Если бы начав обвинение обвинитель скрылся, то он должен был подвергнуться точно также наказанию, которое угрожало обвиняемому 455 . К обвинению по делам церковного характера, а не гражданского свойства, не допускались еретики и раскольники, а также лица, ранее осужденные, изверженные или отлученные церковным судом из клира или из разряда мирян, даже те, которые сами предварительно подверглись доносу, т. е. хотя не осуждены, но состоят под обвинением, «разве когда несомненно явили бы свою невинность против взведенных на них обвинений» 456 . Обвиняемый вызывался до трех раз повесткой явиться в суд, и, если не являлся по упорству, его осуждали заочно. § 145. Церковный процесс на западе 457 В каноническом праве западной церкви, отчасти на основании древне-христианской церковной практики, отчасти по традициям римского права, отчасти, наконец, под влиянием германского юридического мировоззрения, выработались весьма развитые формы процесса, которые хотя и потеряли большей частью практическое свое значение для современной церковной жизни, но оказали значительное влияние на светское процессуальное право в государствах западной Европы. Jus canonicum знает, во-первых, ординарный процесс по делам гражданским, во-вторых, ординарный процесс по делам уголовным, а кроме ординарных процессов, имевших значение общего правила, выработаны были еще суммарные, т. е. сокращенные процессы, в которых разные формальности ординарного судопроизводства, для ускорения дела, устранены 458 . Что касается, в особенности, судопроизводства по преступлениям, то в каноническом праве различаются три главные формы ординарного процесса:1) accusatio, обвинительный процесс в римском смысле; 2) denunciatio, процесс по доносу, возбуждаемый по инициативе частного лица, как и обвинительный процесс, но не столько с индикативной целью как этот последний, сколько с целью исправления 459 , без непременной обязанности доказать справедливость доноса, хотя и здесь лжедоносчик мог подвергнуться наказанию за клевету; 3) inquisitio, следственный процесс, начало которого историками возводится к римскому и, в особенности, к юстинианову праву 460 , но полное развитие которого принадлежит папе Иннокентию III-мy.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Мы уже предваряли выше, что они известны весьма плохо. Первый случай: в 1055г. был оклеветан пред митрополитом Ефремом Новгородский епископ Лука Жидята одним из своих холопов. Вызванный митрополитом в Киев, он был осуждён им и просидел в заключении три года, после чего успел оправдаться и снова возвратился на свой стол, а клеветника постигла жестокая казнь 574 . Как совершаем был суд, – что знать было бы для нас главное, т. е. по каноническим правилам соборно с епископами или вопреки этих правил единолично, на это, к сожалению, вовсе не намекается. Во всяком случае, для нас замечательно тут то, что епископ подвергается казни заточения, которая, если не ошибаемся, есть казнь неканоническая. И что клеветник подвергается духовной властью гражданскому кровавому наказанию – урезанию носа и обеих рук (впрочем, может быть, был подвергнут наказанию не духовной властью, а гражданской, по представлению первой и по собственному суду). Второй случай: в 1156г. Андрей Боголюбский, желая удалить со своей Ростовской кафедры епископа Нестора, прислал его в Киев на суд к митрополиту Константину 1 с какими-то на него обвинениями. На этот раз суд, окончившийся оправданием епископа, как сообщает источник о нём говорящий, но в показании о процессе суда не особенно впрочем надёжный 575 , производим был соборно, причём дело подвергалось продолжительному и тщательному исследованию, иначе сказать, суд производим был сообразно каноническим о нём постановлениям 576 . Итак, за целых двести пятьдесят лет, за целый период времени мы не имеем совершенно никаких сведений о церковно-правительственной деятельности наших митрополитов. Это, конечно, в высшей степени прискорбно; однако необходимо надлежащим образом смотреть на предмет и не спешить делать выводов, которые делать было бы несправедливо. Некоторые, смотря с предубеждением на господство у нас Греков, от этого решительного отсутствия в летописях известий о деятельности митрополитов спешат заключать к решительному отсутствию сколько-нибудь замечательных совершённых ими дел, и затем спешат заключать о крайней или, по меньшей мере, несомненной их митрополитов Греков недоброкачественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ситуация в УПЦ КП имела свою специфику. Митрополит Филарет имел законное рукоположение, но после уклонения в раскол он сначала был лишен сана (в 1992 году), а затем и отлучен от Церкви (в 1997 году). Потому все епископские хиротонии, возглавлявшиеся бывшим митрополитом Филаретом после извержения его из сана, считались незаконными. Иерархи, рукоположенные в УПЦ КП, принимались в общение также через совершение законных хиротоний. И здесь мы вновь видим радикальное отличие от ситуации, сложившейся во взаимоотношениях между Московским Патриархатом и РПЦЗ. Как показано выше, несмотря на разрыв отношений, стороны не отвергали законности рукоположений друг друга. Архиереи, рукоположенные в РПЦЗ, принимались в Московский Патриархат в сущем сане. За ними признавались те священные степени, которые они получили в РПЦЗ. Потому и в 2007 году восстановление общения произошло без совершения повторных хиротоний. В-третьих, все канонические наказания, наложенные на иерархов и клириков УПЦ КП и УАПЦ Русской Православной Церковью, были признаны во всех Поместных Православных Церквах. Ни УАПЦ, ни УПЦ КП не имели евхаристического общения ни с одной из Поместных Церквей. Ситуация с РПЦЗ была совершенно иной. Канонические прещения, наложенные на зарубежных епископов Священным Синодом во главе с митрополитом Сергием, не были признаны другими Поместными Церквами. Например, Сербский Патриарх Варнава уже в 1934 году прямо писал митрополиту Сергию, что считает эти наказания Потому Зарубежный Синод продолжал действовать в Сремских Карловцах, сохраняя над собой покровительство Сербской Церкви. Архиереи-эмигранты находились в общении и с другими Поместными Церквами. Все это показывает глубокую некорректность аналогий, проводимых между Актом о восстановлении канонического общения 2007 года и проблемой уврачевания церковных расколов в Украине. Потому неудивительно, что уже в 2008 году Священный Синод Украинской Православной Церкви заявил о невозможности рассматривать возобновление общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом в качестве модели для преодоления церковных расколов в

