И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, И той прием Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Яко видесте очи мои спасение Твое, Ибо видели очи мои спасение Твое, Еже еси уготовал пред лицем всех людей: Которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. По 50-м псалме стихира, глас 6: Да отверзется дверь небесная днесь: безначальное бо Слово Отчее, начало приим под леты, не отступль Своего Божества, от Девы яко Младенец четыредесятодневен, Материю вольне приносится в церковь законную: и Сего на руки приемлет старец, отпусти зовый раба Владыко: ибо очи мои видеста спасение Твое. Пришедый в мир спасти род человечь, Господи слава Тебе. Канон, глас 3. Егоже краестрочие: Христа радостне старец объемлет. Творение господина Космы. Ирмосы по дважды, тропари на 12: Песнь 1. Ирмос: Сушу глубородительную землю солнце нашествова иногда, яко стена бо огусте обаполы вода, людем пешомореходящим, и богоугодно поющим: поим Господеви, славно бо прославися. Да каплют воду облацы, Солнце бо на облаце легце носимо настало есть, на нетленную руку, Христос в церкви, яко Младенец. Темже вернии возопиим: поим Господеви, славно бо прославися. Крепитеся руце Симеони старостию ослабленнии, лыста же претружденная старча, правобыстро движитася Христу на сретение, лик со безплотными составльше, поим Господеви, славно бо прославися. Разумом простертая небеса веселитеся, и радуйся земле: из пребожественных бо недр хитрец прошед Христос, Материю Девою Богу Отцу приносится Младенец, Иже прежде всех: славно бо прославися. Катавасиа, ирмос тойже. Песнь 3. Ирмос: Утверждение на Тя надеющихся, утверди Господи Церковь, юже стяжал еси честною Твоею кровию.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-chto...

