Прилагая взгляд Геффтера к вопросу о церковных наказаниях, Эк, по-видимому, сходится с знаменитым криминалистом 78 , так что, по этому взгляду, область церковных наказаний распадается на два разряда: с одной стороны меры, принадлежащие к дисциплине исправительной, с другой – меры дисциплины очистительной. Но затем взгляд этот не выдерживается: при рассмотрении отдельных видов церковных наказаний, встречаемся с теми же общепринятыми рубриками: censurae и poenae vindicativae. Взгляд Геффтера отразился только на виндикативных наказаниях, где действительно можно проследить различие между мерами исправительной и очистительной дисциплины, но и здесь не видно последовательного проведения установленного взгляда. К трем разрядам сводит Эк всю совокупность виндикативных наказаний: α) translatio a majori ordine ad vilius, privatio beneficii, depositio и degradatio, – для всех этих наказаний у Эка не существует какого либо видового понятия, которое бы, подходя под родовое понятие виндикативных наказаний, в тоже время отличало эту группу от следующих видовых понятий: β) disciplina clericorum correctiva и γ) disciplina correctiva communis. Первая группа наказаний, перечисленных под α, очевидно, должна соответствовать тому, что Геффтер назвал дисциплиной очистительной, так как последния две обнимают собою дисциплину исправительную. Но уже одно перечисление отдельных наказаний первой группы, в котором, наряду с лишением сана и извержением, фигурируют такие меры, как перевод с высшей степени иерархии на низшую и лишение бенефиции, могущие и не иметь очистительного характера, с достаточною ясностию показывает, что Эк оказался непоследовательным в проведении взгляда Геффтера. Тем не менее, видно, что он увлекся этим взглядом, – увлекся до того, что, в противность принципам римскокатолического канонического права, отнес меры исправительной дисциплины к классу виндикативных наказаний, тогда как, с католической точки зрения, исправительная дисциплина и виндикация суть два понятия, взаимно себя исключающие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Раздел III. Общецерковный суд Статья 27. Порядок создания Общецерковного суда Общецерковный суд создается по решению Архиерейского Собора. Статья 28. Дела, подсудные Общецерковному суду 1. Общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда первой инстанции: • в отношении архиереев (за исключением Патриарха Московского и всея Руси) – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от управления епархией, увольнения на покой, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; • в отношении клириков, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей синодальных и иных общецерковных учреждений – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; • в отношении иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей синодальных и иных общецерковных учреждений – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви; • иные дела в отношении вышеуказанных лиц, переданные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом в Общецерковный суд первой инстанции, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям между архиереями, предусмотренным статьей 2 настоящего Положения. В отношении клириков и иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей синодальных и иных общецерковных учреждений, Общецерковный суд рассматривает исключительно те дела, которые связаны с должностной деятельностью данных лиц в соответствующих учреждениях. По иным делам указанные лица подсудны соответствующим епархиальным судам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Статья 27. Порядок создания Высшего общецерковного суда Высший общецерковный суд создается по решению Архиерейского Собора. Статья 28. Дела, подсудные Высшему общецерковному суду 1. Высший общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда первой инстанции: в отношении архиереев (за исключением Патриарха Московского и всея Руси) – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от управления Епархией, увольнения на покой, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; в отношении клириков, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; в отношении иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви; иные дела в отношении вышеуказанных лиц, переданные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом в Высший общецерковный суд первой инстанции, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям спорам между архиереями, предусмотренным статьей 2 настоящего Положения. В отношении клириков и иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений, Высший общецерковный суд рассматривает исключительно те дела, которые связаны с должностной деятельностью данных лиц в соответствующих учреждениях. По иным делам указанные лица подсудны соответствующим епархиальным судам.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Протоиерей Всеволод Чаплин выразил надежду на то, что никто не посягнет на святыни украинских храмов 24 февраля, 2014. Новостная служба Всеволод Чаплин утверждает, что вопрос принадлежности канонической Церкви ее храмов и святынь остается болезненным не только на Украине. 