http://patriarchia.ru/db/text/5889683.ht...

А почти то же самое говорится и в 36-м Ап. правиле, предписывающем отлучать весь клир известной области, если таковой не убедит народ этой области принять законно поставленного ему епископа. 4) Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (ε ο, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т.е. теряет: а) право общей молитвы с верными, б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии, в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти. С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения. Это большое церковное наказание в канонических источниках называется также анафемой. 5) Лишение церковного погребения. Это наказание налагается на тех преступников, которые при жизни были подвергнуты полному отлучению и которые даже в минуту смерти не пожелали раскаяться в своем грехе и примириться с церковью. Упомянутые церковные наказания налагаются на мирян, совершивших какое-либо церковное преступление. Этим же наказаниям могут подвергаться и члены клира, но не как таковые, а только после того, когда, вследствие окончательного их исключения из клира, перестали принадлежать к нему, следовательно, когда сделались мирянами. Для членов клира, как таковых, существуют особые наказания, в случае нарушения ими известных канонических предписаний, и эти наказания, смотря по роду преступления, являются или исправительными, или же карательными. К исправительным наказаниям относятся следующие: 1) Замечание (, obsecratio, увещание). Замечание есть напоминание об обязанностях, лежащих на духовных лицах по их положению в церкви. Замечанию подвергается всякое духовное лицо, как скоро оно сделает малейший проступок, причем ему выставляются на вид значение последнего и последствия, ожидающие его, если он не исправится. Замечание повторяется два и три раза, после чего уже следует другое наказание

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

во временном прекращении пользования всеми или некоторыми из них до тех пор, пока не будет достигнута цель, ради которой было наложено наказание. В последнем случае эти наказания получают характер исправительный. Все наказания, которые церковные суды, по учению церковного права, имеют власть налагать за известные преступления, носят духовный характер, за исключением одного, имеющего мирской характер, именно денежного наказания, о котором не упоминается в канонах, но которое может быть оправдано в церковно-судебной практике только многовековым употреблением в церковных судах. Церковные наказания для мирян, упоминаемые в канонах, суть следующие: 1) Епитимия (μετνοια, " επιτιμα, poenitentia), как наказание в юридическом смысле, состоит в том, что формальный церковный суд налагает на преступника за известные преступления обязательное исполнение предписаний суда, и прежде всего, как отмщение за зло, которое он, как член церкви, совершил каким-либо своим преступным поведением, а затем, как средство возвратить себе через нее те права, которых он лишил себя своим преступлением. Каноническое основание епитимии находим уже в Апостольских постановлениях а затем в 102-м правиле Карфагенского Собора и в некоторых других правилах Епитимия в этом смысле является самостоятельным наказанием. Но часто она употребляется наряду с другими наказаниями. Так, когда кто-либо из мирян осужден на временное отлучение, церковный суд, если признает это нужным, может такому осужденному предписать, на время его отлучения, обязательное выполнение одной из принятых видов епитимии, как самостоятельного наказания, напр., требование какого-либо пожертвования в пользу церкви, бедных или какого-либо благотворительного учреждения, или же обязательство посещать больных и немощных и оказывать им помощь, и т.п. 2) Бесславие ( " ατιμα, infamia). Это наказание имело очень важное значение в греко-римском праве, так как последствием его для данного лица являлась потеря гражданских прав. Еще более важное значение приобрело это наказание в церковном праве в виду священного характера церкви, каждый член которой должен быть свободным от всего того, что может умалить или уничтожить в обществе его хорошую репутацию (πληψιν, existimationem).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

