Но не долго вселенской церкви пришлось наслаждаться миром. Прежде чем на востоке явился второй ряд иконоборческих императоров, запад, по чисто посторонним побуждениям, в лице одной из поместных церквей – франкской высказался против соборного определения относительно иконопочитания. Это было время правления франкской монархии Карла Великого. Последний, как известно, явился реставратором школ и научного образования в государстве, которое в течение по крайней мере двух веков до Карла не видело у себя ученых людей и более или менее видных писателей (см. подробнее в диссертации: Восточная и западная школы во времена Карла Великого I главу). К концу VIII в. Карл Великий мог уже пожинать плоды своих трудов. И нужно сказать, сам Карл был высокого мнения о научном образовании своей страны. Епископы франкской монархии играют важную роль в общецерковных делах запада. Достаточно вспомнить о церковном суде над адопцианами, происходившем под непосредственным влиянием Карла и при участии исключительно епископов франкской церкви. Если Карл был высокого мнения об авторитете наличных сил национальной церкви, то понятно, насколько оскорбительно было для него игнорирование отцами седьмого вселенского собора представителей от франков. Общецерковный вопрос решается помимо авторитетных судей в этом деле, и решение объявляется обязательным и для тех, голос которых так несправедливо был устранен при решении. Карл мечтал быть самостоятельным во всех делах, и вдруг ему представляют готовое решение с титлом канонического, след. обязательного. Правда, были на соборе представители римской церкви, но в делах веры они для Карла не имеют обаятельного авторитета. В голове знаменитого короля франков образовались своеобразные понятия о значении папства в делах веры, далеко несогласные с общеустановившимися на западе воззрениями на этот предмет. Не римская церковь с ее папою во главе, а Свящ. Писание есть высший авторитет церкви. Но если бы вопрос был решен только папою, то в таком случае, возможно, было бы соглашение, некоторый компромисс.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Так, в частности, на 7-м заседании (13 октября 787 г.) Собор привел Никео-Цареградский Символ Веры – конечно, без Filioque – важнейший исторический факт, также свидетельствующий не в пользу позднейших римских догматов об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. В окончании Собор принял 22 канона, в основном касающихся правил монашеской жизни. После завершения всех обсуждений Отцы откликнулись на приказ императрицы прибыть в Константинополь, где состоялось последнее заседание Вселенского Собора. Это случилось 23 октября 787 г. в Мангаврском дворце столицы. На заседании в присутствии императоров, высших государственных сановников и виднейших военачальников под одобрительные выкрики присутствующих лиц были зачитаны соборные определения. Затем св. Тарасий поднес царям книгу, в которой были изложены все соборные деяния и определения, и просил утвердить их своими подписями. Святая Ирина и Константин VI подписались первыми, затем легаты, столичный патриарх и епископы. Получив щедрые дары от царицы, епископы разъехались по своим епархиям. Так завершилось последнее вселенское собрание Кафолической Церкви, но об этом еще никто не знал и не догадывался. Глава 3. Карл Великий – император Западной Римской империи Пока на Востоке развивались эти волнительные события, на Западе решался вопрос: кто будет править Италией? После смерти Пипина властителем франков стал замечательный человек своего времени, его сын Карл Великий (Charlemagne по-французски и Karl der Grosse по-немецки). Этот великий муж, проживший долгую и содержательную жизнь, является той фигурой, руками которой творится история целых народов и эпох. Он обладал величественным обликом и большой физической силой. До самой старости Карл не оставлял физические упражнения и особенно любил плавание и охоту. Король был трезвенником и ненавидел пьянство. Воздержанный и скромный, неприхотливый в еде и питье, он был красноречив и умел очень доходчиво и просто объяснить дело собеседнику. На обед ему обычно подавали четыре блюда, не считая мясного жаркого, до которого Карл, как истый охотник, был весьма охоч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

