Но после революции и до сих пор это здание занимают учебные заведения: была школа, которая сейчас называется гимназией имени Голицына, – она переехала в Дровяной переулок; потом Полярная академия, которая теперь вошла в состав Гидрометеорологического университета и в качестве корпуса этого высшего учебного заведения продолжает располагаться здесь же. Другой пример – «Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», которое отец Философ возглавлял в течение 26 лет и которое разрослось в свое время во всероссийскую организацию. Их здание расположено на углу Николаевской (ныне официально – улица Марата) и Стремянной улиц, на нем даже сохранилась мозаичная надпись с названием общества. Теперь это жилой дом, но в нем располагалась и библиотека, она существует до сих пор. Мы поддерживаем с администрацией этой библиотеки связь и проводим там мероприятия, посвященные памяти отца Философа. И главный вопрос – сама мученическая кончина отца Философа и двух его сыновей. Ведь точно до сих пор не установлены ни место, ни дата, ни образ этой кончины. Есть предание. Конечно, никакое предание не существует на пустом месте, но хочется все-таки уточнить подробности. Думаю, есть смысл проводить более расширенный поиск в архивах – ведь что-то можно установить по каким-то косвенным свидетельствам. Нужно общаться и с носителями этого предания. Ведь у отца Философа много потомков. Также есть краеведы, живущие в тех местах – в Стрельне. Мы знаем и некоторых потомков тех людей, которых отец Философ окормлял. Кажется, что все бесследно пропало, – но нет, находятся люди, чьи бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки ходили в этот храм, отец Философ их венчал, крестил их детей – это интересная область семейной истории. Есть еще Ильинский храм на Пороховых – последний храм, где служил отец Философ. Но надо и молиться, что мы стараемся делать. Когда возникает такое живое общение, то сам святой человек помогает, если, конечно, воля Божия на то есть. Во всяком случае, сам поиск приносит большую духовную пользу – что-то открывается и для внутреннего понимания.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/svyawe...

Elenchos или Apophasis megalê V, 10. «Философема, или Опровержение всех ересей» Philosophumena, ou Réfutation de toutes les hérésies nepeboд. A. Siouville (псевдоним Joseph Turmel), 1928. Archè, 1991, 249 p. ; также перевод H. van Kasteel, Beya, 2019, XXXIV, 394 p. Каталог языческих верований и гностических христианских систем. Ода 23. Евангелие от Никодима гл. XXI. Idem., г л. XXIII. Св. Ириней Лионский. Против Ересей. 56 Св. Иустин Философ. Апология I, 41. Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем 73. Тертуллиан. Против Маркиона. 19. 1-6. Св. Иустин Философ. Первая апология. XXXV, 2. Oracles Sibyllins, VI, 26-28; Griechische Christliche Schriftsteller, 132. Или в литературном переводе: «О блаженное древо, на коем Бога распяли! Не на земле пребывать тебе предстоит, а на небе, Бог когда огненный взгляд, обновленный, как молнию кинет». Св. Иустин Философ. Первая Апология. Гл. 55, 2. Евангелие от Петра, 10.39 – 10.42. Послание Двенадцати Апостолов 16. Откровение Апостола Петра I. Дидахе. 16.6 Danielou Jean, Théologie du Judéo-Christianisme. Cerf, Paris, 1991, p. 329. Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем. 85. Ориген. Против Цельса. Книга 1, VI. Ориген. Против Цельса. Книга 1, VI. Ориген. Против Цельса. Книга 1, VI. Иоанн Златоуст. Беседа о кресте и разбойнике. Беседа 1. Tertullianus. De Patientia 14. Tertullianus. De Patientia 14. Зенон Веронский. Об Иове. II. Возлюбленные братие, Иов (…) был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. (…) Иов был праведен. Спаситель наш есть сама правда (…). Иов был истинен. Господь наш есть подлинная, совершенная истина. Иов был богат. Но чье богатство может сравниться с богатством Господа нашего (…). Иов три раза был искушаем диаволом. (…) Трижды же искушал диавол и Господа Нашего. Иов (…) обнищал. Господь наш (…) также обнищал, чтобы нас обогатить. Дети Иова были умерщвлены. Дети Господа нашего, пророки, были побиты (…). Иов поражен был язвами. Господь наш (…) принял все нечистоты и язва греховные. Иова увещевала жена его впасть в тяжкий грех. Господа нашего ублажала синагога следовать испорченным древним преданиям иудейским. На Иова нападали друзья его. На Господа (…) восстали первосвященники и книжники. Иов, пораженный проказой (…), сидел вне города. Господь наш, (…) был предан позорной смерти вне города. Иов (…), непобедимый, терпением опять приобрел и здоровье, и богатство. Господь наш, победив смерть (…), даровал верующим бессмертие. Иов родил других детей… Господь наш (…) создал себе новых детей – святых Апостолов. Иов скончался в мире. Господь наш, оставив нам мир, (…) во славе вознесся к Отцу своему.

