«Помню, у нас служил один батюшка, отец Николай Тихомиров, заслуженный прото­иерей, старейший. Он готовился к службе Псалтирью. Читал по кафизме, и она его как-то “размягчала”, давала ему то, что необходимо для служения», — вспоминает настоятель храма святителя Николая в Клённиках прото­иерей Николай Важнов . «Владыка Никон (Васин) 2 , когда рукоположил меня во диакона, сказал мне: “Одна кафизма и одна глава Евангелия в день”. В дополнение, конечно, к утренним и вечерним молитвам», — рассказывает настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в селе Большая Поляна Липецкой епархии иерей Сергий Буряков . Индивидуальное правило бывает очень разным, подводит черту под сказанным архимандрит Серафим (Кречетов). Кто-то ежедневно читает Псалтирь, кто-то совершает повечерие, кто-то неукоснительно читает каноны, положенные на каждый день седмицы: в понедельник — Бесплотным Силам, во вторник — Иоанну Предтече, в среду и пятницу — Кресту и Богородице, в четверг — апостолам и святителю Николаю, в субботу — всем святым.   «Общепринятых норм ежедневного молитвенного правила для иерея, наверное, нет, — резюмирует епископ Верейский Пантелеимон . — Но священник, как и любой христианин, должен исполнять апостольский завет: непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). А форма молитвенного обращения к Богу может быть разной». Можно ли правило сокращать и менять? «Бывает, ты уже до того привык к утренним или вечерним молитвам, что все идет по накатанной и сердца не касается, читаешь только ради галочки. Но Богу галочка не нужна. В этом случае целесообразно оставить эти молитвы на какое-то время, найти другие, — советует протоиерей Николай Важнов. — Пройдет время, утренние и вечерние молитвы станут восприниматься по-другому, и можно будет опять к ним вернуться».   В таких случаях очень выручает Иисусова молитва, говорит митрополит Тверской и Кашинский Амвросий : «Каждый христианин должен быть хоть немножко делателем молитвы Иисусовой, ибо в ней заключено все Евангелие, заключена вся молитва». В жизни священника бывают разные обстоятельства, и даже в некоторых источниках канонического права говорится, что правило можно сократить, если пастырь занят важными делами, — конечно, не приходские мероприятия проводит, а, например, едет к умирающему со Святыми Дарами, считает протоиерей Павел Хондзинский. Но определенное неотменяемое правило все же должно быть, настаивают отец Павел и епископ Балашихинский Николай. А в отдельные периоды жизни — например, в течение первого года с момента рукоположения — священнику очень полезно стараться прочитывать «расширенное» правило с канонами и Псалтирью и даже практиковать келейное пение вечерни и утрени (когда он не служит в храме), советует отец Павел: «Это формирует особое, церковное ощущение жизни, особый взгляд на мир».

http://e-vestnik.ru/church/molitvennoe_p...

«Помню, у нас служил один батюшка, отец Николай Тихомиров, заслуженный прото­иерей, старейший. Он готовился к службе Псалтирью. Читал по кафизме, и она его как-то " размягчала " , давала ему то, что необходимо для служения», — вспоминает настоятель храма святителя Николая в Кленниках прото­иерей Николай Важнов. «Владыка Никон когда рукоположил меня во диакона, сказал мне: " Одна кафизма и одна глава Евангелия в день " . В дополнение, конечно, к утренним и вечерним молитвам», — рассказывает настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в селе Большая Поляна Липецкой епархии иерей Сергий Буряков. Индивидуальное правило бывает очень разным, подводит черту под сказанным архимандрит Серафим (Кречетов). Кто-то ежедневно читает Псалтирь, кто-то совершает повечерие, кто-то неукоснительно читает каноны, положенные на каждый день седмицы: в понедельник — Бесплотным Силам, во вторник — Иоанну Предтече, в среду и пятницу — Кресту и Богородице, в четверг — апостолам и святителю Николаю, в субботу — всем святым. «Общепринятых норм ежедневного молитвенного правила для иерея, наверное, нет, — резюмирует епископ Верейский Пантелеимон . — Но священник, как и любой христианин, должен исполнять апостольский завет: непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17). А форма молитвенного обращения к Богу может быть разной». Можно ли правило сокращать и менять? «Бывает, ты уже до того привык к утренним или вечерним молитвам, что все идет по накатанной и сердца не касается, читаешь только ради галочки. Но Богу галочка не нужна. В этом случае целесообразно оставить эти молитвы на какое-то время, найти другие, — советует протоиерей Николай Важнов. — Пройдет время, утренние и вечерние молитвы станут восприниматься по-другому, и можно будет опять к ним вернуться». В таких случаях очень выручает Иисусова молитва, говорит митрополит Тверской и Кашинский Амвросий : «Каждый христианин должен быть хоть немножко делателем молитвы Иисусовой, ибо в ней заключено все Евангелие, заключена вся молитва». В жизни священника бывают разные обстоятельства, и даже в некоторых источниках канонического права говорится, что правило можно сократить, если пастырь занят важными делами, — конечно, не приходские мероприятия проводит, а, например, едет к умирающему со Святыми Дарами, считает протоиерей Павел Хондзинский. Но определенное неотменяемое правило все же должно быть, настаивают отец Павел и епископ Балашихинский Николай. А в отдельные периоды жизни — например, в течение первого года с момента рукоположения — священнику очень полезно стараться прочитывать «расширенное» правило с канонами и Псалтирью и даже практиковать келейное пение вечерни и утрени (когда он не служит в храме), советует отец Павел: «Это формирует особое, церковное ощущение жизни, особый взгляд на мир».

