Песнь 8, тропарь 2 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь:/се бо приидоша к тебе,/яко богосветлая светила,/от запада, и севера, и моря,/и востока чада твоя,/в тебе благословящая Христа во веки. Подними очи твои, Сион,/и вокруг посмотри:/ибо вот, сошлись к тебе,/как божественно сияющие светила,/от запада, и севера,/и моря и востока дети твои,/благословляющие в тебе Христа вовеки. Подними твои глаза, Сион, и посмотри вокруг, ибо вот, пришли к тебе источающие Божественный свет, словно светила, с запада и севера и от моря и с востока чада твои, в тебе благословляющие Христа во веки. Возведи взоры твои, Сион, вокруг себя и посмотри: вот стеклись к тебе как богосветлые светила, от запада, севера, моря и востока, дети твои, благословляющие в тебе Христа во веки. Данный тропарь содержит парафраз следующих слов пророка Исаии: « Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут » (Ис 60:4 – входит в состав 2-й паремии Литургии Великой субботы) и « Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим » (Ис 49:12 – входит в состав последней, 13-й паремии Литургии навечерия Богоявления). Понятен интерес к теме Сиона и Иерусалима подвизавшегося в обителях Святой земли преподобного Иоанна Дамаскина. Но, разумеется, речь идёт не только и не столько о земных Сионе и Иерусалиме, сколько об Иерусалиме Небесном, «сходящем свыше» (см. Откр 3:12, 21:2). Эта тема получит своё дальнейшее развитие в ирмосе 9-й песни. Под чадами Сиона, собирающимися к Небесному Иерусалиму, преподобный Никодим в своём толковании понимает тех, кто оправдался через веру и Святое Крещение. Светилами они называются в соответствии с евангельскими словами « тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их » (Мф 13:43), восходящими к пророчеству Даниила о том, что в последний великий день воскресения из мёртвых « разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда » (Дан 12:3).

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

Приступим благочестно…»[ 2 ] (ТП. Л. 424), ибо сейчас будет открыто нам великое таинство: «Услышим вси вернии, созывающую высоким проповеданием, несозданную и естественную премудрость Божию вопиет бо: вкусите и разумевше, яко Христос Аз, возопийте: славно прославися Христос Бог наш» (ТП. Л. 424; песнь 1, тропарь 3). Далее канон преподобного Косьмы Маиумского повествует о событиях Тайной Вечери: о прощальной трапезе Спасителя со Своими учениками, об установлении Таинства Евхаристии и о предательстве Иуды. Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание канона: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех любящих Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается: «Избавительною всего рода человеча, Твоею, Блаже, Твоя ученики напоил еси веселия чашею, наполнив ю, Сам бо Себе священнодействуеши»[ 3 ] (ТП. Л. 424). Вдруг, неожиданно для учеников, их Божественный Учитель начал омывать им ноги, что было обязанностью слуги: Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин.13, 1). В доказательство этой любви и в пример Своим последователям, «езера, и источники, и моря сотворивый, смирению нас наказуя изрядному, лентием опоясався, учеников ноги умы, смиряяся премножеством благоутробия, и возвышая нас от пропастей злобы, Един Человеколюбец»[ 4 ] (ТП. Л. 425). Это был молчаливый ответ Спасителя на спор апостолов о первенстве. Когда же умовение закончилось, Господь сказал: Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите (Ин.13, 14–15). Об этом евангельском примере смирения еще раз напоминается в церковных песнопениях: «Смиряяся за благоутробие, ноги умыл еси учеников Твоих, и к течению божественному сия направил еси» (ТП. Л. 425). Подготовив этим апостолов к важности предстоящего, Господь вместе с учениками вкушает пасхального агнца, последний раз в истории празднуя Пасху ветхозаветную, и совершается то, о чем ранее говорил Он и предсказывал Своим ученикам: Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6, 51), ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2231...

