Остальная часть этого правила дословно повторяет правило Василия Велик. 77. В нем говорится: «Однако тот, кто оставляет свою законную жену (притом что она не виновна в блуде) и берет другую, подлежит епитимии за прелюбодеяние, согласно словам Господа: Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее 338 . Ho по снисхождению, если он со слезами покается, такого и подобных ему отцы (т. е. отцы Анкирского собора 20-м правилом и Василий Великий 77-м правилом) наказывают отстранением от причастия на семь лет [ 339 ] , из них один год такие грешники проводят с плачущими, два – со слушающими, три – с припадающими, а на седьмой год – со стоящими вместе с верными и потом причащаются». Прочти также толкование и примеч. к Апост. 48 и Анкир. 20 [ 340 ] . Правило 88 Никто да не вводит внутрь священного храма никаких животных, разве только кто-либо остановится в храме во время путешествия, поскольку, не имея жилища и пристанища, будет стеснен величайшей нуждой. Ведь если не ввести животное внутрь, оно может погибнуть, а сам он, лишившись животного и потому не имея возможности отправиться в путь, подвергнется смертельной опасности. Ибо мы научены, что суббота ради человека ( Мк. 2:27 ), а потому считаем, что всему должно предпочитать спасение и безопасность человека. Если же кто-то будет уличен в том, что без нужды, как сказано, вводит животных в храм, то, если он клирик, да будет извержен, а если мирянин – отлучен. Толкование Настоящее правило запрещает кому-либо вводить в священный храм каких бы то ни было животных, ибо храмы достойны почитания и благоговения. Разве только кто-то в путешествии и при стеснительных обстоятельствах, вызванных, например, суровой зимой или проливным дождем, не имея, где укрыться, введет свое животное в храм, чтобы снаружи оно не погибло, а он сам не подвергся смертельной опасности, поскольку окажется не в состоянии отправиться в дальнейший путь пешком и претерпит скорби, не находя способа приобрести другое животное. Правило приводит и свидетельство из Писания, которое говорит: Суббота ради человека. А понимать это можно двояко: или в том смысле, что как суббота предназначена законом для того, чтобы отдохнули раб и подъяремное животное человека и благодаря этому отдыху могли служить своему хозяину, таким же образом и этот отдых животного в храме бывает не ради животного, но ради человека, которому оно принадлежит. Или в том смысле, что как требование оставлять все дела в субботу ослаблялось ради того, чтобы напоить животных ( Лк. 13:15 ) или, например, достать их из ямы, куда они упали в субботу, и чтобы после этого они работали на человека, так и требование почитать храм ослабляется ради спасения человека, имеющего животное. Если же кто-то без такой нужды введет какое-либо животное в храм, то, если он клирик, пусть будет извержен, а если мирянин – отлучен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ведущий: Я хочу вернуться вот к тому эпизоду, который вы и сегодня уже вспомнили, вы его вспоминали, что вы благодарны своему духовнику, отцу Николаю, который вам говорил, что не надо советов давать. У меня вопрос: а вообще, священник — он всегда разве должен давать советы? Скажем, вот на исповеди, давайте возьмем такую конкретную ситуацию. Ведь исповедь… У нас часто, мне кажется, смешиваются две темы, да? А. Батаногов: Беседа и исповедь. Ведущий: Беседа и исповедь, да. То есть в принципе, в строгом смысле слова единственное, что священник должен на исповеди произнести, — это разрешительная молитва. А. Батаногов: Думаю, что нет. Думаю, что все зависит от человека. Очень важно понимать, кого ты исповедуешь. Причем, смотрите, это, может быть, человек первый раз пришел на исповедь. Ведущий: Ну, тут, конечно. А. Батаногов: Давно не был на исповеди. Был на исповеди, тяжко согрешил — и вот (нрзб) какое-то покаяние как второе крещение. Или это исповедь, которая регулярно происходит, как перед причастием, что ли. Очень важно: это твое духовное чадо или это просто человек, который пришел? Если духовное чадо и действительно человек старается жить духовной жизнью, а ты