http://bogoslov.ru/article/6176142

В 1898 году при Воскресенском храме было учреждено Александро-Невское общество трезвости, которое «понимало под трезвостью не одну... добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное, христиански-органическое начало жизни, приводящее в гармоническое сочетание все творческие силы человека и предохраняющее его от пьянящего подавления темными силами, и с первых же пор направило свою деятельность на устранение самих причин и условий зарождения нетрезвости» . В 1898 году был освящен храм во имя Иоанна Предтечи, построенный при непосредственном участии отца Философа, ставший духовно-просветительным центром на Выборгской стороне. В 1895 году отец Философ был награжден наперсным крестом. 14 ноября 1898 года он за усердную и полезную деятельность на посту председателя Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви и труды по построению трех храмов Общества был возведен в сан протоиерея. В 1899 году была открыта бесплатная библиотека-читальня имени «М.В.  Ломоносова», организатором и первым директором которой стал протоиерей Философ. В ночь на 24 ноября 1899 года сгорела Предтеченская церковь на Выборгской стороне, но отец Философ не растерялся при этом искушении: под временный храм был приспособлен соседний барак вместимостью до тысячи человек, и вскоре богослужения возобновились, а на месте пожарища стал воздвигаться новый каменный храм. В 1900 году протоиерей Философ был назначен членом комиссии по вопросу о надлежащей постановке преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения. Опираясь на свой личный опыт законоучителя и более широкий опыт пастырский, протоиерей Философ в ходе работы комиссии подготовил доклад «О способах развития и укрепления религиозных и нравственных начал в учащихся». Священника весьма беспокоило, что, несмотря на почти повсеместное преподавание Закона Божьего в школах, повсюду наблюдался едва ли не полный провал в деле религиозного воспитания учащегося народа. Одной из причин такого положения вещей он видел ту, что силой установившегося порядка вещей Закон Божий превратился в один из учебных предметов наравне с алгеброй, физикой и химией.

