Этому противоречит следующее: нуждающийся в пище испытывает не меньшую нужду, чем нуждающийся в защитнике. Но тот, кто может предоставить пищу, не всегда обязан накормить нуждающегося. Следовательно, и защитник не всегда обязан защищать бедных в суде. Отвечаю: поскольку защита бедняка от судебного преследования является делом милосердия, ответ на этот вопрос аналогичен тому, который был дан нами выше (32, 5) относительно других дел милосердия. Итак, никто не в состоянии одаривать делами милосердия всех тех, кто в этом нуждается. По этой причине Августин говорит, что «коль скоро никто не может быть одинаково добрым ко всем, то мы должны по преимуществу сосредоточиваться на тех, которые в силу времени, места или каких-либо иных случаев и обстоятельств наиболее тесно соединены с нами» 344 . При этом он говорит о «месте», поскольку никто не обязан ради оказания помощи разыскивать нуждающихся по всему миру – вполне достаточно благодетельствовать тех, с которыми свела судьба. Поэтому [в Писании] сказано: «Если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему» ( Исх. 23, 4 ). Он говорит о «времени», поскольку никто не обязан предвидеть грядущие нужды других людей – вполне достаточно оказывать им помощь в удовлетворении насущных потребностей. Поэтому [в Писании] сказано: «Кто... видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» ( 1Ин. 3, 17 ). Наконец, он говорит о «каких-либо иных случаях и обстоятельствах», поскольку нужно являть свою доброту в первую очередь тем, кто так или иначе соединен с нами, согласно сказанному [в Писании]: «Если же кто о своих (и особенно о домашних) не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5, 8 ). Впрочем, порою случается так, что все указанные обстоятельства совпадают, и тогда мы должны присмотреться к тому, находится ли этот вот конкретный человек в такой нужде, в которой вряд ли может рассчитывать на помощь кого-либо еще, и в этом случае возникает обязанность совершить дело милосердия в отношении именно его. Однако если вполне очевидно, что ему может помочь тот или иной другой человек, который или соединен с ним более тесно, чем мы, или располагает большими возможностями для оказания помощи, то в таком случае обязанности непременно помочь ему в его нужде, неисполнение которой было бы грехом, не возникает, хотя особой похвалы заслуживает делание [добра] без какой бы то ни было обязанности. Поэтому защитник не всегда обязан защищать бедняка в суде, но – только тогда, когда налицо вышеупомянутые обстоятельства, в противном случае ему бы пришлось оставить все остальные свои дела и полностью посвятить себя защите бедняков. То же самое можно сказать и о посещении больных врачом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (ст. 16). Если в данном случае под храмом Божиим понимаются люди, значит, и под идолами понимаются не идолы в точном смысле слова, то есть какие-либо изваяния, которым поклонялись эллины, но то, что идолом становится и что заставляет человека преклоняться перед собой, вопреки его вере и любви к Богу. Речь идет о каких-либо страстях, пороках или же каких-либо принципах, происходящих не из христианского Богооткровения, но имеющих посторонний источник. Некоторые отцы сравнивают, например, блудную страсть с идолом Венеры, страсть гнева — с идолом Марса, и так далее. «Какая совместность храма Божия с идолами?» Гораздо важнее понять положительную сторону этого изречения: собственно христиане являются храмом Божиим. Не стены, не камни, из которых составлены те или иные здания, предназначенные для совершения молитвы, иногда весьма прекрасные и благолепно украшенные, а именно люди составляют храм. Церковь Православная, Церковь Христова состоит не из строений, а из людей. Каждый из нас является одним из камней, созидающих этот храм Божий. Но не только так можно понимать эти слова, в них можно еще увидеть и тот смысл, что в каждом из нас, как в храме Божием, должен пребывать Бог. Как в Ветхом Завете, когда евреи исходили из Египта, Господь пребывал среди их стана ночью в виде огненного столпа, а днем — в виде облачного, так и сейчас Господь пребывает среди нас. Он сказал святым апостолам перед Вознесением Своим: «Се, Аз с вами есмь до скончания века» (см. Мф 28:20), и слова Его не должны казаться нам некой аллегорией. Если они вышли из Его уст и переданы нам в Божественном Евангелии, значит, это есть безусловная истина, не нуждающаяся в том, чтобы ее перетолковывали и приспосабливали к нашему немощному и ограниченному разуму. Господь сказал, что Он будет с нами во все дни до скончания века, и Он действительно пребывает среди нас, если только мы собрались и живем во имя Его, о чем также говорит Сам Спаситель: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреди них» (см. Мф 18:20). Если же мы этого не понимаем, мы тем самым показываем, что не имеем живого, подлинного богообщения.