173 Светилен праздника Крещения Господня. 174 Великий Прокимен, глас 7. 175 Прп. Косма Маюмский, Канон праздника Крещения Господня, песнь 8. 176 Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня. 177 Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1. 178 Втор. 5:21: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». 179 Быт. 2:17: «От древа познания добра и зла — не ешь от него». 180 См.: св. Григорий Богослов, Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус. пер.: Творения, т. 1, с. 116; 305. 181 Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня. 182 Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1. 183 Св. Григорий Богослов, Слово 4, 113. PG 35,649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус.: Творения, т. 1, с. 116; 305 184 В основе трисоставного деления души лежит рассмотрение трех ее основных способностей — разумной, раздражительной и вожделевательной, причем последние две обозначаются как неразумные и противопоставляются первой, которая должна господствовать над ними. Подробное учение об этом старец Иосиф излагает в своей книге: σκηση.   Μητρα  το  γιασμο. (Ψυχωφελ  Βατοπαιδιν  7)  .  Μ.  Βατοπαιδου, 1998, σ. 50—52. В своем изложении Старец полностью следует св. Иоанну Дамаскину: О добродетелях и пороках (заимствованная у св. Ефрема Сирина). PG 95, 85—97. См. также: Ватопедские Оглашения, с. 143 (Примечание). 185 Ср.: «Если Крест призрак, то призрак и Воскресение» (св. Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные, 13, 37. С. 200). 186 Здесь аллюзия на слова Христа: И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3:14). 187 Ср.: Моисей возопил ко Господу, и Господь показал ему дерево, и бросил его в воду, и вода сделалась сладкою (Исх. 15:24). 188 Стихира на Стиховне, Октоих, глас 5: вторник вечера, четверг вечера. 189 Эксапостиларий седмичный, самогласен: среда, пятница. 190 Ср. прп. Максим Исповедник: «Ум, сочетающийся с Богом и пребывающий в Нем через молитву и любовь, становится мудрым, благим, сильным, человеколюбивым, милосердным и долготерпеливым. И просто сказать: он носит в себе почти все божественные свойства. А удаляясь от Бога и отдаваясь материальным вещам, он становится сластолюбивым, скотоподобным и звероподобным, воюя с людьми из-за этих вещей» (Главы о любви, 2, 52. TLG 2892 008. Ср. рус.: Творения, кн. I, с. 114).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

8 Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет... 11 Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (4, 8. 11). Такая богослужебная обстановка символизирует (скрывает в себе) смысл гораздо более грандиозного плана. Именно здесь нам пригодится знание основных правил храмового культа как языка, выражающего богословие. В Откр. 4–5 описано видение Бога как Господина истории, правящего в центре Вселенной. Старцы (presbu/teroi) как представители народа Божия формируют своего рода «пресвитериум» вокруг Бога и похожи на пресвитеров вокруг епископа на богослужении . Четыре животных представляют мир со всех его четырех концов. Семь светильников (4, 5) символизируют Духа Святого. Хвалебные песни — это славословие Богу как Творцу и Вседержителю. Они соответствуют тем благословениям из иудейского богослужения, которые унаследованы и христианской традицией . Евхаристия (Евхаристический канон Божественной Литургии) также начинается с хвалы Богу как Творцу и своим смысловым центром имеет ангельское славословие «Свят, свят, свят Господь...» (ср. Ис. 6, 3). Следующее славословие в иудейской традиции — прославление Бога как Искупителя, как Дарителя Закона и как Того, Кто избрал Свой народ и заключил с ним Завет. Именно это мы и читаем ниже, в гл. 5, где речь идет об Агнце. Иудейская богослужебная форма наполняется здесь уже чисто христианским содержанием, что опять-таки и сейчас прочно удерживает христианская, в том числе православная литургическая традиция. Так, Сидящий на престоле держит книгу, запечатанную семью печатями (5, 1), но никто не может раскрыть ее. Св. Иоанн пишет: И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее (5, 4). Но вот появляется «Агнец как бы закланный» (5, 6), о котором сказано, что это «лев из колена Иудина» (5, 5). Именно Он и может раскрыть книгу. Здесь поется новая песнь — песнь об искуплении, но не о том, что было в Ветхом Завете, а что совершилось во Христе:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

