Свт. Макарий, митр. Московский, беседует с патриархом свт. Тихоном. Клеймо иконы «Свт. Макарий, митр. Московский, с житием». 2012 г. Иконописец Е. А. Бирючевская (Богоявленский собор, Томск) Свт. Макарий, митр. Московский, беседует с патриархом свт. Тихоном. Клеймо иконы «Свт. Макарий, митр. Московский, с житием». 2012 г. Иконописец Е. А. Бирючевская (Богоявленский собор, Томск) Оставаясь в Николо-Угрешском мон-ре, М. вел аскетичную монашескую жизнь, проводя дни в трудах и молитве. Вставал он рано и до обедни работал. Никогда не пропускал службы в домовой церкви, в к-рой ежедневно служили всенощную и обедню. Парализованный, он сидел в кресле, к-рое завозили в алтарь. 16 мая 1924 г. состоялась первая после освобождения из-под ареста поездка патриарха Тихона в Николо-Угрешский мон-рь. 21 авг. 1924 г. он прибыл в обитель для совершения всенощного бдения под праздник явления иконы свт. Николая. В этот день в архиерейских палатах обители состоялось свидание патриарха с М. Участники этой встречи были сфотографированы. В 1925 г., после закрытия Николо-Угрешского мон-ря под предлогом расширения размещенного там детского дома и недопустимости соседства правосл. церкви с детским учреждением и изъятия архиерейских палат, старец-митрополит жил в доме М. П. Трагейм в близлежащем с. Котельники (ныне город) рядом с Люберцами, где и скончался от воспаления легких на 91-м году жизни. Три игумена, одним из к-рых был келейник святителя Аркадий, облачили тело. 19 февр. 1926 г. архиеп. Бийский Иннокентий (Соколов) возглавил в Казанском храме с. Котельники литургию и отпевание. Всего же в последний путь «апостола Алтая» проводили 7 архиереев и 79 священнослужителей (Там же. С. 243). Похоронен М. был в ограде церкви с. Котельники. В тот же день о смерти М. узнали в Томске. Утром 19 февр. на протяжении 3 часов над городом раздавались удары в большой соборный колокол, перемежавшиеся ударами в било. Томичи приходили в собор и, узнав о кончине М., оставались молитвенно почтить своего Святителя.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

Вся земля, скот и проч. имущество у монастыря были отняты. В том же году совхоз был ликвидирован, а все бывш. монастырское имущество, по свидетельству настоятеля игум. Варлаама, включая самую ничтожную мелочь, увезено. Огромное значение имели крестные ходы с монастырской чудотворной иконой свт. Николая. Так, в окт. 1921 г. икону переносили крестным ходом в Филаретову жен. общину в Устюжну. Ее торжественно встречало все духовенство, под колокольный звон образ вносили в еще действовавший собор Рождества Пресв. Богородицы. В 1921-1923 гг. икону принимали Колоденская и Дмитриевская волости Череповецкого у. Последний раз общине верующих М. м. было разрешено провести крестный ход 10 июня 1924 г. в Филаретову пуст. Незадолго до этого, в ночь на 31 нояб. 1923 г., из монастырского собора неизвестные злоумышленники похитили серебряную ризу с образа свт. Николая, ободрали с 3 Евангелий серебряные оклады, украли ковчег с дарохранительницей, потир, дискос, звездицу, лжицу, ковш и 2 креста. К 1924 г. в обители проживали настоятель Варлаам и 5 чел., богослужения в храмах совершали до нояб. 1929 г. В сент. 1929 г. на пленуме уездного комитета ВКП(б) был рассмотрен вопрос «о положении обители». В нояб. того же года мон-рь был закрыт, к 1944 г. монастырские здания снесли или перестроили. Чудотворную икону свт. Николая передали в приходскую моденскую Преображенскую ц., в 30-х гг. XX в. икона поступила в собрание Устюженского краеведческого музея, в 2004 г. передана в Вологодский филиал ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря для консервационно-реставрационных работ. С 1998 г. на территории монастыря располагается детский лагерь - привалочная база «Форт Янтарь» санатория «Янтарь Плюс». Часть территории мон-ря занимают жилые дома с. Модно. 19 дек. 2014 г., в день памяти свт. Николая, в помещении Богородице-Рождественского собора был отслужен молебен, а из фондов музея выставлены для свободного доступа верующих 2 святыни: чудотворные икона свт. Николая Чудотворца и Устюжская Казанская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2563912.html

