Краткий церковнославянский словарь Краткий церковнославянский словарь, составленный Скляревской Галиной Николаевной, источник: www.liturgy.ru 4 октября, 2004 Краткий церковнославянский словарь, составленный Скляревской Галиной Николаевной, источник: www.liturgy.ru Церковнославянский словарь А Б В Г Д Е ЖЗ И К Л М Н О П Р С Т УФ ХЦ ЧШЭ A начало Агиасма, (ж.) — Святая вода, освященная в церкви в праздник Крещения Господня. Акафист (м.) — Песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или святых, исполняемое молящимися стоя; состоит из чередующихся 13 кондаков и 12 икосов. Акафистник (м.) Сборник акафистов. Аксиос, (нескл.) — Возглас, произносимый архиереем при рукоположении дьякона, священника или епископа и неоднократно повторяемый хором (означает согласие с достоинством рукоположенного). Аллилуия, (нескл.) — Припев церковных песнопений, относящийся к Святой Троице, повторяемый троекратно. Алтарь (м.) — Восточная часть православного храма, в которой находятся престол и жертвенник, отделенная от основного пространства храма иконостасом. Амвон (м.) — Центральная часть солеи, расположенная напротив царских врат и служащая местом для чтения Евангелия, произнесения проповедей, ектении и т.п. Аминь (нескл.) — Возглас, оканчивающий каждую молитву. Аналой (м.) — Высокий столик с покатой доской, на который при богослужении кладут церковные книги, иконы. Антидор (м.) — Часть просфоры, оставшаяся после вырезания агнца, раздаваемая молящимся после Литургии. Антиминс (м.) — Четырехугольный плат с изображением погребения Иисуса Христа и с частицами святых мощей, находящийся на престоле и необходимый для совершения литургии. Антипасха (ж.) — Первое воскресенье после Пасхи (другое название Фомина неделя). Антифон, (м.) — Богослужебное песнопение, исполняемое двумя хорами попеременно: вначале правым, правым клиросом, затем левым. Апокриф (м.) — Христианская книга, не признаваемая Церковью священной (из-за неизвестности автора, из-за позднего происхождения или других причин); противоп. канон (2 знач.).

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

М.С. Красовицкая Лекция 19. Богослужение в период пения триоди цветной Рассмотрим богослужение послепасхального периода, которое совершается по Триоди Цветной. Говоря об этой книге, как и о любой другой, мы должны прежде всего знать границы ее действия. Триодь Цветная употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди Цветной, а в заключение написано: «Конец и Богу слава». Такой огромный период, конечно, распадается на составные части. Безусловно, выделяется первый день Пасхи и Пасхальная седмица; затем имеет общие законы богослужения время от Фоминой недели до отдания Пасхи; Вознесение с попразднством, Троица (Пятидесятница) с попразднством и последний день пения Триоди Цветной – Неделя Всех святых. Какие же части богослужения включает Триодь Цветная? Триодь Цветная содержит изменяемые части служб от первого дня Пасхи до Недели Всех святых. Говоря об этой книге, нам нужно уяснить себе еще раз ее название, которое происходит от греческого слова «триодион», что означает трипеснец (неполный канон, состоящий из трех песен). Но если относительно Триоди Постной с трипеснцами, казалось бы, все ясно, то относительно Триоди Цветной возникают некоторые вопросы, потому что можно не один год служить по Триоди Цветной, но трипеснцев там не заметить. Тем не менее, трипеснцы в Цветной Триоди есть, находятся они в приложении, и замечено, что в прежних (т.е. дореформенных) Триодях они предназначены для пения на блаженнах на литургии, а в греческих – на повечерии. Впрочем, сейчас в Греции на повечерии вместо канонов читается акафист Пресвятой Богородице и в современных греческих изданиях Цветной Триоди трипеснцев нет (поэтому она и не называется Триодью, а Пентикостарием). По нашему же современному уставу эти трипеснцы должны употребляться на повечериях, а, поскольку на приходах повечерия не совершаются, трипеснцы практически выпадают из богослужения, мы их не слышим. И, наконец, название «Цветная» воспринимается нами настолько легко, что даже не вызывает никаких вопросов, а тем не менее здесь есть проблема.