Исследование, с которым я являюсь на суд публики, представляет собою попытку изобразить в ряд исторических очерков судьбу церковноправового института, с которым стоит и падает жизненная сила самого общества церковного, с которым неразрывными узами связан вопрос о внутренней крепости этого общества, о благе его членов, о чести и достоинстве Церкви. Полагаю, что столь важное значение церковных наказаний для жизни Церкви служит достаточным оправданием сделанного мною выбора предмета для исследования. В той мысли, что историческое изучение того или другого института ведет к выяснению этого института как в его существе, так и в отдельных сторонах и подробностях, я посвятил мой посильный труд изложению исторического хода церковных наказаний в различных христианских церквах. Между этими различными церквами выбор, как казалось мне, сделан непроизвольно. Читатель найдет здесь древнюю Восточную Церковь , римско-католическую, евангелическо-лютеранскую и русскую православную. Ставя выше сомнений и доказательств необходимость изучения церковных наказаний не только в русской православной, но и в древней Восточной Церкви, – так как законодательство этой последней послужило фундаментом для канонических и юридических определений по нашему вопросу и в отечественной Церкви, и на западе, – я считал себя обязанным, в то же время, отнестись с серьезным вниманием и к праву римско-католической и евангелическо-лютеранской церквей. Для оправдания этого внимания, можно бы было ограничиться указанием на то одно обстоятельство, что в русской православной Церкви высказывались и проводились иногда в практике принципы, напоминающие начала римско-католического и евангелическо-лютеранского церковного права; а таковые начала всего лучше могут быть поняты и оценены при соображении того места и значения, какое занимали и имели они в их отечественной системе, в месте их происхождения. Но этого мало. На западе отдельные институты, как и целая система церковного права, вырабатывались при пособии науки: по стройности системы, по выработке отдельных учений, по точности юридических определений, унаследованной от римского права, западное церковное право представляет предмет, достойный внимательного и серьезного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕГРАДАЦИЯ [лат. degradatio], в католич. Церкви каноническое наказание лишением сана, к-рое сопровождается потерей церковной должности, бенефиция, всех привилегий духовного сословия и переводом в мирское сословие. В отличие от правосл. Церкви (см. ст. Лишение сана ) в католич. в силу учения о неизгладимости священства лицо, подвергшееся Д., сакраментально продолжает сохранять свою принадлежность к клиру. Наказание исключением из духовного сословия восходит, вероятно, к наказанию в рим. армии: совершившие преступления солдаты изгонялись из армии. Наказание для духовных лиц в форме лишения должности и сана упоминается, в частности, в новеллах Юстиниана (Novell. Just. 83). Глагол degradare в значении понижения в статусе, низложения, отстранения от должности и исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или с саном, а также лишения сана, к-рый употреблялся в отношении как духовных лиц, так и мирян, встречается в сочинениях церковных авторов с IV в.: Оптата , еп. Милевского ( Optat. De schism. donat. VI 6), Амброзиастера ( Ambrosiaster. In epistolam beati Pauli ad Galatas. III 2-3//PL. 17. Col. 352C-353B), блж. Августина ( Aug. Enchirid. 21), папы Льва I Великого ( Leo Magn. Ep. 111. 2), Венанция Фортуната ( Venantius Fortunatus. Vita Radegundis reginae Francorum. 3//MGH. AA. T. 4. Pars 2. S. 364-377), в Уставе прп. Венедикта Нурсийского (Reg. Ben. 63. 4) и др. Производное от глагола существительное degradatio появляется у блж. Августина ( Aug. De fide et operibus. II 3//PL. 40. Col. 199), у Григория I Великого ( Greg. Magn. Reg. epist. I 32). До XII в. глагол degradare и существительное degradatio применительно к духовным лицам были синонимами deposimio, также обозначая низложение, отстранение от должности, лишение сана. Чтобы отличать Д. от низложения, ее иногда описывали как sollemnis depositio (букв.- торжественное низложение). В XII в. в ходе постепенной реформы церковного, в первую очередь папского, судопроизводства, начатой в рамках борьбы со злоупотреблениями духовенства, развивалась система церковных наказаний. Происходит разделение терминов deposimio (низложение с должности и отстранение от исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или саном) и degradatio (лишение сана, низложение, сопровождавшееся лишением привилегий духовного сословия), окончательно оформившееся в нач. XIII в. Новое значение термина «Д.» как самого тяжелого наказания для духовного лица, лишавшего сана и всех привилегий сословия, было закреплено в Декреталиях Григория IX (иначе «Liber Extra», 1234), вошедших затем в состав «Corpus iuris canonici» . Следующий крупный свод декретального права «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (1298) зафиксировал процедуру совершения Д.

