В Новом Завете оно преимущественно означает мученическое свидетельство о Христе, о непреходящей радости быть с Ним, пребывать верным Ему даже до смерти, чтобы получить венец жизни (ср.: Откр.2:10 ). Полнота свидетельства об истине – в Личности и подвиге Господа Иисуса Христа, Который Сам сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» ( Ин.18:37 ). «Меня прославляет Отец Мой, – говорил Спаситель иудеям, – ... и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец». ( Ин.8:54–55 ) В Откровении Иоанна Богослова Христос назван «Свидетелем верным и истинным» ( Откр.3:14 ). По Своем Вознесении Господь оставил во свидетельство о Себе святых апостолов: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Вся жизнь апостолов действительно была свидетельством о Христе, подвигом веры и исповедничества. Они не раз и сами называли себя свидетелями: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» ( Деян.2:32 ), ср. Деян.3:15 ; 1Пет.5:1 ; и др. «Видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» – писал апостол Иоанн Богослов о происходившем на Голгофе ( Ин.19:35 ). На место Иуды Матфий мог быть избран именно потому, что он был свидетелем жизни и Воскресения Христова ( Деян.1:21–22 ). Свидетелем Своим называет Господь апостола Павла: «Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» ( Деян.26:16 ). Апостол Павел в книге Деяний называет свидетелем первомученика Стефана ( Деян.22:20 ). С его подвига открывается новый период исповедания истинной веры, когда свидетельство о ней становится подлинным мученичеством. Окончательная трансформация смысла слов «свидетель» и «свидетельство» в «мученик» и «мученичество» происходит в Откровении св. Иоанна Богослова. Эту книгу вообще называют «книгой мучеников». В ней воздается слава мученикам, победившим диавола «кровью Агнца и словом свидетельства своего», не возлюбившим «души своей даже до смерти» ( Откр.12:11 ) 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Вот увидел я, — пишет в Откровении Иоанн Богослов, — …великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих», и они славили Бога, сидящего на престоле ( Откр.7:9 ). Полна подвижников и наша Запорожская земля. Недавно причислен к лику святых священномученик Сергий, Архиепископ Мелитопольский. Сей угодник Божий в годы репрессий был сослан в Карагандинские лагеря. После издевательских насмешек и садистских притеснений расстрелян. Владыка Сергий своими мощами почивает в братской могиле ГУЛАГа. Намечена канонизация еще шести Запорожских праведников и мучеников. Своей любовью к Богомладенцу Иисусу и к людям они достигли изумительных высот. И ныне в Небесных Обителях звезды Христовы сияют в безмерной славе и во свете живут неприступном. Один из этих праведников после кончины явившись своему духовному чаду, сказал, что «слава, которую Господь дает там возлюбившим Его, так велика, что в теле ее выдержать и остаться живым невозможно». Но — о, чудо! О, великое Знамение Божие!!! Две тысячи лет от Рождества Христова Церковь гонят, а она благодатью Господней с кротостию и любовию стирает на своем пути все злое и богопротивное, исполняя повеление Иисусово: «…научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Подсчитано, что только 2% человечества еще не имеют Евангелия на своем языке. И ныне Церковь Христова в двухтысячный раз празднует Рождество Богомладенца Христа! Мы безмерно благодарны нашему Спасителю за то, что пришел в мир. Что явил человечеству беспредельную милость в подвижниках Церкви и в жизни каждого из нас. Благодарим нашего Господа, что сподобил нас духовного веселия на изумительном двухтысячном Рождественском празднике. Безусловно, миллионы людей мечтали дожить до сего Славного Юбилея. Казалось, что он где-то за далеким горизонтом. Но вот он у порога. И только наше поколение сподобилось ликовать на этом Несравненном Торжестве.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