24 февраля. ПРАВМИР. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин надеется на то, что «ни у кого не поднимется рука посягнуть на святыни Киево-Печерской лавры и на ту монашескую общину, которая преемственно от монахов многих столетий сегодня существует в этом древнем монастыре и которая относится к канонической Церкви». Всеволод Чаплин также заявил на круглом столе в Москве, что «если кто-то хотел бы изменить вероисповедание и выбор людей, используя грубую силу, он столкнется, конечно же, с решимостью людей защищать свои святыни, он столкнется с тем, что люди будут еще больше укрепляться в вере, и он столкнется с вечным Божьим наказанием, а может быть, и с Божьим наказанием в этой жизни, как это много раз уже было с большевиками, которые посягали на народные святыни в 20- 30-е годы ХХ века в бывшем СССР», — сообщает Интерфакс-Религия . Всеволод Чаплин утверждает, что вопрос принадлежности канонической Церкви ее храмов и святынь остается болезненным не только на Украине. Он убежден в том, что в случае посягательств на святыни верующие имеют «не только право, но и долг эти святыни защитить». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 23 мая, 2022 17 мая, 2022 28 апреля, 2022 15 апреля, 2022 13 апреля, 2022 16 марта, 2022 16 марта, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

2) в больницах, тюрьмах и морских плаваниях аналогичным полномочием обладает капеллан (кан. 566 § 2); 3) в обстоятельствах крайней срочности (casus urgentior), когда кающемуся очень трудно оставаться в состоянии тяжкого греха в течение времени, необходимого для вынесения решения полномочным настоятелем, любой исповедник на внутреннем суде может разрешить от канонической санкции latae sententiae (за исключением суспенсии), если только она не объявлена и не зарезервирована за Святым Престолом (кан. 1357 § 1). При этом остается в силе обязательство кающегося вновь обратиться к покаянию через месяц, под угрозой повторного наложения санкции); 4) в случае угрозы смерти любой священник, в том числе не имеющий полномочия принимать исповеди, законным и действительным образом освобождает от любой канонической санкции (кан. 976). Таковы существенные элементы кодексных норм, касающихся снятия канонической санкции. Отсюда нетрудно сделать вывод о совершенно особой природе канонических санкций, и прежде всего отлучения, которое всегда служило образцом санкции в Церкви. б) Природа и характер применения канонических санкций Шестая книга Кодекса канонического права озаглавлена De sanctionibus in Ecclesia (О санкциях в Церкви, каноны 1311_1399), как бы указывая на то, что в Церкви нет наказаний в собственном смысле, но только санкции. Из дальнейшего станет ясно различие между этими двумя понятиями. Здесь же необходимо сразу напомнить о том, что Кодекс канонического права говорит также о наказаниях. Канон 1312 разделяет их на три основных категории: цензуры (каноны 1331_1340), искупительные наказания (каноны 1336_1338) и целительные наказания, или покаяния (каноны 1339_1340). Первые, известные также как врачующие наказания, имеют непосредственной целью исправление или улучшение преступника. Вторые, прежде именовавшиеся отмщающими, непосредственнонаправлены на возмещение причиненного общине вреда, и лишь косвенным образом – на исправление самого преступника. Третьи служат орудием предупреждения возможных преступлений в будущем или соответствующего пастырским задачам применения первых двух категорий канонических санкций. Именно на уровне их применения необходимо иметь в виду следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В разных изданиях Священного Писания неканонические книги могут находиться как среди канонических книг, так и отдельно. Порядок и расположение их также может отличаться. В церковнославянских и русских изданиях Библии неканонические книги расположены следующим образом: Вторая книга Ездры Книга Товита Книга Иудифи Книга Премудрости Соломона Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Послание Иеремии Книга пророка Варуха Первая книга Маккавейская Вторая книга Маккавейская Третья книга Маккавейская Третья книга Ездры Вторая книга Ездры 1.1. Вторая книга Ездры . Книга названа по имени главного действующего лица – книжника Ездры. Название и число произведений, приписываемых Ездре, различно в еврейской Библии и Септуагинте. В Септуагинте, старолатинском и сирийском переводах это «Первая книга Ездры» (σδρς Α). В латинской традиции, при наличии двух канонических книг Ездры в Вульгате (соответствующих Первой книге Ездры и книге Неемии), эта книга получила название «Третья книга Ездры» (Esdra III) с заглавием «De Templi restitutione». В протестантских церквах её именуют Первой апокрифической книгой Ездры. В русскоязычных изданиях также можно встретить название «Греческая книга Ездры» 13 . 