(Я. К. и.). О явлении и об обретении иконы Богородицы в Казани известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни свт. Ермогена , 1-го митрополита Казанского (впосл. патриарх Московский и всея Руси; † 1612), в бытность его священником казанской ц. свт. Николая Чудотворца при Гостином дворе. Повесть под названием «Месяца Июля в 8 день. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Явления образа иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном митрополитом Казаньским» завершена в 1594 г. и сохранилась в авторской рукописи (частично переписана писцами) (ГИМ. Син. 982) (СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 158-159, 161). Известны многочисленные списки Повести XVII-XIX вв., ее краткое изложение приводится в Прологах. Впервые Повесть издана под названием «Сказание о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы во граде Казани» (Каз., 1871), затем ее опубликовал казанский историк и миссионер прот. Евфимий Малов ( Малов. 1879. С. I-XV). В 1880 г. была напечатана авторская рукопись Повести, сверенная с оригиналом синодальным ризничим архим. Иосифом (Мат-лы для истории Русской Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г.//ЧОЛДП. 1880. Кн. 6. Отд. 3. С. 1-44). К 300-летию мученической кончины патриарха Ермогена в 1912 г. осуществлено фототипическое издание Повести с анализом ее почерков (Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресв. Богородицы: Ркп. Свят. патр. Гермогена/Предисл.: А. И. Соболевский. М., 1912), также Повесть вышла в переложении на рус. язык протопресвитера Успенского собора Московского Кремля Н. А. Любимова (Творения свт. Гермогена, патр. Московскаго и всея России: С прил. чина поставления патриарха. М., 1912. С. 1-34), существовало и издание лицевой Повести ( Постников П. П. Лицевое сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери. СПб., 1912; переизд.: Честь и Слава Богоматери. М., 1994. Вып. 4: Казанская икона). Впосл. Повесть неоднократно переиздавалась (Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. предания, чудеса и прославление/Сост., коммент. и ред.: Е. А. Смирнова. М., 1997. С. 41-58; переизд.: Свт. Ермоген, патр. Московский/Сост.: Е. А. Смирнова. М., 2005. С. 339-366; Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы//БЛДР. 2006. Т. 14. С. 24-53).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

262 Голубцов Александр Петрович (1860–1911) – историк Церкви, ординарный профессор МДА по кафедре церковной археологии и литургики. Один из основателей церковной археологии как церковной дисциплины. Возглавлял церковно–археологический музей МДА. 264 Ракин Леонид Иванович (родился в 1930 г.). Подростком познакомился с иеромонахом Дамаскином, проживавшим в г. Сыктывкаре. В 1955 г. посетил свт. Афанасия в пос. Петушки. С 1960 г. был старостой Казанской церкви в г. Кочпон Коми АССР. 281 «Азиатами» свт. Афанасий называл живущих в Средней Азии своих близких духовных чад – о. Федора Семененко и его семью, о. Василия Евдокимова и его матушку Татьяну Давидову и о. Сергия Никитина. 292 Имеется в виду драматическая трилогия А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). 293 Владыка ошибся в подсчете. Он находился в заключении сверх срока с 9 ноября 1951 г. по 7 марта 1955 г., т. е. 3,5 года. 294 В храме Свт. Николая на Маросейке в Москве находится чтимая Феодоровская икона Божией Матери. 297 Имеется в виду будущий епископ Стефан (Никитин Сергей Алексеевич; 1895–1963). По специальности врач, окончил медицинский факультет Московского университета. В 1920–1930 гг. – староста храма Свт. Николая в Клённиках на ул. Маросейка в Москве. В 1930 (1931?) г. арестован. Приговорен к 3 годам заключения. Находился в Красновишерском лагере. После 1933 г. врач медицинского учреждения в пос. Карабаново, затем в г. Струнино Ивановской Промышленной области. Тайно рукоположен во иерея свт. Афанасием. Во второй половине 1940–х гг. клирик церкви в г. Курган–Тюбе, затем в г. Ленинабаде. С 1953 по 1955 г. служил в церкви г. Самарканда, затем в г. Ташкенте. Возведен в сан протоиерея. Был старшим священником Тихвинского женского монастыря в г. Днепропетровске; духовником сестер Тихвинского женского монастыря. Пострижен в мантию. Переведен в г. Минск, архимандрит. 2 апреля 1960 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии; назначен председателем хозяйственного отдела Московской Патриархии. Служил в Ризоположенском храме в Москве. С 9 апреля 1962 г. уволен на покой по болезни. С 19 июля 1962 г. временно управляющий Калужской епархией. Скончался во время произнесения проповеди на Божественной литургии в Георгиевском кафедральном соборе в г. Калуге. Погребен у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово, Подольского р–на Московской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Сизьма. Церковь Николая Чудотворца. Николо-Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Современное местоположение: с. Сизьма, Шекснинский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Большесиземская Николаевская церковь, 1870 года, каменная. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Построена по разрешению епархиального начальства от 28 августа 1864 г. Разрешение было дано на строительство в Большесиземском Николаевском приходе Вологодского уезда вместо двух существующих деревянных ветхих церквей новой каменной одноэтажной церкви с каменной колокольней. Во вновь устроенном каменном тёплом храме придел во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанн Златоустого освящён 8 ноября 1871 г. Новоустроенный каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца освящён 13 октября 1874 г. Местоположение: на 1859 год - казённое село Сизма большая, во 2-м стане Вологодского уезда, при ручье Козьем. Библиография: ВЕВ. - 1864, с. 21; 1872, с. 6; 1874, с. 389. Список населенных мест по сведениям 1859 года. - VII: Вологодская губерния. - С. 45. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 110, 190. Православные приходы и монастыри Севера Первые упоминания о церкви Николая Чудотворца в селе Сизьма имеются в древних писаниях 1460 года. Новый каменный храм возведен на внушительные средства торговых купцов в XIX веке. 18-метровая колокольная звонница состояла из 13 колоколов, а самый большой из них, весом 110 пудов, был куплен Дмитрием Веселовским в 1892 году. Храм был закрыт и разорен в 1937 году, а затем превращен в зерносклад. В 1960 -1980-х годах в здании храма находился сельский клуб. По инициативе верующих в конце 1980-х годов начались восстановительные работы. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Комментарии и обсуждение После войны, церковь утратила свой статус: сначала в ней был склад зерна, а затем клуб, где проводились музыкальные вечера. 22 июня 2007. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06437

