Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (мчч. 42-х во Амморее) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (мчч. 42-х во Амморее) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди – на 10 . В храме святого – канон Минеи (мчч. 42-х во Амморее) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (мчч. 42-х во Амморее) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы. Библейские песни Ирмология по великопостному разделу. Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца. По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак и икос мучеников, глас 2-й (см. по 6-й песни), ин кондак мучеников, глас 4-й (см. по 3-й песни); седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», и икос, глас тот же. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа. Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 5-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя» .

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-19/

Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (святителя) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди на 10 . В храме святого – канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (святителя) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы. Библейские песни Ирмология по великопостному разделу. Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца. По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», и икос, глас тот же. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа. Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 5-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя» .

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-11/

Трипеснцы состоят: в понедельник – из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник – из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду – из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг – из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу – из 5-й, 8-й и 9-й песней. Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще обычно один тропарь, не входящий в количество 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й – по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца. Канон стихословится с библейскими песнями, как они изложены для этого в Ирмологии 9 . На основании указаний Типикона об отправлении канона на великопостной утрени, в понедельник песнь 1-я канона поется или читается по Ирмологию от стиха «Поем Господеви...» до «Огустеша...» После стиха «Огустеша...» поется ирмос Минеи. Потом певцы стих: «Рече враг...» Чтец – 1-й тропарь канона Минеи. Певцы: «Послал еси...» Чтец – опять тот же тропарь. Певцы: «Кто подобен Тебе...» Чтец – 2-й тропарь Минеи. Певцы: «Простерл еси...» Чтец – 3-й тропарь Минеи. Певцы: «Утешил еси...» Чтец – Богородичен канона Минеи. Певцы: «Тогда потщашася...» Чтец – 1-й и 2-й тропари 1-го трипеснца (за один). Певцы: «Нападет на ня...» Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Дондеже пройдут...» Чтец – 4-й тропарь. Певцы: «Введ, насади я...» Чтец – Богородичен первого трипеснца. Певцы: «Господь, царствуяй веки и на век». Чтец – 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы: «И наведе на ня...» Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – Троичен «Единице простая...» Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен «Божию Святую Гору воспоим...» Певцы: «Слава Тебе, Боже наш...» Чтец – тропарь: «Колесница огненная...» Певцы: «Слава Тебе, Боже наш...» Чтец – последний тропарь: «Брашно Адам яде...» Затем поют на катавасию ирмос 2-го канона Триоди «Грядите, людие...» (глас 2-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Они прославляют празднуемое событие, как и тропари канона, коими иногда заменяются, без отношения к сопровождающим их библейским стихам, за исключением 1-го Блаженна, который, подобно ирмосу в каноне, имеет такое отношение, т. е. всегда говорит о покаянии сораспятого со Христом разбойника. Напев Поются Блаженны особым напевом чередного гласа, близким к тропарному и канонному. Таким образом, из разных напевов гласа в литургию берутся самые богатые: тропарный, канонный и прокимнический. Чин пения Для пения евангельские блаженства с предшествующей им молитвой: «Во Царствии Твоем помяни нас Господи» и заключительным (по аналогии с предыдущими псалмами) к ним славословием разделены на 12 стихов 2758 , причем молитва с 1-м блаженством соединена в один стих, а от последнего блаженства, ввиду его длины, отделено обетование: «Радуйтеся и веселитеся…», как и «Слава» отделено от «И ныне». Тропари к евангельским блаженствам присоединяются на обычной