http://pravenc.ru/text/171567.html

А.С. Смыкалин Глава X. Каноническое право и российская правовая система 1. Место канонического права в развитии российской правовой системы. 2. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы взаимоотношений Церкви и государства. 3. Реализация религиозных прав и свобод. Религиозные объединения: религиозные группы и организации. Свобода совести и военная служба. Образование. 1. Место канонического права в развитии российской правовой системы Православное церковное право – важнейшая составляющая фундамента, на котором сформировалась российская правовая система. Его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории. В настоящее время каноническое право является действующей нормативно-регулятивной системой в рамках Русской Православной Церкви – одной из влиятельнейших организаций нашего общества. Следует учесть, что каноническое право есть сочетание правового и морального регулирования. В современных условиях усложняющаяся социальная действительность требует от права усиления его регулятивного потенциала. Так, опыт успешного взаимодействия права и морали в рамках канонического свода может быть использован для формирования комплексного нормативного воздействия на общественные отношения в сфере светской правовой системы. Исследователь Е. П. Гаранова подчеркивает, что «деятельность Церкви имеет в основном духовно-нравственную направленность, и нормы канонического права призваны способствовать нравственной жизни членов Церкви. Из этого следуют серьезные различия в задачах светского и церковного права, а также в способах их решения. Например, светское право должно ограждать членов общества от неправильных действий с помощью нормативных актов и системы наказаний. Аналогичным образом каноническое право посредством нормативных актов и системы наказаний способствует защите от неправильных (греховных) действий...» 162 . Христианская Церковь практически всегда живет в той или иной политической и правовой системе. Национальная (поместная) Церковь , даже будучи отделенной от государства, живет в нем не только по церковным законам. Источником права, наряду с собственно церковным законодательством, для Церкви служит и государственное законодательство. В области внешнего права Церкви, т. е. ее правового положения в государстве и гражданском обществе, воля государственной власти является суверенным и единственным законодательным источником. Таким образом, каноническое право принимает характер корпоративного права, нормы которого взаимодействуют с нормами государственного права. 2. Взаимоотношения Церкви и государства