[xvii] Триодь цветная, среда преполовения, утреня, канон 1-ый, песнь 3, тропарь 1 - Христос даровал верующим, малым сим, Св. Церковь, как неисчерпаемый кладезь живой воды: «Ин. VII, В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». А потому нужно строго держаться истинной церкви, дабы не лишиться жизни духовной, и не примыкать к общинам, именующим себя таковою».   [xviii] «Ин. 10:1-2, 7.  Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;  а входящий дверью есть пастырь овцам.  Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам - Получающий пастырство от законных пастырей, имеющих благодать священства, преемственную от апостолов, и есть пастырь овцам. Но, кроме сей преемственности, нужно, чтобы и поставляющие пастыря пребывали во Христе, дабы и сами они входили в Царство Небесное Им же. Сие можно сказать лишь о православных пастырях. Католическое священство уклонилось в страсть гордости, которая повлекла за собою ниспадение и в остальные страсти. Иного же священства на земле и не осталось».   [xix] Известно, что и Оптинские старцы ожидали пришествия Антихриста в 20-е годы прошлого века. – авт. [xx] «Лк. 23:51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия - Итак, можно быть членом какого-нибудь учреждения и не участвовать в тех деяниях его, которые неправы». Или: «Ин. 16:1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились - Итак, не нужно соблазняться гонениями за благочестие и правду креста Христова, являемую в жизни на словах и на делах. Может ведь дойти и в христианстве, как дошла древняя еврейская церковь до извращенного понятия о Христе и отношения к Нему убийственного»   [xxi] «Официальное православие нужно для малых по вере. Но чтобы оно отвечало своему назначению, нужно, чтобы оно по существу было таковым (православием) . А в таком случае оно крестоносно. Если природа его извратилась или исказилась, или вообще не отвечает своему назначению, то надлежит ему быть очищену великими скорбями, чтобы малые по вере при пребывании в нем получали должное и не соблазнялись.