275 Дауб Карл (1765 – 1836) – немецкий философ-гегельянец, профессор теологии в Гейдельберге. У него учился Л. Фейербах. 276 Гёшель Карл Фридрих (1781–1861) – немецкий теолог и философ, правый гегельянец. Известно его сочинение «О доказательстве бессмертия человеческой души в свете спекулятивной философии» (1835). 277 Ричль Альбрехт (1822–1889) – немецкий протестантский экзегет и богослов, основоположник одного из направлений либерально-протестантской школы экзегезы. Отталкиваясь от воззрений Канта и Шлейермахера, он задумал построить автономную систему богословия, свободную от всякого умозрения и основанную на опыте внутренних переживаний человека. Исходя из кантовского критицизма, он совершенно отделяет теоретическое познание от религии, знание – от веры и не допускает влияния метафизики на богословие, особенно ввиду того, что путем мышления мы все-таки не доходим до вещи в себе. Существование Бога вытекает из наших чувств и воли. В нас есть чувство греха и стремление к блаженству, им соответствует грозный Бог и милостивый Бог. Если человек ищет доказательств бытия Божия, то лишь только для того, чтобы познать Бога, существование Которого для него и без того уже несомненно, – познать Его как высший закон мира. Здесь могут иметь значение только нравственные доказательства. 278 Шенкель Даниил (1813–1885) – швейцарский протестантский богослов. Приверженец так называемого примирительного богословия, стремился доказать историческими фактами единство протестантских основных принципов и законность евангелического единения. 279 Ульман Карл Генрих (1796–1865) – немецкий теолог и историк. Находился под сильным влиянием Шлейермахера. Занимался исследованием реформаторских движений в Европе (особенно в Германии) до реформации. 280 Бретшнийдер Карл Готлиб (1776–1848) – немецкий ученый и богослов. В 1820 г. опубликовал нашумевшую работу о Евангелии от Иоанна «Probabilia de Evangelii et Epistolarum Joannis Apostoli indole et origine» («Заключение о характере и происхождении Евангелия и посланий апостола Иоанна»), в которой приводил аргументы против авторства ап. Иоанна этого Евангелия. Большой вклад в экзегетику внес его «Греко-латинский учебный словарь Нового Завета» (1824). Себя Бретшнийдер считал «рационалистическим супранатуралистом» (rational supernaturalist). Признавая сверхъестественные элементы в Библии, он тем не менее считал возможным рационалистическое интерпретирование догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Карл-Богуслав, рождение 1714 † 16 мая 1730 Граф Август-Вильгельм, прусский каммергер, рождение 8 ноября 1746 † 16 августа 1836; женат 1) на Вильгельмине- Шарлотте-Фредерике ф. Кальден; 2) на баронессе Шульц Графиня Доротея-Фредерика-Каролина, за графом Борке Граф Владимир Иванович, российский подполковник, рождение 9 января 1744 † 28 сентября 1787 Граф Георг-Иоанн † 1816; женат на баронессе Каролине-Филиппине Менгден Граф Карл-Фридрих, российский подполковник Граф Лудвиг-Август, российский майор; женат на баронессе Елене-Августине Менгден Графиня Анна-Елисавета, за Владимиром-Георгом ф. Мореншильд Графиня Шарлотта-Ульрика-Иоанна, за бароном Гансом- Генрихом Ферзеном Графиня Фредерика-Доротея-Елена Граф Борис Петрович, российский генерал-поручик, рождение 1740 † 1793; женат на Луизе Грабовской Граф Егор Петрович, российский генерал-майор, рождение 1741 † 1810; женат на Наталие Лепарской Граф Карл-Густав, женат на Беате Барановой Граф Магнус-Эрнест, майор Граф Александр-Магнус, майор Графиня Анна-Елисавета, за майором ф. Ведель Графаня Шарлотта-Гертруда, рождение 1744 † 1778 Графиня Юлия-Маргарита, рождение 1751 † 1782 Граф Пётр-Фридрих Графиня Екатерина-Елена, за Акселем ф. Роткирх Густав-Генрих, рождение 1744 † 1760 Готгильф-Христиан-Курт Генриетта-Елена Софиа, за Куртом-Генрихом ф. Мантейфель КОЛЕНО X: Лаврентий Иоахим-Фридрих-Вильгельм, женат на София-Элеоноре ф. Цастров Граф Георг-Алберт-Фридрих-Вильгельм-Эмилий Графиня NN, за прусским полковником фон-дер- Доллен Граф Карл Георг, рождение 12 марта 1778 Граф Оттон-Филипп Граф Эдуард-Владимир-Август Граф Георг-Бернгард, рождение 17 сентября 1793; женат на Амалие ф. Эттинген † 7 сентября 1847 Граф Фердинанд-Эрнест, рождение 14 февраля 1795; женат на графине Анне Карловне Меллин Графиня Анна-Элеонора Графиня Наталия-Элеонора, за ф. Крюднер Графиня Амалия Лудвиговна, за Владиииром ф. Пистолькорс Графиня Наталия Лудвнговна, за Германом ф. Рейтерн Графиня Августина Лудвиговна, за подполковником Алексеем ф. Пистолькорс Граф Осип Егорович, полковник, рождение 8 июня 1785; женат 1) на Марие-Фромандье; 2) на Анне Ханыковой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Имелся