– Да, в Евангелии упоминаются начальник иудейский Никодим или Иосиф Аримафейский – люди явно небедные, тайные ученики Христа, которым Он не говорит тех слов, которые сказал богатому юноше. По-видимому, дело тут не в самом богатстве. – Конечно. В окружении Христа были и люди, владевшие имуществом. Что касается Иосифа Аримафейского, то после распятия этот тайный последователь Иисуса пошел к Пилату и выпросил у того Тело Спасителя, чтобы захоронить Его в скале – в том месте, которое он приготовил для себя. А Никодим после смерти Христа принес состав из смирны и алоэ, дабы устроить подобающее погребение. – И они тем и известны нам, тем и запечатлены в Евангелии, и их деньги послужили Господу. – Христос говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6. 24). И конечно, если человеком владеет не Бог, а маммона – божок богатства, справиться с этим трудно. В псалме 61-м есть такие слова: «…когда богатство преумножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61. 11). – Так, с богатством разобрались. Владыка, а можно я попутно попрошу Вас ответить на еще одно обвинение, которое выдвигают в адрес Церкви: «Почему братков отпевают? Как такого человека можно вообще в храм вносить?» – А почему нет? Ведь человек. Отпевание – это не канонизация, после отпевания никто святым не делается. Если человек крещен, ощущал себя православным, как можно в этом отказать? Мы что, прокуроры, судьи? Совершая отпевание, мы просим, чтобы Господь простил умершему его грехи. «Со Святыми (то есть по молитвам святых) упокой, Христе, души раб твоих, идеже несть болезнь (где нет болезни), ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Священник, читая разрешительную молитву, просит Господа, чтобы Тот простил умершему его грехи вольные или невольные, он примиряет душу умершего с Богом. А там уже Господь будет судить, священник на себя эти функции не берет. Сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7. 1–3). Вот это понятие меры и есть то Божественное начало, которым измеряется жизнь человеческая.

http://pravmir.ru/kak-pobedit-zlo-dobrom...

Но отец Иоанн и повторным призывом всех к святости не насытился. После только что приведенных слов он в третий раз говорит то же самое, но еще более усиленно, уверенно: «Да, непременно сделаешься святым – если не будешь жить в духовной дремоте и бездействии, а будешь деятельно воевать на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося поджигать нас страстями и пристрастиями житейскими». За этим он высказывает именно ту самую мысль, которую мы доселе ищем в его творениях: «Святость не есть завидная доля одних только апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых – а прекрасная доля всех нас». Вот эти золотые слова его собственной святой души! И он подтверждает и подкрепляет их свидетельством Божественного Писания: «Апостол говорит, что Бог призвал всех нас не на нечистоту, а в святость» ( 1Фес. 4:7 ). «Видите, что все мы и можем, и должны быть святыми; да, в первые времена Церкви верующих во Христа и апостолы называли не иначе как святыми». И дальше он приводит длинную выдержку из Послания к Колоссянам; я возьму оттуда лишь часть: Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие... Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства... И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца ( Кол. 3:12, 14, 17 ). Вот какую высокую проповедь сказал отец Иоанн в праздник открытия мощей святителя Тихона Задонского . Дерзну заявить, что ни в этот день канонизации святителя, ни вообще в иной какой день никто не говорил так дерзновенно о святости нашей и никто не призывал к ней всякого христианина без исключения. И к этой мысли, к этому призыву отец Иоанн возвращается очень часто. Вот он в день своего Ангела говорит проповедь в похвалу преподобного Иоанна Рыльского, болгарского великого святого. Прославляет его за любовь к Богу, за победу над грехами и диаволом, за отвержение мира, за святую жизнь и не преминет призывать к святости и нас, грешников:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Далее еще третья мысль… Мы – в Царстве Духа, в «царстве спасающей благодати»; а они (если сподобились) – уже «в Царстве славы», в Царстве Сына, прославленного в Вознесение. Поэтому их и нужно сюда, – к Вознесению то есть, – отнести. А в Царстве славы уже действует Вторая Ипостась Пресвятой Троицы – Сын Божий, прославленный с прославляемыми Им ныне, «пиющий» уже с ними «вино новое» «во Царствии Своем», в «Царстве Отца». Наконец, и четвертая мысль. Вознесение, «Спасов день» есть конец Христова дела, подобное Успению, или прославлению святых, – переходу их в иную жизнь, или канонизации… А для всех людей такой переход, или «восход» (для