В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. в стилистических традициях, восходящих к Гурию Никитину, были расписаны церкви: Спасо-Преображения за Волгой в Костроме (кон. XVII в.; предположительно под рук. Василия Козмина, см. в ст. Козьмины ), ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе в Костроме (1735, под рук. Федора Логинова) и приписанная к ней Феодоровская часовня на Святом оз. (предположительно те же мастера), свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском Красносельского р-на Костромской обл. (1736), прп. Сергия Радонежского в Костроме (1742, не сохр.). Серьезную конкуренцию костромским стенописцам в XVIII в. составили ярославские артели монументалистов, активно работавшие на костромских землях. Если в 1-й пол. XVIII в. случаи заказа им росписи храмов единичны (напр., ц. Рождества Пресв. Богородицы в посаде Б. Соли (с 1938 с. Некрасовское Ярославской обл.), 1710-1711, артель Федора Игнатьева), то с середины столетия они приобрели массовый характер. В новой стилистике барокко ярославцами были расписаны: ц. свт. Николая в Нерехте (1768-1769, артель Афанасия и Ивана Шустовых); Владимирская ц. в Нерехте (1775, предположительно, артель Михаила Соплякова); Успенский собор в Костроме (1775-1778 и 1788 (галерея), не сохр.); Казанский собор в Нерехте (1780); ц. Воскресения в Пучеже (1789, не сохр., снятые фрагменты - в ЦМиАР) и др. Сцены житийного цикла свт. Николая Чудотворца и Сказания об Игрицкой иконе Божией Матери. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском. 1736 г. Сцены житийного цикла свт. Николая Чудотворца и Сказания об Игрицкой иконе Божией Матери. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в с. Сидоровском. 1736 г. Редкие работы того же времени, исполненные немногочисленной костромской артелью, возглавляемой братьями Иваном и Лукой Носковыми, отличает архаичность стиля и одновременно оригинальный программный замысел (Троицкая ц. в с. Красном Сумарокове близ Нерехты, 1768; ц. арх. Михаила в Костроме, 1775, не сохр.). Приверженность эстетике классицизма очевидна в росписях Успенской ц. в с. Тетеринском близ Нерехты (1799) и Ильинской ц. в с. Яковлевском близ Костромы (1816); сведений об авторстве не имеется.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

д. Сергиево-Посадское отд-ние Московского епархиального братства во имя свт. Алексия (председатель отд-ния - ректор МДА Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) ) содержало школу-приют «Союз детей», где преподавали воспитатели и студенты МДА. При духовных учебных заведениях учреждались Б. п. для поддержки нуждающихся студентов и воспитанников (выделялись средства на лечение, на оплату обучения, книг, проезда до дома и т. д.). При МДА действовало братство во имя прп. Сергия (с 1880), при С.-Петербургской ДС - во имя св. ап. Иоанна Богослова (с 1900) и др. Мн. Б. п. преследовали задачу просвещения взрослых посредством собеседований при храмах, организации народных чтений, распространения книг, брошюр и листков. За 1891 г. 58 Б. п., занимавшихся издательской деятельностью, продали 66 6371 и бесплатно распространили 491 594 книги, брошюры и листка. Крупнейшими издателями и распространителями правосл. лит-ры были Б. п.: Петропавловское в Орловской епархии, в честь Казанской иконы Божией Матери в Тамбовской епархии, во имя ап. Андрея в Херсонской епархии, Московское во имя свт. Петра, во имя свт. Николая в Минской епархии, Казанское во имя свт. Гурия. Книги распространялись через церковных старост, приходские лавки, специальные братские склады и б-ки или братчиков-книгонош. К нач. 1891 г. действовало 507 братских б-к и 485 книжных складов. Крупнейшим учредителем б-к к тому времени являлось Александро-Невское братство Владимирской епархии (286 б-к и 125 складов). Деятельность мн. Б. п. имела миссионерскую направленность. В 1909 г. Святейший Синод рекомендовал епархиальным архиереям оказывать особую поддержку миссионерской работе Б. п. Крупнейшими противораскольническими братствами являлись Московское во имя свт. Петра (учреждено в 1872), Вятское во имя свт. Николая (с 1882) и братство во имя свт. Димитрия Ростовского в Томской епархии (с 1884). В 1892 г. братство свт. Петра напечатало ок. 120 тыс. экз. противостарообрядческих брошюр и книг, в печатном органе братства ж. « Братское слово » публиковались полемические статьи.