1.1.1. Содержание и богословие . Вторая книга Ездры берёт большую часть своего материала из канонических книг: 2-й Паралипоменон, книг Ездры и Неемии. Такое использование библейского материла для написания новых произведений называется «скриптурализация». Книга состоит из девяти глав. Текст может быть разбит на следующие смысловые разделы: 1. 2Езд.1:1–33 . Царствование благочестивого Иосии. Восстановление богослужения, празднование Пасхи. Непослушание Иосии словам порока Иеремии, участие царя в битве при Меггидо, его ранение и смерть в Иерусалиме. Параллельный отрывок – 2Пар.35 гл. 2. 2Езд.1:34–58 . Период правления нечестивых потомков Иосии. Разрушение храма и Иерусалима, как наказание за грехи народа и царей. Пророчество о продолжительности плена. Параллельный отрывок – 2Пар.36:1–31 . 3. 2Езд.2:1–8 . Указ персидского царя Кира о восстановлении храма в Иерусалиме. Параллельный отрывок – 1Езд.1:1–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Установившаяся в западной науке канонического права система церковных наказаний основана на представленном выше учении о целях церковных наказаний. Так как наказания эти, с одной стороны, преследуют цель исправления преступника, а с другой стороны, являются средствами примирения или удовлетворения нарушенной справедливости; то отсюда, как логический вывод, являются деление церковных наказаний на два главные разряда: 1) исправительные наказания, (censurae, poenae medicinales), 2) наказания виндикативные (poenae vindicativae) 74 . Тот и другой разряд допускает двоякое различие, смотря по тому, к мирянам, или духовным лицам применяются церковные наказания. Таким образом, цензуры суть: отлучение и интердикт – для мирян, и запрещение на неопределенное время – для духовных лиц. Виндикативные наказания: иррегуляритет (весьма у немногих канонистов) и лишение церковного погребения – для мирян, и запрещение на определенный срок, отсылка в особое специальное место на покаяние, удаление от должности и лишение сана – для духовных лиц 75 Что касается цензур в особенности, то опять доктрина установила между ними различие, смотря потому, определяются ли они самым положительным законом (censurae juris s. canonis), или же определяются судьей (censurae bominis). В этом последнем случае цензура является или как последствие действия, наступающее ipso facto, без суда и судебного приговора (censurae latae sententiae), или же требуется судебный приговор in concreto (censurae ferendae sententiae). Говоря о принятой в науке католического церковного права системе церковных наказаний, нельзя не упомянуть о довольно оригинальной попытке Эка классифицировать церковные наказания на иных основаниях, сравнительно с общепринятыми. В своей диссертации: «De natura poenarum secundum jus canonicum», Эк вздумал применить к классификации церковных наказаний взгляды Геффтера, высказанные этим последним в статье: «Ueber Verbrechen und Disciplinarvergehungen der Staats-und Kirchendiener» 76 . Геффтер различает низшую или исправительную дисциплину (disciplina correctiva) и высшую или очистительную (disciplina purgatoria); первого рода дисциплина направлена к исправлению подвергаемых ей лиц, а вторая имеет в виду очищение государственной или церковной службы и удаление из нее опасных или негодных элементов 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Из сказанного нетрудно понять ответы на все возражения. Раздел 4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРОКЛЯТИЕ БОЛЕЕ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ, ЧЕМ ЗЛОСЛОВИЕ? С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что проклятие является более тяжким грехом, чем злословие. В самом деле, проклятие, похоже, есть своего рода богохульство, как это можно понять из канонического послания [апостола] Иуды, в котором сказано, что «Михаил, архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел богохульствовать» 384 ( Иуда. 1, 9 ), где, как разъясняет глосса, под богохульством надлежит понимать проклятие. Но богохульство является более тяжким грехом, чем злословие. Следовательно, проклятие является более тяжким грехом, чем злословие. Возражение 2 . Далее, убийство, как было показано выше (73, 3), является более тяжким грехом, чем злословие. Но проклятие приравнивается к греху убийства; так, Златоуст говорит: «Когда кто-либо произносит проклятие: «Да сгинет он и весь дом его», то чем такой лучше убийцы?» 