В июне 1734 г. в Архангельске была снаряжена Северная морская экспедиция по р. Оби для открытия морского пути из России на Камчатку под руководством капитана В. Беринга. По предложению архиеп. Германа (Купцевича) А. был назначен в состав экспедиции и в 1734-1737 гг. совершил 4 плавания в сев. морях. В нач. 1736 г. вместе с лейтенантами Муравьёвым, Павловым и др. участниками экспедиции «по некоторому секретному делу» А. был доставлен из Пустозёрского острога в Адмиралтейц-коллегию, признан невиновным. Во время путешествий А. заболел цингой и 25 янв. 1737 г. получил увольнение от флотской службы. Святейший Синод намеревался послать А. в составе рус. миссии в Лондон, но по причине незавершенности «Пустозёрского дела» прикомандировал его к Вологодскому еп. Амвросию (Юшкевичу) . В 1738 г. А. был назначен законоучителем привилегированного Кадетского сухопутного корпуса в С.-Петербурге и по этой причине представил в Синод автобиографическую «сказку» (справку), в к-рой писал, что «в подозрении никаком никогда не бывал и ныне за собою подозрения не имеет» и дважды (в 1730 и 1731) присягал императрице Анне Иоанновне . С 13 сент. 1738 г. А. состоял экзаменатором ставленников при членах Синода и увещевателем отступников от Православия, 23 сент. 1739 г. назначен также законоучителем в гимназии при АН. Проявил себя строгим ревнителем Православия. В 1738 г. ему было поручено увещание перешедшего в иудаизм капитан-лейтенанта флота А. В. Возницына, к-рый вместе «со своим совратителем» Борухом Лейбовым был казнен сожжением на костре (ПСЗ. Т. 10. 7, 612). В 1740 г. по распоряжению Новгородского архиеп. Амвросия (Юшкевича) А. находился в Новгороде для обучения ставленников. 19 февр. 1741 г. А. и архим. Тимофей (Максимович) были представлены правительнице Анне Леопольдовне как кандидаты на Тобольскую кафедру. При поддержке первоприсутствующего в Синоде архиеп. Амвросия (Юшкевича) предпочтение было отдано А. 10 марта 1741 г. он был назначен, 13 марта наречен, 15 марта в ц. Казанской иконы Божией Матери хиротонисан в митрополита Тобольского и Сибирского архиеп. Амвросием (Юшкевичем), епископами Псковским Стефаном (Калиновским) и Суздальским Симоном (Тихомировым) . В епархию выехал осенью того же года, перенес тяжелую болезнь в г. Верхотурье и прибыл в Тобольск 18 дек. 1741 г. Вступил в острый конфликт с томским воеводой Миклашевским и губернатором Шиповым по вопросу о подсудности духовенства светской власти, в частности из-за принуждений со стороны властей к нарушению тайны исповеди. В донесениях в Синод А. писал о чинимых властями препятствиях в деле Крещения вогулов, о злоупотреблениях со стороны канцелярии Главного правления сибирских и казанских заводов по отношению к духовенству. Непосредственно императрице сообщал о бедности мон-рей епархии, критиковал указы Коллегии экономии , к-рая определяла на жительство в мон-ри офицеров, содержавшихся на средства, выделявшиеся для насельников.