стараешься ему в этом помочь, то все-таки в каком-то случае просто выслушать, в каком-то случае — какое-то задание дать. Ну, там, я не знаю: я гневаюсь. Давай будем с этим бороться. На что ты гневаешься больше всего? На кого? Какое-то задание должно быть. Исповедь — это не проповедь священника, конечно. В любом случае в каких-то отдельных случаях может какое-то разъяснение быть, беседа. Но совет должен быть. Потом как? А если человек кается в каком-то грехе, который не просто надо выслушать, а еще, может быть, какую-то епитимью назначить или какое-то, не знаю, правило… (нрзб) Фото Владимира Ештокина Ведущий: А вам тяжело назначать епитимью? А. Батаногов: Ну, епитимья епитимье рознь. Ведущий: Да, да. (Смеется.) Начнем с этого, да. А. Батаногов: Епитимья как отлучение от причастия — это в крайнем случае. На длительный срок я не назначал никогда таких епитимий. Если грех прекращен, то через какое-то время, так сказать, можно приступать. У нас даже, собственно говоря, и в документах церковных же указано, что на длительный срок только архиерей может отлучать от причастия.  Мне нравится, какой-то греческий старец, я вот не помню — то ли это Нектарий Эгинский, то ли кто-то еще, — он епитимью назначал: посадить дерево на лысом острове, на голом. За какие-то грехи, он говорил, надо дерево посадить.

http://foma.ru/gospod-nam-ne-vse-pro-nas...

(Письмо 256. Вып. 2, с. 90–91) Правило может быть изменяемо Устав молитвенный для богослужений церковных должен быть исполняем, как есть. Что касается до молитвенного правила домашнего, то оно не имеет неизменности, а может быть изменяемо и во времени, и в длительности, и в составе; одно иметь во внимании: чтобы все делалось не в угоду лености и чтобы молитва шла от души. Какой у вас есть устав молитвословия, тот хорош. Можете прибавлять и изменять. Хороши коротенькие молитовки святого Златоуста – 12 на ночь и 12 для дня. Можете из псалмов выбирать более впечатлительные стихи. Всяко действовать с полной свободой. Иной раз и все время молитвенное молиться своими молитвами по настоящей нужде; или такую молитву вставить в свое правило, в начале, середине и конце; или без слов, только чувство к Богу держа со взыванием: «Боже, милостив буди» или «Имиже веси судьбами, спаси». (Письмо 516. Вып. 3, с. 205) О правиле молитвенном и поклонах Правило молитвенное возьмите сами какое хотите: для утра, для вечера, иной раз и для дня. Положите его все в поклонах, со своеличной молитвой, то есть своими словами простыми излагайте пред Богом нужды сердца вашего. И числа поклонов лучше не определять, и времени. Молитесь, кладя поклоны, пока сердце требует, и не перечьте ему; ибо враг будет подходить, толкуя: «Будет, уже много молился». Труд телесный смиряет, промежутки наполняет, а мыслям бродить не дает. Заменить его поклонами хорошо – это лучший труд. Но всегда ли это можно? (Письмо 291. Вып. 2, с. 146–147) Не будьте рабом правила Правило молитвенное можете и сами сладить. Заучите молитвы, какие читаете, и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву свою; чем меньше зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов, и когда идете куда или другое что делаете, а голова не занята, читайте их. Се беседа с Богом. Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его. Спасайтесь! (Письмо 250. Вып. 2, с. 79) С правилом нужно обращаться свободно

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

—525— уже высказали, кажется, достаточно убедительно. Тем не менее, почитаем весьма нелишним привести на память здесь весьма важное, на наш взгляд, правило св. Феодора Студита , в качестве образца такого сокращения и в качестве закона церковного, о котором не худо бы казалось вспомнить и действующему ныне церковному суду: «Прелюбодей подобен убийце: ибо злоумышляя на жену ближнего, он действует мечом обоюдоострым и совершает разделение (т. е. смерть целого, которым служит брачная пара). И тогда как св. Василий Великий определил 15 лет (прав. 58), мы (определяем) исторгнувшему страсть двухлетнее время быть без общения, соблюдая сухоядение и каждодневно полагая 200 поклонов» (прав. 18) 426 . Итак, есть вполне достаточные основания почитать рассматриваемое правило Феодора, архиепископа Кентерберийского, как правило восточной покаянной дисциплины. Остается только пожалеть, что сохранилось оно для нас лишь в этой латинской редакции, а не в родной ему греческой. Но кто знает, что более широкое, чем какое доселе замечалось, изучение рукописных греческих редакций епитимийного Номоканона не приведет ли к открытию и греческого прототипа рассматриваемого правила? Теоретические основания для такого чаяния – достаточны. 