http://bible.predanie.ru/nedelya-17-aya-...

Думать же, что Сам Бог вступится за освобождённую сторону, когда и обидчик, и пострадавший выйдут на дуэль, – ожидать, что погибнет именно обидевший, во всех отношениях нелепо. Верить, что Бог с благорасположением относится к смертоубийству – конечному результату многих дуэлей, и что Он помогает одному человеку (хотя бы и пострадавшему от ближнего) наказывать другого (хотя бы и обидчика), – недостойно христианина, который в этом случае оказывается не имеющим правильных представлений ни о Боге, ни о сущности Его отношений к человеку. Не Слово ли Божие говорить нам: не мстите за себя…, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорить Господь ( Рим. 12:19 )? Вы слышали, говорит Господь, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую ( Мф. 5:38–39 ; чит. и след. стихи) 10 . Яснейшие слова Писания не нуждаются в каких-либо комментариях. Из них как нельзя более необходимо вытекает положение, что дуэль с богооткровенной точки зрения не может быть оправдана нисколько. Все библейские данные говорят всецело против неё… Но продолжим прерванное обсуждение смысла дуэли с общежитейской точки зрения. Говорят: пред судьёй занимают равное положение как обвинитель, так и обвиняемый, как правый, так и виновный. Верно. Но не следует забывать, что это равенство по разборе дела исчезает: справедливость торжествует или, по крайней мере, должна торжествовать всегда. Здесь, следовательно, имеет место совсем другое дело. И так, дуэль, как нечто случайное в отношении к её исходу, не может быть допускаема в смысле средства для решения каких-либо вопросов в руках разумных людей. Дуэлью не может быть смыто оскорбление, не может быть восстановлена попранная честь и проч. Для восстановления равновесия житейских отношений, для восстановления чести и проч. следует обратиться к каким-либо другим, более разумным, орудиям, действительно дающим возможность достигнуть цели, а не удаляющим от неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Гл. 17. И тому верует святая матерь наша Церковь, как и ей самой истинно проповедано и истинно повелено было, что мы умрем и воскреснем с этим телом, с этою душою и со всем нашим сосудом, да приимет кийждо, яже содела (2 Кор. 5, 10). Ибо что воскресение мертвых, вечное осуждение, царствие небесное, упокоение для праведников, наследие верных, и лик общий с ангелами, соблюдшими веру, чистоту, надежду и заповеди Господни есть истинно, это и проповедано, и утверждено, и служит предметом веры, потому что сии воскреснут в живот вечный, согласно написанному в Евангелиях (ср. Иоан. 5, 29 и Матф. 25, 46). Что говорит и Апостол, и все Священныя Писания, то является истинным, хотя бы неверующими и худо разумеющими и было принимаемо иначе. Для нас же это вера, это честь, это матерь наша Церковь, спасающая верою, поддерживаемая надеждою и совершаемая любовию Христа в исповедании, в таинствах и в очистительной силе крещения, как сказано: шедше крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19), во имя Божественной Троицы, не имеющей в наименовании ничего различнаго; но так что один Бог в законе и пророках, в евангелиях и у апостолов, в Ветхом и Новом Завете нам проповедан и возвещен, Отец и Сын и Святый Дух, не Божество, представляющее в Себе какое либо слияние, но Троица истинно совершенная: совершенный Отец, совершенный Сын и совершенный Дух Святый, едино Божество, един Бог, Которому слава, честь и держава во веки веков, аминь. Гл. 18. Такова вера и действие нашей жизни; это утверждение истины; это дева Христова и голубица незлобивая; это жизнь, надежда и утверждение нетления. Но умоляю всех вас читателей этого сочинения быть снисходительными к моему смирению и немощи слабаго ума моего, который уже оцепенел от великаго яда ересей, почувствовал к нему отвращение и как бы выплевывает и извергает его. Умоляю простить меня за то, что я на словах относился к некоторым жестоко и называл некоторых бродягами, шарлатанами, заблуждшими и обольстителями. Хотя мы и не имеем обычая легкомысленно осмеивать кого либо, но по причине великой тяжести этого яда мы