http://bogoslov.ru/article/4604758

    Стих: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное» (Пс. 2:1, 11).     На вечерне: Стихиры на «Господи воззвах», гл. 1:    1. «Всякий грех я совершил, всех превзошел в распутстве; если бы захотел покаяться, нет у меня потоков слез; если же и ныне буду беспечно жить, то заслуживаю вечной муки. Но Один Милосердный Боже, дай мне силы к исправлению и помилуй меня».    2. «Даруй мне, Христе, дождь слез в прекрасные дни поста, чтобы мне оплакать и омыть скверну удовольствий и явиться пред Тобою очищенным, когда Ты, Небесный Судия — Господи, придешь судить людей, как Судия и Один Праведньй».    3. «Приидите верующие, с усердием: отстраним всякое ухищрение вражеского обмана, имея, как щит, несокрушимое оружие поста; не будем услаждаться удовольствиями страстей, не будем бояться огня искушений, за которые Человеколюбивый Христос увенчает нас наградами терпения. Поэтому, с упованием молясь, будем припадая взывать, испрашивая мира и великой милости нашим душам».     Прокимен, гл. 6:    1. «От Господа спасение, над народом Твоим благословение Твое».     Стих: «Господи, как умножились враги мои» (Пс. 3:9, 2).    2. Гл. 5: «Господь услышит меня, когда я буду взывать к Нему».     Стих: «Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей» (Пс. 4:2, 4).     Стихира на стиховне, гл. 5: «Будем поститься постом приятным и угодным Богу. Истинный же пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать язык свой, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы. Воздержание от всего этого и есть истинный и приемлемый Богом пост».    На великом повечерии Великий канон святого Андрея Критского.    Перед каждым тропарем канона припев: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня».    Ежедневно до четверга в конце каждой песни читаются положенные в четверг: «Слава...»; «Троичен»; «и ныне»; «Богородичен». После же 6 песни поется кондак: «Душа моя, душа моя…» (см. четверг после 6 песни).     Песнь 1. Ирмос: «Помощник и Покровитель явился мне ко спасению; Он — мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Великий Прокимен, глас 7.    Прп. Косма Маюмский, Канон праздника Крещения Господня, песнь 8.    Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня.    Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1.    Втор. 5:21: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего».    Быт. 2:17: «От древа познания добра и зла — не ешь от него».    См.: св. Григорий Богослов, " Слова " , 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус. пер.: Творения, т. 1, с. 116; 305.    Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня.    Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1.    Св. Григорий Богослов, Слово 4, 113. PG 35,649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус.: Творения, т. 1, с. 116; 305    В основе трисоставного деления души лежит рассмотрение трех ее основных способностей — разумной, раздражительной и вожделевательной, причем последние две обозначаются как неразумные и противопоставляются первой, которая должна господствовать над ними. Подробное учение об этом старец Иосиф излагает в своей книге: σκηση.   Μητρα  το  γιασμο. (Ψυχωφελ  Βατοπαιδιν  7)  .  Μ.  Βατοπαιδου, 1998, σ. 50—52. В своем изложении Старец полностью следует св. Иоанну Дамаскину: О добродетелях и пороках (заимствованная у св. Ефрема Сирина). PG 95, 85—97. См. также: Ватопедские Оглашения, с. 143 (Примечание).    Ср.: «Если Крест призрак, то призрак и Воскресение» (св. Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные, 13, 37. С. 200).    Здесь аллюзия на слова Христа: И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3:14).    Ср.: Моисей возопил ко Господу, и Господь показал ему дерево, и бросил его в воду, и вода сделалась сладкою (Исх. 15:24).    Стихира на Стиховне, Октоих, глас 5: вторник вечера, четверг вечера.    Эксапостиларий седмичный, самогласен: среда, пятница.    Ср. прп. Максим Исповедник: «Ум, сочетающийся с Богом и пребывающий в Нем через молитву и любовь, становится мудрым, благим, сильным, человеколюбивым, милосердным и долготерпеливым. И просто сказать: он носит в себе почти все божественные свойства. А удаляясь от Бога и отдаваясь материальным вещам, он становится сластолюбивым, скотоподобным и звероподобным, воюя с людьми из-за этих вещей» (Главы о любви, 2, 52. TLG 2892008. Ср. рус.: Творения, кн. I, с. 114).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Взятие святого пророка Илии сопровождалось образами и символами ветхозаветных Богоявлений: вихрь, огонь, колесницы, кони. У пророка Исаии читаем: Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем (Ис 66, 15). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии; колесница же и кони обозначали триумфальное восшествие Илии в мир небожителей. Огненное восхождение пророка Илии      Великий пророк вознесся в теле. Изъят ли пророк Илия из общего закона телесной смертности рода человеческого? Не составляют ли праведные Енох и Илия исключение из этого закона? Вопрос разрешает Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: перед кончиной мира эти праведники будут посланы на землю: они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли (Откр 11, 3–4). Когда они кончат свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и убьет их, но после трех с половиною дней войдет в них дух жизни от Бога, и они оживут. В песнопениях взятие святого Илии на небо Церковь воспевает как прообраз вознесения Господня: «Чудно и изумительно твое, Жизнодавче, Божественное с горы вознесение, которое изображая, Илия возносился на четырех конях» (канон на Вознесение 2-й, песнь 5, тропарь 2). После того как учитель скрылся в виду Елисея, тот сотворил несколько чудес: ударом милоти своего учителя разделил воды и перешел Иордан. В Иерихоне по просьбе жителей чудесно очистил и оздоровил с помощью малого количества соли воду, несшую смерть и бесплодие. Затем пошел в Вефиль. Священный писатель 4-й книги Царств рассказывает и о других дивных чудесах Елисея: умножение елея, заполнившего все сосуды в доме, и предсказание сонамитянке рождения сына от старого мужа. Следующим великим чудом, которое сотворил Господь через Своего славного пророка, было воскрешение сына сонамитянки (см.: 4 Цар 4, 34–35).