http://patriarchia.ru/db/text/6044153.ht...

Об опресноках, против латинян Отсюда можно видеть, что не в малом поступают противозаконно совершающие таинственную жертву на опресноках: ибо если только вкушающих опресноки от иудейского праздника правило подвергает извержению и отлучению, то причащение их, как тела Господня, и совершение на них Пасхи – какое имеет благовидное оправдание 232 ? Ибо правило возбранило не только вкушать опресноки, но праздновать опресноками по иудейскому обычаю: а каковой праздник больше безкровной жертвы, которую Господь предал нам прежде праздника Пасхи, намереваясь отойти на спасительную смерть? А что божественным отцам и в ум не приходило, чтобы мы праздновали опресноками, это видно из того, что они заботились и о том, чтобы иудейский праздник был уничтожен и чтобы законами гражданскими было заповедано противное иудейским обычаям 233 , равно как и из того, что они разрешили пост и праздность в субботу 234 , также и тот пост, который совершают в воспоминание поста Ниневитян, и другое, о чем говорить отдельно теперь не время. А 71-е (Апостольское правило) и приносящего елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, или возжигающего свечу христианина предает отлучению: ибо из этого должно заключать, что он чтит богослужение их 235 . Удаляться от сего всего повелевают и правила собора Лаодикийскаго 37-е, 38-е и 39-е, упоминающие оба Апостольские правила (70 и 71) теми же словами и названиями. А 11-е (правило) VI Собора – не отказывающегося вкушать иудейские опресноки, или не гнушающегося дружбою их, или призывающего их для врачевания, или в бане вместе с ними моющегося, подвергает клирика извержению, а мирянина – отлучению. Ищи еще 4-ю главу буквы Β. А 29-е правило собора Лаодикийскаго говорит: не должно христианам, принявшим Евангельский закон и более совершенный, подражать иудеям, следующим еще несовершенному закону, и, чествуя, подобно им, субботу, определять свободу в этот день от всякого дела, но должно «делати им в сей день, а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам», оставив дела – присутствовать в церквах: ибо кто по бедности или по какой бы то ни было другой необходимости будет делать неотложное дело и в воскресный день, тот как неразумный не получает прощения 236 ; а тех, которые не отрицаются от обычаев иудейских, правило явно подвергает анафеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Именно уединенное предстояние, заповеданное Господом, является ключом к молитве как таковой, в том числе, церковной, литургической. Поэтому у каждого брата есть своя келья — по сути, домашний храм, где он не только отдыхает, но и совершает уединенную молитву, обычно Иисусову или же другие молитвословия, которые помогают Богообщению. — Сколько времени длится келейное правило? — Для новоначальных — обычно полчаса, но постепенно правило увеличивают. Именно в этой молитве человек может ощутить благодать Божию; такой опыт дает ему возможность правильно молиться в храме. В противном случае, какое-то время в церкви можно помолиться внимательно, а потом рассеяться, не умея ни ум собрать, ни внимания удержать, или вообще предаться разговору. И тогда все пребывание в храме Божием окажется впустую. Келейное правило необходимо для того, чтобы потом уже часы храмовой молитвы питали душу, были плодотворными. Мы уделяем этому вопросу большое внимание, беседуя с молодыми братьями, объясняя им, как нужно совершать келейное правило, которое, повторюсь, у каждого индивидуальное. — Святые отцы пишут о необходимости постоянства в молитве… — Необходимо приобретать добрый навык келейной молитвы в одно и то же время; и чтобы человек не молился, скажем, сегодня много, завтра мало, а послезавтра — совсем ничего. Постоянное молитвенное правило — основание духовной жизни и духовного роста. — Сколько остается времени у братии на сон? — Спят братия обычно 4-5 часов ночью и пару часов днем. Всего 6-7 часов, как и указывается в святоотеческих книгах. В том же «Добротолюбии» сказано, что новоначальный монах должен спать 6 часов. Меньше не надо, потому что нервная система может не выдержать. Но и досыта высыпаться тоже не рекомендуется. — Сколько на сегодняшний день в монастыре монахов, иноков, послушников? Какое количество трудников постоянно работает в обители? — Общее количество насельников обители — 217 человек, включая скиты и подворья монастыря. Из них: Постоянно на острове работает от 30 до 40 трудников.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1595612...

