Всю свою обязательную силу для христиан сохранило и Десятисловие Моисея. Суть этих заповедей Господь в беседе с законником изложил так: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:37–40 ). Но свое значение для христиан сохранило не только богословие Ветхого Завета и его нравственное учение. Ветхозаветные правовые нормы оказали влияние на каноническое право христианской Церкви. Некоторые из них признаются действующими в Церкви, например, требование показаний двух или трех свидетелей для установления истины на суде. Отдельные ветхозаветные правовые институты существовали в Церкви в определенные эпохи ее истории, например, десятина, запрещение взимать проценты, впрочем, в Ветхом Завете ограниченное лишь единоплеменниками: Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост ( Втор. 23:20 ). Полную силу сохранило и ветхозаветное запрещение кровосмесительных браков. В канонах часто встречаются ссылки на ветхозаветные тексты. В 21-м правиле свт. Василия цитируется пророк Иеремия (3:1) и книга Притчей (18:23): «Аще муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд, таковаго почитаем блудником, и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан с свободною от брака. Ибо речено: прелюбодейца сквернящися осквернится, и к мужу своему не возвратится. Такожде: держащий прелюбодейцу безумен и нечестив». На эти же места из Иеремии и Притчей ссылаются и отцы Трулльского Собора в 87-м правиле. В 16-м правиле 7 Вселенского Собора цитируется книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Исполнилось в них написанное: мерзость… грешнику богочестие ( Сир. 1:25 ), то аще обрящутся некие, посмевающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются…». Некоторые канонические нормы основаны на ветхозаветных текстах, которые сами по себе не содержат соответствующих юридических формул по их буквальному смыслу, но в которых заключены мысли, используемые для их обоснования, и эти места из Ветхого Завета цитируются в канонах. Так, в церковной судебной практике за свои преступления и грехи клирики не подлежат наравне с мирянами отлучению от Причастия, а только извержению из сана на основании общего принципа, не допускающего налагать двойное наказание за одно и то же преступление. Эта норма сформулирована в 25-м апостольском правиле, которое содержит в себе ссылку на книгу пророка Наума: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священнаго чина, но да не будет отлучен от общения церковнаго. Ибо Писание гласит: Не отмстиши дважды за едино (1:9)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Второзакония. Комментируя эту, очевидно, хорошо известную его слушателям, угрозу об Египте, пророк сопровождает ее, сообразно с современным ему состоянием политических обстоятельств, лишь необходимым пояснением, что Израиль пойдет в Ассирию ( Ос.9:3 : «Ефрем возвратится в Египет, в Ассирии будут есть нечистое» срв. также Ос.11:5 : «не возвратится он в Египет, но Ассур, – он будет царем его»). При таком положении дела, конечно, не может быть речи о том, чтобы предполагаемый критикой автор Второзакония имел в виду Ос.8:13 ( Ос.9:3 ), а не наоборот: комментировать можно лишь то, что уже существует в обиходном языке. Выход из Египта в воспоминаниях пророков представляется так же, как он изображен в исторических повествованиях священных книг. В этом случае нельзя не считать очень важным прежде всего краткое, но именно в виду своей краткости многозначительное, замечание пророка Амоса об одной подробности, связанной с последними минутами пребывания евреев в Египте. Говоря о разных вразумляющих наказаниях, которыми в древности поражал Господь вероотступный народ Свой, пророк называет египетскую язву: «посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской», ( Ос.4:10 ). Пророк разумеет, очевидно, рассказ Исх.9:3–5; 12:29–31 (срв. Ис.10:24–26 ). Затем, под освобожденным народом пророк Амос понимает весь совокупный народ еврейский, который жил в Египте, а не один только дом Иосифов. 3-ю главу своей книги пророк начинает обращением к жителям сев. царства, но замечает, что слово Иеговы направлено ко всему племени, которое он вывел из земли Египетской ( Ос.3:1 ). Наконец, также вполне согласно с каноническими книгами один из пророков, именно Осия, говорит о великом вожде Израильского народа, с именем которого связывается все значительное и славное, чем была богата жизнь Израиля, как нового народа, т. е. – о Моисее. Имени этого пророка – вождя Осия не называет, не сомневаясь, что его слушатели знают, о ком он говорит, – но значение его в истории прошлого отмечает полно. Чрез пророка вывел Господь Израиля изб Египта, через пророка Он, охранял его ( Ос.