Израиль – значит Богоборец. Сыновья Иакова: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссаха, Завулон, Дан, Нефеалим, Гад, Асир, Иосиф и Вениамин. Фараонами назывались египетские цари. Иосиф, пострадавший от братьев своих, потом прославившийся и спасший им жизнь, был прообразом Христа Спасителя, пострадавшего от людей, прославленного и спасшего их. Чудеса: Бог велел Моисею бросить жезл свой на землю, и жезл обратился в змия; потом велел взять змия за хвост, и змий сделался жезлом. Еще: Бог велел Моисею положить руку за пазуху, и она покрылась проказой; потом Бог снова велел положить руку за пазуху, и она стала здоровой. Эти казни следующие: 1) превращение воды в кровь; 2) жабы (лягушки); 3) мошки; 4) песьи мухи; 5) падеж скота; 6) гнойные струпья на людях; 7) сильный град; 8) саранча, истребившая зелень; 9) трехдневный мрак; 10) избиение первенцев египетских. Синай и Хорив – две вершины одной и той же горы. Манна – маслянистая сладкая крупа, спадавшая с неба, которой Господь чудесно питал евреев во время странствования их по пустыне Аравийской. В память окончания странствования по пустыне Аравийской евреями был установлен праздник кущей (палаток). Пращою называется небольшая палка с расщепом или ремешком на конце, приспособленным для бросания камней. Иевусеи – языческий народ. Кедр – дерево, похожее на сосну, а иссоп – трава. Новые жители стали называться самарянами. Хотя они и познали Бога истинного, но из пророков почитали только Моисея. Ваалом назывался у язычников бог солнца. Гора, от которой оторвался камень, означает Пресвятую Деву Марию, а камень – Христа и Его вечное Царство. Четыре же царства были: Вавилонское, Персидское, Македонское и Римское. Новый Завет состоит в том, что Бог даровал людям обещанного Спасителя, Который есть Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Все даты здесь и далее указаны по старому стилю, а в скобках – по новому. Тропарь праздника см. в главе 9 части третьей. Слово «благовещение» значит «добрая, радостная весть». Тропарь праздника см. в главе 9 части третьей.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

С течением времени у нее родилось еще трое других сыновей: Симеон (это означает, что Господь Бог стал внимать ее мольбам), затем Леви, то есть способный скреплять узы, а за ним Иуда, имя которого означает “благодарность»... От [Валлы] родился ребенок, именем Дан (что, по мнению некоторых, значит по-гречески Феокрит, то есть “Божие решение»), а за ним Нефталим, то есть такой, который не поддается ни на какую хитрость, ввиду того, что здесь была пущена в ход уловка относительно плодородия сестры. ...От Зелфы родился сын Гад (то есть “случай»), а за ним Асир, то есть “счастливый», вследствие того, что он способствовал благополучию Лии». Затем у Лии «опять родились дети: Иссахар, то есть “полученный взамен воздаяния», Завулон, то есть “залог расположения к ней», и дочь Дина. Немного спустя и у Рахили родился сын Иосиф, что означает “увеличение будущего " ». Вениамина же, второго сына Рахили, Иаков назвал так «вследствие той боли, которую он причинил матери своей» [ Иосиф Флавий . Иудейские древности. 1, 19, 8; 1, 21, 3. Т. 1. С. 54—55, 60]. 874 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 215—217. О применении прозвища Исава, слова «Эдом», к врагу Израиля — Римской империи — см.: Там же. С. 211, 215, 833—834. 875 Филарет (Дроздов), святитель . На Быт. 25:19—34. С. 449. 876 Филарет (Дроздов), святитель . На Быт. 27:30—40. С. 469—470. 877 Этот факт настолько поразителен, что становится важным основанием для развития теории минората (см., например: Фрэзер Дж . Фольклор в Ветхом Завете. С. 207 —243). 878 Филарет (Дроздов), святитель . На Быт. 25:19—34. С. 449 (см. особ.: «Сие чувствование Исава есть обида, делаемая вместе и отцу, которого благословениеон презирает, и потомству, которое он лишает плодов сего благословения»). 879 В молитвах на сон грядущим молитва ко Пресвятей Богородице. 880 «С сими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы грешнии вопием и глаголем: свят еси яко воистинну и пресвят, и нестьмеры великолепию святыни (Пс. 144:5) Твоея, и преподобен во всех делех Твоих (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