Вальсамон . 40е Апостольское правило предписывает епископу во время его хиротонии предъявлять опись собственного имущества, точно так же и 24е правило Антиохийского собора, дабы известно было как его собственное, так и получаемое им в виде дохода от церкви. А настоящее правило определяет, чтобы, если епископы, или пресвитеры, или диаконы, или какие бы ни было клирики, находившиеся прежде церковного служения и чести в бедном положении, после этого вступят в клир и во время епископства, или нахождения в клире купят на собственное имя какое-нибудь недвижимое имущество, считались как бы похитителями Господня имущества, то есть, посвященного Богу, ибо на это указано в словах правила: « да почитаются похитителями стяжаний », разве только, получив напоминание об этом, то есть приглашение оставить свою дерзость, укрепят имущество за церковию. А если что-нибудь перейдет к ним по наследству, или по завещанию, или по дару, то часть из этого, какую угодно им, должны укрепить за церковию, а прочим владеть бесспорно. А если кто, предположив отдать что-нибудь из этого в церковь , переменит свое намерение, таковый должен быть лишен священнической чести, как недостойный и ненадежный. – Ввиду сего определения содержащегося в правиле некоторые говорят, что предписываемое им распространяется на все каким бы ни было образом купленное, или приобретенное епископами, или клириками после вступления в клир, или на епископию исключая того, что перешло к ним по дару, или по завещанию, или по наследству. А мне кажется, что по отношению к епископам это должно иметь силу, потому что для них не существует другого способа, посредством которого они могли бы приобретать имущество, а единственный способ – это от епископских прав и от внешних даров и завещаний. И первое, то есть епископское, должно быть утверждено за епископиею, а прочее должно быть в его власти, как об этом говорит и правило. А клирики, если после вступления в клир купят имение на другия средства, а не на церковные, не должны быть принуждаемы укреплять оное за церковию.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

1. Что эти правила заслуживают в полном смысле авторитетного имени Св. Апостолов и того уважения, какое признает за ними вселенская церковь, и что они служат точным выражением того, что Апостолы излагали в своих сочинениях письменно и предали своим первым преемникам устно, - доказательством служить полное согласие этих правил в основных своих мыслях с тем учением, которое содержится в канонических книгах новозаветного Св. Писания; доказательством далее служить то, что они строго соответствуют церковной практике, представляемой нам в сочинениях мужей апостольских и ближайших их преемников, и наконец, авторитет апостольский признан за ними соборами и отцами первых веков церкви В первый раз правила Св. Апостолов ясно упоминаются на первом вселенском соборе, следовательно в начале IV века. В 1 своем правиле, говоря о тех, кои силою были оскоплены, собор прибавляет, что таковых, " впрочем обрящутся достойны, в клир допускает правило " , а об этом именно и идет речь в 21 Апостольском правиле. Во 2 своем правиле тот же собор говорит, что противно " церковному правилу " принимать в клир " людей от языческого жития недавно приступивших к вере " ; а об этом говорит 80 Апостольское правило. Точно также и в других еще своих правилах отцы этого собора выразительно ссылаются на Апостольские правила. В то же самое время, т.е. в первой половине IV века, ясно ссылаются на Апостольские правила и другие соборы, отцы и учители церкви. Собор антиохийский (341) во многих своих правилах или повторяет буквально Апостольские правила, или развивает с большими подробностями мысли, которые содержатся в отдельных правилах; причем порядок и в антиохийских правилах удержан в главном тот же самый, что и в Апостольских правилах Константинопольский собор, по поводу распри из-за бострокой епископии, в том же IV веке постановил, что епископа может судить только " больший собор епископов " , как то определили Апостольские правила; а это именно и определяет 74 Апостольское правило. В жизнеописании царя Константина, принадлежащем Евсевию кесарийскому, мы читаем письмо царя Евсевию, где царь хвалить Евсевия за то, что он не хотел принять антиохийской кафедры и оставить свою, ибо этим он исполнил предписание Апостольского правила, которое запрещает перемещение епископа с одного места на другое а это именно и запрещает 14 Апостольское правило. Афанасий великий, чтобы доказать незаконность своего низвержения со стороны ариан, ссылается на 74 Апостольское правило, как на положительный церковный закон, который определяет, какие люди могут обвинять епископа Василий великий во многих своих правилах ссылается на древние правила (под которыми разумеет Апостольские правила), издавая разные свои канонические предписания

