Это таинственное переживание кающегося Давида, а в то же время и ясное пророчество страданий Христа. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы ( 2Тим.3:12 ), – говорит апостол Павел. Когда царь Давид грешил, бесы не являлись ему и не беспокоили его. Когда же он начал каяться и жизнь свою направлять на путь Божий, тогда бесы злые окружили его, стали нападать и мучить. Здесь речь идет не о людях, а о бесах, которые либо сами являются кающемуся, либо мучат его через людей. Давид не назвал бы псами людей, созданий Божиих, венец творения Божия; псами он назвал демонов, которые являются людям праведным как псы либо как змеи, как львы, как страшилища или в иных каких-то обличьях. А что он здесь под псами понимает злых духов, мы можем убедиться на примерах из жизни великих подвижников, которым демоны ради устрашения являлись в виде псов. И еще можем убедиться в этом со слов Господа Спасителя, Который с Креста промолвил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Это значит, что они это делают не по своей воле, а во воле чужой – именно бесовской. Множество псов и скопище злых собралось, чтобы уничтожить Христа Господа. Когда не смог дьявол-искуситель победить Господа на Горе Искушения своими ложными обещаниями, тогда он всей силой своей навалился, чтобы уничтожить Его через людей смертью бесчестной на Кресте. Посмотрите, братья, какое ясное пророчество! ...Пронзили руки мои и ноги мои. Во всей истории мира эти слова не могут быть отнесены ни к кому, кроме распятого Спасителя. Но это пророчество имеет еще и частности: Разделили ризы Мои между собою и об одежде моей бросали жребий. Все сбылось так, как предречено – ну все! Однако дьявол обманулся в расчетах. Он надеялся смертью уничтожить Того, Кто сильнее смерти. Он надеялся обесчестить Того, Кто Единственный дает честь каждому созданию. Господь Христос Своим славным Воскресением победил и посрамил дьявола и все скопище его псов и дал нам, людям, власть над ними. Весь мир языческий не мог прогнать одного беса; а мы в состоянии Именем Христовым и Крестом Его прогнать, словно дым, легионы бесов, так как бесы после Христа стали как побитые и пугливые псы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «В этом 9 мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов» (Вт 4, 6). Отвечаю: это учение суть мудрость, превосходящая все человеческие мудрствования вместе взятые, причем не в том или ином смысле, но абсолютно во всех. В самом деле, мудрому, в числе прочего, надлежит исследовать [вещи] и выносить суждения, а так как низшие вещи устанавливаются в свете высших [себе] причин, то мудрым в чем-либо [по праву] считается тот, кто умеет увидеть в каждом деле высшие причины 10 ; так, мудрым в строительном деле (архитектором) зовется тот, кто проектирует здания, каменщиков же и плотников мы называем ремесленниками: «Я, как мудрый строитель, положил основание» ( 1Кор. 3, 10 ). Затем, когда говорят о самой человеческой жизни, мудрым называют и человека благоразумного, если он сообразует свои поступки с конечной целью: «Человеку разумному свойственна мудрость» ( Прит. 10, 23 ). Поэтому если кто умозрит наивысочайшую из всех причин, Бога, тот более всех достоин имени мудрого. И Августин не напрасно определил мудрость как знание божественных вещей 11 ». Но священное учение преимущественно и трактует о Боге, видя в Нем высочайшую причину; к тому же [познает Бога] не только так, как познают Его философы, – через Его творения, «ибо что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» ( Рим. 1,19 ), – но и так, как Он знает Себя и [это знание] сообщает другим. Потому-то именно священное учение и есть наипервейшая мудрость. Ответ на возражение 1. Священное учение черпает свои положения не из каких-либо человеческих знаний, но из знания божественного, которое, как высшая мудрость, предопределяет и все наши познания. Ответ на возражение 2. Положения прочих наук или самоочевидны и не подлежат доказательству, или же устанавливаются естественным разумом при посредстве какой-либо иной науки. Но сама способность к научному познанию исходит не из естественного разума, а ниспосылается через откровение. Потому-то и основоположения других наук нуждаются не столько в доказательствах, сколько в [согласном] установлении. Все же, изысканное в других науках, что входит в противоречие хотя бы с одной истиной этой [священной] науки, должно быть признано ложным: «Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» ( 2Кор. 10, 4, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

