Летом 1918 года, с 11 по 16 июня, Петроград посетил патриарх Тихон. Он совершает 13 июня, в праздник Вознесения Господня, в Казанском соборе Божественную литургию. После Литургии был совершен крестный ход с Казанской иконой Божией Матери и с ковчегом со святыми мощами сщмч. Ермогена, привезенными Патриархом из Москвы для вновь устраиваемого подземного храма. Прот. Философ участвует в других торжественных богослужениях и мероприятиях, устраивает собрание Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, на котором присутствует  Патриарх. Высказав Его Святейшеству благодарность за принятие им звания почетного члена Общества, о. Философ пообещал, что Общество и впредь будет продолжать трудиться для распространения религиозно-нравственного просвещения среди всех слоев населения. В своей речи, обращенной к Святейшему Патриарху Тихону, о.Философ, в частности, сказал: «Социализм – враждебен христианству, он не признает небо и хочет устроить рай на земле. Мы знаем по опыту во что обращаются в социалистическом государстве украденные из христианства святые начала: свобода, равенство и братство.  Ныне больше чем когда-либо, и в России больше чем где-либо, ясно, что только на основах подлинного христианства возможно вернуть народу порядок для продолжения спокойной жизни, имеющей конечной целью спасение всех во Христе». 29 июля в Петрограде состоялось чрезвычайное епархиальное собрание ввиду издания советскими властями циркуляра об изъятии из школ предметов религиозного почитания. Прот. Философ призвал духовенство совершить еще один общегородской крестный ход, наподобие того, что состоялся в январе 1918 года в защиту Александро-Невской лавры. Но осуществить намеченное ему не удалось. Согласно воспоминаниям Лидии Философны, дочери о. Философа, вечером  19 июля (1 августа) 1918 года, в канун празднования памяти св. пророка Илии, после того, как о. Философ по приглашению причта Ильинского храма на Охте отслужил там всенощную, и вернувщись домой, сел ужинать вместе с семьей – супругой Еленой Николаевной, сыновьями Николаем, Борисом и Владимиром, дочерью Лидией и сестрой Елены Николаевны – Антониной Николаевной, вдовой убитого прот. Петра Скипетрова, раздался звонок  и в дверях появились вооруженные люди. Прот. Философ был арестован, также были арестованы и два его старших сына – Николай и Борис, вызвавшиеся сопровождать отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Анциферов Павел Григорьевич (1851– 1897), отец Η. П. Анциферова Анциферов Павел Николаевич (1918– 1919), сын Η. П. Анциферова Анциферов Сергей Николаевич (1921– 1942), сын Η. П. Анциферова Анциферова Екатерина Максимовна (урожд. Петрова; 1853 – март 1933), мать Η. П. Анциферова Анциферова Наталья Николаевна (1915–1919), дочь Н.П. Анциферова Анциферова Татьяна Николаевна (по мужу – Камендровская; 1924 – 9 июля 2013), дочь Н.П. Анциферова Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ Аронкин, врач ДПЗ Арсений (Смоленец Александр Иванович ; 1873 – 19 декабря 1937), архиепископ Семипалатинский. Арестован в сане епископа Ростовского и Таганрогского в марте 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Артемьев Иоанн Яковлевич (1871–?), священник. Арестован в январе 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Аскольдов Сергей Алексеевич (наст. фам. Алексеев; 1871 – 23 мая 1945), философ Ася, воспитанница Т. Н. Гиппиус Б Багиров Мир Джафар Аббасович (1895 – 26 мая 1956), народный комиссар внутренних дел Азербайжанской ССР (1921–1927) Базаров Владимир Александрович (наст, фам. Руднев; 1874 – 16 сентября 1939), социал-демократ, экономист, философ Балмашов, заключенный сотрудник лагерной администрации Баранова Мария Александровна, заключенная сотрудница лагерной администрации Баратынский Евгений Абрамович (1800– 1844), поэт Бахтин Всеволод Владимирович (1901 – 7 февраля 1951), историк. Арестован в декабре 1928 г. «по делу A.A. Мейера», приговорен к трем годам лишения свободы и оправлен на Соловки Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 7 марта 1975), философ, культуролог Белобородов Александр Георгиевич (1891–9 февраля 1938), один из организаторов расстрела царской семьи. Расстрелян Белозоров (Белозёров) Константин Семенович (1894–1930), заключенный сотрудник лагерной администрации. Расстрелян Бергсон Анри (1859–1941), французский философ Бердяев Николай Александрович (1874 – 23 марта 1948), философ, публицист. В эмиграции с 