Аминь. Покаянный канон, глас 6 Песнь 1 Ирмос: Будто по суше провел Ты, Всехвальный Господи, избранный Тобою народ посреди морской пучины; изведи и меня из бездны греховной, да не погрязну в преисподней. Помилуй мя, Боже, помилуй мя! О, если бы растаяло сердце мое, как вода, излилось в горьких слезах! Если бы очи мои сделались неиссякаемым источником слез, чтобы я день и ночь плакал о том, что грехами моими преогорчил отеческую Твою благость, Спасителю, и погубил душу мою. Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Но не отвергай еще меня в гневе Твоем, Господи, даруй мне время для покаяния, укрепи волю мою в покаянии, сокруши окаменение сердца моего, исторгни слезы из глубины души моей и помилуй меня по Твоему благоутробию. Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Сжалься надо мною, неистощимый в благости Твоей, Боже! Воззри на страдание души моей, не предавай еще меня на волю врагов моего спасения, да не восторжествуют они надо мною и не порадуются вечной погибели моей. Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Не отвращай, Господи, лица Твоего от меня, воспомяни, что я, хотя и безответный пред Тобою грешник, но я – Твой, Твои руки сотворили меня. Дай душе моей отраду, очисти ее от греховной проказы, сними с меня вины мои, не воспоминай грехов и проступков моих. Пресвятая Богородице, спаси мя! К Тебе прибегаю, Заступнице усердная безнадежных! Поспеши на помощь, испроси мне благодать покаяния, подкрепи Твоим предстательством у Сына Твоего и Бога покаянные мои воздыхания. Песнь 3 Ирмос: Утверди меня в покаянии на камени веры в Тебя, пришедший призвать грешников в покаяние, да и я с помилованными Тобою вечно превозношу Твое милосердие. Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Услышь меня, Спасителю, вопиющего, услышь меня, оживотвори Твоим милосердием, поставь меня на стезю заповедей Твоих, поддержи и утверди на пути Твоем, да будет благодать Твоя врачевством души моей. Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Душа моя сильно потрясена, совесть моя не знает спокойствия, как огнем жжет меня раскаяние в безумном моем житии: постигли меня беззакония мои, я знаю их, и они предо мною непрестанно, помилуй меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Богородице, надежда и помощь всем прославляющим Тебя! Сними с меня обременительную тяжесть греха и, как Непорочная Владычица, приими меня кающегося. Песнь 2 Ирмос: Видите, видите, что Я Бог, в древности одождивший манну и источивший воду из камня для народа Моего в пустыне единою десницею и крепостию Моею. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. «Я убил, — вопиял, рыдая, Ламех, — мужа в язву мне и юношу в струп», а ты, душа моя, изгрязнивши плоть и испятнав ум, не трепещешь. Ты умудрилась бы, душа, построить своими вожделениями башню и воздвигнуть крепость, если бы Творец не смешал замыслы твои и не низверг на землю твои изобретения. О, сколь подражал я прежнему убийце Ламеху, убивши сластолюбивыми стремлениями душу, как мужа, ум — как юношу, тело же, как убийца Каин, как брата. Некогда Господь одождил огонь от Господа, попалив пылающее страстями беззаконие содомлян; ты же, душа, разожгла геенский огонь, в котором должна будешь сгореть. Покрылся я ранами, избит побоями; вот пронзившие мою душу и тело стрелы, струпы, повреждения громко выкликивают следы ударов самопроизвольных моих страстей. Преподобная мати Мария, моли Бога о нас. Утопая в бездне зол, ты, Мария, простерла свои руки к милосердому Богу, и Он, всячески ищущий твоего обращения, человеколюбиво подал тебе, как Петру, божественную руку. Слава, Троичен; Безначальная несозданная Троица, нераздельная Единица! Приими меня, кающегося, спаси согрешившего, я — Твое создание; не презри, но пощади и избавь меня от наказания огнем. И ныне, Богородичен: Пречистая Владычица, Богородительница, надежда для прибегающих к Тебе и пристань для застигнутых бурей! Твоими молитвами умилостивь и для меня милостивого Создателя и Твоего Сына. Песнь 3 Ирмос: На камне Твоих заповедей утверди, Господи, поколебавшееся сердце мое, ибо Ты один Свят и Господь. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Порабощенная произволом и породивши нового Измаила — дерзость, — ты стала, душа, подобна древней египтянке — Агари. Ты знала, душа моя, о представлявшейся от земли до неба Иаковлевой лестнице; почему же ты не стяжала безопасного восхода — благочестия?