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Где же здесь то бесстрастное исповедание веры, которого требует Христос от Своих последователей ( Мф.8:38 )? Где та честность веры и убеждений, которая не прибегает к хитрости и лжи даже пред врагами своими, даже пред страхом наказаний? Не так распространялось христианство святыми проповедниками Церкви Христовой, истинной носительницы и выразительницы христианской силы и нравственности. И недаром сектанты не признают святых, ни проповедников, ни мучеников, ни святителей, ни прочих святых Божиих, т. е. не признают возможности и необходимости осуществления в полной мере заповедей Господа Иисуса Христа и полного освящения христиан благодатию Божиею. На протяжении всей девятнадцати-вековой истории христианства, сектантство поэтому и не дало святых миру, а это говорит за их нравственную мертвенность, бесплодность. «Берегитесь лжепророков, – заключим мы словами Спасителя, – которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри волки хищные; по плодам узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые… Итак по плодам их узнаете их ( Мф.7:15–20 )» Епархиальный миссионер С. Потехин Попов Н. Антиканонический характер австрийской иерархии. 304 Чиноприем, совершенный над Амвросием в Белой Кринице//Миссионерское обозрение 1901 г. 6. С. 770–781 II Исторический обзор различных способов чиноприятия приходящих к православной Церкви неправославных христиан. Как понимать 8 правило 1 Вселенского собора? Возможно-ли клириков, принятых в Церковь чрез миропомазание, оставлять в сущем сане? Принятие митрополита Амвросия беглым попом Иеронимом с канонической точки зрения. По прибытии в Белую Криницу, Амвросий не сразу принял звание митрополита всех «древлеправославных» христиан. Будучи, по понятию старообрядцев, еретиком, он не иначе мог вступить в общество «древлеправославных» христиан Белой Криницы, как предварительно «исправив себя», т. е. допустив совершить над собою известный чиноприем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господь идёт, чтоб суд вершить над нами, а перед ним — сжигающее пламя, и с каждым шагом буря завывает; и землю Он, и небо призывает: — Все, кто со Мною быть в союзе хочет, кто честен — пред Мои предстаньте очи, и сказано вам будет небесами, что Я — ваш Бог и Я — судья над вами. О Мой народ! Я говорю с тобою: мои слова, в которых много боли, пусть прозвучат как предостереженье, но не за жертвы, не за всесожженья. Что Мне телец, мычащий монотонно, что Мне козёл из твоего загона? Все, кто на брюхе, на ногах и крыльях, принадлежат Тому, Кто сотворил их. Я разве ем зарезанных на камне и разве кровь потребна для питья мне? Когда скорбишь ты, ибо душат беды, Всевышнему воздай свои обеты. Ты призови, и Я тебя избавлю — наедине с бедою не оставлю, и звук благоговейных песнопений — вот лучшее из жертвоприношений! Злодею же твердит Господь иное: — Зачем ты бьёшь поклоны предо Мною, Мои слова устами произносишь, но Мой Завет в душе своей не носишь? Зачем ты бьёшь поклоны предо Мною, Мои слова оставив за спиною? Ты выбрал путь, преступное содеяв, среди воров, среди прелюбодеев. Твои уста всегда коварно-лживы; ведь ты во имя власти и наживы, во имя сладострастья и разврата не пощадишь ни матери, ни брата! Когда в свою ты погружался скверну, Я промолчал, и ты решил, наверно, что Я, твой Господин, тебе подобен — как ты, коварен, и хитёр, и злобен. О грешники, забывшие про Бога! Мой суд суров и наказанье строго: изобличу вас, чтобы знали люди — ни от кого спасенья вам не будет! А кто приносит с жертвой покаянье, тому всегда Моё благодеянье, и кто печётся о своей дороге, тот обретёт своё спасенье в Боге. ПСАЛОМ 50 Канонический русский перевод 1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Для любого человека очень важна половая сфера, он так устроен, это для него естественно, а жизнь “как брат и сестра” это уже сверх естества. Да с помощью Божией такое возможно, да может быть, это идеально. Но потянут ли такую жизнь супруги? Согласны ли они на это оба? Не будут ли злы, раздражительны? Не распадётся ли брак в таком случае? С точки зрения Бога и Церкви честный союз мужчины и женщины в любви (брак) уже является ценностью. Причем очень большой. В каноническом корпусе