http://fond.ru/kalendar/457/boris/

Петр – болгарский царь (927–970) 191, 202, 219, 220 Петр – брат Асана (Асеня) 283, 286 Петр – брат императора Маврикия, стратиг 103–106, 113, 114 Петр – стратопедарх 196, 227, 231 Петр Патрикий – византийский дипломат и историк (VI в.) 64 Пирагаст – военный предводитель славинов 114 Пирр – царь Эпира (319/318–272 гг. до н. э.) 48 Пист Маркианопольский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Пифагор –древнегреческий философ 15, 36, 208 Плакида, императрица – см. Галла Плацидия Платон – древнегреческий философ 15, 36 Плотин – философ-неоплатоник 36 Плутарх – древнегреческий философ, биограф, моралист (ок. 45–ок. 127) 42 Порфирий – философ-неоплатоник 36 Примислав – русский князь (Ярослав Галицкий?) 267, 268 Приск – византийский полководец 100–103, 105, 112–114 Приск Панийский – византийский дипломат и историк (410/420 – ок. 475) 41–45, 68, 139, 191 Прокопий – узурпатор 27, 57 Прокопий Кесарийский – византийский историк (ок. 500–560-е гг.) 9, 64, 66–68, 72, 73, 97, 191 Просух – византийский военачальник 257 Проэресий – христианский наставник 26 Псевдо-Симеон – условное наименование автора так называемой Хроники Псевдо-Симеона (X в.) 179, 182 Пупака – подручный Андроника I 280 Радагайс (Родогайс) – вождь группы варварских, главным образом готских племен (начало V в.) 60 Ричард – граф Антра (Андрии) 262, 263, 264 Рожер II – сицилийский король (1095–1154) 258, 262, 263 Роман I Лакапин (Старый или Старший) – византийский император (920–944) 139, 176, 179, 185, 231 Роман II – византийский император (959–963) 146, 147, 177, 192 Роман III Аргир – византийский император (1028–1034) 217, 238 Роман IV Диоген – византийский император (1068–1071) 245 Роман – болгарский царь (977–991) 202, 220 Роман – патрикий 231 Роман Куркуас – византийский полководец 229 Роман Мстиславич – князь волынский (с 1171) и галицкий (1199–1205) 276, 289, 304 Рос – имя, упоминаемое в одном из писем патриарха Фотия 131 Росислав (Ростислав Мстиславич) – великий князь киевский (1154–1168) 266, 267, 269 Ростислав Михайлович – см. Ур

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Философ Николаевич Орнатский в юности в 1869–1874гг.  обучался в Белозерском (с 1971/1972гг. оно было  преобразовано в Кирилловское) духовном училище. Поступив по экзамену в СПБ. Д. Семинарию, он окончил ее в 1881 г. под 2, а в 1885г. и СПБ. Дух. Академию под 10 из 102-х, со „степенью кандидата, с правом получения степени магистра без нового устного испытания» 6 . 28 июля того же 1885г. он был рукоположен во священника митрополитом Петербургским Исидором ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Санкт-Петербурге, где прослужил 7 лет, в том числе и в качестве законоучителя. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, этот приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Этот первоначальный опыт приходского пастыря и школьного учителя послужил для о. Философа благоприятным фактором для его  дальнейшей более масштабной и значимой церковно-просветительской деятельности. В 1888 году отец Философ был назначен членом СПб. Епархиального Комитета Всероссийского. Православного Миссионерского Общества, которое было основано в 1865 году для выполнения задач, направленных на просвещение многих крещеных, но по-настоящему не воцерковленных, а поэтому легко поддающихся духовному повреждению, граждан России, на интеграцию различных этносов в рамках единого государства,  включению соответствующего этноса в социальную и государственную структуру Российской империи, а также для деятельности далеко за её пределами (в торговых и дипломатических представительствах) 7 . В 1890-м – о. Философ был избран членом Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а 4 мая 1892 года стал и его председателем, вплоть до своей кончины 8 . Это общество было основано в Санкт-Петербурге в апреле 1881 года в ответ на убийство имп. Александра II с целью защиты граждан Российской империи, в первую очередь молодежи, от тлетворного влияния бурно распространяющихся  в обществе атеистических и нигилистических идей, а также для воспитания православного человека, как подлинного христианина. Прот. Философ к социально-просветительской деятельности Общества в помощь священнослужителям привлекал многих духовно образованных мирян, студентов СПб. Духовной академии (в т. ч. студента Василия Казанского, будущего митрополита Петроградского Вениамина).