Основоположительное для понятия канонизации греческое слово κανν, сказали мы, уже в древней Церкви употреблялось в приложении к клиру или причту; так «священноцерковнослужители, говорит проф. Голубииский в книге своей о канонизации святых 15 , назывались в древнее время канониками – ο καννικοι,– Вас Вел. пр. 6, числящимися в каноне, τ καννι ξεταζμενοι – 1 всел. соб., пр. 16 и 17, людьми канона; ο το καννος; – 4-го всел. соб. пр. 2 и Антиох. соб. прр. 2 и 11». Объясняя значение такого наименования, профессор говорит далее: «это значит, что они (называвшиеся канониками) составляли особую корпорацию людей, числившихся в церковных списках»; но приводимая им вслед за сим справка, (выражение 1-го всел. соб. ’εν τ καννι, 6-й всел. соб., – пр. 5, заменяет выражением: ’εν ερατικ καταλγ), думается нам, дает право еще точнее обозначить это значение в том смысле, что канониками назывались эти люди, как числившиеся в списке именно лиц священных, т.е. носящих на себе священный сан. Этот – то священный сан их, дающий им право называться канониками, как сообщающий им нарочитую благодать святого Духа, которою они призваны освящать верующих, и имеет для нас значение в данном случае. Если священнослужители называются канониками–людьми канона, числящимися в каноне, или священном списке, называются так потому, что чрез рукоположение архиерейское имеют на себе нарочитую благодать Св.Духа, которою и освящают верующих, то нельзя ли в некоторую параллель с этим поставить и канонизацию святых и наше к ним отношение? Правда здесь сразу бросается в глаза то существенное различие, что каноники чрез рукоположение архиерейское получают нарочитую благодать, а угодники Божии чрез акт канонизации только непререкаемо свидетельствуются в наличности у них присущей им божественной силы; но для нас важно то что, как подаваемая чрез рукоположение благодать священства является несомненною для нас в своей наличной действительности, так и акт канонизации делает святость канонизуемого непререкаемою для нас и 2, как облеченные благодатию священства призваны освящать верующих этою благодатию, так и канонизация святых желанна и дорога для нас потому, что если до канонизации того или иного лица о заступничестве и ходайтастве его за людей пред Богом не все знали, не все были уверены и не все к нему прибегали, то теперь это заступническое за нас пред Богом значение его всем непререкаемо – достоверно должно быть известно и все ничтоже сумняся могут прибегать к нему и молиться о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

О верности этого положения лучше будет судить при рассмотрении вопроса о канонизующей власти. Относительно чина канонизации святых в древней Руси автор в состоянии лишь высказать свои предположения. «В чём состоял самый чин, как совершалось самое торжество канонизации, положительных сведений относительно этого мы вовсе не имеем, потому что ни об одной частной канонизации вовсе не говорится, каким чином она совершалась. Со всею вероятностию нужно думать, что самим представителем церковной власти, который совершал причтение к лику святых или канонизацию – был ли то епархиальный архиерей или митрополит и патриарх, не было совершаемо чина или торжества, подобного тому, которое совершает римский папа, и что всё дело с его стороны ограничивалось определением и указом (как это и в настоящее время), а что торжество совершалось лишь на месте нахождения гроба с телесными останками канонизованного святого. Относительно этого последнего торжества должно думать, как ничего более и нельзя думать, что оно состояло в возможно светло обставленном праздничном служении новому святому, при чём ... должны быть предполагаемы нарочитый созыв всего окрестного духовенства со всем окрестным населением и более или менее щедрая милостыня нищим... вероятно думать, что для совершения торжества приезжал сам епархиальный архиерей или присылал своих нарочных уполномоченных» (стр. 276–287). Если не все, то значительная часть этих предположений опять стоит в связи с вопросом о канонизующей власти и опять же свидетельствует о склонности автора делать рискованные обобщения. Причтение какого-либо подвижника благочестия к лику святых требовало, чтобы составлена была служба ему и было написано житие его. Служба нужна была для того, чтобы по ней совершаемо было празднование святому, а житие должно было служить оправдательным документом в пользу того, что канонизованный святой есть истинный святой. Но заметим, что, по исследованию почтенного автора, очень нередко, если не большею частию, было так, что и служба, и житие оказывались составленными раньше канонизации (289).