http://pravenc.ru/text/76190.html

Долгое время ситуация с храмом-памятником усугублялась его «неопределённым» юридическим статусом. В 2011 г., в рамках проведённой Прокуратурой Кировского района г. Казани проверки исполнения законодательства об объектах культурного наследия, было установлено, что основные конструктивные элементы храма-памятника находятся в удовлетворительном состоянии, однако при этом «имеют место отслоения окрасочного слоя порталов входов в памятник с колоннами и фронтонами, отслоение окрасочного слоя системы световых и дверных проемов (окна и двери памятника), частичное выпадение кирпичной кладки, отслоение штукатурного и окрасочного слоя столбцов забора, которым ограждён указанный памятник по периметру». В связи с этим Прокуратурой Кировского района г. Казани в Кировский районный суд г. Казани было направлено заявление с требованием обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Казанскую епархию РПСЦ «провести реставрационные работы по восстановлению внешних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов объекта культурного наследия», которое было «удовлетворено в полном объёме».(60) В том же году в отношении объекта «Памятник Павшим воинам, 1823 г., арх. Н.Ф.Алфёров», который в силу постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 г. являлся федеральной собственностью, было зарегистрировано право собственности РФ (свидетельство N 16-16-01/358/2011-197 от 29 сентября 2011 г.). Причём, как отмечалось в ответе заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в РТ А.И.Гатина от 25 ноября 2011 г. на запрос генерального директора Информационного агентства «REGNUM» И.А.Фионова: «До сегодняшнего дня со стороны Казанской Епархии инициативных предложений о дальнейшем использовании храма Нерукотворного Образа Спаса на реке Казанке не поступало». На фоне этого митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий (А.М.Меткин) решил устранить от руководства приходом о. Ф.А.Ситкина и передал храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя в качестве подворья Кизическому Введенскому монастырю г. Казани, находящемуся от него в заметном отдалении. В связи с этим в октябре - ноябре 2011 г. разгорелся очередной информационный скандал, связанный с заявлением о. Ф.А.Ситкина о том, что правящий архиерей заявил о прекращении богослужений в храме-памятнике, и последующем отказе настоятеля от своих слов. Замять его удалось лишь после встречи представителей ОРК РТ с митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием (А.М.Меткиным), пообещавшим всемерно содействовать и помогать приходу, а также рекомендовать для восстановительных работ в храме-памятнике одного из известных ему спонсоров.(61)

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/02/...

Главная мысль проекта заключалась в отделении высшего богословского образования от среднего и низшего. До тех пор и в академии, и в семинарии курс начинался с обучения латинской грамматике, а заканчивался богословским классом. В академии предполагалось впредь принимать выпускников семинарий. «Духовные академии – говорилось в проекте, – не препинаясь в поприще, им предназначенном, первоначальным и, так сказать, стихийным обучением наук, грамматических и исторических, займут в науках философских и богословских пространство, им приличное, и станут на чреде просвещения, высшему духовному образованию свойственной». Академический курс был рассчитан на 4 года и разделен на два двухлетних отделения: общеобразовательное, на котором преподавались высшая математика, физика, философская грамматика, древние и новые языки, эстетика, всеобщая и церковная история, и специальное богословское с изучением догматики, нравственного и полемического богословия, герменевтики, гомилетики, канонического права. Выпускники академии по окончании курса удостаивались ученых степеней кандидата и магистра. На академии возлагалось также научно-методическое и административное руководство семинариями. В связи с этим образованы были Петербургский, Московский, Киевский и Казанский учебные округа. Казанскую академию на новых началах устроить не удалось, и поэтому она временно была преобразована в семинарию, а ее учебный округ соединен с Московским. Средними духовными школами, по плану, должны были стать семинарии– по одной на епархию, с 6-летним обучением, разделенным на три двухлетних отделения, которые по-старинному именовались риторическим, философским и богословским. В семинариях преподавали словесность, гражданскую историю, географию, математику, физику, философию, а из богословских дисциплин – Священное Писание, герменевтику, догматическое, нравственное и пастырское богословие, церковную историю с археологией, древние и новые языки. В семинарии принимались выпускники уездных духовных училищ (с 6-летним курсом), в которых изучали грамматику, арифметику, историю, географию, пение, пространный катехизис, церковный устав и классические языки. Уездные училища были подчинены епархиальным семинариям. Кроме того, планом комитета предусматривалось открытие в благочиннических округах приходских училищ с обучением чтению, чистописанию, грамматике, пению, арифметике и краткому катехизису.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Как отметил далее митрополит Иларион, «для предотвращения терроризма необходимо полноценное религиозное образование – от начальных классов школы до аспирантуры. Мы должны, наконец, обеспечить нашим гражданам такой уровень грамотности в религиозных вопросах, который сделает невозможным увлечение террористической идеологией под какой бы то ни было религиозной маской. Каждый гражданин нашей страны любого возраста должен знать, чему учат традиционные религии, и понимать, что идеология терроризма противоречит фундаментальным основам любой религии. Выстроить полноценную систему религиозного образования – наша общая задача». В ходе рассмотрения вопроса о создании региональных отделений Межрелигиозного совета России в Татарстане и на Северном Кавказе митрополит Иларион напомнил, что у МСР был опыт создания филиалов на местах в первой половине 2000-х годов. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, ранее много лет служивший на Кавказе, указал на важность межрелигиозного взаимодействия в условиях террористической опасности и привел в пример опыт Беслана. Он активно поддержал инициативу создания отделения МСР в Татарстане. Далее последовало выступление муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, который осудил проявления экстремизма под религиозными лозунгами и выразил готовность активно участвовать в работе создаваемого филиала МСР в Казани. Слово также было предоставлено архиепископу Пятигорскому и Черкесскому Феофилакту. Архиерей, возглавляющий епархию на Северном Кавказе, предложил создать филиал МСР в Пятигорске, который является центром Северо-Кавказского федерального округа, включающего республики со значительным процентом мусульманского населения. Эту инициативу в своем выступлении поддержал представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Ш.А. Пшихачев. По итогам дискуссии было принято единогласное решение создать региональные отделения Межрелигиозного совета России на Северном Кавказе с центром в Пятигорске и в Республике Татарстан с центром в Казани. Члены МСР подчеркнули необходимость обратиться к государственному руководству Российской Федерации с предложением осудить идеологию ваххабизма как террористическую, а организации, проповедующие эту идеологию, признать террористическими организациями.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/28/my...