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Глава XXV. Об епитимиях и четырех, бывших в древности, местах А) Эпитимия должна назначаться сообразно с качеством греха и степенью раскаяния грешника I. Иоанн Златоуст : а) «Ты согрешил? Войди в церковь , – покайся: здесь врачебница, а не судилище, здесь не истязуют, но дают прощение во грехах» (т. II, стр. 328, Бес. 3-я о покаянии). б) «Меру покаяния надобно назначать не только по свойству грехов, но и вместе сообразуясь с свойством духа и состоянием самих грешников» (Толк. на 2-е Коринф., изд. 1843 г., стр. 347). II. Св. Василий Великий : а) «Врачевание измеряти не временем, но образом» (2 пр.). Зонара: «Не временем должно определять покаяние, но образом; так что если согрешивший относится к покаянию с пренебрежением, то десятилетие не только должно быть выполнено, но и увеличено; если же исправляет свой грех рачительно, то и десятилетие должно быть сокращено; все это предоставляет (Василий Вел.) рассуждению испытующего совести» (Полн. Корм., стр. 162). Вальсамон в толков. на 21-е пр. Василия Великого : «Больше в епитимии предоставлено на усмотрение духовного врача» (см. Полн. Кормч.). б) 74-е правило: «Аще кто бы то ни был из падших в вышеописанные грехи, исповедавшись, соделается ревностным в исправлении, то прияши от человеколюбия Вожия власть разрешати и связывати, не будет достоин осуждения когда, видя крайне усердное, исповедание согрешившего, соделается милостивее н сократит епитимию». Зонара: «Исчислив различные сроки епитимий за различные грехи, Василий Великий предоставил, наконец, все дело архиереям. Ибо им именно вверено от Бога связывать и разрешать... и если сокращать определенные сроки, то не будут достойны осуждения». Вальсамон «Местный архиерей, если увидит, что кто-либо, подвергшись епитимии за какой-нибудь грех , принял врачевание епитимии с благодарением и с горячим усердием показывает покаяние, должен сократить срок епитимьи, не боясь осуждения за то, будто нарушает каноническую строгость относительно сроков епитимий... Есть различие между судьями, назначающими телесные наказания тем, кто сделался виновным в преступлении, и епископами, которые определяют церковные епитимии исповедующим духовные грехи. Ибо те без царского повеления не могут ни увеличивать, ни уменьшать определенные законом наказания, а эти, принимая на себя тягость наших грехов, как имеющие при том отдать за нас отчет Богу, по своему рассуждению и увеличивают и уменьшают епитимии; поэтому-то они имеют власть не только сокращать сроки епитимии, но и заменять одну епитимию другой» (Полн. Кормч. стр. 365–366).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Антиохийского Собора Антиохийский Собор под председательством Антиохийского епископа Плакета имел место летом 341 года. В нем участвовало 97 епископов, собравшихся в Антиохию на освящение новой, т.н. «златой» церкви. После освящения состоялись заседания Собора, издавшего 25 правил, направленных к установлению единообразия в церковном управлении. Во многих случаях эти правила служат развитием и дополнением Апостольских правил. (25 Правил). 1 . Все, дерзающие нарушать определение святого и великого Собора, в Никее бывшего, в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего царя Константина, о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, если продолжат любопрительно восставать против доброго установления. И сие речено о мирянах. Если же кто из предстоятелей Церкви, епископ, пресвитер или диакон после сего определения дерзнет, к развращению людей и к возмущению церквей, особиться, и с иудеями совершать Пасху, то такового святой Собор отныне уже осуждает быть чуждым Церкви, как соделавшегося не только виной греха для самого себя, но и причиной расстройства и развращения многих. И Собор не только таковых отрешает от священнослужения, но и всех, дерзающих быть в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешней чести, каковой были они причастны по святому правилу и Божию священству. В правилах I Всел. Собора нет указания на то, в какой день надлежит праздновать Пасху, хотя известно, что спор Запада и Востока по этому вопросу был разрешен именно этим Собором. Настоящее правило подтверждает это, указывая вслед за 7 пр. Апост., что запрещено праздновать Пасху одновременно с иудеями «обособившись», т.е. отделяясь в этом от всей Церкви. Оно подвергает мирян отлучению от общения, т.е. от Причастия, если они будут «любопрительно восставать против доброго установления». Т.о. устанавливается принцип, который может иметь применение и в других случаях упорного, злостного спора и противодействия мирян церковному порядку. Епископа или клирика, который после вынесения этого определения праздновал бы Пасху с иудеями, Собор «отныне уже осуждает» на отлучение. Такого рода объявление, что нарушивший то или иное правило тем самым уже подвергает себя наказанию, в канонической науке называется приговором деклараторного характера . Иначе говоря, деклараторное прещение применяется без судебного разбирательства и судебного приговора . Суд, если бы он собрался, может в таком случае только констатировать, что данное лицо подверглось наказанию в виду совершения им преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как митрополит Савва пригласил Кочеткова в кафедральный собор Твери послужить 06.02.2020 1140 Отцы, братья и сестры! Если Вам нужны однозначные и ясные доказательства того, что митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) состоит в сговоре с Георгием Кочетковым и пытается устроить реформацию и «обновление по-кочетковски» всей Тверской Митрополии — посмотрите внимательно и последовательно все материалы на нашем канале. У нас уже есть 4 сюжета, в которых люди в отчаянии не боятся сказать правду в камеру. Это не займет у Вас очень много времени. Наши материалы очень емки, но не велики по объему. После целого ряда событий, происшедшей в нашей епархии за последние дни, нам в Твери стали очевидны непреклонные намерения митрополита Тверского и Кашинского Саввы по реформам в митрополии. Теперь уже не имеет значения — вернется ли он к нам в епархию или нет, выступит ли с каким-то словом, или будет продолжать хранить гробовое молчание. Мы не добиваемся его смещения с кафедры или покаяния перед нами на коленях. У нас нет никакого желания унизить своего Архипастыря. И нет к нему никакой ненависти. Но теперь у нас нет и никакого доверия. С настоящего момента у нас совсем другая цель. Нам нужно добиться наказания. Канонического, дисциплинарного, административного — не имеет большого значения. Это нужно только для того, чтобы ни один архиерей Русской Православной Церкви больше не поступал так недостойно по отношению к своей пастве. Если мы добьемся наказания в любой форме — это станет концом попыток насильственной «кочеткизации» Богослужения. Премьера очередного небольшого сюжета в рамках графика планируется 5 февраля, после 18.00. Описание целей нашего канала Вы можете прочитать в соответствующей закладке. Хотелось бы обратить внимание всех, интересующихся данным событием, что народное собрание, которое состоялось на ступенях собора после богослужения, имело абсолютно стихийный характер и инициативная группа прихожан кафедрального собора не имеет к этому НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ. Далеко не все ораторы, выступавшие на этом своеобразном «митинге», были опознаны нами как прихожане именно нашего храма. В связи с этим просим корректно оценивать информацию и не раскручивать своими просмотрами видеоматериалы на других каналах, тем более антицерковного характера.

http://ruskline.ru/video/2020/02/06/kak_...

