Самара. Иверский женский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери (старая). Первая деревянная Иверская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Иверской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:1855. Год утраты:приблизительно 1900 (разобрана и заменена новой) Адрес: Россия, Самарская область, г. Самара, Иверский монастырь, на месте действующей церкви Иерусалимской иконы Божией Матери (Волжский пр-т, д. 1 корп. 1) Координаты: 53.200087, 50.099492 Проезд:Остановки " Иверский монастырь " (11,61 маршруты автобуса; 61д,247,261 маршруты маршрутного такси), " Площадь Куйбышева " (24 маршрут автобуса; 24,92,297 маршруты маршрутного такси), " ул. Вилоновская " (5,15,20,20к,22 маршруты трамвая). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главной святыней монастыря является Иверский храм. За столетие внешний вид и устройство храма был несколько раз изменены: из маленькой Казанской часовня он был перестроена в деревянный храм и после получил уже каменные величественные стены. Нынешний храм является украшением Иверской обители. Прежняя деревянная Иверская церковь имела скромный вид. Освящение ее состоялось 4 апреля 1855 года Преосвященным Евсевием. Обшитая тесом и окрашенная масляной краской в коричневый цвет, она была продолговатой формы. Вход с нижней паперти вел по обеим сторонам лестницы на верхнюю площадку несколькими ступенями. На верхней площадке был вход в узкий коридор, где располагались две кельи. В одной из них находилась сестра, охраняющая храм, в другой происходило непрерывное чтение Псалтири. Через келью, где читалась Псалтирь, был вход на хоры и устроено помещение для настоятельницы. Потолок храма поддерживался четырехгранными колоннами. Две из них, стоящие ближе к амвону, были расписаны святыми изображениями. Церковь освещалась тринадцатью окнами, но так как с двух сторон она была заслонена горами, в ней чувствовался недостаток света. Иконостас в два яруса столярной работы, с вызолоченной резьбой по белому фону был устроен самарским купцом Василием Андреевичем Головачевым. С левой стороны царских врат помещалась Иверская икона Божией Матери. За левым клиросом находилась особенно чтимая Иерусалимская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=48141

Юрасово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Юрасово был построен в 1773 году вместо прежнего деревянного во имя Святителя Николая. Кроме основного Престола, освященного в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезной части был устроен придел во имя Святителя Николая. В начале 1930-х годов храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны в нем на краткое время возобновилось Богослужение. При советской власти в храме разместили элеватор, а затем хранилище химических удобрений, что привело к разрушению храма. Трапезная часть и колокольня полностью разобраны. Восстановление храма началось в 1999 году, с того же времени в нем возобновились Богослужения. Сведения из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " . - Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г. Храм в честь Казанской Божией Матери распололожен на краю села Юрасово и является выразительным памятником архитектуры стиля барокко на Карачевской земле. Своё нынешнее название село приобрело в XVIII веке по фамилии его владельцев дворян Юрасовых. В то время помещики строили церкви нечасто, так как это требовало больших денежных затрат. Однако Пётр Юрасов подал прошение о строительстве нового каменного храма с двумя приделами, и Синод в 1734 году дал на то разрешение. Казанская церковь выстроена в 1773 году на месте деревянной во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийского (1688), к тому времени сильно обветшавшей. И первый деревянный, и храм из кирпича были возведены на средства владельцев села дворян Юрасовых. Кроме основного престола, освящённого в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезной части был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца, в память о предыдущей. В 1854 году во время ремонта, осуществлённого на средства помещика П. Литвинкина, тёсовая кровля была заменена железной. Трёхчастная композиция здания отличалась особой компактностью и цельностью. При храме с 1898 года действовали школа грамоты и народная библиотека. В начале ХХ века в Казанской церкви хранились старинные предметы церковной утвари: Евангелие, напечатанное в Киеве в 1697 году; серебряный вызолоченный крест, изготовленный в 1714 году и пожертвованный помещицей Ивановой.

