По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне» – богородичен. (Если в Минее 2 светильна, то исполняется сначала 1-й светилен (один раз), затем «Слава» – 2-й светилен, «И ныне» – богородичен). Стихиры на «Хвалите»: стихиры святого на 4; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен по гласу стихиры «Славы»: 1)  поется рядовой богородичен, если таковой есть в Минее на ряду; 2)  если нет самого богородична на ряду, но указаны его начальные слова, то поется соответствующий богородичен из второго (или из первого) приложения Минеи; 3)  если нет начальных слов, то поется стиховный богородичен первого приложения Минеи. По Великом славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря (3-е приложение Минеи). На часах тропарь и кондак святого. Литургия Блаженны: на 8, из 3-й и 6-й песни канона святого (если в Минее 2 канона святому, то читаются по 4 тропаря из 3-й песни первого канона и из 6-й песни второго канона 328 ). Тропари и кондаки при входе: В Господском или Богородичном храме: тропарь храма и тропарь святого; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. В храме святого: тропарь храма, тропарь святого (празднуемого), кондак храма; «Слава» – кондак святого; " И ныне» – «Предстательство христиан...» Прокимен, аллилуия, причастны – дня и святого. Апостол и Евангелие – рядовой и святого. Следует обратить особое внимание на то, что во все дни, кроме субботы, сначала читается Апостол (также и Евангелие) рядовой, а только лишь затем – празднуемого святого 329 . Особенности полиелейного богослужения в субботу При совершении службы полиелейному святому в субботу необходимо учитывать следующие особенности, которые изложены в 15-й и 52-й главах Типикона: – на «Господи воззвах...» на «И ныне» поется воскресный догматик уходящего гласа. – по «Ныне отпущаеши...», «Бог Господь» и славословии на «И ныне» поется воскресный богородичен уходящего гласа. – отправление канона на утрене в храме святого имеет следующую особенность:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На 5 седм. представленное распределение канонов может подвергнуться изменениям при следующих обстоятельствах: 1) Если в четверток 5 седмицы случится праздник 40 мучеников, то служба их переносится на вторник той же седмицы (Тип.; л. 197 на об.). Канон святаго, прилучившегося во вторник, должен быть пропет накануне на повечерии. 2) Если праздник 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то „поем службу их в нед. 5 постов“ (мр. гл. 9 март. Тип., л. 197 на об.). В данном случае, кроме канона рядового святаго, прилучившегося в неделю 25 февраля, и канон Марии Египетской может быть пропет на одном из повечерий. 3) Накануне Благовещения, которое может случиться на этой седмице, как и на предыдущих, великое повечерие поется без канона: малое повечерие в самый праздник также без канона, за исключением недели, в которую, как выше сказано, поется „канон рядовый Минеи“, т. е. канон, стоящий на очереди, каковым может быть, напр., 13 и т. д. (Тип., л. 219 на об.). 4) В какой бы день ни случился праздник Благовещения, служба его в этот день и отправляется. Но при этом, если Благовещение будет в четверток, то великий канон четверга переносится на вторник 23 марта (Тип., л. 207 на об.). Канон святаго сего последнего числа должен быть пропет на одном из повечерий, примерно, в неделю 4-ю. 5) Если Благовещение будет в субботу, то субботний четверопеснец утрени переносится на повечерие в четверток (Тип., л. 208). 6) Если Благовещение будет в неделю 5-ю, то служба Марии Египетской в это время не поется (Тип., л. 206 на об.), но поется, „егда екклисиарх разсудит“ (ср. Тип., л. 202). Следовательно, одно из повечерий может быть избрано для пения канона Марии Египетской. 