111 Первым Епископом в новооткрытую (в 1850 г.) Самарскую епархию был назначен Ректор С.-Петербургской Академии, Евсевий, бывший уже в сане Епископа с званием Викария Винницкого, (в Каменец-Подольской епархии); воспитывался он в Московской Академии, где и был (с 1832 г. по 1848 г.) в должностях Бакалавра, Инспектора и Ректора Московской Академии, а затем, два года в Петербургской. Литературных произведений, действительно, вышло из-под пера его весьма много, начиная со времени епископства в Самаре и оканчивая в Могилеве, – где он и скончался. 112 Беседа была, нужно заметить, во время проходки но Голосеевскому лесу и, между прочим, на одной вышке близ ограды, откуда прекрасный открытый вид на Лавру и весь Киев. Об этом будет речь еще в своем месте при повествовании о жизни в Бозе почившего в Киеве и, в частности, о пребывании его в Голосеевой Пустыни. 113 О Слово «котловина» очевидно разумелось здесь, как переводное самого слова – «Казань», которое, если справедливо исторически-филологическое производство, значит котель, так как у Татар есть именно слово казань, что значить котель. 115 Странник. 1866 г., Август. Отдел Современной Хроники. Заглавие этой статьи, впрочем, не совсем точно; в ней говорится о положении не Татар только, но и других инородцев и в частности Чуваш. 116 Пробел этот, вероятнее всего, произошел не от того, что сам высокопр. Филарет не сообщил своему собрату о таком важном предмете, – а от утраты, быть может, самых писем, или почему либо не попавших в руки доставителя их – (Ректора Москов. дух. Академии А. В. Горского). 117 Письмо от 13 Марта 1833 г., следовательно ровно через год после того, как преосв. Кирилл был проездом в Каменец-Подольск у высокопр. Филарета в Казани с 6-го по 9-е Марта 1832 г. См. сведения, прежде сказанные. 119 См. «Православный Собеседник1867 г. кн. 1. Слово, сказанное преосв. Антонием, епископом Казанским, при вступлении на паству Казанскую и первом служении его 25-го Декабри 1866 г. Приведенные сейчас слова поставлены нами эпиграфом в первой вступительной главе настоящего тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

