно освещена в монографии Е.М. Юхименко 246 . Ф.П. Бабушкин был книжником в полном смысле этого слова, что для поморского общежития не редкость. Перепиской книг он занимался едва ли не всю свою жизнь. В собрании Дружинина хранится, в частности, переписанный его рукой Устав (БАН, Дружинин 327). Послания Ф.П. Бабушкина являются ценным источником по истории Выга последней трети XVIII века. По-видимому, Бабушкин занимался снабжением выговской и петербургской общин книгами, о чем может свидетельствовать каталог приобретенных им в 1820-е гг. изданий. Среди них значились не только произведения церковного содержания, но и работы по истории, математике, ботанике, физике и химии, в числе последних – сочинения М. В. Ломоносова, а также описания путешествий и художественная литература 247 . Своей деятельностью Ф.П. Бабушкин снискал славу первого поморского библиографа. Так, составляя оглавления к рукописным сборникам, он иногда указывал на авторство вошедших в них статей. Известен также библиографический указатель, составленный Бабушкиным: «Реестр архиереям российским во время Никоновой перемены бывшим, а именно по епархиам, тогда бывшим» (РГБ. Ф. 37, 252. Л. 266–267, 269–270 об.) 248 . Особое внимание Ф.П. Бабушкин уделял собиранию данных о святых. В какой-то мере он продолжил выговские традиции сбора сведений о русских святых, в том числе о неканонизированных или местночтимых. Об этом свидетельствуют составленный им в календарном порядке каталог русских святых-чудотворцев («Описание всех в России просиявших чудесами мужей и жен»), упоминаемый в «Каталоге» Павла Любопытного 249 , и переписанный его рукой список «Российские святые», датируемый 1780-ми гг. (РГБ. Ф. 37, 252. Л. 268–268 об.) 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЗЕРСКИЙ Адриан Иванович (1791, Москва - не ранее 1862, там же), полемист, собиратель древнерусских и старообрядческих рукописей. Из семьи старообрядцев. В 1829 г. перешел из мещанского в купеческое сословие (3-я гильдия по Мещанской слободе) и получил разрешение носить фамилию Озерский. Его брак с Татьяной Ивановной, урожденной Хлудовой (1811 - не ранее 1857) (см. в ст. Хлудовы ) был бездетным. В 40-х гг. XIX в. О. присоединился к правосл. Церкви. Это был сознательный выбор, поскольку О. с юности самостоятельно пытался разобраться в вопросах веры: «С юности моей я посвятил свободное от обычных моему сословию занятий время чтению и изучению старопечатных книг и древних памятников письменности» (Выписки. 1862. Ч. 1. С. I). О. вел полемические беседы со старообрядцами, часто собирая их в своем доме на Кузнецкой (ныне Новокузнецкая) ул., неподалеку от Преображенской ц. на Болвановке. Как миссионер О. пользовался расположением Московского митрополита св. Филарета (Дроздова), уделявшего большое внимание присоединению старообрядцев к правосл. Церкви. Не менее 10 лет, с 1848 по крайне мере до 1857 г., О. являлся старостой Покрова Пресвятой Богородицы на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной пл. Заслуга О. перед рус. культурой заключается не только в том, что он являлся собирателем старинных рукописных книг, но гл. обр. в том, что он инициировал и направил коллекционерскую деятельность брата своей жены - А. И. Хлудова (1818-1882), собрание к-рого по древности и ценности памятников стало одним из лучших в России. О. собирал памятники, необходимые ему для полемики со старообрядцами. Свою коллекцию он завещал Хлудову с условием «не скрывать под спудом, а употреблять на пользу православия». Как свидетельствовал А. Н. Попов, после перехода к Хлудову «небольшое собрание А. И. Озерского постоянно росло, приумножаясь новыми приобретениями,- но мысль, руководившая первым собирателем, перешла и к его преемнику: в течение многих лет приобретались и до настоящего времени приобретаются им по преимуществу памятники, имеющие отношение к истории раскола» ( Попов А. Н. Описание рукописей и Каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872. С.

http://pravenc.ru/text/2578227.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. Н. Корсунский. Гравюра. Кон. XIX в. Иван Николаевич (1.01.1849, с. Ст. Павшин Алексинского у. Тульской губ.- 10.12.1899, Сергиевский посад, ныне г. Сергиев Посад Московской обл.), правосл. богослов, библеист, заслуженный проф. МДА. Сын пономаря с. Ст. Павшин. В 1864 г. окончил Тульское ДУ, в 1870 г.- Тульскую ДС по 1-му разряду, поступил на богословское отд-ние МДА, к-рое окончил в 1874 г. первым по списку с ученой степенью кандидата богословия. На 3-м курсе написал кандидатское соч. «Аллегорическое толкование Ветхого Завета в посланиях св. апостола Павла» (РГБ ОР. Ф. 172. К. 273. Ед. хр. 2), удостоившееся высокой оценки профессора по кафедре Свящ. Писания архим. Михаила (Лузина) (Там же. Ед. хр. 3). 26 июля 1874 г. назначен в Тульскую ДС преподавателем греч. языка; 1 сент. 1876 г. перешел на должность смотрителя Тульского ДУ. В марте 1876 г. подал в Совет МДА 1-й вариант магист. дис. «Толкование Ветхого Завета в Новом», однако диссертация была возвращена на доработку (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1811. Л. 11). 8 дек. 1878 г. К. был избран на должность библиотекаря МДА. 22 дек. 1879 г., защитив диссертацию pro venia legendi (с правом преподавания) «Философское учение и мифологические представления классической древности о Боге и Его отношении к миру по изложению их в апологиях св. Иустина Философа», К. был избран и 9 янв. 1880 г. утвержден приват-доцентом церковно-практического отд-ния при кафедре греч. языка МДА (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5099. Л. 1а). 6 апр. 1882 г. К. защитил диссертацию на степень магистра богословия с измененной темой: «Иудейское толкование Ветхого Завета: Опыт исследования в области истории толкования Ветхого Завета в период новозаветный» (М., 1882) и 12 апр. был утвержден в степени. 11 апр. 1882 г. К. вступил в брак с О. А. Владимирской, дочерью профессора Имп. московского технического уч-ща (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5099. Л. 1 а); у них родились 3 дочери: Ольга (1883), Анастасия (1885), Анна (1888). Будучи библиотекарем, К. предпринял труд по составлению «Систематического каталога книг библиотеки Московской духовной академии», описав 14 892 наименования книг. Каталог был издан в 1880-1891 гг. в приложении к «Прибавлениям к Творениям святых отцов в русском переводе», затем отдельным изданием в 4 томах и 7 выпусках.