благочестиво скончавшихся во Христе), есть тоже «вознесение», предваряющее последнее всеобщее вознесение навстречу Христу Судии ( 1Фес. 4:17 ). Посему и последовательно вспомнить о «вознесенных», в день Вознесшегося и Возносящего к Себе Своих членов, ибо Он же Сам сказал: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, Которую Ты дал Мне… Сии познали, что Ты послал Меня; и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я – в них ( Ин. 17:24–26 )… Так ЗАКАНЧИВАЕТСЯ первосвященническая молитва… Этою «славою» закончилось дело Христово, дело Богочеловека, вошедшего в Царство Любви Отчей. Этого же сподобились и скончавшиеся святые. Об этом мы молимся и для всех усопших. А в дополнение мне приходит еще и такое сравнение. Накануне, например, торжества живых членов какого-либо братства, союза, общества, – а Церковь и есть общество живых Христовых членов, – обыкновенно совершают панихиду по усопшим членам. Так и здесь: завтра торжество воцарения Царя Небесного – Духа Святого (Царю Небесный, Утешителю… прииди… и спаси) над живыми. Но мы вспоминаем бывших членов того же нашего общества – Церкви, сего Царства Духа Святого. Итак, можно сказать, что это поминовение усопших является заключением, или «послесловием» отдания Вознесения; и в то же время – «мостом» к празднику Спасающего, а их – Спасавшего Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но даже в тех случаях, когда некоторые отрекались в древние времена, всегда обращали внимание на то, как они отрекались. Если они отреклись только от угрозы мучения, их долго не принимали в Церковь; если они отреклись во время мучения, их быстрее принимали назад в Церковь, когда они каялись; а если они в мучениях окончили свою жизнь -  их объявляли святыми. Никакой канонизации в древней Церкви не было, почитание святого мученика начиналось сразу в день его кончины. Есть описание казни Поликарпа Смирнского, которого сожгли, и там во время сожжения были представители разных церквей, они его останки разобрали, чтобы в каждой общине присутствовали эти святыни. Владимир Носов: — Мне тоже очень нравится эта икона, и мы в движении «Сорок Сороков» избрали этих святых небесными покровителями, потому что, взирая на икону, почему-то сразу хочется найти себя и, конечно же, фантазируешь, ищешь себя. О. Олег Стеняев: — А здесь прямая параллель между храмом и человеком. Человек — это и есть храм, об этом нельзя забывать. Человек есть одухотворённый храм. Причём каждый человек — как храм, нуждающийся в реставрации, в очищении. Если человек хотя бы один раз причащался Тела и Крови Иисуса Христа, если человек был крещён, если он был миропомазан — когда-то это был освящённый храм. Но иногда бывает так, что возникает мерзость запустения, и надо очищать храм. Так вот каждый из сорока Севастийских мучеников — это люди Божьи, которые были храмом Божьим, каждый в отдельности. Смотрите, что сказано в 1-ом послании к коринфянам, 3:16: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Т.е. каждый верующий — храм по определению. Как храм когда освящают, его тоже помазывают, читают молитвы, но и ребёнка крещёного тоже помазывают миром, а до этого ещё елеем. И 1-е к коринфянам, 3:17: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы». И ниже, 1-е к коринфянам, 6:19: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» И вот в житии сорока Севастийских мучеников мы видим, что они до конца оставались этими одушевленными храмами, только один из них отрёкся, он выбежал из этого холодного озера, не вынес этого озноба. Но воин, который был палачом этих мучеников, увидел спускающиеся венцы, как один венец стал возвращаться на небо, сам бросился в эту воду, с возгласом:  «И я христианин!» Бросился, исповедуя веру во Христа, чтобы восхитить это достоинство быть одушевленным храмом. Чтобы всё здание нашей христианской жизни, слагаясь, стройно возрастало в святой храм в Господе, — как сказано в послании к ефесянам. Владимир Носов: — Достаточно поучительно. Когда все видели и считали, что они уже достойны венцов, один всё-таки претерпел кораблекрушение в вере, вышел на берег, пошёл в растопленную баню -  и тут же один из охранников вступил в воду. Это нам поможет, наверное, не осуждать тех, кто ещё не в Церкви, и сомневаются, может быть, в себе.

http://radonezh.ru/text/chto-imeet-v-vid...