2) Но, не противореча духу восточного епитимийного Номоканона, не противоречит ли это правило букве и духу общего Номоканона, хотя бы в его фотиевой редакции? Как мы видели, в составе этого Номоканона лежат элементы и канонического, и гражданского права. Элементы последнего и между собою – противоречивы: элементам древнейшего права рассматриваемое правило нимало не противоречит; оно стоит в противоречии лишь с элементами позднейшего законодательства, принадлежащего Юстиниану и его последователям – императорам Исаврийской и Македонской династий. Не должно при этом опускать из виду, что это позднейшее право явилось под влиянием церковного учения о нерасторжимости брака. Что же ка- —526— сается канонического права Номоканона, то хотя в нём и сильно заметна тенденция защиты принципа нерасторжимости брака и отрицания правоспособности разведённой за вину прелюбодеяния на вступление в новый брак: однако же категорического выражения такого отрицания нет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, об Иисусовой молитве. Какое место она может и должна занимать в нашей жизни? — Многие святые отцы обращают на это внимание: человеку необходимо учиться молиться молитвами краткими, потому что при чтении протяженных молитв у человека рассеивается ум. А при чтении Иисусовой молитвы — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного…» — ум не успевает рассеяться. Почему эту молитву повторяют много раз в течение долгого времени? В древности святые отцы называли ее поучением: они говорили, что необходимо внутренне поучаться все время и в Священном Писании, и в словах молитвы. Иисусова молитва и была таким постоянным поучением — человек произносил ее про себя непрерывно — во время работы, в дороге и так далее. Она составляла непрерывное занятие его ума и сердца. Эти короткие слова могут быть гораздо питательнее для души, чем то изобилие чувств и мыслей, которое содержится в «сложных», больших молитвах. Как приучить себя к Иисусовой молитве? — Если человек отводит Иисусовой молитве какое-то время каждое утро и каждый вечер, дополняя ею свое молитвенное правило, то ему будет легче молиться ею в течение дня. А как научиться не спешить при ней? — У святителя Феофана есть замечательный совет: дабы избежать спешки, определи себе время по часам, скажем, десять минут — и все эти десять минут молись Иисусовой молитвой, не обращая внимания, сколько раз ты ее при этом произнесешь. — Домашняя молитва — она, как правило, коленопреклоненная... Или это необязательно? В храме-то ведь мы преклоняем колени только в некоторые особые моменты. И еще: когда надлежит осенять себя крестным знамением? Некоторые, молясь, крестятся непрерывно. Другие — только при упоминании имен Бога и Богоматери. Имеет ли это вообще значение? — Не существует никакого определенного правила относительно преклонения колен во время домашней молитвы. Обычно молитвы читают, стоя перед иконами, а если у человека возникает внутренняя потребность положить земной поклон или опуститься на колени, то это и есть — именно потребность. Другое дело, что в правило может входить определенное количество земных или поясных поклонов с молитвой Иисусовой или, скажем, молитвой мытаря — «Боже, милостив буди мне, грешному». Но на эти поклоны хорошо бы спросить благословения у священника, у которого человек исповедуется, и не возлагать на себя бремени слишком тяжелого, поскольку, как говорит преподобный Исаак Сирин, «неумеренному деланию последует исступление и оставление правила, а правилу умеренному цены нет».