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (старообрядческая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Губине Орехово-Зуевского р-на Московской обл.) Губинская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (старообрядческая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Губине Орехово-Зуевского р-на Московской обл.) чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ), названа по дер. Губинской Покровского у. Владимирской губ. (совр. с. Губино Орехово-Зуевского р-на Московской обл.), хранится в старообрядческой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Губине. В нач. XVIII в. жители дер. Губинской, чтобы прекратить эпидемию моровой язвы, решили заказать Казанскую икону Божией Матери , для чего в близлежащую Гуслицу , славившуюся иконным письмом, были отправлены 2 посланника. На полпути им встретился мастер, пообещавший написать образ. Долгое время от него не было вестей, и губинцы вновь отправили односельчан за иконой. На прежнем месте они встретили того же мастера, к-рый передал образ и, не взяв платы, исчез. Икону поместили в Губинской моленной, где она находилась до 1847 г., когда моленная была повреждена пожаром. Список чудотворной Губинской иконы Божией Матери. 1899 г. (старообрядческая ц. во имя свт. Николая в с. Устьянове Орехово-Зуевского р-на Московской обл.) Список чудотворной Губинской иконы Божией Матери. 1899 г. (старообрядческая ц. во имя свт. Николая в с. Устьянове Орехово-Зуевского р-на Московской обл.) Г. и. прославилась в Гуслице и близлежащих селениях после чудесного избавления от холеры дер. Слободищи Богородского у. (ныне дер. Слободище Орехово-Зуевского р-на). Глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец и сообщал, что для прекращения эпидемии надо поехать в дер. Губинскую, взять там икону Божией Матери и отслужить перед ней молебен. Уста девушки чудесным образом разверзлись, и она рассказала о видениях. Когда Г. и. привезли в Слободищи и начали служить молебен, поднялся вихрь, вскоре эпидемия прекратилась, мн. больные исцелились. В 40-50-х гг. XIX в. усилились преследования старообрядцев властями, и образ тайно перевозили из Губинской в др. деревни, укрывая на дне телеги.