А.С. Смыкалин Глава VII. Церковное управление и церковный суд 1. Церковное управление и надзор. Церковное управление. Церковный надзор. Церковный суд. Суд в Древней Церкви. Церковный суд в Византии. Церковный суд в Древней Руси. Церковный суд в синодальную эпоху. Церковный суд в новейший период истории Русской Православной Церкви. 2. Церковные наказания. Церковные наказания для мирян. Церковные наказания для духовных лиц. 1. Церковное управление и надзор Церковное управление. Оно выполняет такие функции, как учреждение и упразднение церковных должностей, их замещение, текущее администрирование и церковный надзор. Новые церковные должности, включая новые епископские кафедры или даже первосвятительские престолы, учреждаются или упраздняются постановлениями поместной церковной власти. Помимо учреждения и упразднения, церковные должности могут претерпевать и другие изменения. Например, соединение нескольких должностей, производимое в результате либо слияния двух епархий в одну, либо объединения двух однородных должностей в одном их носителе (так, долгое время в XVIII и XIX bb. две отдельные епархии – Новгородская и Петербургская – имели одного иерарха: митрополита Новгородского и Петербургского), либо присоединения одной должности к другой, главной (допустим, присоединение, приписывание одного прихода к другому, более крупному и важному). Изменения могут также заключаться либо в разделении одной должности на две или несколько самостоятельных (разделение одной епархии на две епархии и др.), либо в отнесении части компетенций одной должности к другой (перевод нескольких приходов с их округами из одной епархии в другую). Кроме того, возможны превращения одной институции в другую (так, в XIX b. женская община становилась женским монастырем). Что касается замещения церковных должностей, то оно осуществляется компетентной церковной властью в соответствии с канонами и другими церковными законоположениями. Замещение церковных должностей – область церковной жизни, где на протяжении всей истории Церкви особенно ощутимо было влияние светской государственной власти, правда, в основном это касалось высших церковных должностей. Данное влияние, если оно не противоречит воле епископата, клира и церковного народа, не считается противоправным, ибо замещение церковных должностей соприкасается с областью внешнего церковного права. Формы такого влияния в истории менялись и определялись статусом Церкви в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В Академии ФСИН России проходит международная конференция по взаимодействию Русской Православной Церкви с государственной системой исполнения наказаний 30 сентября 2016 г. 14:03 29 и 30 сентября 2016 года на базе Академии Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Российской Федерации проходит IV Международная научно-практическая конференция на тему «Противодействие прозелитизму и вербовке адептов неоязычества, радикального ислама, псевдорелигиозного экстремизма и его крайнего проявления в социально-политической жизни общества — терроризма: профилактика их негативного воздействия на осужденных в местах отбывания уголовного наказания». На конференции продолжилось теоретическое осмысление процесса организации планомерной и комплексной работы по обеспечению реализации прав верующих в аспекте реформирования и развития системы исполнения наказаний в России. Основным предметом обсуждения стали вопросы духовно-нравственного потенциала тюремного служения представителей традиционных религий России, противодействия прозелитизму и вербовке в местах лишения свободы адептов псевдорелигиозного экстремизма и терроризма с последующим распространением опыта на всю каноническую территорию Русской православной церкви, а также рассмотрение дальнейших перспектив взаимодействия церкви с государственной системой исполнения наказаний. В работе конференции принимают участие представители Русской Православной Церкви, Белорусского экзархата , Православной Церкви Молдовы , Бакинской епархии , Общественной палаты Российской Федерации, Минюста и ФСИН России, образовательных и научных организаций ФСИН России и иных религиозных конфессий, общественных организаций, министерств, пенитенциарных ведомств Республики Беларусь, Республики Молдова. В первый день конференции состоялись два пленарных заседания, а также работа трех секций. На первом пленарном заседании обсуждались вопросы совершенствования форм и методов организации работы по противодействию прозелитизму и вербовке адептов неоязычества, радикального ислама, псевдорелигиозного экстремизма и терроризма в местах отбывания уголовного наказания.

http://patriarchia.ru/db/text/4628333.ht...

