Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ И ТАТАРСТАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена в янв. 1555 г. с названием Казанская и Свияжская, с мая 1589 г. Казанская и Астраханская, с 1602 г. Казанская и Свияжская, с 1682 г. Казанская и Болгарская, с 1686 г. Казанская и Свияжская, с 1785 г. Казанская и Симбирская, с 1832 г. Казанская и Свияжская, с 1942 г. Казанская, с 1945 г. Казанская и Татарская, с 1948 г. Казанская и Свияжская, с 1949 г. Казанская и Чистопольская, с 1957 г. Казанская и Марийская, с 11 июня 1993 г. епархия имеет современное название. Территория - в границах Республики Татарстан . Кафедральный город - Казань, кафедральные соборы - Никольский и Петропавловский в Казани. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Наконечный). К нач. 2012 г. в епархии насчитывалось 292 прихода (из них ок. 50 общин без постоянных священнослужителей), 7 муж. и 2 жен. монастыря, в клире епархии состояли 328 священников, 69 диаконов. Решением Свящ. Синода от 6 июня 2012 г. К. и Т. е. преобразована в Татарстанскую митрополию, включающую Казанскую епархию (запад. районы Республики Татарстан), Чистопольскую и Альметьевскую епархии (вост. районы Республики Татарстан). Территория При создании епархия включала территорию Казанского ханства и окрестные районы, завоеванные рус. войсками. Официально в Казанскую епархию входила также Вятская земля, но фактически вятскими приходами до создания в 1657 г. Вятской епархии (см. Вятская и Слободская епархия ) управляли Московские митрополиты (позже патриархи); юж. районы современных Кировской обл. и Удмуртии , не входящие в историческую Вятскую землю,- Яранск, Уржум, Малмыж, слобода Кукарка (ныне г. Советск), Сарапул - находились под управлением Казанских архиереев. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в Казанскую епархию вошли земли Ср. и Н. Поволжья, во 2-й пол. XVI - нач. XVII в.- территория совр. Башкирии, Юж. Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Н. Поволжья (см. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1620 г.- Сибирь (см. Тобольская и Тюменская епархия ).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Подлинное искусство всегда религиозно Интервью с доктором философских наук, членом Союза писателей России, религиоведом Виталием Юрьевичем Даренским. 28.02.2023 381 Время на чтение 13 минут Источник: Православная Луганщина ПОЕЗДКА В ТОМСКУЮ ЕПАРХИЮ — Знаю, что Вы недавно вернулись из поездки в Томскую епархию. С какой целью Вы были приглашены? С кем удалось пообщаться, перед кем выступить? С чем вернулись в Луганск? — В Томске я участвовал в Макариевских чтениях – они проводятся в память святителя Макария (Невского) (1835-1926), канонизированного в сонме новомучеников Юбилейным Собором 2000 года. Он начинал свой святительский путь на Томской кафедре, был выдающимся миссионером, «апостолом Алтая», как его назвали еще при жизни. А уже в 90-летнем возрасте он успел много сделать для спасения верующих от большевистского геноцида. Сейчас в Томске вообще активная церковная жизнь, есть духовная семинария. Я в ней читал лекцию для студентов из разных вузов – интересно, что большинство из них пришли в семинарию впервые в жизни, и на лекции сидели вместе с семинаристами. Особо почитается у них знаменитый старец Федор Кузмич, канонизированный в сонме сибирских святых. Все томские православные уверены в правдивости легенды о том, что это бывший император Александр I, тем более что недавние научные изыскания известного историка М. Громыко это в целом подтверждают. Мощи старца находятся в монастырском храме в центре города, к которым все время приходят люди. Я там был на богослужении 4 ноября, в день памяти Казанской иконы Божией Матери. Если у человека есть религиозный опыт, то естественно, что он будет его передавать и художественным путем, в своих произведениях. Если нет – не будет. Митрополит Ростислав, возглавляющий Томскую епархию, в первый день конференции сделал для нас прием, на котором мы засиделись до полночи, обсуждали самые разные темы – от богословия до истории и литературы. Он рассказал, что был хорошо знаком с нашим недавно почившим митрополитом Митрофаном. Владыка Ростислав внешне больше похож на профессора университета, чем на священника, и такой же он и в общении. Он сам несколько раз выступал перед студентами на разных заседаниях конференции. Я ему подарил мою книжку стихов «Притяжение неба», и он ее все время читал, сидя в президиуме. Это было уже на второй конференции, которую организовал Томский педагогический университет. Вообще, это очень хороший прецедент – светская и церковная научные конференции проходят одновременно, как бы переплетаются между собой, а митрополит выступает на обеих, студентам он нравится, поскольку явно говорит интереснее, чем их университетские преподаватели. А открытие обеих было на общем пленарном заседании в актовом зале краевой администрации, открывал его их губернатор, с которым я сидел рядом в президиуме. У нас в Луганске тоже стоило бы перенять такую практику взаимодействия между университетом, Церковью и государством.