7) Служба отдания праздника Благовещения также отправляется в тот самый день, в который случится. Но если отдание будет в четверток, то великий канон четверга переносится на вторник 5 седм. (Тип., л. 217 и 219 на об.). В этом случае на повечерии 4 нед. надобно петь тот канон, который указан ниже в следующем (10) пункте; повечерия понедельника, как дня, предшествующего пению великого канона, вторника, как дня, предшествующего празднику Благовещения, и среды, как для самого праздника, останутся без канона; но в четверток, накануне пятка, можно будет петь канон пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Точку зрения Гарнака в целом принял В. Бауэр . Для него процесс становления канона был этапом подавления кафолической Церковью многообразия раннего христианства, выражавшегося в т. ч. в принятии разного набора священных книг ( Bauer. 1934). С критикой Гарнака выступил М. Ж. Лагранж ( Lagrange. 1933). Он считал, что Гарнак переоценил влияние Маркиона на развитие канона ранней Церкви. После второй мировой войны в связи с открытием гностической б-ки в Наг-Хаммади , углубленным изучением апокрифической традиции и появлением новых моделей эволюции раннехрист. предания и текстов были выработаны новые подходы к истории канона. Достижения этого периода были обобщены в сборнике «Das Neue Testament als Kanon» (1970). Основной темой для обсуждения стал вопрос о существовании «канона внутри канона», поскольку целый ряд новозаветных книг в тот момент были признаны поздними по происхождению и сомнительными по авторитетности. Несмотря на это, мн. ученые продолжали придерживаться теории Гарнака. В частности, Х. фон Кампенхаузен считал, что процесс канонизации фактически завершился в кон. II в., доказательством тому является «Канон Муратори» ( Campenhausen. 1968). При этом он делал акцент на роли монтанизма, поскольку монтанисты провозгласили учение о продолжающемся откровении. Против теории фон Кампенхаузена говорит то, что данных об отвержении монтанистами традиц. новозаветных текстов или о замещении их другими нет ( Paulsen. 1978). Х. Меркель рассмотрел вопрос о том, препятствовала или, наоборот, способствовала процессу канонизации множественность основополагающих текстов ( Merkel. 1971; Idem. 1978). Были предприняты попытки четко сформулировать критерии, которыми руководствовались раннехристианские писатели при отборе авторитетных текстов. К. Х. Олиг выделил 11 таких критериев каноничности: 1) апостольское происхождение (аутентичность, т. е. происхождение от апостола или его ученика, приверженца апостольского учения); 2) время создания; 3) историческая достоверность (для исключения фантастических историй); 4) ортодоксальность; 5) согласие с ВЗ; 6) назидательность; 7) адресованность всей Церкви (кафоличность); 8) ясность; 9) духовное содержание; 10) принятие всей полнотой Церкви; 11) использование для публичного чтения в церкви ( Ohlig. 1972). Х. Гамбл сократил их число до 4 - апостольское происхождение, кафоличность, ортодоксальность, традиционность использования ( Gamble. 1985), Б. Мецгер - до 3 - ортодоксальность, апостольское происхождение, консенсус Церквей ( Metzger. 1987).

http://pravenc.ru/text/1470227.html

   На утрене, на основании общего Устава о богослужении в пост после начального возгласа читается Трисвятое, потом – возглас. «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся». (В 9-й главе Типикона сказано: «Чтец начинает, аще есть «Аллилуиа», глаголет Трисвятое без поклонов. Аще же ни – «Приидите, поклонимся» и т. д.) Вместо «Бог Господь» и следующих за ним тропарей поются «Аллилуиа» со стихами и Троичны гласа, как это бывает в дни Великого поста. Кафизм полагается две, но не три, как в Великий пост. После «Помилуй мя, Боже» не указана молитва «Спаси, Боже, люди Твоя», которая полагается на великопостной утрени. Поются три канона Октоиха, Минеи и Триоди. В последовании сырной среды находится полный канон и трипеснцы, состоящие из 3, 8 и 9-й песней. В тех песнях, в которых нет трипеснца, поются каноны Октоиха, Минеи и Триоди, а в которых есть – только Триоди и трипеснцы. В тех песнях, где нет трипеснца: каноны Октоиха (оба канона) с ирмосом на 6, Минеи – на 4, Триоди – на 4. В тех песнях где есть трипеснец: Триоди со ирмосом на 6, трипеснец – на 8. Так как в этих песнях Минея не читается, то тропари канона Минеи вычитываются в предыдущих песнях: 1 песнь – канон Октоиха со ирмосом на 4, Минеи 1-я и 3-я песни – на 6, Триоди – на 