Православной Церкви нет наказания за такой грех как “супружеская близость без цели зачатия”, и даже нет такого понятия. Следовательно это скорее некоторое нравственное несовершенство, чем серьезный грех. Далее единственное понятие которое приводится в канонах это “ Брак честен и ложе непорочно ” ( Евр.13:4 ). Не существует канонов вводящих наказание за то, что происходит в супружеской постели. Но это не значит, что для христианина допустима невоздержанность. Христианину приличествует знать меру во всём, не только в супружеских отношениях, но и в сладостях, вкусной еде, комфорте жизни, увеселениях, просмотре видео, комп. играх и прочих удовольствиях и развлечениях. Как говорят “Апостольские постановления”: “Боголюбец не должен быть сластолюбцем”. Апостол Павел, а вслед за ним и многие святые отцы, не связывают тему близости и размножения, и хотя и призывают к определенной воздержанности в супружеских отношениях, но не более того: “ Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление ” (Кор.7:5–6). А стихом раньше апостол говорит, что: “ Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена ” (Кор.7:4). Важно также, что целью христианского брака является любовь, приводящая супругов в Царствие небесное, любовь, которая соделывает из двух – единое существо. “И будут два одною плотью” ( Мф.19:5 ) — это не только о соединении супругов в интимном соитии, но и о том, что двое становятся единым существом в таинстве брака. То есть цель брака любовь и единство, а не деторождение, которое есть очень важное, но следствие брака. Таким образом, интимные отношения  не являются исключительно средством репродукции в православии.

http://azbyka.ru/vopros/yavlyaetsya-li-g...

До апостола дошел верный слух, что между членами коринфской церкви появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. Возмущенный слухом, а равно и тем обстоятельством, что остальные члены Церкви возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды их сделавший такое дело, апостол решил: «Я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас, сделавшего такое дело, в собрании вашем, во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» 48 . Апостол предал кровосмесника сатане во измождение плоти, да дух спасется. Что бы ни понимали под этим преданием сатане, нельзя не видеть, во всяком случае, что здесь имеется в виду чувственная сторона кровосмесника, воздействием на которую апостол надеется достигнуть того, чтобы дух спасся, т. е. чтобы отлученный грешник исправился до обратного принятия в состав церкви 49 коринфской, каковая цель, действительно, и была достигнута. Прекрасно говорит об этом сам апостол во 2-м своем послании к коринфянам: здесь мы видим не холодного, бесстрастного судью, отправляющего с невозмутимым спокойствием правосудия, а человека, побуждаемого любовию и отеческим попечением о благе основанной им Церкви. «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам, говорит он о своем первом послании, со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но для того, чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. Если же кто огорчил (речь начинает идти об отлученном кровосмеснике), то не меня огорчил, но частию (чтобы не сказать много) и всех вас. Для такого довольно сего наказания от многих, так что уже вам лучше простить его и утешить, дабы таковой не был поглощен чрезмерною печалию, и потому прошу вас оказать ему любовь» 50 . В законодательном памятнике, который прекрасно рисует практику первых веков христианской Церкви, – в Постановлениях апостольских епископу вменяется в обязанность прилагать всевозможное попечение как о тех, которые не согрешили, чтобы они остались свободными от греха, так и о тех, которые согрешили, чтобы они покаялись 51 . В каноническом законодательстве церкви вселенской, наказание предпочтительно рассматривается с точки зрения меры врачующей, меры, направленной к тому, чтобы побуждать лицо к принесению покаяния 52 . Мы говорим предпочтительно потому, что в правилах отдельных отцов и целых соборов самая идея исправления подверглась видоизменению, с тех пор как самый образ прохождения покаяния подвергся законодательной регламентации и вместе с тем самое покаяние стало в ряду наказаний: отсюда возникла идея очищения совести совершением известного рода благочестивых действий в течение определенного срока. На этой идее главным образом построены правила Василия Великого и правила целых соборов, как