— Заключи с нами союз, и мы будем служить тебе. Но Наас им ответил: — Я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля. Тогда жители города послали к Саулу, прося его помочь им и освободить их от осады. Саул немедленно же отправил послов во все области израильские, быстро собрал значительное войско и, взяв с собою святого пророка Самуила, внезапно подошел к Наасу. Утром, очень рано он напал на него, разбил и рассеял его войско и убил его самого. Тогда Израильтяне сказали пророку Самуилу: — Кто говорил, что Саул не царствовал над нами? Дайте нам этих людей, и мы умертвим их. Но Саул сказал: — Пусть в сей день ни один человек не умрет из-за меня, потому что сегодня Господь совершил спасение во Израиле. А святой Самуил сказал: — Пойдем в Галгал и обновим там царство. И пошел весь народ, и Самуил при всем народе помазал там Саула на царство пред Господом в Галгале. И принесли там мирные жертвы пред Господом и весьма веселились там Саул и все Израильтяне (1 Цар., гл. 11). В это время, когда израильтяне радовались о новопоставленном царе своем, с которым одержали столь славную победу над аммонитянами, святой Самуил сказал им: — Вот я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя, и вот царь ходит теперь пред вами от юности моей и до сего дня. Итак, скажите теперь пред Богом и пред помазанником Его, царем вашим, взял ли я у кого-нибудь из вас вола или осла или что-либо другое? Причинил ли я кому обиду и притеснение или взял из чьих-нибудь рук плату и какой-либо подарок? Свидетельствуйте на меня, и я возвращу вам. Народ отвечал ему: — Ничем ты не обидел нас и не притеснял нас, не брал силою и не взимал от нас ни платы, ни каких-либо подарков. После сего Самуил сказал: — В этот день свидетель — Господь и помазанник Его, царь ваш, что вы не имеете за мною никакого проступка, из-за которого могли бы требовать царя, так как Сам Господь был Царем вашим и правил вами чрез различных судей, спасая вас от руки врагов ваших. Знайте же, что великий грех совершили вы пред Господом, потому что просили себе царя. Вот сейчас вы увидите знамение (1 Цар, гл. 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  • Почему Церковь против гражданских браков? Я живу с моим любимым человеком в гражданском браке. Моя мама говорит, что это грех. А что плохого в том, что мы любим друг друга? Если земная любовь – чистая и настоящая, то это прекрасно. Просто есть в жизни такие вещи, в которые играть недопустимо. Так же нельзя играть с любовью, иначе не миновать жизненной катастрофы. Именно об этом и говорит седьмая заповедь Божиего Закона: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). Смысл заповеди «не прелюбодействуй» – не совершай действий против любви. Бог Святая Троица есть любовь (1 Ин. 4, 8). Человек сотворен Богом как существо соборное, то есть такое, где два равно одному: И сотворил Бог человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). Именно самоотверженная любовь соединяет двух людей в один духовно-телесный организм. Бог заповедует: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24). Брак – соединение мужчины и женщины в одну жизнь, в одну плоть – есть дело доброе, святое и является Божиим установлением. В браке люди не только навсегда соединяют свои судьбы, но и принимают полную ответственность друг за друга. То есть они должны не просто отвечать друг за друга, но и помогать друг другу до конца жизненного пути, чего бы это ни стоило. Как больных с корабля не выбрасывают за борт, так и не отказываются от своих близких, если с ними случится беда или тяжкая болезнь. То, что в настоящее время понимается под «гражданским браком», то есть совместным проживанием мужчины и женщины без каких-либо обязательств с обеих сторон, полноценным браком назвать нельзя даже с атеистической позиции. А по-христиански такой союз браком еще не является, или является браком тяжелобольным . Из этого не вытекает, что такие «муж и жена» должны разбежаться. Покривившийся дом совсем не обязательно ломать. Но в таком случае под дом подводится либо кирпичный фундамент, либо бетонная лента. Так и под «гражданский брак» надо подвести фундамент взаимной ответственности в виде регистрации законного гражданского брака. А если супруги верующие, то брак освящается Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Поразительно то, что Библия не только дает подробное и достоверное с научной точки зрения описание Потопа, случившегося в прошлом, но и предсказывает, что наступят последние дни, когда люди откажутся верить в то, что на Земле когда-либо произошел Потоп или какие-либо другие события, отличные от тех, что мы можем наблюдать сегодня. Они будут настаивать, что с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же ( 2Пет. 3, 4 ). Так что царящее сегодня критическое отношение к библейским текстам тоже вполне согласуется с Писанием. Ну а как насчет будущего? Возможно ли на Земле повторение подобной катастрофы? Научные данные позволяют предположить, что событие, в точности подобное Всемирному Потопу, скорее всего, больше произойти