А я знаю сам воочно, фактически, что по энергичному действованию преосв. Антония дело пошло было очень хорошо. Видел я сам и в складах при Консистории и бывши лично у некоторых священников-миссионеров, – весьма значительные запасы и крестиков нашейных, и икон разного рода, и даже материалов – холста и ситцу для крестильных сорочек и пр.» – Ну так теперь я понимаю, от чего и Оренбургский-то ваш Архиерей вдруг замолчал, хотя прежде и писал довольно подробно и утешительно. Все таки я скажу одно: выходит, что тамо убояшася страха, идеже не бе страх... и главное все это видимо от того, что вмешиваются в дело Христово слуги не призванные, – разумею светские власти. Вот уже двадцать один год прошел, как я выбыл из Казани, но до днесь теперь все представляю живо как бы перед глазами, что было тогда по части миссионерства, – именно в среде Татар, которых я сам признавал за волков, или лисиц лукавых, хитрых, – к тому же крепких в своем магометанстве; почему и трудно было чаять от них, как от козлищ, успеха на пути их обращения к свету Христову. Зато, на оборот, Чуваши и Черемисы – чисто бесхитростные овечки... Потому-то и там, в Оренбургском крае, если боялись какого-либо движения в Татарах, под влиянием Крымских военных действий, – за что же было приостанавливать дело миссионерства в среде Черемис и Чуваш, этих, говорю, по природе овечек... Эхма, Эхма!.. Впрочем, вот и в Казанской-то губернии, сколько я знаю, дела по просвещению инородцев больно не ярарь... Между тем, как в Казани открыто Викариатство... и еще Академия со специальным образованием для целей миссионерских... Правда, преосвященный Оренбургский писал мне тоже относительно викариатства, но я отклонил его, а советовал лучше просить разделить епархию на две части – на Оренбургскую и Уфимскую епархии самостоятельные 110 . Впрочем, суть-то дела не в открытии только самостоятельных епархий, а в том, что нужно назначать Архиереев-то подходящих, особенно на новые-то епархии. Α то вот в Самару, вдруг, не долго думая, посадили на новую первую кафедру такого же новичка – Архиерея прямо из столичной Академии Ректора, всю жизнь свою далее столичных стен ничего не видевшего, к тому же человека учено-кабинетного, привыкшего естественно только к писалу книжному, чем он как слышно и теперь по преимуществу любить заниматься 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Ему поручено было как можно чаще совершать поездки к калмыкам, при бесплатном разъезде по билету от войскового гражданского начальства. Для помещения миссионера в 1905 году на оставшиеся от постройки церкви более 2000 руб. выстроен дом. В этой должности Чеминов пробыл до 1 декабря 1906 года, когда был определен приходским священником к православной церкви в Донецком округе. Деятельность его состояла в посещении и в беседах с калмыками. Ощутительных результатов миссионерской деятельности Чеминова не оказалось, кроме того, что в 1905 году им просвещены св. крещением двое калмыков станицы Платовской – Дюнтеле Кушнарев, 26 лет, и Дамбо Алеронов. В 1907 году миссионером противокалмыцким был определен кончивший курс в Донской духовной семинарии и прослушавший двухгодичные миссионерские курсы в Казанской академии иеромонах Иннокентий. Пробыл он миссионером всего два с небольшим года и перешел на миссионерскую службу в Ставропольскую епархию. Миссионерскую деятельность за это время он проявил очень слабо и результатов ее не было видно. С 1 сентября 1909 года должность миссионера состояла вакантной. В 1910 году осенью место миссионера было занято окончившим Миссионерские курсы в Казани О. В. Захоруком, но он вскоре