свой фаворит и среди немецких курфюрстов – Фридрих Саксонский. Волна национализма, неуклонно поднимавшаяся в это время по всей Германии, делала весьма проблематичным выбор как в пользу француза, связанного с папой договором в Витербо и Болонским конкордатом, так и в пользу англичанина, слишком уж далекого на своем острове. Что касается Фридриха, то по сравнению с этими тяжеловесами он, конечно, выглядел слабовато. Оставался единственный кандидат, способный удовлетворить всех, и этим кандидатом был Карл. Разумеется, он устраивал большинство не в качестве короля Испании, но в качестве внука Максимилиана. Не зря же, упоминая о нем, немцы говорили не Дон Карлос, а Карл фон Габсбург. Он и сам, у себя за Пиренеями, назначая, к негодованию подданных, на все ответственные должности исключительно фламандцев, доказал, что немецкого в нем гораздо больше, чем испанского. К тому же Неаполитанское королевство, сувереном которого он являлся, представляло постоянную угрозу Риму. Итак, 28 июня 1519 года императором Германии был избран Карл. Какую бы религиозную политику ни собирался проводить новый император, Лютер хорошо понимал, что такой протекции, как от курфюрста Саксонского, от Карла ему не дождаться. Во время коронации, которой руководил архиепископ Кёльнский, Карл, теперь именовавшийся Карлом V, поклялся по мере сил своих «защищать католическую веру в духе традиции» и «почитать Святого Отца и Владыку во Иисусе Христе, а также Святую Церковь с покорностью, уважением и верностью». Впрочем, и без этой клятвы он хорошо сознавал свой долг перед Христовой Церковью. Воспитавший его Адриаан Флоризоон, декан факультета богословия Лувенского университета, учивший также и Эразма, в 1522 году ставший папой Андрианом VI, сумел внушить ему искреннюю веру и глубокую набожность, основанную, главным образом, на новейшем благочестии, явлении опять-таки гораздо больше германском, нежели испанском. Но все эти соображения меньше всего занимали мысли Лютера. Теперь, когда судьба его бесповоротно определилась, ему прежде всего требовалось добиться признания своего учения и заполучить на свою сторону как можно больше немцев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Так жил Карл в мирное время в столице своего государства, городе Ахене. III. Война с арабами в Испании. Война с саксами и кочевыми народами. Завоевание Италии Но недолго пришлось Карлу после войны с саксами пожить в мире и заниматься устройством своего государства. Начались опять войны. На далеком Западе, в стране испанцев, поселился народ, который в то время приобрел большое могущество. Эго были арабы. В настоящее время арабы большей частью живут на севере Африки, в пустыне Сахаре, и до сих пор ведут кочевой образ жизни. Родина этих арабов была Азия, страна Аравия, где находится Палестина, город Иерусалим с Гробом Господним. Арабы были воинственный народ. Лет за тысячу до нашего времени начались их завоевания. Покоряя окружные народы, перешли они из своей родины в Африку. Оттуда лет за сто до Карла Великого часть их перешла из Африки в Испанию. Покорили арабы Испанию и образовали свое сильное государство. Хотели арабы распространить свою власть и над другими народами Европы. Много раз нападали они на франкские земли, которые соприкасались с их владениями, но терпели неудачу. Еще отец Карла Великого приостановил завоевания арабов и нанес им сильное поражение. С этих пор арабы не думали более о распространении своей власти над Европой, но все-таки не прекращали набегов. Много терпел от них франкский народ, особенно те, кто жил поближе к Испании. Вот, против этих-то арабов и отправился Карл на войну. Думал он подчинить себе Испанию и заставить арабов принять христианство. Арабы не были язычниками. Они верили в одного Бога, Аллахом называли его, и в пророка, посланного на землю их богом для проповеди , Магомета. Отсюда вера их называлась магометанской. Много магометан и теперь. Такую веру исповедывают турки и многие другие. Хотя верят они в одного Бога, но во многом разнится их вера от христианской. Сделались арабы магометанами через 600 лет после Рождества Христова, когда уже сильно распространилось христианство. Потому в их вере многое взято из христианской, но все переиначено. Оставили арабы свою прежнюю языческую веру, стали учить они, как христиане, что Бог один. Этот Бог сотворил мир, он вечный и всемогущий, он будет судьей всех живых и мертвых в последний день мира, но он не