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Глава 3. Об обращении философа-диалектика    Какую же добродетель несет в себе простота веры, мы можем узнать из того, что, как говорят, как раз там и произошло. Ведь когда заботой религиозного императора со всей земли были собраны служители Бога, [на собор] приехали также философы высокой репутации и весьма знаменитые и прославленные диалектики. Один из них, весьма прославленный в искусстве диалектики, изо дня в день спорил с нашими епископами, мужами также достаточно искушенными в диалектике. И явлен был великий спектакль, когда собрались на заседание ученые и начитанные мужи. Философ все никак не мог закончить речь и кратко подвести итог. Ведь он вел спор в такой риторической манере, что, когда он будто бы заходил в тупик, то ускользал из него подобно изворотливому змею. Однако Бог допустил, так как власть Бога не на речах стоит, а на добродетелях, чтобы среди прочих слушавших епископов присутствовал один исповедник, муж по природе весьма простой и ничего другого, кроме Иисуса Христа и Его крестной смерти, не ведающий. Когда он увидел философа, глумящегося над нашими и наслаждающегося хитростью диспута, попросил у всех слова: «Я бы хотел кратко побеседовать с философом». Тогда наши, которые знали простоту мужа и его неопытность в спорах, испытали некоторую стыдливость и испугались, как бы святая простота не вызвала насмешек у сведущих людей. Председательствующий все же настоял на своем и дал тому начать речь. «Во имя, — сказал тот, — Иисуса Христа, философ, слушал я о том, что истинно. Бог есть един, Который соделал небо и землю, и Который дал человеку, которого сотворил из праха земного, душу. Все, что видимо, и все, что невидимо, Он сотворил добродетелью Слова Своего и упрочил освящением Духа Своего. Это Слово и Мудрость, Которое мы зовем Сыном, во искупление грехов человеческих было рождено от Девы, и через страдание смерти освободило нас от вечной смерти и воскресением Своим открыло нам путь к вечной жизни. Его мы и ждем для окончательного суда, который, как мы считаем, наступит. Веришь ли ты, философ, что это так?» Но тот, как если бы никогда не учился парировать аргументы, так и стоял, молча, пораженный доблестью речи, ни на что не отвечая, и молчаливый вид его был красноречивее слов. И тогда председательствующий сказал: «Если ты веришь, что это так, поднимись и ступай за мной в храм и прими знак этой веры». И философ, обратившись к последователям своим, а также к тем, кто собрались послушать, сказал: «Слушайте, о ученые мужи, пока со мной сражались словами, я словам противопоставлял слова, и то, что говорилось, я с помощью риторического искусства переворачивал наизнанку. Но когда из уст говорящего впереди слов вышла добродетель, слова уже не могли противостоять добродетели, и человек не может противиться Богу. И потому, если кто из вас смог из того, что было сказано, понять то, что понял я, пусть поверит в Христа и последует за этим старцем, в котором говорит Бог». Так, став христианином, философ наконец признал себя побежденным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Подобным образом и сих ожидает день погибели их, когда Бог придёт судить землю и погубит всех, творящих беззаконие и сквернодеющих: «си бо омывают оходы своя (и) в рот вливают и по браде мажются, наричющи Бохмита, такоже и жены их творят ту же скверну и ино пуще – от совокупленья мужьска и женска вкушают». Слышав это, Владимир плюнул и сказал: «О отвратительно»! 220 . Философ продолжал: «Ещё слышали мы, что приходили из Рима (Немцы) учить вас своей вере, но их вера немного (несколько) повреждена против нашей 221 , ибо служат на опресноках, то есть оплатках, которых Бог не предал, повелев служить на хлебе, (ибо сказано): и преда апостолом, приим хлеб, и рече: се есть Тело Мое, ломимое за вы..., они же этого не творят, и (потому) вера их (не совсем) исправна». Владимир сказал: «Приходили ко мне Жиды и говорили, что-де Немцы и Греки веруют в Того, Которого мы распяли». Философ отвечал: «Действительно, мы в Него веруем, ибо пророки предрекли – одни, что Бог родится, другие, что Он будет распят и погребён, в третий день воскреснет и вознесётся на небеса. Они же тех пророков избивали, а других пилами перетирали. Когда же сбылись пророчества, (Бог) сошёл на землю, был распят и по воскресению вознёсся на небо, то (Он) ждал от них покаяния 46 лет. И поскольку не покаялись, послал на них Римлян, которые города их разрушили, а самих расточили по разным странам, в которых они и до сих пор в рабстве». Владимир спросил: «Но для чего Бог сошёл на землю и принял такую страсть»? Философ сказал: «Если хочешь, (князь), послушать, то скажу тебе по ряду и обстоятельно, для чего Бог сошёл на землю». Владимир сказал: «Готов слушать с большим удовольствием (послушаю рад)». И начал философ говорить таким образом... За этим следует весьма пространная речь философа к Владимиру, в которой подробно излагается вся священная история Ветхого и Нового Завета от начала до конца, от сотворения мира до вознесения Иисуса Христа и проповеди апостолов. Показав, таким образом, план божественного домостроительства о спасении людей или то, для чего Бог сходил на землю, философ заключил свою речь: «Предуставил же Бог день, в который хочет судить, пришед с неба, живых и мёртвых и воздать каждому по делам его – праведникам царство небесное и красоту неизреченную и веселье без конца и жизнь вечную, а грешникам бесконечную муку огненную и червя не усыпающего».