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/28/podlin...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 6 Ульяновская епархия полностью оказалась в руках обновленцев, которые тем временем стали действовать весьма активно. Чтобы поддержать обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского), в епархию впервые приехал Александр Введенский, ставший к тому времени уже митрополитом. Личность харизматическая, прекрасный оратор, он не нашел себе достойного оппонента среди ульяновских атеистов. В июле 1924 года в Ульяновск прибыл назначенный патриархом Тихоном епископ Виссарион (Зорин). Родился епископ Виссарион (в миру Василий Павлович Зорин (или Зорнин) в семье священника Нижегородской епархии. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. В 1902 году закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1899 году принял постриг, тогда же был рукоположен в иеродиакона. На последнем курсе академии рукоположен в сан иеромонаха. 17 августа 1902 года назначен на должность преподавателя догматического, нравственного и основного богословия в Калужскую духовную семинарию. В ноябре 1902 года переведен в Александровскую миссионерскую семинарию. В январе 1903 года – преподаватель Волынской духовной семинарии. В декабре 1903 года – инспектор той же семинарии, а спустя несколько лет – ректор в сане архимандрита. В 1909 году – ректор Самарской духовной семинарии. В сентябре 1923 года хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского). Когда в Ульяновск прибыл новый преосвященный, то в его подчинение стали переходить приходы обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского). Обновленческая епархия просто рассыпалась на глазах, никто уже не считался с ее епархиальным управлением. Это очень раздражало архиепископа Иоанна, и тогда вновь посыпались доносы в ГПУ на священников, перешедших в патриаршую Церковь, начались повсеместные столкновения сторонников обновленцев и «тихоновцев». Ввиду напряженной обстановки и отсутствия регистрации епископ Виссарион был вынужден покинуть епархию. Он уехал к себе на родину в Нижегородскую губернию. Управление епархией преосвященный передал в руки благочинных.

http://pravoslavie.ru/31301.html

Высокопреосвященный Филарет в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, и его время. Том 2 Источник Отдел I (вступление). Глава I. Прибытие Высокопреосвященного Филарета в Казань «Верую, что блаженный дух бывших ангелов (Епископов) Церкви Казанской, каковы – Ефрем, великий Гермоген, Вениамин, Амвросий и Филарет еще живо памятуемый многими здесь живущими и приснопамятный своею святою жизнью и Апостольскими трудами, – носится и теперь над сею бывшею их паствою с живым участием в судьбах её и не престает немолчно вопиять перед Престолом Господним на небесах о помощи и благопоспешении позднейшим преемникам их Святительской кафедры» 1 . Читатели уже видели, что высокопреосвященный Филарет должен был отправиться из С.-Петербурга и ехать прямо в Казань в наивозможной скорости: ему не привелось даже заехать и в Рязань, чтобы проститься в последний раз со своею бывшею паствою. Такая поспешность требовалась повелением Самого Государя Императора. В указе св. Синода читаем: «Государь Император, 25 Февраля 1827 г. Высочайше утвердив доклад Св. Синода о назначении Архиепископа Рязанского Филарета в Казанскую епархию, с сим вместе изволил повелеть, – немедленно ехать ему на новую епархию для устранения тех затруднений относительно крещённых инородцев, какие оказались в сей епархии по смерти преосв. Ионы 2 . Монаршую волю преосв. Филарет исполнил во всевозможной точности и исправности. Когда именно он выехал из С.-Петербурга доподлинно не известно: но, не смотря на расстояние в полторы тысячи верст и на неудобство в тогдашние времена путей сообщения, и к тому же в наступавшую уже весеннюю распутицу, (во второй половине Марта) представляющую особенные затруднения и опасности на пути между Нижним Новгородом и Казанью, где дорога идет в зимнюю пору, обыкновенно, по льду реки Волги, и где, как рассказывал сам в Бозе почивший, экипаж его однажды провалился и едва был вытащен с опасностью для его собственной жизни – несмотря на все это, он прибыл в Казань ко времени св. Пасхи, которая в этом году была 25 Марта. Приехал он, как раз, в самые последние дни перед Св. Пасхою, так что первое служение в Казани совершал высокопреосв. Филарет именно в первый день Светлого Христова Воскресения, а вместе» и Благовещения Пресвятой Богородицы 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРНИЛИЙ (в миру Косма; † 26.02/5.03.1698, Троицкий Зеленецкий мон-рь), митр. Новгородский и Великолуцкий (1674-1695). Принял постриг в Зеленецком во имя Св. Троицы муж. мон-ре Новгородской епархии, через нек-рое время рукоположен во священника. В 1665 г. поставлен архимандритом тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (АЮБДР. Т. 2. 