признали необходимым обращаться к ним с такими словами, дабы устранить мысль некоторых, могших подумать, будто тем самым, что мы не обнаруживаем их явно, хотя и раскрыли их учение и действия, отчасти имеем согласие в мысли с лжеучением, заключающимся в каждой из ересей. Я сделал и небольшое предисловие в начале сочинения, предупреждая об этом самом и прося снисхождения, чтобы кто либо не напал на нас за неприятность, думая, что мы прибегаем к осмеянию, потому что нас преодолевают. В предисловии же мы показали и то, о каких ересях мы намеревались говорить, на сколько книг разделили все сочинение, о скольких и о каких именно ересях намеревались сказать в каждой книге; и здесь я снова упоминаю о том же для того, чтобы читатели отовсюду получили пользу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Возражение 3. Далее, в делах благодати не может быть ничего недейственного. Но однажды посвящённый в епископы человек навсегда сохраняет духовную власть предоставления чинов и исполнения других принадлежащих епископскому служению вещей, и эта власть, похоже, в случае оставления епископского прихода стала бы недейственной. Следовательно, дело представляется так, что епископ не вправе оставить епископский приход и постричься в монахи. Этому противоречит следующее: никто не обязан делать что-либо в связи с тем, что само по себе незаконно. Но тот, кто желает оставить свой епископский приход, обязан уйти в отставку. Отсюда понятно, что в оставлении епископского прихода нет ничего незаконного. Отвечаю: совершенство епископского состояния состоит в том, что ради любви к Богу человек берёт на себя обязательство трудиться ради спасения ближнего, и потому он обязан осуществлять пастырское попечение дотоле, доколе не сможет обеспечить духовное благополучие вверенных его попечительству субъектов. И этим он не вправе пренебречь ни ради уединения божественного созерцания, поскольку сам апостол, зная о нуждах своей паствы, покорно отложил созерцание будущей жизни, согласно сказанному: «Не знаю, что избрать (влечёт меня то и другое). Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти – нужнее для вас (и я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами)» ( Филип. 1:22–25 ), ни ради избегания каких бы то ни было трудностей или приобретения каких бы то ни было выгод, поскольку, как сказано, «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин. 10:11 ). Однако подчас епископ, желающий попечительствовать о духовном благополучии своей паствы, может сталкиваться с препятствиями. В одних случаях они бывают связаны с ним самим: его совестью, если он, например, виновен в убийстве или симонии, или телом, если он, например, стар или слаб, или какой-либо распущенностью, например, двоежёнством. В других случаях препятствием является какой-либо изъян его паствы, которой он оказывается не в силах помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Н.А. Бердяев относится с чрезмерным доверием к внутреннему откровению, или мистической интуиции. Судя по его «Философии свободы», он склонен даже считать интуицию неподсудною дискурсивному мышлению. Опасность такой точки зрения уже давно указана в известном сказании о святом, которому явился бес в образе ангела света. Угодник не рассмотрел, что у него петушиные ноги, и поклонился ему; а бес подхватил его и стал кружить в пляске. Из сего следует, что прежде, нежели доверяться «интуиции», надо тщательно рассмотреть, на каких ногах она держится. В том же направлении предостерегает другой, уже совсем не легендарный источник, который должен был бы обладать безусловной достоверностью для Н.А. Бердяева . Апостол Иоанн говорит: «возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ). Апостол тут же дает дискурсивной мысли критерий для испытаний духов и пророчеств: «от Бога – только тот дух, который исповедует Христа, пришедшего во плоти; всякий же другой дух – не от Бога, а от антихриста» ( 1Ин. 4:2:3 ). Испытывая с этой точки зрения «внутреннее прозрение» Н.