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Аристен . Молящийся с иудеями отлучается. Входящий в синагогу иудеев или еретиков и молящийся вместе с ними клирик извергается, как мыслящий согласно с иудеями; а мирянин отлучается. А если с еретиками и в доме только вместе молился епископ, или пресвитер, или диакон, отлучается по 45-му правилу. Вальсамон . В 45м Апостольском правиле мы истолковали, как должно понимать слова: “молиться вместе с еретиками”. Здесь правило определяет, что молящийся в синагоге иудейской, или еретической, клирик извергается, а мирянин отлучается. Так должно разделить определенное наказание, потому что невозможно извергнуть мирянина. А если скажешь, что клирика так поступающего должно и извергнуть и отлучить, не погрешишь против надлежащего. Прочти и 11е правило трулльского собора, определяющее, чтобы все носящие имя христиан, то есть посвященные и миряне удалялись от иудеев и не сообщались с ними даже для врачевания, или другой какой причины; в противном же случае — одни были подвергаемы извержению, а другие — отлучению. Славянская кормчая . Христианам с еретики не молиться. Моляйся с жиды, да отлучится. Толкование . Вшедыи в соборище иудейское, ил в церковь еретическу, или поганску, и помолився с ними, аще убо есть мирский человек, да отлучится. Аще ли причетник, да извержется, яко иудейская мудрствуя. Аще же в дому токмо помолится с еретики, епископ, или пресвитер, или диакон, да отлучится, яко же повелевает 45е правило сих Апостольских заповедей. Толкование Зонары на 19 правило 1 Всел. Собора: “Прежнее рукоположение, совершенное в то время, когда они были еретиками, не считается рукоположением. Ибо как возможно поверить, чтобы не крещенный по православной вере мог получить наитие Святого Духа в рукоположении?” Славянская кормчая : “первое бо крещение — не крещение, понеже еретическо бе.”  Толкование Зонары на 68 правило: “крещение еретиков не может никого сделать христианином.”  46. Епископы, или пресвитеры, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?

http://azbyka.ru/apostolskie-i-sobornye-...