Но о.Иоанн и повторным призывом всех к святости не насытился. После только что приведенных слов он уже в третий раз говорит тоже самое, но еще более усиленно, уверенно: «ДА, НЕПРЕМЕННО СДЕЛАЕШЬСЯ СВЯТЫМ, – если не будешь жить в духовной дремоте и бездействии, а будешь деятельно воевать на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося поджигать нас страстями и пристрастиями житейскими». А за этим он высказывает именно ту мысль, которую мы доселе ищем в его творениях: «СВЯТОСТЬ НЕ ЕСТЬ ЗАВИДНАЯ ДОЛЯ ОДНИХ ТОЛЬКО апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых, – А ПРЕКРАСНАЯ ДОЛЯ ВСЕХ НАС». Вот – эти золотые слова его собственной золотой души! И он подтверждает и подкрепляет их свидетельством Божественного Писания: «Апостол говорит, что Бог призвал всех нас на нечистоту, а в святость» ( 1Сол.4:7 ). «Видите, что все мы и можем и должны быть святыми; да в первые времена Церкви верующих во Христа и апостолы называли не иначе, как святыми». Дальше он приводит длинную выдержку из Послания к Колоссянам; я возьму оттуда лишь часть: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие... Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства... И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (3:12–17). Вот какую высокую проповедь сказал о.Иоанн в праздник открытия мощей св. Тихона Задонского ! Дерзну заявить, что ни в этот день канонизации святителя, ни вообще в иной какой день никто не говорил так дерзновенно о святости нашей вообще, и никто не призывал к ней всякого христианина без исключения. И к этой мысли, к этому призыву о.Иоанн возвращается очень часто. Вот он в день своего Ангела говорит проповедь в похвалу преподобного Иоанна Рыльского, болгарского великого святого. Прославляет его за любовь к Богу, за победу над грехами и диаволом, за отвержение мира, за святую жизнь. Отец Иоанн не преминет призывать к святости и нас, грешников: «Святая Церковь » празднованием святого «хочет понудить и нас подражать его добродетелям, по силе каждого; потому что и нам ПОВЕЛЕНО от Бога быть святыми. «Святи будете, якоже Аз свят есмь, Господь Бог ваш» ( 1Пет.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Господь обещает, что в этом царстве Он воздаст за года, в которые пожирала саранча, и жуки, и порча 233 . В этом царстве все творение будет сохраняться [невредимым] и по повелению Божию будет изливать сокрытые в нем блага. Здесь святые получат вместо меди золото, а вместо железа – серебро и драгоценные камни 234 . В этом царстве Он направит к ним богатства моря и могущество народов 235 . В этом царстве они будут называться священниками Господа и служителями Бога 236 так же, как [сейчас] их называют нечестивцами. В этом царстве они будут пить вино, умащиваться благовониями и предаваться радости 237 . 6 . Об этом царстве упоминал Господь перед Своими страданиями, говоря апостолам так: не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое в будущем царстве 238 . Это и есть [вознаграждение] во сто крат, [то есть], в десятки тысяч раз лучшее и большее. А когда [Писание] говорит, что [город будет украшен] камнями различных родов и цветов, говорит это о людях. Однако это означает и драгоценнейшее многообразие веры, которое есть в [каждом] отдельном человеке. Ворота [в виде цельных] жемчужин – это апостолы. О них сказано, что они не закрываются: через них дана благодать, которая никогда не иссякает. В этом царстве увидят лицем к лицу 239 , и также: один не искал другого 240 . [На воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца 241 ]. Итак, и на основаниях, и на воротах написаны имена отцов и апостолов: о двадцати четырех старцах мы уже рассуждали, те же, кто будут править в этом царстве – они сами будут судить мир 242 . Avt Список использованной литературы 1 Фокин А. Р. отмечает: «Хотя мы не нашли точного подтверждения факту канонизации Викторина Петавского, но, исходя из того, что он, бесспорно, был епископ-мученик, мы будем называть его, подобно свт. Киприану, святителем». Здесь мы следуем этому примеру. См.: Фокин А. Р. Латинская патрология. Т. 1. М., 2005. С. 260, сноска 8. 7 См.: Quasten J. Patrology. Volume II. The Ante-Nicene Literature after Irenaeus. Westminster, 1986. P. 411. 27 Ср. синод. текст: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. 31 В некоторых рукописях дается другое чтение: Перси суть два завета, а пояс – сонм святых и золото испытанное огнем. 