http://pravoslavie.ru/38291.html

А потому неудивительно, что апостолы постановили это правило, тем более что они знали и сами часто видели, как поступали обыкновенно в делах веры языческие жрецы, которые употребляли всякие внешние насилия для достижения своей цели. Да если бы апостолам не приходила мысль о том, чтобы священнослужители не били верных согрешающих или неверных обидевших, то как апостол мог требовать от Тимофея, чтобы он " с кротостию наказывал (наставлял) противные " (2Тим.2:25-26)? А что это правило действительно апостольское, это подтвердил один из поместных соборов в Константинополе (двукратный в 861 году): " Апостольское и Божественное правило подвергает извержению священников, дерзающих бити верных согрешивших, или неверных, нанесших обиду. Сие правило не знаменует токмо биющих своеручно, но и посредством повеления простирающих истязания за биения вообще: то и мы согласно определяем " (9 пр.). После всех тех доводов, какие мы привели в пользу апостольского происхождения двадцать седьмого правила, нетрудно уже убедиться в апостольском происхождении и шестьдесят шестого правила, которое подвергает наказанию клирика и мирянина за то, если кто-нибудь из них в ссоре ударит кого-либо и одним ударом убьет. Устрояя церковный быт верующих так, как подобает в дому Божии жити (1Тим.3:15), апостолы старались оградить нравственность клира и мирян от всех пороков. А потому они могли издать правила, определяющие наказания и за такие преступления, которые, хотя и не совершались при них, но могли совершиться в другое какое-либо время, тем более что они давали правила, устрояющие церковный быт верующих не для своего только времени, но и на все будущее время. Если апостол Павел высказал, что служителю Божию " подобает быти не бийце, не сварливу, не дерзу, не гневливу " (1Тим.3:3; Тит.1:7-8), что " рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, незлобиву " (2Тим.2:2,4), а так как легко может случиться то, что человек в пылу гнева и ударит кого-либо, то неудивительно, что апостолы, желая предупредить подобные случаи, постановили такое правило: " Аще кто из клира в сваре кого ударит и одним ударом убиет: да будет извержен за продерзость свою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Несомненно, что первоначально каноническое послание было обыкновенным посланием без разделения на каноны, – на это указывает и самый характер изложения в послании предписаний и постановлений, которые и теперь не производят впечатления правил. Нынешнее деление на правила возникло только тогда, когда для целей руководства в церковной дисциплине и христианской нравственности потребовалось внести в послание больше раздельности и привести его в согласие с другими каноническими посланиями, помещаемыми рядом с ним и представляющими обособленные ответы на разные вопросы 427 . Нет возможности определить, в какое именно время произошло это деление. Что при делении послания на каноны неизбежно могли быть утрачены некоторые части его 428 , представляется необоснованным утверждением. Неизначальностью деления на каноны объясняется и то, что в разных канонических сборниках число их различно: обычно считается 10, но делят и на 11 (в Афинской Синтагме), на 12 (в Книге Правил и в Пидалионе) и даже на 13 (в Кормчей); это различие объясняется тем, что в некоторых сборниках l-e правило разделяется на два, в других, кроме того, делится 2-е и еще 4-е. В этот счет не включается то правило, которое обычно называется 11-м и читается так: «Плач бывает вне врат молитвенного дома, где стоя согрешающий должен просить входящих ви» (храм) верных, чтобы помолились за него. Слушание – внутри врат в притворе, где согрешивший должен стоять до молитвы об оглашенных и затем уходить. Ибо, -говорит, – слушающий писание и поучение должен быть изгнан и не удостаиваться молитвы. Припадание же состоит (в том), чтобы стоящий внутри врат храма выходил вместе с оглашенными. Стояние