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Монастырское богослужение. Богослужение в обители отправляется со всею точностью по церковному уставу. Утреня в будни начинается в три часа, в полиелейные дни–в два с половиной; на всенощное бдение ударяют в колокол в час 27 . Утренняя служба продолжается почти до шести часов. Потом во храме Преподобных начинается ранняя литургия, которая оканчиваются около восьми часов. В половине девятого ударяют к проскомидии в соборе. В девять часов звонят к поздней обедне; в будни она продолжается с небольшим полтора часа, в праздники–более двух. В воскресные дни после литургии бывает всегда соборный молебен Пресвятой Богородицы и преподобным отцам Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и тогда служение литургии и молебна продолжается около трёх часов. Вечерня идёт около двух часов. В будни и на праздники Богородичные и святых на повечерии читается Акафист Пресвятой Богородице, а на праздники Господств и на воскресные дни–акафист Сладчайшему Господу Иисусу. Круглый год читается также на повечерии канон с припевами Христу Спасителю, Его Пренепорочной Матери и Ангелу-Хранителю. Вечернее правило, состоящее из многих поклонов, помянника и молитв на сон грядущий оканчивает суточную церковную службу. Напев в монастыре знаменный, или, так называемый, „столповой“, старинный русский. Тоны сего напева величественны, протяжны, заунывны: они изображают стоны души кающейся, воздыхающей в стране своего временного изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого... Богослужение в обители бывает особенно торжественно в двунадесятые праздники, в праздники храмовые и высокоторжественные дни. Тогда служит настоятель со священным собором, который составляют до 10 и 12 иеромонахов и до 4 и 5 иеродиаконов. Престольные праздники бывают в следующие дни: 1. Праздник главный престольный, в летнем соборе, в день Преображения Господня, 6-го августа. 2. В зимней церкви, в день Успения Пресвятой Богородицы, 15-го августа. 3 и 4. В храме преподобных Сергия и Германа: первый в день их памяти, 28 июня, второй– в день перенесения св. мощей, 11-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Роман Сладкопевец Пасха Пасха (Ред. и перевод - портал Афон )  Кондак на Пасху преподобного Романа Сладкопевца    Кондак на Пасху преподобного Романа Сладкопевца ( начало VI в.) - один из самых уникальных текстов православной гомилетики. Этот текст был слишком оригинальным, чтобы войти в литургическую традицию. Диалог в Аду - это уже слишком... Тем не менее, разговор Адама с Адом - глубочайшее по силе произведение о Пасхе.   Подобный текст - Пасхальный канон Андрея Критского, сюжет его также построен на диалоге в Аду сатаны с бесами, устроившими распятие Христа. Сатана принимает доклады о мнимой победе зла... Этот текст тоже не был принят в литургическую традицию.   Тем не менее, оба этих текста были сохранены монахами, как свого рода " тайное знание " о богословских глубинах Пасхи. И вот, монашество отдает свое сокровище для всеобщего обозрения. Оба текста апеллируют к терминологии свт. Григория Богослова, а именно к его известному Слову 45 На Пасху: крючок плоти, приманка Божества, разрыв договора и т.д.   Например, если свт. Григорий говорил, что «Ад проглатывает, словно приманку, Тело Христа и напарывается на крючок Божества», то прп. Роман идет гораздо дальше в своих метафорах: «Ад проглатывает, словно приманку, Небесный Хлеб!» То есть Ад Причщается - сам не желая этого, и этим разверзается его чрево...       Два слова о самом жанре кондака     В основу греко-христианскои поэзии Византии был положен новыи принцип стихоложения — одинаковое количество слогов, в отличие от греческого античного стихосложеия, основанного на чередовании долгих и кратких гласных.   Есть основания предполагать, что переводы с сирииского трудов Ефрема сыграли большую роль и что такая новая греческая форма была заимствована, явилась калькои с сирииского. Как раз греческии конакион — кондак, кантилены связаны с традициеи Ефрема, вдохновившеи Василия Великого.   Роман Сладкопевец (конец V — начало VI в.), которому православие обязано многими песнопениями и акафистом Богородице, находился под обаянием трудов великого иерарха Кесарии Каппадокиискои, а тем самым и «пророка сириицев» Ефрема.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=608