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

И запах от ноздрей твоих , Дева, как от яблоков гранатовых. Ноздри имеют свойство обонять запахи, но здесь они как бы источают их, как и очи не только принимают свет, видят, но и вперяются в то, на что смотрят. Пречистая ноздрями таинственно вдыхала аромат Духа Божия, и Дева стала Матерью Божией. Восприяв аромат Духа, Она источила благоухание Христа Сына Божия. И запах от ноздрей твоих, как от яблоков . Ева обоняла аромат смертоносный запрещенного яблока, а Дева дала миру живоносный аромат Христа, Божественной Яблони (2:3). Яблоко вместо яблока. Жизнь вместо смерти. 5 . Как лента алая губы твои, и уста твои любезны. Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных. Лента алая – губы Невесты Неневестной, ибо лобызала Она окровавленного бездыханного Сына Своего, Жениха крови, с креста на Голгофе снятого. Уста твои , Пречистая, любезны – ибо источают сладкозвучные речи о божественном Сыне Своем. Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему . Желала Святая Дева лобзаний уст Его, ибо ласка Его лучше вина (1:1). И Он пришел и воплотился в Ней – то было лобзание уст Его. Божество коснулось человеческой плоти. Но и Ее уста были любезны Ему. От них истекало отличное вино Ее материнской любви. Оно течет прямо к Другу Моему. Отличное вино Ее материнской любви упоевало Богомладенца, уста Которого не рабами, а друзьями нарекли людей, учеников Своих ( Ин. 15:15 ). От Нее, Пречистой Девы, произрастала истинная виноградная Лоза в вертограде мира сего. О том в Субботу Похвалы Божией Матери воспевает святая Церковь Приснодеве: «Лозо истинная, грозд зрелый возделавшая, вино источающий, душы веселящее верою тя славящих» (Триодь пост., суб. акаф., утреня, канон, песнь 7). Чудное отличное вино любви Богородицы не только течет к Другу Её, ко Христу, но и услаждает уста утомленных . К кому, как не к Ней взывают, надеясь на помощь и усладу, уста утомленных суетою, горестями и злобою этого мира! 6 . Зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Усердно заботясь об одном внешнем благолепии, я пренебрег внутренней скинией, устроенной по образу Божию. В страстях погрузил я, Спаситель, красоту первобытного образа; ее, как некогда драхму, Ты взыщи и найди. Согрешил, взываю к Тебе, как блудница, один я согрешил пред Тобою; прими, Спаситель, и от меня слезы вместо мира. Умилостивись, как мытарь взываю к Тебе, будь милостив ко мне, Спаситель, ибо, как никто из потомков Адамовых, я согрешил пред Тобою. Слава: Безначальная, несозданная Троица, нераздельная Единица, прими меня, кающегося, спаси согрешившего; я — Твое создание; не презри, но пощади и избавь меня от осуждения в огонь. И ныне: Пречистая Владычица, Богородительница, надежда прибегающих к Тебе и пристанище обуреваемых, Твоими молитвами преклони на милость и ко мне милостивого Творца и Сына Твоего. Песнь 3 Ирмос: На неподвижном камне заповедей Твоих, Христе, утверди мое помышление. В Тебе, Разрушитель смерти, нашел я источник жизни и прежде кончины взываю к Тебе от сердца моего: «Согрешил я, умилостивись, спаси меня». Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобою; смилуйся надо мною, ибо нет грешника между людьми, которого я не превзошел бы прегрешениями. Я подражал, Спаситель, развращенным современникам Ноя и наследовал осуждение их на потопление в потопе. Подражая отцеубийце Хаму, ты, душа, не прикрыла срамоты ближнего с лицом, обращенным назад. Беги, душа моя, от пламени греха, как Лот; беги от Содома и Гоморры; беги от огня всякого безрассудного пожелания. Помилуй, Господи, взываю к Тебе, помилуй меня, когда придешь с Ангелами Своими воздать всем по достоинству дел их. Слава: Троица простая, несозданная, Существо безначальное, в троичности лиц воспеваемое, спаси нас, с верою поклоняющихся силе Твоей. И ныне: Ты, Богородительиица, без мужа родила во времени Сына, от Отца вне времени родившегося, и — дивное чудо: питая молоком, пребыла Девою. Песнь 4 Ирмос: Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: «Услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи».

