Быт.35:17 . Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. Роды Рахили (в противоположность большинству еврейских женщин, Исх. 1:19 ), были трудны, – может быть вследствие немолодого уже возраста ее и большого промежутка времени от рождения Иосифа. Но повивальная бабка пытается утешить ее, напоминая страстное желание ее ( Быт. 30:24 ) иметь второго сына и возвещая ей, что рождается у нее именно сын (по Мидрашу, с каждым сыном Иакова рождалась вместе и сестра, а с Вениамином – 2 сестры). Быт.35:18 . И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином. Умирающая мать говорит, что сын этот – дитя скорби (смертельной) своей матери, Бенони. Но Иаков, не желая, чтобы имя последнего сына постоянно растравляло его скорбь об утрате Рахили, изменил его на другое, Беньамин – «сын десницы» (Vulg:. filius dextrae), т.е., может быть, счастья (каково значение и имен: «Гад», «Асир») или «силы» (евр. aven, скорбь, может иметь форму оп, которое означает силу, Быт. 49:3 ), или «сын юга» (рожденный на юге, тогда как все остальные сыновья родились на севере). Быт.35:19–20 . И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня. Погребена была Рахиль близ Евфрафы – Вифлеема (LXX: «путь ипподрома» – в указанном значении), где и теперь показывается ее гробница, Kubbet-Rahil, имеющая, впрочем, вид чисто мусульманского саркофага. В 1Цар. 10:2 гробница Рахили указывается на границе Вениаминовой, т.е. значительно севернее, равно и в Иер. 31:15 (о плаче Рахили над пленными евреями, слышном в Раме) предполагается близость этой гробницы к Раме в колене Вениаминовом. Возможно, что поставленный Иаковом надгробный памятник, сохранявшийся до времен Моисея («до сего дня»), дал возможность евреям, по вступлении в Ханаан, отыскать прах Рахили и перенести его (как переносились кости Иакова и Иосифа) в удел последнего сына Рахили – Вениамина. Преступление Рувима, родословная семейства Иакова, смерть и погребение Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Перевод с греческого А. Сидорова 1 В нашей Библии это – Первая книга Ездры. Однако цитируемое преподобным Максимом место сильно отличается от текста Септуагинты и, соответственно, от церковно-славянского (и русского) переводов. Поэтому мы вынуждены давать свой перевод, ориентируясь на синодальный. 3 Подобное толкование имени Иуда (ξομολγησις) встречается в “Апостольских постановлениях” и у святителя Кирилла Александрийского . См. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1978. – P. 500. Само слово имеет значения и ‘исповедания’, и ‘исповеди’, и ‘признания’, и ‘благодарения’. 4 Понятие ξαγρευσις в святоотеческой письменности имеет обычно значение ‘исповеди’, часто являясь синонимом слова ξομολγησις. Так, блаженный Диадох , рассуждая об одном из двух видов богооставленности, когда Бог попускает душе преисполниться неверием, гневом и спесью, замечает, что в таком случае человеку необходимы “непрестанное исповедание грехов (ξαγρευσιν τν μαρτημτων παυστον) и неиссякаемые слезы”. См. Diadoque de Photice. Oeuvres spirituelles/Ed. par E. des Places//Sources chretiennes. 5 ter. Paris, 1966. – P. 147. Поскольку же существенной частью исповеди является откровение (раскрытие) помыслов, то в данном случае мы перевели этот термин именно как ‘раскрытие’, предполагающее искреннее покаяние открывающего Богу свои помыслы. 5 Рождение Вениамина стоило жизни его матери и она нарекла его Бенони, но отец назвал Вениамином (см. Быт 35:18 ). “Умирающая мать говорит, что сын этот – дитя скорби (смертельной) своей матери. Но Иаков, не желая, чтобы имя последнего сына постоянно растравляло его скорбь об утрате Рахили, изменил его на другое, Беньямин – «сын десницы» (Vulg.: filius dextrae), то есть, может быть, счастия (каково значение и имен: Гад, Асир) или «силы» (евр. aven, скорбь может иметь форму, которая означает силу), или «сын юга» (рожденный на юге, тогда как все остальные сыновья родились на севере)”. – Толковая Библия . Т. 1. Петербург, 1904. – С. 201. Святитель Кирилл Александрийский , понимая под Рахилью Церковь из язычников, говорит, что имя ее последнего сына Вениамина означает ‘сын болезни’, а под ним “можно разуметь по справедливости общество верующих в последние времена века Итак, с рождением Вениамина, то есть имеющего быть в конце и в болезнях народа, престанет существовать и Рахиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Итак от Валлы