http://sobory.ru/article/?object=07363

Слово в день Иверской иконы Божией Матери Празднуем мы, братие и сестры, в честь святой иконы Божией Матери Иверской, которая сначала была в доме одной благочестивой вдовы в Никее в IX веке, в годы гонения на святые иконы при императоре Феофиле. Не будучи в состоянии спасти святую икону от поругания, вдова пустила ее в море, икона же чудесно направилась к святой горе Афонской, которую уже ранее Божия Матерь избрала земным уделом Своим вместе с Иверией, послав в последнюю страну святую равноапостольную деву Нину, просветительницу Иверии. Афонские иноки видели огненный столп, возвышавшийся над святою иконою, но не могли достигнуть ее. Тогда по особому откровению один инок Иверского монастыря – Гавриил пошел по водам моря и взял на руки святую икону, внес ее в храм Иверского монастыря, но на другой день она была найдена над вратами монастыря, где избрала Божия Матерь место пребывания Своего. В нескольких списках распространилась святая икона по земле Русской, прославившихся чудесными знамениями, из каковых списков особенно замечателен список в Иверском Валдайском монастыре сделанный при устроителе монастыря патриархе Никоне, затем Новодевичьем Московском монастыре и в часовне при Воскресенских воротах в Москве. Как чтут святую икону Иверскую жители Москвы и все благочестивые сыны России, как тысячи богомольцев, начиная с царей и цариц, ежедневно стекаются в часовню приложится к святой иконе, как ее берут в дома на молебны и т. д. – это всем известно. Одним из списков святой иконы Иверской, подобием ее, является и чтимая здесь Моздокская икона Божией Матери. Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении Ею рода человеческого! Как на­поминает шествие ее по морю в столпе огненном путешествие Изра­иля, без потопления прошедшего Чермное море, по пустыне, пред­водимого столпом облачным и огненным, а еще ранее – явление Бо­га Моисею в купине неопалимой, указывавшей прежде всего на бед­ствия народа Израильского в Египте, на эту пещь бедствий, в кото­рой народ избранный Божий как бы горел и не сгорал, хранимый си­лою Божиею! Это сохранение народа Божия и водительство его по пустыне есть не кратковременная лишь помощь и охранение, а це­лое воспитание народа жестоковыйного, дело гораздо более трудное и многозаботливое, требовавшее большего и более постоянного вни­мания, чем, например, требуется от матери для того, чтобы поднять дитя и возрастить его от пелен до тех пор, пока оно станет само на ноги и придет к желанной цели своей жизни.

http://pravoslavie.ru/1516.html

LXVIII. Слово, сказанное при посещении храма в с. Никольском 72 . История обретения св. иконы Божией Матери, именуемой Казанской На пути от Тетюш до вашего села Никольского, я встретил уже три храма, посвященные в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Казанской. Вот и ваш храм посвящен Ей же – теплой и усердной заступнице нашей. У вас главный престол во имя Казанской Божией Матери. Вот в иконостасе и Казанская икона Ее. Почему икона Божией Матери, имеющая такое письмо, такое изображение, как вот у этой иконы, что в иконостасе, называется Казанской иконой? Ответ простой: потому что икону с таким изображением обрели, нашли в Казани, потому она и называется Казанской. А как нашли эту икону, как последовало ее обретение, об этом, слушайте, я вам сейчас расскажу. Триста лет тому назад в Казани был большой, страшный пожар: сгорел дотла почти весь город. Начался он с того дома, на месте которого стоит теперь собор Казанского женского монастыря. Воспользовавшись этим бедствием, татары начали надругаться над христианами и глумиться над их верой. Но христиане, с твердым упованием на Господа, терпеливо и безропотно переносили и постигшее их бедствие от пожара, и насмешки, и поругания от татар. Господь Бог , явив на них праведный гнев свой, ускорил явить им, за их благопокорливость воле Его, и Свое человеколюбие. На месте дома, с которого начался пожар, хотели было строить новый дом, но перед тем, как начать постройку, одной девятилетней девице – чистой, и невинной, как вот эта девочка (рядом почти с Архипастырем стояла одна девочка, на которую он указал слушателям), явилась во сне светлая, благообразная, неописанной красоты жена и сказала ей, что на месте, где стоял их сгоревший дом и где теперь хотят строить новый дом, сокрыта Ее икона, и повелела ей объявить об этом Архиепископу и воеводам. Но девица не посмела, а может, и побоялась тотчас сказать об этом ведении. Уже спустя несколько времени, она объявила о нем матери. Мать сочла это видение сном, грезой, и ничего по нему не сделала.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Началом сознательного почитания в Церкви земной Матери Спасителя, Пресвятой Девы Марии, явились, как это теперь научно установлено 2 , те большие христологические споры, которые надолго потрясли христианский мир после того, как им была преодолена арианская ересь. Определенно засвидетельствованное в момент Ефесского собора, который, как известно, заседал в храме, посвященном Божией Матери, почитание Ее начало после этого необычайно быстро распространяться; возникли богородичные праздники, стала развиваться богородичная гимнография, начали говориться на богородичные темы проповеди и очень скоро Божия Матерь заняла в церковном благочестии то совершенно исключительное место, которое нашло свое главное выражение в византийском богослужении, прославляющем Ее как Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим. Но также известно, что ни в свое время византийское богословие, ни в наши дни богословие православной Церкви не выяснили значения этого совершенно исключительного почитания и, главное, не только не дали систематического изложения православного учения о Божией Матери, но и не показали связи этого учения с основными церковными догматами. Правда, ряд современных богословов занялся вопросом о Богоматеринстве в связи с Богочеловечеством 3 и уяснил в этой области очень многое. Но это еще не есть разрешение проблемы в ее целом. Проблема же о богословском значении почитания Божией Матери, о его оправданности с точки зрения Евангелия, о его месте в общем контексте христианского вероучения приобретает в настоящий момент первостепенную важность хотя бы по тому интересу, который вопрос о почитании Божией Матери представляет для экуменического диалога, ибо хорошо известно что он является одним из главных пунктов, в которых между собой расходятся три основных христианских вероисповедания: Православие, римо-католичество и протестантизм. И потому проблема эта рано или поздно должна будет встать перед православным богословским сознанием во всей своей полноте и сложности. Не претендуя никоим образом дать исчерпывающее разрешение этой проблеме, настоящее исследование мариологического вопроса имеет своей целью определить главные догматические предпосылки всего исключительного характера почитания Божией Матери православной Церковью и уяснить значение некоторых его сторон. Предметом его анализа преимущественно будут богословские мотивы и темы, выставляемые в богородичных службах и богородичных песнопениях.