Отец Иоанн Кронштадтский 121 Господь судил мне принять монашество по молитве и заочному благословению отца Иоанна Кронштадтского . Поступив в Духовную Академию [в 1899 году], я стал искать случая повидаться с ним в Москве, куда он нередко приезжал для служения Божественной литургии и посещения больных. Вскоре Господь исполнил моё желание. Мой товарищ Илия Абурус, впоследствии настоятель Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, отправляясь однажды к своему покровителю Преосвященному Трифону, епископа Дмитровскому, у которого отец Иоанн вознамерился служить в крестовой церкви 122 , захватил с собой и меня. В названном храме состоялось первое мое молитвенное общение с великим пастырем. Это было мне так дорого, что до сих пор я питаю чувство признательности к отцу Игнатию и всем тем, кто способствовал потом моему сближению с отцом Иоанном. Таковыми, между прочим, были Александр Семёнович и Елена Михайловна Мироновы и особенно Вера Ивановна Перцова. По переходе из Академии в Москву [в 1903 году] я уже довольно часто виделся и служил с батюшкой. О каждом его приезде мне сообщали благожелатели. Так, я имел утешение совершать с ним Божественную литургию в общинах “Утоли моя печали” 123 Иверской 124 , в Боевской богадельне 125 и на Антиохийское подворье. Припоминаю порядок и особенности служения отца Иоанна. Он приезжал прямо в храм, боковыми дверями входил в алтарь, опускался на колени перед престолом и, возложив на него руки, находился в таком положении иногда довольно долго. Батюшка каялся в это время во всех грехах, содеянных им за прошедшие сутки, и вставал, когда чувствовал, что Господь прощает его. Обновлённый и бодрый духом, он затем приветливо здоровался со всеми присутствующими, надевал епитрахиль, благословлял начало утрени и выходил на солею читать канон и дневные стихиры по книгам, которые приготовлял обыкновенно протоиерей храма Нечаянной Радости 126 в Кремле Николай Лебедев – друг и постоянный спутник отца Иоанна в Москве. Читал батюшка порывисто, делая на некоторых местах ударения, часто повторяя слова, а то и целые выражения. Видимо, он употреблял старание, чтобы все самому уразуметь и для присутствующих быть понятным. По той же причине он интересовался впечатлением, полученным от его чтения. После краткой утрени и входных молитв отец Иоанн начинал проскомидию, а иногда предоставлял совершать её одному из иереев. Служил батюшка сосредоточенно, на глазах у него, особенно в важнейшие моменты, показывались слезы. Тогда ощущалась сила его молитвы и близость к Господу. После литургии батюшка обыкновенно заходил к настоятелю храма или к начальствующим учреждений, где священнодействовал; здесь он выпивал чашку чая и подкреплялся трапезой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Храм Христа Спасителя ЦВ 8 (453) апрель 2011 /  3 мая 2011 г. 14:14 Служение Патриарха Кирилла с 17 апреля по 25 апреля Вечером 18 апреля, в канун Великого вторника, Святейший Патриарх Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Москвы, где принял участие в богослужении, состоявшемся в соборном храме обители. На великом повечерии Предстоятель читал канон Триоди, а на утрене — Евангелие. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл вручил игуменский посох игумении Афанасии (Грошевой). 19 апреля, в Великий вторник, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве. Во внимание к пастырским трудам и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Церкви возвел ряд клириков города Москвы в сан протоиерея. Во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх наградил настоятельницу Зачатьевского женского монастыря игумению Иулианию (Каледу) орденом святой преподобной Евфросинии Московской III степени. Вечером 19 апреля, в канун Великой среды, Святейший Патриарх Кирилл посетил Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве. Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» монастырского собора Спаса Нерукотворного Образа. На утрене Великой среды Святейший Патриарх Кирилл читал Евангелие. По окончании утрени Святейший Патриарх Кирилл вручил игуменский жезл наместнику Заиконоспасского монастыря игумену Петру (Афанасьеву), а также удостоил его права ношения креста с украшениями. 20 апреля, в Великую среду, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. На малом входе Предстоятель Русской Церкви за усердное служение Церкви Христовой, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи удостоил богослужебных наград ряд клириков столицы и ставропигиальных монастырей.