А. Бердяева , приходится убедиться в полном его противоречии с объективным явлением Христа, пришедшего во плоти. В объективном откровении не только нет каких-либо следов русской точки зрения, но она прямо исключается и духом, и буквой Евангелия. Решительно умалчивая о каком-либо исключительном отношении Христа с каким-либо одним народом, оно ясно и категорически говорит об общем призвании их всех. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19:20 ). Вот почему на почве Нового Завета так ясно обнаруживается несостоятельность взаимно друг друга уничтожающих мессианических притязаний различных народов, все равно – русских, польских или португальских, о которых было недавно сообщено в одной из наших газет. С точки зрения чисто человеческой вполне понятно и естественно это притязание, чтобы свое родное, домашнее или народное заняло первое место в Боге или после Бога. В основе всякого национального мессианства лежит одна и та же до сих пор не умирающая и всегда одинаково неосновательная претензия матери сынов Зеведеевых. Христос говорит ученикам о смерти своей и воскресении. А она спешит прицепить к вечным обетованиям свое земное, материнское, языческое пожелание. «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем» (ХХ, 21). В общем наш национальный мессианизм выражает собою довольно близкое к этому пожелание, чтобы наша мать Россия сидела в Царстве Божием по правую руку Спасителя. Существо дела, разумеется, не меняется от того, для сынов или для матери мы домогаемся этой чести. Ответ Спасителя остается все тот же.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Гл. 17. И тому верует святая матерь наша Церковь , как и ее самой истинно проповедано и истинно повелено было, что мы умрем и воскреснем с этим телом, с этой душою и со всем нашим сосудом, да приимет кийждо, яже содела ( 2Кор.5:10 ). Ибо что воскресение мертвых, вечное осуждение, царствие небесное, упокоение для праведников, наследие верных, и лик общий с ангелами, соблюдшими веру, чистоту, надежду и заповеди Господни есть истинно, это и проповедано, и утверждено, и служит предметом веры, потому что сии воскреснуть в живот вечный, согласно написанному в Евангелиях (сн. Ин.5:29  и Мф.25:46 ). Что говорить и Апостол, и все Священные Писания, то является истинным, хотя бы неверующими и худо разумеющими и было принимаемо иначе. Для нас же это вера, это честь, это матерь наша Церковь , спасающая верою, поддерживаемая надеждою и совершаемая любовью Христа в исповедании, в таинствах и в очистительной силе крещения, как сказано: шедше крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ), во имя Божественной Троицы, не имеющей в наименовании ничего различного; но так что один Бог в законе и пророках, в евангелиях и у апостолов, в Ветхом и Новом Завете нам проповедан и возвещен, Отец и Сын и Святой Дух, не Божество, представляющее в Себе какое либо слияние, но Троица истинно совершенная: совершенный Отец, совершенный Сын и совершенный Дух Святой, едино Божество, един Бог, Которому слава, честь и держава во веки веков, аминь. Гл. 18. Такова вера и действие нашей жизни; это утверждение истины; это дева Христова и голубица незлобивая; это жизнь, надежда и утверждение нетления. Но умоляю всех вас читателей этого сочинения быть снисходительными к моему смирению и немощи слабого ума моего, который уже оцепенел от великого яда ересей, почувствовал к нему отвращение и как бы выплевывает и извергает его. Умоляю простить меня за то, что я на словах относился к некоторым жестоко и называл некоторых бродягами, шарлатанами, заблудшими и обольстителями. Хотя мы и не имеем обычая легкомысленно осмеивать кого либо, но по причине великой тяжести этого яда мы признали необходимым обращаться к ним с такими словами, дабы устранить мысль некоторых, могущих подумать, будто тем самым, что мы не обнаруживаем их явно, хотя и раскрыли их учение и действия, отчасти имеем согласие в мысли с лжеучением, заключающимся в каждой из ересей. Я сделал и небольшое предисловие в начале сочинения, предупреждая об этом самом и прося снисхождения, чтобы кто либо не напал на нас за неприятность, думая, что мы прибегаем к осмеянию, потому что нас преодолевают. В предисловии же мы показали и то, о каких ересях мы намеревались говорить, на сколько книг разделили все сочинение, о скольких и о каких именно ересях намеревались сказать в каждой книге; и здесь я снова упоминаю о том же для того, чтобы читатели отовсюду получили пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

