Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (святителя) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди на 10 . В храме святого – канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (святителя) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы. Библейские песни Ирмология по великопостному разделу. Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца. По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», и икос, глас тот же. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа. Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 5-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

2 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена. 3 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755). 4 Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную. 5 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116. 6 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды. 7 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны). 8 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма. 9 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь. 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764. 11 Поскольку в службе апостола в Минее есть светилен, ексапостиларии допустимо петь следующим образом: светилен апостола; «Слава» – ексапостиларий Октоиха: «Иже и мертвыми, и живыми обладаяй…», «И ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе хвалимся…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-05/

Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (мчч. 42-х во Амморее) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (мчч. 42-х во Амморее) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди – на 10 . В храме святого – канон Минеи (мчч. 42-х во Амморее) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (мчч. 42-х во Амморее) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы. Библейские песни Ирмология по великопостному разделу. Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца. По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак и икос мучеников, глас 2-й (см. по 6-й песни), ин кондак мучеников, глас 4-й (см. по 3-й песни); седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», и икос, глас тот же. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа. Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 5-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя» .

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-19/

Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (святителя) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди на 10 . В храме святого – канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (святителя) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы. Библейские песни Ирмология по великопостному разделу. Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца. По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», и икос, глас тот же. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа. Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 5-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя» .

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-11/

Лик: Господи, помилуй (12 раз). Возглас: Милостию и щедротами... Песнь 7 Ирмос: От Иудее дошедше, отроцы... 1-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Наше спасение, якоже восхотел еси, Спасе, устроити, прославляеши святых сродников наших чудесами, имиже ко благочестию наставляеми, поем: отцев наших Боже, благословен еси. 2-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Милостиваго умолите, святии, избавитися от прегрешений и душевных скверн, верою зовущим: отцев наших Боже, благословен еси. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Сокровище спасения вы есте, Божии угодницы и наставницы покаяния, вопиющим: отцев наших Боже, благословен еси. 2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Телесныя слабости и душевныя недуги, Богородительнице, любовию приступающих к Тебе, Дево, исцелити сподоби, Спаса Христа нам рождшая. Катавасия: Молите Бога о нас, вси святии земли Русской, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Песнь 8 Ирмос: Царя Небеснаго... 1-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Помощи вашея требующих не презрите, блаженнии, поющих и превозносящих Христа вовеки. 2-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Неможение душ наших исцеляете и от телесных болезней восставляете превозносящих Христа вовеки. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Исцеление источаете, Божии угодницы, всем к вам притекающим любовию и Христа превозносящим вовеки. 2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Напастей Ты прилоги отгоняеши и страстей нападения, Дево, темже Тя поем во вся веки. 1-й лик: Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще Его вовеки. Ирмос: Царя Небеснаго, егоже поют вои ангельские, хвалите и превозносите во вся веки. Песнь 9 Ирмос: Воистину Богородицу Тя исповедуем, спасенные Тобою, Дево Чистая, с бесплотными лики Тя величающе. 1-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Моление наше услышавше, честнии, нечестие в земле Русской потребите, нас же всех во Православии укрепите.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «Ангелом дивящимся...». «Слава, и ныне» – тот же седален . По 2-м стихословии – седален праздника, глас 3-й: «Превечный Бог...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Сошедый с Небесе...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». Евангелие – праздника (Мк., зач. 71). «Воскресение Христово видевше...» (единожды) . По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира праздника, глас 6-й: «Днесь на Небесех...». Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4, и праздника 2-й (глас 4-й) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен...». По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всед на облаки...». По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Еже о нас исполнив смотрение...», и икос, глас тот же: «Яже земли на земли оставившии...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника Вознесения. Первый припев праздника: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо, Христа Жизнодавца» . К тропарям канона святителя – припев: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...». «Слава» – светилен святителя: «Во свете Православия...», «И ныне» – светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и святителя, глас 7-й – 3. «Слава» святителя, глас тот же: «Приидите, ублажим пастыря добраго...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Родился еси...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-25/