http://pravmir.ru/velikoe-znamenie-tsars...

Закрыть itemscope itemtype="" > 10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская 09.08.2016 331 Время на чтение 4 минуты Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (ст. стиль) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Икона Божией Матери, именуемая " Благодатное Небо " , находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Это тот образ, который перевезен из Смоленска в Москву Софией Витовтовной, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича. На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее - Богомладенец. На острове Талабск (Залита) эту икону " Благодатное Небо " почитают как Смоленскую. Об иконе Божией Матери " Благодатное Небо " рассказывает настоятель храма св. Николая на острове Талабск (Залита) иеромонах Паисий (Гидраш): " Это наша храмовая икона, она была в серебряной ризе с позолотой, но в 20-е годы ризу сняли большевики, а в 1958 году отец Николай Гурьянов, когда стал настоятелем храма, увидел икону без ризы и заказал в Свято - Духов монастырь Вильнюса игуменье Нине ризу для образа Божией Матери Смоленской. Делала ризу для иконы Богородицы золотошвейка матушка Тавифа, она была уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, начала шить. А матушке он сказал: " Когда закончишь, тогда и отпустим " . Он держал ее своей молитвой, чтобы она спаслась через эту вышитую ризу. Два года монахиня работала над ризой, хотя была почти слепа, но вышила прекрасную ризу в 60- м году, и почила в Бозе. Никольский храм построен в середине 19 века, тогда уже икона " Благодатное Небо " была написана и почитаема. Теперь она известна многими чудотворениями. Помню, когда я начинал здесь служить, батюшка послал к иконе маленького Ваню, который начал делать поклоны и приговаривать: " Матерь Божия, помоги, мне отец Николай сказал " . Как оказалось, у него была постоянная температура сорок, родители показывали ребенка московским врачам, те не смогли помочь. Приехали к отцу Николаю, отец Николай говорит: " Идите к Божий Матери, Она поможет " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Ярополец. Церковь Казанской иконы Божией Матери при усадьбе Чернышёвых. Казанская церковь-усыпальница З.Г. Чернышёва Карта и ближайшие объекты С 1717 г. село Ярополец находилось во владении рода Чернышевых. До 1774 г. здесь существовала деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Начало строительства нового каменного храма датируется 1780 г. В 1782 г. каменная церковь была построена только до половины из-за кончины графа Захара Григорьевича Чернышева. Строительство и внутренняя отделка храма продолжались более 50-ти лет и были завершены в первой половине XIX в. Главный престол освящен в 1839—1840 гг. Проект церкви относят к кругу работ выдающегося русского архитектора XVIII в. М.Ф.Казакова. Храм каменный, оштукатуренный, с лепной белокаменной отделкой, построен в стиле классицизма. Здание заключает в себе две церкви, которые повернуты в разные стороны апсидами и объединены общим притвором с хорами наверху. Восточную часть занимает Казанская церковь, в западной части помещается двухпридельная усыпальница Чернышевых. Главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, приделы — во имя пророка Захарии и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Со времени основания и до закрытия в 1962 г. в храме совершались богослужения. После закрытия церкви здание использовалась как льнохранилище, как подсобное помещение. Церковь Казанской Божией Матери имеет своеобразную и редкую объемную композицию из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом (притвором), служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды, но только северо-восточная из них является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей, в склеп которой был впоследствии перенесен прах фельдмаршала З.Г. Чернышева, умершего в 1784 году и похороненного ранее в другом месте. Церковь была перестроена по заказу вдовы фельдмаршала А.Р. Чернышевой в 1798 году. Этим объясняется более поздний, в сравнении с дворцом, характер ее архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=01065

Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. 8 сентября. ПРАВМИР. Православные празднуют Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», — сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»… Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе. И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

http://pravmir.ru/sretenie-vladimirskoj-...