святой и не праведный, а скорее жестокий. Он казнит неверующих в него без всякого милосердия, даже с удовольствием. Если Бог приказывает, то или другое, то не потому, что это хорошо и справедливо, а потому, что ему так угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Но едва ли можно сомневаться, что, приняв титул «римского патриция», Пипин и Карл великий предоставили себе право непосредственного влияния в столице кесарей. Карл великий, кроме звания «римского патриция» получил еще от папы знамя и ключи от гроба блаженного Петра. Так как ключи и знамя всегда признавались символом власти, то отсюда несомненно, что, по взгляду самого папства, Рим должен находиться в политической зависимости от Карла великого. В высшей степени также замечательно, что даже позднейшие свидетельства, из которых мы знаем о содержании дарственных записей Пилона и Карла великого, перечисляя города и местности, предоставленные апостольскому престолу, не упоминают о самом Риме, не говорят, что он также укреплен был за папами. Следовательно, имея в Риме свою резиденцию, папа не мог распоряжаться здесь со властью самостоятельного государя; власть его должна была ограничиваться пределами духовной, епископской юрисдикции. Кроме того, одарив апостольский престол, Пипин и Карл великий обещались покровительствовать папе и защищать наместников блаженного Петра в их новом положении. Но покровительство и защита – такие понятия, которые предполагают зависимость покровительствуемых от тех, кто берет их под свою защиту. Этим теоретическим соображениям соответствуют и факты. В 799 г. Лев III был изгнан из Рима своими противниками, которые требовали его низложения. Папа бежал к Карлу великому и просил у него защиты. Император показал тогда, что с титулом «римского патриция» соединяется власть действительная, а не номинальная только. Лев III восторжествовал над враждебной партией. Но это торжество куплено было довольно дорого. Карл великий предварительно назначил над папою формальный суд, пред которым Лев III должен был опровергнуть взведенные на него обвинения. Таким образом «патриций римский» является не только покровителем папы, или посредником между папою и его врагами, а судьей самого папы. Подобный образ действий не мог бы иметь места, если бы папа пользовался тогда политической независимостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Эвва † 30 декабря 1759; за майором бароном Карлом- Оттоном Розеном Георг-Адольф, рождение 18 июля 1773 † 22 июня 1821; женат на Шарлотте-Елене Леске, рождение 24 августе 1771 † 14 июня 1839 Карл-Фридрих Магнус-Иоанн Юстина-Эвва-Доротея, за Иоанном-Фридрихом Лемпф Шарлотта-Елена, за Иоанном-Андреем Рейснером Анна-Луиза, за Иоанном-Андреем Рейснером Карл-Эрнест, подполковник, рождение 6 ноября 1759 † 29 октября 1838; женат на Юлие Войгетт, рождение 26 августа 1774 † июня 1831 Адольф Иоанн, рождение 13 июня 1761 † 8 августа 1828; женат 1) на Анне-Каролине Канефер; 2) на Варваре Чмиховской (от 1-го брака сын; от 2-го брака 5 сыновей и дочь) Юлия-Доротея, рождение 1757 † 1795 Екатерина-Луиза-Сусанна, рождение 10 апреля 1763 † 11 июня 1823; 1) за Дицом; 2) за бароном Густавом-Георгом Менгденом КОЛЕНО IV: Георг-Вильгельм, рождение 29 сентября 1801 † 14 ноября 1835; женат на Эмилие Гагемейстер Юлия-Генрих, рождение 4 декабря 1804 † 18..; женат на Эмилие Мантейфель Эдуард-Каспар, рождение 6 октября 1806; женат на баронессе Иозефине Кампенгаузен Елисавета-Доротея Каролина-Доротея Юлий Карлович, статский советник, рождение 18 августа 1799; женат на Елисавете Юргенсон Константин Карлович, майор, рождение 15 октября 1800; женат на Шарлотте Шредер Фёдор Карлович, рождение 10 октября 1804; женат на Анне Тизенгаузен Амалия Карловна Каролина Карловна Карл Иванович, рождение 29 декабря 1787; женат на Каролине Брюммер Антон Иванович, рождение 6 января 1798 Платон Иванович, рождение 6 ноября 1800 Пётр Иванович, рождение 15 июня 1807 Константин Иванович, рождение 22 июня 1811 Елисавета Ивановна КОЛЕНО V: Эмма Егоровна Генрих-Энгельбрехт-Магнус, рождение 2 мая 1843 Иоанн-Георг-Фромгольд, рождение 21 марта 1838 Шарлотта-Клементина-Леокадия Эрнестина-Иозефина Эмилия-Иозефина Клементина Изабелла Мария-Луиза Иоанна-Эрминия Елисавета Юлиевна София Константиновна Каролина Фёдоровна Мария Фёдоровна Адальберт Карлович, рождение 29 июня 1813 Карл Карлович, рождение 14 ноября 1828 Эдмунд Карлович, рождение 21 мая 1831