воскресной, не осложненной другими свящ. памятями, литургии не с 1-го стиха, а как стихиры на Господи воззвах, с одного из дальнейших, именно с 3-го, чтобы всех их было 10, а без Славы и ныне – 8, на два более, чем на будничной литургии. При совпадении с воскресеньем какой-либо памяти, имеющей свои Блаженны, количество воскресных Блаженн сокращается до 6 и 4, а общее число Блаженн может увеличиваться до 12, начинаясь с 1-го стиха. Но Блаженны в собственном смысле имеет только Октоих. Для всех других памятей Блаженнами служат песни канона, именно 3 и 6 песни, или одна 3-я. Такие песни в каноне выбраны, должно быть, потому, что соответствуют нумерацией 3 и 6 часам, с коими совершается литургия, или по соответствию в содержании лежащих в их основе библейских песней Блаженнам (утешение в страдании) 2759 . Если в воскресенье приходится одна память, имеющая песнь канона на Блаженнах, то воскресные Блаженны поются на 6 и 3-я песнь канона на 4; если две таких памяти, то воскресные Блаженны на 4 и каждая из песней канона – 3-я и 6-я – на 4 (об этом в главах 3, 4, 5 Тип., в месяцеслове, например 1, 9 сентября, в Четыредесятнице, Пятидесятнице).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Далее, по прочтении 50-го псалма, положено пение канона Октоиха усопших «по гласу» (т.е. того гласа, который поется в субботу той седмицы); но ирмосы канона указано петь лишь после 3, 6 и 9-й песни (см. Типикон, гл. 14); обычно не читаются и тропари канона, а поется только заупокойный припев в таком порядке: (1-я песнь) «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего», дважды. «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, И ныне и присно и во веки веков, Аминь». (3-я песнь) Опять то же, что и на 1-й песне. Затем ирмос 3-й песни: «Небеснаго круга Верхотворче, Господи...» (из канона 8-го гласа, обычно поемого на панихиде) и малая заупокойная ектения. Затем по прочтении седальна: «Воистину суета всяческая...» и Богородична: «Всесвятая Богородице...» (но обычно они не читаются), указанное на 1-й песне поется опять 3 раза (на 4, 5 и 6-й песнях канона), а потом ирмос 6-й песни: «Молитву пролию ко Господу...» и далее малая заупокойная ектения. После ектении поются кондак «Со святыми упокой, Христе...» и икос: «Сам един еси безсмертный...». Далее вышеуказанное на 1-й песне снова поется 3 раза (на 7, 8 и 9-й песнях канона; лишь на 8-й песне (пред 9-ю), вместо «Слава», поется «Благословим Отца и Сына и Св. Духа, Господа»), а затем, по произнесении диаконом «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим», лик поет: «Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи», и ирмос 9-й песни: «Ужасеся о сем небо...». После этого читаются «Трисвятое» и «Отче наш», поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся...», «В покоищи Твоем, Господи...», Слава: «Ты еси Бог сошедый во ад...», И ныне: «Едина чистая и непорочная Дево...», произносится сугубая заупокойная ектения и бывает отпуст панихиды. После отпуста диакон возглашает: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи...», а лик поет: «Вечная память», трижды. Следует ли отверзать царские врата при совершении панихиды? Если панихида служится посредине церкви, как бывает на больших и торжественных панихидах, то при этом отверзаются и царские двери; если же панихиду совершают в церковном притворе, то священнослужители исходят туда боковыми алтарными дверями, а царские врата остаются закрытыми.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Библейские песни «Поем Господеви...». Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми (т. н. молебными) припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвятая Богородице, спаси нас»; к тропарям канона Триоди (Креста) – припев: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа»), к последнему – «И ныне». Вводные слова: «Ангел возопи:» и «Богородица рече:», указанные в Минее киноварью напротив большинства тропарей канона Благовещения, произносятся перед соответствующими тропарями (кроме 8-й песни) , но предваряются также и обычными общими молебными припевами, заменяющими в практике пение библейских песней. Катавасия – праздника (ирмосы канона Благовещения) . По 3-й песни – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...», и икос, глас тот же: «Три кресты водрузи...»; седален Триоди (Креста), глас 6-й (по выбору). «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас 8-й (по выбору). По 6-й песни – кондак Благовещения, глас 8-й: «Взбранной Воеводе...», и икос, глас тот же: «Ангел предстатель...». На 9-й песни поем «Честнейшую» (припев праздника Благовещения не поется). По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен Триоди (Креста): «Крест Христов Честный...», «И ныне» – светилен Благовещения (по выбору). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 4, и Благовещения, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со славником: «Еже от века таинство...», и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера), затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокомудраго разума...». «Слава» – тот же самогласен Триоди, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Отверзаются царские врата.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-07/