http://pravenc.ru/text/153359.html

Для осуществления своих проектов игум. Анастасий планировал перестроить небольшой мон-рь и увеличить число насельников. К 1903 г. в обители проживало ок. 50 чел., в т. ч. 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 мантийных монаха. Братия имела смешанный национальный состав: помимо русских в обители подвизались 15 марийцев, 2 удмурта, чуваш. В 1903 г. игумен составил грандиозный план (со сметой до 240 тыс. р.) строительства 2-этажного собора, колокольни со св. воротами и др. зданий. 13-14 сент. 1903 г. временно управляющий Уфимской епархией Балахнинский еп. Нестор (Фомин) осуществил закладку каменного многопрестольного собора в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя свт. Николая Чудотворца, свт. Тихона Задонского, новопрославленного прп. Серафима Саровского, в честь Воскресения Христова. При этом на место буд. храма была принесена Берёзовская икона свт. Николая. Летом 1904 г. началось строительство, а 5 июля 1909 г. Уфимский еп. Нафанаил (Троицкий) освятил в честь Воскресения Христова главный престол нижнего храма в строящемся соборе. По замыслу строителей нижний храм должен был стать усыпальницей; в день Пасхи крестный ход из верхнего храма, главный престол которого предполагалось посвятить Казанской иконе Божией Матери (по др. сведениям, прп. Серафиму Саровскому), сходил бы в нижний, возвещая и «сущим во гробех» радость Воскресения. В освящении участвовал и ректор Уфимской ДС архим. сщмч. Мефодий (Краснопёров) . Вел. кнг. Елисавета Феодоровна с клириками Уфимской епархии и братией мон-ря. Фотография. 1910 г. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна с клириками Уфимской епархии и братией мон-ря. Фотография. 1910 г. Строительные работы требовали больших затрат. На пароходной пристани была поставлена монастырская часовня, где пред копией Берёзовской иконы свт. Николая для пассажиров служились молебны, пожертвования от к-рых летом приносили до 1500 р. В 1905 г. мон-рю было выделено казной к имеющимся 150 дес. еще 147 дес. лугов. Свое пожертвование прислал прот. Иоанн Кронштадтский . Среди благотворителей К.-Б. м. были и житель Николо-Берёзовки земский начальник С. В. Мацнев с супругой. На средства семьи Мацневых содержались школьный учитель и 15 учеников. Сарапульский купец Н. В. Смагин в 1909 г. пожертвовал 3 тыс. кирпичей, 100 пудов хлеба и 1950 р., в 1911 г.- 100 пудов ржаной муки. В 1909 г. купец г. Тетюши Казанской губ. А. И. Пушков пожертвовал 200 р. на мон-рь и 200 р. на содержание учеников школы. Свящ. Феодор Комаров пожертвовал 40 р. в виде ежегодной стипендии на содержание одного из учеников миссионерской школы. Тем не менее средств на строительство мон-ря и развитие миссионерского дела не хватало.