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир сказал: «приходили ко мне Жиды и говорили, что де Немцы и Греки веруют в Того, Которого мы распяли». Философ отвечал: «Действительно, мы в Него веруем, ибо пророки предрекли – одни, что Бог родится, другие, что Он будет распят и погребен, в третий день воскреснет и вознесется на небеса: они же тех пророков избивали, а других пилами претирали; когда же сбылись пророчества, (Бог) сошел на землю, был распят и по воскресении вознесся на небо, то (Он) ждал от них покаяния 46 лет и поскольку не покаялись, послал на них Римлян, которые города их разрушили, а самих расточили по разным странам, в которых они и до сих пор в рабстве». Владимир спросил: «Но для чего Бог сошел на землю и принял такую страсть?» Философ сказал: «Если хочешь (князь) послушать, то скажу тебе по ряду и обстоятельно, для чего Бог сошел на землю». Владимир сказал: «Готов слушать с большим удовольствием (послушаю рад)». И начал философ говорить таким образом... За сим следует весьма пространная речь философа к Владимиру, в которой подробно излагается вся священная история Ветхого и Нового Завета, от начала до конца, от сотворения мира до вознесения Иисуса Христа и проповеди апостолов. Показав, таким образом, план божественного домостроительства о спасении людей, или то, для чего Бог сходил на землю, философ заключил свою речь: «Предуставил же Бог день, в который хочет судить, пришед с неба, живых и мертвых и воздать каждому по делам его – праведникам царство небесное и красоту неизреченную, и веселье без конца, и жизнь вечную, а грешникам бесконечную муку огненную и червя не усыпающего». Сказав это, философ показал Владимиру полотно, на котором написан был страшный суд Господень, и указал ему одесную праведников, в веселии идущих в рай, а ошуюю грешников, идущих: в муку. Владимир вздохнул и сказал: «Добро сим – одесную, горе же сим – ошуюю». Философ сказал: «Если хочешь стать с праведными одесную, то крестись». Владимир, положив на сердце своем слова его, сказал: «Подожду и еще мало», – ибо хотел испытать о всех верах. Дав философу дары многие, Владимир отпустил его с честью великою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Скачать epub pdf Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. Во всех воспоминаниях, приведенных в этой книге, упомянуты, а часто и пересказываются замечательные проповеди протоиерея Философа Орнатского , которые врезались в душу всем, кто слышал их в те дни в Сарове. Как и главные участники прославления преподобного Серафима – Царственные страстотерпцы, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, священномученик Серафим (Чичагов) ,– отец Философ вошёл в светлый сонм новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Философ Орнатский родился в Новгородской губернии в семье священника. Один из его братьев был женат на племяннице св. прав. Иоанна Кронштадтского . Св. Иоанн Кронштадтский очень любил отца Философа и часто бывал в его доме. Философ Орнатский окончил Петербургскую Духовную Академию и принял священство. Через несколько лет был назначен настоятелем Казанского собора в Петербурге. Его проповеднический талант привлекал искавших живого слова. Не раз он призывал свою паству не внимать идеям «равенства». Во время революции на его глазах был расстрелян протоиерей Петр Скипетров, муж сестры его жены – один из первых новомучеников Российских. Мученика отпевал митрополит Вениамин с духовенством. Проповедь при отпевании произнес отец Философ. В 1918 г. в канун праздника пророка Илии его и двух сыновей – Николая, военного врача, и Бориса, тоже офицера, арестовали. В ту же ночь их вместе с другими заключенными повезли на расстрел. По дороге он читал вслух отходную над приговоренными. Из его паствы с ним было 22 человека. Все убитые были брошены в море 20 июля/2 августа 1918 г. Знаменательно, что отец Философ был арестован в день памяти преподобного Серафима и сподобился мученической кончины спустя ровно 15 лет после великих дней прославления Преподобного, когда говорил свои «Саровские поучения»...   1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе Слово, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 13 июля, за поздней литургией «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф. 9, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Феопомп (Хиосский) (IV в. до Р.Х.) – древнегреческий историк, продолжил «Историю» Фукидида. Феспид – древнегреческий трагик VI в. до Р.