Но в Священном Писании и в богослужебных книгах говорится нам богоприличнее: Господь наказал падших людей. И это – не в смысле, конечно, раздражения на них или озлобленного гнева, а в смысле проявления величества Божия к нашему самовольству. И сейчас мы увидим человекообразные выражения о «вражде», «примирении»; о «клятве» мы уже говорили. Мира, Христе, сый Царь, вражды средостение разорил еси, плоти подобием явився сущим на земли, то есть еще воплощением; а теперь вместо такого царственного дела, – как уничтожить «средостение», преграду и «вражду» между Богом и людьми, – Господь является на Иордане, прося Себе очищения: Иоанн этому «дивится со страхом» (5 янв. 5-я песнь канона утрени). И нужно было прежде всего «примирить» людей с Богом; но как же? – Воплощением и потом крещением Христа, за любовь крайнюю плоть приимшаго, и крещением нас Отцу примирившаго (4 янв. 8-я песнь канона на повечерии). Подробнее это не раскрывается в богослужении, но самое «примирение», уничтожение «вражды», утверждается. Впрочем, нечто по этому поводу указывалось уже: вменение Себе грехов человеческих Крещающимся, очищение в водах, «крайнее смирение» Божие. Например: Смирялся, предгрядеши креститися речными струями. Грядет… Господь преклонитися руце твоей, Иоанне… смиренно, яко да смиреннаго мя вознесет крещением (3 янв. 4-я песнь канона утрени). Руками создавый, Христе, человека, под руку Предтечеву подклоняешися, яко человек смирялся, яко да возвысиши мя, древле смирившася (падением) и погибша (4 янв. 9-я песнь канона утрени). Да Твоея славы всяческая исполниши, Себе Самаго истощил еси даже и до рабия образа. Ныне же длани раба подклоняеши главу рабски, уничиженно (5 янв. 1-я песнь канона повечерия; ср.: Флп. 2:7–8 ). Полный истощися (4 янв. 6-я песнь канона утрени). Крайнее смирение! (2 янв. седален по 2-й кафизме). Это «истощание», «уничижение» Себя, но за человека, и является тем спасающим искуплением, которое началось воплощением, продолжается теперь смиренным крещением, а кончится распятием, чем и примирил Господь Отца с падшим человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Древность междопесния    О междопесниях по 3 и 6 песни канона упоминает уже известное описание синайской утрени VI-VII b., причем относительно их здесь дается понять, что они состояли из каких-то художественных песен, начинавшихся священником (Вступ. гл., 295, 296). Ипотипосис и Диатипосис упоминают только о 2-х чтениях на каноне, Студийско-Алекс. устав, кроме чтений по 3 и 6 песни, говорит о седальне по 3 песни и кондаке по 6. Ектении по 3 и 6 песни    Малые ектении по 3 и 6 песни канона могут отметить то исключительное место, которое они занимают на утрене, только своими возгласами. Последние, конечно, у них новы по сравнению с прежними. Но при этом возгласы здесь не продолжают, как то можно было бы ожидать, развитие мысли прежних, а, ввиду того, что канон рассматривается как совершенно самостоятельная часть утрени, или как служба в службе, начинают новый ряд мыслей. Именно - возглас ектении по 3 песни прославляет Бога просто только как Бога: «Яко Ты еси Бог наш…», а возглас по 6 песни дает исчерпывающее понятие Нем как Царе и Спасителе: «Ты бо еси Царь мира (ειρνης) и Спас…». Возгласы оканчивают собою 5-ю и 6-ю утренние молитвы, 1-й и 6-ю вечернюю молитву.    Из этих двух ектений первую Типикон указывает произносить диакону, а вторую священнику. Это потому, что до 3 песни диакон участвует еще в служении, начав это участие с полиелея или с Непорочных; с 3-ей же песни до 9-й, как части канона менее торжественной и наполненной чтениями, служит один священник. Произнесение диаконом ектении по 3 песни с устранением его от ектении по 6 песни, следовательно, аналогично с предоставлением ему из 3 ектений на вечерней кафизме лишь последней. Ектении по 3 и 6 песни канона произносятся пред св. дверями, первая потому, что произносится диаконом, вторая - потому, что по ектении 3 песни (к седальну и чтению) священник и диакон «изоблачаются священных одежд, изшедше же (из алтаря) стоят на обычных местех». Потому же только о 1-й ектении замечено в Типиконе, что возглас ее «внутрь олтаря».