http://pravenc.ru/text/1470151.html

и. предание связывает чудо исцеления в 1695 г. свт. Питирима от тяжелого недуга ( Молчанов. 1914. С. 122). С того времени началось почитание К. Т. и. как чудотворной. Она «посетила много домов в городе и за городом и осушила не мало слез у разного рода несчастных» ( Хитров. 1861. С. 309). Истечение слез от К. Т. и. явилось предзнаменованием последовавших за ним значительных перемен в стране и в Тамбовской епархии. Весной 1695 г. строительство каменной соборной церкви было приостановлено. Тамбов тогда стал местом сбора войск, готовившихся к походу на Азов. В 1-ю военную экспедицию, неудачную, рус. полки выходили из 2 пунктов: с царем Петром Алексеевичем - из Москвы, с ген. П. Л. Гордоном - из Тамбова. При подготовке ко 2-му походу, 1696 г., были мобилизованы все средства юга Руси; даже церкви были привлечены к строительству Азовского флота. Тамбовского епископа обязали возводить в Воронеже на средства епархии галеры, поэтому денег на окончание каменного собора в Тамбове не было. В недостроенном церковном здании свт. Питирим до своей кончины в 1697 г. успел освятить придел во имя свт. Николая. Правление Петра I началось с гос. реформы, в результате к-рой было упразднено Патриаршество, а 15 мая 1701 г.- Тамбовская епархия (вновь открыта в 1758). В 1738 г. деревянные соборы в Тамбове были разобраны; их материал использовали на достройку каменной соборной церкви (Там же. С. 271). К. Т. и. была перенесена в иконостас придела свт. Николая нижнего храма. Собор был достроен в камне лишь в 1799 г., при еп. Тамбовском и Пензенском Феофиле (Раеве). В 1861 г., при еп. Тамбовском и Шацком свт. Феофане Затворнике (Говорове), К. Т. и. по-прежнему хранилась в кафедральном соборе, где также находилось живописное «Распятие» с предстоящими Божией Матерью и св. ап. Иоанном Богословом, написанное, по преданию, свт. Питиримом. К. Т. и. имела новую серебряную позолоченную ризу чеканной работы «с венцами в лучах»; венцы на Божией Матери и Младенце Иисусе были унизаны стразами, топазами и бирюзой; звезда на убрусе Богородицы выложена стразами и украшена искусственным бриллиантом, звезда на плече украшена аметистом. Икона помещалась под стеклом в деревянной резной позолоченной раме (Там же). На рубеже XIX и XX вв. К. Т. и. нек-рое время хранилась в верхнем храме ( Фиксен. 1904. С. 107).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Вещи свт. Димитрия, хранившиеся в Спасо-Иаковлевском мон-ре в Ростове. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) Вещи свт. Димитрия, хранившиеся в Спасо-Иаковлевском мон-ре в Ростове. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) Во 2-й пол. XVIII в. во имя Д. было освящено неск. приделов в московских храмах, часть - непосредственно после канонизации святителя: в ц. Похвалы Богородицы в Очакове (построена в 1757-1759), в храмах во имя мч. Иоанна Воина на Якиманке (придел освящен в 1760), свт. Николая в Звонарях (храм освящен в 1781), свт. Николая на Трех Горах (в Нов. Ваганькове, храм построен в 1762-1775), прп. Симеона Столпника за Яузой (храм построен в 1798), прп. Симеона Столпника на Поварской ул. (придел освящен во 2-й пол. XVIII в.), Св. Троицы в Хохлах (придел освящен во 2-й пол. XVIII в.). Одним из ранних посвящений святителю является храм в Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-ре в с. Вадинск Пензенской обл., построенный в 1762 г. 26 авг. 1874 г. было открыто ДУ в Ростове Ярославской губ., в честь Д. названное Димитриевским (ныне Ярославское ДУ). В 1883 г. в Ярославле было основано братство во имя Д., такое же братство существовало в Тобольске. В Сибири действовали храмы во имя Д., в частности в Барнауле (освящен в 1831), в 1994 г. Д. был посвящен восстановленный бывш. Казанский собор в Бийске. Свт. Димитрий Ростовский. Шитый покров. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) Свт. Димитрий Ростовский. Шитый покров. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) В 1761 г. по указу имп. Елизаветы Петровны строившаяся на Дону крепость была наименована крепостью Св. Димитрия Ростовского (ныне Ростов-на-Дону). Д. считают покровителем Донской земли. К 250-летию Ростова-на-Дону (1997) в городе был воздвигнут памятник святителю (скульптор В. Г. Беляков). С 90-х гг. XX в. в Ростовской и Новочеркасской епархии РПЦ создаются храмы во имя Д. На нижнем этаже Иверского храма в ростовском в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-ре (основан в нач. XX в., возобновлен в 1991) освящена ц. во имя Д. (не существовала в нач. XX в.). С марта 2006 г. посвященный Д. храм строится в г. Сальске Ростовской обл. При ростовском кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы с 1996 г. проводятся ежегодные Димитриевские образовательные чтения.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Ч. 2. С. 71, 158), образ свт. Николая Чудотворца с др. святыми (традиционно он относился к 1500 г.; после раскрытия реставраторами датировка изменена на XIII в.; ныне в ГРМ: Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. Кат. 1), сребропозлащенный крест 1627 г. с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия Солунского и «трости» прп. Антония Римлянина (крест пожертвован игум. Леонидом), сребропозлащенный крест 1664 г. (вклад архим. Киприана), деревянный посох Новгородского свт. Моисея с железным наконечником. В соборе находились частицы мощей свт. Моисея (принесены в мон-рь 12 мая 1693, при архим. Никодиме) и вмц. Евфимии Всехвальной (принесены в обитель в апр. 1788 из Евфимиева мон-ря в Плотниках). Имелись колокола 1568, 1588 и 1589 гг. и 2 колокола 1678 г. ( Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 2. С. 282-283, 288-289). Известно также, что до 1917 г. в храме свт. Василия Великого в дер. Чернавино (ныне дер. Б. Чернавино Волховского р-на Ленинградской обл.) хранился серебряный вызолоченный напрестольный крест с частицами «трости» прп. Антония Римлянина и гроба прп. Александра Свирского. Согласно надписи на его лицевой стороне, крест был «сделан» 21 июня «лета 7172», т. е. в 1664 г., «в Ладогу, в Васильевской монастырь, повелением Духова монастыря архимандрита Киприана по своих родителех». По указу Новгородской духовной консистории в 1888 г. Свято-Духов собор был разобран и на его месте возведен одноименный храм (1892) - большая 2-этажная 4-столпная 3-нефная 3-апсидная постройка. На 2-м этаже имелись приделы в честь Рождества Христова и в честь Казанской иконы Божией Матери, на 1-м этаже - свт. Митрофана Воронежского и вмц. Евфимии Всехвальной. Собор был перекрыт многоскатной кровлей и увенчан 8-гранным световым барабаном со сферическим куполом. С зап. стороны к храму примыкал настоятельский корпус сер. XIX в. В 1910 г. к юж. фасаду трапезной Свято-Троицкого храма на пожертвования потомственного почетного гражданина В. Л. Морозова был пристроен трапезный корпус с приделом во имя св.

