273. Беседа на празднество Успения и в третий день явления Божией Матери Апостолам (Говорена в Гефсиманском ските августа 17; напечатана в Твор. Св. Отц. 1852 г. и в собр. 1861 г.) 1852 год После усопших обыкновенно бывает время плача, потом время утешения печальных; и далее того и другого продолжается время, в которое дети и присные пользуются праведным наследием отшедших. И успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы надлежало сопровождаться подобными последствиями, по сродному с нами естеству Ее, естественными, по обилию данной Ей благодати, обильно благодатными. Плакали Апостолы, когда жизнь Матери Света, как тихая заря после Божественного Солнца Христа сиявшая для Церкви, угасла пред их очами. Плакали горькими слезами естественной печали, но вместе и сладкими слезами благодатного умиления: потому что вера в неумирающую благодать Матери Господней и чувство благоговейной любви к Ней господствовали над чувством лишения. Полное же и совершенное утешение получили они, конечно, тогда, когда, в третий день по Ее успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого тела Ее, и в след за тем увидели Ее в славе воскресения, и от Ней самой услышали слово утешения: «радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Если радость, которую подает воскресшая Матерь Божия, имеет своим источником присутствие Матери Божией с нами во вся дни: то очевидно, что и радость, как поток из сего источника, должна протекать по всем временам, до впадения в море вечного блаженства. И вот прекрасное и неиждиваемое наследие, которое Матерь Божия в успении Своем не только оставила, но определительно назначила и преподала Своим по благодати чадам и присным. «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». И Церковь Христова прияла от Матери Божией сие наследие и хранит, и от дней до дней, от лета до лета, от века до века не престает разделять оное. Для чего и ныне собрала Она сей собор, как не для того, чтобы, если можно, каждый приял некую долю святой и благотворной радости от благодатного сокровища Царицы небесной?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Период первый. О чудотворной иконе Почаевской Божией Матери, от явления её до поступления Почаевской Лавры под власть униятов (1559–1720 г.) «Неисповедимы судьбы Господни! Благоволивши почтить Пресвятую Богородицу на горе Почаевской, и таким образом осчастливить христианский род спасительными средствами, (Господь) прежде всего отличает эту св. гору материнскою Стопою, дабы за тем таким образом уготовить себе и своей Матери путь к вожделенному обитанию между верующими, как и во времена позднейшие действительно воссел Он на той же св. горе, как бы на некоем Сионе–в иконе своей Пресвятой Матери, подавал от неё всякому приходящему обильные милости д неисповедимые свои благодеяния. (Преславная гора Почаевская, стр. 6). В половине XVI века на Волыни, близ Почаева, в поместии Орле, в настоящее время именуемом Урлою, проживала благочестивая православная помещица Анна Ерофеева из Козинских по фамилии Гойская, оставшаяся вдовою по кончине своего мужа Василия Богдановича Гойского, бывшего судьи земства Луцкого 6 . В то время, между прочим, путешествовал, по Волыни, на пути из Москвы, греческий митрополит именем Неофит, и в 1559 году, проезжая чрез имения Гойской, по усиленной просьбе ее, остановился в доме «ее милости», и здесь пробыл несколько времени, отдыхая от путных, трудов своих» 7 . Не известно, что привело Неофита на Волынь в это время. Ни «Гора Почаевекая», ни «Преславная Гора» не говорят об этом ни слова. Напротив того, в «Книге чудес» находим прямое указание, что «коея вины (Неофит) путь свой правяще, не известно». Книга эта догадывается только, что сие было «или посещения ради епископов, здесь в России живущих, или иные причины ради» 8 . Надобно думать, что это был один из тех греческих иерархов, которые в XVI веке в таком обилии являются в пределах западного края России, но поручению патриарха Константинопольского, вследствие постоянных религиозных смут, возникавших здесь по поводу приближавшейся церковной, Брестской унии 1596 года. Кроме этого известно, что вообще Волынь искони служила переходным пунктом для восточных святителей и др. лиц, отправлявшихся в Киев и на север России в Москву для сбора подаяний и по другим надобностям 9 . Неофит мог ехать через Орлю даже из Почаева, или по дороге в Почаев, куда, по всей вероятности, он заезжал для поклонения благодатной Стопе Божией Матери, известной на горе Почаевской с самых древних времён, как догадываются, еще с 1240 года по Рож. Христовом 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа - как это могло быть?..И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся - хотя и глубокой - верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын - естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной - я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему...Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа...В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух... Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь. Митрополит Антоний Сурожский

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/526...