К тому же спрошу вас, противники: на какую сторону упали святые Отцы, умершие прежде пришествия Христова? Ответьте мне. Если под югом вы понимаете Небо, то как умершие прежде пришествия Христова могли взойти на Небо, которое отверзлось Крестом Христовым? И если север знаменует геенну, то как они оттуда освободились, если от геенны нет избавления? В зависимости от того, какой вы дадите ответ о святых Отцах, умерших прежде пришествия Христова, и мы ответим вам о душах, за которые молимся. Вы наверняка скажете, что их освободило от уз ада пришествие Христово. И мы тогда скажем, что тех, кто умирает ныне, освобождает молитва Святой Церкви, милостыня и особенно Бескровная Жертва. Претыкание седьмое У Пророка Иезекииля написано: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал (...) не припомнятся ему ( Иез. 18, 21–22 ). Из этого следует, что раз Господь Бог пообещал не припоминать беззаконий того, кто до своей смерти покаялся и отвернулся от своих беззаконий, то молитва за него не нужна, а также какое-либо иное благотворения, совершаемое за умершего. Исправление претыкающимся Скажу вначале, что последствия греха можно понимать двояко. А. Как вечное наказание. В. Как временное наказание. Кающемуся отпускается первое, и его грехи не припоминаются как подлежащие вечному наказанию. Именно об этом говорит Апостол: Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе ( Рим. 8, 1 ). Однако иногда кающемуся припоминаются грехи, за которые он подлежит наказанию временному. Так, хотя Давиду и был отпущен грех прелюбодеяния и убийства, но он не избежал временного наказания. Смотри об этом в первой части, в главе 1. Претыкание восьмое В Евангелии от Марка Христос говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Мк. 16, 16 ). И снова. В Евангелии от Иоанна: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден ( Ин. 3, 18 ). Если известно, что верующие спасутся, зачем молиться о них после их смерти? Исправление претыкающимся Стара ваша песня о вере, которую вы считаете единственной причиной спасения. Мы же вместе с Апостолом Иаковом говорим, что вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 ). Мы знаем, что корень спасения – это вера, но живая и действующая любовью ( Гал. 5, 6 ), по слову Павла. И снова говорит Апостол: Если имею (...) и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто ( 1Кор. 13, 2 ). Мы твердо верим, что вера спасает человека, но с таким добавлением: если не будет каких-либо препятствий. Обычно говорится: «из этого семени вырастут колосья, если не оскудеет солнечное тепло, или земная влага, или если не будет засухи или наводнения, и так далее». Итак, истиной будут слова о том, что если кто имеет веру и крестится, тот будет спасен, если не будет каких-либо препятствий ко спасению». Но поскольку к спасению бывает много препятствий, то Святая Церковь молится об умерших, чтобы они освободились от препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Подобное искушение неизбежно для каждого человека, пока он живет на земле. Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола ( Мф. 4, 7–11 ). «Чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим», – пишет ап. Павел коринфянам ( 1Кор. 7, 5 ). И во всем Священном Писании источником искушений часто рисуется сатана. Также и в молитве Господней непосредственно после прошения «не введи нас во искушение» следуют слова «но избави нас от лукавого». Господь сказал: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» ( Мф. 18, 7 ). Почему же Господь допускает искушения и говорит, что «надобно придти соблазнам»? На этот вопрос так отвечает пастырь о. Иоанн С: «В жизни христианской необходимы искушения, пробы для испытания нашего духовного состояния… Как для пробы каких-либо вещей, например серебра, нужны инструменты, так и для пробы или испытания души нужны люди, которые намеренно или вовсе неумышленно своими поступками в отношении к нам делали бы явным и для нас и для других – покорны ли мы Божиим повелениям, объявленным нам в Евангелии, или нет – по духу ли мы живем, или по плоти?» Вместе с тем можно думать, что счастье вечной жизни и будущего пребывания с Богом в Царстве Небесном так велико и является таким неоценимым и ни с чем не сравнимым даром человеку от Бога, что может приобретаться также лишь за многие подвиги – преодоление искушений и соблазнов при длительном испытании души человеческой. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», – говорил прп. Антоний Великий . Вместе с тем св. отцы говорят, что лишь путем преодоления искушений в христианине умножаются опытность и духовная сила. Вот почему диаволу непосредственно или через людей попускается искушать всякого человека. Как пишет прп. Варсонофий Великий одному из своих учеников: «Неужели ты думаешь, что диавол перестанет искушать кого-либо?» Действительно, наш искуситель сатана и его воинство в течение тысячелетий не устают изощряться в искушениях людей – каждой человеческой души. Одним из типичных видов мысленных искушений является пробуждение в людях маловерного беспокойства за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для тела, сожалений о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольства своим материальным положением и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Скачать epub pdf Гомилия I. О написанном в книге Судей: «И народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса 1 и которые знали 2 все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю» (Суд.2:7) 1 . В сегодняшнем чтении чтец произнес: «И народ убоялся Господа во все дни Иисуса»; у нас же написано: «И народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса и которые знали все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю» ( Суд.2:7 ). Поэтому необходимо уразуметь, что каждый из нас обретается либо в хороших днях, либо в плохих, и проводит либо «дни Иисуса», то есть дни праведности, либо дни беззакония. Ибо если мы воспринимаем «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), и позволяем Ему проникать в наши души и просвещать их, и если восходит в нас «Солнце правды» ( Мал.4:2 ) и просвещает мир души нашей, то и мы проводим «дни Иисуса» Христа, дни спасения. Если же кто-то пустит в свою душу свет, который «потухнет» (ср. Иов.18:5 ), свет, противный истине, и просветится им, также станет проводить дни, но плохие: будет он пребывать не во днях Иисуса, но во днях Манассии или во днях фараона или в каких-нибудь еще худших днях. И потому во дни Ахаза, царя беззаконного и нечестивого, Исайя не мог видеть видение, не мог видеть «Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» ( Ис.6:1 ). Но как только жестокий царь, чьи «дни» были «лукавы» (ср. Еф.5:16 ), умер, тогда пророк сподобился увидеть Бога. А хочешь знать, почему дни, когда в Писании сказано, что они те или иные, не означают время жизни Того, о Ком мы говорим, то есть время Его пребывания во плоти? Послушай, что о днях Господа нашего Иисуса Христа предвозвещает Пророк: «Во дни его взойдет праведность 3 , и будет обилие мира, доколе не престанет луна» ( Пс.71:7 ). Но если мы принимаем, что дни, когда Спаситель пребывал на земле, были днями праведности и мира, то как мы объясним, что дни праведности наступили для тех, кто распял Его и кто не принял ни Его пришествия, ни веры в Него? Или как будет видеться во дни Его обилие мира среди тех, кто предал Его на смерть по ложным обвинениям? Как будет казаться, что дни праведности и мира наступили для тех, в чьих умах царит мрак неправедности и гнева? И опять же, если написанное «во дни его взойдет праведность, и будет обилие мира» относится к тем дням, когда Спаситель жил во плоти, то, так как ныне уже не те дни, Его праведность теперь не восходит, не обретается ныне и обилия мира Христова среди верующих и благочестивых. Скорее, каждый своими поступками и образом жизни обретает дни либо неправедности и войны, либо праведности и мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010