Заштатная ситуация РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99112.html 18 января 2013 Александр Борзенко, священник Дмитрий Свердлов Заштатная ситуация Источник:  http://bg.ru/society/zakony_shtata-16415/ Большой город Священник Дмитрий Свердлов работал наблюдателем на выборах в Госдуму, ездил волонтером в Крымск и просил прощения у Pussy Riot за агрессию со стороны православных. В сентябре прошлого года его сняли с места настоятеля храма Петра и Павла, а спустя четыре месяца запретили в служении " за самовольное оставление прихода " . В интервью БГ отец Дмитрий рассказал о внутрицерковных отношениях, закручивании гаек и планах на будущее – Вас запретили в служении с формулировкой " самовольное оставление прихода " . Вам объяснили, что это значит? – Мне церковное начальство никак ситуацию не объясняет. Я узнал обо всем от своего друга, который позвонил мне и сказал, что на сайте Московской епархии вывешен указ о моем запрещении в священнослужении. Все произошло без объявления войны, без предварительных переговоров и каких-либо пояснений. – Если судить с формальной точки зрения, у епархии были основания для такого наказания? – В церкви формальными считаются канонические основания. Отъехав в течение лета несколько раз – два раза за границу и один раз в Крымск, – я столкнулся, скажем так, с практикой интерпретации канонических правил. Особенность церковной жизни состоит в том, что степень прещения (церковного дисциплинарного наказания. – БГ) – это исключительно компетенция правящего архиерея, и его правоту может оспорить только церковный суд. А что касается справедливости – она у каждого своя. – Но формально вы не имели права покидать приход без благословения? – То есть ездить домой в Москву? Ведь Москва – это же другая епархия. Я не большой специалист по церковному праву, но идея, которая озвучивается, такова: я не могу покинуть границы епархии – в нашем случае речь идет о Московской области – без благословения правящего архиерея.

http://religare.ru/2_99112_1_21.html

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 5  голосов:  4.4 из  5) Предыдущий Следующий Все ли клятвы запрещены для христианина? Расшифровка видео Иногда мне доводилось слышать такой вопрос, что если в Евангелии запрещены клятвы, запрещено клясться чем-либо, то почему в Православной Церкви существует традиция клятв? Ну, в частности, присяга, воинская клятва и священническая, ставленническая присяга – то есть человек, который готовится принять священный сан, приносит ее. И, собственно, что касается, конечно, отношения к клятвам и понимания слова Господа о клятвах, здесь мы, с одной стороны, обратившись к святым отцам, можем увидеть, найти тексты святых, которые понимали эти слова как безусловное и полное запрещение клятв. Но мы можем найти в свидетельствах, Предании и другое отношение – даже не какого-то одного или двух святых, а в самом каноническом праве Церкви. Дело в том, что нет канонов, которые бы накладывали наказание за то, что христианин принес клятву. Но при этом есть и несколько канонов, в которых накладывается очень строгое наказание христианину, который нарушил данную им клятву. И вот сейчас я приведу вам, в частности, 25 Апостольское правило: «Епископ, или пресвитер, или дьякон в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священного чина». То есть мы видим, что здесь священнослужителя не наказывают за принесенную им клятву, но наказывают за ее нарушение, и при этом грех нарушения клятвы ставятся в ряд с такими тяжкими смертными грехами, как блуд. И эти предписания относятся не только к священнослужителям. Если мы посмотрим сейчас 64 правило святого Василия Великого , то мы и там прочитаем: «Клятвопреступник десять лет да не причащается». Каким образом можно понять и сочетать вместе и слова Господа в Евангелии насчет клятв, и высказывания святых тоже о них, с одной стороны, и, с другой стороны, указанные выше каноны? На мой взгляд, наилучший ответ дает священномученик Никодим Милаш . Я сейчас хочу познакомить вас с его комментариями к этим канонам, и еще к одному.

http://azbyka.ru/video/vse-li-kljatvy-za...