Ржев. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь что при богадельне /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Владимирская, что при богадельне, церковь, построена в 1758 году, в 1834 году упразднена, в 1860 году возобновлена, деревянная, престола три: главный Владимирской Божией Матери, правый преподобного Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры, левый преподобного Арсения, игумена Новгородского. Находилась на Князь-Дмитриевской стороне, при богадельне. Есть сведения, что была построена на месте старой Оковецкой церкви. С 1875 в церковь из села Оковцы приносилась икона Оковецкой Божией Матери. Ныне не существует. В 1901 году служили: Священник Алексий Филаретов 55-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1872 года, состоял законоучителем приходского училища, член Епархиального училищного совета, награжден в 1897 году наперсным крестом, в 1898 году орденом Святой Анны 3-ей степени по статуту. Псаломщик Иван Симаков 32-х лет, в должности с 1885 года. Церковный староста мещанин Василий Степанович Лелянов, в должности с 1896 года. В 1914 году служили: Священник Александр Маслов 46-ти лет, окончил семинарию, на службе 18 лет, во Владимирском храме 5 лет. Псаломщик Иаков Бойков 41-го года, на службе 1 год. Прихожан нет. С западной стороны ограды была устроена каменная часовня во имя Святителя Николая Чудотворца. Историки утверждают, что ниже по Волге от плашкоутного моста на месте расположения первой деревянной церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери в 1758 году здесь из прочного лиственного дерева была построена церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Возникает закономерный вопрос: как в одном и том же году, на одном и том же месте могли возводиться два разноименных храма? Время и место строительства обоих церквей совпадают. Кстати, в ранних исторических источниках название Владимирской набережной встречается в конце XVII начале XVIII веков, следовательно, на правом берегу реки был в это время если не храм то часовня с этим названием.

http://sobory.ru/article/?object=52152

Бородино. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Рождества Христова). Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Смоленская церковь построена в 1701 г. Имеет Сергиевский придел. " Свидетель Бородинского сражения " , как указано на мемориальной доске. Действует. Кирпичная церковь в стиле " московского барокко " , построена в 1697-1701 гг. " иждивением вотчинников Т.П. и П.Т.Савеловых " . Реставрировалась в 1961-63 годах под руководством Н.И.Иванова. Верхний, главный престол был посвящен Рождеству Христову, нижний - Смоленской иконе Божией Матери. Однако в материалах епархии именуется " Смоленской церковью " , очевидно, сейчас богослужения проходят в нижнем храме. Придел прп. Сергия Радонежского. Церковь Рождества Христова (в 1839 г. переосвященная во имя Смоленской Божией Матери) - ценный памятник архитектуры. Она была построена в 1697 - 1701 гг. На заливном лугу у подножия холма и у стен церкви происходили схватки, в которых особо отличились гвардейцы-егеря бригады Н.В.Вуича и матросы Гвардейского экипажа во главе с мичманом М.Н.Лермонтовым. Церковь долго сохраняла пробоины от артиллерийских снарядов. В 1930 г. церковь была закрыта. Во время Великой Отечественной войны она была разрушена. В 1961 - 1963 гг. была проведена реставрация церкви, после чего использовалась как выставочный зал. С 1989 г. церковь Смоленской иконы Божией Матери вновь действует. После реставрации некоторые детали церкви выглядят не так, как на фотографиях Прокудина-Горского. Над крыльцом теперь - не купол, а шатер. Исчезла такая интересная, необычная деталь, как деревянное гульбище, опоясывавшее церковь на уровне второго этажа (в XIX веке застекленное цветным стеклом). Источник: сайт ps-spb2008.narod.ru В начале XVII ст. в Колоцком стане Можайского уезда находился Воздвиженский погост на царской земле, здесь стояла приходская церковь Воздвижения честного креста Господня с приделом Николая чудотворца, сожженная в 1612 г. Литвою. Около этого погоста расположено было сельцо Бородино, принадлежавшее Коноплевым. В 1666 г. полсельца Бородина принадлежало Тимофею Петровичу Савелову, который получил его в приданое от тестя Дмитрия Онуфриевича Коноплева, а другую половину Савелов приобрел в 1672 г. у Онуфрия Михайловича Коноплева. Землею Воздвиженской церкви в 1676 г. владел на правах арендатора Т. П. Савелов. Сын его, стольник Петр Савелов построил в сельце Бородине каменную двухэтажную церковь Рождества Христова с приделом внизу преп. Сергия, которая освящена в 1701 г. и к ней приписана земля сгоревшей Воздвиженской церкви в количестве 31 десятины. После Петра Тимофеевича Савелова владели селом его вдова Евфимия Семеновна и его братья Тимофей и Афанасий, потом дети последних Петр Тимофеевич, Автоном и Алексей Афанасьевичи.