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Карл сумел разбить их отдельно одного за другим. Первым поплатился датский король. Совершенно неожиданно, переправившись через пролив, отделяющий Швецию от Дании, с 15-ти тысячным войском, Карл XII подступил к Копенгагену и принудил Данию заключить мир с обеспечением безопасности Голштинии и уплатой изгнанному герцогу 260 т. Талеров. Этот мир был подписан в Травендале в тот день, когда Петр получил известие о турецком мире, так что первый из союзников уже отпал, когда начал действовать третий. Между тем Петр в конце сентября 1700 г. подступил к Нарве и начал правильную ее осаду, а Август тем временем осаждал Ригу. В ноябре Карл переправился в Ливонию и 19 ноября под Нарвою разбил на голову русских, так что сам Петр признавался, что русские войска отступили «в конфузии». Покончив с русскими, Карл бросился на саксонцев и в июле следующего 1701 г. нанес им не менее сильное поражение, чем русским под Нарвой. Так меньше, чем в год, разбиты были все три союзника. Теперь Карлу предстояло решить вопрос, кого добивать прежде, Августа или Петра. Он взялся за Августа, как более сильного, по его мнению, противника: на Петра и его армию он посматривал свысока и о русской армии отзывался презрительно. «Нет никакого удовольствия, говорил он самоуверенным тоном, биться с русскими, потому что они не сопротивляются, как другие, а бегут. Если б река Нарова была покрыта льдом, то нам едва ли бы удалось убить хоть одного человека». Эти три победы сразу поставили Карла в глазах современников на высоту великого полководца. О нем заговорили в Европе, ему посвящали стихи и выбивали в его честь медали с хвалебными надписями. На Петра появлялось немало карикатур; так, выбита была медаль: на одной стороне изображен царь Петр, греющийся при огне своих пушек, из которых бомбы летят в Нарву. Под изображением надпись из Евангелия об апостоле Петре: «Бе же Петр стоя и греяся». На другой стороне русские бегут от Нарвы с Петром впереди, царская шапка валится с его головы, шпага брошена, он утирает слезы платком; надпись гласит: «Исшед вон, плакася горько».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Неблагоприятное для протестантов постановление аугсбургского сейма заставило их теснее сблизиться между собой. В 1531 г. они заключили (в Шмалькальдене) оборонительный союз. Однако опасения их пока были напрасны. Карл V, занятый войной с Францией и угрожаемый со стороны Турции, не мог предпринять решительных мер против последователей нового учения. Но вражда двух партий – католической и протестантской – с каждым годом усиливалась. Лютер глубоко скорбел, видя, что начатое им дело должно разрешиться кровопролитием. Когда Лютер умер в 1546 г., обе враждебные стороны стояли друг против друга с оружием в руках. К этому времени император освободился от внешних врагов и борьба возгорелась. Во главе протестантского союза стояли курфюрст саксонский Иоанн и ландграф гессенский Филипп. На сторону Карла V перешел самый даровитый из протестантских князей, Мориц, герцог саксонский. Равнодушный к вере, он имел в виду усилиться при зтих благоприятных обстоятельствах. Действительно, Карл V, разбив протестантов и в том числе курфюрста саксонского, передал его земли и курфюрстское достоинство Морицу. Но Мориц, достигнув своей цели, изменил Карлу; он неожиданно двинулся против него со своей армией и едва не захватил его в плен. Император должен был спасаться бегством. Измена Морица имела решительное влияние на судьбу реформации. Карл V убедился теперь, что он не может подавить новое религиозное учение, и вынужден был уступить протестантам. В 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир, по которому глава германской империи и католические государственные чины ее отказывались от насильственного преследования лютеранства. Они признавали гражданскую равноправность лютеран, обещали неприкосновенность приобретенных ими доселе церковных имуществ и на будущее время предоставляли всем светским государственным чинам полную свободу принимать аугсбургское исповедание и обязывать к тому же своих подданных. Карл V, для которого единство империи – политическое и религиозное – было целью жизни, решился удалиться со сцены после того, как рушились его планы. В том же 1555 году он отрекся от престола и удалился в Испанию, в монастырь св. Юста. Через два года он умер. Состояние протестанства от Аугсбургского до Вестфальского мира (1555–1648 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010