   Константин, благоверный магистриан и секретарь, между прочим, прочитал из свитка деяний, бывших в консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в восьмой день октябрьских ид, в Халкидоне: «знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: мы усматриваем, что точнейшее исследование о православной и кафолической вере должно быть тщательнее произведено в следующий день, в присутствии собора. Но так как оказывается, что блаженной памяти Флавиан и почтеннейший епископ Евсевий осуждены несправедливо, как это видно из рассмотрения документов и дознаний, также из самых слов некоторых, бывших тогда на соборе, и (теперь) сознающихся, что они заблуждались и напрасно осудили их, ни в чем не погрешивших против веры: то нам кажется справедливым и богоугодным, если благоугодно будет священнейшему и благочестивейшему государю нашему, подвергнуть тому же наказанию Диоскора, почтеннейшего епископа александрийского, — Ювеналия, почтеннейшего епископа иерусалимского, — Фалассия, почтеннейшего епископа Кесарии каппадокийской, — Евсевия, почтеннейшего епископа анкирского, — Евстафия, почтеннейшего епископа беритского, — и Василия, почтеннейшего епископа Селевкии исаврийской, имевших тогда власть и председательство на соборе, — и, по канонам, лишить их епископского достоинства; и обо всем воспоследовавшем довести до сведения высочайшей власти». Далее: «знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: каждый из почтеннейших епископов настоящего святого собора, пусть поспешит изложить на письме, как он верует, без всякого опасения, имея пред очами страх Божий, зная, что священнейший и благочестивейший государь наш верует по изложению 318-ти святых отцов, бывших в Никее, и по изложению 150-ти, бывших после сего (в Ефесе), и по каноническим посланиям и изложениям святых отцов — Григория, Василия, Илария, Афанасия, Амвросия, и по двум каноническим посланиям Кирилла, обнародованным и утвержденным на первом ефесском соборе, верует, и никаким образом не отступает от их веры. Ибо оказывается, что почтеннейший архиепископ древнего Рима Лев против неправославного и противного кафолическому исповеданию сомнения, поднятого Евтихием, посылал послание к блаженной памяти Флавиану».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Закрыть itemscope itemtype="" > Политика Запада и христианство в современном мире Политически ангажированная публицистика 31.12.2022 612 Время на чтение 4 минуты Источник: ФСК Итальянская католическая организация Porte Aperte («Открытые врата») в ежегодном докладе сообщает , что христиане остаются самой притесняемой религиозной группой населения. По итогам 2022 г. 360 млн. христиан по всему миру сталкивались с той или иной формой дискриминации, 6175 подверглись аресту, 5898 были убиты. По строгости наказания за исповедание Христа в тройке лидеров (подчёркиваем: по данным итальянских католиков) на первом месте Афганистан, затем следуют КНДР и Сомали. Столь предвзятая ранжировка составлялась явно с учётом текущей политической обстановки, поэтому КНДР неожиданно «опередила» по уровню антихристианских репрессий государства, где орудуют исламисты (Ливия, Йемен, Нигерия, Судан). На самом деле Пхеньян не позволяет обосноваться в стране проамериканским протестантским сектам. В годы Корейской войны, в 1990-х годах приезжавшие в КНДР протестантские гуманитарные миссии откровенно шпионили в пользу США и Южной Кореи. С 1974 г. в КНДР действует Корейская христианская федерация, её обвиняют в связях с северокорейскими спецслужбами, но это вина самих протестантов, позволивших превратить себя в шпионский ресурс. В Пхеньяне открыт православный Троицкий собор, и никаких проблем с властями в плане осуществления богослужений собор не испытывает. Ещё более беззастенчиво оценивает ситуацию с христианством британская организация «Помощь нуждающейся церкви» (Aid to the Church in Need). На страничке, посвящённой Украине, говорится о «российском вторжении» и ни слова о преследованиях канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), о захватах храмов УПЦ МП с передачей их раскольническому «киевскому патриархату» (УПЦ КП), о так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ), об избиениях верующих, об угрозах священникам УПЦ со стороны националистов. С 2023 года киевские власти перестанут пускать священников и верующих в два главных храма Киево-Печерской лавры. Военкор Юрий Котенок в интервью Федеральному агентству новостей говорит: «Стартует процесс полного отъема главных святынь у ключевой канонической церкви Украины... Думаю, все основные монастыри, храмы и другая обширная церковная собственность будут переданы Киевом раскольническим объединениям вроде ПЦУ... Совсем недавно в рамках обмена пленными украинской стороной был выдан батюшка, который служил в храме Северодонецка фактически под огнем. За это укронацисты схватили его и взяли в плен, он смог освободиться только в рамках обмена… Режим Зеленского рассматривает православных священников как комбатантов».

http://ruskline.ru/opp/2022/12/31/politi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010