Х. Филемон (ок. 361–262 до Р.Х.) – поэт-комедиограф родился в Сиракузах, жил в Афинах. Филипп II (ок. 382–336 до Р. Х.) – царь Македонии, отец Александра Македонского. Филистион – (I в. до Р.Х. – I в.) поэт и мимический актер. Филоксен – древнегреческий поэт, автор дифирамбов (V-IV вв. до Р. Х.). Филон (Александрийский) (20 г. до Р.Х. – 54) – иудейский философ и экзегет, автор множества сочинений. Филострат (II-III вв.) – автор жизнеописания Аполлония Тианского. Фокион (436–380 до Р.Х.) – древнегреческий военачальник и государственный деятель, противник Демосфена. Фукидид (470–396 до Р.Х.) – древнегреческий военачальник, историк. Херемон (IV в. до Р.Х.) – поэт-трагик. Хрисипп (280–207 до Р.Х.) – древнегреческий философ-стоик. Эзоп (IV в. до Р.Х.) – древнегреческий автор басен. Элиан (170–235) – ритор и философ-стоик. Эмпедокл (490–430 до Р.Х.) – древнегреческий философ-досократик. Эпаминонд (IV в. до Р.Х.) – известный фиванский военачальник. Эпиктет (50–130) – древнеримский философ, основатель собственной философской школы в Никополе, был рабом-вольноотпущенником. Эпихарм (550–460 до Р.Х.) – поэт-комедиограф из Сиракуз. Эсхин (389–314 до Р.Х.) – афинский оратор. Этеокл – мифический фиванский царь, сын царя Эдипа. Ямвлих (Халкидский) (245–325) – языческий философ-неоплатоник. 6 Точнее вместо откормленный бык смысл греческого текста передает церковнославянский перевод: представление телцов, то есть предложение в пищу заколотых тельцов. 14 В издании Саргологоса: «Архилоховой лисицы». Здесь свт. Василий делает аллюзию на басню Архилоха «Лев, лиса и олень». 22 В синодальном переводе выделенные слова, присутствующие в греческом и церковнославянском тексте, отсутствовали. 24 По-видимому, в древности существовал погребальный обычай красить некоторые части тела умерших. Либо в данном случае – намек на то, что прихорашиваться в старости приходится не для того, чтобы нравиться лицам противоположного пола, а для получения милости и подаяний от других.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

прот. Николай Преображенский Скачать epub pdf (Краткое жизнеописание) Содержание Происхождение, семейное положение Жизненный путь: основные вехи (1869–1918)     Протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860–1918) – один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он  известен не только в Петербурге, но и по всей России своими начинаниями в области церковных реформ, а также  своими трудами на поприще религиозно-просветительского и социально-благотворительного служения. Отец Философ явился бесстрашным и последовательным обличителем антицерковной политики большевиков. В условиях всё усиливающегося красного террора, как истинный пастырь Церкви Христовой, он не отступил от своих убеждений и веры во Христа и принял мученическую кончину вместе с сыновьями ради блага Церкви и Отечества. Происхождение, семейное положение Протоиерей Философ Николаевич Орнатский   родился 21 мая ст.ст. 1860г. в Троицкую родительскую субботу и праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского, который служил на погосте Новая (Поповка) под Череповцом, в церкви Богоявления Господня 1 . Отец Философ через свою мать Флену (Феону) Ивановну, дочь священника Новоёрговской церкви Белоликова Ивана Стефановича, и троюродную сестру своего отца Марию Ивановну (в девич. Орнатскую), ставшей супругой священника Захарии Ивановича Белоликова, породнился с другим известным родом с Вологодчины – родом Белоликовых. Из этого  рода вышел священномученик епископ Пимен (в миру Петр Захарович Белоликов, 1879 – убит 16 сент. 1918), близко общавшийся с о. Философом 2 . Прот. Философ был женат на  Елене Николаевне Заозерской, 21 мая 1865г.  рождения, они обвенчались 17 июля 1885г. В семье было одиннадцать детей, двое старших из них – Николай и Борис вместе с их отцом были причислены к лику общецерковных святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви по канонизации Святых, прошедшем в Москве 13–16 августа 2000 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