вместе (состоит в том), чтобы (согрешивший) стоял вместе с верными и не входил с оглашенными. В конце – участие в святых таинствах». Последнее правило давно уже большинством исследователей признается позднейшей прибавкой к посланию св. Григория. Основанием для этого служит с одной стороны содержание этого правила, а с другой – внешние свидетельства. По своему содержанию, как видно из приведенного текста, – это не канон, а комментарий, изъясняющий термины, которыми пользовался св. Григорий в предшествующих частях послания, и при том отличающийся такою определенностью, какой нет нем самом. Затем, употребленное в этом правиле «говорит» ( φησ) указывает на другой источник, из которого почерпнуто содержание этого правила. И действительно, это правило несомненно заимствовано из канонических посланий св. Василия Великого , – ближе всего по содержанию к нему стоят 56 и 75 правила Василия Великого , и место, отмеченное, как заимствование, посредством φησ, представляет буквальную выдержку из 75 правила Василия Великого , что ясно подтверждает сопоставление текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Толкования Зонара . Сказав о 2х душевных силах, святый переходит теперь к остальной, которая есть сила раздражения. Много, говорит он, грехов рождается от раздражения, как то: раны, обиды, злоречие, хуление; но хотя все эти (грехи) запрещены в Писании, однако нашим отцам почему-то не было угодно относительно большей части из них входить в особенную подробность; только злодеяние убийства не оставлено ими без епитимии. А делится грех убийства на вольный и невольный; вольное убийство есть то, на которое дерзают приготовившись, то есть с обдуманным планом, для осуществления которого кто-либо подготовился; вольным же называет и то, которое случилось хотя не по задуманному плану, но в драке и ссоре, когда кто-нибудь ударит своего противника в опасную часть тела. А невольное убийство определяется, как такое, когда кто-либо, желая сделать что-нибудь другое, например защититься от зверя, или сбить с дерева плод, нечаянно поразит проходящего человека, и получивший удар умрет. За вольное убийство (святый отец) определяет время епитимии в двадцать семь лет и делит оное на три части, так чтобы каждая часть имела девять лет; но повсюду тому, кто устрояет находящегося в покаянии, дает власть сократить время епитимии, если он видит, что кающийся показывает обильные плоды покаяния. Невольное же убийство, хотя признано, говорит, достойным снисхождения, но и не похвальным, то есть не невинным, так чтобы оставалось совсем без епитимии. Итак, хотя бы кто убил человека и невольным образом, не получит священства и должен быть извержен из него, как оскверненный убийством. А время епитимии за невольное убийство назначено, говорит, такое же, какое положено и для простого блуда: оно есть, по сему святому, 9 лет; простым же блудом назвал блуд с женою, не имеющею мужа. Дальнейшее – ясно; равным образом и 5е правило (то есть следующее, которое по счету Зонары было 5е. Сравни наше примечание к 1му правилу ) не нуждается в толковании. Синопсис . Правило 4 . Разные уклонения силы раздражения – довольно многочисленны; худшее (из них) – убийство, которое разделяется на вольное и невольное. Исправляемый за вольное убийство должен 9 лет стоять вне церкви, 9 слушать, стоя с народом, 9ть припадать и таким образом причаститься; впрочем и здесь должна иметь значение рачительность (кающегося), так что он на каждой степени (покаяния) может пробыть 8, или 7, или 6, или только 5 лет. А совершивший невольное убийство должен быть извержен из священнической благодати; время же его (епитимии) равно (времени) простого блуда; но теплотою и рачением может сократить этот срок. Правило 5 . Кто отходит (из жизни) прежде чем исполнит время епитимии, должен причаститься; а если останется в живых, должен вынести положенное время, оставаясь в той степени, в которой был до причащения.