И вот запишите имена детей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Гад, Асир, Дан, Неффалим. Сколько вы набрали? Десять. Иссахар есть? Ну, кто ещё? Давайте, говорите. Иосиф и Вениамин. Ефрем? Этот Ефрем не сын Иакова, а Иосифа. Сколько? 12. Так. Вот эти 12 сыновей и будут родоначальниками 12-ти племён. Теперь важно нам знать. Дети Рахили, сколько их? Иосиф и Вениамин. Вот их нужно запомнить. А из этих остальных нам нужно запомнить особенно какого? Иуду. А почему? Потому что через Иудино колено пойдёт линия Завта. Христос воссияет из колена Иудина. А Давид также из Иудина колена. Следовательно, когда Иаков перед смертью своей будет давать благословение детям своим, нам надо обратить внимание на эти благословения. И мы увидим, что Мессианское пророчество будет дано Иаковом Иуде. Очень трудно нам понять здесь, почему так всё происходит? Чем он заслужил такое благословение, Иуда, когда поступки его не ахти какие были? Мы здесь не ответим на этот вопрос. Вообще, тайна избрания, тайна благословения принадлежит Богу. Он един вдает сердце человеческое. Мы же с вами только рассуждаем вокруг и около. Сердце человеческое нам неизвстно, оно сокрыто: “Приступитъ человкъ и сердце глубоко” ( Пс. 63:7 ). Для нас глубоко сердце нашего соседа. Никто не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём. Так и Божия никто не знает, кроме Духа Божия (см. 1Кор. 2:11 ). И как Сердцевдецъ, Господь определяет судьбы Свои в этих детях. И отныне мы с этими коленами всё время будем иметь дело. И вот безконечные споры, войны даже между собой. Когда образуется государство, оно составится из этих 12-ти колен и потом расколется на 2 неравные части. Начнётся братоубийственная война, которой конца нет. И всё закончится пленом Ассирийским и Вавилонским для того и другого царства. И, одним словом, в жизни патриархов мы видим такую историю. Но Бог связал с ними Своё Имя: Я – Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова – не бойся (ср. Быт. 26:24; 28:13 ). Вот отныне Имя Божие сначала было связано с Симом, а затем – с Авраамом, Исааком и Иаковом. Когда спорили саддукеи с Христом, что вот отрицали воскресение мёртвых и приводили один нелепый пример, Господь им сказал в ответ: А о воскресении мертвых разве вы не читали, что сказано в Писании: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова? (см. Мф. 22:32 ). Значит, от этих людей осталась не только историческая память, а они существуют для Бога и сейчас, они живы. И вот – эти патриархи, на них и держится всё.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Евр. Послание к евреям Еф. Послание к ефесянам Иак. Послание Иакова Ин. Евангелие от Иоанна 1 Ин. Первое послание Иоанна 2 Ин. Второе послание Иоанна 3 Ин. Третье послание Иоанна Иуд. Послание Иуды Кол. Послание к колоссянам 1 КорПервое послание к коринфянам 2 КорВторое послание к коринфянам Лк. Евангелие от Луки Мк. Евангелие от Марка Мф. Евангелие от Матфея Откр. Откровение Иоанна (Апокалипсис). 1 Пет. Первое послание Петра 2 Пет. Второе послание Петра Рим. Послание к римлянам 1 Сол. (Фес.) Первое послание к солунянам (фессалоникийцам). 2 Сол. (Фес.) Второе послание к солунянам (фессалоникийцам). 1 Тим. Первое послание к Тимофею 2 Тим Второе послание к Тимофею Тит Послание к Титу Флм. Послание к Филимону Флп. Послание к филиппийцам Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий Библейской истории Ветхого Завета. I. Творение Богом Мира И Человека. II. Жизнь Первых Людей В Раю. Грехопадение. III. Допотопный Период. Сиф 912 лет Енос 905 Каинан 910 Мелелеил 895 Иаред 962 Енох 365 Мафусаил 969 Ламех 777 Ной 960   Потоп. IV. Мир Послепотопный Ной Сим, Хам, Иафет Столпотворение Вавилонское и Рассеяние Народов. История Еврейского Народа I. Патриархальный Период (XIX — XVII В. До Н.