напр. анкирского, неокесарийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Добавления B и E, содержащие текст царских указов, составленных Аманом и Мардохеем (и потому противоположных по смыслу), во многом сходны, поэтому их нередко рассматривают совместно (см., напр.: Ibid. P. 383-386). Оба они развивают сюжет канонической Е. к., при этом добавление Е акцентирует внимание и на богословском аспекте происходящих событий. Про иудеев, к-рых Аман хотел погубить, сказано, что царь нашел их «не зловредными, а живущими по справедливейшим законам, сынами Вышнего, величайшего живого Бога (υος το ψστου μεϒστου ζντος θεο), даровавшего нам и предкам нашим царство...». То, что случилось с Аманом, трактуется как наказание Божие, постигшее его за попытку оклеветать перед царем иудеев: «...он, совершивший это, при воротах Сузских повешен (πρς τας Σοσων πλαις σταυρσθαι) со всем домом, по воле владычествующего над всем Бога (το τ πντα πικρατοντος θεο), воздавшего ему скоро достойный суд». Не только судьба Амана, но и спасение иудеев было совершено по воле Божией: «Ибо владычествующий над всем Бог и вместо погибели избранного рода устроил им такую радость». В тексте указа Артаксеркса присутствуют слова, по-видимому принадлежащие Мардохею и адресованные иудеям, о праздновании Пурима: «И вы в числе именитых праздников ваших проводите сей знаменитый день (πσημον μραν) со всем весельем, дабы и ныне и после памятно было спасение...» Добавление С, содержащее текст молитв Мардохея и Есфири, «имеет двоякое влияние... оно усиливает драматизм истории, делая Мардохея и Есфирь более реальными персонажами и выделяет религиозную составляющую греческого текста Книги Есфирь, позволяя его автору дать полное выражение своим богословским взглядам» (Ibid. P. 391). О Боге Израиля говорится, что Он является Вседержителем (πντων κρατν, букв.- Содержащий все), Праведным (δκαιος ε, κριε), Создателем неба и земли (τι σ ποησας τν ορανν κα τν ϒν), единым Богом, Царем избранного народа (Κρι μου βασιλες μν, σ ε μνος), Царем богов и Владыкой всякого начальства (θλψεως μν κα μ θρσυνον, βασιλε τν θεν κα πσης ρχς πικρατν).

http://pravenc.ru/text/190265.html

Задача священника состоит в том, чтобы донести до верующего, что оздоровление общества возможно только на пути покаяния, через духовно-нравственное совершенство, путь к которому указывает Церковь Христова. Наука никогда не сможет решить проблему болезней и неизбежности смерти, так как их причина не в низком уровне прогресса, а есть следствие грехопадения: Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили ( Рим.5:12 ). Поэтому для современного пастырского служения становится актуальным посещение больных с целью их утешения и духовной поддержки. Здесь будут уместны слова святого праведного Иоанна Кронштадтского , в которых виден смысл всего пастырского служения: «Священники Господни! сумейте утешением веры обратить ложе печали страдальца-христианина в ложе радости, сумейте сделать его из несчастнейшего, по его мнению, человека человеком счастливейшим в мире, уверьте его, что в мале быв наказан, он будет великими благодетельствован [ Прем.3:5 ] по смерти: и вы будете друзьями человечества, ангелами-утешителями, органами Духа Утешителя» 279 . Особенности пастырского окормления и воцерковления людей с нарушением слуха Священник Андрей Солодко, студент IV курса СПДС Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? ( Рим.10:14 ) Данная статья посвящена проблеме пастырского окормления людей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих) и рассматривает практическую сторону этого вопроса. Глухие и слабослышащие являются особой категорией инвалидов, требующей использования определённых методов и способов проповеди и пастырского окормления. Многие инвалиды по слуху проживают на территории канонической ответственности Русской Православной Церкви, крещены и являются частью её паствы. Количество глухих и слабослышащих людей в России точно не известно и определяется приблизительно, исходя из данных Всемирной организации здравоохранения, согласно которым «10% населения Земли имеют те или иные дефекты слуха, из них примерно 1,5–2% страдают тяжёлыми нарушениями. Таким образом, примерно 13 млн. россиян имеют те или иные дефекты слуха, а около 300 тыс. считаются инвалидами» 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И если скажешь в сердце твоём: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его [Вт. 18:21–22]. Пророк, сделавший