4. Так же вычитываем 8-ю песнь Минеи с 6-й и 9-ю с 7-й песней. В тех песнях, где есть трипеснец, на катавасию поются ирмосы второго трипеснца. По 6-й песни – катавасия канона Триоди. По 8-й песни поется «Честнейшую». По катавасии 9-й песни – «Достойно есть». После 9-й песни поется светилен Троичен гласа. После «Благо есть» (сколько раз произносить «Благо есть», об этом не сказано, но надобно знать, что не только в обыкновенное время, но даже при богослужении в пост периода времени пения Октоиха Типикон назначает «Благо есть» 1 раз, а дважды – только в постные дни Святой Четыредесятницы и притом тогда, когда не случится праздника – например, Благовещения), Трисвятого, «Отче наш» и возгласа – тропарь «В храме стояще». «Господи, помилуй» (40 раз). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим». «Именем Господним благослови, отче». «Сый благословен Христос Бог». «Небесный Царю». Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко» (три великих поклона), молитва «Боже, очисти мя грешнаго» (12 малых поклонов), великий поклон с молитвой «Господи и Владыко». Отпуста нет, но сразу – «Приидите, поклонимся» и 1-й час.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (святителя) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди на 10 . В храме святого – канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (святителя) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы. Библейские песни Ирмология по великопостному разделу. Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца. По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», и икос, глас тот же. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа. Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 5-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

XV: воскресный на 4 и Богородицы на 4) и св. на 6 (еще в поздн., в. XVI - о шестеричном святом нет); егда же будет в Минеи святому на 8, Крестовоскресен оставляется и Богородицы на 2 и св. на 8 (поздн.: аще празднуется святый иже в Минеи, оставляем иже во Октоихе канон Крестовоскресен и поем воскресен канон на 4 и Богородицы на 4 и св. на 6 – и глаголем стихи от Дондеже проидоша людие); такожде и двема святыма, аще будут два канона; такоже есть в предпразднства или межю празднством» (т. е. в Минее на 8; поздн. - нет).    Старообр.: воскр. 4, Крестов. 2, Б-це 4, Мин. 4; если св. на 6, Б-це на 2; на 8, как у нас, с добавлением, что так и 2 свв., в пред- и попразднства.    Константинопольск. Тип.: «воскресен канон и прилучившагося Святаго»;    Иератикон: «каноны воскресные на 4 и Минеи на 4».    Греческ. Октоих: «если св. празднуется на 6 или 8, оставляется Крестовоскресный», против чего старообр. уст.: «аще празднуется святый иже в Минеи наряду на 6, не оставляем канона Крестовоскресна». На практике старообрядцы при малом святом поют, как и у нас - Крестовоскресен на 3 и Богородицы на 3. Катавасия    Тропари канона по содержанию своему слишком отдаляются от библейских песней, с которыми они связаны ирмосом, и вот для восстановления связи их с этими песнями длинный ряд их и заключается, как открылся, ирмосом. Такое возвращение песни канона к ирмосу называется катавасией (καταβασα ­­ καταβασις) - схождение, возвращение (войска с похода). В самые великие праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, катавасией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней - 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и заменяет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии. История    Студийские уставы только в великие праздники требуют в конце каждой песни пения ирмоса того же или близкого праздника, иногда даже двух ирмосов, но не называют этого катавасией, а выражаются просто: «и на конце ирмос», или: «и паки ирмос», один раз: «в перис место»; катавасией же Студ.-Ал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Седальны по кафисмам: седален праздника, «Слава, и ныне»: тот же (или другой) седален праздника. Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: седален святого по 1-й кафисме, седален святого по 2-й кафисме; «Слава»: седален святого по полиелеи, «И ныне»: седален праздника. Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме святого. Канон : а) если праздник имеет два канона: 1-й канон праздника на 6, канон святого на 4, 2-й канон праздника на 4 (см. указанную Маркову главу 25 мая); б) если праздник имеет один канон: канон праздника на 8 и канон святого на 6 (см. службу святителю Димитрию Ростовскому в Минее, 21 сентября). Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос святого, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос праздника. На 9-й песни «Честнейшую» не поется. Диакон вместо «Богородицу и Матерь Света…» говорит 1-й припев праздника, затем хор сразу поет ирмос 9-й песни. Далее перед каждым тропарем канона праздника поются соответствующие припевы праздника, а перед тропарями канона святого на практике читаются припевы святого (по Уставу следует петь стихи библейских песней). Перед катавасией вновь поется 1-й припев праздника. По 9-й песни: светилен праздника; «Слава»: светилен святого, «И ныне»: светилен праздника. Стихиры на «Хвалите...» на 6: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и празднуемого святого (в отдания Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы). На часах На 1-м и 6-м часе: тропарь праздника; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак святого 386 . На 3-м и 9-м часе: тропарь праздника; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак праздника. Литургия «Блаженны» на 8: 9-я песнь канона праздника на 4 и 6-я 387 песнь святого на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Поэтому в такие дни в пении канона надобно сообразоваться с указаниями 48 гл. Типик. К канонам глаголем песни: Поем Господеви (Типик, гл. 12, и Окт., л. 89). 1-й лик поет ирмос без припева. 2-й лик поет ирмос без припева. Потом 1-й лик: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море,– и тропарь. 2-й лик: Помощник и покровитель...,– и тропарь. 1-й лик: Господь сокрушаяй брани...,– и тропарь, и т.д. (см. Ирмолог. л. 134). Катавасия после каждой песни канона в субботние дни может быть только «в господские владычни и богородичны праздники и нарочитых святых всего лета» (Типик., гл. 19), имеющих бдение, полиелей или славословие. Если же этих праздников нет, то катавасия, как и в седмичные дни, поется только после 3, 6, 8 и 9 песней канона, Катавасиею же от недели Всех святых до субботы Мясопустной (исключительно) служат ирмосы из канона Октоиха, так как в означенный срок по субботам поется сначала канон Минеи, а потом Октоиха. Во дни же предпразднств и попразднств катавасиею по субботам служат ирмосы из канона Минеи, так как в эти дни прежде поется канон праздника, а потом канон Минеи: Октоих же оставляется. По 3-й песни и обычной ектении – седален святого из Минеи. Слава, и ныне, богородичен его (Тип., гл. 12; Окт., л. 89 и 386). Если случится предпразднство или попразднство, то, напр., 10 сент. или 22 ноября кондак (также и икос, если есть) святого, седален его же. Слава, и ныне – праздника. О чтении в 12 гл. Типикона не упомянуто, но оно всегда назначается, когда полагаются седальны: слич. Типик., гл. 13. По 6-й песни и обычной ектении кондак и икос святого, если есть (Типик., гл. 12; Окт., л. 89 и 386 на об.) 303 . Если случится предпразднство или попразднство, то, напр., 10 сент., кондак и икос праздника, 22 ноября кондак праздника. Чтение пролога (Типик., гл. 12, и Окт., л. 89). Пред 9 песнию поется «Честнейшую» (Типик., гл. 20). После 9 песни «Достойно есть» поется (смотр, субб. послед. в Октоихе, напр., л. 107 на об.). Если случится предпразднство или попразднство, то «Достойно есть» не поется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Да убелится всякое земное естество, от падения ныне на небо возводимо… текущими струями омывашеся, прегрешений прежних убеже, пресветло измовено (6 янв. 8-я песнь канона утрени). И это все совершается Божиею благодатию, потому это Царство и может быть названо Благодатным Царством. И начаток спасения на Иордан совершити… прииде Христос (3 янв. стихира на хвалитех утрени). Свет озаряти уже начинает! (3 янв. стихира