помер и место снова оказалось вакантным. Кроме, привлечения миссионеров, одним из важных дел комитета нужно считать дело постройки им церкви на так называемом „Гремучем колодце“, в центре селений калмыцких в Платовской станице, где живет калмыцкий бакша и где, по преданию, были с евангельской проповедью св. Кирилл и Мефодий, первосвятители словенские. Сооружение комитетом собственного величественного храма в калмыцкой земле дело в высшей степени важное – это видимое торжество православия над язычеством и оно было весьма необходимо как для торжества православия над язычеством, так и для благотворительного воздействия на самих калмыков в видах будущего обращения их в христианство. Постройка эта имела весьма важное воспитательное значение и для местного, в большинстве временного, русского населения, по своему характеру, религиозным воззрениям и нравам стоявшего, в большой своей массе, на низкой ступени религиозно-нравственного состояния и потому служившего соблазном и дурным примером для язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Крест установили при въезде в село на участке, принадлежащем местному жителю 14 июля. ПРАВМИР. В Лаишевском районе Татарстана в ночь на 13 июля неизвестные, подпилив арматуру, повалили металлический крест, установленный на въезде в деревню Ташкирмень. Поклонный крест весом в полторы тонны накануне по собственной инициативе установил местный житель, сообщает МВД по Республике Татарстан. Спиленный крест направлен на экспертизу. Шестиметровую конструкцию снесли практически через сутки после установки. Возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления предусмотренного ч. 2 ст. 214 УК РФ (Вандализм). Крест установили при въезде в село на участке, принадлежащем местному жителю. По словам настоятеля храма святителя Гурия Казанского иерея Виталия (Беляева), который освящал поклонный крест, установка была согласована с местными жителями. Свои подписи за установку креста поставили около 160 жителей, сообщает «Татар-информ». «У нас не было ни одного человека против, все были за», — рассказал священнослужитель. По словам местных жителей, глава Макаровского сельского поселения якобы препятствовал установке. «Я не знал, что поставили крест, — рассказал глава села Виктор Кормачев. — До этого разговор был, что хотели. Но я просил епархию: «Согласуйте, а потом с народом объяснимся». У нас ведь разные слои населения проживают. Вроде бы согласились. А ночью приехали и почему-то его поставили. Уже в эту ночь его срезали. Вопрос этот неприятный. Мы разберемся». Настоятель храма в селе Ташкирмень иерей Виталий (Беляев) рассказал «Интерфаксу», что железный шестиметровый крест был установлен 12 июля к празднику святых Петра и Павла на средства местного жителя. Священник считает, что произошло святотатство. «Крест был освящен, а сейчас он лежит на земле», — отметил Беляев. На место выехали сотрудники правоохранительных органов, настоятель храма иерей Виталий (Беляев) и прихожане. Негативную оценку случившемуся дал представитель духовного управления мусульман Татарстана. Первый заместитель председателя ДУМ РТ Рустам хазрат Батров назвал произошедшее актом вандализма, который не имеет никакого отношения к тем ценностям, которых придерживаются жители Татарстана. «Наверное, это провокация, — сказал он. — Вы все знаете, что идеи межконфессионального согласия возведены до уровня национальной идеи. То есть, это то, вокруг чего выстраивается вся наша жизнь. Поэтому сложно представить, что это может быть сделано руками татарстанцев. Такие акты вандализма должны быть осуждаемы, и мы это осуждаем».