родились Дан и Неффалим, что значит: «суд» и «широта»: а от Зелфы Гад и Асир: Гад означает «искушение», Асир же — «богатство». Разве не таков был последний вслед за первым народ Иудейский? В каком отношении это подлежит сомнению? Это всякий может видеть уже из самого совершившегося в отношении ко Христу. Ибо одни из них искушали Его вместе с так называемыми иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому–либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Мф. 22, 16–17.) Приступили же, искушая, как бы уловить Его в словах, как свидетельствует божественный Евангелист (ст. 15). А другие ради прибытка и любостяжания не принимали Сына; потому сказали друг другу, сказано, это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (Мф. 21, 38; Лк. 20, 14, Мк. 12, 7). А что были очень привязаны к богатству и любостяжательны фарисеи и нечестивое скопище книжников, это может видеть всякий, и очень легко, обратив внимание то, что о них написано. Господь наш Иисус Христос говорит, что желающие помышлять о небесном должны продавать земное богатство и раздавать имение свое нищим, дабы приобрести вышнее сокровище. Но, как говорит Евангелист, слушали это книжники и фарисеи, бывшие сребролюбивыми, и осмеивали Его. А что они доходили в этом даже до самых ничтожных вещей, с величайшею заботливостью относились и к мелочам, ничего не упуская из установленных законом десятин, хотя о самом законе и мало заботясь, это совершенно ясно выставляет им на вид Господь, говоря: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23, 23). Итак, Гад означает «искушение», Асир же — «богатство». И оба они родились от служанки Зелфы, после Дана и Неффалима, которые произошли от Валлы. Но в них для нас преднаписано было время пришествия Спасителя нашего, в которое Рахиль, то есть Церковь из язычников, была еще неплодна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Потом батюшка указал, что можно и жить в монастыре, да не быть монахом. – Все ищут Бога. Вот и художники в области поэзии, живописи, особенно музыки – все желают найти Бога. Да не так ищут. Как искать Бога? Соблюдать заповеди, особенно сми­рение, поступить в монастырь. Они же не хотели соблюдать заповеди, особенно смирение. Хотели пройти как-либо переулками, поближе, покороче. О целомудрии были весьма скудного понятия. Вот, например, Байрон или Рафаэль – развратнее его трудно найти, а писал Мадонну… Знаете стихотворение Пушкина «Пророк»? Там он говорит: «В пустыне мрачной я влачился». Пустыня – это жизнь. Он понимал, что жизнь – пустыня. «Влачился», да, прямо-таки ползал всем телом. Далее: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Здесь он, может быть, имел в виду себя, не знаю, являлся ему он или нет. Затем Пушкин рисует карти­ну посвящения ветхозаветного пророка. Кажется, говорится, что он постиг и «херувимов горнее стремленье, и гад морских подводный ход». Ангелы чисты, они только «горняя мудрствуют». А в нас есть и «гад морских подводный ход». Эти два течения идут в нас параллельно. Но должно стараться только «горняя мудрствовать». Это не сразу достигается, а только ход гад мор­ских будет все тише, и можно достигнуть того, что будет только одно горнее стремление, а те гады нырнут в бездну и исчезнут. Да, этого можно достигнуть… Вот я вам и говорю: смиряйтесь и сми­ряйтесь. Помоги вам, Господи! Найти Бога – и наша цель жизни. Чтобы найти Бога надо соблюдать заповеди, смиряться, стремиться к целомудрию; надо «горняя мудрствовать», чтобы «ход гад морских» в нас становился все тише и, наконец, осталось одно горнее стремление, а гады исчезли. Господи, прости нас, что мы мало заботимся о поисках Тебя, Бога нашего, заповеди не соблюдаем, смирения и целомудрия не ищем, «горняя не мудрствуем», даем в своем сердце простор для «гад морских подводный ход». Прости нас. Очень утешает он меня, недостойного его любви. Я очень лениво исполняю его наставления, вообще живу нерадиво. Вчера почти весь день спал после чая до самой вечерни, ни­чего не прочел. Батюшка все покрывает своей любовью, ка­кие гадости ему про себя ни расскажешь. Сколько раз батюш­ка говорил, что надо встать до службы, даже до звона:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Но, сделавшись восточным монархом, Давид оставался неуклонно верным Господу Богу и всегда руководствовался Его повелениями, потому-то мы и видим, что в продолжение всей его жизни и в дни его царствования