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

Эта Звезда ведет нас ко Христу, когда отводит от скверных дел, когда пламя страстей изменяет, когда целомудрию учит и на спасительную наставляет стезю. Этой Звездой учимся кланяться Солнцу правды: «Радуйся, Еюже покланяемся Творцу!» (Акафист, икос 1). Так нас просвещает, так очи душевные к познанию Бога отверзает, так тьму мрачную отгоняет, что воспеваем: «Радуйся, тму разрушившая и мрачныя бесы отнюдь отгнавшая!» (Акафист, 3-я песнь канона). О Ней-то, думаю, говорит слово Божие у пророка Исайи: «Поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» ( Ис. 42, 6–7 ). «О, Пресвятая Дево, света Твоего зарями просвети мя, мрак неведения отгоняющи» (Канон молебный Богородице, песнь 9). Нравоучение Говорили некогда фарисеи: «Неужели и мы слепы?» И сказал им Иисус: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» ( Ин. 9, 40–41 ). Нет окаяннее этой слепоты: очи иметь и не видеть, знать, что есть « воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ), и не творить ее. Ибо если «много наказаний» и всякому «грешному» ( Пс. 31, 10 ), то тем более знающему и не творящему. «Раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» ( Лк. 12, 47 ). Видим – и слепы, ибо в разуме, по собственной воле согрешаем, а грех – это слепота души, как говорит пророк Софония: « Будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа» ( Соф. 1, 17 ). Объяла Египет в древности тьма великая на три дня, так что никто не вставал с одра своего и никто брата своего не мог увидеть ( Исх. 10, 23 ). Так и нераскаянного грешника, как бы в три дня, в три времени слепота и потемнение души объемлют: во время его временной жизни, когда он не может видеть света заповедей Господних от умножившихся беззаконий: «Постигли меня, – говорит, – беззакония мои, так что я не мог смотреть» ( Пс. 39, 13 ); во время смерти, когда темные духи его обступят и не обрести ему помощи, по сбывающемуся слову псалма: «Смерть грешников люта» ( Пс.33, 22 ); и во время вечности бесконечной, когда даже до века не увидит он света Христова: «Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе Боже» (Октоих, гл. 4, ирмос 5-й песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пресвятая Дева Мария, произносящая: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38), есть Богородица, вышши всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши (акафист Пресвятой Богородице), честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим (песнь Богородице), Царица Небесная, Пресвятая Владычица (канон молебный к Богородице). Рабами Божиими, или рабами Господними, называются в Священном Писании исключительно праведники, святые: Авраам (см.: Быт. 18, 3), Лот (см.: Быт. 19, 19), Моисей (см.: Исх. 14, 31; Нав. 1, 2), Исаак и Иаков (см.: Исх. 32, 13), Давид (см.: 3 Цар. 8, 28), пророк Илия (см.: 3 Цар. 18, 36), Иов (см.: Иов 1, 8), апостолы Павел (см.: Рим. 1, 1; Гал. 1, 10; Флп. 1, 1), Иоанн (см.: Откр. 1, 1), Петр (см.: 2 Пет. 1, 1), Иаков (см.: Иак. 1, 1), Тимофей (см.: 2 Тим. 2, 24), апостол Иуда (см.: Иуд. 1, 1) и другие. Именно в " рабстве Господу " реализуется их духовная свобода. Для новозаветных праведников – это свобода нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 10, 11). Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (1 Кор. 7, 22). Рабство Христу означает освобождение от греха (Рим. 6, 22), от смерти (ср.: Рим. 6, 23), от ига рабства (ср.: Гал. 5, 1), от рабства тлению (Рим. 8, 21), рабства похотям (ср.: Тит. 3, 3), рабства человекам (1 Кор. 7, 23). Однако это блаженное рабство Христу, это несение Его легкого бремени и благого ига (ср.: Мф. 11, 30), это отвержение духа рабства (Рим. 8, 15) греху и тлению происходит в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21), означает принятие Духа усыновления (ср.: Рим. 8, 15), и уже сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим. 8, 16). Посему всякий раб Христов уже не раб, но сын (Гал. 4, 7), чадо Божие (ср.: Ин. 1, 12; Флп. 2, 15), чадо возлюбленное (ср.: Еф. 5, 1), чадо света (ср.: Еф. 5, 8). Сам Господь говорит Своим ученикам: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 14–15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