Пензенская губерния Обителей мужских 7, женских 18. Мужские обители Въясская Владимирская пустынь в Саранском уезде. Эта общежительная пустынь живописно расположена на правом берегу реки Въяссы, близ ее впадения в Суру, в 40 верстах от уездного города Саранска. Предание рассказывает, что обитель эта основана двумя благочестивыми старцами, которые принесли Владимирскую икону Божией Матери на это место и устроили кельи. Вскоре после основания монастырь стали приписывать к разным обителям и только в 1860 г. сделали самостоятельным. В пустыни четыре церкви: соборная каменная, в честь Владимирской иконы Божией Матери, вторая так же, как и первая, тоже каменные и две остальных – деревянные. В монастыре хранится чудотворная Владимирская икона Божией Матери, принесенная основателями его; икона эта древнего греческого она прославилась с 1830 года, когда она была принесена в Пензу по случаю свирепствовавшей там холеры. Как только икона была принесена в город, холера тотчас же прекратилась. Престольные праздники – в день Св. Троицы, 21 мая, 28 июня и 14 сентября. В это время в обитель собирается много богомольцев; в эти же дни совершаются также крестные ходы. Другой достопримечательности монастыря является источник, находящийся в церкви Божией Матери; вода этого источника считается целебной. Монастырем управляет игумен. Нижне-Ломовский Казанский Богородицкий монастырь близ Нижнего Ломова. Нижне-Ломовский монастырь расположен в 2 верстах от уездного города Нижнего Ломова, на высокой горе. Об основании этого монастыря рассказывается следующее. Одному казаку, Алексею Набокову, явилась Казанская икона Божией Матери (1648 г.). В честь явившейся ему иконе он выстроил небольшой монастырь. С 1764 г. обитель эта причислена ко 2 классу. Главной святыней монастыря является Казанская икона Божией Матери, явившаяся основателю его. Кроме нее, имеется еще другая чудотворная явленная икона Св. Иоанна Предтечи. И та, и другая иконы, находящиеся в соборном храме, привлекают в монастырь очень много богомольцев. Для последних имеется странноприимница. Летом эти иконы носятся по городам и селам Пензенской губернии. 8 июля совершатся крестный ход из Нижнего-Ломова в Казанский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Новочеркасск. Церковь Донской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Донской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1903. Год утраты:приблизительно 1935 Архитектор:С.И. Болдырев Адрес: Ростовская обл., г. Новочеркасск, (в квартале, между ул. Просвещения и ул. Бакунина; и между ул. Богдана Хмельницкого и ул. Скрябина) Координаты: 47.41464, 40.084173 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Донской иконы Божией Матери. «Как только была явлена милость Божия 29 апреля 1891 г. в чудном спасении драгоценной жизни Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, во время его путешествия по востоку, сряду же между гражданами г. Новочеркасска возникла мысль — запечатлеть в памяти потомства это дивное, видимое промышление Божие о нашем Августейшем Атамане, каким-либо священным памятником» (Донские Епархиальные Ведомости, 1893 г., неоф. отд., 10, стр. 418). Речь идет о том, что в Японии было совершено покушение на жизнь Наследника Российского престола Николая Александровича (с 1896 г. Императора Николая II, который по закону считался Августейшим Атаманом всех казачьих войск, в т.ч. и Донского). Новочеркасцы 29 апреля 1893 года, т.е. во вторую годовщину чудесного спасения Наследника престола, подали Высокопреосвященному Макарию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому, прошение в память избавления от грозившей опасности жизни Государя Наследника Цесаревича от руки злодея разрешить им построить на Ратной площади между новым институтом и Атаманским техническим училищем храм во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворной «Донской иконы», поднесенной Донскими казаками на Куликовом поле великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому перед началом великой битвы с полчищами грозного Мамая. Архиепископ Макарий благословил строительство храма на Ратной площади (ныне комплекс зданий общежитий НГТУ со студенческой поликлиникой и столовой) в честь и славу Донской иконы Божией Матери. Одновременно с подачей прошения на имя Высокопреосвященного Макария горожане послали через уполномоченных в царскую резиденцию в Ливадии на имя Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича телеграмму о том, что они подали прошение на строительство Донского Богородичного храма в Новочеркасске в память великой милости Божией, сохранившей 29 апреля 1891 г. жизнь Императорского Высочества, Августейшего Атамана Донских казаков. В ответ на Дон пришла телеграмма из Крыма: «Государь Наследник Цесаревич, тронутый усердием граждан Новочеркасска, поручил мне выразить сердечную благодарность Его Высочества вам и другим уполномоченным за поздравление и добрыя пожелания. Граф Олсуфьев».

http://sobory.ru/article/?object=38400

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010