385 . Следовательно, проклятие тяжче злословия. Возражение 3 . Далее, обусловить вещь есть нечто большее, чем указать на нее. Но проклинающий, предписывая зло, обусловливает его, тогда как злословящий просто указывает на уже существующее зло. Следовательно, проклинающий грешит тяжче, чем злословящий. Этому противоречит следующее: злословие не может быть чем-то добрым, в то время как проклятие, как это явствует из вышесказанного (1), может быть делом как добрым, так и злым. Следовательно, злословие тяжче проклятия. Отвечаю: как было показано в первой части (I, 48, 5), зло бывает двояким, а именно злом преступления и злом наказания, и худшим из этих двух является зло преступления (I, 48, 6). Поэтому в случае одного и того же модуса говорения говорить о зле преступления хуже, чем говорить о зле наказания. Итак, оскорбитель, сплетник, злословящий и насмешник говорят о зле преступления, тогда как говорящий зло, о котором мы в настоящем случае ведем речь, говорит о зле наказания или о зле преступления под аспектом наказания. Однако модус говорения здесь не один и тот же, поскольку в случае первых четырех пороков о зле преступления говорится посредством утверждения, в то время как в случае проклятия о зле наказания говорят или путем обусловливания в форме предписания, или пожелательно. Но само по себе сообщение о преступлении человека является грехом в той мере, в какой оно причиняет ущерб ближнему, а при прочих равных условиях причинять ущерб хуже, чем желать его причинения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Α почти то же самое говорится и в 36-м Ап. правиле ( Ап. 36 ), предписывающем отлучать весь клир известной области, если таковой не убедит народ этой области принять законно поставленного ему епископа. Совершенное исключение из церкви или большое отлучение ( παντελς φορισμς, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т.е. теряет: а) право общей молитвы с верными, б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии, в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти. С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения. Это большое церковное наказание в канонических источниках называется также анафемой. Лишение церковного погребения. Это наказание налагается на тех преступников, которые при жизни были подвергнуты полному отлучению и которые даже в минуту смерти не пожелали раскаяться в своем грехе и примириться с церковью. Упомянутые церковные наказания налагаются на мирян, совершивших какое-либо церковное преступление. Этим же наказаниям могут подвергаться и члены клира, но не как таковые, а только после того, когда, вследствие окончательного их исключения из клира, перестали принадлежать к нему, следовательно, когда сделались мирянами. Для членов клира, как таковых, существуют особые наказания, в случае нарушения ими известных канонических предписаний, и эти наказания, смотря по роду преступления, являются или исправительными, или же карательными. К исправительным наказаниям относятся следующие: Замечание ( παρκλησις, obsecratio, увещание). Замечание есть напоминание об обязанностях, лежащих на духовных лицах по их положению в церкви. Замечанию подвергается всякое духовное лицо, как скоро оно сделает малейший проступок, причем ему выставляются на вид значение последнего и последствия, ожидающие его, если он не исправится. Замечание повторяется два и три раза, после чего уже следует другое наказание 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

По канонам, напоминание может повторяться два и три раза, после чего следует более тяжкая мера наказания. (Ап. пр. 31; II Всел. соб. пр. 6: IV Всел. соб. пр. 18; Трул. пр. 31, 34: Гангр. пр. 6: Сардик. пр. 14; Антиох. 5; Карф. пр. 10: I-II соб. пр. 13, 15 и далее). В 1890 году новым церковным законом у нас впервые введено напоминание, как мера наказания, которая заносится штрафной журнал и сопровождается уплатой штрафа по таксе. Второй степенью наказания является внушение, которое встречается в древнейших церковно-правовых источниках. В первые века христианства внушение неисправимым делалось епископами и соборами. Когда давал внушение собор, то на это смотрели как на кару более значительную сравнительно с обычным – или епископским. Нередко внушение делалось публично. Позже, на основании церковно-канонических установлений, внушения делаются подлежащей властью всем тем, кто не хотел или не умел воспользоваться для исправления более мягкой карой – напоминанием. Внушения не повторяются. А к упорным и неисправимым применяются последующие меры, необходимые для их исправления (IV Всел. соб. пр. 19; Трул. пр. 8; Антиох. пр. 25; Сардик. пр. 13). Третья мера наказания епитимия или вернее, удаление от места служения на некоторое определенное время. В первые времена виновные, подвергнутые этой каре, проводили срок наказания в месте жительства епископа под его личным надзором. Позже, нашли более удобным таких виновных отправлять в монастыри. Их ссылали туда, чтобы выдержать приговор под непосредственным надзором монастырского начальства, где определяемый жил, строго соблюдая монастырский устав, проводя большую часть времени в молитве, поклонах и богослужении (Ап. пр. 12. 13, 16, 32, IV Всел. соб. пр. Карф. пр. 11, 29). Четвертый вид наказания – устранение от должности лиц, несущих административные обязанности. Такое устранение может длиться месяц и самое большее – год. Пятая мера – перемещение. Она применяется, когда в случае неисправного поведения и предосудительных дел духовному лицу невозможно сохранить за собой достаточного авторитета (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010