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В это время патриарх Иоанн [ 15 ] воздвиг гонение на святые иконы. Тогда был собран собор, на котором постановили удалить сего патриарха с престола. На такое определение собора Иоанн говорил: — Меня удалили насилием, а обличить не могли, так как никто не может противиться моим словам. Царь с новым патриархом послали Константина к Иоанну с таковыми словами: — Если будешь в состоянии обличить сего юношу, тогда снова займешь престол. Видя такого молодого философа и не зная его сильного ума, Иоанн сказал Константину и посланным: — Вы не стóите моего подножия. Как же я буду спорить с вами? — Не держись людских обычаев, — отвечал Константин, — но смотри на заповеди Божии. Как ты, так и мы сотворены из земли, душа же от Бога. Посему, смотря на землю, человек, не гордись! — Глупо искать цветов осенью, — сказал Иоанн, — а также и старца посылать на войну. — Ты сам обличаешь себя, — отвечал философ. — Скажи мне, в каком возрасте душа бывает сильнее тела? — В старости, — отвечал Иоанн. — На какую войну мы тебя вызываем, — спросил философ, — на телесную или духовную? — На духовную, — отвечал Иоанн. — Если ты теперь сильнейший духом, — сказал философ, — то не приводи нам таких сравнений. Мы без времени не ищем цветов, а также безвременно не вызываем тебя на спор. После это перешли к беседе. Старец спросил: — Скажи мне юноша: если крест сломается, мы уже не поклоняемся ему, ни лобызаем его. Как же вы, если только будет одно лицо до персей, не стыдитесь творить ему иконную честь? — Четыре части имеет крест, — отвечал философ, — и если не будет одной части, то крест потеряет свой вид, икона же имеет вид и подобие, если будет написано лицо того, кого хотели изобразить. Взирающий же смотрит не на лицо льва или рысье, но — на первообраз. — Вот вы кланяетесь кресту, — сказал старец, — если и нет на нем надписи, иконе же, если не будет написания, не творите почести. — Всякий крест, — отвечал философ, — имеет подобие Креста Христова, иконы же не имеют одного образа, но различны. Наконец старец сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Итак, в Древнем Риме распятие на кресте было ужаснейшей казнью, к которой приговаривались самые опасные преступники. В греческой, латинской и еврейской языковых традициях отношение к этой казни весьма негативное, с признаками брезгливости и омерзения. Доктрина христиан о добровольном распятии Мессии звучала как скандал и провокация. Это очень осложняло дело проповеди. Однако принявшие Христа переосмыслили всю систему цивилизационных ценностей, говоря, что «от Сиона вышел Новый закон», то есть об обновлении Завета. Последователи христианства говорили, что Мессия был полноценным Богом и полноценным человеком и о том, какой громадной ценой человечество было спасено. Поэтому всё окружающее бытие подверглось редакции через эстетику креста. Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, провозглашает: «Мы проповедуем Христа распятого». Под этим образом и распространялась новая мессианская вера среди иудеев и язычников. Используя символы, иносказания, криптографию, Церковь передавала через них суть значения своего главного знака — дело спасения человечества.У апологетов христианства и в первых христианских произведениях учение о боговоплощении (спасении) и распятии (кресте) передавалось как главная доктрина христианства. Крест осмыслялся как орудие и образ искупления (Иустин Философ) и уже не как страшное оружие казни и смерти, как у язычников, но образ спасения и освобождения всего человечества (Тертуллиан). Крест — знак соединения с человечеством и домостроительства Божия (Ириней Лионский). Знак очищения падшей человеческой природы «дикой земли». Крест это образ силы Божией (Евангелие от Петра) и Его славы (Дидим Слепец), знак конца и эсхатологического воздаяния (Иустин Философ). Крест — образ трудного личного подвига и работы над собой, «отёсывания камней» и «возделывания земли», знак орудия спасения (Ерм. «Пастырь»). Знак «силы и власти Христовой» (Иустин Философ). Знак христиан как новой твари, переменивший их из ветхой (Иустин Философ), живущих по новому закону, то есть Новому Завету (Иустин Философ).