238. Стб. 734-735; Строев. Списки иерархов. С. 63). 31 янв. 1667 г. был избран в качестве кандидата на Патриарший престол наряду с архим. Троице-Сергиева монастыря Иоасафом (см. Иоасаф II , патриарх Московский) и келарем Чудова мон-ря Саввой. В качестве архимандрита Тихвинского монастыря в короткий срок (с 23 янв. по 1 февр. 1667) организовал «записку» швед. пленников, принявших и не принявших крещение, надзирал за тем, чтобы им «налог и обид и… убытков… не имать» (ДАИ. Т. 5. С. 155-157). В 1668 г. «желанием же побеждаеми многим и прошением нашим», как сообщает К. в духовной грамоте (АЮБДР. Т. 2. 238. Стб. 735), был переведен строителем Троицкого Зеленецкого мон-ря. 16 марта 1673 г., по выражению К., «аще и выше нашея меры и не хотящим нам, но нужею» был поставлен патриархом Питиримом во митрополиты Казанские и Свияжские (Там же; Строев. Списки иерархов. С. 273, 288). Однако в свою епархию К. так и не прибыл: «Как поставлен в Казань в митрополиты, от того времени все на Москве жили до поставления патриаршеского и до своего переведения на Новгородскую митрополию» (ДАИ. Т. 5. С. 149-150). 26 июля 1674 г. К. принимал участие в избрании, а 26 июля - в поставлении в патриархи Новгородского митр. Иоакима (Савёлова) (Там же. С. 146-147). 6 авг. того же года К. был переведен на вакантную Новгородскую кафедру, к-рую возглавлял в течение последующих 20 лет и 7 месяцев (1674-1695). После поставления К. нек-рое время оставался в Москве. 6 сент. он участвовал в поставлении во митрополита Казанского своего преемника Иоасафа (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 970, 974, 976, 978, 982 и др.), 1 окт.- в чине крещения царевны Феодоры Алексеевны, 4 окт. получил из царских рук 300 золотых и 8 окт. присутствовал «на крестинном столе» (Там же. Стб. 1061, 1068, 1070). 15 окт. К. был на заседании церковного Собора, где обсуждался вопрос о границах рус. епархий (ААЭ. Т. 4. 204. С. 263). Лишь 26 дек. 1674 г. царь и патриарх отпустили К. из Москвы в епархию (Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 1156).

http://pravenc.ru/text/2458701.html

ред. Н.Ф. Дубровин Книга 2 → Содержание Введение Часть первая. Главное управление Православной церкви Отделение I. Святейший синод и состав его в царствование Императора Николая I-ro Отделение II а) Московская синодальная контора б) Грузино-имеретинская синодальная контора Отделение III. Белорусско-литовская духовная коллегия Отделение IV. Контроль духовных дел. Управления хозяйственное и духовно-учебное Отделение V. Делопроизводство или канцелярии при главном духовном управлении Отделение VI. Следствия преобразований, произведенных при Императоре Николае I-м в главном духовном управлении Отделение VII. Постройка нового здания и открытие в нем св. синода Часть вторая. Местное управление Отделение I. Число епархий в последний год царствования Александра I. Умножение епархий и викариатств в последующее царствование. Общий взгляд на причины этого явления Отделение II. Подробное описание открытия каждой епархии и викариатства в хронологическом порядке 1) Олонецкая епархия 2) Саратовская епархия 3) Новочеркасская епархия 4) Симбирская епархия 5) Полоцкая епархия 6) Пермское викариатство в Екатеринбурге 7) Варшавское викариатство, обращенное впоследствии в самостоятельную епархию 8) Томская епархия 9) Викариатство тверское 10) Викариатство каменец-подольское 11) Викариатство рижское, обращенное потом в самостоятельную епархию 12) Херсонская епархия 13) Волынское викариатство в городе Остроге 14) Камчатская епархия 15) Воронежское викариатство 16) Кавказская епархия 18) Саратовское викариатство в г. Волгске 17) Епархии имеретинская и гурийская 19) Самарская епархия 20) Абхазская епархия 21) Казанское викариатство 22) Херсонское викариатство Отделение III. О западных епархиях Особенное положение о западных епархиях Новое разграничение некоторых епархий Западного края Штаты западных кафедр Смены архиереев в западных епархиях по особенным причинам Отделение IV. Присоединение Якутской области к камчатской епархии Отделение V. Повышение и понижение некоторых епархий в степенях Отделение VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серафим (Александров Димитрий Александрович), митр.