http://pravenc.ru/text/2577781.html

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Алферовская. Неизвестная часовня. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Устьянский район, д. Алферовская Координаты: 61.234297, 44.695785 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Архангельская обл., Устьянский р., д. Алферовская при впадении Мехреньги в Устью Николаевская Дмитриевская - приходская в Дмитриевской волости Вельского уезда. Престолы свт. Николая Мирликийского, Святой Троицы, иконы Божией матери «Казанская». Каменная, 1818 г. Часовни в деревнях Васильевская, Илатовская, Мехреньгская, Михалевская, Семеновская, Синицкая, Тарасовская, Целинская. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=122 Дмитриевская Николаевская церковь. Современное местоположение: д. Алферовская, Дмитриевское м/о, Устьянский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния. Приходские церкви находились в д. Алферовской села Дмитриевского, при реках Устье и Мехреньге. Николаевская церковь, 1818 года, каменная, одноэтажная, трёхпрестольная. Престолы свт. Николая Мирликийского, Святой Троицы, иконы Божией матери «Казанская». Возобновлённый тёплый храм во имя свт. Николая Мирликийского был освящён 15 февраля 1869 г. Новоустроенный придельный храм в честь Казанской иконы Божией Матери освящён 28 декабря 1871 г. Вторая церковь была приписной к Николаевской. Николаевская Илатовская церковь (д. Илатово), приписная. Деревянная. Построена тщанием прихожан Димитриевского Николаевского прихода деревень Илатовской и Михалевской с починками и Верюжского Введенского прихода деревень: Мурановской, Бритвинской и других. Престол во имя свт. Николая Мирликийского освящён 3 сентября 1905 г. Колокольня каменная, отдельная. Библиография: ВЕВ. 1869, с. 137; 1872, с. 112-113; 1905, с. 281-282. ИИАК. - Петроград, 1915. Вып. 59. С. 110. Список населенных мест по сведениям 1859 года: Вологодская губерния. - Санкт-Петербург, 1866. С. 83. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42303

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010