http://azbyka.ru/pravo/pravilo-5/

(Письмо 487. Вып. 3, с. 154) О поклонах Поклоны неотложно должны быть при Иисусовой молитве, и чем больше, тем лучше. Если ты один в келии, то почаще становись на поклоны и твори их сколько хочешь с молитвой Иисусовой. Утром и вечером побольше их клади. (Письмо 241. Вып. 2, с. 58) О поклонах и количестве молитв У вас самих если голова мешает класть поклоны, без поклонов молитесь: поклоны – принадлежность молитвы помогающая, а пе самая молитва. Молитва – то, что ум и сердце имеют к Богу. Изредка кладите поклоны. Молясь же, то на ногах стойте, то на коленях. Если творите молитву Иисусову, то начните не с 3000, а с 1000 и даже 500-и потом прибавляйте. Дальше 3000 не заходите. Разве потребность будет. Но лучше все за раз выполнять положенное число, – и ночью. Днем же так, вперемежку, не в счет почасту творить ту же молитовку. (Письмо 1337. Вып. 8, с. 92–93) Как переходить к молению своими молитвами Всякое правило хорошо Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, – коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: «Боже, милостив буди…» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще – иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами. А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно (см.: Притч. 23, 26 ), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь. (Письмо 2. Вып. 1, с. 8–9; Письмо 509. Вып. 3, с. 189) О молитве по книге «Я стал хуже молиться по молитвенникам». Это не ущерб. Хоть никогда не берите в руки молитвенника. Молитвенники то же, что разговоры, например французские. Пока не выучился кто выражаться свободно, заучивает разговоры, а когда навыкнет говорить, разговоры забываются. Так и молитвенники. Нужны, пока душа начнет сама молиться, а когда сама уже молится, их можно оставить. Только когда своя молитва нейдет, тогда, чтоб расшевелить ее, надо начать печатными молитвами молиться. И когда расшевелится своя молитва, оставлять их. Так делали великие молитвенники. Читывали, кто – псалом один, кто одну «Славу», и затем – вошедши в дух молитвенный, оставляли псалмы. Надо знать несколько молитв па память, также несколько псалмов. Но всегда, как молитва есть на сердце, можно молиться и без молитвенника – своим обращением к Богу, с поклонами. Только бы лености, поблажки не было. Ибо тотчас враг подойдет и будто за руку начнет тянуть от моления. Уразумевайте плутни его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Игумен Кирилл: Самое поразительное во владыке Алимпии то, что мы его чувствуем, не обязательно знать, я его считанные разы видел, считанные разы общался, но всегда чувствовал его духовную крепость. Самое потрясающее в нем, поразительное, по отзывам, в совокупности по всем данным – это его, как мы сказали бы на светском языке – это его работоспособность, а тут другое слово – ревность, истовость, неопустительное ежедневное отправление многочасового иноческого правила. Я по себе знаю, как трудно, когда ты один. Я сейчас опираюсь на общину, у нас тут сейчас несколько послушниц, и правило вычитывается ими и правильные каноны накануне Литургии, а как трудно одному читать это длинное иноческое правило с раннего утра, он ведь рано вставал? С множеством земных поклонов и в таком уже возрасте, ему было 75 лет, когда он умер, его сердце уже до крайности было изношено от такого перегруза, надрыва. Это самое потрясающее, что он один тянул такую ношу! Ромил Иванович: Да, батюшка, я это подтверждаю, не было такого случая, даже когда он болел, то все равно болезнь отодвигалась на какое-то время, он позволял себе больше отдохнуть, но правило - без него он не жил. Трудно было себе представить, чтобы владыка не отмолился правилом. Мне приходилось с ним ездить по приходам в командировки, он вставал в 4 часа утра, это у него такая система своя, утром он не спал, молился, потом делал небольшой перерыв - дремал, вставал и опять молился. Это было до 11, до пол 12-го, т. е. с 4 до пол 12-го с каким-то перерывом. К нему никто не входил, если в поезде, то у него отдельное купе. Игумен Кирилл: Самое поразительное, что это он делал один. Да, конечно, нам эти моления знакомы по нашим берсеневским делам, но одно дело, когда это раскладывается на несколько человек, а если одному все это вычитывать: не комкать, не мямлить, а в истовом варианте – это самое поразительное. Ромил Иванович: И еще примечательный момент – я не припомню, чтобы кто-то еще это делал. Когда он назначал рукоположение, то вызывал к себе этого кандидата, который при нем вычитывал все правило, ведь положено причащаться рукополагаемому, и от того, как тот читал, он делал только ему одному известные выводы о человеке.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/26/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010