http://pravenc.ru/text/168229.html

Хочу поделиться одним важным для меня наблюдением. Прежде случалось, что в Великорецкое паломничество мы ходили с большим количеством друзей – единомышленников. Теперь же в крестном ходе нас было только трое из прежней компании. Но, когда я собиралась отправиться на Великую, созванивалась с друзьями-крестоходцами, то все просили молитв. Я, по силам, поминала каждого. Как же меня удивило, когда я увидела в крестном ходе многих из тех, с кем я прежде шла и кто остался дома. Конечно, я понимаю, что это обман зрения, что так работает психика. Но, тем не менее, мне радостно было думать о том, что дорогие сердцу крестоходцы своим образом, частичкой сердца присутствуют в молитвенном шествии. Великорецкий крестный ход уже более 600 лет идёт по нашей земле, по России. Он как «Бессмертный полк» - бессмертный крестный ход. Это своего рода христианское боевое братство. Ведь крестоходцы, преодолевая физические лишения, борются и со своими привычками и страстями. Думаю, не мне одной шагающая в грязи колонна крестного хода с рюкзаками и пенками под пленками и дождевыми накидками напоминает солдат-пехотинцев на марше. На одной из переправ через вздувшиеся от ливней речки, когда женщины пошли вброд по колено в холодной воде, вспомнился рассказ мамы о бабушке, работавшей во время войны на сплаве леса по Пинеге. Как та вылавливала плывущие бревна, стоя по пояс в ледяной воде, и длилось это не день, а несколько лет. Вспоминаешь и становится неловко за свое внутренне нытье. Ободряешься, оглядываешься и понимаешь, что ты и те, кто идет рядом, и те, кто когда-либо шел на Великую и молился святителю Николаю – сродни боевому братству. Мы, крестоходцы, - Великорецкий бессмертный крестный ход! 6 июня, праздник на Великой, шествие на водосвятие с иконой свт. Николая Невеликая Великая река в районе явления иконы свт. Николая Земное и небесное – праздничная ярмарка у стен Великорецкого монастыря Часовня на источнике у места явления иконы свт. Николая Третий день ВКХ. Подход к Казанскому храму в Горохово

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/15/ve...

Лаврентий Калужский. Гравюра. 1892 г. В XVIII в. характер изображения Л. (одежды и тип лика) не менялся, но фронтальные образы святого, как на иконе в ц. вмч. Георгия «что за верхом», более не встречаются. В 3/4-ном повороте в молении к Спасителю Л. представлен на правом поле Казанской иконы Божией Матери, написанной в Калуге Романом Родионовым (1703, ГИМ; подпись: «Святой юродивый Лаврентий Колужский», на левом поле - образ прп. Тихона Ярославского). В стенной росписи калужского храма вмч. Георгия «что за верхом», выполненной в 1766-1767 гг., изображение Л. помещено на откосе окна сев. стены храма, на противоположном откосе - кн. Семен Калужский. К 1-й пол. XIX в. в иконографии святого появляются изменения, вызванные почитанием Л. не только как блаженного, но и как основателя Лаврентиева калужского в честь Вознесения Господня мон-ря. Так, на иконе из Тихвинского придела ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке в Калуге (кон. XVIII в.) Л. изображен рядом с мон-рем; показаны сооружения обители после перестройки в 1790 г. (110×58 см; Пуцко. 1993. S. 536. Il. 7). В руках святого свиток, на к-ром воспроизведена надпись, известная по древней иконе Л. из ц. вмч. Георгия «что за верхом». Аналогичное изображение представлено на иконе кон. XIX в. из ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке (13,6×11,2 см; в окладе; см.: Там же. Il. 9). На нек-рых иконах 2-й пол. XIX в. образ Л. утратил характерные черты иконографии: вместо шубы на нем монашеская мантия, на шее - завязанный узлом белый плат. Так изображен Л. на упомянутой иконе кон. XIX в. из ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке. На иконе «Святые Лаврентий и Тихон Калужские в молении Пресв. Богородице Калужской» (XIX в., КХМ) и на поле иконы «Вознесение Господне» московского мастера А. С. Рогожкина (написана по заказу калужского городского совета в 1870; КХМ) меняются состав одежд и положение рук Л.: он изображен без атрибутов, руки крестообразно сложены на груди. На ряде икон Л. представлен как прп. Артемий Веркольский, в белых портах и рубахе, с топором на плечах, без шубы и мантии ( Пуцко.

http://pravenc.ru/text/2462449.html

В это же время, т. е. в конце XVIII века, Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Это была тяжелый, критический период... Но Всеблагой Отец Небесный не оставил ее Своею милостью, возбудив к усердию сердца добрых людей. Ревнуя о славе Божией, прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного. Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душой святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года. В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, – освящен был 4 октября 1803 года. Можно видеть, что новый Космодамианский храм строился в течение 12 лет. В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.