Кроме того, если резолюция епархиального архиерея предусматривает наказание в виде освобождения настоятеля (настоятельницы) епархиальных монастырей от занимаемой должности, решение епархиального суда вступает в законную силу с момента утверждения соответствующего наказания Священным Синодом. Допускается обжалование в Общецерковный суд второй инстанции только тех решений епархиального суда, которые содержат  резолюцию епархиального архиерея. Соответствующая резолюция должна содержать: Решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами исключительно в следующих случаях: Решения Общецерковного суда первой инстанции могут быть обжалованы только обвиняемым лицом (то есть архиереем либо руководителем Синодального и иного общецерковного учреждения). Положение устанавливает закрытый (исчерпывающий) перечень оснований обжалования данных решений. В заключение хотелось бы отметить, что, согласно Положению, дела по церковным правонарушениям, являющимся каноническим препятствием к пребыванию в клире, рассматриваются церковными судами в предусмотренном настоящим Положением порядке в случае совершения данных церковных правонарушений как до, так и после вступления в силу настоящего Положения — при условии, что соответствующие церковные правонарушения были сознательно скрыты обвиняемым лицом и в этой связи ранее не рассматривались органами церковной власти и управления. Дела по иным церковным правонарушениям рассматриваются церковными судами в случае совершения соответствующих церковных правонарушений после вступления в силу настоящего Положения. В данном случае предусматривается применение Положения «с обратной силой» при рассмотрении дел по церковным правонарушениям, являющимся каноническим препятствием к пребыванию в клире. Согласно ст. 53 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Однако Положение о церковном суде не является государственным законом. Кроме того, данное Положение не устанавливает ответственность (наказание) за совершение церковного правонарушения. Виды ответственности (наказания) виновных лиц устанавливается, как уже было отмечено выше, церковными канонами. Положение, определяя порядок церковного судопроизводства, не вводит новых канонических правил (о видах церковных правонарушений и ответственности за них).

http://patriarchia.ru/db/text/426316.htm...

Суд для архиереев первой и второй ступени HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Дмитрий Гоцкалюк Суд для архиереев первой и второй ступени В компетенцию Суда для архиереев первой ступени входит разбор канонических нарушений всех архиереев Элладской Православной Церкви. Он имеет право наложения всех предусматриваемых Священными Канонами наказаний (выведение за штат, смещение с архиерейской кафедры, пожизненный или временный запрет на служение и т.д.) – за исключением отлучения от Церкви. Суд для архиереев второй ступени имеет силу продлить, сократить или даже упразднить решение Суда для архиереев первой ступени, однако не может вынести более строгого наказания для обвиняемого архиерея. Суд для архиереев первой ступени созывается в пределах Афинской кафедры заместителем председателя ПСС, который является его председателем. Также в состав суда входят все одиннадцать членов ПСС, за исключением архиепископа Афинского. В случае исключения одного или нескольких членов Суда для архиереев первой ступени из членов ПСС или возникшего препятствия для участия в суде, на освободившееся место избирается старший по кафедре архиерей из не участвующих в ПСС. Избирается архиерей либо из «старых», либо из «новых территорий» -- в зависимости от того, откуда был выбывший архиерей. Обязанности секретаря исполняет один из секретарей ПСС. В компетенцию Суда для архиереев первой ступени входит разбор канонических нарушений всех архиереев Элладской Православной Церкви. Он имеет право наложения всех предусматриваемых Священными Канонами наказаний (выведение за штат, смещение с архиерейской кафедры, пожизненный или временный запрет на служение и т.д.) – за исключением отлучения от Церкви. Против решений данного суда могут подаваться апелляции. Суд для архиереев второй ступени созывается в пределах Афинской кафедры архиепископом Афинским и всея Эллады, который и является его почетным председателем. Также в состав суда входят четырнадцать штатных архиереев, не входящих в состав ПСС и избираемых по принципу «старшинства»: семь человек из епархий «старых территорий» и семь -- из епархий «новых территорий». Обязанности секретаря исполняет первый секретарь ПСС. В компетенцию Суда для архиереев второй ступени входит разбор апелляций на все судебные решения, принятые Судом для архиереев первой ступени. Он имеет силу продлить, сократить или даже упразднить решение Суда для архиереев первой ступени, однако не может вынести более строгого наказания для обвиняемого архиерея. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

в отношении клириков, назначенных решением Священного Синода  или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; в отношении иных лиц, назначенных  решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви; иные дела в отношении вышеуказанных лиц, переданные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом в Общецерковный суд первой инстанции, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям спорам между архиереями, предусмотренным статьей 2 настоящего Положения. В отношении клириков и иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений, Общецерковный суд рассматривает исключительно те дела, которые связаны с должностной деятельностью данных лиц в соответствующих учреждениях. По иным делам указанные лица подсудны соответствующим епархиальным судам. 2. Общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда второй инстанции дела: рассмотренные епархиальными судами и направленные епархиальными архиереями в Общецерковный суд для окончательного разрешения; по апелляционным жалобам сторон  на решения епархиальных судов; рассмотренные высшими церковно-судебными инстанциями Русской Православной Церкви Заграницей или Самоуправляемых Церквей (при наличии в данных Церквах высших церковно-судебных инстанций) и переданные предстоятелями соответствующих Церквей в Общецерковный суд;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010