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Часть III. О Богослужении в период времени пения триоди Цветной Отдел I. О пасхальном богослужении Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи Богослужение накануне первого дня Пасхи Литургию Великой субботы, по Типикону, л. 346 на об., надобно оканчивать во 2 часу ночи, т. е. по нашему в 8-м вечера. По отпусте литургии и по совершении обряда благословения хлеба и вина братия входят в трапезу. Здесь чтец глаголет начало, или, по выражению Триоди Постной, л. 492 на об., предисловие к чтению, т. е. «Деяний св. апостол чтение»; иерей стих: «Молитвами св. апостол, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас»; чтец: «Аминь» и начинает чтение книги Деяний св. апостолов. Братия в это время вкушают пищу. По окончании трапезы бывает клепание (звон), а братия переходят в церковь 829 . Чтение Деяний св. апостолов продолжается попеременно разными чтецами и оканчивается к 4-му часу ночи, т. е. по нашему к 10 ч. вечера. В указании Триоди Постной, л. 492 на об., есть некоторая особенность. В ней сказано, что вслед за окончанием литургии и совершением обряда благословения хлеба и вина в самой церкви, но не трапезе, должно быть вкушение пищи, сопровождаемое чтением книги Деяний св. апостолов. По окончания чтения параекклисиарх (Тип., л. 347), или кандиловжигатель (Тр. Поста, л. 492), вжигает все кандила и, приняв от настоятеля благословение, ударяет в било (Типик.) или клепало (Тр. Поста.). Начинается и отправляется полунощница в таком порядке: Благословен Бог наш... Аминь. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш. Яко Твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Поется канон Великой субботы: Волною морскою..., ирмос по 2, тропари на 12. со стихами песней 830 ; на катавасию – ирмос того же канона оба лика вместе. По 3 песни – седален: Гроб твой, Спасе... Слава, и ныне, тот же. Читается Слово Епифания Кипрского : Что сие днесь безмолвие... По 6 песни – кондак: Бездну заключивый... и икос. Читается толкование Златоуста на сказание евангелиста Матфея или же Иоанна о воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Январь 1 января 1872 1-е января 1872 года было для меня крайне тяжелым временем с шести часов утра до девяти, то есть во время утрени и ранней обедни; внутренность наполнена была каким-то тернием; грудь была бессильна, голос дрожащий, трудный, нечистый, как у козла; раздражительность в высшей степени, подозрительность в злоумышлении всех окружающих меня; пакости врага во мне непрестающие, назойливые, паление лютое, уныние адское. После причастия исцелился духом и телом, когда пришел домой и отдохнул с полчаса. Благодарю Господа! Молебны служил со дерзновением, свободно, с чувством. Накануне был на поминках у скоропостижно умершего без покаяния Василия Родионова; дома вечером пил довольно чаю с вином и с сахаром внакладку, пил херес, пил сливки, сдобную булочку съел с маслом и тем засорил желудок и сердце. Погода переменилась с холода на теплую; облачно, снег. 2-е января 1872 г Благодарю Господа, по неизреченному Своему человеколюбию сподобившего меня совершить победоносно, хотя и в немощи души и тела, Божественную литургию (охрипший голос) и причаститься в мир душевных сил, в очищение и пространство души и в исцеление тела Божественных Таин (хрипота вскоре прошла). Вечерню служил бодренно, непреткновенно. Славлю силу и помощь Господа. 3 января От употребления густой пищи (пирога и жирной индейки) и кипяченного с сахаром коньяку (ложки) голос опять охрип, вследствие холодной погоды. На полунощнице едва мог говорить, на утрени несколько поправился голос. Ектению великую говорил с Божией помощию непреткновенно. Канон читал сам я. Дьячок Кутузов на полунощнице не был. Проспал. Слава и благодарение благопоспешному во всем Господу, даровавшему мне силу не прогневаться на дьячка во время службы и после оной. Литургия. С большим нравственным и физическим трудом совершил литургию по причине безголосицы, а безголосица – от ядения накануне с вечера не в меру пирога с сигом. Раздражительность ужасная на диакона и на сторожа Николая, впрочем скрытая в себе и тем более