пророки громко изрекают волю Божию, помогают царю своими указаниями и, в минуту падения Давида, смело обличают его. Царь же с благоговением внимает пророкам, и потому, несмотря на бедствия, постигшие его, видит и возвращение дней благих и вкушает тихую кончину, узрев на престоле любимого сына своего Соломона. Постоянными советниками Давида и в дни, предшествовавшие его царствование, кроме великого Самуила, являются Гад и вероятно Нафан. Во 2Nap. XXIX, 25 при исчислении летописцев сперва помещен «Гад прозорливец» и потом «Нафан пророк». Из этого, а также из того обстоятельства, что (1 Ц. XXII, 5) Гад был с Давидом в изгнании во времена Саула, заключаем, что Гад был старее Нафана; но при этом кажется несомненным, что оба они были учениками великого Самуила в пророческой общине в Раме. Нам еще известно, что Гад вел записи дел царя Давида, причем в 1Nap. XXIX, 29 сделано указание, что такие же записи вел и сам великий пророк и провидец Самуил и Нафан. Нет сомнения, что первые две книги Царств начертаны по записям Самуила и учеников его. Надо думать однако, что и прежде Самуила уже велись некоторые записи дел народа Израильского, на основании которых начертаны книги Судий и Руфь; а позже Самуила и учеников его целый ряд летописей должен был доставить материал для начертания последних двух книг Царств, которые и представляют собою выборку из летописей двух царств – Иудейского и Израильского, а также материал для позднейших книг Хроники (или как их назвали Паралипоменон – добавление, или послесловие – на греческом языке в переводе александрийских евреев). Так мы видим из 2Nap. IX, 29 и XII, 15, что деяния Соломона описаны было Ахием Силомлянином и записаны в «видениях прозорливца Иоиля 268 о Иеровоаме»; а деяния Ровоама описаны в записях пророка Самея и прозорливца Адды. Современниками Давида были также священные песнопевцы и устроители священных хоров, (начало которым положено было, как мы видели, в Раме при Самуиле), а именно: Асаф прозорливец, Еман и Идиоун, прозорливцы царские 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

« И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына. И сказала Лия: прибавилось » ( Быт. 30:10–11 ). Казалось бы, Церковь – это полнота наполняющая, но пока семя Авраама, Исаака и Иакова не возвратится к истокам, все-таки полноты нет. Отцы об этом свидетельствуют со всею определенностью. Апостол Петр свидетельствует, что когда окончится обращение в Христову веру язычников, тогда Бог начнет восстанавливать упавшую скинию потомков Авраама по плоти. Сказано: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую (то есть иудеев, – О. С.) и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее» ( Деян. 15:14–16 ). « И нарекла ему имя: Гад » ( Быт. 30:11 ). Имя: «Гад» может быть переведено как «счастье», «радость». « И [еще зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову. И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир » ( Быт. 30:12–13 ). «Асир» – по-еврейски Ашер или «блаженство». « Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего » ( Быт. 30:14 ). Ну, вот это таинственное слово «мандрагор» – что же оно может значить? Святой Ефрем Сирин пишет: «Говорят, что мандрагоры представляют собой душистый и вкусный земляной плод, похожий на яблоко. Вот за эти мандрагоры Лия, растворив веселие верой, ввела к себе в ту ночь Иакова» 344 . Некоторые думают, что мандрагоры – это такой корень, похожий как бы на женьшень, формой своей напоминающий тело человека. Но в действительности мандрагоры – это жасмин. Именно жасмин, то есть красиво пахнущее растение, которое произрастает из земли. И вот эти мандрагоры, по-еврейски дудаим, Рувим приносит своей матери Лии, а Рахиль хочет их перехватить. Она хочет украсить свой шатер этими «дудаим» – жасминовыми ветками, чтобы его наполнило благоухание. Аллегорически как мы можем это истолковать? В последнее время уверовавшие из числа евреев будут наслаждаться ароматом веры Христовой среди зловония антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Я думаю, добавляет бл. Феодорит, что Дух Божий, предрекший чрез патриарха о Спасителе нашем, в сем предречении говорит (также) и об антихристе. Весьма же приличествует ему написанное. Сказано: «Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили», т. е. как Спаситель и Господь наш, происшедший из колена Иудина, спасет вселенную; так губительный змий изыдет из колена Данона; ибо сие говорит и патриарх: «и да будет Дан змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску; и падет конник вспять, спасения ждый Господня» ( Быт. 49:17–18 ). Так как антихрист, употреблял всякого рода обольщения, покусится уловлять в погибель вводимых им в обман; то патриарх уподобляет его какому-то змию, гнездящемуся в норе, при каком-то пути и наносящему вред мимоидущим. Конем же, думаю, называет он тело, и конником душу. И падение вспять, т.