http://pravenc.ru/text/2458753.html

Топографический указатель Анзер – второй по величине (47 кв. км) остров Соловецкого архипелага, название которого означает «вытянутый остров». Анзер начал осваиваться еще в XVI в., когда здесь действовали монастырские солеварни и, возможно, уже тогда рыболовные тони в Троицкой и Кирилловской губе. Впоследствии здесь появились Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский скиты, сыгравшие важную роль в духовной истории соловецкого монашества. Беломорско-Балтийский [Беломорский] канал , Беломорканал, соединяет Белое море с Онежским озером и обеспечивает проход кораблей далее по р. Свирь и Ладожскому озеру в Балтийское море. Строительный проект водного пути был разработан в 1930 г., работы по его сооружению велись с 1931 по 1933 г. Для их удешевления было принято решение возводить канал силами заключенных, в т.ч. узников СЛОНа, население которого в 1931 г. уменьшилось с 16 000 до 3240 чел. 2 августа 1933 г. состоялось открытие Беломорско-Балтийского канала им. Сталина протяженностью 227 км. На базе ББК был организован одноименный комбинат, занимавший огромную территорию со столицей в Медвежьегорске, обладавший собственными ресурсами рабочей силы, воинскими частями, промышленностью, предприятиями культуры и быта. Белужий мыс распложен в 14 км к востоку от центральной усадьбы Соловецкого монастыря, в лагерный период здесь велись добыча водорослей и сбор плавника. [Лагерная] библиотека , их было две, монастырская, она же библиотека при музее СОКа, содержавшая около 2000 книг рукописей из местного книгохранилища и архива, и общелагерная, каталог которой к 1927 г. включал в себя 30 000 томов и несколько тысяч журналов по всем отраслям знаний. Основной книжный фонд общелагерной библиотеки был выделен Бутырской тюрьмой и постоянно пополнялся за счет личных книг соловецких заключенных. При ней функционировал читальный зал, в котором организовывалось чтение всевозможных докладов. Известны также общественные библиотеки, действующие на территории политскитов. Благовещенская церковь построена над проездной аркой Святых ворот в 1596–1601 гг. Была домовым храмом настоятеля монастыря и из алтаря сообщалась переходом с его покоями, где в 1920-е гг. находилось Управление I (Кремлевского) отделения СЛОНа. С 1925 по 1937 г. в самой церкви размещался лагерный музей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бухарест, Сектор 4. Монастырь Вэкэрешти. Церковь Троицы Живоначальной. Manastirea Vacaresti /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1716 и 1736. Год утраты:1987 (разобрана при реновации территории) Адрес: Румыния, жудец Илфов, г. Бухарест, ул. Вэкэрешти, 1, сектор 4 (Calea Vacaresti, 1, Sectorul 4) Изменить описание объекта Монастырь Вэкэрешти, также известный как тюрьма Вэкэрешти, представлял собой архитектурный ансамбль, построенный в 1716-1736 годах в брынковянском стиле, один из самых ценных исторических памятников Бухареста, снесённый в 1986 году по приказу Николае Чаушеску. На троне Валахии Николае Маврокордат, просвещенный правитель фанариотов, ценитель культуры и инициатор реформ, вознамерился построить прекрасное место для молитв, которое также выполняло бы функцию королевской резиденции, и которое по размеру и хорошему вкусу могло бы сделать его внушительным. Местом, выбранным для внушительного фундамента, был гребень «холма Вэкэрешти», как его называли жители Бухареста, фактически выступ карниза нижней террасы Дымбовицы, который доминировал над столицей в юго-восточной части. Строительство, начавшееся в 1716 году, вскоре было прервано похищением правителя австрийским отрядом и возобновилось после освобождения Маврокордата из его заключения в Трансильвании и его помазания правителем во второй раз. Работы были завершены в 1722 году, а 24 сентября 1724 года была освящена церковь монастыря, посвященная Святой Троице - грандиозное сооружение, суммирующее ряд архитектурных элементов Бранковени и влияний барокко Мунтении, которое некоторые историки считают венцом в Валахии. В 1730 году Николае Маврокордат умер от чумы и был похоронен в Вакэрешти, в церкви. Из любви к культуре воевода основал здесь школу греческого языка, типографию, в которой в 1741 году увидели свет несколько важных книг, и, что более важно, основал в Вакэрешти большую библиотеку, известную как одну из крупнейших и наиболее полных в Европе того времени (сохранившийся каталог библиотеки 1723 г. подтверждающий число в 237 авторов). К сожалению, после смерти правителя библиотека была разрознена.

http://sobory.ru/article/?object=55077

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010