– Пойдемте, чада, во имя Господне и посмотрим на того льва. И пошли все. При приближении к львиному логовищу, на всех напал страх, и все хотели бежать назад. Но святой сказал: – Покажите мне его место. Ему показали, стоя вдали. Тогда преподобный пошел к зверю, взывая: – Где жилище львиное? Тотчас лев, услышав человеческий голос, выскочил из своего логовища; но, увидавши лицо святого, пал мёртвым. Стоявшие же вдалеке, заметив вышедшего льва, со страху побежали и ожидали, что он растерзает Епифания. Угодник же Божий громким голосом кричал им: – Не бойтесь, чада: придите и посмотрите на труп зверя». Они после долгих колебаний отважились придти к святому и, увидавши лежащего у его ног мертвого льва, весьма удивились, прославляя Бога. Вместе с даром чудотворения и многими иными Господь наградил Своего верного раба великим даром знания и истолкования Божественного Писания. Читая его братиям, он ясно и для всех понятно разъяснял его. Об его начитанности и высоком уме услыхал один греческий философ. Пришедши из Едессы11) в монастырь к святому, философ препирался с ним на основании книг эллинских мудрецов: он восхвалял греческое многобожие, а Епифаний доказывал учением Священного Писания истинность христианской веры во Единого Бога, в Троице Святой славимого. Целый год пробыл греческий ученый в монастыре христианского мудреца, споря с ним и присматриваясь к равноангельской жизни святого и его учеников. Видя к тому же и совершаемые Епифанием чудеса, философ мало-помалу приходил к познанию Христовой истины. Наконец следующее чудо особенно поразило его и окончательно обратило в христианство. 60 человек привели в монастырь бесноватого, связанного веригами12). Преподобный сказал философу: – Послушай, философ, препирающийся с грешным Епифанием: или ты изгони из этого человека лютого беса призвав своих богов, чтобы я уверовал в них; или я призову моего Бога, распятого Иисуса Христа и изгоню беса, и тогда ты обратись к нашей христианской вере. Философ молчал, не находя ответа. Тогда святой, призвавши имя Божие, запретил бесу и изгнал его из создания Божия. После этого чуда философ пал к ногам чудотворца, прося крещения и исповедуя Единого истинного Бога, Христа распятого. Преподобный послал новообращенного к Илариону, которой и окрестил его с именем Епифания. Новокрещенный принял затем монашество, был пресвитером и настоятелем иноков.

http://pravicon.com/info-2321

— Пойдемте, чада, во имя Господне и посмотрим на того льва. И пошли все. При приближении к львиному логовищу, на всех напал страх, и все хотели бежать назад. Но святой сказал: — Покажите мне его место. Ему показали, стоя вдали. Тогда преподобной пошел к зверю, взывая: — Где жилище львиное? Тотчас лев, услышав человеческий голос, выскочил из своего логовища; но, увидавши лицо святого, пал мёртвым. Стоявшие же вдалеке, заметив вышедшего льва, со страху побежали и ожидали, что он растерзает Епифания. Угодник же Божий громким голосом кричал им: — Не бойтесь, чада: придите и посмотрите на труп зверя. Они после долгих колебаний отважились придти к святому и, увидавши лежащего у его ног мертвого льва, весьма удивились, прославляя Бога. Вместе с даром чудотворения и многими иными Господь наградил Своего верного раба великим даром знания и истолкования Божественного Писания. Читая его братиям, он ясно и для всех понятно разъяснял его. Об его начитанности и высоком уме услыхал один греческий философ. Пришедши из Едессы [ 11 ] в монастырь к святому, философ препирался с ним на основании книг эллинских мудрецов: он восхвалял греческое многобожие, а Епифаний доказывал учением Священного Писания истинность христианской веры во Единого Бога, в Троице Святой славимого. Целый год пробыл греческий ученый в монастыре христианского мудреца, споря с ним и присматриваясь к равноангельской жизни святого и его учеников. Видя к тому же и совершаемые Епифанием чудеса, философ мало-помалу приходил к познанию Христовой истины. Наконец следующее чудо особенно поразило его и окончательно обратило в христианство. 60 человек привели в монастырь бесноватого, связанного веригами [ 12 ]. Преподобный сказал философу: — Послушай, философ, препирающийся с грешным Епифанием: или ты изгони из этого человека лютого беса, призвав своих богов, чтобы я уверовал в них; или я призову моего Бога, распятого Иисуса Христа и изгоню беса, и тогда ты обратись к нашей христианской вере. Философ молчал, не находя ответа. Тогда святой, призвавши имя Божие, запретил бесу и изгнал его из создания Божия. После этого чуда философ пал к ногам чудотворца, прося крещения и исповедуя Единого истинного Бога, Христа распятого. Преподобный послал новообращенного к Илариону, который и окрестил его с именем Епифания. Новокрещенный принял затем монашество, был пресвитером и настоятелем иноков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вскоре