Э.). Патриархи Жены   Авраам (примерно в 1850 г. до н. э. переселился в Ханаан). Сарра Исаак Ревекка Иаков Рахиль, Лия   Сыновья Иакова 1. Рувим, 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 5. Дан 6. Неффалим 7. Гад 8. Асир 9. Иссахар 10. Завулон 11. Иосиф 12. Вениамин II. Период Пребывания Евреев В Египте История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Вскоре по благословении от Исаака, Иаков, по совету родителей, предпринял путешествие в Месопотамию, как для того, чтобы укрыться от ярости брата, который в отчаянии своем искал его жизни, так и для того, чтобы вступить в супружество в племени материнском. На пути в ночи, которую он проводил близ Лузы, Бог показал ему во сне, в знамении лестницу, соединяющую землю с небесами, тайну 77 благодатного Своего смотрения, и изъяснил видение, подтвердив ему обетования данные Аврааму, и обнадежив Своим покровительством и безопасностью во время странствования. В память сего Богоявления Иаков поставил на сем месте каменный столп, и наименовал оное Вефилем, или домом Божиим. По прибытии в Месопотамию, он семь лет работал у Лавана, брата Ревекки, чтобы получить в супружество младшую дочь его Рахиль; но, будучи обманут, и вместо её получив старшую, решился иметь обеих, дав обещание служить тестю своему еще семь лет. В продолжение сего времени Лия рождает ему Рувима, Симеона, Левию, Иуду, Иссахара, Завулона, и Дину; а Рахиль – Иосифа. Их ревность иметь многочисленное потомство принуждает его принять от каждой из них рабыню в наложницы. От сих рождается ему Дан, Неффалим, Гад и Асир. По прошествии второго семилетия, Иаков остается еще на шесть лет, по убеждению Лавана, под видом получения награды; богатеет, возбуждает зависть в доме Лавана; удаляется тайно, преследуется им, но примирясь, продолжает путь свой в землю Ханаанскую, и видит полк Ангелов, явившийся ему в знамение безопасности. Не перейдя еще Иордана, отправляет посольство и дары к брату своему; и узнав, что он идет навстречу, приходит в страх. В сие время Сын Божий является ему в образе человека; имеет с ним таинственную борьбу от полуночи до утра; сокрушает ему бедро, но оставляет ему благословение, победу и имя Израиля, то есть, Богоборца; и тем предвещает, что он преодолеет все препятствия в достижении своего высокого предопределения, хотя не без уязвления плоти. Ободренный Иаков, после искреннего свидания с Исавом, спокойно вступает в землю Ханаанскую. Жизнь Иакова в Палестине

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

175 J. Tigay, стоящий на платформе документальной гипотезы, считает, что «Благословение» не соответствует основным целям, которые преследовал составитель Второзакония, так как в этом фрагменте нет ни самих законов, ни требований об их исполнении. Из этого следует вывод, что в книгу глава 33 была включена не самим составителем Второзакония, а более поздним редактором (см.: Op. cit. P. 521). Очевидно, что это мнение субъективно, так как, во-первых, раз имело место само прощальное обращение Моисея к израильским коленам, то и закономерно его включение в книгу, содержащую изложение последних речей пророка и описание событий заключительных лет его жизни. Во-вторых, ничто не мешает думать, что составитель мог вставить в свою книгу актуальный текст без его стилистической ревизии. 180 См.: Tigay J.H Op. cit. P. 519. Составители авторитетного (хотя и устаревшего) словаря BDB (аббревиатура фамилий трёх составителей) прямо указывают, что в данном стихе на самом деле должна быть форма глагола (6 раз встречающегося в Библии), однако переписчик перепутал одинаковые по звучанию буквы «самех» и «син», в результате появилась форма несуществующего в Еврейской Библии корня . См.: Brown F., Driver S.R, Briggs C.A A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament with an appendix containing the biblical Aramaic. Oxford, 1939. P. 706. 185 Впрочем, и в Быт.49 этот принцип выдерживается не в полной мере, ибо Завулон назван раньше Иссахара, а сыновья от служанок, во-первых, называются после всех шести сыновей Лии (а не после Иуды), во-вторых, перечисляются в иной последовательности: Дан, Гад, Асир, Неффалим (тогда как в соответствии с Быт.30 Неффалим должен следовать за Даном). 190 Глубоковский Н. Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу. СПб., 1905. С. 7. 197 Жила С., прот. Экзегетический анализ посланий святого апостола Павла к Фессалоникийцам. Научные труды преподавателей СДС. Вып. 2. М., 2010. С. 18. 199 Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайа (Белов), архим. Священное Предание//Догматическое богословие. М., 2000. С. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но, как говорит Евангелист, слушали это книжники и фарисеи, бывшие сребролюбивыми, и осмеивали Его.... Итак, Гад означает «искушение», Асир – же – «богатство». И оба они родились от служанки Зелфы, после Дана и Нефоалима, которые произошли от Валлы. Но в них для нас преднаписано было время пришествия Спасителя нашего, в которое Рахиль, т,е. Церковь из язычников, была еще неплодна. А что она имела родить многих и быть питательницею бесчисленных народов, это предвозвестил Исайя, говоря: «возвеселися неплоды нераждающая, расторгни и возопий нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» (54:1; ср. Гал. 4:27 ). Разъяснял это и сам божественный Давид, говоря: «вселяя неплодов в доме, матерь о чадех веселящуся» ( Пс. 112:9 ). Сказал ей (это же) в одном случае и Владыка всяческих и Бог ( Ис. 49:18; 60:4; 49:12 ). Посмотрим же теперь, если угодно, когда и каким образом родила неплодная. После рождения тех, которые произошли от служанок, Рувим, первородный сын Иакова, находит в поле мандрагоры и приносит матери своей Лии. Она же дает просившей их Рахили. И Лия, получившая мандрагоры, рождает еще двух сынов, Иссахара и Завулона. Затем вспоминает Бог и Рахиль: разверзлась утроба ее, и она родила Иосифа. Мандрагоры растут в полях; видом похожи на яблоко. А что они имеют способность усыплять и наводят как бы опьянение и глубокий сон на тех, которые вкушают их, это, я думаю, не требует для своего доказательства многих слов, так как, чтобы превозмочь бессонницу больных, врачи на опыте пользуются естественным действием мандрагоров. И гадательно они указывают нам на таинство Христа, некоторым образом усыпающего за нас и допускающего Себя до истощения даже до смерти (срав. Флп. 2:7 ), хотя Он и ожил опять. Ибо Он был Бог по естеству, хотя и соделался плотью. А где вообще смерть принимается в значении сна, там должно искать и восстания к жизни. В этом как бы заключается все таинство Христово. Так и божественный Павел упрекает тех, которые по легкомыслию увлекаются инородными мнениями ( 1Кор. 15:3, 4, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наш же город, город великого царя, устроителем и созидателем которого служит Бог и о котором псалмопевец поет: не Сион ли, речет человек, и человек родися в нем, и той основа и Вышний (Псал. 86:5), имеет другое распределение колен в святой земле, и размеры города, и порядок владения и стороны каждого из колен. Ибо сначала стоят против северной стороны трое ворот или три выхода из города, при которых находятся первородный Рувим, и Иуда, основатель царского рода, и Левину об имени которого при описании скинии и святилища (sacrorum) ничего не сказано, чтобы мы, обладая первородством, как царский и священнический род, презирали холод севера. Затем в востоку находятся Иосиф, Вениамин и Дан, два сына Рахили и один служанки ее, Валы. К югу же Симеон, Иссахар и Завулон, все трое — сыновья Лии. Далее, к западу — Гад, Асир и Нефеалим, из которых первые двое сыновья Зелфы, служанки Лии, а третий сын Валы, служанки Рахили. Кто премудр, и уразумеет сия? и смыслен, и увесть сия? Яко правы путие Господни и праведнии пойдут в них, а нечестивии изнемогут в них (Осии 14, 10). Эти двенадцать ворот или выходов, как я полагаю, назначены, соответственно качеству заслуг и добродетелей, каждому из колен под именами апостолов и патриархов, о чем яснее написано в Откровении Иоанна, где также заключаются свидетельства о многих тайнах божественных Писаний (Апокал. гл. 21). Необходимо также, чтобы такой город имел в окружности восемнадцать тысяч тростей, под каковым числом и в восемнадцатом псалме написано о естественном законе и благодати евангельской, на которых была воздвигнута Церковь, то есть град Спасителя. Также и имя этого города ее будет, как прежде, Иерусалим, что означает видение мира, но Adonai sama, что на латинский язык переводится чрез Dominus ibidem (Господь там же), который никогда не оставить его, как Он прежде оставил народ, сказав ученикам: востанити, идем отсюду (Иоанн. 14, 31), и иудеям: оставляется вам дом ваш пусть (Матф. 23:38), но будет и иметь в нем вечное владение и Сам будет владением для него, согласно с обетованием Его тем же ученикам: се Аз с вами есмь до скончания века (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Константинопольского 1 (381). 22 мая. Ефесского (431). 9 сент. Халкидонского (451). 16 июля. Константинопольского 2 (553). 25 июля. Константинопольского 3 (681). 