Благослови вас Господи всяким благословением! – О тех, кои ушли, пожалейте и молитесь Господу, чтоб управил путь их во благое. И довольно. А досадовать и скорбеть зачем? Господня земля! Лишь бы спасались, и слава Богу, если спасаются. А если уклоняются от пути спасительного, мы что можем сделать с ними? Господь да помилует их и спасет! Заставили вы меня говорить. Вот и наговорил много. Простите, Господа ради, и помолитесь о мне. Ваш усердный богомолец Еп. Феофан. 22 января 1879 г. Письмо 2. О келейном молитвенном правиле Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Архимандрит. Да у вас все идет добре. И что поправить, недоумеваю. Недоумеваю даже, откуда у вас мысль о том. Тяните, как завели и привыкли. Если иногда несдюжаете дотянуть чего (из правила) по старческой немощи, побраните себя немножко, пожалуйтесь пред Господом, и успокоитесь. Если опять, – так же поступите, и так всегда. Мне кажется, что сна вы мало даете себе (с 10 – до 1 ч. по полун.). Можно бы ночное правило вечером исполнить, и потом спать до утрени. Но как вы пишете, что привыкли (вставать с 1 часу и совершать правило), то вам трудно ломать порядки. Что касается до правила, то относительно сего я так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, – коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже милостив буди.» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще – иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами. А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно ( Притч.23:26 ), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь. Все сие пишу вам по-книжному. У вас сколько опытов! Из них выбирайте, что найдете пригожим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вторым воспользовались в то время, когда еще не была развита научная критика; когда же впоследствии эта критика развилась, то прибегли к первому. Оригинальный греческий текст 6-го Никейского правила в начале гласит: Τα αρχαα θη κρατειτω, τα εν Αγπτψ κα Λιβη κα Πενταπλει, στε τν νΑλεξανδρεα πσκοπον πντων τοτων χειν τν ξουσαν επειδ κα τψ εν τ Ρμη επισκπψ τοτο σνηθς εστιν. " Ομοως 394 ... Так значится во всех греческих канонических сборниках и изданиях Никейского Собора с древнейших времен и до ныне. То же находим и во всех западных изданиях и даже в Лжеисидоровском сборнике. Между тем, на IV Вселенском Соборе (451 г.) один из представителей римского епископа – Пасхазин, чтобы доказать главенство римского первосвященника и убедить в этом Халкидонских отцов, сослался на Никейский Собор, признавший будто бы это главенство, и прочитал по одной из своих записей 6-е Никейское правило в таком тексте: εκκλησα Ρμης πντοτε εχη τα πρωτεα’ χει τοιγαρουν και Αγυπτος... (ecclesia Romana semper habuit primatum; teneat igitur et Aegyptus...). О том, какой ответ дан был Пасхазину на Халкидонском Соборе и какое негодование вызвало подобное искажение текста правила, мы говорим в толковании 28-го Халкидонского правила 395 . Однако, с течением времени стало очевидным, что с фальсификацией дело идет не так успешно, и тогда избран был другой путь. Стали утверждать, что и оригинальным, т.е. неподложным текстом этого правила можно все же доказать главенство римского первосвященника. По этому поводу три века тому назад появилась обширная литература, которая развивается и до сего времени 396 . При этом стараются с помощью всяких натяжек и софизмов доказать, что правило говорит о главенстве римского первосвященника и что, следовательно, вся церковь , восточная и западная, признавала это главенство даже и в начале IV века. Но все это является напрасным трудом, имеющим, в сущности, ту же ценность, что и фальсификат, предъявленный на Халкидонском Соборе. Здесь мы не будем опровергать, и доказывать неосновательность западных воззрений 397 . Их опровергли те же западные писатели, желавшие посмотреть на дело объективно, и среди других покойный роттербургский епископ д-р Гефеле, один из лучших знатоков истории вселенских и других соборов, В своем соч. Conciliengeschichte, а именно в толковании этого (6) Никейского правила он говорит: «Это правило не смотрит на римского епископа, как на папу или как на простого епископа города Рима, но как на одного среди Великих митрополитов, которому подчинялась не одна только провинция, но несколько провинций вместе» 398 . Это и есть вполне правильное понимание смысла 6-го правила I Вселенского Собора; так понимали и понимают его и теперь все канонисты и богословы православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Как правильно рассчитать свои силы Священник дает совет, но при этом он обязательно руководствуется тем, что слышит от самого человека или видит в нем. Как тренеру определить, какую нагрузку дать спортсмену, с которым он встретился впервые? Пусть поднимает 100 кг? Но он может оказаться неподготовленным и надорвется. Пусть ограничится весом в 20 кг? Но это будет слишком легко, и он не получит никакой пользы… Значит, надо сначала посмотреть, что он может и тогда уже назначать вес. Почти так же и в духовном плане. Разница только в том, что здесь всё гораздо сокровенней, всё очень лично. И если сам человек не приложит усилия и в то же время не потрудится для того, чтобы открыться перед священником, то вероятность ошибки всегда будет велика. Святитель Феофан, обще говоря о молитвенном правиле, советовал посмотреть, какое будет посильным. Например, положить для себя совершать каждый вечер какое-то значительное количество поклонов. Потом, убедившись, что это количество не приводит к перетруждению, немного убавить от него, и такое правило совершать уже постоянно. Наверное, подобным принципом руководствоваться лучше всего. Но опять-таки — советуясь на всех этапах такого «самоиспытания» со священником, у которого исповедуетесь. Для самых немощных О том, что настоящее время характеризуется крайней немощью приходящих в Церковь людей — и духовной, и физической, может быть, и не было бы необходимости лишний раз говорить, если бы это не имело прямого отношения к теме статьи. Бывает так (и это хорошо известно любому приходскому пастырю), что первоначально человеку не под силу оказывается прочитать целиком даже утренние молитвы, не говоря уже о вечерних, когда сказывается утомление от прошедшего дня. Как, впрочем, бывает и другое: уже вполне церковные люди, ссылаясь на крайнюю занятость и усталость, просят разрешить им уменьшить и без того невеликое по размеру «делание». Иногда можно усмотреть и в том, и в другом элементарное нерадение и малодушие. И тогда лучше всего посоветовать человеку преодолеть и понудить себя выполнять установленное правило. Но порой нужно действительно дать некую ослабу, поняв, что у человека и вправду нет сейчас достаточного времени и сил.

http://pravoslavie.ru/36954.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010