Возглас священника после ектении по 9 песне канона – «Яко Тя хвалят вся силы небесныя и Тебе славу возсылаем…» – завершает третью часть утрени и одновременно начинает тему четвертой части – хваление, славословие. Хвалитные стихиры и великое славословие С хвалитными псалмами на славословной утрене поются стихиры. Стихир на хвалитех обычно бывает только 4. В субботу Ваий поется 6 стихир. В воскресные дни устав предписывает петь 8 стихир. После стихир возглашается «Слава Тебе, показавшему нам свет» и поется великое славословие. Кто должен произносить этот возглас? В большинстве случаев в современной практике его произносит священник. Согласно 7 главе Типикона, этот возглас произносит настоятель, однако этот же настоятель должен читать и славословие. М. Скабалланович считал, что по внутренней логике этот возглас должен произносить тот, кто читает (или поет) славословие; если славословие поет хор, он же должен петь и этот возглас. Великое славословие начинается той же ангельской хвалой, песнью, которая звучит и в начале утрени перед шестопсалмием. Собственно славословие начинается словами «Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися славословим Тя, благодарим Тя…». Эти слова напоминают припев к катавасии восьмой песни канона, а также песнь «Тебе поем», которая поется на Евхаристическом каноне литургии. Причина хваления Бога по словам славословия – великая слава Божия. Славословие состоит из трех частей (вседневное славословие состоит из двух частей). Каждая их них завершается словом «Аминь». Славословие включает отрывочные молитвенные и хвалебные восклицания, заимствованные из Священного Писания и имеющие самодостаточный характер. Великое славословие завершается Трисвятым. Трисвятое поется трижды, после чего следует «Слава, и ныне», окончание Трисвятого и повторение полного текста Трисвятого. Такое хоровое исполнение Трисвятого встречается только на литургии перед чтением Апостола. Изменяемые элементы славословной утрени в будний день Тропарь на «Бог Господь» Святому из Минеи. Поется дважды.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Размышляя о страшном испытании у Судии,/ужаснись от того, душа,/подготовь свой ответ,/чтобы не быть осужденной на узы вечные. «Возьми свое!» -да не услышу я, Господи,/отсылаемый от Тебя,/также как и слова: «Иди в огонь с проклятыми»,/но вожделенный глас праведных. От врат ада избавь меня, Господи,/от бездны, и тьмы, чуждой света,/от подземелий и огня неугасимого,/и всякого иного/наказания вечного. Слава, Троичен: Тройственное в единстве Божество/воспеваю: Отца, и Сына, и Божественного Духа,/единого Начала власть,/разделяемого тремя отличиями. И ныне, Богородичен: Ты – Дверь, через которую прошел/Один, вошедший и исшедший,/и не расторгший девства засовов, Чистая,/– Иисус, Создатель Адама и Сын Твой. Катавасия: Воззвал я всем сердцем моим/к милосердному Богу,/и Он услышал меня из ада глубочайшего,/и вывел из погибели жизнь мою. Кондак, глас 1 Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою/весь мир затрепещет;/река огненная течет пред Престолом Суда,/книги открываются и тайны объявляются./Тогда избавь меня от огня неугасимого/и удостой меня стать справа от Тебя,/Судия праведнейший. Икос: О страшном судилище Твоем/помышляя, преблагой Господи, и дне суда,/ужасаюсь, и страшусь,/совестью своею обличаемый!/Когда воссядешь Ты на престоле Твоем,/и производить будешь испытание,/тогда отрицать грехов никто не сможет,/ ибо сама истина обличает, и охватывает боязнь:/сильно восшумит огонь геенны,/грешники же зубами заскрежещут!/Потому помилуй меня прежде конца,/и пощади меня, Судия праведнейший! Песнь 7 Ирмос: Согрешили мы, соделали: Припадем и восплачем, верные,/прежде того суда,/когда небеса погибнут,/звезды падают, и вся земля колеблется,/чтобы милостивым до конца/обрести отцов Бога. Беспристрастно испытание, страшен суд,/там где Судия, для Которого нет тайного,/где не склонить Его дарами к лицеприятию;/тогда пощади меня, Владыка,/и избавь от всякого гнева Твоего страшного. Господь для суда грядет,/кто вынесет Его явление?/Вострепещи, душа моя несчастная,/вострепещи и приготовь к исходу дела твои,/дабы милостивым и милосердным обрести Его,/Бога отцов благословенного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны священномученика (по дважды). Полиелей. Величание священномученика и избранный псалом. Седален священномученика по полиелее, глас 1-й: «Доблий страдальче...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Предстательнице теплая...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен священномученика, глас 4-й: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой»; стих: «Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро». Евангелие – священномученика (Мф., зач. 36). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священномученика...». Стихира священномученика, глас 6-й: «Егда попусти Господь...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и священномученика на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален священномученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й: «Дух мирен и кроток стяжав...» . На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры священномученика, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «О, преславнаго чудесе! Яко крин посреде терния...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-10/

От праздника Введения Богородицы по 31 декабря (до отдания праздника Рождества Христова) – «Христос раждается». От 1 января до отдания праздника Богоявления Господня – «Глубины открыл есть дно». С 15 января, от отдания праздника Богоявления до отдания Сретения Господня – «Сушу глубородительную землю». В Неделю мытаря и фарисея, если нет ни предпразднства, ни попразднства – катавасия «Отверзу уста моя»; если же есть предпразднство или попразднство, то катавасия празднику. В Недели – о блудном сыне, мясопустную и сырную – катавасия Триоди. Если в сии Недели случится предпразднство или попразднство, или самый праздник Сретения Господня, или отдание его, то катавасия – «Сушу глубородительную землю», только в Неделю мясопустную с предпразднством и попразднством – катавасия Триоди. В 1-ю Неделю поста – катавасия Триоди. Во 2-ю, 4-ю и 5-ю Недели поста – катавасия «Отверзу уста моя»; та же катавасия поется и тогда, когда случится в седмичные дни, кроме Страстной седмицы, празднование великому святому или Богородице – явлению иконы Ее. В 3-ю Неделю – катавасия Триоди. В Неделю ваий и Страстную седмицу – катавасия Триоди. От Недели Пасхи до отдания Пасхи – катавасия «Воскресения день»; в Преполовение же Пятидесятницы и в отдание его – катавасия «Море огустил еси»; в Неделю о слепом – «Спасителю Богу». В отдание Пасхи – «Спасителю Богу». В праздник Вознесения Господня и отдания его – «Божественным покровен»; в попразднство же Вознесения – «Спасителю Богу», только в 7-ю Неделю, Святых отец,– «Божественным покровен». В субботу Пятидесятницы – катавасия Триоди. В день Пятидесятницы до отдания праздника – катавасия «Божественным покровен». В Неделю Всех святых – «Отверзу уста моя». 17 По целовании Евангелия иерей, унося его в алтарь, в царских вратах осеняет им лики и народ. Читать далее Источник: Троицкий Г. Настольная книга священнослужителя, том 1. Издание Московской Патриархии, М., 1977, 768 с.//Журнал Московской Патриархии. М., 1979. (ЖМП). 79-80. Трубачев А. Настольная книга священнослужителя, том 2. Издание Московской Патриархии, М., 1978, 800 стр.//Журнал Московской Патриархии. М., 1979. (ЖМП).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010