после начала первой мировой войны по инициативе отца Философа при Казанском соборе был открыт лазарет для раненых воинов. При этом большая служебная квартира, которую занимала многодетная семья отца Философа была передана им в качестве дополнительного помещения лазарету Казанского собора. Одним из важнейших церковных послушаний, которое добровольно принял на себя в годы войны отец Философ стали регулярные поездки на фронт для передачи в действующую армию значительной благотворительной помощи, собиравшейся в храмах столицы. На протяжении долгих лет своего самоотверженного пастырского служения отец Философ не менее усердно созидал и свою семью, являвшую, по свидетельству хорошо знавших ее современников, подлинный образец христианского брака. Подобно многим русским православным священникам, рассматривая воспитание своих детей как важнейшую христианскую обязанность, отец Философ вместе со своей матушкой сумел дать шести сыновьям и четырем дочерям подлинно христианское воспитание. Предоставляя детям возможность свободного выбора жизненного пути, отец Философ не стремился, как это подчас было принято в семьях священнослужителей, сделать своих сыновей членами клира, но прилагал усилия к тому, чтобы избирая для себя самые разнообразные профессии, они оставались на протяжении всей своей жизни подлинными христианами. Поэтому глубоко закономерно, что его старшие сыновья Николай, ставший военным врачом, и Борис, служивший артиллерийским офицером, в дальнейшем удостоились чести вместе со своим отцом принять мученическую смерть за Христа во время коммунистических гонений на Церковь . Начавшаяся в 1917 г. подготовка Поместного Собора Русской Православной Церкви обусловила во многих епархиях проведение местных епархиальных соборов, на которых после многих десятилетий вынужденного безмолвия русское приходское духовенство получило возможность свободно обсуждать накопившиеся за двухвековой синодальный период проблемы церковной жизни. Считаясь одним из самых авторитетных священнослужителей столицы, отец Философ был выдвинут на пост председателя Петроградского епархиального собора, который выработал под его руководством обширную программу вопросов, подлежавших обсуждению как на епархиальном, так и на Поместном Соборах 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Философ, что скажешь об этом юноше? Или ты исцелишь его с помощью своих богов, и я уверую в них, или мой Бог, Распятый, исцелит его, и ты уверуешь в Него, — уразумев ложные мысли философа проговорил божественный авва. Однако язычник не поверил, что сказанные чудотворцем слова могут быть истинными. Он подумал, что тот сказал их из гордости. — Хочешь, я сниму с твоих рук железные оковы? — обратился Епифаний к бесноватому юноше. Услышав это, философ от страха убоялся и закрылся на замок в своей келье. «Этот монах напрасно хочет снять оковы с бесноватого. Убегу я, пожалуй, чтобы не претерпеть мне от него какое–нибудь зло», — подумал оратор. — Я, грешный Епифаний, раб Господень, повелеваю тебе во имя Иисуса Христа Распятого, Сына Божия, выйти этого человека и более не входить в него, — возгласил преподобный. Бес тотчас же вышел, а к юноше вернулся разум, и он пришел в нормальное состояние. Тогда, открыв дверь, философ увидел, что юноша исцелен, и побежал поклониться святому. — О, Епифаний, победитель и венценосец, верую твоим словам через твои дела, и именно — благодаря этому чуду которое вижу. Ведь слова, будучи бесплодными, сотрясают воздух, дела же имеют плод и видны. Поэтому и я хочу стать рабом Распятого, — исповеднически обратился язычник к блаженному. — Что ты удивляешься, философ, думая, что я сотворил это чудо? Нет же, не я, а Сын Божий творит чудеса через тех, кто веруют в него, — образумил его авва. Уразумев все услышанное, философ попросил святого крестить его. Это славное событие произошло в монастыре Илариона Великого. После совершения Таинства божественный учитель попросил Илариона Великого послать одного брата вместе с новопросвещенным Епифанием (так назвали философа) к епископу Элевферополя, где тот был рукоположен во священника. — Тот, кто прежде думал о себе, что он — великий философ, хотя на самом деле был никем, благодатью Христовой стал истинным философом и достойным священником. Отныне он будет вашим духовным отцом, — сказал преподобный инокам своей обители по возвращении отца Епифания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010