http://pravoslavie.ru/104058.html

И Святая Церковь внушает нам так молиться и Апостолу Павлу, и другим Апостолам: «Миро, благоухание источающее всегда, Божественнии ученицы, мира умного благовония притекающих к вам исполните и злосмрадныя страсти отжените». (Канон Апостолам, песнь 7). ...Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, да- бы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу ( Рим.15:15–16 ). В этих словах Апостол Павел, прежде всего (ст. 15), исповедует пред римлянами милость Божию, проявленную в отношении к нему в том, что именно ему Господь поручил совершать службу среди язычников. Эти мысли Апостола Святой Иоанн Златоуст передает так: «Не сам я восхитил себе честь, не сам первый взялся за дело, но Бог повелел мне это и притом по благодати, а не потому, что нашел меня достойным для этого... Не я восстаю, а Бог повелевает» 62 . Но главная мысль взятого нами апостольского речения заключается в 16-м стихе, в котором Апостол указывает, в чем он видит особую к нему милость Господа. Эту «данную ему от Бога благодать» Апостол смиренно определяет такими словами: «быть служителем Иисуса Христа у язычников». Такое же название Апостолам дает Апостол Павел и в первом послании к Коринфянам, говоря: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь» ( 1Кор.3:5 ). А Святой Иоанн Златоуст по поводу этих слов Апостола говорит так: «Апостол не сказал «благовестники», но служителие, что означает более. Они не просто благовествовали, но и служили нам, – первое требует слова, а последнее заключает в себе и дело» 63 . И Апостол здесь говорит не только о том, что он покорно исполняет все повеления Христовы, но прибавляет: «у язычников». Следовательно, благовествуя среди язычников, он, как служитель Христов, и для язычников является их слугою, по ясному слову Спасителя: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ( Мф.20:26 ; Мк.10:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18). Постные лицемеры, признаюсь, попадались мне крайне редко. Пожалуй, я их и вовсе никогда не видал. Но посторылость наблюдаю повсюду. Чаще всего в зеркале. Когда Спаситель призывает нас поститься с веселым лицом, чтобы свой настоящий постный вид сохранить втайне, для небесного Отца, Он вовсе не намекает на то, что Богу приятны кислые физиономии, хоть и показанные втайне, припасенные лично для Него. Если мы так понимаем евангельский текст, то должны признать, что Господь, обличая одно лицемерие, учит нас другому: представляться людям веселыми, тогда как мы на самом деле в «глубоком горе». Зачем же так плохо думать о Боге. Веселое лицо и есть настоящее лицо правильно постящегося человека, его «лицевой подлинник». Не надо казаться, надо быть. Фото: Юрий Костыгов/mitropolia.spb.ru Пост – это подвиг, а подвиг – это весело. Поэтому лицо подлинно постящегося человека излучает ту «тишину неизглаголанную», которой светились лица наших чудесных старцев – преподобного Сергия, батюшки Серафима, старца Амвросия. Один из самых чудесных гимнов, очень древнее песнопение второго века «Свете тихий» – как раз об этом. «Свете тихий» – «фотос илярос», что переводится не только как «тихий свет», но и «веселый свет». Тишину и живое веселье излучали лица настоящих подвижников. Не угрюмость и мировую скорбь, а радостное, ободряющее сияние. Вот и преподобный Феодор Студит о первых итогах поста: Постов пресветлую благодать приемше, добродетельми облистаимся, тихая лица, тихия и обычаи показующе душевного устроения. (Канон утрени вторника 3-й седмицы, 8-я песнь) Настоящий и правильный пост – преображает лицо. Лицо христианина – это зеркало его духовного состояния. За своим лицом нужно следить. Лицом можно утешить. Лицом можно поранить.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-18-kak-u...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010