такое ложное предсказание, мог подвергнуться побиванию камнями. Господь сказал: «пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Вт. 18:20). Такого рода наказание предохраняло от повторных поползновений данного пророка и обеспечивало некоторое время для раздумий у других пророков, прежде чем они скажут: «так говорит Господь». Истинность сама по себе ещё не делает книгу канонической. Это скорее проверка аутентичности книги, чем её каноничности. Это негативный критерий, согласно которому книга может быть удалена из канона. Жители Верии применили этот принцип, когда обратились к Писанию, чтобы выяснить, истинно ли учение Павла ( Деян. 17:11 ). Если бы проповедь апостола не соответствовала учению ветхозаветного канона, она не могла бы быть от Бога. Многие апокрифы были отвергнуты именно потому, что оказались не аутентичны. Иудейские учители и раннехристианские отцы Церкви отвергли или сочли второразрядными эти книги из-за того, что в них встречались исторические неточности и даже нравственные несоответствия. Реформаторы отвергли некоторые книги потому, что находили в них еретические учения, например, моление о мёртвых, которое проповедуется в 2Мак. 12:44–45 . Апостол Иоанн настоятельно призывал верующих испытывать всякую предполагаемую «истину» на соответствие уже известному эталону, прежде чем принимать её ( 1Ин. 4:1–6 ). Такая проверка на аутентичность послужила причиной сомнений в Посланиях Иакова и Иуды. Кое-кто полагал, что Послание Иуды не аутентично, поскольку в нём, возможно, цитируются не аутентичные книги псевдоэпиграфии ( Иуд. 1:9, 14 ; см. Jerome, 4). Мартин Лютер сомневался в каноничности Послания Иакова, потому что в нём нет достаточно явной сосредоточенности на распятии. Мартину Лютеру казалось, что книга учит о спасении делами. Углублённое изучение сняло с Послания Иакова эти обвинения, и даже сам Лютер изменил мнение о нём в лучшую сторону. Постепенно, в ходе исторического процесса, Послания Иакова и Иуды себя реабилитировали, и их каноничность была признана после того, как удалось гармонизировать их с остальным Писанием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

И лика Твоего не отврати, Дай духа Своего благословенье, Простив мне прегрешенья, возврати Былую радость твоего спасенья. Господь спасенья моего и славы, Лишь одного сегодня я хочу: Прочь уведи меня с путей кровавых, И я путям Господним научу Всех грешных, нечестивых и неправых. Тебе хвалу я буду днем и ночью Петь, если Ты уста мне отворишь, Но жертв моих Ты воспринять не хочешь, Ко всесожженью не благоволишь. Но в жертву Господу свой дух упрямый Я усмирю и сердце сокрушу, Так не презри того, что я прошу: Восставь мой град святой и стены храма, Воздвигни вновь, о Боже, и, как встарь, Ты не отвергни жертвоприношенья — И овнов и тельцов, для всесожженья Возложенных на Твой святой алтарь. 51-Й ПСАЛОМ Н. Басовский. 51-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский 51-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Боже, щедростью Твоей одари меня, помилуй! Беззакония мои рвут мне сердце с новой силой. Прегрешения мои осудил я безвозвратно; от греха меня отмой и очисти многократно. Грешен я в глазах Твоих — нет мне, Боже, оправданья: принимаю приговор, принимаю наказанье, ибо я в грехе зачат и рождён, увы, греховно — правосудие Твоё принимаю безусловно. Дай мне мудрость, укрепи в назначении высоком, от греха меня отмой, окропи меня иссопом; буду я душою чист, буду я белее снега, на мою больную плоть благодать прольётся с неба! Для Тебя моя душа пусть вовек не будет лишней — духом щедрости Твоей одари меня, Всевышний! Научу Твоим делам нечестивцев, святотатцев, и грешившие к Тебе непременно возвратятся. Разомкни мои уста — и любовь мою узнаешь; я б и жертвовал, но Ты всесожженья не желаешь. Доброта Твоя навек, мощь Твоя неодолима; Боже, заново отстрой стены Иерусалима! И возрадуемся мы Твоему благоволенью, и угодными Тебе станут наши всесожженья. На Сионе мы тогда песнопения умножим и на Твой святой алтарь мы тельцов своих возложим. ПСАЛОМ 51 Канонический русский перевод 1 Начальнику хора. Учение Давида, 2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха. 3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною; 4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! 5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; 6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: 7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010