http://sobory.ru/article/?object=00458

Закрыть itemscope itemtype="" > Удивительный и одновременно простой Батюшка Протоиерею Николаю Булгакову – 70 06.05.2020 2627 Время на чтение 7 минут Сегодня постоянному автору «Русской народной линии», известному пастырю, члену Союза писателей России, настоятелю храма Державной иконы Божией Матери в г. Жуковском, пос. Кратово протоиерею Николаю Булгакову исполняется 70 лет. Юбиляра поздравляют его давние соратники. Главный редактор православной газеты «Русь Державная» Андрей Николаевич Печерский: От всей души поздравляю нашего собрата по перу со знаменательным юбилеем! На заре рождения нашей газеты «Русь Державная» мы познакомились с Николаем Булгаковым ещё до принятия им сана. И все эти годы отец Николай не просто сотрудничает с нашим изданием, а вырос вместе с нами в замечательного православного публициста и писателя. Я вспоминаю годину, когда наша газета не имела постоянного пристанища. Так отец Николай договорился с отцом Владимиром Ерёминым из храма Тихвинской иконы Божией Матери, чтобы он нас пустил к себе. В итоге мы там пробыли без малого 8 лет при полном взаимопонимании. Я вспоминаю первые годы служения отца Николая. Для всех был сюрприз и чудо Божие, как он возвёл в Кратово храм Державной иконы Божией Матери, больше напоминающий собор, а не приходской храм. Как-то мы были на острове Залит уже после кончины батюшки Николая, и он рассказал, как строил храм. Отец Николай обратился к старцу за советом: «Благословите, батюшка! Я вот хочу храм построить и именно во имя Державной иконы Божией Матери, но средств у меня нет». Старец ему ответил: «Благословляю! А средства…». И достал из кармана свёрток с деньгами, протянув отцу Николаю Булгакову. Так вот на эти деньги, 130 рублей, отец Николай и построил огромный собор в Кратово. Творчество отца Николая напрямую связано с нашей газетой «Русь Державная». Он не просто был нашим автором, а одним из важных её рупоров. От его оценки нашей скромной работы во многом зависел наш успех. Батюшка очень удивительный и одновременно простой. Никогда не забуду, как владыка Ювеналий совершал великое освящение удивительного храма Державной иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/06/ud...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Панигир Покрова Божией Матери в Пантелеимоновом монастыре на Афоне Панигир Покрова Божией Матери торжественно отметили в Пантелеимоновом монастыре на Афоне          Праздник Покрова Богородицы является вторым престольным праздником (панигиром) русской святогорской обители и традиционно отмечается с особенной торжественностью и благоговением. В Панигире Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря приняло участие более 500 паломников из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Греции и других стран. Традиционно в русской святогорской обители перед началом праздничного бдения было совершено торжественное перенесение чудотворных мощей небесных покровителей монастыря св. великомученика Пантелеимона и преп. Силуана Афонского в соборный монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы, где им смогли поклониться многочисленные паломники. Утром, после литургии, в обители был совершен праздничный молебен ко Пресвятой Богородице. А вечером отслужена большая ктиторская панихида, за которой сугубо поминались строители и жертвователи чествуемого храма Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день в русской святогорской обители воспоминаются чудесные явления Пресвятой Богородицы в Свято-Покровском соборе монастыря. Как известно, этот собор связан со многими знамениями и явлениями Божией Матери, из-за чего он нередко именуется Чудотворной церковью, как и собор Киево-Печерской Лавры. Здесь дважды, в 1862 и 1863 гг., Пресвятая Богородица обновила чудо, бывшее древле во Влахерне. По сохранившимся многочисленным свидетельствам очевидцев, в эти годы Матерь Божия в день Своего Покрова явно была видима многими молящимися во храме обители с распростертым Омофором. Воспоимнания об этом сохранились в дневниках братий, а также самого старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова).     Чудесные явления Пресвятой Богородицы на праздник Покрова в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре воспоминаются чудесные явления Божией Матери в Свято-Покровском соборе обители. Как известно, этот собор связан со многими знамениями и явлениями Богородицы, из-за чего он нередко именуется Чудотворной церковью, как и собор Киево-Печерской Лавры. Здесь дважды, в 1862 и 1863 гг., Пресвятая Богородица обновила чудо, бывшее древле во Влахерне. По сохранившимся многочисленным свидетельствам очевидцев, в эти годы Матерь Божия в день Своего Покрова явно была видима многими молящимися во храме обители с распростертым Омофором.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2699