будет разрушена (3:4). Слово его имело полный успех, так что в первый же день его проповеди Ниневитяне заповедали пост. Сам царь их облекся во вретище и обнародовал строжайшее воздержание, простиравшееся даже на домашних животных. И возопили прилежно к Богу, и возвратися каждый от пути своего лукавого, так как они предполагали, что может быть умолен будет Бог и обратится от гнева ярости Своей, и не погибнем (3:5–9 1153 ). Святой Ефрем Сириянин сохранил предание, что вслед за проповедию Ионы черные тучи повисли над Ниневиею; – что свет дневной померк, и страшные раскаты грома и удары землетрясения как будто повторяли слова пророка о наступлении погибели Ниневии; – и что когда по истечении 40 дней светлый луч солнца прорезал мрачные тучи и по прежнему озарил Ниневию, то жители приняли его за извещение милости небесной и прощения своих грехов (Слово на Ион 3:2–3 . Твор. Св. Отец., год. IX, кн. 4:стр. 271–289). Когда увидел Господь покаяние и исправление Ниневитян, пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (3:10). Раскаянием Божиим, по толкованию блаженного Феодорита , здесь у пророка названо отменение определенного наказания (в толковании на сие место). Впрочем, и определение Божие исполнилось в точности, по замечанию блаженного Августина : eversa est Nineveh, quae mala erat, et bona aedificata, quae non erat. Stantibus enim moenibus atque domibus eversa est civitas in perditis moribus (De civitate Dei, lib. 18:cap. 44). Несмотря на это, Иона опечалился великой печалью и смутился или разгневался: «ревноваше бо пророчеству не солгатися», (не хотел, чтобы пророчество оказалось ложным) по замечанию святого Андрея Критского (Великий канон, 6 песнь). Под влиянием этого чувства пророк сказал: «о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо (после неисполнившегося пророчества) лучше мне умереть, нежели жить» (4:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

9 Один из тропарей Великого покаянного канона рисует нам удивительный образ: кающаяся блудница волосами и слезами буквально смывает рукописание давящих ее многолетних грехов: “Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание раздирающего ея”. — Канон Великий. Творение преподобного Андрея Критского. В среду 1-й седмицы Великого поста. Песнь 9-я. 10 Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его (Пс 8:5–7). 11 См. по этому поводу “Знамения и чудеса” (подборка “Чудо рядом с нами”)//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 192–202; 3(33). С. 261–272. 12 См. по этому поводу более подробно: Священник Алексий Тимаков. Таинство второй благодати. С. 198–199. 13 Достоевский Ф. М. Униженные и оскорбленные//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Л., 1972. Т. 3. С. 361. 14 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к стоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим 3:19–20). 16 Обиходное понимание счастья как благополучия нередко заставляет христиан отвращаться от этого понятия, тем более что погоня за такого рода счастьем никогда не бывает удовлетворена (об этом, в частности, и написан гетевский “Фауст”). В понимании же автора слово счастье становится в ряд со словами блаженство, радость, веселье и выражает высокое духовное состояние. — Ред. 18 В задачу данного исследования не входит показать лествицу духовного восхождения человека через поступенное исполнение заповедей блаженства. 19 По-моему странно, что мир сотворен Богом десятью речениями, и закон Божий держится десятью заповедями (см. Аверинцев С. Литература Ветхого Завета//Альфа и Омега. 2004. 3(41). С. 44), а заповедей Нового Завета лишь девять.

http://pravmir.ru/na-puti-k-poslednemu-s...

Не называй Бога правосудным, говорит преподобный Исаак, ибо в делах твоих не видно Его правосудия. Если Давид и называл Его правосудным и правым, но Сын Его показал нам, что Он более благ и милостив. Где Его правосудие? Мы были грешники, и Христос умер за нас (Исаак Сир. Сл. 90). Поколику совершенствуется человек перед Богом, потолику вслед Его ходите, в истинном же веке Бог являет ему лицо Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, зрят образ, как в зеркале, а там зрят явление истины. Если не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему; и не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его: ибо созерцание Его не предшествует познанию Его. О делах Божиих не должно рассуждать по насыщении чрева: ибо в наполненном чреве нет ведения тайн Божиих. О причинах пришествия в мир Иисуса Христа Причины пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия, суть: 1. Любовь Божия к роду человеческому: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). 2. Восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия, как о сем воспевает Святая Церковь (1-й канон на Рожд. Господне, песнь 1): «Истлевши преступлением по Божию образу бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель». 3. Спасение душ человеческих: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 ). Итак, мы, следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, должны жизнь свою препровождать согласно Его Божественному учению, дабы чрез сие получить спасение душам нашим. О вере Прежде всего должно веровать в Бога, что он есть, и ищущим Его воздает ( Евр.11:6 ). Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, т.е. крестом, помощью вервия, т.е. благодати Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010