http://bogoslov.ru/article/4980531

В числе протестующих были самые замечательные церковные деятели России: митроп. Петр, арестованный и сосланный, но не отказавшийся от своих прав законный первосвятитель Русской православной церкви, местоблюститель патриаршего престола; митрополит Агафангел, старший иерарх Рус. Церкви, бывший заместитель Патриарха; митрополит Кирилл Казанский, первый кандидат на местоблюстительство, намеченный св. патр. Тихоном; митроп. Иосиф Петроградский, кандидат в заместители митроп. Петра; архиепископ Серафим Угличский, бывший заместитель патриаршего местоблюстителя; архиеп. Иларион (Троицкий) знаменитый сподвижник патриарха Тихона; архиеп. Пахомий Черниговский, архиеп. Прокопий Херсонский; еп. Виктор Глазовский, еп. Варлаам Пермский; еп. Евгений Ростовский; еп. Дамаскин Глуховский, еп. Василий Прилукский; еп. Алексий Воронежский; еп. Иерофей Никольский; еп. Иларион викарий Смоленский; еп. Димитрий Гдовский; еп. Сергий Нарвский; еп. Максим Серпуховской; еп. Павел Новомосковский; епископы: Гавриил, Аверкий, Нектарий, Феодор, Филипп, Стефан, Петр и друг. епископы, находившиеся в ссылках и концлагерях. Среди протестующих были и замечательные представители священства, богословы-профессора и церковно-общественные деятели: знаменитый богослов и философ проф. Моск. Дух. Акад. о. Павел Флоренский , проф. Моск. Дух. Акад. о. Феодор Андреев, бывш. президент Петербург. Религиозно-Философского О-ва, знаменитый рус. философ проф. С. А. Аскольдов, философ А. А. Мейер, проф. Петербургск. Дух. Акад. А. И. Бриллиантов , известн. изд. Религиозно-Нравствен. б-ки проф. М. А. Новоселов; проф. Моск. Консерват. философ А. Ф. Лосев ; проф.-психиатр В. Н. Финне, диакон-доцент Петерб. Университета В. В. Финне, проф. Петрогр. Универ-та Д. И. Абрамович и В. Л. Комарович; профессора Военно-Юридическ. Акад. С. С. Абрамович-Барановский и А. Н. Колосов , философ доктор М. Н. Маржецкий, о. Василий Верюжский , о. Сергий Тихомиров , о. Валентин Свентицкий, о. Александр Сидоров, о. С. Мечов, о. Викторин Добронравов, о. Никифор Стрельников, о. Николай Прозоров, о. Александр Кремышанский, о. Николай Пискановский, о. Сергий Алексеев, о. Анатолий Жураковский , игум. Варсонофий (Юрченко), протоиерей Григорий Селецкий, протоиер. Антоний Котович и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010