23 янв. Никейского 2 (787). 11 окт. Византийских событий : Обновление Царьграда в 330 году. 11 мая. Падение праха из воздуха при Льве Вел. (458–471). 6 ноября. Землетрясение, бывшее при Льве Исавр. в 740 году. 26 окт. Российских: Полтавской победы 1709 года. 27 июня. Избавления Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык в 1812 году. 25 дек. 7. Поминовения О всех усопших: в субботу мясопустную и в субботу Св. Троицы. О воинах: в субботу Дмитриевскую (См. 25 окт.), и в день усекновения главы Иоанна Предтечи. 29 авг. Хронологический указатель событий и свв. угодников, воспоминаемых в месяцеслове и Богослужебных книгах православной церкви 1. События и святые Угодники ветхозаветные 13 1. Из периода допотопного: Адам, E в a, Авель. Сиф, Енос, Енох . 2. Из периода, протекшего от потопа до рождения Авраама : Ной, Сим и Иафет, Евер. 3. Из периода, от Авраама до исхода Израильтян пз Египта : Авраам и Лот. (9 окт.) Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков, Лия и Рахиль. Двенадцать патриархов: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф и Вениамин, Мелхиседек, Иов. (6 мая). 4. Из времен Моисеева служения по изведению Израильтян из Египта: Моисей Боговидец. 4 сент. Аарон, первый иерей великий. Мариам, сестра их. Елеазар, второй первосвященник Израильский. Ор. 5.      Из периода Судей: Иисус НавИн.1 сент. Деввора и Варак. Халев. Иаиль. Финеес, сын Елеазара Иеффай. (12 марта) Сампсон. Раава. 6.      Из периода, от начала правле ния Самуилова до построения храма Соломонова: Анна, мать прор. Самуила. Иессеи. Давид. 26 дек. Самуил прор. 20 авг. Иаоан прор. 7.      Из времен храма Соломонова: Соломон. Самей прор., при Ровоаме. Ахия прор., предрекший царство Иеровоаму. Иоад прор., обличитель Иеровоама. 30 марта. Азария прор., современник Асы, 3 царя Иуд. 3 февр. Илия Фесвитянин, современник Иосафата. 20 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

преподобный Ефрем Сирин В четвертой книге, именуемой Числа, Моисей исчисляет колена израильские, желая показать, как оные по благословению Божию размножились и в продолжение двухсот двадцати лет от семидесяти душ возросли до шестисот тысяч владеющих оружием. Глава 1 (1) И глагола Господь Моисею в пустыне Синайской, в первый день месяца втораго: возьми сочтение всего сонма. Во второй месяц второго года по исшествии Евреев из Египта сыны Израилевы сочтены Моисеем. Сие изображает сочтение Еммануилом новой твари сынов человеческих окрест мысленной Его скинии. Месяц есть образ Еммануила, а год есть образ новой твари; тем же, что в сочтение входят только мужи, показывается, что в число небесных вчиняются только совершенные, крепостью подобные мужам, а не те, которые по нерадению и недеятельности сделались женоподобными. И тем, что все имена собраны и вписаны по двенадцати родоначальникам колен, изображается, что дольние двенадцатью Апостолами вписаны в Церковь земную; а вероятно, и горние также вписаны по главам сонмов своих. Колено же Левиино, которое, происходя от того же родоначальника Израиля, не вошло в счисление вместе с Израилем, служит образом того, что святые, хотя от мира, но не принадлежат к миру. И князи Ангелов выше сонмов своих, как глава выше членов. (53) И да стрегут левити стражу скинии. Сим означается наблюдение над облаком, чтобы как скоро воздвигается облако, днем ли то или ночью, воздвигались с оным вместе и Евреи. Глава 2 На восточной стороне от скинии располагались станом колена: Иудино, Иссахарово и Завулоново; в их станах было (9) сто восемьдесят тысящь и четыреста. Они воздвигались первые. Рувим, Симеон и Гад располагались станом к югу от скинии, в их станах было (16) сто пятдесят одна тысяща и четыреста пятьдесят, и они воздвигались втории. Когда воздвигались сии колена, тогда (17) воздвигалась и скиния с полком левитским посреди полков, упомянутых выше и следующих за нею. Ефрем, Манассия, Вениамин располагались станом на запад от скинии, - в их станах было (24) сто осмь тысящь и сто; они воздвигались третии. Дан, Асир и Неффалим располагались станом к северу от скинии; в их станах было (31) сто пятьдесят седмь тысящь и шесть сот. Они воздвигались последнии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1082...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010