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что касается будничного богослужения, которое мы сейчас рассматриваем, то оно катавасий лишено. Тем не менее устав назначает по 3, 6, 8 и 9 песням канона петь так называемый покрывающий ирмос. Довольно легко запомнить, когда он поется: после тех песней, после которых идет какое-либо диаконское возглашение. После 3, 6 и 9 – ектении («Паки и паки...), а по 8 – запев «Богородицу и матерь света...». Всякое диаконское возглашение предваряется покрывающим ирмосом. Что же это за ирмос, откуда его брать? Здесь для будничной службы действует жесткое правило: покрывающий ирмос – это ирмос соответствующей песни последнего из читавшихся канонов. Это правило универсально, оно действует и в седмичные, и в субботние дни. В седмичные дни на простых службах последним каноном всегда бывает канон Минеи. Значит, в качестве покрывающего ирмоса после, скажем, третьей песни нужно песть ирмос третьего канона Минеи этого дня. Если отправляется служба двум малым святым, то там будет два канона: один канон Октоиха и два Минеи. Покрываем соответствующим ирмосом второго канона Минеи. Забегая вперед, скажу, что на субботней службе последним каноном служит первый конон Октоиха. Там, наоборот, Минея идет впереди Октоиха. Так вот, покрывающие ирмосы берутся из Октоиха. Но это правило продолжает действовать. Теперь размеремся еще вот с чем. Помимо самих ирмосов и тропарей, к канонам правомочно было бы отнести некоторые другие богослужебные тексты, которые тесным образом с ним связаны. По 3 песни канона 1. Покрывающий ирмос 2. Малая ектения. (Возгласы я не называю, их можно посмотреть в Служебнике или еще где-нибудь). Что дальше? Здесь придется сделать разделение: 3. а) при одном малом святом – седален – Слава, и ныне – Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен). И седален, и Богородичен, и Крестобогородичен напечатаны на своем месте в Минее – по 3 песни. б) при шестеричном святом – седален (дважды) Напомню, что шестеричным святой называется по двум причинам: во-первых, ему на вечерне на «Господи, воззвах» посвящены все 6 стихир (а малому – только 3), а во-вторых, на утрени канон ему читается на 6 (а малому – на 3). – Слава, и ныне – Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пред ирмосом 8-й песни канона лик возглашает: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви». Пред 9-ю песнею диакон возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнях возвеличим». Лик поет: Величит душа моя господа с припевом Честнейшую Херувим. Если нет ситихр на хвалите в минеи, то читаются псалмы: Хвалите Господа с небесе… Воспойте Господеви песнь нову, и потом: Тебе слава подобает. Слава тебе. показавшему нам свет. Слава в вышних богу. Сподоби Господи. Ектенья: Исполним утреннюю молитву. По стихословии 2-х кафизм читаются седальны из октоиха. Канонов из октоиха поется два: первый по 6-ти тропарей в каждой песни с ирмосом, второй по 4 без ирмоса, из минеи один по 4 тропаря без ирмоса. Катавасия после песней канона не поется: а вместо ее по 3-й, 6-й. 8-й и 9-й поется ирмос от канона свтого из минеи. По 3-й песни ектенья малая и седален святого 2-жды с Богородичным из канона минеи. По 6-й песни ектенья малая, кандак и икос из канона минеи. Если в минеи нет кондака. То он берется из общей минеи по чину и лику святых. По 9-й песни после ирмоса поется – «Достойно есть» и ектенья малая, а после нее светилен святого из минеи, и ныне Богородичен или крестобогородичен. Если есть в минеи стихиры на хвалите, то поются 4; а после них читают: Слава Тебе показавшему нам свет, Слава в вышних Богу, Сподоби Господи, ектенья: исполним утреннюю молитву. Стихиры стиховни Стихиры стиховны из октоиха – на каждый день седмицы, и минеи, если есть, – а если нет, то все из октоиха «Благо есть», и проч., как в часослове и служебнике. Читается: «благо есть исповедатися Господеви». Трисвятое, Пресв. Троице… Отче наш. Тропарь святого. Ектенья. Помилуй нас Боже. Премудрость, благослови. Иерей: Сый благословен... Лик: Утверди Боже... Изъяснение В Богослужении утрени мы благодарим Бога за сохранение нас во время протекшей ночи и дарование наступающего дня, воспоминаем спасительное пришествие Спасителя в мир и чествуем священные события, или святых угодников, воспоминаемых в наступивши день, прославляя в то же время Бога за его неизреченный милости к роду человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010