не может. Возникшие во время Потопа и после него литосферные разломы не позволяют земной коре достичь критического значения напряжений сразу на всей ее площади, локальные же напряжения регулярно «сбрасываются» происходящими то тут, то там землетрясениями. Существовавшая же до Потопа водно-паровая оболочка Земли разрушилась полностью. Впрочем, это не исключает возможность каких-либо других как глобальных, так и космических катаклизмов. Библия дает еще более категорический ответ: Поставлю завет Мой с вами, что не будет более всякая плоть истреблена водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли ( Быт. 9,11 ). Ты положил предел, которого [воды] не перейдут, и не возвратятся покрыть землю ( Пс. 104,9 ). Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю ( Ис. 54, 9 ). Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого [оно] не перейдет ( Иер. 5, 22 ). В начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет. 3, 5–7 ). Так ли это важно? (Заключение) Так ли это важно – был Потоп на самом деле или нет? Такой вопрос постоянно приходится слышать как со стороны «духовно просвещенных» материалистов, так и со стороны «научно образованных» богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

2:9), чтобы знали мы, каким обилием пользуясь, человек, по великому своему невоздержанию и беспечности, высокомерно отнесся к данной ему заповеди. Представь себе, возлюбленный, какой высокой чести Бог удостоил его: даровал ему особенную, для него предназначенную трапезу в раю, чтобы он не думал, будто пища у него одинаковая с бессловесными, но, живя в раю, как царь, наслаждался бы его удовольствиями, и, как владыка, был отличен от подвластных ему и вел особую жизнь. « И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ». Как бы так Бог говорил Адаму: «Я не требую от тебя чего–либо трудного и тяжкого: позволяю пользоваться всеми древами, и заповедаю не касаться только одного этого; но и наказание определяю большое, чтобы ты, хотя вразумляемый страхом, соблюл данную мною тебе заповедь». Как какой–нибудь щедрый хозяин вверяет кому–либо свой огромный дом и, чтобы владение этим домом оставить вполне за собою, назначает с того человека малое количество денег, так и человеколюбивый Господь наш, позволив Адаму пользоваться всем в раю, повелел воздерживаться только от одного, чтобы знал он, что находится под Господом, Которому должен повиноваться и исполнять Его повеления. 4. Кто может достойно надивиться щедродательности общего всех Владыки? Еще человек ничего не сделал, а Он каких благодеяний удостаивает его! Не половиною (райских дерев) позволил ему наслаждаться, не повелел воздерживаться от большей части их и пользоваться только остальными; позволив ему пользоваться всеми деревами, какие есть в раю, повелел воздерживаться от одного, показывая самим делом, что сделал это не для чего–либо другого, как только для того, чтобы человек знал виновника столь великих благодеяний. Вместе со всем прочим усматривай здесь благость Божию и в том, какую честь Он оказал и жене, которая имела быть создана из Адама. Когда она еще не была сотворена, Бог дает заповедь как бы двоим: « Не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь »; таким образом, заранее и сначала уже показывает, что муж и жена составляют одно, как и Павел говорит: « Муж есть глава жены » (Еф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

и проч., – короче: советуя побеждать зло добром, заботиться о том, чтобы не оказаться побежденными со стороны зла ( Puмл. XII, 21 71 , советуя вмешиваться в распри других и по мере сил стараться об их прекращении, для большого же поощрения нас к этому обещая нам великие награды миротворцам – наречение сынами Божиими, кротким – наследование небесной земли, получение удела вместе со святыми: Mamф. V, 9. 5 72 ), – Слово Божие не дает нам и тени намека на какую-либо позволительность дуэли, а скорее – наоборот – всецело и безусловно против неё вооружается... Повелевая нам остерегаться каких бы то ни было посягательств на физическую жизнь ближнего, будут ли они практиковаться прямо или косвенно, явно или тайно..., Слово Божие настойчиво рекомендует нам из области неделания зла физическому бытию окружающих нас лиц переходить в область делания им всякого рода добра. В частности, на низшей ступени рекомендуется нам проявлять в отношении к ближним, по крайней мере, справедливость. Для большей убедительности и в то же время наглядности представления дела советуется нам всякий раз ставить самих себя в положение ближних, их желания и потребности проверять и понимать при посредстве наших личных желаний и потребностей: помните узников, говорит св. ап. Павел, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле ( Ebp. XIII 73 ). Как хотим, чтобы с нами поступали другие, так должны и мы поступать в отношении к ним ( Mamф. VII, 12 74 ); если не хотим, чтобы нас осуждали, то и мы не должны осуждать других: последние воздают нам тою же самою мерою, какою пользовались и мы в своих отношениях к ним (- 1. 