мучительная; диакон плевал на пол в алтаре, и это ужасно меня раздражало; подпевал во время пения причастна, и это меня бесило до того, что не мог победить чувства неприязни к нему во время причастия и причастился в осуждение: вражие жало злобы одолело и мучило меня до конца обедни и после оной. Едва мог покаяться и одолеть его: слабость моральная и физическая необыкновенная! Внутри точно остны 117 . Золотуха разлилась от пшеничного пирога до крайности. Я мучался долго, наконец Божественное милосердие помиловало меня, и я по употреблении Святых Даров успокоился. Слава Тебе, Господи! слава долготерпению Твоему! Вечерню служил также охриплым и болезненным голосом. Та же раздражительность во время и после вечерни; перед домом раздражился на нищих и двоих крепко выдрал за волосы, особенно мальчика лет двенадцати. Сегодня дал парню на пилу 1 рубль 25 копеек. Обещал трудиться и не беспокоить меня больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

16.12.2014. Прямой эфир. Протоиерей Андрей Ткачёв. 26.12.2014 09:44:51 Протоиерей Андрей Ткачев       Добрый вечер, друзья мои. С вами протоиерей Андрей Ткачёв. Наша встреча посвящена пророку Божию Софонии и его книге.        Память пророка Божьего Софонии празднуется 16-го декабря по григорианскому календарю. Существует правило, что если в литургическом календаре присутствует день памяти святого - автора книги, вошедшей в Библейский канон - допустим, Иов, или Павел, или Моисей, или Давид, или Софония -  то почтить этого священного писателя  лучше всего участием  в Литургии, а также чтением книги, написанной им или записанной с его слов. Таким образом, мы соединяемся с духом этого человека и открываем для себя слова Божии, которые были сказаны через него. Люди Божии, это некие ретрансляторы, если говорить современным языком, они принимают и передают внушения Господни. Софония - один из них. Он - один из малых пророков. Мы приближаемся к Рождеству. Уже была память пророка Аввакума, потом будет Захария, Аггей и т. д. И вот Софония. Его место здесь. Лишний раз я хотел бы подчеркнуть своё всегдашнее желание, обращённый к людям призыв, чтобы мы читали Священное Писание. Потому что оно есть Сила Божия ко спасению всякому верующему.        Итак, мы читаем книгу пророка Софонии, в которой всего лишь три главы. Этот пророк Божий (еврейское произношение его имени звучит как Цфания), современник пророка Иеремии. Он жил в вавилонскую эпоху, когда главным врагом Израиля был Вавилон. В эту эпоху и было пленение. Мы будем читать не все подряд, плотным текстом, а по стихам, и не все стихи; некоторые стихи я буду подвергать остановке, чтобы мы полюбили Писание и почувствовали его вкус.        Итак, первая глава. Начинается книга пророка Софонии словами: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского». Перечисляются четыре человека в роду Софонии. Т.е. напоминаются отец, дед, прадед и прапрадед. Таким надписанием характеризуются далеко не все книги Священного Писания.

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

1. Четверг сырный. Прмц. Евдокии. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (с 2 марта) . Прп. Мартирия Зеленецкого (службу зри 11 ноября) . Прмцц. Анны и Матроны Макандиных Алексиевских . Прмц. Дарии Зайцевой . Служба прмц. Евдокии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (А) . На этот день может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я, 4-я и 5-я Марковы главы) (Б) . А. На утрене на «Бог Господь» – тропарь прмц. Евдокии, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и прмц. Евдокии на 4. 4-я, 8-я и 9-я песни: канон прмц. Евдокии со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия – по 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона прмц. Евдокии, а по 4-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди). По 3-й песни – седален прмц. Евдокии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдокии, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В женах Святая, Богородице...». По Трисвятом – тропарь прмц. Евдокии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пречистая...». На часах – тропарь и кондак прмц. Евдокии. На Литургии вседневные антифоны.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-14/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010