·б. Казанский и Свияжский Родился 19 октября 1867 года в Саратовской епархии. Окончил Саратовскую духовную семинарию. С сентября 1889 года – помощник Саратовского Епархиального миссионера. В 1890 году рукоположен во диакона. В 1891 году посвящен во священника. В 1894 году – Самарский епархиальный миссионер. В марте 1909 года перешел на епархиальную службу в Полоцкую епархию, где определен священником Витебской Рынково-Воскресенской Церкви. В том же месяце назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории. С 1910 года – противо-раскольнический миссионер Оренбургской епархии. 14 дек.1914 года хиротонисан во епископа Кустанайского, вик. Оренбургской епархии. По рукописным данным, хиротонию совершали: епископ Мефодий Оренбургский с епископом вик. Дионисием в г.Оренбурге. С 24 марта 1916 года – епископ Челябинский. Участник Священного Собора 1917/1918 гг. в Москве, на котором был секретарем Соборного епископского совещания. С 19 марта 1918 года – епископ Полоцкий и Витебский по сентябрь 1918 г. С сентября 1918 года управлял Тверской епархией. С 1919 г. – епископ Тверской и Кашинский (правящий). С 1920 года – член Священного Синода. В 1922 году возведен в сан архиепископа. 24 марта 1924 года возведен в сан митрополита. С 18 мая 1927 года – постоянный член врем. Патриаршего Священного Синода. С 15 июня 1928 года – митрополит Саратовский. 1932–1933 гг. – участник зимней сессии. С II августа 1933 года – митрополит Казанский и Свияжский. 26 декабря 1934 года награжден правом предношения креста за богослужением. 15 ноября 1936 года уволен на покой. Скончался в 1938 году. Митрополит Серафим принадлежал к числу тех архиереев, которые в сентябре 1923 года еще верили в возможность соединения с обновленцами. По благословению Патриарха Тихона он, вместе с архиепископами Иларионом (Троицким) и Тихоном (Оболенским) сделали последнюю попытку достигнуть примирения и вели переговоры с обновленческим митрополитом Евдокимом, а в конце сентября 1923 года архп. Серафим на собрании двадцати семи епископов в Донском монастыре делал доклад о результатах переговоров. Результаты оказались неутешительными, – митр. Евдоким требовал отказа Патриарха Тихона от управления, – и епископы большинством голосов (при закрытой баллотировке) провалили проект соединения с обновленцами. При этом, во время прений, епископ Амвросий (Полянский), с неодобрением отметил, что докладчик называл вождя обновленцев Евдокима – Высокопреосвященнейшим Митрополитом. «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих Евдоким не митрополит, а бывший архиепископ”, – подчеркнул он.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Казанском кафедральном соборе г. Находки 19 сентября 2012 г. 14:39 19 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, пребывающий с Первосвятительским визитом в Приморской митрополии , посетил   Находкинскую епархию . В Казанском кафедральном соборе Предстоятель совершил чин малого освящения нижнего храма в честь преподобного Сергия Радонежского, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Вениамин! Досточтимый владыка Николай! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Владимир Владимирович, губернатор Приморского края! Уважаемый Олег Геннадьевич, мэр города Находки! Дорогие отцы, братья и сестры! Я с великой радостью взираю на этот храм с золотыми куполами, что вознесся над знаменитой Находкинской бухтой, над этим городом, и с особой радостью взираю на вас. Действительно, то, что сегодня происходит в Отечестве нашем, мы, может быть, в полной мере осознаем по прошествии многих лет. Народ наш поворачивается к Богу сердцем своим и умом своим. Может быть, еще не так энергично, как хотелось бы, — слишком много препятствий нам еще нужно преодолеть, в первую очередь внутри самих себя, чтобы этот разворот был естественным. Как цветок подсолнечника естественно поворачивается к солнцу, так и человек должен естественно обращать свой ум и сердце к Богу, потому что иначе не будет подлинных плодов. Плоды могут быть, как бывают плоды и у деревьев, находящихся в тени, но этим плодам далеко до образца и совершенства. Если человек желает развить все свои способности — умственные, нравственные, физические, если он хочет построить мирную, благополучную, справедливую жизнь, если он хочет воспитать своих детей и внуков, если он хочет сохранить свою страну, окружающий мир, природу, он должен идти за Богом, как цвет подсолнечника идет за солнцем. Запомните этот образ. Может быть, кто-то спросит: а что означает идти за Богом? Я скажу очень коротко: идти за Богом — значит помнить, что Бог всегда рядом с тобой, что Он видит твои дела и прозревает твои мысли, что Он гневается, когда ты совершаешь зло, когда ты совершаешь гадкие безнравственные поступки, в результате которых страдаешь сам и страдают твои родные и близкие.