Покров Божией Матери над Россиею. «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего и всем твориши спастися, в державный Твой Покров прибегающим....»   (Из тропаря Казанской Божией Матери.) О, как мало осталось ныне православных русских людей, которые знают сколь безчисленные благодеяния излила Пречистая Матерь Божия на Россию в течение Ее тысячелетней истории! И в частности – все ли теперь чествуют, как должно, одну из величайших святынь Русской Земли – чудотворную икону Казанской Божией Матери, явление которой празднуется 8 июля по ст.ст., а осенью 22 октября ст.ст. вновь чествуется эта великая наша национальная святыня в связи с поистине чудесным спасением Российского государства от ожидавшей его окончательной, казалось уже, гибели в 1612 году, по усердным молитвам верующих русских людей перед этой нашей святыней, сопровождавшей ополчение князя Пожарского, в эпоху так называемого Смутного Времени? В 1654 году архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, который вел путевые записки, во время путешествия по России со своим патриархом Макарием, писал буквально так: «В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими собственными очами как эти святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них». Чрез эти многочисленные чудотворные иконы Пречистая Матерь Божия и являла видимым образом всем русским людям Свое невидимое присутствие на Русской Земле и Свой Покров над нею, почему наша Родина и дерзала называть себя «Домом Пресвятыя Богородицы». Уже на самой заре русской истории Пречистая Матерь Божия чудесно послала Свою икону в храм ново-основанной Киево-Печерской обители, как бы в благословение новопросвещенному отечеству нашему. Многие другие чудесные события, связанные с покровительством Божией Матери, записаны в летописях, увековечены построением храмов и обителей в честь Ее и учреждением памятных крестных ходов. На протяжении всей нашей истории известно множество случаев очевидного заступления Пресвятой Богородицы и Ее явления русским людям самого разнообразного положения – князьям, святителям, воинам, инокам, пастухам, нищим. Обо всем этом можно было бы написать целую книгу. Упомянем здесь только о самом замечательном.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

I. Содержание Акафиста Божией Матери в кратких чертах. – Акафист Божией Матери, как исторический факт. – Трудности определения времени появления Акафиста Божией Матери (издания текста, четьи-минейные сказания). – Общий обзор мнений о времени и причинах установления праздника Акафиста Божией Матери и составления его песнопения, начиная с IX века сплошь до настоящего времени. – Неопределенность вопроса – Заключение. Столица византийской империи, великий Константинополь, был некогда осажден одним нехристианским народом, угрожавшим ему опасностью полного разорения; но он нечаянно спасся, благодаря явному заступничеству Пресвятой Богородицы; из жалости к осажденным христианам она не замедлила явиться в среде их невидимым военачальником против врага. Однако такая свыше дарованная помощь была следствием продолжительного моления, приносившегося коленопреклоненно-стоящим народом в великом храме Святой Софии, в котором вместе с этим воспевалось особенное песнопение, посвященное Пресв. Богородице, так называемый Акафист (ακθιστος μνος=неседальное песнопение). С тех пор установлен специальный ежегодный праздник – Акафист, в который от лица Константинополя и всей империи возносилось общее благодарственное моление к Пресв. Богородице за её прежнюю благостыню. Такова в кратких чертах гипотеза об историческом происхождении известного нам Акафиста. Им, в сущности, передается действительное событие в религиозной концепции, которое засвидетельствовано подлинными историческими документами, но затемнено преданием. Говорится ни о чем другом, как только о деятельности народа, который, находясь в крайне опасном положении и напрягая свои последние силы, спасся исключительно силою своей искренней и живой веры в божественное покровительство. Византийские писатели, умалчивая про народное движение, говорят только о его следствии, как воспоминании о сверхъестественном спасении города от угрожавшей ему гибели. Так издавна переданный нам исторический факт привлек к себе внимание при изучении византийской истории. Прежде всего, потребовалось его хронологическое определение, когда многие писатели и отнесли его ко временам царствования Ираклия. Дальнейшее изложение покажет неосновательность подобного мнения, хотя жертвами его явились весьма известные историки. Заблуждение выяснилось только в настоящее время, с появлением несколько односторонних и безприемных исследований. Они, хотя далеко отстоят от положительного решения вопроса о времени и причинах происхождения Акафиста Богородице, усилили, однако сомнения в ценности и научном значении доселе преобладающего мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Архив Икона Божией Матери Иверская Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы Иверская икона Божией Матери …Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом. Патриарх Алексий II По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню. В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

http://pravoslavie.ru/put/051026083607.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010