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В связи с этим правящие архиереи, направляющие в Синодальную комиссию по канонизации святых материалы о прославлении пострадавших в годы гонений, порой высказывают пожелание, чтобы комиссия давала свое заключение без полного предоставления копий архивно-следственных дел, получение которых стало невозможным в рамках действующего законодательства. Между тем многолетняя практика работы комиссии показала, что в годы гонений поведение многих заключенных во время следствия, на допросах, в тюрьмах и лагерях было очень разным, и не всегда оно позволяет нам сегодня канонизировать человека. Лишь при полном ознакомлении с материалами архивного фонда можно выяснить отношение человека к многочисленным расколам, бывшим в то время, определить, не был ли человек доносителем, не выступил ли в качестве лжесвидетеля против себя и ближних. Без прояснения этих вопросов невозможно принять решение о канонизации, которое не может основываться на одном факте насильственной смерти от рук безбожных гонителей в силу формальной принадлежности к духовному сословию. Рекомендую правящим Преосвященным связаться с руководством архивов и объяснить методы, критерии и цели нашей работы в этой области. Важно установить доверительные отношения и убедить собеседников в том, что представители Церкви ответственно относятся к требованиям неразглашения персональных данных, защита которых предусмотрена законодательством. Одним из недугов нашего времени стало умножение почитания лиц, канонизация которых невозможна. Таким лицам пишутся жития и акафисты, в поддержку их канонизации собираются подписи. Введенный в заблуждение народ недоумевает: почему не прославляют такого-то человека? Многочисленные канонизации, осуществленные в последние десятилетия, дали повод к превратному пониманию этого благодатного процесса церковной жизни, который воспринимается некоторыми не как констатация сложившегося в церковном народе почитания подвижника веры, засвидетельствованного Богом чудесами, а как посмертная награда за труды. Все это понуждает нас усиливать разъяснительную работу на уровне епархий.

http://fond.ru/novosti/225-razdel-doklad...

Хотя чудеса и были необходимым условием для канонизации, однако неверно было бы представлять дело так, что все подвижники, удостоенные дара чудотворений, были причислены Церковью к лику святых. «Указывают, – пишет профессор Е. Голубинский , – довольно значительное число таковых не причисленных к святым подвижников, иные из которых, может быть, ещё ждут своего часа, а иным из которых, может быть, не сужден этот час» 271 . Поэтому особенно глубокий смысл имеет молитва Церкви ко всем святым – известным нам и неизвестным: «О, велиции сродницы наши, именованные и безыменные, явленные и неявленные, небеснаго Сиона достигшии и славу многу от Бога приемшии, утешение нам в скорби сущим испросите...» 272 Поскольку чудеса имели первостепенное значение для прославления угодника, то, с целью сохранения, их записывали в эти записизатем при канонизации представляли высшей духовной власти. 2 . Получив предварительные сведения о «новых чудотворцех», центральная духовная власть для расследования и проверки дела назначала специальную комиссию – «обыск о новых чудотворцех». Подобное явление видим в истории (1955 г.) канонизации святых Румынской Православною Церковью, признанных и соответственно внесённых в календарь и Русской Православной Церковью. Для того, чтобы произвести «основательные и подробные исследования относительно жизни, поступков... страданий» подвижников благочестия и мучеников, относительно их веры «правой и постоянной, подтверждённой Господом даром чудотворений» 273 назначены были специальные комиссии, которые в течение 5 лет собирали необходимый материал, составляли Богослужения, тщательно проверенные впоследствии Патриархом и Синодом. Смотря по тому, что служило поводом к началу дела о канонизации того или другого угодника, чудеса или открытие мощей его, сообразно с этим изменялись и задачи самого «обыска». а) Если поводом к канонизации служили чудеса подвижника, то главная задача «обыска» состояла в проверке подлинности этих чудес. Следователи отыскивали исцелённых, какие были в живых, и расспрашивали их «накрепко с крестным целованием», «кто какою немощью болен был и сколько лет и как кому от чудотворцев было исцеление, – тут ли у чудотворцевых гробов или в их домех, или идучи на пути».