http://sobory.ru/article/?object=02008

Чудотворная Казанская икона Божией Матери (Чимеевская) в Казанском Чимеевском муж. монастыре в с. Чимеево Белозерского р-на; св. источник в Свято-Казанском Чимеевском муж. монастыре; чудотворная икона Божией Матери (Абалакская) в Куртамыше; чудотворная икона свт. Николая в с. Утятское Притобольного р-на; Порт-Артурская икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» в пос. Мишкино; икона Божией Матери «Целительница» в кафедральном соборе св. Александра Невского в Кургане; мощи прп. Далмата Исетского и св. источник в Успенском Далматовском муж. монастыре; мощи сщмч. Аркадия Боровского в жен. Боровском мон-ре Похвалы Пресв. Богородицы; частица мощей св. блгв. вел. кн. Александра Невского в кафедральном соборе св. Александра Невского в Кургане; частицы мощей мч. Виктора Дамасского, вмц. Варвары, свт. Николая Мирликийского в Богоявленском соборе в Кургане; частицы мощей преподобных Петра и Февронии в приделе преподобных Петра и Февронии Богоявленского собора в Кургане. Крестные ходы В Успенский Далматовский муж. мон-рь на поклонение мощам прп. Далмата Исетского (ок. 270 км); в Казанский Чимеевский муж. мон-рь на поклонение Чудотворному образу Божией Матери Чимеевской (ок. 100 км); к чудотворному образу свт. Николая (ок. 35 км); по улицам Кургана - в День Победы, в Дни славянской письменности и культуры и в День города; детский крестный ход в день памяти прп. Сергия Радонежского от храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в с. Кетове до храма прп. Сергия Радонежского в с. Лесникове Кетовского р-на. Монастыри Действующие: Далматовский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (мужской, в г. Далматово, основан в 1644, в 1930 закрыт, возрожден в 1992); Верхнетеченский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастырь (женский, в с. В. Теча Катайского р-на, основан в 1680, закрыт в 1924, в 1995 возрожден); Боровский Похвалы Пресв. Богородицы мон-рь (женский, в с. Боровском Катайского р-на, преобразован из прихода в 2000); Чимеевский Казанский мон-рь (мужской, в с. Чимеево Белозерского р-на, преобразован из прихода в 2002). Архиереи бывш. Курганской и Шадринской епархии

http://pravenc.ru/text/2462281.html

Нефтяники водрузят на буровой вышке в Заполярье икону Николая Чудотворца Нарьян-Мар, 10 мая 2016 г.      17 мая 2016 года по просьбе руководства и сотрудников нефтедобывающей компании «Восток-НАО» освящено Янгарейское месторождение, расположенное на северо-востоке Большеземельской тундры и представляющее собой особо сложный участок для проведения буровых работ, сообщает пресс-служба Нарьян-Марской епархии . Сектор, в котором осуществляется бурение, находится в 30 километрах от западных отрогов Полярного Урала, гор, которые разделяют два континента: Европу и Азию. Вылетев в 8 часов утра из Нарьян-Мара, вертолет с нефтяниками (руководство «Восток-НАО») и епископом Нарьян-Марским и Мезенским Иаковом, которого сопровождал клирик Нарьян-Марской епархии диакон Роман Тулакин, приземлился на площадке возле буровой Янгарейского участка через 3,5 часа полета. Епископ и диакон доставили на дальнюю буровую древнюю икону Свт. Николая Мирликийского Чудотворца, с которой епископ самой северной епархии Русской Православной Церкви освящал Северный Полюс (сентябрь 2012 г.) и Северный морской путь (сентябрь 2013 г.) Совершив освящение месторождения и молебен о даровании помощи свыше изыскателям и добытчикам богатств недр российского Севера, епископ благословил нефтяников и передал мастеру буровой в молитвенный дар иконы Богородицы Казанской и Святителя Николая – покровителя Русской Арктики. Образ Николая Чудотворца будет установлен на буровой вышке, а икона Богородицы – в столовой (отныне трапезная), где каждый нефтяник, вкушая хлеб насущный, бывает не однажды в день. Еще одна икона Свт. Николая водворится в вагончике супервайзера – раба Божия Олега, осуществляющего полный контроль проводимых работ. В тот же день борт благополучно возвратился в Нарьян-Мар.      Фото: orthodox-arctica.ru 10 июня 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/94132.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Освящение Храма свт. Николая в Пыжах (видео) 12.11.2013 Рубрика: Церковь 27 сентября 2013 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Чудотворца в Пыжах г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. Предстоятель Русской Церкви освятил центральный престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского (Тамбовская митрополия). Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Николай Кречетов, благочинный Замоскворецкого округа г. Москвы; протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство г. Москвы. Пели хор храма святителя Николая в Пыжах (регент — Светлана Гайдабура) и хор Тобольской духовной семинарии (регент — протоиерей Игорь Хмелев). От лица духовенства и прихожан Святейшего Владыку приветствовал настоятель храма протоиерей Александр Шаргунов, преподнесший Предстоятелю Русской Церкви список Казанской иконы Божией Матери. Два града Свежие записи Рубрики Свежие комментарии Архивы Архивы Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 © 2024 Moral.Ru

http://moral.ru/hram/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010