2. 75 ). Словом, нам не следует оставаться должными кому-либо и в каком-либо смысле ( Puмл. XIII, 8 . 76 ). Эта точка зрения сама собою приводит нас к любви в отношении к ближним: мы желаем, чтобы ближние любили нас и всячески содействовали нашему благополучию; а для того, чтобы нам получить себе от них такую меру, требуется, как мы видели, чтоб и с нашей стороны по отношению к ним имела место такая же мера, т.е., любовь к ним и всяческое содействование их благополучию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

1095 Обращаясь к тем и к тому, против кого и чего направлен гнев Спасителя в приведенных примерах, всякий должен признать, что это праведный гнев, священное негодование, а не иное что-либо. Да и возможны ли были бы какие-либо движения гнева в Богочеловеке, если бы гнев был вообще дурным и непозволительным? Очевидно, Он никогда, ни при каких обстоятельствах и против кого бы то ни было не допустил бы в Себе малейшего гневного движения в этом случае. Он ли не отличался вообще примерной кротостью и необычайным самообладанием? Не Иисус ли Христос есть высочайший образец нравственной чистоты и святости? Потому-то, призывая всех людей к покаянию и к нравственному само-исправлению, Сам Он не только никогда ни в чем не раскаивался, но и со стороны окружавших Его вовсе не встречал в отношении к Себе какого-либо, хотя несколько основательного, упрека в каком-нибудь грехе, не смотря на то, что приглашал врагов Своих обличить Себя в нем, если они в праве это сделать. 1096 Потому-то Спаситель имел неоспоримые основания говорить всем людям, чтобы они подражали только Ему в своей жизни и в своих действиях. 1097 Если все это несомненно, то очевидно и то, что именно праведный гнев, а не суетный или напрасный, слышится в речах Христа, обращенных к фарисеям и к подобным им. Кто утверждает, будто в Евангелии нет прямого учения о праведном гневе, тот забывает, что Спаситель предложил такое учение уже в примере собственной Своей святейшей жизни. Но Христос не только иногда проявлял гнев против тех и того, кто и что заслуживали гнева, но вместе и внушал законность подобного гнева не одним лишь собственным примером. Так, посылая учеников Своих на проповедь, Он говорил им: если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома им города того, оттрясите прах от ног своих. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гомморской в день суда, нежели городу тому. 1098 Не внушается ли в этих словах законность негодования на людей, настолько погрузившихся в лично-животную жизнь или дорожащих своими заблуждениями, что они утратили всякий интерес и всякую восприимчивость к подлинному добру и настоящей истине? Во всяком случае отряхание праха от ног апостолами, заповеданное Христом, не могло означать довольства и мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Выражение не повторяет определенный библейский оборот, но базируется на одной из сквозных идей Б . — идее милосердия, за которое воздает Господь. Помощь бедным предписывает Закон Моисеев: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…» ( Втор.15:7–8 ). В житейской практике щедрость имеет одно отличительное свойство: «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» ( Притч.11:24 , см. также 28:27). Установление касается не только социальной сферы: дела добра и милосердия угодны Богу и потому всегда обогащают дающего: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяния его» ( Притч.19:17 ); «Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит» ( Притч.22:8 , см. также Тов.12:9 ). Об этом же говорится и в Н.З. Апостол Павел пишет христианам-коринфянам: «…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает ввек» ( 2Кор.9:6–9 , см. также Пс.111:9 ; Сир.29:11–16 ). Руки опускаются РУКИ ОПУСКАЮТСЯ у кого Образ строится на описании жеста, свидетельствующего о нежелании человека действовать: он пасует перед трудностями, которые кажутся неодолимыми, признает безнадежность каких-либо попыток справиться с возникшими обстоятельствами или противостоять кому-либо. В тексте Б. понятие «рука» наделяется многими значениями. Нередко оно означает физическую и моральную мощь, силу воли — соответственно, «опустившиеся» руки свидетельствуют об утрате этих качеств. Иногда это выражение подразумевает только физическую усталость: сын царя Давида, восставший против отца и преследующий его, строит планы: «…пойду в погоню за Давидом в эту ночь; и нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками, и приведу его в страх…» ( 2Цар.17:1–2 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010