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Митрополит Ювеналий: нужно активнее собирать материалы по канонизации новомучеников 20 декабря, 2012. Новостная служба ‘Такую информацию необходимо тщательно документировать и передавать в Епархиальную комиссию по канонизации святых, потому что любые сведения могут помочь в определении пути дальнейшего архивного поиска’ 20 декабря. ПРАВМИР. Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий на состоявшемся 20 декабря в Новодевичьем монастыре Москвы годичном Епархиальном собрании призвал духовенство активнее собирать материалы по канонизации новомучеников, сообщает сайт Московской епархии . По словам митрополита Ювеналия, изменения в законодательстве о доступе к архивным материалам сделали невозможным знакомиться со следственными делами в полном объеме и получать необходимые копии документов в отношении пострадавших за веру Христову в годы гонений в ХХ веке. Однако за последние годы обнаружилась масса новых сведений, касающихся как уже прославленных новомучеников, так еще и непрославленных. На приходах стали известны родственники пострадавших, которые располагают письмами, фотографиями и многими другими ценными документами, позволяющими выяснить, кто служил на приходе, узнать о времени ареста священника. «Такую информацию необходимо тщательно документировать и передавать в Епархиальную комиссию по канонизации святых, потому что любые сведения могут помочь в определении пути дальнейшего архивного поиска. Прошу отцов благочинных и настоятелей иметь пастырское попечение об этом», — сказал Управляющий Московской епархией. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 14 апреля, 2021 22 сентября, 2020 16 мая, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 4 апреля, 2019 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/mitropolit-yuvenalij-n...

Церковному прославлению святого предшествовала работа епархиальной власти по удостоверению подлинности чудес, связанных с его именем, освидетельствованию мощей. Затем составлялись богослужебные тексты в честь данного святого, писались икона и житие с описанием деяний и чудес данного подвижника веры. Такая практика канонизации святых на епархиальном уровне, сложившаяся в Русской Православной Церкви, должна быть восстановлена и усвоена в работе епархиальных комиссий по канонизации святых для сбора и изучения материалов о канонизации подвижников веры и благочестия, решение о создании которых было принято на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта – 4 апреля 1992 года». Постановили: Одобрить представленный Комиссией по канонизации святых текст о порядке канонизации местночтимых святых и рекомендовать его для общецерковного употребления. О порядке канонизации местночтимых святых и работе епархиальных комиссий по канонизации святых (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 1–2 октября 1993 г., журнал 80) 2 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии по канонизации святых, представившего выработанный возглавляемой им Комиссией документ «К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне» следующего содержания: «25 марта 1993 года Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил и рекомендовал для общецерковного употребления представленный Комиссией текст „О порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне " ». В связи с началом деятельности в ряде епархий Русской Православной Церкви комиссий по канонизации, организованных согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 31 марта – 4 апреля 1992 года, для них необходимо разъяснить порядок канонизации местночтимых святых на епархиальном уровне. Соборному решению о создании епархиальных комиссий по канонизации предшествовало определение Священного Синода от 25 марта 1991 года о сборе на епархиальном уровне материалов о жизни и подвигах мучеников и исповедников веры XX века. В них отмечалось, что собранные материалы следует направлять в Синодальную комиссию по канонизации святых для дальнейшего их изучения на предмет канонизации мучеников и исповедников Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010