на стиховне утрени). В этом открытии Благодатного Царства и заключается главный смысл праздника. Праздник Богоявления и Крещения еще называется «Просвещением»; так он называется в Евангельских и Апостольских чтениях: суббота пред Просвещением, неделя пред Просвещением, Просвещение (вместо Крещения), суббота по Просвещении, неделя по Просвещении. Так же точно, – и тоже очень часто, – это слово употребляется и в богослужении. Сам Христос называется Просвещением (5 янв. 8-я песнь канона утрени), Просветителем нашим, просвещающим всякаго человека (6 янв. на Господи, воззвах 1-я стихира). Людие, во тме скорбей древле седящии, Свет явися вам незаходящий, видите и Божественными зарями просветитеся и Явльшагося благодать воспойте (4 янв. 5-я песнь канона утрени). Душ очищение готовится, просвещение, решение (освобождение) лютых прииде, возликуй вся тварь! (там же 9-я песнь)… Прииде Просвещение, Избавление явися (там же стиховна утрени) просветити сущия во тме (5 янв. стиховна вечерни). Поем Господу, к светлости Божественней возводящему нас (5 янв. 1-я песнь канона повечерия). Подает Христос чувствующим Его Божественное осияние (там же 3-я песнь). Христос Иисус предгрядет водами Иорданскими потоки греховныя потопити, просвещение всем даруя (5 янв. 1-я песнь канона утрени). Вместо тьмы Христос просвещает человечество водою Божественнаго крещения Его (царские часы, тропарь 9-го часа). Прииде Просвещение; Благодать явися, Избавление (от врага) наста; мир просветися: людие, радости исполнитеся (10 янв. стиховна утрени). Почему именно называется так крещение? Конечно, не потому, что люди стали более учеными и знающими, что думают так называемые «просвещенные» люди. И напрасно «простые», но верующие и крещеные православные люди называют иногда себя «темными». Это совершенно неверно! Наоборот, так называемые «просвещенные» люди, но неверующие, являются «темными» в истинах спасения. И даже – нередко!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

О междопесниях по 3 и 6 песни канона упоминает уже известное описание синайской утрени VI-VII в., причем относительно их здесь дается понять, что они состояли из каких-то художественных песен, начинавшихся священником (Вступ. гл., 295:296). Ипотипосис и Диатипосис упоминают только о 2-х чтениях на каноне 2569 , Студийско-Алекс. устав, кроме чтений по 3 и 6 песни, говорит о седальне по 3 песни и кондаке по 6 2570 . Ектении по 3 и 6 песни Малые ектении по 3 и 6 песни канона могут отметить то исключительное место, которое они занимают на утрене, только своими возгласами. Последние, конечно, у них новы по сравнению с прежними. Но при этом возгласы здесь не продолжают, как то можно было бы ожидать, развитие мысли прежних, а, ввиду того, что канон рассматривается как совершенно самостоятельная часть утрени, или как служба в службе, начинают новый ряд мыслей. Именно – возглас ектении по 3 песни прославляет Бога просто только как Бога: «Яко Ты еси Бог наш…», а возглас по 6 песни дает исчерпывающее понятие Нем как Царе и Спасителе: «Ты бо еси Царь мира ( ειρνης) и Спас…». Возгласы оканчивают собою 5-ю и 6-ю утренние молитвы, 1-й и 6-ю вечернюю молитву. Из этих двух ектений первую Типикон указывает произносить диакону, а вторую священнику. Это потому, что до 3 песни диакон участвует еще в служении, начав это участие с полиелея или с Непорочных; с 3-ей же песни до 9-й, как части канона менее торжественной и наполненной чтениями, служит один священник. Произнесение диаконом ектении по 3 песни с устранением его от ектении по 6 песни, следовательно, аналогично с предоставлением ему из 3 ектений на вечерней кафизме лишь последней. Ектении по 3 и 6 песни канона произносятся пред св. дверями, первая потому, что произносится диаконом, вторая – потому, что по ектении 3 песни (к седальну и чтению) священник и диакон «изоблачаются священных одежд, изшедше же (из алтаря) стоят на обычных местех». Потому же только о 1-й ектении замечено в Типиконе, что возглас ее «внутрь олтаря». Варианты возгласов и старые уставы о ектениях

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010