http://patriarchia.ru/db/text/2479066.ht...

Тамбовский Казанский мужской монастырь был образован вскоре после основания города Тамбова в 1636 году (точная дата неизвестна). В нем епископ Феофил (Раев) рукоположил во иеромонаха преподобного Серафима Саровского. Монастырь был закрыт в 1918 году. Пятиглавие Иоанно-Предтеченского храма, монастырская колокольня, стена с башнями, некрополь и другие строения обители были разрушены в годы гонений. После крестьянского восстания на территории Казанского монастыря проводились расстрелы. Позже в советское время в Казанском соборе находился государственный архив. В 1990-е годы Казанский и Предтеченский храмы и архиерейский дом были возвращены епархии. В 2004 году впервые за 85 лет в монастыре мною совершен монашеский постриг трех клириков епархии. Казанский собор отреставрировали и освятили в 2007 году. В 2010 году епархии переданы келейный корпус, здание духовной консистории, средняя школа. В 2014 году завершено воссоздание Иоанно-Предтеченского храма и 107-метровой колокольни, ставшей украшением города и его доминантой. Колокольня освящена Святейшим Патриархом Кириллом в 2014 году. Тамбовский Вознесенский женский монастырь был основан в 1690 году святителем Питиримом. Первой настоятельницей обители стала его родная сестра игумения Екатерина. Монастырь, в котором было три храма, закрыли в 1929 году. Вознесенский собор и стену обители разобрали, некрополь уничтожили. В 1988 году полуразрушенный храм в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» передали епархии, а в 1997 году построили крестильный храм в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 2006 году в обители мною была пострижена в монашество Ковылова Нина Павловна с наречением имени Тавифа. В этом же году Священный Синод назначил ее настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. В 2011 году она стала первой игуменией возрожденного монастыря. В 2014 году на историческом месте возведен Вознесенский собор. В крипте под собором сохранился склеп монахини Миропии (Аденковой), которая в 1812 году прибыла в Вознесенскую обитель из московского Зачатьевского монастыря с Казанской иконой Божией Матери. Позднее этот чудотворный образ передали в Вышенский монастырь, и он получил название «Вышенский». Святейший Патриарх Кирилл освятил Вознесенский собор в ходе своего визита в Тамбовскую епархию в 2014 году. Во время богослужения Его Святейшество наградил игумению Тавифу крестом с украшениями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5031785...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 5 Священномученик Александр (Трапицын) В 1920 году архиепископ Тихон (Василевский) отправляется на место своего нового назначения – в Воронежскую епархию. Позже он вернулся на Симбирскую кафедру, только уже в качестве обновленческого митрополита. Между тем архиепископ Вениамин, который все еще числился Симбирским преосвященным, по благословению Патриарха Тихона был назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. На Симбирскую викарную Алатырскую кафедру был назначен епископ Гурий (Степанов). Епископ Гурий был выпускником Казанской духовной академии, доктором церковной истории, специалистом по буддизму. Он стал последним ректором Казанской академии. На Алатырской кафедре он пребывал около полугода. После чего начались постоянные переезды, аресты. В 1925 году он проходил по одному делу вместе с митрополитом Петром (Полянским). В 1926–1928 годах был в заключении на Соловках. Расстрелян в Новосибирске в 1937 году. В сентябре, после отъезда епископа Гурия, на Симбирскую кафедру был назначен архиепископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын). Архиепископ Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 года. В 1888 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен надзирателем в Вятское духовное училище. Через год, 26 февраля 1889 года, рукоположен в сан священника, служил в Вятской Всехсвятской церкви . В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле у него умерла супруга . С 1897 года служил инспектором Вятской духовной семинарии. В 1900 году принял монашество, а уже в 1901 году иеромонах Александр был возведен в сан архимандрита и определен ректором Калужской духовной семинарии. 12 декабря 1904 года в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Александр хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Его хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи.

http://pravoslavie.ru/31261.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010