http://pravmir.ru/neizvestnyie-srezali-6...

Осенняя пелена затянула небо. Владыка смотрел в окно, и грустил, ему казалось, что эта беспросветная серость, все окутавшая, проникает в души человеческие, затягивает их изнутри, погашая всякие проблески света. Люди стали равнодушны. В храм ходят как заведенные, а иных поразила зараза неверия. Будучи помоложе, не в пример здоровее, владыка горел боевым духом, и такую войну приходилось ему вести... О какой " свободе " кричат его недоброжелатели, которой он якобы первейший враг и ненавистник? У человека есть свобода болеть и не лечиться, но, калеча другого, он посягает уже на чужую свободу. Ни один здравомыслящий человек не сочтет изоляцию от общества опасного преступника, разбойника, поджигателя - мракобесием. А растлители, поджигатели и убийцы духовные петушатся, чувствуя опору, и продолжают свое дело... Поздно будет, когда опомнятся. Да опомнятся ли? Вошел отец Игнатий с докладом, что-то говорил очень четко и разумно, владыка, расстроенный своими размышлениями, поначалу внимательно следил за вдохновенным развитием мысли своего помощника, а потом собственные раздумья увели его в прошлые годы. Взгляд Владыки случайно упал на портрет Государя, висящий рядом с Казанской иконой, и он уже заново переживал все, что случилось тогда... Случилось это в его епархии. Был такой отец Никон у него на одном из дальних приходов, воистину глаголом своим пастырским жег сердца... Портрет Императора в красном углу у него висел близ икон. Отец Никон особо любил и почитал Государя. Врагов у него, понятное дело, было поболее даже, чем у владыки, но отец Никон не из тех был, кто может дать себя в обиду. На каждое событие, на каждое даже громкое слово печатное находился у него ответ, и гремел отец Никон на всю епархию. Давно бы уж и сана лишился, если б не заступничество владыки. И конечно, когда появился в его городке заводила, изгнанный из университета студентик, в считанные секунды сколотивший кружок из авантюрно-разбойничьи-революционно настроенной молодежи, отец Никон не только не стал молчать, а через некоторое время речами своими метко-острыми обратил свободолюбцев, слишком громко о себе повсюду заявлявших, во всеобщее посмешище. Горожане любили своего батюшку и прислушивались к нему.

http://zavet.ru/krohi/lit/001/004.htm

Был интересный случа­й. Однажды летним днем владыка приехал в епархиальное управление (сам всегда был за рулем). Выйдя из машины, он обратил внимание на двух бредущих с грустным ви­дом абитуриентов, которые шли из академии домой, расстроенные тем, что не сдали вступительные экзаме­ны. Владыка благословил их и спросил, как дела. Посочувствовав несостоявшимся семинаристам, пригласил их к себе в кабинет выпить чаю. Ребята с радостью согласили­сь, а после недолгой беседы… были пригла­шены помогать на арх­иерейском богослужен­ии. Сейчас один из них успешно окончил семинарию и принял ди­аконский сан. Вот так " случайная " встреча и чай помогли ребя­там не пасть духом и не свернуть с выбра­нного пути, несмотря на сложности. Прихо­дили к нему и те, кто по разным причинам был исключен из духовных школ за про­винности и не мог на­йти свое место вне Церкви, владыка всегда помогал словом и делом. Еще одной важной стр­аницей жизни владыки была любовь к Святой горе Афон, где он старался побывать хо­тя бы раз в год, прикоснуться к святыням, исповедоваться. Ка­ждая поездка туда ст­ановилась для него духовным праздником, придавала сил. Когда он заболел, несколько раз в неделю я прие­зжал к нему в больни­цу, привозил докумен­ты на подпись, получ­ал какие-то задания и поручения. По воск­ресным дням я привоз­ил священника со Святыми Дарами, чтобы владыка мог причастит­ься; мы обсуждали де­ла собора, спортивно­го отдела и многое другое. Хотя порой мне кажется, что о многом важном мы не успели поговорить. И когда мне нужно принять какое-то непростое решение, я за­даю себе вопрос: что бы мне сказал влады­ка? Как бы он поступил? В один из последних месяцев своей земной жизни он сказ­ал, что хочет со мной поговорить о моем дальнейшем пути в Це­ркви и что хотел бы видеть меня священни­ком. Я это воспринял как благословение. Хотя оно и совершило­сь далеко не сразу, а спустя два года (м­оя иерейская хиротон­ия была совершена еп­ископом Гатчинским и Лужским Митрофаном 3 мая 2021 года, в Св­етлый понедельник). После упокоения влад­ыки меня пригласили в Гатчинскую епархию , где я стал диаконом Казанск­ого храма Вырицы . Безусловно, мое служение в этом святом месте стало воз­можно благодаря авторитету и ув­ажению к памяти моего наставника.

http://mitropolia.spb.ru/docs/vladyka-ma...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010