е. лежание навзничь, изображает смерть, потому что таков вид умерших. Под словом же «пята» дал разуметь обольщение. Так как одних обольщает, а другим причиняет, весьма тяжкие мучения; то конем означил тело, по угрызении и повреждении которого бывает смерть, приносящая плоды и надежды ожидающим: плод же таковой надежды есть спасение» 562 . Гад. «Гад выйдет со множеством”. Это 12 Апостолов, которые пошли впереди всех народов, чтобы всем множеством напасть на разбойника и похитить у него народы, бывшие у него в рабстве» 563 . Св. Кирилл Александрийский , выходя из той мысли, что имя Гад значит «искушение» или «пытка», говорит: «думаю, что под ним (Гадом) прилично разуметь богоненавистное и высокомерное скопище книжников и фарисеев, которые, отвергая божественную и евангельскую проповедь и не почитая ничего из необходимого на пользу, скрежетали зубами своими на Христа, учившего о том, что было выше сени и закона. 564 Асир – «Это Церковь , которая дает отпущение грехов и врачество жизни не царям только, но и всему воинству, сопровождающему царей» 565 . Неффалим. «Неффалим стебель, распушающаяся, издаяй во отрасли доброту» ( Быт. 49:21 ). Не без основания, думаю, всякий может применить это к самому Еммануилу и, если хочет, также к оправданным верою и освященным в Духе ....

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…укроемся в зарослях тростника – мотив, известный в египетской мифологии; тростник – священное растение нейт. С другой стороны, греческое слово, означающее «заросли» (собственно «лес»), в философском языке означает «материю»; если автор. Как можно заключить из некоторых непереводимых моментом повествования, имел в виду аллегорический план, в котором Асенеф – разумная душа. А Дан и Гад – нападающие на нее злые страсти, понятно, что последние устраивают засаду в темной области материального. Глава 25 И сказали Неффалим и Асир к Дану и Гаду. – В апокрифе «Завет Завулона» роль заступников за Иосифа принадлежит Завулону и Рувиму; здесь она передана Неффалиму и Асиру как сыновьям тех же матерей, что Дан и Гад. …он царь есть над всею землею, и спаситель наш… – Соединение титулов «царя» и «спасителя» характерно для официальной семантики грекоязычных текстов эллинистического и римского времени. …низведет огонь с небес, который пожрет вас… – Как на воинов израильского царя Охозии. Приходивших схватить пророка Илию (4Цар. 1и 12). …и ангелы Божьи ополчатся на вас. – Идея, что ангелы вдут войну на стороне праведников, не чужда Ветхому Завету ( Пс. 33:8 ; ср. явление «вождя воинства Господня» – Иис. Нав. 5:13–15 ). Глава 26 …да не будет погублен голодом ни единый человек во всей земле Египетской. – Возможно, человеколюбивая забота Иосифа о чужом народе подчеркнута в противовес нападкам египтян, возлагавших на евреев вину за голод (такие нападки обсуждаются Иосифом Флавием в его полемическом сочинении «Против Апиона»). Глава 27 Вениамин – младший брат Иосиф от той же матери (Рахили), особенно к нему близкий, ничего не знавший о сговоре других братьев и продаже Иосифа в рабство. Автор апокрифа делает его сверстником Асенеф. Скимн – молодой лев, подросший львенок. В Библии скимну уподоблен Иуда, между тем как «звериная» эмблема Вениамина – волк (Быт. 49и 27). Автор апокрифа нашел образ скимна более пристойным, тем более что у египетского читателя образ волка мог подменятся образом шакала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Найти Бога – цель монашеской жизни. Можно и жить в монастыре, да не быть монахом, ничего не достигнуть... Вот и художники в области поэзии, живописи, особенно музыки – все желают найти Бога. Да не так ищут. Как искать Бога? Соблюдением заповедей, особенно смирением... А они не хотят смиряться, хотят пройти как-либо переулками, покороче... Знаете стихотворение Пушкина «Пророк»? Там он говорит: «В пустыне мрачной я влачился». Пустыня – это жизнь. Он это понимал, что жизнь – пустыня. А