51 Откр. 2, 2–3 . Ср. синод. текст: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Таким же образом, самое лучшее в русской православной церкви за границей всегда сопротивлялось " левому " и " правому " , оставаясь церковью, выше человеческой политики и национализма. Как таковое, самое лучшее в РПЦЗ всегда было мессианским. Обязанностью РПЦЗ является нести во все концы мира послание церкви, новомучеников и исповедников русских земель, которые, в свою очередь, подтверждают послание древних мучеников и исповедников европейских земель - святых первого тысячелетия. Так второе тысячелетие подтверждает первое, чтобы противостоять третьему. Сегодняшний Восток подтверждает вчерашний Запад, чтобы противостоять атеистическому завтра. На втором всезарубежном соборе русской православной церкви за границей в 1938 году, когда впервые был поднят вопрос о канонизации царственных мучеников, святитель Иоанн Шанхайский сказал: " Русским за границей было даровано сиять светом православия по всему миру, чтобы другие народы, видя их благие дела, могли прославить нашего Отца, сущего на Небесах, и таким образом русские получат спасение " . Возможно, святитель Иоанн имел в виду слова апостола Луки: " Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово " (Деян. 8, 4). Позднее он также предсказывал: " Православие возродится на Западе. Православие будет в Великобритании и Ирландии, во Франции и Германии, в Голландии и Испании и в Америке тоже. Святое православие будет у каждого народа и на всех языках. Это обязанность, возложенная на нашу русскую иммиграцию для нашего покаяния " . В своем окружном послании в 1953 году митрополит Анастасий продолжил слова святителя Иоанна, объявив: " Господь допустил православным быть рассеянными по всему миру, чтобы провозгласить Истинную православную веру всем народам и подготовить мир ко второму пришествию Христову " . Будущее русской церкви за границей - в продолжении выполнения великой задачи, которое было так жестоко прервано в 1917 году. Сейчас, в начале процесса воскресения, русская церковь в России тоже начала выполнение этой задачи, спустя десятилетия, когда она могла лишь выживать. Теперь мы вместе, наши силы удвоились в возросшей русской православной церкви за границей, продолжение великой задачи и миссии, воплощение децентрализованной святой Руси во всем мире, распространение по всему миру подлинного, чистого русского православия, вера святого Серафима Саровского, вера святого Иоанна Кронштадского, вера новомучеников, вера святой Матроны - Матронушки, вера святого Иоанна Шанхайского, а не увядшая вера поверхностных академиков и находящихся под влиянием протестантизма, идущих на компромиссы псевдоправославных модернистов - это вера всей нашей церкви, действующая как камни лестницы, на которую может подняться все человечество. " Так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах " (Лк. 24, 46-47).

http://pravoslavie.ru/53825.html

– Россия будет маленькая страна, не такая большая, как прежде, не очень богатая, но она переживет духовное возрождение. То есть люди духовно воспрянут от этого сна, от спячки. Это не будет царство изобилия, как в той же самой Америке, не будет вещизма. Будет достаток какой-то, но главное – будет духовное возрождение. Духовное, не материальное. Это очень важно понять, а то мы себя все обнадеживаем, всё ждем: когда же, когда же произойдет, расцвет России, фантазируем по этому поводу. Когда я был в Египте, мне говорили про Александрийскую Церковь тамошние христиане. Они говорят: – Наша Церковь в Северной Африке, христианская, она возродится и Россию спасет. Ну а у нас говорят: – Россия возродится и весь мир спасет. Вы знаете, это такая экклесиологическая гордынька. Церковная. Слово «экклесия» означает Церковь . То есть, мы очень хотим, чтобы у нас получилось наше служение перед Богом. Ничего страшного, может быть, нет, что мы так говорим о себе, но это все-таки какие-то амбиции. Помните, говорили: – Вот царя прославят, и у нас жизнь изменится. Ну а что изменилось? – Вот новомучеников прославят, все изменится. Мы должны понять, что прежде всего должны поменяться мы, каждый из нас. Внутри. То есть надо начинать с самого себя. Не какие-то там массовые канонизации спасут Россию. Я вот с детства знал, что царь Николай святой, и я с детства молился ему. Я не ждал никаких канонизаций, это все официальные события. В древней Церкви вообще не было такого понятия – канонизация. Если человек мученически оканчивал жизнь, умирал за Христа, к нему сразу начинали обращаться в молитвах. Там никто ничего не ждал. Итак, мы читаем далее: «Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того» ( Откр.16:4–6 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Видно также и отсюда, что над стихиями поставлены, как сказано выше, Ангелы, из которых управляющий водами восхваляет Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010