влачился – это прямо полз всем телом... Кажется, говорится так, что он постиг «и херувимов горнее стремленье, и гад морских подводный ход». Ангелы чисты, они только «горняя мудрствуют». А в нас есть и гад морских подводный ход. Эти два течения идут в нас параллельно. Но должно стараться только «горняя мудрствовать». Это не сразу достигается, а только ход гад морских будет все тише и может достигнуть того, что будет только одно горнее стремление, а те гады нырнут в бездну и исчезнут. Да, этого можно достигнуть. Вот я вам и говорю: смиряйтесь и смиряйтесь. Помози вам Господи! – Батюшка! Сегодня для нас день знаменательный. Прошлый год мы были у вас в это воскресенье перед масленицей. – А о чем мы беседовали? – Да вот тоже об искании Бога. Вы спросили, зачем мы приехали. Я и говорю: «Искать истины в Боге». – Да, вот, право, как вышло... и ровно через год. – Батюшка, у меня страшная рассеянность во время богослужения. – Да, эта рассеянность у всех, даже у старых. Но все-таки эта ваша рассеянность запишется там (Батюшка указал на небо). Мир вам! «Батюшка прижал мою голову к своей груди и поцеловал, – пишет Николай. – Спаси его, Господи! Очень утешает он меня, недостойного его любви. Вчера почти весь день спал после чая до самой вечерни. Ничего не прочел. Батюшка все покрывает своей любовью, какие гадости ему про себя ни скажешь... Сколько раз Батюшка говорил, что надо вставать до службы, даже до звона, говоря: «Колокольный звон изображает глас Архангела. Блажен, его же обрящет бдяща... Надо вставать заранее, приготовиться, умыться, необходимо умыть руки, – лицо как хотите, главным образом руки надо содержать в чистоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Конец эпохи судей и время первых царей (XI-X вв. до Р.Х.) ознаменовались особым проявлением пророчества в лице Самуила, Давида, Гада и Нафана. Самуил, призванный быть пророком в отроческом возрасте, подтвердил предсказанное «человеком Божиим» отвержение всего дома Илия, первосвященника и судьи, и явился орудием Божественного промышления во время реформы правления в Израиле ( 1Цар. 8–12 глл.). Библейское предание изображает Самуила как первого после Моисея великого пророка, признаваемого всем Израилем «от Дана до Вирсавии» ( 1Цар. 3:20 ). В деле защиты монотеистической религии Завета ему помогал сонм «пророческих сынов» ( 1Цар. 10:5 Давид, как пророк, известен, главным образом, своими мессианскими пророческими псалмами, а Гад и Нафан были его советниками ( Мф. 22:43 ; Деян. 2:30 ; Евр. 11:32 ). Гад, «прозорливец Давида», посоветовал изгнаннику-Давиду возвратиться из Моава в Иудею, возвестил ему наказание за горделивое предприятие (военную перепись), указал место будущего храма и помогал в организации левитов для богослужения ( 1Цар. 22:5 ; 2Цар. 24:11 18 слл.; 2Пар. 29:25 ). Нафан, также как и Гад, чуждый всякого пресмыкательства перед царём, трижды вмешивался в жизнь Давида; запретил ему строительство храма, как пролившему много крови в войнах; возвестил пожизненные бедствия в наказание за грехопадение, а также предсказал вечность его рода, ибо из него произойдёт Мессия. ( 2Цар. 7 гл.; 1Пар. 17 гл., 22:8–10; 2Цар. 12 гл.; 2Пар. 29:25 ). Именно в рассматриваемое время, за тысячу лет до Рождества Христова, из пророчества Нафана, возвещённого Давиду по поводу его намерения построить храм (2Цар. 7гл.), и затем из пророческих псалмов Давида впервые стала известна великая мессианская идея о происхождении Мессии-Христа из рода Давидова и о спасении через Него потомков Иакова и языческих народов, – идея, которая далее будет подробнее развиваться другими пророками, особенно Исаией. Период разделённой монархии, продолжавшийся более двухсот лет (от смерти Соломона до падения северного царства; 931–722 гг. до Р.Х.) также был временем особенно активной деятельности пророков. Во весь этот период действовал институт пророков-проповедников, воздвигаемых Богом, которые как бы контролировали жизнь библейского народа, а также деятельность самих царей, – большинство которых были нечестивыми, – и направляли её согласно требованиям монотеистической религии Завета. В исторических книгах (3–4 Цар. и 2Пар.), описывающих этот период, упоминаются по имени 15 пророков-проповедников и несколько пророков анонимных. К концу периода разделённой монархии относится начало непрерывного служения пророков-писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010